Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И РИСКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В РАЗВИТИИ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ'

ПРОБЛЕМЫ И РИСКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В РАЗВИТИИ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

86
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
региональная экономика / цифровизация / капитал / развитие / экономический рост. / regional economy / digitalization / capital / development / economic growth

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бекбергенева Дина Евгеньевна

Данная статья посвящена изучению формирования человеческого капитала в развитии цифровой экономики. Изучены объективные и субъективные условия трансформации региональной экономики Выявлены возможности цифровизации региональной экономики на основе оценки показателей инновационного и инвестиционного развития страны и регионов Ключевые слова: региональная экономика, цифровизация, капитал, развитие, экономический рост.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND RISKS OF HUMAN CAPITAL FORMATION IN THE DEVELOPMENT OF THE DIGITAL ECONOMY

This article is devoted to the study of the formation of human capital in the development of the digital economy. The objective and subjective conditions for the transformation of the regional economy are studied. The possibilities of digitalization of the regional economy based on the assessment of indicators of innovative and investment development of the country and regions are identified

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И РИСКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В РАЗВИТИИ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ»

Научные междисциплинарные исследования

- использование инновационной методики тренировки;

- получение (наличие) спортивного звания кандидата в мастера спорта, мастера спорта России, мастера спорта России международного класса;

- получение (наличие) звания заслуженного тренера;

- получение призовых мест воспитанниками тренера на соревнованиях различного уровня.

Библиографический список:

1. Управление персоналом в спортивной организации: учебное пособие к семинарским, практическим занятиям и самостоятельной работе для студентов очной и заочной форм обучения направления 49.03.01 Физическая культура / А.В. Ащеулов, А.С. Тютюнников, В.Е. Черникова, К.В. Туманян; ФГБОУ ВО «КГУФКСТ». - Краснодар: Издательский Дом - Юг, 2020. - 92 с.

2. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2016. - 583 с.

УДК 33

Бекбергенева Дина Евгеньевна Bekbergeneva Dina Evgenievna

к.э.н., доцент кафедры теории практики и управления Оренбургский филиал РАНХиГС Ph.D., Associate Professor, Department of Theory of Practice and Management

Orenburg branch of RANEPA

ПРОБЛЕМЫ И РИСКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В РАЗВИТИИ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

PROBLEMS AND RISKS OF HUMAN CAPITAL FORMATION IN THE DEVELOPMENT OF THE DIGITAL ECONOMY

II Международная научно-практическая конференция Аннотация: Данная статья посвящена изучению формирования человеческого капитала в развитии цифровой экономики. Изучены объективные и субъективные условия трансформации региональной экономики Выявлены возможности цифровизации региональной экономики на основе оценки показателей инновационного и инвестиционного развития страны и регионов Ключевые слова: региональная экономика, цифровизация, капитал, развитие, экономический рост.

Resume: This article is devoted to the study of the formation of human capital in the development of the digital economy. The objective and subjective conditions for the transformation of the regional economy are studied. The possibilities of digitalization of the regional economy based on the assessment of indicators of innovative and investment development of the country and regions are identified

Ключевые слова: региональная экономика, цифровизация, капитал, развитие, экономический рост.

Keywords: regional economy, digitalization, capital, development, economic growth.

В современном мире развитый человеческий капитал (знания, умения и компетенции) является основным источником экономического роста региональной экономики. По крайней мере, тот факт, что 90% ученых и инженеров, которые работали за всю историю человеческого развития, жили или живут в наше время, а 90% всех знаний было создано за последние три десятилетия, показывает особую важность исследования вопросов, связанных с производством знаний.

Наукой и высокими технологиями в развитых странах занято 25% рабочей силы, например, в Соединенных Штатах Америки более 46% работающих получили высшее образование, при этом в России 56% работающих имеют высшее образование, это практически максимальный процент по всем странам мира. Но, несмотря на это, можно сказать, что российская экономика не использует высокий интеллектуальный потенциал российских граждан. Российские вложения в исследования и разработки очень низки по сравнению с развитыми странами. Доля России в мировом объеме ВВП в 2018 году составила 1,98%, а расходы на НИОКР от национального ВВП чуть превышают 1%. Доля США в мировом объеме ВВП составляет

Научные междисциплинарные исследования 23,48%, доля затрат на НИОКР в национальном ВВП составляет 2,5%. Доля

Китая в мировом объеме ВВП составляет 16,21%, при этом расходы на

научные разработки составляют 1,6%.

В условиях внедрения в стране и во всем мире инновационной цифровой экономики, основанной на высоких технологиях, формирование общества знаний или информационного общества становится фундаментом развития цивилизации. Именно высокоинтеллектуальный человеческий капитал (знания, умения, профессиональные компетенции, эрудиция, способности к творчеству и другие компетенции) являются драйвером развития цифровой экономики.

Человеческий капитал в общем понимании представляет собой совокупность полученных населением в результате образования и социализации знаний, умений и навыков, которые ведут к повышению квалификации и производительности труда людей как работников, что важно для производителей, и увеличению доходов и качества жизни людей как потребителей. Видно, что образование - это самый важный инструмент формирования человеческого капитала, который становится «новым человеческим качеством и источником будущих удовлетворений потребностей или будущих доходов».

