Научная статья на тему 'Этапы развития человеческого капитала в экономической истории'

Этапы развития человеческого капитала в экономической истории Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1486
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ / РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / HUMAN CAPITAL / STAGES OF DEVELOPMENT / EDUCATION / ECONOMIC HISTORY / EDUCATION SYSTEM DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Овчинникова О.П., Овчинникова Н.Э.

В условиях цифровизации экономики принципиально новые требования предъявляются к качеству человеческих знаний, к формату их предоставления. Общеизвестно, что в настоящее время знания устаревают быстрее, чем человек имеет возможность их обновить. Такой процесс влечет за собой необходимость развития системы образования и обновления научных знаний. Настоящая статья посвящена вопросу ретроспективного анализа этапов развития человеческих знаний и навыков, которые в совокупности формируют человеческий капитал. Цель работы состоит в определении эволюционных периодов развития человеческого капитала, выделении характерных моментов для каждого этапа. Для достижения заявленной цели авторы рассмотрели значительный объем отечественных и зарубежных источников. Проведенный эволюционный анализ показал, как ускоряется с внедрением механических и, в дальнейшем, автоматизированных средств производства процесс изменения качества знаний, которыми должен обладать человек. Изменениям подвергаются требования к образованию и квалификации людей. Следовательно, изменениям подвергается и сама система образования, которая должна транслировать новейшие знания, повышая качество человеческого капитала в соответствии с запросами времени. Изменение информационного поля актуализирует повестку образования на протяжении всей жизни для каждого индивида. Предполагается, что успешная реализация цели исследования будет способствовать развитию теоретических и прикладных исследований в области развития человеческого капитала, повышения его качественных характеристик. Кроме того, характеристика выделенных этапов развития человеческого капитала будет способствовать определению направлений совершенствования системы образования в соответствии с приоритетами экономики, основанной на знаниях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STAGES OF HUMAN CAPITAL DEVELOPMENT IN ECONOMIC HISTORY

In conditions of economic digitalization, fundamentally new requirements for human knowledge quality and format of their presentation are imposed. It is generally known that nowadays knowledge becomes obsolete faster than a person is able to update them. This process entails the need to develop the education system and update scientific knowledge. This article is devoted to the question of retrospective analysis of human knowledge and skill development stages, which together form human capital. The purpose of this article is to determine the evolutionary periods of human capital development and to identify the characteristic moments for each stage. To achieve the goal, the authors studied a significant number of domestic and foreign sources. The evolutionary analysis showed how the process of changing the quality of knowledge that a person must possess accelerates with introduction of mechanical and, later, automated means of production. The requirements for the education and qualification of people are subject to change. Therefore, the education system itself is subject to change, which must distribute the latest knowledge, improving the quality of human capital in accordance with current demands. The change in the information field makes relevant the agenda of education throughout life for each individual. It is assumed that the successful implementation of the research objective will contribute to development of theoretical and applied research in the field of human capital development, enhancing its quality characteristics. In addition, the characteristics of the selected stages in human capital development will help to determine the direction of improving the education system in accordance with the priorities of a knowledge-based economy.

Текст научной работы на тему «Этапы развития человеческого капитала в экономической истории»

Б01 10.15593/2224-9354/2018.3.27 УДК 330.8

О.П. Овчинникова, Н.Э. Овчинникова

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ

В условиях цифровизации экономики принципиально новые требования предъявляются к качеству человеческих знаний, к формату их предоставления. Общеизвестно, что в настоящее время знания устаревают быстрее, чем человек имеет возможность их обновить. Такой процесс влечет за собой необходимость развития системы образования и обновления научных знаний. Настоящая статья посвящена вопросу ретроспективного анализа этапов развития человеческих знаний и навыков, которые в совокупности формируют человеческий капитал. Цель работы состоит в определении эволюционных периодов развития человеческого капитала, выделении характерных моментов для каждого этапа. Для достижения заявленной цели авторы рассмотрели значительный объем отечественных и зарубежных источников. Проведенный эволюционный анализ показал, как ускоряется с внедрением механических и, в дальнейшем, автоматизированных средств производства процесс изменения качества знаний, которыми должен обладать человек. Изменениям подвергаются требования к образованию и квалификации людей. Следовательно, изменениям подвергается и сама система образования, которая должна транслировать новейшие знания, повышая качество человеческого капитала в соответствии с запросами времени. Изменение информационного поля актуализирует повестку образования на протяжении всей жизни для каждого индивида.

