Научная статья на тему 'Проблемы формирования человеческого капитала в развитии цифровой экономики'

Проблемы формирования человеческого капитала в развитии цифровой экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
327
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровая экономика / производство знаний / человеческий капитал. / digital economy / knowledge production / human capital.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Д. Е. Бекбергенева

Данная статья посвящена изучению роли человеческого капитала в процессе формирования цифровой экономики в стране и в регионах. Определено содержание понятия «человеческий капитал» и роль образования в развитии качества человеческого капитала. Особое внимание уделено проблемам, связанным с производством знаний и формированием высококачественного человеческого капитала в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF HUMAN CAPITAL FORMATION IN THE DEVELOPMENT OF THE DIGITAL ECONOMY

This article is devoted to the study of the role of human capital in the formation of the digital economy in the country and in the regions. The content of the concept of "human capital" and the role of education in the development of the quality of human capital are defined. Special attention is paid to the problems related to the production of knowledge and the formation of high-quality human capital in Russia.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования человеческого капитала в развитии цифровой экономики»

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В РАЗВИТИИ

ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Д.Е. Бекбергенева, канд. экон. наук, доцент Оренбургский филиал РАНХиГС (Россия, г. Оренбург)

DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10162

Аннотация: Данная статья посвящена изучению роли человеческого капитала в процессе формирования цифровой экономики в стране и в регионах. Определено содержание понятия «человеческий капитал» и роль образования в развитии качества человеческого капитала. Особое внимание уделено проблемам, связанным с производством знаний и формированием высококачественного человеческого капитала в России.

Ключевые слова: цифровая экономика, производство знаний, человеческий капитал.

В современном мире развитый человеческий капитал (знания, умения и компетенции) является основным источником экономического роста региональной экономики. По крайней мере, тот факт, что 90% ученых и инженеров, которые работали за всю историю человеческого развития, жили или живут в наше время, а 90% всех знаний было создано за последние три десятилетия, показывает особую важность исследования вопросов, связанных с производством знаний.

Наукой и высокими технологиями в развитых странах занято 25% рабочей силы, например в Соединенных Штатах Америки более 46% работающих получили высшее образование, при этом в России 56% работающих имеют высшее образование, это практически максимальный процент по всем странам мира. Но, несмотря на это, можно сказать, что российская экономика не использует высокий интеллектуальный потенциал российских граждан. Российские вложения в исследования и разработки очень низки по сравнению с развитыми странами. Доля России в мировом объеме ВВП в 2018 году составила 1,98%, а расходы на НИОКР от национального ВВП чуть превышают 1%. Доля США в мировом объеме ВВП составляет 23,48%, доля затрат на НИОКР в национальном ВВП составляет 2,5%. Доля Китая в мировом объеме ВВП составляет 16,21%, при этом расходы на научные разработки составляют 1,6% [1].

В условиях внедрения в стране и во всем мире инновационной цифровой экономики, основанной на высоких технологиях, формирование общества знаний или информационного общества становится фундаментом развития цивилизации. Именно высокоинтеллектуальный человеческий капитал (знания, умения, профессиональные компетенции, эрудиция, способности к творчеству и другие компетенции) являются драйвером развития цифровой экономики.

Человеческий капитал в общем понимании представляет собой совокупность полученных населением в результате образования и социализации знаний, умений и навыков, которые ведут к повышению квалификации и производительности труда людей как работников, что важно для производителей, и увеличению доходов и качества жизни людей как потребителей [2]. Видно, что образование - это самый важный инструмент формирования человеческого капитала, который становится «новым человеческим качеством и источником будущих удовлетворений потребностей или будущих доходов» [3].

Человеческий капитал в цифровой экономике формируется путем вложений государства и коммерческих предприятий и организаций в цифровое образование или профессиональную переподготовку и повышение специализированной квалификации работников на производстве, что позволяет работникам в новых условиях не только активно воспринимать информа-

цию, но и управлять ею. Развитие человеческого капитала невозможно без инвестиций в физическое здоровье населения и профилактику заболеваний, полезных вложений предприятий в мотивацию работников к развитию творческих способностей и совершенствованию социальной активности.

Многие авторы придерживаются подхода к человеческому капиталу как к «накопленному населением запасу физического и нравственного здоровья, общекультурной и профессиональной компетентности, творческой, предпринимательской и гражданской активности, реализуемого в разнообразных сферах деятельности и в потреблении» [4].

