Научная статья на тему 'Организационная психология в коммуникативном пространстве диалога культур'

Организационная психология в коммуникативном пространстве диалога культур Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
189
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЧЕЛОВЕК / КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / ИНТЕГРАТИВНАЯ СУПЕРКУЛЬТУРА / ДИАЛОГ КУЛЬ-ТУР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павелко Надежда Николаевна

В статье рассматриваются проблемы организационной психологии, изучающей все аспекты культурной деятельности и поведения людей в организациях с целью повышения эффективности и создания эффективного коммуникативного пространства. Концептуальный подход исследуемой темы построен вокруг центральной категории организационной психологии влияние культуры личности в жизнедеятельности организации и обеспечение динамичного развития культуры общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Павелко Надежда Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационная психология в коммуникативном пространстве диалога культур»

"Культурная жизнь Юга России" 10 ;

№ 4 (63), 2016

4. Verbickij A.A. Active learning in higher school: the contextual approach [Aktivnoe obuchenie v vysshej shkole: kontekstnyj podhod]. Moskow, 1991. 207 p.

5. Bondarevskaja E.V. The concept of student-centered education and holistic educational theory // Shkola duhovnosti. 1999. №5.

УДК: 159.9 + 13 Н.Н. ПАВЕЛКО

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ В КОММУНИКАТИВНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДИАЛОГА КУЛЬТУР

Павелко Надежда Николаевна, доктор культурологии, профессор, проректор по учебной работе Академии маркетинга и социально-информационных технологий (Краснодар, ул. Зиповская, 5), Nadin5418@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы организационной психологии, изучающей все аспекты культурной деятельности и поведения людей в организациях с целью повышения эффективности и создания эффективного коммуникативного пространства. Концептуальный подход исследуемой темы построен вокруг центральной категории организационной психологии - влияние культуры личности в жизнедеятельности организации и обеспечение динамичного развития культуры общества. Ключевые слова: организационная психология, организационный человек, коммуникативная культура, интегративная суперкультура, диалог культур.

UDC 159.9 + 13

N.N. PAVELKO

ORGANIZATIONAL PSYCHOLOGY IN THE COMMUNICATIVE SPACE

OF DIALOGUE OF CULTURES

Pavelko Nadezhda Nikolaevna, PhD (culturology), Full Professor, pro-rector for educational work of Academy of marketing and social and information technologies (Krasnodar, Zipovskaya, str. 5), Nadin5418@mail.ru

Abctract: In the article the problems of organizational psychology that studies all aspects of cultural activities and behaviors of people in organizations with the aim of improving efficiency and creating an effective communication space. The conceptual approach of the research topic is constructed around the central categories of organizational psychology - the influence of culture in the organization and ensuring the dynamic development of the culture of the society.

Keywords: organizational psychology, organizational individual, communicative culture, integrative superculture, the dialogue of cultures.

Между культурой, коммуникацией и организацией существует органическая взаимосвязь. В процессе межкультурной коммуникации происходит накопление и трансляция социокультурного опыта и формируются разнообразные социокультурные связи: подсистем культуры внутри уровней организационных систем; индивидов внутри одной культуры или на межкультурном уровне; а также между различными культурами. Культуру можно рассматривать как особую форму коммуникации (межкультурного диалога), пронизывающую все уровни управления организации. Область смыслового пересечения культур возрастает за счет появления общего для всех членов организационного взаимодействия, коммуникационного смыслового поля. Поликультурное общество, насыщенное многообразными коммуникативными связями, предполагает не только налаживание отношений сотрудничества, взаимопонимания, но и возникновение противоречий, полемических споров.

Необъятный организационный мир, окружающий индивида, чрезвычайно сложен, многолик и динамичен. Поистине нашего современника можно назвать организационным человеком, так как каждый из нас, хочет он того или нет, впитывает в себя принципы, ценности, дух и психологию тех организаций, с которыми его связала жизнь. Сложный процесс обмена информацией, налаживание взаимопонимания между участниками коммуникации и достижения диалога и результата общения предполагает наличие определенного коммуникативного пространства в организации, т.е. социально-психологической среды, где возможно построение адекватной коммуникативной модели.

Научная значимость рассматриваемой проблемы заключается в том, что современное коммуникационное пространство организационной психологии создает особые правила и способы общения, обеспечивая динамичное развитие культуры, теряющей стационарность и завершенность, разрывая границы между культурами и создавая предпосылки иного типа культурного единства. Разнообразие локальных культур поглощается при этом интегративной суперкультурой. В.С. Библер, проецируя диалог культур в XXI век, заключает: «Это уже не реконструкция культур прошлого, а конструкция современной культуры, один из импульсов ее начинания» [1, с. 428].