Предполагается, что успешная реализация цели исследования будет способствовать развитию теоретических и прикладных исследований в области развития человеческого капитала, повышения его качественных характеристик. Кроме того, характеристика выделенных этапов развития человеческого капитала будет способствовать определению направлений совершенствования системы образования в соответствии с приоритетами экономики, основанной на знаниях.

Ключевые слова: человеческий капитал, этапы развития, образование, экономическая история, развитие системы образования.

Экономическая история человечества насчитывает тысячи лет со времен начала товарообменных операций. Однако на протяжении веков ценность человеческого капитала не была значительной по сравнению с физическим и природным капиталом. Квалифицированные специалисты и ученые были практически «штучным товаром», достойным упоминания в старинных летописях. Развитие человечества не требовало тотального владения умениями и навыками (в современной терминологии), специальных или фундаментальных знаний в связи с незначительными изменениями орудий труда. Возрастание роли человеческого капитала возникло только немногим более двухсот лет назад, что сопоставимо с многотысячной долей секунды в хронометраже истории человечества.

© Овчинникова О.П., Овчинникова Н.Э., 2018

Овчинникова Оксана Петровна - д-р экон. наук, профессор, профессор кафедры «Экономика космической деятельности» ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов», e-mail: oovchinnikova@yandex.ru.

Овчинникова Наталия Эдуардовна - канд. экон. наук, старший аналитик, Московская школа управления СКОЛКОВО, e-mail: n.e.ovchinnikova@mail.ru.

Понятие человеческого капитала и разработка теории человеческого капитала принадлежит Т. Шульцу и Г. Беккеру. Т. Шульц обосновал, что доля человеческого капитала в национальном богатстве в наиболее передовых странах составляет 80-90 % национального богатства [1, с. 11]. По Г. Беккеру, человеческий капитал - это совокупность врожденных способностей и приобретенных знаний, навыков и мотиваций, эффективное использование которых способствует увеличению дохода и иных благ [2]. Шульц и Беккер расчетным путем впервые показали преимущества людей со специальным образованием перед людьми с общим средним образованием в части доходов и подняли затраты на образование на уровень производительных инвестиций, а само образование - на уровень важнейшего фактора развития.

Данное утверждение находит отражение также в работах Абрамовица и Дэвида, а также Голдина и Каца, которые показывают, что в столетие, начиная с 1890 года, в США государственная политика увеличила финансовые вложения в развитие человеческого капитала вдвое, в то время как вклад в физический капитал снизился до минимума [3, с. 1002]. Гольдин и Кац показывают, что темпы роста производительности образования составляли 0-29 % в год за период 1890-1915 годов, это около 11 % годового прироста производства на душу населения за этот период. В период 1915-1999 годов темпы роста производительности образования составляли 0-53 % в год, или около 20 % годовых темпов роста производства на душу населения за этот период [4, с. 20]. Абра-мовиц и Дэвид отражают в своем труде, что доля темпов роста производства на душу населения, которая напрямую связана с накоплением физического капитала, снизилась с 56 % в период 1800-1890 годов, до 31 % в период 1890-1927 годов и 21 % в период 1929-1966 годов [5].

