Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ НА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ'

ВЛИЯНИЕ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ НА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
21
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИКА / КУЛЬТУРА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / РЕГИОН / ТРАДИЦИИ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Бекбергенева Д.Е., Шепелевич С.С., Беляева А.Ю.

Культура является одним из ключевых факторов, оказывающих влияние на все процессы социальноэкономической жизни региона. В статье рассматривается совершенствование механизма управления социальнокультурными процессами, протекающими в регионе. Выделены основные причины, сдерживающие социальноэкономическое развитие Оренбургской области, которые связаны с реальным сектором экономики. Стабильное социальноэкономическое и этнокультурное развитие населяющих ее народов посредством укрепления общероссийской гражданской идентичности, содействия развитию институтов гражданского общества, деятельность которых направлена на гармонизацию межнациональных отношений, содействие межкультурному диалогу, профилактику этнического и религиознополитического экстремизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF CULTURAL TRADITIONS ON THE ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE ORENBURG REGION

Culture is one of the key factors influencing all processes of the socio-economic life of the region. The article discusses the improvement of the mechanism for managing socio-cultural processes taking place in the region. The main reasons hindering the socio-economic development of the Orenburg region, which are associated with the real sector of the economy, are identified. Stable socio-economic and ethno-cultural development of the peoples inhabiting it by strengthening the all-Russian civic identity, promoting the development of civil society institutions whose activities are aimed at harmonizing interethnic relations, promoting intercultural dialogue, and preventing ethnic and religious-political extremism.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ НА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ»

EDN: VEHRRW

Д.Е. Бекбергенева - к.э.н., доцент кафедры общегуманитарных, социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин, Оренбургский филиал Московский государственный юридический университет им. Кутафино, dinabekber@mail.ru,

D.E. Bekbergeneva - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of General Humanities, Socio-Economic, Mathematical and Natural Science Disciplines, Moscow State Law University. Kutafino;

С.С. Шепелевич - к.в.н., доцент кафедры логистики и транспортных технологий, Оренбургский институт путей и сообщений, филиала СамГУПСssss1269@rambler.ru,

S.S. Shepelevich - Ph.D., Associate Professor of the Department of Logistics and Transport Technologies, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education Orenburg Institute of Railways and Communications, branch of SamGUPS, ssss1269@rambler.ru;

А.Ю. Беляева - магистрант 1 курса Оренбургского института (филиала) Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА), 79096076509@mail.ru,

A.Yu. Belyaeva - 1st year undergraduate student of the Orenburg Institute (branch) of the University named after O. E. Kutafln (MSAL).

ВЛИЯНИЕ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ НА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ INFLUENCE OF CULTURAL TRADITIONS ON THE ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE ORENBURG REGION

Аннотация. Культура является одним из ключевых факторов, оказывающих влияние на все процессы социально-экономической жизни региона. В статье рассматривается совершенствование механизма управления социально-культурными процессами, протекающими в регионе. Выделены основные причины, сдерживающие социально-экономическое развитие Оренбургской области, которые связаны с реальным сектором экономики. Стабильное социально -экономическое и этнокультурное развитие населяющих ее народов посредством укрепления общероссийской гражданской идентичности, содействия развитию институтов гражданского общества, деятельность которых направлена на гармонизацию межнациональных отношений, содействие межкультурному диалогу, профилактику этнического и религиозно-политического экстремизма.

Abstract. Culture is one of the key factors influencing all processes of the socio-economic life of the region. The article discusses the improvement of the mechanism for managing socio-cultural processes taking place in the region. The main reasons hindering the socio-economic development of the Orenburg region, which are associated with the real sector of the economy, are identified. Stable socio-economic and ethno-cultural development of the peoples inhabiting it by strengthening the all-Russian civic identity, promoting the development of civil society institutions whose activities are aimed at harmonizing interethnic relations, promoting intercultural dialogue, and preventing ethnic and religious-political extremism.

Ключевые слова: политика, культура, социально-экономического развития, регион, традиции.

Keywords: politics, culture, socio-economic development, region, traditions.

Социально-экономическое развитие региона представляет собой вид государственной политики. Целью такой политики является достижение наиболее эффективного и равномерного распределения всех ресурсов в определенном регионе. Для этого необходимо совершенствование механизма управления не только экономическими, но и социально-культурными процессами, протекающими в регионе. При эффективной реализации региональной политики, которая ориентирована на применение интегрирующей функции культуры, способной объединить различные слои и группы населения на основе осознания общих ценностей, единства исторической судьбы, культурно-исторических корней и общих экономических интересов, не только будет минимизирован риск деградации и разрушения культурного наследия, но и будут создаваться предпосылки для совершенствования и развития культурного потенциала региона [2].

