СОСТОЯНИЕ
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЧУВАШИИ
Александра Валерьевна НИКИТИНА,
кандидат философских наук, доцент кафедры литературы и культурологии историко-филологического факультета Чувашского государственного педагогического университета имени И.Я. Яковлева, г. Чебоксары e-mail: [email protected]
Марина Сергеевна УКОЛОВА,
кандидат философских наук, доцент кафедры литературы и культурологии историко-филологического факультета Чувашского государственного педагогического университета имени и.Я. Яковлева, г. Чебоксары e-mail: [email protected]
В статье рассматриваются история становления и развитие культурологического образования в Чувашии. Отмечается созидательная роль кандидата филологических наук, доцента Г.Л. Никоновой в формировании самого феномена культурологического образования и развитии культуры республики в целом. Объясняется региональная специфика культурологии как науки и учебной дисциплины. Проводится детальный анализ существующих угроз культурологического образования в регионе - на уровне основного и среднего (полного) общего образования, на уровне вузовской системы, на уровне самой отрасли культуры. Предложены частные варианты решения существующих проблем, в то время как устранение всех угроз видится авторам статьи на современном этапе невозможным. Ситуация в регионе представляется симптоматичной для культурологического образования в России в целом, системной проблемой, которую необходимо решать сообща, на всех уровнях.
Ключевые слова: культурология, культурологическое образование, Чувашская Республика, Г.Л. Никонова.
THE STATE OF CULTURAL EDUCATION IN CHUVASHIA
A. V. Nikitina, Ph.D. (Philosophy), Associate Professor of Department of Literature and Cultural Studies, Historical and Philological Faculty, the I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University
e-mail: [email protected]
M. S. Ukolova, Ph.D. (Philosophy), Associate Professor of Department of Literature and Cultural Studies, Historical and Philological Faculty, the I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical university
e-mail: [email protected]
The article presents an analysis of the existing situation in a cultural education of the Chuvash Republic. The authors examine the history of its formation and development. Constructive role
of Ph.D. (Philology), Associate Professor G.L. Nikonova in the formation of the phenomenon of cultural education and the development of culture of the Republic as a whole is noted. Regional specificity of cultural studies as a science and academic discipline is explained. Detailed analysis of existing threats to cultural education in the region is done at different levels - at the basic level and secondary (complete) General education level, on the level of the University system, at the level of the industry culture. Private solutions to existing problems are proposed, while eliminating all threats as seen by the authors of the article at the present stage is impossible. The situation in the region appears to be symptomatic of cultural education in Russia, that is system problem that needs to be solved collectively at all levels.
Key words: culturology, culturological education, Chuvash Republic, G.L. Nikonova.
В последнее время научная общественность всё чаще отмечает укрепление положения культурологии среди гуманитарных наук. Председатель научной коллегии Научно-образовательного культурологического общества Российской Федерации (НОКО) И.В. Кондаков утверждает: «Уменьшились нападки со стороны представителей конкретно-научного знания на культурологию как неклассическую дисциплину, не вписывающуюся в традиционную систему гуманитарных наук ... и она заняла прочное место, наряду с политологией, среди философии и социологии как дисциплина, претендующая на порождение обобщенного и интегрального знания» [1, с. 10]. Действительно, если, начиная с 1960-х годов, в отечественных системных исследованиях С.А. Арутюнова, А.Я. Гуревича, М.С. Кагана, Г.С. Кнабе, Э.С. Маркаря-на, В.М. Межуева, Ю.М. Лотмана и других постепенно намечался абрис проблемного поля будущей культурологии, то ближе к 1990-м годам произошло ее оформление как особой науки. Культурология в этот переломный момент стала своеобразным ответом на вызовы своего времени: кризис советской системы, трансформация и взаимодействие различных культур, процессы глобализации и вестернизации. фактически она заполнила опустевшую нишу в блоке социально-гуманитарных наук, продемонстрировав свой богатый межотраслевой потенциал в разностороннем осмыслении современных явлений и динамичных процессов культуры.
В этот же период возник и сам феномен культурологического образования. Так, в 1991 году в Москве была создана первая его площадка - Высшая школа культурологии, а в 1992 году - соответствующие кафедры МПГУ, РГГУ, СПбГУ начали подготовку специалистов-культурологов. В учебных планах вузов страны появилась новая дисциплина, ставшая неотъемлемой частью блока гуманитарных и социально-экономических наук.