Отметим, что процесс индустриализации в Англии характеризовался постепенным увеличением значимости накопления человеческого капитала по сравнению с физическим. На первом этапе промышленной революции (17601830 годы) удельный вес человеческого капитала в ВНП Соединенного Королевства значительно вырос, несмотря на то, что уровень грамотности населения оставался практически неизменным [3, с. 1006]. Государство предъявляло минимальные требования к профессиональным навыкам и грамотности населения, финансового обеспечения для повышения уровня образованности населения не было, и обучение рабочих проводилось без отрыва от производства, так как основную часть работы могли выполнять низкоквалифицированные и неграмотные работники и только для небольшого количества рабочих мест требовались навыки чтения и письма [6, с. 48].

С началом второй промышленной революции (1860-1913 годы) развитие промышленности диктует новые требования к навыкам и компетенциям рабочих, что отразилось на системе образования. Государство стало уделять заметно больше внимания обучению рабочих, что привело к увеличению инвестиционного коэффициента с 6 % в 1760 году до 11,7 % в 1831 году [7, с. 137],

в 1856-1913 годах он оставался на уровне 11 % [8, с.73]. Количество лет, затраченных на обучение мужчин, оставалось неизменным до 1830-х годов, а с 1840-х годов показатель вырос в три раза к началу XX века [7, с. 573]. Отметим гендерное неравенство, так как женщины в рассматриваемый период практически не проходили обучение, либо обучались дома в очень ограниченном объеме.

Говоря о школьном образовании, следует отметить, то обучение ребенка начиналось с 10 лет. В 1870 году количество мужчин, начинающих свое обучение в школе в возрасте 10 лет, составляло 40 % от общего количества, а в 1900 году достигло уровня 100 % [9, с. 21]. Во второй половине XIX века доля детей в возрасте 5-14 лет в начальных школах увеличилась с 11 % в 1855 году до 74 % в 1900 году [10, с. 95].

Тенденция увеличения затрат на образование с конца XIX века коснулась практически всех стран Старого и Нового света. Развитие человеческого капитала, увеличение роли знаний и умений в экономике изменяет экономическую динамику. Данные, приведенные на рис. 1, 2, показывают динамику в страновом разрезе роста/падения ВВП в разрезе до распада СССР [11, с. 264] и после распада СССР [12].

На рис. 1 и 2 показано, что рост ВВП приходится на периоды наиболее яркого развития промышленности и технологической революции. Страны, которые в значительной степени уделяли особое внимание развитию человеческого капитала, смогли повысить уровень ВВП и легче пережить мировые волны экономической нестабильности.

■Германия -Индия Япония

США -Великобритания Мир

Рис. 1. Динамика роста ВВП (по странам и общемировая) до распада СССР

Появление «качественного» человеческого капитала с точки зрения уровня образованности, здоровья, качества жизни и развития научного знания позволило создать станки и машины, которые стали отправной точкой инновационного развития человечества.

Рис. 2. Динамика роста ВВП (по странам и общемировая) после распада СССР

В настоящее время выделяют три этапа развития человеческого капитала в экономической истории (рис. 3).

Традиционный этап

(до XVIII в. включительно)

Этап

массового обучения

(XIX в. - первая половина XX в.)

Постиндустриальный

(середина XX в. -настоящее время)

Рис. 3. Этапы развития человеческого капитала

Традиционный этап (до XVIII века включительно) характеризуется значительной однородностью массового человеческого капитала; ценности и компетенции формируются в ходе исполнения социальных и производственных рутин. Государство инвестирует только в формирование ценностей - через господствующую в стране религию. Массовый работник, как правило, избыточен, забота о количестве человеческого капитала отсутствует (за немногими исключениями, когда человеческий капитал становится дефицитным тогда развиваются системы импорта работников, в основном насильственные, как в американской

работорговле). Образование было исключительной привилегией и не являлось жизненной необходимостью для широких масс населения.

