ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ И ЕЕ РОЛЬ В СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ
Л.Х. Гасанова
Аннотация. В статье рассматриваются новые тенденции в современной музыкальной педагогике. Автор размышляет о том, что понимание взаимосвязи образования и культуры привело к появлению концептуально нового образовательного подхода — культурологического. Синтез музыкальной педагогики с культурологическими позициями имеет, по мнению автора, инновационный потенциал и может быть внедрен в современный педагогический процесс музыкальных организаций всех уровней.
Ключевые слова: музыкальная педагогика, музыкальное образование, культурологический подход к музыкальному образованию.
Summary. The article deals with some new trends in modern music pedagogy. The relation of culture and education led to the birth of a conceptually new approach to culturologi-cal education. Synthesis of music pedagogy with culturological positions has an innovative potential and may be integrated in to a modern, pedagogical process of organizations of music of all levels.
Keywords: music pedagogue, music education, cultural approach to music education.
Характерной особенностью нашего времени является нарастание глоба-лизационных процессов, создание мировых и межгосударственных сообществ, усиление интеграционных тенденций во всех сферах экономической, социально-политической и духовной жизни. В силу назревших социальных задач все большую остроту и актуальность приобретает научное постижение особой роли культуры в системе духовных ценностей, распознание внутренних потенций народной традиции, продуктивно проявляющихся в процессе формирования мировоззрения личности, ее потребностей, идеалов, образа жизни.
Образование является социокультурной системой и выступает в каче-
стве механизма консолидации общества, сохранения и воспроизводства его культурно-пространственной модели. Именно с помощью образования происходит непрерывное воссоздание важнейших элементов социальной структуры общества, его материальных и духовных ценностей.
Каждый исторический этап в жизни общества, внося свои изменения в образовательный процесс, позволяет осуществлять совершенствование механизмов и путей модернизации общества. Стратегия развития образования в современном обществе нуждается в умелом сочетании различных инновационных подходов для создания качественно нового типа образовательно-
53
го процесса, который мог бы учитывать и сложившиеся традиции, и новации. Считаем, что результативный вектор такого развития образования находится на стыке взаимодействия глобальных, региональных и национальных концепций.
Особое внимание, на наш взгляд, в настоящее время следует уделять музыкальному воспитанию в обществе. Под музыкальным воспитанием понимаем формирование музыкального эстетического чувства, воображения, художественного мышления, вкуса как механизма ориентирования в музыкальной среде и средства для эстетической оценки музыкальных произведений. Педагогически организованная музыкальная среда является средством становления духовной культуры человека.
Музыкальная педагогика является отраслью педагогической науки, педагогической дисциплиной, занимающейся передачей обучающимся целого комплекса музыковедческих знаний, отвечающей за общее музыкальное образование в обществе. Рассматривают г- два аспекта музыкальной педагогики: 54 1) практическая деятельность по музыкальному воспитанию и обучению и 2) наука, рассматривающая этот вид деятельности, обобщающая накопленный исторический опыт развития.
Связи образования и культуры позволили сформировать концептуально новый подход в образовании - культурологический, целью которого является познание окружающей действительности на основе ценностей культуры, на основе множественности и многоли-кости картин мира. Методологической основой этого подхода служит идея диалога культур (В.С. Библер), теория куль-туросообразности (А.Ф. Дистерверг), положение о приобщении личности к
культуре еще в младшем возрасте, об освоении культурного наследия различных направлений в активной созидательной деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.А. Рубинштейн). Культурологическая база необходима для профессиональной подготовки специалиста, который способен содействовать развитию национальной самобытности, готов к разработке действенных мер к сохранению и развитию культурного наследия.
Сегодня можно наблюдать разрыв между теоретическим осмыслением роли культуры в жизни человека, общества и практическим использованием в структуре образования (среднего, высшего) концепций, выработанных культурологией. Повышенный интерес общества к проблемам образования всегда возникал в период глобальных преобразований на рубеже веков. Культурный облик нашей страны в XXI в. во многом зависит от образования, становящего важнейшей сферой жизнедеятельности, определяющим фактором развития. Между образованием и культурой существует тесная, неразрывная связь, ибо образование наиболее эффективно выполняет функцию передачи культурного опыта между поколениями, не последняя роль в этом принадлежит особенностям конкретного территориального и культурного пространства. Данное обстоятельство и заставляет современных педагогов и ученых в процессе поиска методологических ключей построения инновационной образовательной системы обращать свое внимание на культурологические проблемы.
