Научная статья на тему 'Сетевое образование в системе подготовки высококвалифицированных кадров в цифровой экономике'

Сетевое образование в системе подготовки высококвалифицированных кадров в цифровой экономике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
168
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / КВАЛИФИКАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МОБИЛЬНОСТЬ / NETWORK EDUCATION / DISTANCE EDUCATION / DIGITAL ECONOMY / QUALIFICATION / INFORMATION TECHNOLOGY / MOBILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ханхунова Анна Юрьевна

В статье анализируются такие понятия как сетевое образование, подготовка высококвалифицированных кадров, сетевая и цифровая экономика. Выявлены выгоды сетевого образования, основные тенденции его развития, приведены примеры реализации современного дистанционного обучения при подготовке кадров в цифровой экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NETWORK EDUCATION IN THE TRAINING OF HIGHLY QUALIFIED PERSONNEL IN THE DIGITAL ECONOMY

The article analyzes such concepts as network education, training of highly qualified personnel, network and digital economics. The benefits of network education, the main development trends, examples of the implementation of modern distance learning in training in the digital economy are given.

Текст научной работы на тему «Сетевое образование в системе подготовки высококвалифицированных кадров в цифровой экономике»

Ханхунова А.Ю.

СЕТЕВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРОВ В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

Аннотация. В статье анализируются такие понятия как сетевое образование, подготовка высококвалифицированных кадров, сетевая и цифровая экономика. Выявлены выгоды сетевого образования, основные тенденции его развития, приведены примеры реализации современного дистанционного обучения при подготовке кадров в цифровой экономике.

Ключевые слова. Сетевое образование, дистанционное образование, цифровая экономика, квалификация, информационные технологии, мобильность.

Khankhunova A.Y.

NETWORK EDUCATION IN THE TRAINING OF HIGHLY QUALIFIED PERSONNEL

IN THE DIGITAL ECONOMY

Abstract.The article analyzes such concepts as network education, training of highly qualified personnel, network and digital economics. The benefits of network education, the main development trends, examples of the implementation of modern distance learning in training in the digital economy are given.

Keywords. Network education, distance education, digital economy, qualification, information technology, mobility.

Постоянное развитие российской экономики и развитие экономических связей между субъектами, постоянный научно-технический прогресс в условиях перехода к информационному обществу, когда происходит качественное изменение всех основных концепций, моделей, характеризуется потребностью занимать лидирующую позицию в определенной профессиональной и экономической среде, это часто обусловливается различными факторами, одним из которых является конкурентоспособность. В современных российских условиях именно недостаток кадров требуемой квалификации становится ограничителем экономического роста [1].

В цифровой экономике широко используется дистанционно-сетевая распределенная занятость. В развитых странах активно формируются сетевые формы занятости, функционируют электронные трудовые биржи. С развитием телекоммуникаций, интернет-технологий возникают новые формы занятости, более гибкие и распределенные во времени графики и режимы работы, дистанционные взаимоотношения между работниками и работодателями. Ввиду большей гибкости, производительности и оперативности, эффективность данных видов очевидна и с каждым годом получает все большее распространение [2]. Одним из главных преимуществ для компании и экономики в целом в современных условиях цифровой экономики является подготовка высококвалифицированных кадров.

Сегодня, во времена повсеместного перехода к информационному обществу, все больше набирает популярность сетевое образование и подготовка кадров с помощью передовых информационных технологий повышения квалификации. Постоянное, пожизненное повышение квалификации необходимо,

ГРНТИ 06.39.02 © Ханхунова А.Ю., 2019

Анна Юрьевна Ханхунова - аспирант кафедры общей экономической теории и истории экономической мысли Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Контактные данные для связи с автором: 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). Е-mail: khankhunovaanna@gmail.com. Статья поступила в редакцию 12.01.2019.

126

Ханхунова А.Ю.

