Научная статья на тему 'Влияние фактора глобализации на государственное регулирование воспроизводства человеческого потенциала'

Влияние фактора глобализации на государственное регулирование воспроизводства человеческого потенциала Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
209
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ВОСПРОИЗВОДСТВО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА / GLOBALIZATION / STATE REGULATION / PUBLIC POLICY / HUMAN POTENTIAL / HUMAN RESOURCES MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дятлов Сергей Алексеевич, Доброхотов Михаил Алексеевич

Решение задач, образующихся в текущих хозяйственных системах национальной экономики, в полном объёме требуют учета глобализации и ее факторов. Действие глобализации на воспроизводство человеческого капитала принято считать относительно новым объектом изучения для российских экономистов. Для выработки ведущих направлений и основ государственного регулирования воспроизводства человеческого потенциала необходимо теоретически осмыслить данные процессы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дятлов Сергей Алексеевич, Доброхотов Михаил Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF GLOBALIZATION ON STATE REGULATION OF HUMAN RESOURCES

The solution of the problems arising in the current economic systems of the national economy in full requires the consideration of globalization and its factors. The effect of globalization on the reproduction of human capital in the state economy is usually considered a relatively new object of study for Russian economists. To develop the leading directions and foundations of state regulation of the reproduction of human potential, it is necessary to comprehend these processes theoretically.

Текст научной работы на тему «Влияние фактора глобализации на государственное регулирование воспроизводства человеческого потенциала»

Дятлов С. А., Доброхотов М.А.

ВЛИЯНИЕ ФАКТОРА ГЛОБАЛИЗАЦИИ НА ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВОСПРОИЗВОДСТВА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА

Аннотация. Решение задач, образующихся в текущих хозяйственных системах национальной экономики, в полном объёме требуют учета глобализации и ее факторов. Действие глобализации на воспроизводство человеческого капитала принято считать относительно новым объектом изучения для российских экономистов. Для выработки ведущих направлений и основ государственного регулирования воспроизводства человеческого потенциала необходимо теоретически осмыслить данные процессы.

Ключевые слова. Глобализация, государственное регулирование, государственная политика, человеческий потенциал, воспроизводство человеческого потенциала.

Dyatlov S.A., Dobrokhotov M.A.

INFLUENCE OF GLOBALIZATION ON STATE REGULATION OF HUMAN RESOURCES

Abstract. The solution of the problems arising in the current economic systems of the national economy in full requires the consideration of globalization and its factors. The effect of globalization on the reproduction of human capital in the state economy is usually considered a relatively new object of study for Russian economists. To develop the leading directions and foundations of state regulation of the reproduction of human potential, it is necessary to comprehend these processes theoretically.

Keywords. Globalization, state regulation, public policy, human potential, human resources management.

Сегодня идет активное формирование глобальной цифровой экономики. В условиях расширения глобализации, сопровождающейся информатизацией, цифрофикацией и сетизацией, важнейшим фактором устойчивого развития мировой и российской экономики является человеческий капитал. Переход к глобальной цифровой экономике сопровождается структурным кризисом, формированием новых инновационно-цифровых сегментов и сфер и отмиранием старых индустриальных отраслей экономики. Для преодоления трансформационного кризиса возникает необходимость поиска и взаимосвязанного использования государственных, рыночных и сетевых методов регулирования и развития с целью достижения устойчивого социально-экономического развития [1].

Публикация подготовлена в рамках научно-исследовательской работы, выполненной при финансовой поддержке СПбГЭУ. ГРНТИ 06.03.07

© Дятлов С. А., Доброхотов М.А., 2018

Сергей Алексеевич Дятлов - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры общей экономической теории и истории экономической мысли Санкт-Петербургского государственного экономического университета. Михаил Алексеевич Доброхотов - аспирант кафедры общей экономической теории и истории экономической мысли Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Контактные данные для связи с авторами (Дятлов С.А.): 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). Тел.: +7 911 225-95-95. Е-mail: oetdsa@yandex.ru. Статья поступила в редакцию 15.05.2018.

Концепция устойчивого развития активно разрабатывается политиками и учеными под эгидой ООН, в ней прослеживается повышенное внимание к экологическим проблемам взаимоотношений между человеком и природой, идее зеленой экономики и понижения техногенной нагрузки на окружающую среду [2]. Эта концепция сейчас приобретает социальную основу, делая акцент на бедности, голодании, бесправии женщин, высокой смертности среди детей [3].

Система устойчивого развития рассматривается через триединый подход, который включает в себя: социальный аспект, экологический аспект и экономический аспект (см. рис.). Рассматривая диаграмму, приведенную на рисунке, стоит отметить, что воспроизводство человеческого капитала напрямую взаимосвязано со всеми тремя аспектами данной концепции.