Педагогика - это не только область научных знаний, обращенных к воспитанию, обучению, образованию личности, но и часть гуманитарного знания,
направленного на изучение «закономерностей осознанной целенаправленной передачи социального опыта (то есть содержание культуры) из поколения в поколение» [1, с. 325-326]. Педагогика является частью культуры, служит ее развитию, становясь базой сохранения традиционных культурных ценностей. В этом смысле, основу педагогического процесса, основу конкретной формы профессиональной деятельности педагога составляет исторически обусловленный, сформировавшийся социокультурный комплекс. Закономерности функционирования этого социокультурного комплекса оказывают воздействие на систему образования в обществе, задают границы воспитательных и образовательных возможностей. Это становится основой педагогических инноваций.
Следует заметить, что культурология образования формируется на стыке философии образования, культурной и педагогической антропологии, общей культурологии и педагогики. Педагогическая культурология является областью науки и социальной практики, интегрирующей в себе основы философской антропологии, культурологи и педагогики, опирающейся на их взаимодействие и взаимовлияние, помогающей найти методики социокультурного просвещения и вовлечения человека в мир культуры.
Как отмечает в своих исследованиях Е. Олесина, «педагогическая культурология рассматривает взаимосвязь культуры и каждой личности на всех уровнях в социуме» [2, с. 287]. Культурологический анализ проблем помогает синтезировать на единой методологической основе отдельные представления об образовании. И здесь важную роль играет педагогическая культуроло-
гия, в которой следует выделить три взаимосвязанных уровня деятельности: 1) уровня практики, 2) уровня создания практико-ориентированных теорий и конкретных методик и 3) уровня методологического осмысления, анализа и целенаправленной координации выделенных ранее двух составляющих.
Педагогическая культурология, обладая своей логикой, своей историей и развивающими идеями относительно культурных процессов, деятельности в обществе, имеет свой взгляд на культурное пространство и социокультурную систему. Системный подход к комплексному блоку соотношений педагогики, образования и культуры стимулирует инновационные процессы в педагогике. В этот блок входят культурное содержание и формы образования в целом. Культурное содержание включает понятия: ценности, функции, цели, задачи, направленность и культу-роемкость. Формы опираются на куль-туросообразность и качество технологических стратегий, методов, средств, методик и приемов, внедряющихся в образовательную систему. Эта система сочетает в себе единство непосредственной деятельности людей по передаче накопленного социального опыта, результаты этой деятельности, зафиксированные в виде знаний, умений, специфических институтов такой передачи от одного поколения к поколению.
Педагогическая культурология -это элемент общей культуры и одновременно специализированная профессиональная сфера, которая проникает как бы во все структуры общества и становится его «сквозным» течением. Получается, что педагогическая культурология - это особая подсистема, особый вид культуры. С другой сто-
55
ВЕК
56
роны, она, как ее основной элемент, имеет место в каждом из типов культуры, объединяя последний с системой социального наследования.
По этому поводу справедливо высказал свои мысли доктор педагогических наук, профессор В.Л. Бенин, который отметил специфику проявления педагогического процесса у разных народов. Однако при всем многообразии вариантов всегда был тот, кто учит, и тот, кого учат. Была сумма знаний, которую передают; были социальные институты, где осуществляется эта передача, и всегда были и будут необходимые обществу результаты подобной деятельности. «Первый из названных "всегда" представляет собой субъект педагогического воздействия, второй - объект, третий - содержание, четвертый - механизм, пятый - систему, шестой - цель. Каждый из названных элементов педагогикой хорошо исследован и подробно описан. Но изолированно изученные в реальности названные шесть элементов взаимообусловлены, тесно интегрированы и выступают в неразрывном единстве, качественная специфика которого и определяется как педагогическая культура» [3, с. 286]. Развиваясь на перекрестном пути культурологики и педагогики, педагогическая культурология собирает воедино в свое научное пространство теоретических и практических исследований данные многих наук - философских, культурологических, социологических психологических, педагогических и других - и решает возникающие актуальные проблемы.