В Чувашии становление и развитие культурологического образования происходило так же достаточно бурно, но, к сожалению, не столь быстро. В вузах республики постепенно оформились, как минимум, две платформы высшего образования в сфере культурологии. Примечательно, что обе кафедры зародились в недрах филологических факультетов - как чувашской, так и русской филологии. В Чувашском государственном университете имени И.Н. Ульянова в 2001 году под руководством доктора филологических наук Г.И. Федорова начала работу кафедра культурологии, ныне - кафедра культурологии и межкультурной коммуникации. С 2003 года в Чувашском государственном педагогическом университете имени И.Я. Яковлева открылась кафедра культурологии и мировой художественной культуры, с 2013 года - кафедра литературы и культурологии.
Выдающуюся роль в открытии этого подразделения педвуза и в развитии культурологического образования в Чувашии в целом сыграла Галина Леонидовна
Никонова (1950-2015), кандидат филологических наук, заслуженный работник образования Чувашской Республики. В конце 1990-х годов именно её усилиями в республике была начата подготовка учителей мировой художественной культуры, первоначально - в рамках второго высшего образования (чаще - на базе уже имеющейся у студента музыкальной, художественной или филологической подготовки). В начале 2000-х годов под руководством Г.Л. Никоновой осуществлялось педагогическое образование по дополнительной специальности «Культурология», с 2011 года ею были запущены программы бакалавриата по профилям «Мировая художественная культура и русский язык» и «Мировая художественная культура». Благодаря таким качествам, как энциклопедизм и глубина знаний, широта научных интересов, умение анализировать явления культуры, живой ум, Г.Л. Никонова делала свои занятия необыкновенно увлекательными для студентов. Как одаренный педагог, она использовала в своей работе исключительно новаторские методы. Среди них особое место занимали театрализация и «парады культур», порт-фолио, игровые технологии обучения и тестирования, мультимедийные библиотеки, дистанционные олимпиады, культурологические марафоны и многое другое.
За прошедшие двадцать лет благодаря педагогическому труду Г.Л. Никоновой было подготовлено несколько сотен высококвалифицированных учителей культурологии, МХК, искусства. Также в педвузе была предпринята вполне успешная попытка «культурологизации» самого процесса воспитания и обучения. Согласно концепции кафедры литературы и культурологии, выпускник любого факультета - это прежде всего интеллигент, человек, приобщенный к культуре. В связи с этим многие годы преподаватели кафедры все силы отдавали гуманитаризации обучения, повышению общекультурного, творческого потенциала будущих учителей через приобщение их к ценностям культуры. Помимо этого, весьма успешно реализовы-вались интегрирующие возможности курсов, актуализировались межпредметные связи с обществоведческими и гуманитарными науками и создавалась культурологическая база для успешного усвоения предметов цикла.
Бесспорно, культурологическое образование в Чувашии концентрировалось вокруг личности Г.Л. Никоновой. Ее же усилиями в республике формировалось и само культурологическое сообщество, происходило в целом определение и самоопределение культуры. Кафедра стала инновационной площадкой, активно взаимодействующей, во-первых, с образовательной средой республики и страны, во-вторых, с государственными и частными культурными центрами. Среди них - Чувашский государственный художественный музей, Союз художников Чувашской Республики, культурно-выставочный центр «Радуга», культурно-творческая площадка «Полигон», Объединение библиотек г. Чебоксары и другие.
Посредством научного и творческого общения кафедры с этими организациями происходило и происходит изучение и осмысление этнической и национальной культуры на материале Чувашской Республики, культур Поволжья, рассмотрение проблем искусства и краеведения.
Наиболее значимым проектом стала серия «Художники Чувашии», в подготовке которой принимали активное участие студенты. Они собирали редкие архивные материалы, создавали аудио- и видеомемуары, проводили культурологический анализ творчества чувашских художников. Благодаря этой работе общественность республики познакомилась с такими значимыми мастерами, как М. Григорян, К. Долгашев, В. Ларев, Г. Козлов, А. Федосеев, М. Шакиров. Более того, вследствие
этого активизировался арт-рынок Чебоксар, что, конечно, оправдывает негласное именование руководителя этого проекта Г.Л. Никоновой «продюсером чувашских художников». Кафедра и сейчас продолжает работу в заданном ею направлении: в 2016 году - совместно с Чувашским государственным художественным музеем - будет реализовано издание серии книг «Чувашская культура - детям». В этом проекте традиционно примут участие студенты-культурологи и ведущие научные сотрудники музея.
