Научная статья на тему 'Влияние культурологической концепции личностно- ориентированной педагогики на развитие музыкально-педагогического образования'

Влияние культурологической концепции личностно- ориентированной педагогики на развитие музыкально-педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПЕДАГОГИКА / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крылова Александра Владимировна, Хевелев Алексей Александрович

В статье рассматривается проблема ориентации музыкального образования на принципы личностной педагогики, заложенные в отечественной системе воспитания музыкантов. Рассматриваются ее основные особенности, определившие направленность процесса обучения, анализируется тенденция усиления влияния культурологической концепции, трансформирующей корневые принципы личностно-ориентированной педагогики на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние культурологической концепции личностно- ориентированной педагогики на развитие музыкально-педагогического образования»

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ

УДК 37.036.5

А.В. КРЫЛОВА, А.А. ХЕВЕЛЕВ

ВЛИЯНИЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПЕДАГОГИКИ НА РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Крылова Александра Владимировна, доктор культурологии, кандидат искусствоведения, профессор кафедры теории музыки и композиции Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова (Ростов-на-Дону, Буденновский пр., 23), a.v.krilova@rambler.ru

Хевелев Алексей Александрович, и.о. доцента кафедры теории музыки и композиции Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова (Ростов-на-Дону, Буденновский пр., 23), khevelev@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается проблема ориентации музыкального образования на принципы личностной педагогики, заложенные в отечественной системе воспитания музыкантов. Рассматриваются ее основные особенности, определившие направленность процесса обучения, анализируется тенденция усиления влияния культурологической концепции, трансформирующей корневые принципы личностно-ориентированной педагогики на современном этапе.

Ключевые слова: музыкальное искусство, личностно-ориентированная педагогика, музыкальное образование.

UDK 37.036.5

A.V. KRYLOVA, A.A. KHEVELEV

INFLUENCE OF THE CULTUROGICALAL CONCEPTION OF PERSON-ORIENTED TEACHING ON THE DEVELOPMENT OF MUSICAL PEDAGOGICAL EDUCATION

Krylova Alexandra Vladimirovna., Full PhD (cultural studies), PhD (art), Full professor at the department of music theory and composition of Rostov state conservatory named after S. Rachmaninov (Rostov-on-Don, Budyonnovsky av., 23), a.v.krilova@rambler.ru

Khevelev Aleksey Aleksandrovich, associate professor at the department of music theory and composition of Rostov state conservatory named after S. Rachmaninov (Rostov-on-Don, Budyonnovsky av., 23), khevelev @ mail.ru

Abstract.The article deals with the problem of focusing the music education on person-oriented teaching inherent the national education system of musicians. The main features, which determine the direction of the teaching, are considered. The author analyzes the trend of the growing influence of culturological conception, which transform the root principles of person-oriented pedagogy at the present stage. Keywords: the art of music, person-oriented pedagogy, music education.

Ориентация на личностную педагогику всегда являлась структурирующим звеном российской системы музыкального образования. Это предопределялось тем, что предметом воспитания данной системы являлся и является музыкант - он же музыкант-педагог, то есть творческая личность. Основу отечественной музыкальной педагогики, доказавшей всему миру свою состоятельность в лице множественных поколений выдающихся музыкальных деятелей, изначально составляли следующие особенности:

"Культурная жизнь Юга России"

№ 4 (63), 2016

- воспитание личности как целеполагающий принцип музыкально-педагогической системы, выступающий гарантом профессиональной реализации обучаемого, связанной с созданием либо интерпретацией музыкальных произведений, то есть с деятельностью, которая в большой мере определена критериями авторства;

- возрастная трехступенность, обеспечивающая межпоколенную трансляцию ценностей общекультурных и специально-профессиональных, запускающая механизмы функционирования и развития личностных качеств обучаемого;

- индивидуальный подход к процессу обучения, стимулированный доминированием индивидуальных форм обучения, максимально расширяющих возможности влияния на личность;

- этика гуманистических отношений между педагогом и воспитанником, основанная на принципах наставничества и сотрудничества, сохраняющая высокую степень свободы выбора обучаемого, без которой невозможно формирование личностного опыта.

