О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ИЗУЧЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
ON SOME ASPECTS OF MUSICAL PEDAGOGICS STUDYING
Л. Х. Гасанова
В статье подчеркивается актуальность и необходимость изучения проблем инновационного образования. Последнее обусловлено современными особенностями социокультуры, глобализацией, функционированием этнокультуры. Отмечается, что методы культурологического знания, внедренные в современное музыкальное образование, оказались бы импульсом креативных решений сложных проблем.
Ключевые слова: инновация, музыкальная педагогика, гуманитарное образование, культурология, глобализация.
Формирование новых аспектов в современном мире требует инновационных подходов к педагогике. Понять смысл современных процессов в азербайджанской педагогике, управлять ими возможно лишь в результате изучения тех инновационных процессов, которые необходимы сегодня в педагогической практике.
Перспективным для изучения современного музыкального образования в условиях инновационного развития является проблема последовательного и систематического обращения к разработке методологических проблем инновационного развития музыкальной педагогики.
Музыкальная педагогика является важной составляющей частью гуманитарного знания. Именно поэтому обращение к ее развитию, закономерностям этого развития, разного рода способам и методам изучения современного состояния музыкальной педагогики, разработке методологии инновационного становления занимает в современной науке особое место.
Надо сказать, что школьный объем знаний играет роль нормативного базового знания. Именно поэтому инновационное обучение в высших учебных заведениях может организовать этот процесс плавно и «безболезненно». Более того, известные курсы, где необходимо усвоение комплекса хрестоматийных знаний, служат своего рода предваряющим восприятием для следующей ступени познания - инновационной. Вся цепочка может выглядеть следующим образом:
1) традиционная музыкальная педагогика;
2) формирование профессиональных навыков;
3) отрефлексированность знаний как необходимая часть образования;
4) инновационный этап в развитии музыкальной педагогики.
L. Kh. Gasanova
This article highlights the importance and relevance of considering problems of innovative education. This is justified because of modern features of social culture, globalization and ethnocultural functioning. It is emphasized in the article that method of cultural knowledge embedded in modern music education may become an impulse for creative solutions of difficult problems.
Keywords: innovation, music pedagogics, humanitarian education, cultural knowledge, globalization.
Система вузовского образования должна предполагать целый комплекс креативных знаний. И их введение в эту систему и означает инновации в азербайджанской музыкальной педагогике.
Современная система массовой информации хаотична, разрозненна. Она основана нередко на сомнительно-оценочных критериях, далеких от объективности. Фрагментарность, случайность наблюдений чаще всего непрофессионалов поверхностна и необъективна. В этой ситуации сознание студентов необходимо центрировать не только на лучших образцах азербайджанской музыкальной культуры (что и обеспечивает нарративное музыкальное воспитание), но и современных концепциях гуманитарной науки. Целевые модели в сознании студентов, благодаря новому знанию имеющему инновационный характер, позволяет обобщить положительный опыт и лучше усвоить высокую духовность и богатство художественного отечественного наследия.
Предлагая и изучая возможные инновационные введения в процессы музыкального образования, мы опираемся на две важнейшие основы гуманитарного образования:
1. Целостность всех блоков музыкального образования.
2. Опора на главные, существенные, смыслообра-зующие закономерности преподавания музыкальных дисциплин.
О роли гуманитарного образования говорят сегодня ученые, педагоги, социологи. Причем ситуация в Азербайджане весьма сходна с ситуацией в России и в странах ближнего зарубежья. Так, на одном из последних культурологических конгрессов неоднократно звучала следующая мысль: «Сейчас мы находимся в состоянии, когда былая идея образования пошатнулась, стала гибкой, сделалась проницаемой для различных влияний, а
новая не найдена или не получила еще своего отчетливого звучания. В силу этого затруднены преобразования, не сформированы теоретические и методические траектории реформ и модернизации сферы образования. В настоящее время опереться на зарождающуюся идею гуманитарного образования еще исключительно трудно. Но - необходимо. Проблема определения специфики гуманитарного образования является одной из ключевых в определении места и роли гуманитарного образования в современной отечественной культуре. Попытки разрешения этой проблемы позволит осознать, зримо увидеть логику, смысл и идеалы подлинного гуманитарного образования» [1, с. 123].