В настоящее время культура является одним из ключевых факторов, оказывающих влияние на все процессы социально-экономической жизни региона. Исследователи, работающие в области региональной экономики, отмечают, что начало XXI в. характеризуется процессом роста конкуренции регионов: «регионы вступают друг с другом в конкуренцию за инвестиции и новые рабочие места и, в конечном счете, - за высокий жизненный стандарт и перспективы социально-экономического развития» - отмечают авторы [4]. Конкурентные преимущества территории в современной экономике определяются не только различными налоговыми стимулами, предоставляемыми государством или органами местного самоуправления, но и местными культурными особенностями, обычаями, образом и качеством жизни населения. Помимо таких преимуществ, которые дает как регионам, так и всей стране высокоразвитая сфера культы, участие в ней государства опосредуется также внешними положительными эффектами. Они проявляются, например, в повышении общего уровня культуры населения, что в свою очередь оказывает положительное воздействие на производительность труда.

Производство культурных благ можно назвать одним из главных факторов роста производительности труда в материальном производстве. Большое значение имеет также то, что культура обла-

Вестник Академии знаний № 50 (3), 2022_65

дает ярко выраженным свойством общественной значимости, так как она необходима не только для конкретного гражданина, но, и для общества в целом [3]. Однако само культурное наследие и значительная часть продуктов и услуг, производимых в сфере культуры, все же являются общественными благами, рассчитанными на коллективное потребление. Так как такие продукты в большинстве случаев являются не потребляемыми, то становится возможным их неоднократное и совместное использование всеми членами общества.

Оренбургская область входит в состав Приволжского федерального округа. Округ имеет самобытный в этнокультурном отношении состав населения, характеризующийся этническим, религиозным и языковым многообразием (около 170 народов и более 6000 религиозных организаций) при бесконфликтном и органичном сосуществовании разных культурных традиций [1, Распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 165-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Приволжского федерального округа до 2020 года»].

Ведущими отраслями экономики Оренбургской области являются нефтегазохимический комплекс, черная и цветная металлургия, машиностроение, промышленность строительных материалов, сельское хозяйство [5].

Можно выделить следующие основные причины, сдерживающие социально-экономическое развитие Оренбургской области, которые связаны с реальным сектором экономики: низкий уровень взаимодействия между производством и наукой, недостаточно эффективное функционирование социальной инфраструктуры, что имеет определенную связь с культурой.

Культурное многообразие Оренбургской области является его конкурентным преимуществом. Так, этнокультурная специфика и мирный характер этноконфессиональных отношений обеспечивают рост инвестиционной и экономической привлекательности данного региона, в том числе для зарубежных инвесторов. Имеется значительная доля иностранных и частных инвестиций, при вложении которых учитывался этнокультурный фактор [6].

Дальнейшее развитие культурного и этнического многообразия является одним из перспективных направлений социально-экономического развития Оренбургской области В некоторых субъектах Российской Федерации имеется традиция празднования крупных этнических дат, как 1000-летие г. Казани, 1000-летие единения мордовского народа с народами Российского государства, что положительно способствует социально-экономическому развитию и повышению инвестиционной привлекательности данных субъектов, и может быть принято во внимание в целях экономического роста.

Стоит отметить, что Правительство Оренбургской области все же не оставляет без внимания культурную составляющую региона. Так, в 2018 году была принята Государственная программа «Развитие культуры Оренбургской области» с перспективой развития до 2030 года. Основными целями данной программы является сохранение и развитие культурного потенциала и культурного наследия Оренбургской области, а также обеспечение культурных благ и ценностей для населения Оренбургской области. Главная задача данной программы - реализация и поддержка творческого потенциала жителей Оренбургской области и обеспечение доступа граждан к культурным ценностям и информации о них. Основное направление программы - повышение туристической привлекательности Оренбуржья, которое, безусловно, является самобытным регионом, привлекающим туристов. К факторам развития культурного туризма является историко-культурный потенциал региона, а также уровень организации доступа к нему для всех интересующихся, бытовой комфорт пребывания и проживания туристов и т.д. В число объектов культурного туризма входят культурно-историческое наследие (исторические территории, архитектурные сооружения, зоны археологических раскопок, художественные и исторические музеи, народные промыслы, праздники, обряды, выступления фольклорных коллективов) и актуальная культура сегодняшнего дня. Оренбургская область обладает огромным потенциалом самобытных и ярких памятников истории и культуры. В настоящее время Министерством молодежной политики, спорта и туризма Оренбургской области учтено 2633 объекта культурного наследия. В единую сеть государственных и муниципальных учреждений культуры и искусства Оренбургской области входят порядка 2,5 тысяч учреждений. В том числе: 983 библиотеки; 2 государственных, 11 муниципальных и 27 народных музеев; 7 профессиональных театров; государственная филармония (в составе 10 коллективов); 68 детских учреждений дополнительного образования; Оренбургский государственный институт искусств им. Л. и М. Ростроповичей.