Первая промышленная революция потребовала повышения производительности труда и определила новые драйверы экономического развития (наука, общее образование и зарождающееся систематизированное профессиональное образование), которые стали основой формирования в первой половине XX века индустриальной экономики и общества. Этот этап характеризовался качественными изменениями в структуре человеческого капитала:

1) произошло накопление и формирование человеческого капитала, знаний и новых технологий в промышленности;

2) произошел переход от ручного труда к машинному производству, который спровоцировал необходимость повышения уровня человеческого капитала;

3) произошло развитие науки, образования, а это отразилось на улучшении благосостояния граждан и экономическом положении в целом;

4) развитие человеческого капитала шло опережающими темпами за счет существенных инвестиционных вложений в образование, науку, создания научных и исследовательских организаций [13].

Этап массового обучения (XIX век - первая половина XX века) - квалифицированный работник становится ограниченным ресурсом наряду с денежным капиталом, технологиями и природными ресурсами. Государства, пытаясь повысить национальную конкурентоспособность, берут на себя финансирование общеобразовательной, а затем и профессиональной школы (на федеральном, региональном или местном уровне). В ряде стран этот процесс сопровождается введением бесплатного или частично бесплатного медицинского обслуживания и системы охраны труда, оплачиваемой работодателем. В этот период начинается дифференциация массового человеческого капитала по образовательному уровню и по трудовым доходам [14].

Период второй промышленной революции, характеризующийся стремительным развитием человеческого капитала и повышением ценности образования, дал толчок 2-му, 3-му и 4-му технологическим укладам экономики, которые создали развитое индустриальное общество с высокой производительностью труда. Массовая генерация новых знаний и разработок способствовали постоянному росту производительности труда, требовались все более квалифицированные работники, что явилось основой зарождения индустрии знаний.

Постиндустриальный этап (с середины XX века по настоящее время) характеризуется тем, что человеческий капитал высшей квалификации и «группы-драйверы» становятся основным лимитирующим фактором роста.

Инвестиции в человеческий капитал предопределяют будущее государства и его траекторию развития. Политика развитых стран в конце 1990-х годов была направлена на увеличение инвестиций в развитие человеческого капитала, которые в совокупности составляли около 70 % всех средств, а на развитие физического капитала оставалось лишь 30 % (рис. 4) [15, с. 3].

100 -i

90 -807060 50 -40 -30 -20 10 О

1800 1860 1913 1950 1973 1998 Начало

XXI века

■ Физический капитал ■ Человеческий капитал

Рис. 4. Изменение структуры совокупного капитала в странах Запада и Японии

Роль человеческого капитала в экономике увеличивается за счет того, что отрасли, формирующие человеческий капитал, становятся наиболее крупными в структуре ВВП. Кроме того, меняется структура массового потребления - оно начинает создавать и распространять инновации. Массовый человек становится центром экономики как работник (предприниматель) и как потребитель.

Решающее значение приобретают социальные компетенции - способность понимать свое положение в обществе и оптимизировать его (социальные, экономические, правовые знания и прикладные умения) и коммуникативные компетенции (гуманитарные знания, включая владение иностранными языками и образное мышление). В развитых странах начинается формирование экономики знаний и создания информационного общества. Данный период характеризуется глобализацией мировой экономики, что повлекло стирание границ образовательной сферы. В развитых странах индустрия знаний стала ведущей отраслью экономики.

Промышленная революция сыграла ключевую роль в развитии человеческого капитала и становлении новых технологических укладов в мировом сообществе. В табл. 1 технологические уклады (ТУ) представлены с позиции макроциклов и длинных волн Н.Д. Кондратьева [16, 17].

Роль человеческого капитала с развитием технического потенциала стран возрастает, увеличивается потребность в высококвалифицированных кадрах, способных адаптироваться под современные требования, а следовательно, остро становится вопрос модернизации образования и развития науки для создания технологической мощи государства.