Таким образом, автор данной статьи акцентирует проблему необходимости изучения организационной психологии в контексте коммуникативного потенциала диалога культур. Актуальность предлагаемой темы обусловлена причинами и факторами как теоретического, так и сугубо практического характера. К числу первых (теоретических) причин следует отнести потребность в осмыслении доминирующих тенденций и основных закономерностей культурного взаимодействия участников коммуникативного пространства организационной психологии. Вторая группа факторов связана с необходимостью выработки механизмов межкультурного диалога. При этом следует заметить, что выявление и описание механизмов, позволяющих одновременно развивать межкультурный диалог и расширять коммуникативное пространство, сохраняя культурную уникальность организационной психологии, имеет большое практическое значение.

Главный компонент любой организационной системы - это люди. Именно человеческий фактор во многом определяет жизнеспособность той или иной организации. Очевидно, что, ставя задачу повышения эффективности организаций, нужно учитывать организационную психологию и коммуникативную культуру [2, с. 385]. Под коммуникативной культурой понимается способность устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми на основе внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в ситуациях межличностного общения.

Особая роль отводится организационной психологии, которая описывает реальное, а не идеальное функционирование организаций и отвечает на многочисленные «почему», «что делать» и «как делать», возникающие при межкультурном взаимодействии человека и организации. Особенность предмета рассмотрения заключается в междисциплинарном и интегративном характере организационной психологии. Концептуальные идеи организационной психологии полностью вписываются в формирующую парадигму современного высшего образования, основанную на принципах фундаментальности, целостности и меж-дисциплинарности [3]. Сущность организационной психологии состоит в научном анализе поведения индивидов, групп, организаций с целью понять, предсказать и усовершенствовать коммуникативное пространство и функционирование организации в диалоге культур. Организационная психология - это систематическое изучение поведения людей, а также культуры взаимоотношений внутри организации [3]. Каждый человек уникален, каждый является носителем определенной культуры, но отношения и поведение сотрудников в организации можно объяснить и даже предсказать, если анализировать их с позиций современного культурологического знания. Синтез знаний, накопленных культурологией, позволяет оценить ту реальность, которая изучается организационной психологией, и понять, какими средствами оптимизировать управление организацией, какими научными методами можно добиться принятия сотрудниками культурных ценностей и целей организации, как сформировать группы и команды для выполнения совместной деятельности, как психологически поддержать нововведения в организации.

"Культурная жизнь Юга России"

^ ¥ 2016

В организационной психологии наиболее ярко отражается практическая значимость диалога культур в коммуникативном пространстве личности, организации и общества. Организационная психология является прикладной отраслью психологии, но с точки зрения культурологического знания изучает культуру поведения и деятельности людей и групп в организации, а также социокультурные особенности самой организации, проявляющиеся в ее организационной культуре, имидже и поведении в коммуникативном пространстве. Известно, что оценивать культурную деятельность самым общим образом можно на основе двух главных критериев: высокой культуры и результативности данной организации и моральной удовлетворенности ее членов. Считается, что в эффективных организациях показатели по этим критериям должны быть достаточно высоки.

В самом названии «организационная психология» скрыто глубокое противоречие: в нем объединены два во многом противоположных понятия. Одна сторона противоречия состоит в том, что психология как наука прежде всего изучает индивида, т.е. отдельного человека со всеми присущими ему психическими и поведенческими особенностями. С другой стороны, давая психологии определение «организационная», мы подчеркиваем, что нас в первую очередь интересуют особенности и закономерности поведения людей в организации [4, с. 34-35]. Основополагающий фактор данных противоречий - диалог культур и его влияние на коммуникативное пространство.

Для организации коммуникативные способности индивида успешно выполнять конкретную функцию и вписываться в команду значительно важнее, чем богатство и уникальность его личности. Соединить индивида и организацию в теоретическом плане, не потеряв и не исказив принципиальной сущности каждого, очень трудно. Решение задач организационной психологии всегда направлено на повышение эффективности социокультурной деятельности за счет использования культурологических феноменов, связанных с личностью, группой, их деятельностью, поведением, отношениями и профессиональной и коммуникативной культурой. Л. Выготский замечал, что сама мысль рождается не из другой мысли, а из мотивационной сферы нашего сознания, которая охватывает наши потребности, интересы, эмоции, а полное понимание чужой мысли становится возможным только тогда, когда мы раскрываем ее настоящую, аффективно-волевую причину [5, с. 158].

