ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ
Аннотация. В статье раскрывается содержание и формы проявления человеческого капитала в цифровой экономике. Выявлена ведущая роль в цифровой экономике сетевого человеческого капитала специалистов. Определены квалификационные параметры и сетевые компетенции человеческого капитала. Обосновано положение и сделан вывод о том, что в современной цифровой экономике формой реализации управленческого сетевого человеческого капитала является электронное правительство, формой реализации социального человеческого капитала являются социальные сети.
Ключевые слова. Человеческий капитал, цифровая экономика, электронное правительство, государственное регулирование.
Dyatlov S.A., Dobrokhotov M.A. FORMS OF REALIZATION OF HUMAN CAPITAL IN THE DIGITAL ECONOMY
Abstract. The article reveals the content and forms of manifestation of human capital in the digital economy. The leading role of specialists network human capital in the digital economy is revealed. Determined qualification parameters and the network of competence of human capital. The article substantiates the situation and concludes that in modern digital economy the form of realization of administrative network human capital is electronic government and the form of realization of social human capital are social networks.
Keywords. Human capital, digital economy, e-government, government regulation.
Последние десятилетия характеризуются структурной социально-экономической трансформацией российской и мировой хозяйственной системы. Это в решающей мере обусловлено трансформационным переходом от индустриальной экономики к информационно-сетевой экономике [3]. В условиях перехода к цифровой экономике человеческий капитал становится главным фактором инновационного экономического роста. В цифровой экономике человеческий капитал имеет информационное содержание [4], приобретает новые информационно-сетевые свойства, функции и компетенции. В новых условиях возрастает роль государственных, рыночных и сетевых институтов в подготовке высококвалифицированных специалистов, обладающих новыми информационно-сетевыми навыками и компетенциями. При этом перед экономической наукой и хозяйственной практикой ставится задача выбора оптимальных подходов к управлению развитием национальной экономики и формирования человеческого капитала страны [8].
Публикация подготовлена в рамках научно-исследовательской работы, выполненной при финансовой поддержке СПбГЭУ. ГРНТИ 06.03.07
© Дятлов С. А., Доброхотов М.А., 2018
Сергей Алексеевич Дятлов - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры общей экономической теории и истории экономической мысли Санкт-Петербургского государственного экономического университета. Михаил Алексеевич Доброхотов - аспирант кафедры общей экономической теории и истории экономической мысли Санкт-Петербургского государственного экономического университета.
Контактные данные для связи с авторами (Дятлов С.А.): 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). Тел.: +7 911 225-95-95. Е-mail: [email protected]. Статья поступила в редакцию 15.05.2018.
В современных условиях руководством страны отмечается, что формирование и развитие человеческого капитала является важнейшей задачей в комплексе стратегических задач эффективного государственного управления российской экономикой [2]. Отметим, что используемые в научной литературе понятия «человеческие ресурсы», «человеческий капитал» и «человеческий потенциал» имеют как ряд схожих свойств, так и отличий [1]. Под человеческим капиталом обычно понимают экономическую оценку накопленных знаний, навыков и способностей, которыми обладает человек и которые играют важную роль в повышении производительности труда и способствуют освоению новых технологических инноваций. Он формируется посредством государственных и предпринимательских инвестиций, а также саморазвития самого индивида. Важнейшим фактором, влияющим на развитие человеческого капитала, является уровень образованности, сетевой грамотности и общей культуры населения.
В цифровой экономике идёт формирование различных сетевых институциональных управленческих структур, включая институты государственной власти на глобальном, федеральном, региональном и местном уровнях, а также различные самоорганизующиеся сетевые сообщества населения. Интернет-технологии не только быстро внедряются в политику, бизнес, государственное управление, но и трансформируют характер межличностных отношений в обществе (формируются виртуально-сетевые он-лайновые сообщества, устанавливаются отношения информационного партнёрства, осуществляется группировка пользователей по определённым информационным интересам), в электронных сетях трансформируются правила «игры», меняются принципы ведения бизнеса, связи между основными субъектами правоотношений, координации деятельности субъектов хозяйствования, управления компаниями и государственного управления.