Таблица 1

Этапы развития человеческого капитала относительно стадий развития производства

Название этапа Период ТУ, период Лидеры ТУ Ядро ТУ Формы организации науки Образование

Первая промышленная революция XVIII в. - начало XIX в. 1-й, 1770-1830 Голландия, Великобритания, Франция, Бельгия Текстиль, каналстрой, водяные и ветряные двигатели, чугун Индивидуальная научная деятельность Распространение грамотности и возникновение профессионального обучения

Вторая промышленная революция Вторая половина XIX век-XX век 2-й, 1830-1900 Голландия, Великобритания, Франция, Бельгия, Германия, США Паровой двигатель, ж/д, машино- и пароходостроение, станкоинструментальная пром., черная металлургия, уголь Возникновение специализированного научного труда Массовое общее и специальное образование

3-й, 1900-1940 Голландия, Великобритания, Франция, Бельгия, Германия, США Электротехника, тяжмаш, ЛЭП, неорганическая химия, авиа- и автостроение, сталь

4-й, 1940-1980 Голландия, Великобритания, Франция, Бельгия, Германия, США, ЕС, Канада, СССР, Япония, Австралия Авиа-, авто-, тракторостроение, цветмет, органическая химия, синтетический каучук, нефть

Окончание табл. 1

Название этапа Период ТУ, период Лидеры ТУ Ядро ТУ Формы организации науки Образование

Третья научно-техническая революция XXI век 5-й, 1980-2020 Голландия, Великобритания, Франция, Бельгия, Германия, США, ЕС, Канада, СССР (Россия), Сингапур, Китай, Корея, Индия, Бразилия, Мексика Электроника, робототехника, биотехнологии, лазерная и иная оптика, фототехника, дистанционное управление, космос, газ Превращение науки в индустрию знаний, в отрасль экономики Значительное повышение среднего уровня образования, быстрое развитие высшего образования

6-й, 2020-2060 Робототехника, биотехнологии, основанные на достижениях молекулярной биологии, систем искусственного интеллекта, глобальных информационных сетей, интегрированных высокоскоростных транспортных систем

Industry 4.0 7-й, 2060-2100 Германия

о

аз

о аз ш

О)

О аз х

о аз ш

По исследованиям, проведенным МсКт8еу&Сотрапу, с увеличением количества человек, освоивших новые технологии на производстве, происходит рост производительности труда (табл. 2) [18].

Таблица 2

Оценка роста производительности труда от освоения новых технологий на производстве

Период Новые технологии Рост производительности в год, %

1850-1910 Паровой двигатель 0,3

1993-2007 Механические работы 0,4

1995-2005 Информационные технологии 0,6

2015-2065 Роботизация, искусственный интеллект, машинное обучение От 0,8 до 1,4

Переход на новые виды труда придает необходимый импульс экономическому развитию страны и помогает нивелировать отрицательное влияние сокращения доли населения трудоспособного возраста. Но это и новый вызов для образовательной системы в контексте переобучения людей всех возрастов, подготовки специалистов под совершенно новые технологически обеспеченные трудовые места. Экономика знаний диктует принципиально новые требования к развитию человеческого капитала, ключевыми факторами которого являются креативность, инновационность мышления и способность обучаться на протяжении всей жизни. В современном мире основной акцент в национальных стратегиях развития делается на развитие человеческого капитала, а именно на повышение качества жизни населения, здравоохранения и образования, а также науки, инновационного и интеллектуального развития.

В настоящее время перед Россией остро стоит вопрос перехода к цифровой экономике, требующей совершенно иного качества человеческого капитала. И единственный выход - формирование нового вектора развития научно-образовательной системы страны, отвечающего в полной мере вызовам современности.

Список литературы

1. Schultz T.W. Investment in Human Capital //The American Economic Review. - 1961. - Vol. L1, № 1. - P. 1-17.

2. Becker G.S. Human Capital: A Theoretical and Empirical Analysis, with Special Reference to Education. - New York, 1975. - URL: //http://www.nber.org/ chapters/c3730.pdf.

3. Galov O., Moav O. Fro Physical to Human Capital Accumulation Inequality and the Process of Development // Review of Economic Studies. - 2004. - № 71. -P.1001-1026.

