Научная статья на тему 'Особенности трансформации системы воспроизводства человеческого капитала в цифровой экономике'

Особенности трансформации системы воспроизводства человеческого капитала в цифровой экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
395
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / СЕТЕВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТРАНСФОРМАЦИЯ / СИСТЕМА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / DIGITAL ECONOMY / NETWORK EDUCATION / DISTANCE EDUCATION / TRANSFORMATION / SYSTEM / INFORMATION TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дятлов Сергей Алексеевич, Ханхунова Анна Юрьевна

В статье рассмотрены особенности трансформации системы воспроизводства человеческого капитала при переходе к цифровой экономике. Выявлены и рассмотрены основные факторы, влияющие на трансформацию системы воспроизводства человеческого капитала и формирующие его новые параметры. Дана характеристика сетевых элементов конкурентоспособного человеческого капитала в современной цифровой экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF TRANSFORMATION OF THE SYSTEM OF REPRODUCTION OF HUMAN CAPITAL IN THE DIGITAL ECONOMY

The article deals with the features of the transformation of the system of reproduction of human capital in the transition to the digital economy. The main factors influencing the transformation of the system of reproduction of human capital and forming its new parameters are revealed and considered. The characteristic of network elements of competitive human capital in modern digital economy is given.

Текст научной работы на тему «Особенности трансформации системы воспроизводства человеческого капитала в цифровой экономике»

Дятлов С.А., Ханхунова А.Ю.

ОСОБЕННОСТИ ТРАНСФОРМАЦИИ СИСТЕМЫ ВОСПРОИЗВОДСТВА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

Аннотация. В статье рассмотрены особенности трансформации системы воспроизводства человеческого капитала при переходе к цифровой экономике. Выявлены и рассмотрены основные факторы, влияющие на трансформацию системы воспроизводства человеческого капитала и формирующие его новые параметры. Дана характеристика сетевых элементов конкурентоспособного человеческого капитала в современной цифровой экономике.

Ключевые слова. Цифровая экономика, сетевое образование, дистанционное образование, трансформация, система, информационные технологии.

Dyatlov S.A., Khankhunova A.Y.

FEATURES OF TRANSFORMATION OF THE SYSTEM OF REPRODUCTION OF HUMAN CAPITAL IN THE DIGITAL ECONOMY

Abstract. The article deals with the features of the transformation of the system of reproduction of human capital in the transition to the digital economy. The main factors influencing the transformation of the system of reproduction of human capital and forming its new parameters are revealed and considered. The characteristic of network elements of competitive human capital in modern digital economy is given.

Keywords. Digital economy, network education, distance education, transformation, system, information technology.

Главным направлением развития мировой и российской экономики является ее структурная трансформация в качественно новый формат, включающий такие элементы, как цифрофизация, сетизация, биопараметрическая идентификация, универсализация и конвергентность. Происходящие сегодня цифровые структурные трансформации затрагивают в первую очередь преобразования в области организации труда, его характера и форм, структуры рынка, образования и как следствие - занятости населения. В период повсеместного перехода к информационному обществу [3] все больше набирают силу новые сетевые, инновационные формы образования и подготовка кадров с помощью передовых трансформационных систем и информационных технологий.

Под информационными технологиями обучения в узком смысле слова понимается процесс передачи информации обучаемому посредством компьютера или других аналогичных технических средств и коммуникационных технологий, это комплекс различных взаимосвязанных (научных, технологических, инженерных) дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда, занятых обработкой и хранением информации. Применение современных цифровых технологий становится

ГРНТИ 06.03.07

© Дятлов С.А., Ханхунова А.Ю., 2019

Сергей Алексеевич Дятлов - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры общей экономической теории и истории экономической мысли Санкт-Петербургского государственного экономического университета. Анна Юрьевна Ханхунова - аспирант кафедры общей экономической теории и истории экономической мысли Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Контактные данные для связи с авторами (Ханхунова А.Ю.): 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). Е-mail: [email protected]. Статья поступила в редакцию 02.03.2019.

