Научная статья на тему 'О задачах новой школы в контексте культурологии'

О задачах новой школы в контексте культурологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
402
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДОКТРИНА / КУЛЬТУРОЛОГИЯ В РОССИИ / СОВРЕМЕННОЕ ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О задачах новой школы в контексте культурологии»

НОВАЯ ШКОЛА

Л. М. Мосолова,

заведующая кафедрой теории и истории культуры О ЗАДАЧАХ НОВОЙ ШКОЛЫ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРОЛОГИИ

Как отметил Президент Д. А. Медведев в предложенной им национальной образовательной доктрине, «школа является критически важным элементом» в инновационном развитии России. Исходя из этого нам следует рассмотреть вопрос о том, что может дать для инновационного развития отечественной школы культурологический подход к образованию и адекватное научное понимание самой культуры школы.

Культурологическая проблематика образования стала в последние годы актуализироваться и, тем не менее, она не находит должного отражения в конкретных практиках школьной деятельности в подавляющем большинстве учебных заведений. Каковы причины такого положения дел?

Идея культуры как универсального явления человеческого духа и результатов человеческого творчества в ХХ веке очаровала и озадачила многих мыслящих людей. Она вызвала напряженные поиски различных по своим научным ориентациям гуманитариев, которые проблематизировали разные стороны многоликой культуры, что составило целую мыслительно-дискурсивную формацию в интеллектуальной сфере минувшего века. К сегодняшнему дню состоялись бурные дебаты о понимании культуры, об особенностях молодой науки о культуре — культурологии. Среди ученых достигнуты определенные конвенции в этом отношении. Однако это не значит, что тайна культуры в своих глубинах и главных значениях раскрыта.

Напротив, мир познания культуры сегодня широко распахнут. Она интересует многих исследователей. Количество серьезной и несерьезной литературы о феномене культуры сегодня велико. Сама наука

культурология в России получила высокий интеллектуальный статус.

Но вот что поразительно: культурологическая мысль слабо объемлет образовательную сферу средней школы.

Причина такого положения дел связана, во-первых, с тем, что высокочтимые теоретики культурологии редко снисходят до реальных культурных практик в разных областях жизни, в том числе и до культурологического обеспечения образования. Во-вторых, тексты о разнообразных сторонах культуры пишут представители многих социальных и гуманитарных наук, далеко не всегда поднимаясь до культурологической генерализации в познании культурных феноменов и процессов. Другими словами, постоянно путается представление о широком культуроведении с культурологией как специальной строгой наукой, целостным учением о культуре. В-третьих, новое знание о культуре распространяется медленно и в общественном сознании традиционно воспроизводится редуктивное представление о культуре, когда ее сводят лишь к художественным или каким-либо духовным явлениям. В-четвертых, культурологическое образование до сих пор не имеет своего теоретико-исторического основания. В-пятых, сами школы отстали от научного мейнстрима в области культурологии и в этом направлении их не продвигают соответствующие научно-образовательные структуры Российской академии наук, Российской академии образования, Министерства образования и науки РФ, столичные и региональные институты развития образования. Даже методика преподавания культурологических дисциплин является слабо разработанной. И это несмотря на то,

что первый школьный культурологический предмет — мировая художественная культура — был введен в российские школы в 1988 г.

С течением времени этот предмет трансформировался в простую фактологическую историю отдельных искусств — преимущественно европейских. Это произошло потому, что была допущена системная ошибка — не было разработано и внедрено теоретико-культурологическое основание для освоения этого сложного предмета. Без этого было невозможно создать подлинно интегративные методики его преподавания. Соответственно в школьных учебниках по мировой художественной культуре отсутствуют до сих пор основы научного понимания культуры и ее важной составляющей — художественной культуры. Учащиеся остаются, например, без понимания того, что искусство является «зеркалом», «кодом», «самосознанием» культуры народов и человечества в целом.

Однако преподаванием мировой художественной культуры культурологическая проблематика школы не исчерпывается. Она значительно глубже и масштабнее. Прежде всего речь должна идти о культурологическом подходе к образованию.

Этот подход сегодня находится в центре внимания в сфере методических исследований, так как дает такие познавательные возможности, какие не могут обеспечить другие научные подходы к изучению человеческой деятельности. Культурологический подход представляет собой совокупность общих принципов, установок, векторов исследования, на которых базируются более конкретные познавательные методы и приемы.

В свете культурологического подхода образование видится не просто частью культуры наряду с другими компонентами в ее морфологии. Оно выступает как оптимальный и ничем не заменимый способ вхождения человека в сложнейший мир культуры. Образование выполняет сегодня

фундаментальную и многоплановую функцию инкультурации человека, то есть формирует его как творение культуры и, вместе с тем, готовит его к будущей деятельности как творца культуры. Тем самым образование является системой воспроизводства культуры нации и обеспечения ее развития. Культурологический подход направлен на поворот всех компонентов образования к целостному содержанию культуры и человеку как ее субъекту, способному к саморазвитию. Этот подход способен содействовать преодолению предметоцентризма и его следствия — раздробленного (шизофренического типа) сознания выпускников школ.