4. Goldin C., Katz L. F The Legacy of U.S. Educational Leadership: Notes on Distribution and Economic Growth in the 20th Century //American Economic Review. - 2001. - № 91. - P. 18-23.

5. Abramovitz M., David P. A. Two Centuries of American Macroeconomic Growth From Exploitation of Resource Abundance to Knowledge-Driven Development. - Stanford Institute for Economic Policy Research Stanford University, Stanford, CA, 2001. - 236 p. - URL: https://myweb.rollins.edu/tlairson/pek/ davidusecogth.pdf.

6. Mokyr J. The New Economic History and the Industrial Revolution. The British Industrial Revolution: an Economic Perspective. - Boulder, CO: Westview Press, 1993. - P. 1-131.

7. Matthews R.C.O., Feinstein C.H., Odling-Smee J. British Economic Growth 1856-1973: The Post-War Period in Historical Perspective. - Oxford: Clarenden Press, 1982. - URL: http://www.oxfordscholarship.com/view/ 10.1093/0198284535.001.0001/acprof-9780198284536

8. Crafts N.F.R. British Economic Growth During the Industrial Revolution. -Clarendon Press, 1985. - 193 p.

9. Clark R.E. Fostering the Work Motivation of Individuals and Team // Performance Improvement. - 2003. - Vol. 42, no. 3. - P. 21-23.

10. Flora P., Kraus F., Pfenning W. State, Economy, and Society in Western Europe 1815-1975: The growth of industrial societies and capitalist economies. -Campus Verlag, 1983. - 758 p.

11. Maddison A. The World Economy. A Millennial Perspective //Historical Statistics, OECD. - 2006. - Vol. 2. - P. 629.

12. The World Bank, World Development Indicators (2017) // GDP statistics. -URL: //http://data.worldbank.org/data-catalog/world-development-indicators.

13. Запарий В.В., Нефедов С.А. История науки и техники. - Екатеринбург, 2003. - 285 с.

14. Авербух В.М. Шестой технологический уклад и перспективы России (краткий обзор) //Вестник Ставропольского государственного университета. -2010. - № 71. - С. 34-48.

15. Корчагин Ю. Измерение национального человеческого капитала [Электронный ресурс]. - URL: //http://www.lerc.ru/?part=articles&art= 1&page=119.

16. Galor O., Klemp M. The Biocultural Origins of Human Capital Formation // Working Papers / Brown University, Department of Economics. - 2014. -No. 6. - P. 14-28.

17. Мельянцев В. Счастье от ума // Известия. - 2000. - 17 мая. - С. 3.

18. Harnessing automation for a future that works. A future that works: automation, employment, and productivity / J. Manyika, M. Chui, M. Miremadi, J. Bughin, K. George, P. Willmott, M. Dewhurst // Report Mckinsey Global Institute. - 2017. - No. 1. - URL: http://www.mckinsey.com/ global-themes/digital-disruption/harnessing-automation-for-a-future-that-works/

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Schultz T.W. Investment in human capital. The American Economic Review, 1961, no. 1, vol. L1, pp. 1-17.

2. Becker G.S. Human capital: A theoretical and empirical analysis, with special reference to education. 2nd ed., available at: http://www.nber.org/chap-ters/c3730.pdf.

3. Galov O., Moav O. Fro Physical to human capital accumulation inequality and the process of development. Review of Economic Studies, 2004, no. 71, pp.1001-1026.

4. Goldin C., Katz L.F. The legacy of U.S. educational leadership: Notes on distribution and economic growth in the 20th century. American Economic Review, 2001, no. 91, pp. 18-23.

5. Abramovitz M., David P.A. Two centuries of American macroeconomic growth from exploitation of resource abundance to knowledge-driven development. Stanford Institute for Economic Policy Research, CA, August 2001, 236p., available at: https://myweb.rollins. edu/tlairson/pek/davidusecogth.pdf.