Публикация подготовлена при грантовой поддержке РФФИ, проект № 19-010-00318.

сегодня необходимым условием для воспроизводства человеческого капитала высокой квалификации. Распространение этих систем вызывает повсеместно структурные изменения, трансформацию рыночных отношений, так как необходимо пожизненное развитие образовательных параметров и профессиональных навыков в условиях инновационной гиперконкуренции.

Предъявляя новые требования, информационные технологии трансформируют человеческий капитал. По оценкам экспертов, цифровая часть рынка образования характеризуется устойчивой динамикой роста и к 2023 года составит около 240 млрд долл. при среднегодовом приросте 17%. Только по высшему образованию в период 2017-2021 гг. мировой рынок будет показывать мировой среднегодовой рост на 20% [5].

В сфере образования происходит формирование качественного человеческого капитала, подготовка высококвалифицированной рабочей силы. Уровень образования не является единственной характеристикой качества и конкурентоспособности человеческого капитала, важную роль здесь играют и другие факторы, Однако, роль образования в формировании высокой конкурентоспособности человеческого капитала является ведущей, определяя другие характеристики, так как является одной из самых действенных и значимых в современной цифровой экономике. Так, наличие определенных знаний, умений, навыков лежит в основе высокой квалификации специалиста. Квалификация есть характеристика работы, образование и повышение его уровня дает прирост квалификации, конкретизирует возможности человека в выполнении определенного вида и уровня деятельности.

А. Смит в своих трудах затрагивал вопросы об отличиях людей как субъектов социально-трудовых отношений и считал справедливым, что рабочая сила с разным уровнем образования должна оплачиваться различно. Он определял оплату труда как справедливую оценку количества и качества труда работника. При этом анализ не ограничивался только исключительно уровнем образования, а соотносился с объективно сложившейся социально-экономической ситуацией, с определенным уровнем развития общественного разделения труда и производства.

Согласно мониторингу развития информационного общества в Российской Федерации, доля образовательных учреждений, реализующих программы с использованием современных дистанционных технологий, по данным на 2017 год, составляет 39,3% в учреждениях высшего профессионального образования и 26,8% в учреждениях среднего профессионального образования [5], что показано в таблице 1.

Таблица 1

Данные мониторинга развития информационного общества в РФ, %

Доля образовательных учреждений реализующих образовательные программы с использованием дистанционных образовательных технологий 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

Среднее профессиональное образование 10,6 11,9 13,8 15,5 17,5 22,6 23,1 26,8

Высшее профессиональное образование 49,8 52,8 59,0 60,2 57,4 78,2 42,8 39,3

Согласно Указу Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах Российской Федерации на период до 2024 года», в целях прорывного научно-технического и социально-экономического развития Российской Федерации, увеличения численности населения страны, повышения уровня жизни граждан, создания комфортных условий для проживания, саморазвития, самореализации, раскрытия таланта каждого человека, будет обеспеченно ускоренное внедрение цифровых технологий в экономическую и социальную сферу жизни населения и создание в базовых отраслях экономики высокопроизводительного экспортноориентированного сектора, развивающегося на основе современных технологий и обеспеченного высококвалифицированными кадрами [1].

Реализация Указа предполагает создание, последующее развитие, поддержание образовательного пространства и формирование компетенций в области цифровой и сетевой экономики. Цифровые

16

Дятлов С.А., Ханхунова А.Ю.

навыки и компетенции являются движущей силой инноваций и конкурентоспособности стран, цифровая грамотность и цифровые навыки должны быть элементами обучения, подготовки и переподготовки в течении жизненного цикла человеческого капитала. Обучение цифровым навыкам в области профессионального образования и обучения без отрыва от производства потенциально повышает возможности трудоустройства и снижает уязвимость к потере работы из-за меняющихся требований [6].

По данным исследования российского рынка онлайн-образования и образовательных технологий, доля онлайн-образования в России к 2021 году составит 53,3 млрд рублей, это 2,6% от общего объема рынка (см. табл. 2). Рынок онлайн-образования в России увеличится: сравнивая данные за 2016 год и прогноз на 2021 год мы видим, что высшее образование демонстрирует увеличение на 8,2 млрд рублей, среднее образование - увеличение на 1,2 млрд рублей, дополнительное профессиональное образование - увеличение на 4 млрд рублей.