По сути, благодаря деятельности прежде всего Г.Л. Никоновой в Чувашии появилось большое количество подвижников культуры, сблизились различные сферы: художники нашли своих искусствоведов, критиков, арт-менеджеров, покупателей; культурная журналистика - своих читателей, в школах стали работать специалисты высокого качества и уровня профессионализма. Мы полагаем, что влияние Г.Л. Никоновой на культуру Чувашии было необычайно велико. Именно такие люди, являющиеся подлинным фундаментом общества, крайне необходимы современности.
Вообще, культурологическая наука и культурологическое образование в Чувашии, как, возможно, и в других национальных республиках, ориентированы преимущественно на региональный компонент. Уже начиная с 2000-х годов первые в республике кандидаты культурологии защитили исследования на материале культуры Чувашии: «Просветительская деятельность И.Я. Яковлева и ее анализ в культурологическом аспекте» (В.Н. Иванов, Санкт-Петербург, 1999 год); «Художественная культура Чувашии XX века: динамика ценностей» (И.Г. Кондратьева (Бритвина) Санкт-Петербург, 2005 год). Первый и единственный доктор культурологии в Чувашской Республике - В.А. Васильев в 2012 году представил к защите диссертацию «Роль художника в процессе взаимодействия культур: творческая деятельность А.А. Кокеля» (Саратов). Примечательно, что автор рассматривает художественное наследие этого живописца, актуализируя вопрос о его этнической принадлежности.
Подобный феномен можно объяснить тем, что в 1990-е годы общественность Чувашской Республики ощущала необходимость возрождения чувашских традиций, языка, культуры, и до сих пор в социуме существует четкое понимание значимости изучения этнических аспектов культуры для развития региона. Таким образом, с одной стороны, культурология в Чувашии актуализирует вопрос о традиционной идентичности, выполняя, в сущности, культурно-просветительскую миссию, с другой стороны, данный процесс практически уравнивает культурологию и краеведение, сужает научные перспективы первой, нивелирует ее статус как науки. Такая неоднозначная ситуация требует от научного сообщества республики конкретизации предмета изучения культурологии и четкого разведения границ между культурологией и историей, культурологией и философией, культурологией и другими смежными дисциплинами. В связи с этим мы понимаем очевидную необходимость выработки единой стратегии научного освоения культуры в республике. Именно эта работа может стать основанием для формирования целостной культурологической школы в Чувашии. Для того чтобы она наконец-то обрела свое лицо, нами задумано проведение в республике первого культурологического форума в рамках «Никоновских чтений» (Чебоксары, апрель 2016 года).
Однако надо сказать и о том, что угрожает развитию культурологического образования на современном этапе. Переход России к европейскому стандарту высшего образования обозначил одну из главных проблем: система высшей школы отторга-
ет культурологию из цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин, исключает ее из подготовки бакалавров или делает вариативной, что значительно сужает кругозор выпускника, дезориентирует его в системе ценностей, лишает его способности к уважению различных национально-культурных платформ и культуры в целом. В докладе на пленарном заседании IV Международной научно-практической конференции «Проблемы культуры в современном образовании: глобальные, национальные и регионально-этнические» (Чебоксары, 10 апреля 2015 года) доктор филологических наук, профессор В. А. фортунатова, между тем, подчеркнула значение культурологического образования для студентов любых профилей: «Культурное обогащение, гуманитарная осведомленность, соблюдение этических принципов - это такие же составляющие профессионализма, как умение подсчитывать прибыль и составлять бизнес-планы».
Затруднен вход молодых специалистов-культурологов и в область школьного образования. Так, Федеральный государственный образовательный стандарт начального, основного и среднего (полного) общего образования не включает в школьную программу прежние дисциплины (например, мировую художественную культуру), заменяя их религиозно-этическими и художественно-практическими. Во-первых, данный подход в образовании не дает возможность построения целостной картины мира у учащегося и создает у него фрагментарные представления об отечественной и зарубежной культуре. Во-вторых, на уровне школьного управления выпускник-культуролог оказывается недооцененным: дисциплины «Основы православной культуры», «Основы светской этики» и другие преподают учителя начальных классов, истории, русского языка и литературы, у которых нет соответствующих знаний и компетенций.