В знаменитой теореме ученого Курта Геделя (1906-1978) о неполноте утверждается, что в рамках любой формальной системы можно выдвинуть гипотезы, истинность которых нельзя ни доказать, ни опровергнуть средствами
одной системы [1]. Работа Курта Геделя позволила лучше понять принципы действия человеческого разума и оказала влияние на мировоззрение и культуру нашей эпохи. Ученый К. Гедель имел в виду принципиальную информационную неполноту формальных искусственных систем, к которым можно отнести любые формальные знания и информационные модели. И сегодня абсолютная формализация предмета в рамках одной научной парадигмы или теории принципиально невозможна. В рамках дефактического анализа образование -это процесс и результат усвоения систематизированных знаний и навыков. Исходя из методологического аппарата дидактики, фундаментальные понятия теории не могут быть корректно определены в пространстве понятийного регулятива этой теории. Для подобного осмысления нужны выходы за границы понятийной системы имеющейся педагогики. Педагогическая культурология выступает в качестве методологии социокультурного воспроизводства, изучающей общие закономерности педагогического процесса, направленной на получение систематизированных знаний о формах и методах не только трансляции социального опыта, но и разработки вариантов практической организации культурно-образовательной политики на современном этапе. Именно выходы за рамки принятых педагогических позиций характеризуют инновационные подходы в современной педагогике.
Следует заметить, что в условиях модернизации профессионального музыкального образования на всех уровнях происходит совмещение, «наложение», сосуществование инноваций с элементами традиционной системы. Динамика общественного сознания определяется
ЕК
движением «от рецептивно-отражательного подхода к мышлению и образованию человека к конструктивно-деятельному» [4, с. 330]. Переосмысление целей образования на теоретическом уровне происходит достаточно быстро, однако привнесение их в образовательную практику отстает от первого этапа. Здесь важно понять, что надо бы поменять стиль преподавания, а именно, к примеру, в педагогическом вузе рецептурную направленность преподавания заменить на персонифицированную направленность в условиях модернизации. В этом случае и нужны инновации.
В сложившейся практике музыкальной педагогики существуют противоречия между объективной потребностью в подготовке профессионалов с высоким уровнем компетентности и недостаточностью знаний о ее сущности, содержании, организации педагогического процесса. В результате, в системе высшего образования возникают две инновационные проблемы: проблема изменения качества педагогической деятельности и проблема обновления педагогического образования. В ситуации творчества и свободы выбора возрастает степень личной ответственности педагога за выбор стиля и стратегии профессиональной деятельности. Здесь возрастает необходимость «сознательно проектируемой личностно-ориенти-рованной педагогической деятельности на основании компетентностного подхода» [там же].
Высокий уровень профессиональной подготовки специалиста музыкального направления включает в себя широкую эрудицию, умение адаптироваться к разнообразию современного культурного мира. Владение перечисленными качествами возлагается на культурологию, поэтому инновацион-
ные процессы в образовании чаще всего и осуществляются с ее позиций. В настоящее время актуализируется ком-петентностный подход.
Компетентностная модель подготовки специалиста-музыканта опирается, прежде всего, на углубление специализации по всем имеющимся направлениям подготовки, позволяя воспитывать грамотных представителей определенной области. Культурологическая направленность позволяет в традиционную систему методологии вносить компетентностный подход, формируя умения работать в мультикультурной среде, быть толерантным и открытым к диалогу. Решение таких задач, поставленных учебным процессом, возможно благодаря междисциплинарному принципу в образовательном процессе. Ком-петентностный подход открывает перспективы во всех сферах современного вузовского образования, позволяет показать роль культурологи.
Особое значение при подготовке специалистов любого направления отводится в настоящее время развитию творческой личности, способной выбрать индивидуальную траекторию подготовки и развития. Обществу нужны креативные личности. Развитие творческой активности (креативности) в процессе обучения учащихся различных музыкальных заведений есть сложная педагогическая задача, направленная на поиск педагогических подходов, приемов, методик и организации самого учебного процесса.
История развития философских, культурологических и педагогических взглядов на решение проблемы творческой активности (креативности) обучаемого свидетельствует о том, что данная проблема вызывала интерес ученых-мыслителей во все времена. Обращаясь
57
58
к философским, педагогическим и психологическим исследованиям и открытиям, сделанным на протяжении веков в этом направлении, выделим следующие педагогические подходы: гуманно-демократический, личностный, опытно-экспериментальный, природосообразный, деятельностно-трудовой, человекоцент-рический, полухудожественный, интегрированный, культуросообразный.
Креативность включает в себя комплекс мыслительных и личностных качеств, способствующих творческому самоопределению личности. Среди них такие характеристики и особенности, стимулирующие появление инновационного потенциала, как высокий энергетический потенциал (высокая продуктивность и интерес к множеству предметов); чрезвычайная любознательность и пытливость, способность полностью раскрыть свои личные качества в избранной сфере; изобретательность, гибкость и оригинальность в решении имеющихся проблем; способность продуцировать оригинальные идеи и отстаивать их в любой ситуации; склонность к завершенности и точности поставленной задачи пусть даже небольшой; умение принять конструктивную критику; свойства предприимчивости, решительности, способности рисковать; обладание чувством прекрасного (уделяется внимание эстетическим и художественным свойствам различных явлений и предметов).