так как мало получить профессию, важно оставаться компетентным в условиях гиперконкуренции. Высокая квалификация, мобильность, сетевые компетенции человека и его профессиональные качества теперь - наиважнейшие сетевые ресурсы цифровой экономики.

Заметим, что под информационными технологиями обучения в узком смысле слова понимается процесс передачи информации обучаемому, посредством компьютера или других аналогичных технических средств и коммуникационных технологий, это комплекс различных взаимосвязанных, (научных, технологических, инженерных) дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда, занятых обработкой и хранением информации [3]. Развитие сегодня определяется появлением и влиянием ряда важнейших факторов, среди которых: нейрофакторы, биофакторы, киберсистемы, робото-системы, системы искусственного интеллекта. Информационные технологии предоставляют уникальную возможность непрерывности пожизненного образования, с помощью информационных технологий человек сегодня имеет доступ к мировым ресурсам информации, базам данных для повышения своих профессиональных навыков, квалификации, мобильности.

Обучение с применением информационных технологий является на сегодня необходимым условием подготовки специалистов высокой квалификации, которые используют информационные технологии в своей работе, совместно с новыми знаниями и умениями, методиками накапливая в процессе интеллектуальный капитал, опыт креативного мышления, гибкость, мобильность. Открыты новые перспективы развития и совершенствования системы образования, полным ходом развиваются технологии, происходит дополнение в методах образования на базе использования сети Интернет, различных телекоммуникационных средств, много лет используются такие виды образования и повышения квалификации как: дистанционное и сетевое образование, аудио и телеобучение, вебинары, тренинги, построенные с возможностью обратной связи и обмена информации.

Дистанционное образование - это средство, при котором учащиеся находятся на расстоянии от создателя учебных материалов, студенты могут учиться в любом месте по выбору (дом, рабочее место, учебный центр) без непосредственного контакта с учителем [3]. Это - одна из прогрессивных развивающихся форм сетевого образования, которая получает развитие ежедневно, данная форма является универсальной, сохраняя при этом персональную ориентированность и адаптацию к индивидуальному запросу, возможность выбора специализации и направленности. Ежегодно получают развитие электронные технологии в сфере дистанционного образования за счет создания образовательных платформ-онлайн, институтов, площадок, ассоциаций. Дистанционное образование особенно необходимо обучающимся студентам, аспирантам на заочном отделении, студентам, находящимся в другом городе или стране, в декретном отпуске, желающим повысить свою квалификацию или пройти профпереподготовку.

При дистанционном сетевом образовании у обучаемого появляется ряд возможностей: самостоятельное освоение в интерактивной форме учебно-практических материалов и заданий, возможность выбора удобного временного интервала обучения, возможность совмещения деятельности в рамках многозадачности, сохраняемость материалов, участвующих в сетевом обучении, возможность неоднократного повторения изученного материала, верификация сертификатов о прохождении обучения в мировом сообществе. Координацией, расширением, содействием и укреплением образовательного процесса в сфере дистанционного и сетевого образования занимаются такие структуры, как «Международный совет по открытому дистанционному образованию» (1СБЕ), совет признан ООН в качестве неправительственного объединения, работающего совместно с ЮНЕСКО.

С развитием дистанционного сетевого образования в системе подготовки высококонкурентных кадров активно развиваются и информационные электронные технологии и ресурсы, свое развитие получают различные учебно-методические материалы, обеспечивающие сетевой образовательный процесс: электронные библиотеки, каталоги с возможностью доступа к электронным базам данных, электронные копии учебных изданий, энциклопедий, научных журналов, публикуемые на ресурсах в сети Интернет, электронные симуляторы-тренажеры, репетиторы, электронные развивающие симуля-торы-игры, электронные методики сбора контрольных заданий, тестирования, контроля.