Достижение основных целей развития экономики в Оренбургской области становится крайне затруднительным без использования культурных ресурсов и культурного потенциала соответствующего региона. В связи с этим, в настоящее время идет поиск направлений территориального культурного развития, что стимулирует выработку новых целей, задач и методов политики в области культуры на местах. Однако пока достижение таких целей затрудняется в связи с экономическим кризисом

и условиями, сложившимися в пандемию, а также в период обострения политической ситуации в стране в связи с недавними событиями на Украине.

Достижение ключевых целей и задач как всей страны в целом, так и отдельных регионов, в частности, создание благоприятных условий для социально-экономического развития региона, влияние на глобальное информационное пространство, завоевание устойчивых позиций на мировых рынках крайне затруднительно без использования культурных ресурсов и культурного потенциала. Поэтому в настоящее время в регионах идет широкий поиск направлений территориального развития, что стимулирует отработку новых целей, задач, методов культурной политики на местах. При этом цели регулирования культурной сферы либо размыты и в условиях кризиса невыполнимы, либо, по существу, являются лишь конкретными задачами. Перспективные цели федерального и регионального развития, увязанные с социокультурной практикой, невозможно получить в готовом виде извне. Они могут быть определены самим федеральным и региональным сообществом и отрефлексированы представителями власти, общественных организаций, интеллектуальной элитой.

Таким образом, одним из основных условий обеспечения национальной безопасности Российской Федерации является стабильное социально-экономическое и этнокультурное развитие населяющих ее народов посредством укрепления общероссийской гражданской идентичности, содействия развитию институтов гражданского общества, деятельность которых направлена на гармонизацию межнациональных отношений, содействие межкультурному диалогу, профилактику этнического и религиозно-политического экстремизма.

Источники:

1. Бекбергенева, Д. Е. Государственная политика в процессе государственного управления / Д. Е. Бекбергенева, С. С. Шепелевич. - Оренбург : Агенство, 2019. - 112 с. - ISBN 978-5-6042394-1-4. - EDN YYXFUL.

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 165-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Приволжского федерального округа до 2020 года» // URL: http://pravo.gov.ru/.

3. Калинникова И. О., Управление социально-экономическим потенциалом региона: учеб.пособие. СПб., 2009. - 196 с.

4. Мельвиль Е.Х., Правовые и экономические модели деятельности в сфере культуры и творческого предпринимательства: учеб.пособие. М., 2010. - 201 с.

5. Дмитриев Ю. Д., Кретинин В. А., Максимов С. А. Направления и механизмы обеспечения устойчивого социально-экономического развития региона. Владимир, 2004. - 289 с.

6. Подымов А., Стратегия топливных инвестиций. // Российская газета. - 2000. - 28 ноября - С.5-9.

7. Попов В.Н., Государственное регулирование социальных процессов. // ЭКО - 2000. - №4. - C.15-29.

8. Шепелевич, С. С. Прогнозирование базовых условий социально-экономического развития / С. С. Шепелевич, Д. Е. Бекбергенева // Экономика и предпринимательство. - 2019. - № 3(104). - С. 219-229. - EDN WWKMLI. References:

1. Bekbergeneva, D. E. State policy in the process of public administration / D. E. Bekbergeneva, S. S. Shepelevich. - Orenburg: Agency, 2019. - 112 p. - ISBN 978-5-6042394-1-4. - EDN YYXFUL.

2. Decree of the Government of the Russian Federation dated February 7, 2011 No. 165-r "On approval of the Strategy for socioeconomic development of the Volga Federal District until 2020" // URL: http://pravo.gov.ru/.

3. Kalinnikova I. O., Management of the socio-economic potential of the region: textbook. SPb., 2009. - 196 p.

4. Melvil E.Kh., Legal and economic models of activity in the field of culture and creative entrepreneurship: textbook. M., 2010. - 201 p.

5. Dmitriev Yu. D., Kretinin V. A., Maksimov S. A. Directions and mechanisms for ensuring sustainable socio-economic development of the region. Vladimir, 2004. - 289 p.

6. Podymov A., Fuel investment strategy. // Russian newspaper. - 2000. - November 28 - P.5-9.

7. Popov VN, State regulation of social processes. // ECO - 2000. - No. 4. - C.15-29.

8. Shepelevich, S. S., Bekbergeneva, D. E. Forecasting the basic conditions for socio-economic development // Economics and Entrepreneurship. - 2019. - No. 3 (104). - S. 219-229. - EDN WWKMLI.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.