Современная музыкальная педагогика опирается на аксиоматические методы. Именно аксиоматические методы диктуют педагогический процесс. Мы предлагаем инновационные методы, поворачиваем методологический ключ в другую сторону, а именно в сторону инноваций в музыкальном образовании.
Целесообразность инновационных процессов в современной музыкальной педагогике диктуема потенциальными возможностями азербайджанской культуры. Мы подчеркиваем этот тезис как один из ведущих в нашей научной концепции инновационного развития азербайджанской музыкальной педагогики. И действительно, в азербайджанской культуре, и в том числе в системе воспитания, запрограммированы изначально присущие ей свойства, имеющие инновационный потенциал.
Инновации в современной музыкальной педагогике заключаются прежде всего в поиске объяснительных моделей, которые позволили бы взглянуть на музыкальную педагогику и в целом азербайджанскую музыкальную культуру как на целостную структуру. В основании такого рода целостности лежат национально-специфические характеристики, имеющие прежде всего родовые основания, историко-генетические связи. Иными словами говоря, речь идет о культурообразующих факторах, раскрытие и претворение которых в образовательном процессе означало бы инновацию.
Нарративно-педагогическое отношение к духовному наследию обобщает принятые, устоявшиеся «законы» преподавания не только музыкальных дисциплин. Сказанное касается гуманитарного образования в целом. Безусловно, такого рода базовые позиции необходимы.
Вместе с тем музыкальная педагогика базируется не только на определенной системе научного и художественного знания. Музыкальная педагогика, как и образование в целом, связано с конкретным обществом, определенной социокультурной ситуацией, наконец, историческими реалиями.
Именно поэтому важно напомнить, что образование - это не только обучение профессиональным основам, не только введение в область определенной системы ценностей. Образование, и в том числе музыкальная педагогика, - это выработка новых ценностей. Более того, таких духовных ценностей, которые направляли бы обще-
ство в заданном русле, а без инновационных подходов здесь, разумеется, не обойтись.
Инновационные процессы в современной музыкальной педагогике должны быть осмыслены и изучены мно-говекторно. Необходима система инновационных ориентиров с разными уровнями познания и обучения. Безусловно, достаточно сложно охватить весь спектр проблем. Тем не менее именно многоаспектность позволит верно ориентироваться в инновационном развитии азербайджанской музыкальной педагогики.
Прежде всего, думается, следует заново изучить и предложить иерархию ценностей не только в их содержательном, но и социокультурном контексте, ибо в условиях глобализации ценностное сознание студента важно верно направить, формируя адекватное мировоззрение, художественное мышление. Исторические и теоретические дисциплины следует преподносить таким образом, чтобы у студентов не возникало впечатление об изучаемом материале как рутинном, «музейном», неактуальном. Как известно, эпоха постмодернизма «выплеснула» массовую культуру в ее самом неприглядном виде. Популяризация ее на пространстве социальном становится средством негативного воспитания, и слухового в том числе. В свое время выдающийся азербайджанский композитор Ф. Амиров говорил о музыкальной экологии, слова которого актуальны и сегодня.
Перед современной гуманитарной педагогикой, и в том числе музыкальной педагогикой, стоит проблема соответствия системе вузовского образования новой социокультурной реальности. И в решении данной проблемы не обойтись, как было сказано, без инновационные подходов.
Так, необходимость культурологизации музыкального образования как одного из инновационных преобразований означает прежде всего использование в практике музыкальной педагогики теоретических оснований современной культурологии. Речь идет о важных концепциях, которые с необходимостью должны быть синтезированы с основами музыкального познания. В результате инновационные принципы анализа должны стать ведущими, ориентирующими студентов на соответствующее осмысление своей профессии.
По мнению ученых, базисным в гуманитарном образовании должно быть культурологическое образование. Объединяя в себя многие дисциплины, культурология адаптирует и синтезирует их в едином методологическом «ключе». Безусловно, важное значение здесь имеет контекст глубоких социальных изменений, динамичное развитие науки о культуре. Именно поэтому культурология функционирует как общеобразовательная дисциплина в системе подготовки студентов-гуманитариев.
Методологический потенциал культурологии массивен, и культурологизация образования является наиболее существенным аспектом инноваций в современном музыкальном образовании. Путей решения здесь может быть множество. Мы избрали наиболее важные для азер-
байджанской культуры в целом инновационные позиции музыкального образования. Перечислим их:
• контекстный анализ;
• морфологический принцип;
• этнологический подход;
• междисциплинарность, интегральность.