Вебинары - это обучение, проходящее в режиме он-лайн, по своим признакам аналогичное семинарскому занятию, веб-конференции, одним из главных отличительных черт их является то, что докладчик (обучающий, лектор) и контактная аудитория (обучающиеся, слушатели) не находятся в непосредственной близости. Как правило, слушателей более одного. Посредством вебинара в современных условиях

реализуется масса образовательных программ, программ по повышению квалификации, курсов и тренингов. Для проведения семинара на базе вебинара ежедневно появляются множество программ и приложений, которые, в свою очередь, обладают все более разнообразными функциями и дополнениями.

Таким образом пользователи «по обе стороны экрана» уже получили возможность обмениваться друг с другом учебной информацией в режиме чата (утилита, расширение, программное обеспечение позволяющее пользователям быстро обмениваться письмами, сообщениями по сети в режиме реального времени), что решает проблему наличия быстрой обратной связи, обмениваться учебными материалами, дидактическими материалами и пособиями, контрольными заданиями, наглядными презентациями и прочими материалами в режиме реального времени. Для проведения вебинара сегодня наиболее популярными программами являются: Webinar, VirtualRoom, Click Meeting, Create webinar.

Это программное обеспечение для создания и проведения вебинаров включает в себя все перечисленные выше возможности, при этом являясь очень простыми в использовании. Чтобы добавить участников, достаточно предоставить электронную ссылку на вебинар. Дополнительным плюсом использования является наличие специальных разработанных приложений для телефона, которые предоставляют возможность присутствия «здесь и сейчас».

Постоянное развитие в системе сетевого, дистанционного, смешанного образования подтверждает утверждение профессора, доктора экономических наук С.А. Дятлова о том, что система образования ближайшего будущего будет опираться на различные нейрокогнитивные механизмы, которые созданы и создаются для приобретения новых знаний, для применения нейрокомпьютерных и сетевых интерфейсов, элементов веб- и виртуальной реальности [4]. Развитие в системе сетевого дистанционного образования поможет в решении таких проблем, как дефицит высококвалифицированных кадров в системе цифровой экономики, развитие сферы дистанционной, удаленной занятости.

Дистанционная занятость с каждым годом все более набирает популярность благодаря своим неоспоримым преимуществам (снижение издержек, снижение себестоимости продукции, увеличение производительности работников, мобильность и пр.) по сравнению с другими видами занятости. Традиционные методы образования дополняются новыми, основанными на использовании передовых нейросетевых технологий [там же].

Так, получают развитие новые программы и создаются новые институты цифровой экономики, это становится необходимостью, так как является наиболее рациональным путем повышения качества жизни, развития, перехода к наукоемким, ресурсосберегающим технологиям, что, в свою очередь, является закономерностью развития. В приоритетном сценарии развития информационного общества России одним из основных пунктов является совершенствование законодательства Российской Федерации, административных процедур (в том числе и в электронной форме) и бизнес-процессов коммерческих организаций, привлечение дополнительных инвестиций (в том числе - бюджетные инвестиции из федерального бюджета) для поддержки и развития информационных и коммуникационных технологий [5].

Активная популяризация сетевого образования и сетевых методов и технологий обучения открывают новейшие перспективы совершенствования мировой и национальных образовательных систем, данные образовательные системы в свою очередь предполагают переход на новый этап в развитии подготовки высококвалифицированных кадров в системе цифровой экономики, способных к быстрой адаптации к изменениям цифровой экономики, профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации экономики и расширения практики использования наукоемких технологий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Плотников В.А., Пшеничникова С.Н. Кадровое обеспечение инновационного развития экономики: анализ российского и восточно-европейского опыта // Экономика и управление. 2008. № 6 (38).

2. Дятлов С.А. Цифровая экономика: новые методологические проблемы исследования // Современные технологии: Актуальные вопросы, достижения и инновации. Сб. ст. IX Международной научно-практической конференции. Пенза, 2017.

3. Дятлов С.А., Толстобров Г.М. Использование информационно-инновационных технологий в образовательном процессе // Экономика образования. 2010. № 1.

4. Дятлов С.А. Энейросетевое образование в цифровую эпоху: теория и практика // Инновации. 2017. № 8.

5. Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.