В рамках обозначенных принципов обучение музыканта рассматривается как крещен-дирующий процесс самоутверждения творческой личности, которая проходит через стадии внутренних и внешних конкурсных испытаний, в процессе преодоления которых стимулируются ее потенции к саморазвитию, а результатом является творческий рост. Современный этап развития педагогики в сфере музыкального образования характеризуется усилением влияния культурологической концепции, существенно трансформирующей обозначенные корневые принципы личностно-ориентированной педагогики. Следует отметить как позитивную тенденцию, что этот процесс является в немалой своей части результатом государственных стратегий. Так, в Федеральной целевой программе «Культура России (20122018 годы)» особое значение придается формированию культурной среды, которая оценивается как ключевое понятие и получает следующую характеристику: «Культурная среда -это, во-первых, результат всей совокупности культурной деятельности общества - прошлой и настоящей (включая инфраструктуру организаций культуры, произведения искусства), во-вторых, институт приобщения граждан к нравственным ценностям, хранимым ею, в-третьих, область творческой реализации духовного потенциала людей, в том числе молодого поколения» [1].

Сказанным предопределяется значимость культурологического подхода в сфере музыкальной педагогики, предполагающего «...определение отношений между культурой и образованием как средой, растящей и питающей личность, а также между воспитанием и развитием ребенка как человека культуры» [2, с. 43]. Очевидно, что в такой трактовке вопросы управления формированием культурной среды оказываются в ряду ключевых в системе гуманитарного знания в целом, музыкознания и музыкальной педагогики в частности.

Не менее интересным документом, подтверждающим рост влияния на развитие музыкально-педагогического образования культурологической концепции личностно-ориен-тированной педагогики, является принятая в 2015 году «Программа развития системы российского музыкального образования на период с 2015 по 2020 годы», в которой прямо сказано: «Исторический опыт позволяет определить систему музыкального образования как совокупность образовательных учреждений и реализуемых в них образовательных программ в области музыкального искусства и педагогики, направленных на подготовку профессиональных музыкантов, распространение в обществе знаний о музыкальном наследии человечества, развитие творческого потенциала и формирование целостной личности, ее духовности, интеллектуального и эмоционального богатства» [3, с. 40-53]. Именно воспитание «человека культуры»1 становится центральным целеполагающим стержнем

1 Такая культуроориентирующая направленность Программы соотнесена с иными государственными стратегиями. Так, основным фактором успешного социально-экономического развития страны является возрастание роли человеческого капитала, что отмечено в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г № 1662-р, а также Указе Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».

данного документа, предполагающим, что посредством развития умственных способностей и воздействия через эмоциональную активность личности на ее интеллект музыкальное образование будет способствовать «...формированию у подрастающего поколения духовно-нравственных ориентиров, гуманистического мировоззрения, толерантности, развитого эстетического вкуса и проявлению творческой активности» [3].

Не имея возможности в рамках статьи привести развернутую аргументацию того, каким образом данные стратегические установки влияют на образовательный процесс, обозначим точечно в виде отдельных примеров некоторые следствия данной программной установки. В содержательном плане это переориентация учебных курсов на историко-культурную широту рассмотрения любых, даже узкоспециальных проблем, опора на зна-ково-контекстное обучение [4], расширение, в соответствии с этим, возможностей студентов в принятии участия в организации учебного процесса. Имеется в виду формирование учебных программ, возможность выбора изучаемых дисциплин, возрастающая роль практических занятий, формирующих базу личностного опыта. Здесь хотелось бы сделать отступление и сказать о том, что последнее всегда было преимуществом музыкальной педагогики. Подтверждением этому является то, что на рубеже XIX-XX веков при реализации образовательной деятельности Императорского музыкального общества в Ростове-на-Дону большая часть концертов академической музыки, звучавшей в различных музыкальных залах города Ростова-на-Дону, осуществлялась силами учащихся музыкальных классов, а затем училища при ИРМО. Концерты эти одновременно являлись частью учебного процесса. Поэтому возрастание роли практических занятий в рамках обучения специалиста является сегодня в сфере музыкального образования лишь продолжением традиции.