Ведущее место в структуре институтов управления и регулирования глобализирующейся информационно-инновационной экономики занимают электронно-сетевые институты управления, регулирования и контроля, важнейшим из которых является электронное государство (э-правительство). Формирование системы «электронного правительства» и предоставления электронных государственных услуг является сегодня приоритетной задачей как в России, так и в большинстве развитых стран мира. Р. Хикс выделяет три основных направления развития электронного правительства: электронное администрирование (e-аdmiшstratюn); электронное взаимодействие с гражданами, предоставление им электронных государственных услуг (e-citizens, e-services); развитие информационного общества (e-society) [10].
На развитие человеческого капитала существенным образом влияет уровень жизни населения. Качество жизни является одним из важнейших показателей, характеризующих уровень развития страны. Качество жизни человека является важнейшей качественной и количественной характеристикой человеческого капитала населения [7] и включает комплекс показателей, которые определяют возможность человека трудиться и проживать в благоприятных условиях, возможность предприятий увеличивать производительность труда и прибыль и, как следствие, возможность регионов и всего государства увеличить ВВП и т.д. Развитие человеческого капитала населения является задачей и индивида, и семьи, и государства, поскольку это в долгосрочной перспективе ведёт к улучшению всех микро-и макроэкономических показателей. В практике международных сопоставлений ежегодно рассчитывается «Индекс человеческого развития», который включает в себя количественные параметры человеческого капитала [6].
В России существует ряд барьеров, мешающих развитию и эффективному использованию человеческого капитала. Для их преодоления необходимо провести реформу доходов населения, связанную с повышение оплаты труда хотя бы до уровня прожиточного минимума у всех слоёв населения; целесообразно рассмотреть возможность ввести прогрессивную шкалу налогообложения в России; необходимо значительно увеличить инвестиции в такие сферы, как образование, здравоохранение, в развитие инновационных площадок, в сетевые образовательные проекты; необходимо создание и поддержание уже существующих добровольных организаций граждан, способных взаимодействовать для решения проблем общества, для сосредоточения, выражения и донесения социальных проблем, социальных интересов в органы власти, в том числе через социальные сети.
Важнейшим направлением совершенствования системы формирования и использования человеческого капитала является повышение эффективности и координации деятельности формальных и неформальных институтов регулирования сферы образования и рынка высококвалифицированного тру-
да. Для этого необходимо снизить административные барьеры, пересмотреть и изменить контрольно-надзорные механизмы, сделать более гибким и свободным сетевое взаимодействие, что должно привести к снижению трансакционных издержек и создать сбалансированность государственных, частных и общественных интересов с учетом возможных изменений схемы социального контракта между обществом, бизнесом и властью в условиях перехода к цифровой экономике.
Неотъемлемым элементом человеческого капитала общества является социальный капитал, включающий в себя бриджинговый капитал, представляющий собой институт доверия между разнородными членами общества; бондинговый капитал, возникающий как феномен доверия в однородных группах общества. В цифровой экономике возникает новый вид социального капитала, который можно назвать социальный капитал сети (социально-сетевой капитал), возникающий в процессе интегратив-но-распределенного сетевого взаимодействия участников глобальных, национальных, корпоративных и социальных сетей. Новейшей формой проявления социального капитала (человеческого капитала) являются социальные сети. Регулирование и институционализация отношений между гражданами, бизнесом и правительством в социальных сетях является важнейшей функцией современного государства.
При слаженной и конструктивной работе отдельных граждан, гражданских организаций, властных структур, коммерческих предприятий, при их равном влиянии на формирование и развитие человеческого капитала Россия может значительно увеличить свои показатели в этой сфере. Предприятиям, государству, обычным людям, которые имеют возможность влиять и способствовать развитию человеческого капитала, необходимо понимать, что высокообразованный человек, являющийся носителем человеческого капитала, играет ведущую роль в современной экономике и обществе. От уровня жизни населения, инновационных характеристик специалистов, их профессиональных информационно-сетевых компетенций зависит реализация целей устойчивого, динамичного инновационного развития страны в цифровую эпоху.