Рис. Диаграмма триединого подхода к устойчивому развитию

Экономический аспект подразумевает собой рациональное использование ограниченных ресурсов: социальный капитал, человеческий капитал, репутационный капитал и физический капитал. Только грамотная система государственного управления позволит использовать и повышать имеющийся человеческий капитал. Воспроизводство человеческого капитала напрямую зависит от внешней и внутренней политики государства, которая должна способствовать его росту. Социальный аспект данной концепции основывается на принципе сохранения социальных и культурных систем в обществе, что в дальнейшем положит основу развитию человечного капитала. Экологическая составляющая триединого подхода также напрямую влияет на развитие человеческого капитала. Создание благоприятных условия для будущих поколений будет являться одним из самых важных факторов при миграции человеческих ресурсов.

Инной нюанс связан с макроэкономической задачей регулировки воспроизводства человеческих ресурсов, принимая во внимание модернизацию, заявленную как ключевой вектор для осуществления постоянного и долговременного развития экономики России. «Нужда в основном усовершенствовании социальной и экономической системы (сформулировалась впоследствии двадцатилетнего промежутка модификации отечественной экономики) не опровергается экономистами, вместе с тем фактом, что в это время общероссийская экономика являлась дателем ресурсов для технологически передовых стран. Вдобавок, в предварительном отчете об итогах экспертной работы по актуальным вопросам планирования социально-экономического развития России вплоть до 2020 года "Стратегия 2020: Новая модель роста - новая социальная политика" общемировое изменение воспроизводства человеческих ресурсов изучено, можно сказать, лишь с точки зрения осуществления миграционной политики» [4].

Безусловно, внешняя политика государства в сфере миграции человеческого капитала является неотъемлемо важным составляющим элементом развития государства, но данная политика может оказаться контрпродуктивной. На современном этапе развития национальных экономических систем выстраивание административных барьеров в целях предотвращения миграции человеческого капитала также может сказаться губительным образом на развитии социальной и внутренней политики государства. Нельзя отрицать, что идея саморегулирования воспроизводства человеческого капитала была нужна как теоретико-методологическое основание разбора «скрытых» национальных порядков с устоявшимся рыночным механизмом и пониженным уровнем заинтересованности в

микрохозяйственных связях. В этих системах правительство выступает в роли «ночного сторожа», а «невидимая рука» обеспечивает стабильное воспроизводство и распределение данного ресурса в закрытой экономике страны. Данная система, конечно, невозможна в современном мире и может быть использована только как теоретическая абстракция для построения гипотез и решения определенных задач.

Опыт неудачного примирения советских социальных и экономических политик демонстрирует эффективность осуществления синергетических доступов и простоватость способа линейной экстраполяции тенденций прошлых лет. В нынешнем обществе процесс глобализации ни в коем случае не уменьшает роль государства, а, наоборот, в некотором смысле её увеличивает. При развитии процесса глобализации на государство возлагается все более ответственная роль производителя всех необходимых ресурсов для устойчивого развития экономики страны.

Государственную политику воспроизводства человеческого капитала следует рассматривать с учетом государственных стратегий: социальных, экономических и экологических. К принципам, при исполнении которых становится возможным развитие государственной системы урегулирования воспроизводства людских ресурсов при учёте нынешнего потенциал-центрированного способа, относятся [6]:

• научно-концептуальные, которые описывают основные черты государственного регулирования воспроизводственных процессов (целостность, системность, комплексность);

• стратегические (стратегическое целеполагание, рациональность, выделение приоритетного звена, обеспечение конкурентоспособности экономики, преемственность, национальная безопасность);

• аксиологические (приоритет ценностных установок, социальная ответственность, равенство возможностей, добросовестность);

• ориентированные на результат (надситуационность, взаимная выгодность, эффективность, прозрачность механизмов и правил);

• процессные (сбалансированность, непротиворечивость, селективность, проактивность, гибкость, финансовая обеспеченность, согласованность, непрерывность).

Базируясь на исходных тезисах, государственная модель регулирования воспроизводства человеческого капитала должна включать в себя главные тенденции мировой экономики, макроэкономической, социальной и экологической политики государства. В современной мировой экономике, государственной политике воспроизводства человеческого капитала следует также считывать все фазы движения и закономерности воспроизводства этого ресурса: формирование, распределение, обмен и использование.

Следует отметить, что воспроизводство человеческого капитала в современном обществе уже не обременено рамками национального хозяйства. На данном этапе глобализации и развития мировой экономики воспроизводство данного ресурса происходит в глобальном экономическом пространстве. Глобальный рынок труда на данный момент является более развитым институтом, нежели отдельное государство. При распределении человеческого капитала охватываются все виды рабочей силы, как неквалифицированный человеческий капитал в странах третьего мира, так и высококвалифицированных работников, которые являются специалистами, например в сфере НИОКР.

Их единство состоит в том, что формирование бюджета для финансирования образовательных учреждений, которые служат рычагом для воспроизводства человеческого потенциала, формируется за счет государственного бюджета и за счет национальных хозяйств. Страны с неустоявшейся экономикой и растущими рынками получили от прошлого социального строя системы государственного финансирования профессионального образования. Человек, получивший профессиональное образование в стране, стремится жить и трудится там, где его рабочее место будет соответствовать его желаниям и удовлетворять его потребности.