Человеческий капитал схож с физическим капиталом (материалы, сырье, оборудование, здания, сооружения) тем, что представляет собой объект инвестиций предприятий и организаций, имеет достаточно длительное пользование (в некоторых странах и на некоторых предприятиях практикуется пожизненная работа на одном предприятии), требует расходов не только на формирование, но и на восстановление, так как может устаревать морально при отсутствии ярко выраженного «физического износа» (работники могут не успевать за развитием высоких технологий и не применять современные знания в своей работе, имея при этом хорошее физическое здоровье и выносливость).

Ситуация по формированию и развитию человеческого капитала в России определяется имеющимися различиями в уровне развития регионов в части наличия: образовательных организаций высшего образования, условий для рекреации и восстановления здоровья населением, экологических и экономических условий, что усложняет процесс оценки и совершенствования человеческого капитала.

Переход к цифровой инновационной экономике требует применения целенаправленных мер по управлению человеческим капиталом на основе четкой и понятной всем участников экономических отношений стратегии, которая повысит экономическую и цифровую эффективность региона в целом.

Выделим проблемы и противоречия, затрудняющие развитие человеческого капитала в современное время в региональной экономике России. Основной проблемой является неготовность руководителей предприятий и организаций вкладывать в развитие общего образовательного уровня и специальных навыков своих работников. Зачастую руководители местных предприятий боятся вырастить себе конкурентов или того факта, что более профессиональный работник будет требовать более высокой оплаты труда или более качественных условий выполнения трудовых функций. Сами работники в силу привычки или существующих традиций не стараются реа-лизовывать инициативу в получении новых знаний и навыков, часто следуют спущенным сверху планам, не выдвигают свои идеи из-за боязни быть не понятыми или наказанными [5].

Также проблемой является неготовность части населения формировать и применять цифровые навыки, которые позволяют улучшать качество жизни населения. Но любое массовое технологическое новшество требует специалистов новых компетенций, имеющих знания, умения и навыки работы с большими массивами данных, взаимодействия с искусственным интеллектом, быстрой реакции на изменения в сети, а также хорошей инженерной логикой.

Одновременно с этим цифровая экономика делает ненужными многочисленные группы профессий, занятых в традиционных отраслях экономики: продавцов, работников call-центров, консультантов, операторов, бухгалтеров. Такая ситуация приводит к дисбалансу рабочей силы и необходимости скорейшего переобучения большого количества населения, особенно в регионах.

Таким образом, перспективной основой ускорения конкурентного развития регионов в условиях развития цифровой экономики являются целенаправленные вложения в развитие человеческого капитала, в том числе в среднее специальное и высшее профессиональное образование, повышение квалификации и профессиональную переподготовку. Обогащение ресурсов

знаний должно происходить по разным ресов региональных деловых сообществ и направлениям на основе консолидации местного населения для повышения не усилий органов государственной власти и только профессиональных, но и общесо-коммерческих организаций с учетом инте- циальных цифровых навыков.

Библиографический список

1. Доля стран в мировом ВВП. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fincan.ru/articles/55_dolya-stran-v-mirovom-vvp/ (дата обращения 17.03.2020).

2. Ivanov O.I. The role of human potential in the Russian economy // Saint-Petersburg scientific forum. Science and Society. Economics and sociology in the 21st Century. Fifth St. Petersburg Nobel Prize Laureates Meeting. Abstracts of Plenary Lectures. - Saint-Petersburg: RAS, 2010 Pp. 29-32.

3. Щетинин В. Человеческий капитал и неоднозначность его трактовки // Мировая экономика и международные отношения. - 2001. - №12. - С. 45.

4. Соболева И.В. Человеческий потенциал российской экономики: Проблемы сохранения и развития. - М.: «Наука», 2007. - 201 с.

5. Ложко В.В. Современные подходы к формированию качества жизни населения и человеческого капитала в национальной и региональной экономике // Проблемы современной экономики. - 2010. - № 4. - С. 255-259.

PROBLEMS OF HUMAN CAPITAL FORMATION IN THE DEVELOPMENT OF THE

DIGITAL ECONOMY

D.E. Bekbergeneva, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Orenburg branch of RANEPA (Russia, Orenburg)

Abstract. This article is devoted to the study of the role of human capital in the formation of the digital economy in the country and in the regions. The content of the concept of "human capital" and the role of education in the development of the quality of human capital are defined. Special attention is paid to the problems related to the production of knowledge and the formation of high-quality human capital in Russia.

Keywords: digital economy, knowledge production, human capital.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.