В рамках российской программы «Цифровая экономика», принятой правительством РФ в июле 2017 г., предполагается формирование системы нейро-сетевого образования, которая будет осуществлять подготовку кадров с сетевыми компетенциями и будет опираться на нейрокогнитивные механизмы приобретения новых знаний, применение нейрокомпьютерных интерфейсов, элементов виртуальной и дополненной реальности, гибридного интеллекта [5]. В настоящее время продукты и сервисы рынка нейро-сетевого образования развиваются в таких сегментах, как дистанционное обучение, обучение через всю жизнь, массовые открытые онлайн-курсы, смешанное обучение, инновационные модели дополнительного образования, к 2035 году произойдет полноценное использование интегрированных систем естественного и искусственного интеллекта. Предполагается, что в России количество специалистов с высшим образованием в области информационно-телекоммуникационных технологий будет с 2024 г. увеличиваться на 120 тыс. человек ежегодно. Вузы, техникумы и колледжи каждый год будут выпускать еще по 800 тыс. специалистов в области ИТ. В том числе благодаря этому доля населения, обладающего цифровыми навыками, вырастет до 40% [9].
В цифровой экономике конкурентоспособность страны определяется, прежде всего, накопленным и развитым человеческим капиталом, обладающим разнообразными сетевыми и цифровыми компетенциями на различных уровнях: на глобальном, на государственном уровне (электронное правительство), на корпоративном (частных компаний) и на индивидуально-социальном (социальные сети). Главными драйверами социально-экономического развития являются высокообразованные люди, качество и благоприятные условия жизни. Сегодня российской системе хозяйства, находящейся в процессе перехода к цифровой гиперконкурентной экономике, требуются высококвалифицированные специалисты, являющиеся носителями человеческого капитала, обладающего развитыми информационно-сетевыми свойствами и компетенциями, адекватными требованиям современной цифровой экономики.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алиева З.К. Человеческие ресурсы, человеческий капитал и человеческий потенциал: взаимосвязь // Новая
наука: стратегии и векторы развития. 2017. Т. 1. № 2. С. 106-107.
2. Вaлиaхмeтoв Р.М. Человеческий капитал и человеческое развитие в контексте стратегических задач
государственного управления // Экономика и управление. 2014. № 6 (122). С. 110-114.
3. Государство и рынок: новое качество взаимодействия в информационно-сетевой экономике. Монография в 2 томах / под редакцией С.А. Дятлова, Д.Ю. Миропольского, В.А. Плотникова. СПб., 2007. Том 1.
4. Дятлов С.А. Информационные основы экономических отношений // Гуманитарные науки. 1998. № 2. С. 25-34.
5. Дятлов С.А. Энейро-сетевое образование в цифровую эпоху // Инновации. 2017. № 8 (226). С. 91-95.
6. Игнатьева С.Н. Индекс человеческого развития - количественная оценка человеческого капитала // World science: problems and innovations: сборник статей XIV Международной научно-практической конференции. 2017. С. 109-111.
7. Кувалдина Т.Б. Человеческий капитал и человеческий ресурс: сущность и возможные варианты учета // Инновационная экономика и общество. 2017. № 4 (18). С. 42-50.
8. Миропольский Д.Ю., Дятлов С.А., Плотников В.А., Попов А.И. Государство и рынок: проблемы выбора подходов к управлению развитием национальной экономики // Известия СПбГЭУ. 2011. № 1. С. 141-145.
9. Через 7 лет ваша работа исчезнет, а технологии покончат с вашим бизнесом. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.iidf.ru/media/articles/lifehacks/cherez-7-let-vasha-rabota-ischeznet-a-tekhnologii-pokonchat-s-vashim-biznesom (дата обращения 11.04.2018).
10. Heeks R. Understanding e-Governance for Development. I-Government paper # 11, IDPM, 2001. 25 p.