Поскольку организационная психология есть явление общественное, будет логичным рассматривать ее также как особого рода систему. Сильной стороной данного подхода является то, что он представляет, по существу, интегративный анализ культуры и сочетает в себе множество иных подходов, взаимодополняющих друг друга.

Сегодня организационная психология в России переживает новый период своего развития. Широкий круг исследований в данном направлении проводится специалистами научных центров и вузов Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Уфы, Ярославля, Иркутска, Самары, Саратова и других городов России. Важность разработки проблем организационной психологии не подлежит сомнению. Задачи модернизации всей системы жизнедеятельности и культуры нашего общества диктуют необходимость развития организационной психологии. Именно на основе научных культурологических знаний о закономерностях культурного взаимодействия и взаимовлияния людей в разных организациях можно осуществлять инновационное развитие и культурные процессы в нашем обществе.

Литература

1. Библер В.С. Вместо заключения // Библер В.С. На гранях логики культуры: книга избранных очерков. М., 1997.

2. Павелко Н.Н. Ценностная культура личности: моногр. Краснодар, 2013.

3. McKenna E. Business Psychology and Organizational Behavior: A Student's Handbook. Hove, East Sussexand New York: Psychology Press, 2003.

4. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М., 1983.

5. Выготский Л.С. Мысль и слово. М., 2013.

References

1. Bibler C. V. Vmesto zakljuchenija // Bibler VS. Na granjah logiki kul'tury: kniga izbrannyh ocherkov [Instead of a conclusion // Bibler VS. On the faces of the logic of culture: a book of selected essays]. Moscow, 1997.

2. Pavelko N.N. Cennostnaja kul'tura lichnosti: monogr. [The value culture of personality: monograph]. Krasnodar, 2013.

3. McKenna E. Business Psychology and Organizational Behavior: A Student's Handbook. Hove, East Sussexand New York: Psychology Press, 2003.

4. Markaryan E.S. Teorija kul'tury i sovremennaja nauka [Theory of culture and modern science]. Moscow, 1983.

5. Vygotsky L.S. Mysl' i slovo [Thought and word]. Moscow, 2013.

УДК 008 Н.П. МОНИНА

ОНТОЛОГИЯ РУССКОЙ И ЗАПАДНОЙ КУЛЬТУР: ИСХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Монина Наталья Петровна, кандидат философских наук, доцент Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского (Омск, ул. Андрианова, 28), monijulia@yandex.ru

Аннотация. В данном исследовании рассмотрены онтологические представления, сформировавшиеся в рамках русской и западной цивилизаций. Рассмотрен процесс формирования понятия «Запад» в истории и культуре. Выявлены общие и отличительные черты культурной матрицы России и Запада. Отражены онтологические доминанты, сформировавшиеся в истории двух культурно-цивили-зационных миров. Выяснена ветхозаветная направленность онтологической картины западной цивилизации, основанная на разделении человека и мира, постулирующая рациональный способ познания бытия. Русская онтология основана на новозаветной традиции, объединяющей человека и мир природы и признающей основным онтологическим принципом любовь. Ключевые слова: цивилизация, Россия - Запад, онтология, культура, бытие.

UDC 008 N.P. MONINA

ONTOLOGY OF RUSSIAN AND WESTERN CULTURES: THE INITIAL POSITION OF CULTUROLOGICAL ANALYSIS

Monina Natalya Petrovna, PhD (philosophical sciences), associate professor of the Omsk state university named after F.M. Dostoevsky (Omsk, Andrianova str., 28), monijulia@yandex.ru

Abstract. This study focuses on the problem of understanding the ontology, the relationship between humans and the natural world, the cosmos in the system of Russian and Western civilization. The problems of work is highly relevant given current trends in geopolitics and culture. Methodological base of research was: philosophical methods of analysis, synthesis, and comparative analysis and elements of civilizational analysis. The research consists of introduction, main part, represented by several sections, conclusion and list of references. The paper identified the origins of the development of the ontology of the West and Russia, found that they have a religious content. Eastern and Western Christianity have formed various ideas about the existence, the man and his relation to nature. Thus, the Western ontology of the rational, is based on the juxtaposition of the human world and the natural world, and the Russian ontology is based on the principle of love as the main ontological categories. Keywords: civilization, «West - Russia», ontology, culture, existence.

Цивилизационная парадигма современной гуманитарной науки в целом, а также философии и культурологии в частности актуализирует метафизические, историософские темы,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.