Таблица 2

Онлайн-образование в России (без учета рынка B2B)

Наименование показателя 2016 год 2021 год

Объем рынка:

- весь рынок 1,8 трлн руб 2 трлн руб

- онлайн образование 20,7 млрд руб (1,1%) 53,3 млрд руб (2,6%)

Структура рынка:

- высшее образование 6,8 млрд руб 15 млрд руб

- среднее образование 0,6 млрд руб 1,8 млрд руб

- дополнительное профессиональное образование 7 млрд руб 11 млрд руб

В системе современных экономических отношений неизбежно появляются новые формы образования, так появляются формы сетевого, дистанционного образования, различные курсы повышения квалификации в сети, вебинары, это приводит к необходимости введения и развития понятия конкурентоспособности образовательной услуги в цифровой экономике. В современных условиях формируется сетевой человеческий капитал, при этом расширяется и усложняется его структура. В глобальной информационной экономике интеллектуально-сетевой капитал специалистов становится все более полифункциональным и универсальным, возрастает роль креативных, сетевых компетенций и способностей работников, их активное позиционирование на традиционном и сетевом рынке высококвалифицированного труда, в бизнес-сетях, в социальных сетях, лидерские качества, нацеленность на постоянное повышение квалификации, стремление к достижению успеха.

Традиционные формы образования и традиционный рынок труда постепенно уступают место сетевым, которые основываются на интеграции и делегировании. Цифровая трансформация образовательного пространства означает формирование знаний и опыта, необходимых для реализации компетенций в области применения инструментария облачных и «туманных» вычислений, продвинутой аналитики как новых форм работы с большими данными, искусственного интеллекта в условиях ускорения и стандартизации базовых образовательных процессов [2].

Все это влечет за собой закономерное появление новых форм и видов трудовых отношений, новых форм образования, меняет тенденции их развития, здесь основной движущей силой трансформационного развития становится сокращение издержек и распространение новых форм и методов. Совершенствование форм образования, поддержание трансформаций образовательного и профессионального пространства определяют совершенствование потенциальных возможностей субъектов труда, повышение результативности трудовой деятельности и приводят к структурным сдвигам в цифровой экономике.

Трансформационный переход от индустриально-рыночной к цифровой экономике сопровождается трансформацией человеческого капитала в сетевой человеческий капитал. Масштабная цифрофизация системы воспроизводства сетевого человеческого капитала требует подготовки высококвалифицированных специалистов с развитыми универсальными сетевыми компетенциями и способностями [4]. Это требует разработки новой концепции и программ совершенствования всей системы общего и

профессионального образования, которая должна трансформироваться в соответствии с новыми требованиями, предъявляемыми глобальной цифровой экономикой, и должна быть направлена на повышение инновационной конкурентоспособности совокупного человеческого капитала России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах Российской Федерации на период до 2024 года».

2. Борисова В.В. Образовательное пространство в цифровом измерении // Архитектура университетского образования: современные университеты в условиях единого информационного пространства: сборник трудов III Национальной научно-методической конференции с международным участием. Часть 1. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2019.

3. Дятлов С.А. Информационные аспекты анализа экономических явлений // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия Экономические науки: Проблемы новой политической экономии. 1999. № 1. С. 37-51.

4. Дятлов С.А. Институционально-организационные формы сетевого человеческого капитала в цифровой экономике // Журнал правовых и экономических исследований. 2018. № 3. С. 7-11.

5. Исследование российского рынка онлайн-образования и образовательных технологий. М., 2017.

6. Безденежных Т.И., Шарафанова Е.Е. Направления развития высшего и профессионального образования в эпоху цифровой экономики // Архитектура университетского образования: современные университеты в условиях единого информационного пространства: сборник трудов III Национальной научно-методической конференции с международным участием. Часть 1. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.