Культурологический подход предполагает изучение образования в контексте и в его многосторонней связи с социокультурным целым. Он рассматривает образование как культурный объект и исследует все образовательные формы в контексте истории культуры и анализирует роль и функции каждой предметной области в современной культуре. Он также нацеливает на изучение всех явлений образования как феноменов культуры, сквозь призму основных категорий культурологии («культуро-генез», «культурный текст», «универсалии культуры» и т. д. ). Очень важно, что культурологический подход в качестве одного из ведущих принципов выделяет принцип культуросообразности, известный еще со времен К. Д. Ушинского, а ныне наполнившийся новым содержанием. Суть этого принципа состоит в утверждении, что социокультурная среда определяет развитие человека в единстве ее индивидуальных, национальных и общечеловеческих начал и, с другой стороны, что образование должно соответствовать требованиям своего времени, особенностям развивающейся культуры страны. Современное понимание принципа культуросообразности включает необходимость самоопределения и самореализации человека в многокультурном и взаимосвязанном мире, на-

личие в его личностном арсенале способности к диалогу и толерантности и др. В наши дни векторы культуросообразности нужно конкретизировать для каждой подсистемы образования и всех ее уровней.

Методологическая актуальность культурологического подхода диктуется глубокими изменениями требований к человеку с высоты общих и специфических трансформаций современной социокультурной реальности. Речь идет, повторим, о сложнейшем процессе превращения человека в сознательного субъекта развития общества и его культуры. Теоретической базой изучения проблем образования могут стать различные культурологические теории, изучающие тот или иной феномен культуры.

Понятию «культурологический подход» близки, но не тождественны понятия «культурная парадигма» и «культурологическая парадигма» образования.

Культурная парадигма — это образец или модель ментального пространства культуры конкретной эпохи, которая исторически слагается и определяет ход развития общественного сознания и практики. Это ментальное пространство характеризуется определенным мироощущением и мировоззрением людей, господствующими ценностями, стереотипами постановки и решения жизненных проблем, наличием определенных научных традиций и т. п. Когда господствующее мировоззрение, стереотипы поведения и научные концепции перестают удовлетворять потребности социокультурного развития и начинаются поиски его новых путей, тогда происходит смена ментальных моделей, образов мышления и деятельности, то есть культурной парадигмы, и это ведет к смене моделей, образцов образования. Реализация принципа культуросообразности образования глубоко связана с учетом сложившейся культурной парадигмы и рождающимися моделями потребностей будущего.

Что касается культурологической парадигмы образования, то речь идет о форми-

ровании новой научной традиции, основанной на адекватном понимании феномена культуры, ее роли в человеческом бытии, интерпретации ее наследия, текстов. Это специфический угол зрения на смыслы, содержание, технологии образования, логику организации образовательного процесса и требований к его качеству. В результате использования культурологического подхода к образованию и учета культурологической парадигмы в деятельности школы возможно обретение молодежью культурологической компетентности, нового типа рациональности, новых ценностей на современном этапе развития нашей цивилизации.

Согласно доктрине Д. А. Медведева, «новая школа — это институт, соответствующий целям опережающего развития» и в школе должно быть «обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем. Ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие задания, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новые решения, формировать интересы и осознавать возможности». Представляется, что культурологический взгляд на образование может способствовать его инновационному и опережающему развитию.

Как известно, до сих пор существовали традиционный тип цивилизации со слабой креативной деятельностью людей, и тип технологической цивилизации, где человек противостоит природе и его предназначение — преобразование, подчинение ее своей власти. Активное изменение природы связывалось с прогрессом общества. Техногенная цивилизация многое дала человечеству, но породила множество проблем, негативных явлений, приведших к глобальному кризису. Сегодня речь идет о переходе народов к новому, третьему типу цивилизации, формирование которого связано с интенсивным научным и технологическим освоением принципиально новых, сложных объектов, саморазвивающихся систем. На этом пути возни-

кают точки роста иной рациональности, новых ценностей и мировоззренческих ориентаций, новый тип связи человека и природы, истины и нравственности, освоения культурного наследия и творчества.

Является ли в этом отношении деятельность школы культуросообразной, осваивающей продуктивный опыт прошлого и открывающей шлюзы для творческих открытий и новых социальных практик? Мне представляется, что наша школа в значительной степени к этому не готова и в продолжении данного направления деятельности школы требуется огромная работа.

Культурологическая проблематика школы прежде всего связана с глубоким, адекватным пониманием культуры вообще и культуры школы в частности. Культура является совокупностью плодов человеческого духа, продуктом нашей коллективной демиурги. В онтологическом плане — это надприрод-ный, искусственный мир, созданный человеком, его «неорганическое тело».