Если инновационные процессы строить на интегральном уровне междисциплинарных взаимосвязей, то «ключ» к решению этих проблем находится в сфере культурологического знания. Культурологию отличает междисциплинарность, и если рассматривать культурологию как сферу, актуализирующую и интенсифицирующую инновационные процессы, то следует прежде всего ставить вопрос о междисциплинарных параметрах современного музыкального образования.
Таким образом, культурологический подход к музыкальному образованию означает освоение различных знаний о культуре.
Культурологические знания как инновация в современном музыкальном образовании представляются нам не только в значении использования в педагогическом процессе культурологической дисциплины. Необходимо, наш взгляд, использовать научный аппарат современной культурологии и ее инновационный потенциал.
Изучение инновационных процессов в современной музыкальной педагогике представляется нам на нескольких этапах изучения темы:
1. Инновационные процессы в контексте современной культуры.
2. Инновация как неотъемлемая часть современной педагогической культуры. Содержание, смысл, познание, задачи.
3. Теоретическая база инноваций в современной музыкальной педагогике - этнологические аспекты, сравнительный анализ в его междисциплинарном значении.
4. Культурологические параметры изучения музыкальных дисциплин как инновация в современном музыкальном образовании (новые лекционные блоки и новые лекционные структуры).
«Культурный синтез современности» (Э. Трельч) практически не изучается в музыкальных вузах. Вместе с тем на изучение индивидуальных, особенных и вместе с тем типологических образований сегодня оптимально актуализированы.
Музыкальное образование не только создает профессионального музыканта, но и в полном смысле «творит» музыкальную культуру. Взаимосвязанность этого процесса сложна, неоднозначна. Вместе с тем ее отличает творческий, креативный характер. Поэтому, рассматривая особенности инновационных процессов в музыкальном образовании, возможно определить понятие феномена музыкального образования. Определить его специфику, показать заключенный здесь потенциал.
Изучение инновационных процессов в современной музыкальной педагогике раскрывает потенциал музы-
кального образования. А именно тот потенциал, которой имеет важнейшее значение в решении целого комплекса проблем современности.
Еще раз подчеркну, что музыкальное образование в современной азербайджанской культуре таково, что система доминантных приоритетов нуждается в серьезных дополнениях и значительной коррекции. Наряду с традиционным уровнем, базируемым на духовных ценностях азербайджанского народа, необходимо формирование новых ценностей и идеалов, адекватных современной отечественной культуре.
В этой связи продуманность культурной стратегии в области образования невозможна без инновационных решений. Реформирование высшей школы требует актуализации, инновационных предложений по развитию музыкальной педагогики в Азербайджане.
В перспективе речь должна идти о создании новой научно-образовательной культуры. Безусловно, необходимы новые знания в музыкальном образовании, способном отражать инновационные процессы в нашем обществе. Так, например, учебное каталогизирование изучаемых явлений необходимо прослаивать сквозными креативными идеями. В результате мы можем получить целый комплекс инноваций в современном образовании.
Персонализированная трансляция норм музыкальной грамотности традиционной музыки от обучающего к обучаемому не может быть ограничена лишь трансляцией специфических знаний. Сегодня, в начале XXI в., речь идет о радикальных инновациях в педагогическом процессе. Более того, на наш взгляд, сегодня должна произойти своего рода «перезагрузка» процесса в контексте специальных предметов, связанных с обучением традиционной азербайджанкой музыки.
Усложнение или убыстрение социально-культурной жизни, обогащение познавательной среды ставит проблему отбора. А с инновационной точки зрения этот отбор приобретает судьбоносный характер выбора.
Функционирование современной азербайджанкой музыкальной педагогики как явления культуры Азербайджана, как важного институционального явления, обладающего своими собственными законами формирования и развития, невозможно без креативных нововведений. Педагогика включается в мир глобализационных отношений. А последнее, как известно, влечет за собой, с должной необходимостью, и инновации.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Архипова О. В. Гуманитарное образование как интенция современной культуры: сущность, смыслы, идеи // Креативность в пространстве традиции и инновации: III Российский культурологический конгресс с международным участием. Санкт-Петербург, 27-29 окт. 2010 г.: тез. докл. и сообщ. СПб.: Эйдос, 2010. С. 123.