Стоит отметить, что немалую роль при выборе рабочего места также играет уровень социального капитала, который находится на сравнительно низком уровне по отношению к развитым странам. С одной стороны, государство тратит государственный бюджет для того, чтобы предоставить этому человеку бесплатное образование, но с другой стороны получается, что этот человек не станет частью экономики этой страны. Конечно, можно аргументировать это тем, что этот человек все равно остается налоговым резидентом данной страны, и в государственный бюджет все равно будут поступать налоговые отчисления, но это не решает главную проблему - обеспечение профессиональ-

ной рабочей силы, инвестирование средств бизнеса и обеспечение в стране стабильного роста экономики.

На данный момент высокой конкурентоспособностью обладают те страны, в которых наблюдаются высокий уровень жизни и развитая инфраструктура. Развивающиеся страны являются странами-донорами человеческого капитала, который мигрирует в страны с более высоким уровнем жизни. Россия входит в список стран-доноров, которых активно используют зарубежные институты и компании.

Преобразовательные процессы воздействуют на развитие биосоциального начала человеческих возможностей. В современном обществе многие производства, которые удовлетворяют спрос потребителя на различные товары, как правило, базируются не в границах развитых стран в силу нескольких факторов: высокий подоходный налог, дорогая рабочая сила, высокая конкуренция. В целях максимизации своей прибыли эти производства сосредоточены в странах с низким уровнем жизни, что, в свою очередь, означает большое предложение дешевой рабочей силы. Вынос некоторых отраслей производства за пределы развитых стран означает, что эти страны уже сами не способны удовлетворить спрос своего населения и вынуждены закупать продукцию в таких странах, как Камбоджа, Филиппины и др.

Интернационализация и мировое разделение труда привели к тому, что многие страны утратили возможности по воспроизводству человеческого капитала. Обеспечение необходимых ресурсов для развитых стран обеспечивается их военными и политическими союзами. Стоит заметить, что данная концепция не может быть применима для стран, которые этих связей не имеют, так как это приведет к нехватке ресурсов, недовольству населения и политической нестабильности.

При формировании государственной политики необходимо затрагивать все уровни и направления экономической и социальной политики государства. С целью предотвращения «утечки мозгов» за границу, необходимо создать систему механизмов компенсационных выплат, но при этом необходимо не нарушать права россиян на выезд из страны и не подвергать опасности систему бесплатного образования. Специалисты, работающие за границей, будут обязаны в течение ряда лет выплачивать компенсацию государству за полученное ими бесплатное образование. Можно будет ввести и коэффициент с пониженной ставкой для тех, кто отработал в России определенное количество лет.

Этот алгоритм нужно будет применить на обладателях профессиональных навыков, сформированных за счет бюджета государства. Необходимость создания экономических средств предотвращения отрицательного эффекта «утечки умов» в мировое экономическое пространство увеличивается благодаря относительному увеличению государственных инвестиций в образование. Таким образом, согласно данным, содержащимся в расширенной правительственной версии долгосрочного прогноза развития России до 2030 года, предполагается возрастание инвестиций в образование до 5,1-5,2% ВВП государства [8].

То есть, на каждом промежутке развития экономической системы создание и адаптация главных принципов и линий государственного управления воспроизводством человеческого потенциала становятся важной научно-практической задачей, от результативного выполнения которой зависит прогрессивная тенденция в поступательном движении экономики России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Государство и рынок: механизмы и методы регулирования в условиях преодоления кризиса. Монография в 2 томах / под ред. С.А. Дятлова, Д.Ю. Миропольского, В.А. Плотникова. СПб., 2010. Том 2.

2. Инвестиционный портал Ленинградской области. [Электронный ресурс]. Режим доступа: Ь11р://епоЪ11и-Yest.ru/ru/investpo1itika/promish1enniye-k1asteri/k1aster-aYtomobi1estroeniya (дата обращения 11.04.2018).

3. Официальный сайт Комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://econ.1enob1.ru/work/innovation (дата обращения 11.04.2018).

4. Павлов К.В. Инвестиции, инновации и интенсификация нанопроизводств // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2017. Т. 2. № 53. С. 17-25.

5. Паращенко А.А. Значение инвестиций и инноваций в процессе модернизации экономики // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 3. № 41. С. 68-71.

5. Рейтинг регионов по развитию науки и новых технология. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://riarating.ru/infografika/20150324/610650336.html (дата обращения 11.04.2018).

6. Россия, вперед! [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kremlin.ru/news/5413 (дата обращения 11.04.2018).

7. Сачук С.Н. Разработка стратегии соединения инноваций и инвестиций в инновационно-инвестиционный процесс // Актуальные вопросы развития современного общества: сборник научных статей VI Международной научно-практической конференции. Курск, 2016. С. 269-271.

8. Таиров С. О. Труд как важнейший фактор роста инвестиций в человеческий капитал // Потенциал современной науки. 2016. № 3 (20). С. 77-82.

9. Узакбаева А.С. Теоретические аспекты вопросов инвестиций в человеческий капитал // Вестник Кыргызско-Российского славянского университета. 2016. Т. 16. № 2. С. 149-151.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.