Такое положение дел препятствует развитию культурологического образования в Чувашии и России в целом: происходит объединение кафедр в общегуманитарные, закрываются востребованные профили, сокращаются или вовсе не выделяются бюджетные места на подготовку специалистов в области культуры.
В определении корня данной проблемы мы принимаем точку зрения В.А. Фортунатовой: «В нашем контексте речь идет о противостоянии тотальному распространению в нашем образовании англо-американской теории действия, где вместо субъекта образования предстает агент рационального действия. Эта теория исключает роль эмоциональных и ментальных факторов в рациональном действии, к которому относится и образовательный акт, нивелирует богатство и многогранность человеческой личности, освобождает ее от всего иррационального, идеально-поэтического в жизни». Культурологическое образование, подчиняясь требованиям экономической рациональности, становится аутсайдером.
По сути, это - проблема не только образования, а нашего общества в целом, которое в большинстве своем под культурой понимает либо духовно-религиозное, либо предметно-материальное или вообще не осознает значения культуры в собственной жизни. В образовании же наиболее четко и явственно артикулируется этот процесс.
Дополнительная угроза в Чувашии - невозможность внедрения выпускника-культуролога в систему культурных институций, которая ориентируется на сугубо художественную практику и не предполагает экспертного участия. Например, в Министерстве культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики отсутствуют специалисты, имеющие культурологическое образование,
что, естественно, сказывается на возможности оценивания, проектирования и прогнозирования развития культуры в целом, а не только ее отраслей.
Эта ситуация приводит к парадоксальному сосуществованию в Чувашии государственно поддерживаемых проектов и стихийно возникающих культурных инициатив. Формирование последних приводит к сближению культурных индустрий и культурологического образования. Более того, появившиеся в Чебоксарах независимые культурные площадки (лофт-проект «Плацдарм», 2009-2011; творческое пространство Узел связи / HUBspace, 2010-2014; культурно-творческая площадка «Полигон», 2014 - по настоящее время) стали негласным и востребованным у населения способом трансляции культурологического знания. Происходит это как в рамках единичных проектов, фестивалей, системы открытых лекций, так и в виде комплексных курсов и семинаров. Так, на «Полигоне» действуют образовательные циклы «Культпросвет», «Грамматика искусства», «Литературная лаборатория». Здесь у культуролога появляется возможность продуктивно реализовать свой потенциал. В таком случае этот специалист развивается уже в рамках творческого предпринимательства, что, безусловно, сказывается благоприятно не только на культуре региона, но и на его экономике. Однако не каждый способен найти свое место в данной сфере: здесь требуются как прикладные культурологические знания, так и бизнес-навыки, харизма, социальный и финансовый капитал.
В Чувашии однозначно наметился отток специалистов-культурологов, людей, способных двигать, изменять культуру, в Москву и Санкт-Петербург. Это, вероятно, является общероссийской тенденцией: культура, как мы полагаем, в условиях кризиса «стягивается» в центры, а в провинции намечается неизбежный спад.
На современном этапе решение существующих проблем в сфере культурологического образования в регионе (в частности, в Чувашии) представляется крайне затрудненным; культурология в ее нынешнем виде не удовлетворяет социальному запросу - ей необходимо, во-первых, осмыслить себя как особое явление в науке и образовании, а во-вторых, предпринять меры по проектированию своего будущего. Научному культурологическому сообществу в Чувашии необходимо найти общий язык, обозначить стратегии совместных действий по выработке нового типа культурологического образования. Значительную роль в этом процессе мы отводим фигуре лидера (такой была Г.Л. Никонова), который представляет интересы сообщества и развивает культуру и образование.
В целом, говоря о состоянии культурологического образования в Чувашии, необходимо отметить как положительные, так и отрицательные тенденции в его развитии. В общем виде они имеют системный характер, и именно системная работа - на всех уровнях - может привести к улучшению ситуации.
Литература
1. Кондаков И. В. Современное состояние наук о культуре в России: достижения, проблемы и перспективы // Альманах Научно-образовательного культурологического общества России «Мир культуры и культурология». Вып. IV. Материалы III Санкт-Петербургского международного культурного форума - 2014. - Санкт-Петербург : РГПУ имени А.И. Герцена, 2014. - С. 10-23.