Нельзя не подчеркнуть и то, что личный профессиональный опыт учащегося становится критерием оценки учебного процесса, особенно в аспирантуре и ассистентуре-стажировке, государственный стандарт которых обязует формирование и представление творческого портфолио каждого обучающегося в информационной среде вуза. Немаловажна и нацеленность процесса обучения на усиление коммуникативной составляющей - не только в плане диалоговых, игровых, дискуссионных форм занятий, но и в плане целенаправленного формирования развитой информационной среды, предполагающей возможность общения вузовского сообщества по любым возникающим вопросам, что создает ощущение целостного культурно-образовательного пространства [5, с. 41-66].

Литература

1. Концепция Федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)»: URL: http://fcpkultura.ru/new.php?id=8

2. Программа развития системы российского музыкального образования на период с 2015 по 2020 год и план мероприятий по ее реализации: URL: http: //mkrf.ru/ministerstvo/ dep artament/list. php

3. Гульянц С.М. Сущность личностно-ориентированного подхода в обучении с точки зрения современных образовательных концепций. Вестник ЧГПУ. №2. 2009.

4. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., 1991. 207 с.

5. Бондаревская Е.В. Концепции личностно-ориентированного образования и целостная педагогическая теория //Школа духовности. №5. 1999.

References

1. The concept of the Federal target program "Culture of Russia (2012-2018)": URL: http:// fcpkultura. ru/new. php ?id=8

2. The program of development of Russian system of music education for the period 2015 -2020 and the action plan for its implementation: URL: http: //mkrf.ru/ministerstvo/departament/ list.php

3. Gul'janc S.M. Essence of a person-oriented approach in training from the point of view of modern educational concepts // Vestnik ChGPU. № 2. 2009.

"Культурная жизнь Юга России" 10 ;

№ 4 (63), 2016

4. Verbickij A.A. Active learning in higher school: the contextual approach [Aktivnoe obuchenie v vysshej shkole: kontekstnyj podhod]. Moskow, 1991. 207 p.

5. Bondarevskaja E.V. The concept of student-centered education and holistic educational theory // Shkola duhovnosti. 1999. №5.

УДК: 159.9 + 13 Н.Н. ПАВЕЛКО

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ В КОММУНИКАТИВНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДИАЛОГА КУЛЬТУР

Павелко Надежда Николаевна, доктор культурологии, профессор, проректор по учебной работе Академии маркетинга и социально-информационных технологий (Краснодар, ул. Зиповская, 5), Nadin5418@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы организационной психологии, изучающей все аспекты культурной деятельности и поведения людей в организациях с целью повышения эффективности и создания эффективного коммуникативного пространства. Концептуальный подход исследуемой темы построен вокруг центральной категории организационной психологии - влияние культуры личности в жизнедеятельности организации и обеспечение динамичного развития культуры общества. Ключевые слова: организационная психология, организационный человек, коммуникативная культура, интегративная суперкультура, диалог культур.

UDC 159.9 + 13

N.N. PAVELKO

ORGANIZATIONAL PSYCHOLOGY IN THE COMMUNICATIVE SPACE

OF DIALOGUE OF CULTURES

Pavelko Nadezhda Nikolaevna, PhD (culturology), Full Professor, pro-rector for educational work of Academy of marketing and social and information technologies (Krasnodar, Zipovskaya, str. 5), Nadin5418@mail.ru

Abctract: In the article the problems of organizational psychology that studies all aspects of cultural activities and behaviors of people in organizations with the aim of improving efficiency and creating an effective communication space. The conceptual approach of the research topic is constructed around the central categories of organizational psychology - the influence of culture in the organization and ensuring the dynamic development of the culture of the society.

Keywords: organizational psychology, organizational individual, communicative culture, integrative superculture, the dialogue of cultures.

Между культурой, коммуникацией и организацией существует органическая взаимосвязь. В процессе межкультурной коммуникации происходит накопление и трансляция социокультурного опыта и формируются разнообразные социокультурные связи: подсистем культуры внутри уровней организационных систем; индивидов внутри одной культуры или на межкультурном уровне; а также между различными культурами. Культуру можно рассматривать как особую форму коммуникации (межкультурного диалога), пронизывающую все уровни управления организации. Область смыслового пересечения культур возрастает за счет появления общего для всех членов организационного взаимодействия, коммуникационного смыслового поля. Поликультурное общество, насыщенное многообразными коммуникативными связями, предполагает не только налаживание отношений сотрудничества, взаимопонимания, но и возникновение противоречий, полемических споров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.