Опираясь на исторический опыт, труды философов прошлого, можно утверждать, что философские методы познания с давних пор использовались и используются в педагогике. Выделим следующие различные методы познания по способу мыслительной деятельности: продуктивный метод -метод Аристотеля (силлолистика), ме-
тод Р. Декарта (рационализм); индуктивный метод - метод Сократа (май-евтика), метод Ф. Бекона (эмпиризм).
Ученые педагоги и психологи Х1Х-ХХ вв. изучали процессы мышления методами, в которых особое место занимал творческий процесс. В этих исследованиях на первом плане были такие познавательные процессы, как память, психологические аспекты языка и речи, восприятия, решения задач, мышления, внимания, воображения, феномена творчества. Творчество является атрибутивным качеством человека. Культура XXI столетия, определяемая как «личностно-креативная», -это культура с ярко выраженной инновационной доминантой, которой требуется креативная творческая личность. Потребность в творчестве, способность к творчеству и умение творить наиболее полно формируются и развиваются именно в процессе обучения личности человека, на всех этапах его образовательной деятельности.
Инновационные проблемы развития тесно связаны с социальными условиями и общественными институтами, направленными на развитие и реализацию творческой активности человека. Музыкально-учебные заведения занимают в этом ряду важное место. Воспитание культуры творчества, развитие навыков самостоятельного творческого мышления и речи -необходимая задача для коллективов педагогов, работающих во всех музыкальных учреждениях. Пути реализации этой задачи обращены к инновационным методикам интегративного характера, однако опираются на традиционный опыт классического гуманитарного образования.
Хочется добавить, что «Движение от монолога к диалогу, от культуры
ЕК
речи - к профессиональной риторике, от языковых норм - к речевому творчеству есть, на наш взгляд, стратегия обучения студентов искусству речевой коммуникации. Подобная стратегия позволит создать необходимые условия для реализации «алгоритма творчества» в социальной практике будущих выпускников, определяя и завершая вектор движения от педагогического творчества к социальным инновациям», - о такой задаче шла речь на Третьем всероссийском культурологическом конгрессе в октябре 2010 г. [2, с. 293].
Современному музыкальному обществу требуется гармонично развитая личность, умеющая действовать креативно и отвечать за это действо. Сформировать такую личность поможет экстраполяция основных инновационных принципов на современный уровень социального и культурного развития общество. Данный процесс можно осуществить лишь на креативных началах в условиях целостной системы культурологически выстроенной учебной и воспитательной работы в образовательной организации. Современная модель образования, в том числе и музыкального, должна соответствовать новому информационному обществу. Она должна опираться на такие принципы, как непрерывность образовательного процесса, его индивидуализация, глобализация, интенсивность, а также на лучшие традиции прошедших поколений.
Культурологическое образование в системе музыкальной педагогики, как процесс непрерывного образования на всех его стадиях, должно быть направлено на достижение таких результатов, как культурологическая граммотность (начальная школа), культурологическая образованность (средняя школа и средние
специальные учебные заведения), профессиональная компетентность (высшее образование), культура личности, которая характеризуется глубинными мировосприятием, мировоззрением, знанием основных типов художественной и музыкальной культуры, истории современной теории культуры и другие.
Следует заметить, что развитие личности студента-музыканта должно быть представлено в виде целостного процесса формирования личностного отношения (как мотивирующего отношения к бытию) во взаимосвязи и взаимообусловленности с развитием творческих способностей, возвышением профессиональных и духовных потребностей, обретением способности к их удовлетворению.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бенин В.А. Педагогическая культурология и культурологическая компетентность педагогов // Тезисы докладов II Российского культурологического конгресса «Культурное многообразие: от прошлого к будущему». - СПб.: Эйдос, Астерион, 2008.
2. Олесин Е.П. Педагогическая культуроло- 59 гия: современное состояние и перспективы // Тезисы докладов III Российского культурологического конгресса «Креативность в пространстве традиции и инновации». - СПб.: Эйдос, Астерион, 2010.
3. Бенин В.А. Педагогическая культурология: явление и сущность // Тезисы докладов III Российского культурологического конгресса «Креативность в пространстве традиции и инновации». - СПб.: Эйдос, Астерион, 2010.
4. Максименко С.И. Проблемы профессионально-многочисленного определения студентов в педагогическом вузе // Тезисы докладов II Российского культурологического конгресса «Культурное многообразие: от прошлого к будущему». - СПб.:
Эйдос, Астерион, 2008. ■
ВЕК