Человеческий капитал в цифровой экономике формируется путем вложений государства, коммерческих предприятий и организаций в цифровое образование или профессиональную переподготовку и повышение специализированной квалификации работников на производстве, что позволяет работникам в новых условиях не только активно воспринимать информацию, но и управлять ею. Развитие человеческого капитала невозможно без инвестиций в физическое здоровье населения и профилактику заболеваний, полезных вложений предприятий в мотивацию работников к развитию творческих способностей и совершенствованию социальной активности.

II Международная научно-практическая конференция

Многие авторы придерживаются подхода к человеческому капиталу как

к «накопленному населением запасу физического и нравственного здоровья, общекультурной и профессиональной компетентности, творческой, предпринимательской и гражданской активности, реализуемого в разнообразных сферах деятельности и в потреблении».

Человеческий капитал схож с физическим капиталом (материалы, сырье, оборудование, здания, сооружения) тем, что представляет собой объект инвестиций предприятий и организаций, имеет достаточно длительное пользование (в некоторых странах и на некоторых предприятиях практикуется пожизненная работа на одном предприятии), требует расходов не только на формирование, но и на восстановление, так как может устаревать морально при отсутствии ярко выраженного «физического износа» (работники могут не успевать за развитием высоких технологий и не применять современные знания в своей работе, имея при этом хорошее физическое здоровье и выносливость).

Ситуация по формированию и развитию человеческого капитала в России определяется имеющимися различиями в уровне развития регионов в части наличия: образовательных организаций высшего образования, условий для рекреации и восстановления здоровья населением, экологических и экономических условий, что усложняет процесс оценки и совершенствования человеческого капитала. Переход к цифровой инновационной экономике требует применения целенаправленных мер по управлению человеческим капиталом на основе четкой и понятной всем участников экономических отношений стратегии, которая повысит экономическую и цифровую эффективность региона в целом.

Выделим проблемы и противоречия, затрудняющие развитие человеческого капитала в современное время в региональной экономике России.

Основной проблемой является неготовность руководителей предприятий и организаций вкладывать в развитие общего образовательного

Научные междисциплинарные исследования уровня и специальных навыков своих работников. Зачастую руководители

местных предприятий боятся вырастить себе конкурентов или того факта, что

более профессиональный работник будет требовать более высокой оплаты

труда или более качественных условий выполнения трудовых функций. Сами

работники в силу привычки или существующих традиций не стараются

реализовывать инициативу в получении новых знаний и навыков, часто

следуют спущенным сверху планам, не выдвигают свои идеи из-за боязни

быть не понятыми или наказанными.

Также проблемой является неготовность части населения формировать и применять цифровые навыки, которые позволяют улучшать качество жизни населения. Но любое массовое технологическое новшество требует специалистов новых компетенций, имеющих знания, умения и навыки работы с большими массивами данных, взаимодействия с искусственным интеллектом, быстрой реакции на изменения в сети, а также хорошей инженерной логикой.

Одновременно с этим цифровая экономика делает ненужными многочисленные группы профессий, занятых в традиционных отраслях экономики: продавцов, работников са11-центров, консультантов, операторов, бухгалтеров. Такая ситуация приводит к дисбалансу рабочей силы и необходимости скорейшего переобучения большого количества населения, особенно в регионах.

Таким образом, перспективной основой ускорения конкурентного развития регионов в условиях развития цифровой экономики являются целенаправленные вложения в развитие человеческого капитала, в том числе в среднее специальное и высшее профессиональное образование, повышение квалификации и профессиональную переподготовку. Обогащение ресурсов знаний должно происходить по разным направлениям на основе консолидации усилий органов государственной власти и коммерческих организаций с учетом интересов региональных деловых сообществ и местного населения для

II Международная научно-практическая конференция повышения не только профессиональных, но и общесоциальных цифровых

навыков.

Библиографический список:

1. Бекбергенева Д.Е. Вопросы социально-экономического развития региона// Бекбергенева Д.Е. Экономика и предпринимательство. 2016. № 11-2 (76). С. 277-280.

2. Бекбергенева Д.Е. Подходы к содержанию и точки роста экономики знаний в цифровизации региональной экономики // Бекбергенева Д.Е. Экономика и бизнес: теория и практика.2020 № 3-1 (61). С.27-29.

3. Цифровые платформы: подходы к определению и типизации // Портал АНО «Цифровая экономика» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http : //files. data-economy.ru/digital platforms. pdf (дата обращения 20.04.2020).

4. Шабанов, А.П. Инновационное управление цифровыми платформами в экономике знаний / А.П. Шабанов // Системы управления, связи и безопасности. - 2018. - № 3. - С. 106-131.

УДК 338

Битохова Диана Альбертовна Bitokhova Diana Albertovna

Магистрантка Student of master's programme Кабардино-Балкарский государственный университет Kabardino-Balkarian State University

ЛОЯЛЬНОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ THE CUSTOMER LOYALTY: THE THEORETICAL ASPECT

Аннотация: в статье рассматривается понятие лояльности потребителей, приводится классификация лояльности потребителей, показатели ее измерения и жизненный цикл покупателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.