Это способ существования человека в единстве смыслов, содержания, программ, средств и результатов человеческой деятельности.

Исходя из этого, культура школы является специфическим способом бытия детско-взрослого коллектива как сложной самоорганизующейся системы с определенными смыслами, целями, содержанием, технологиями, порядком и результатами его деятельности. Школа имеет свое «цивилизационное тело» — место, здание, классы, библиотека, спортзал и т. д. Предметно-вещный мир школы слажен всегда по особенному, имеет свои доминанты, символические системы, эстетический образ. Однако школа — не только стены и вещи. Главное — люди. С культурологической точки зрения это противоречивая целостность культур всех личностей, их субкультур с разными ценностными предпочтениями. Это также более или менее ладно устроенное культурное пространство школы, его вплетенность в региональное, национальное и глобальное пространства.

Образование школьников — это культурный процесс, в содержание которого входит освоение самых разных «текстов культуры». Важно не путать общекультурную подготовку учащихся, их инкультурацию, социализацию, просвещение (с помощью самых разных школьных дисциплин и внеклассной работы) с собственно культурологическим образованием — освоением основ понимания культуры, обретением начальной культурологической компетентности.

Культурология школы — это учение о культуре школы как способе ее существования и развития в современных социокультурных обстоятельствах и перспективах развития.

В завершении я назову ряд основных задач, связанных с культурологизацией новой школы.

Первостепенной задачей современной школы является повышение квалификации учителей и администрации школ в области культурологического знания в целях обретения культурологической компетентности как теоретико-практической основы для инновационной деятельности школы.

Далее очень важно понять школу как фундаментальное явление культуры, ее компонентный состав, взаимосвязанные функции всех элементов и векторы развития культуры школы в изменившихся социально-исторических обстоятельствах. На этой основе нужно планировать и проектировать культурную политику школы в ее целостности. Это новая и трудная задача.

Насущной задачей школы является отказ от сугубо сциентистской модели образования (предметоцентризма) и переход к культурологически целостной модели образования, что предполагает интеграцию дисциплин разного типа и их изучение в контексте истории культуры и в свете ее современных требований. Эта модель общекультурной подготовки школьников должна включать пропедевтический компонент собственно культурологического знания.

Обновление существующих учебных программ, внеучебных проектов и создание новых учебно-методических материалов в контексте культурологического подхода к образованию тоже входит в комплекс основных задач новой школы.

Наконец, нельзя не отметить, что инновационное развитие школы предполагает решение, на мой взгляд, главной задачи — создание современной высокой педагогической культуры учителей и культуры управления школой. Особенно важным является подбор и воспитание сотрудников учебного заведения, называемых «креативными субъектами», которые активно действуют, выдвигают интересные проекты, осознанно реализуют основные смыслоценности культуры, создают новые образовательные практики,

определяющие качественность обучения детей, лик и этос школы, ее статус в городе, регионе и даже стране. Они способны быть аттракторами в развитии культуры целого города, запуская новые процессы, кристаллизуя «очаги» инноваций. Креативные субъекты зачинают будущее и очень позитивно влияют на развитие личности школьников, давая образцы творческого отношения к своей жизни и деятельности.

В связи с этим на педагогические вузы легла огромная и сложная задача подготовки будущих учителей, которые бы освоили глубокие традиции гуманитарной и гуманистической культуры России и мира и обрели готовность и способность к творческой деятельности в сфере образования и других социокультурных практиках.

С. А. Писарева,

заведующая кафедрой педагогики

Е. В. Пискунова,

профессор кафедры педагогики

ПЕТЕРБУРГСКАЯ ШКОЛА: СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ РАЗВИТИЯ

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» поставила перед системой общего образования ряд стратегических задач, решение которых должно привести к системным изменениям на этой ступени непрерывного образования. Как отметил Д. А. Медведев в своем выступлении перед Федеральным собранием, суть и смысл этой инициативы «в создании школы, способной раскрывать личностный потенциал детей, воспитать в них интерес к учебе и знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни, подготовить ребят к профессиональной деятельности с учетом задач модернизации и инновационного развития страны». Программы развития региональных систем образования, а также программы развития отдельных образовательных учреждений сегодня разрабатываются с учетом этого стратегического документа.

Как известно, национальная образовательная инициатива провозгласила шесть генеральных направлений развития общего образования: переход на новые образовательные стандарты, развитие системы поддержки талантливых детей, совершенствование учительского корпуса, изменение школьной инфраструктуры, сохранение и укрепление здоровья школьников, расширение самостоятельности школ1. Нельзя сказать, что это принципиально новые направления развития общего образования. Это скорее проблемные зоны, которые выявились в ходе реализации стратегии модернизации образования с 2001 по 2010 г.

В нашем городе по инициативе Комитета по образованию разработана стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга «Петербургская школа 2020», а также реализуется план действий по модернизации общего образования на 2011—

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.