6. Mokyr J. The new economic history and the industrial revolution. Ed. J. Mokyr. The British industrial revolution: An economic perspective. Boulder, CO, Westview Press, 1993, pp. 1-131.

7. Matthews R.C.O., Feinstein C.H., Odling-Smee J. British economic growth 1856-1973: the post-war period in historical perspective, available at: http://www.oxfordscholarship.com/view/10.1093/0198284535.001.0001/acprof-97 80198284536.

8. Crafts N.F.R. British economic growth during the industrial revolution. Clarendon Press, 1985, 193 p.

9. Clark R.E. Fostering the work motivation of individuals and team. Performance Improvement, 2003, vol. 42, no. 3, pp. 21-23.

10. Flora P., Kraus F., Pfenning W. State, economy, and society in western Europe 1815-1975: the growth of industrial societies and capitalist economies. Campus Verlag, 1983, 758 p.

11. Maddison A. The world economy. A millennial perspective. Historical Statistics, OECD, 2006, vol. 2, 629 p.

12. The world bank, world development indicators, available at: http://data.worldbank.org/data-catalog/world-development-indicators.

13. Zaparii V.V., Nefedov S.A. Istoriia nauki i tekhniki [History of science and technology]. Ekaterinburg, 2003, 285 p.

14. Averbukh V.M. Shestoi tekhnologicheskii uklad i perspektivy Rossii (kratkii obzor) [The sixth technological setup and perspectives of Russia (Abstract)]. Vestnik of Stavropol State University, 2010, no. 71, pp. 38-48.

15. Korchagin Iu. Izmerenie natsional'nogo chelovecheskogo kapitala [Measuring national human capital], available at: http://www.lerc.ru/?part=artic-les&art=1&page=119.

16. Galor O., Klemp M. The biocultural origins of human capital formation. Brown University, Department of Economics. Working Papers, 2014, no. 6, pp. 14-28.

17. Mel'iantsev V. Schast'e ot uma [Happiness from wit]. Izvestia, 2000, May 17, p. 3.

18. Manyika J., Chui M., Miremadi M., Bughin J., George K., Willmott P., Dewhurst M. Harnessing automation for a future that works. A future that works: automation, employment, and productivity. Report Mckinsey Global Institute, January, 2017, available at: http://www.mckinsey.com/global-themes/digital-disruption/har-nessing-automation-for-a-future-that-works.

Оригинальность 79 %

Получено 07.11.2017 Принято 08.12.2017 Опубликовано 28.09.2018

О.Р. Ovchinnikova, N^. Ovchinnikova

STAGES OF HUMAN CAPITAL DEVELOPMENT IN ECONOMIC HISTORY

In conditions of economic digitalization, fundamentally new requirements for human knowledge quality and format of their presentation are imposed. It is generally known that nowadays knowledge becomes obsolete faster than a person is able to update them. This process entails the need to develop the education system and update scientific knowledge. This article is devoted to the question of retrospective analysis of human knowledge and skill development stages, which together form human capital. The purpose of this article is to determine the evolutionary periods of human capital development and to identify the characteristic moments for each stage. To achieve the goal, the authors studied a significant number of domestic and foreign sources. The evolutionary analysis showed how the process of changing the quality of knowledge that a person must possess accelerates with introduction of mechanical and, later, automated means of production. The requirements for the education and qualification of people are subject to change. Therefore, the education system itself is subject to change, which must distribute the latest knowledge, improving the quality of human capital in accordance with current demands. The change in the information field makes relevant the agenda of education throughout life for each individual.

It is assumed that the successful implementation of the research objective will contribute to development of theoretical and applied research in the field of human capital development, enhancing its quality characteristics. In addition, the characteristics of the selected stages in human capital development will help to determine the direction of improving the education system in accordance with the priorities of a knowledge-based economy.

Keywords: human capital, stages of development, education, economic history, education system development.

Oksana P. Ovchinnikova - Doctor of Economics, Professor, Department of Economics of Space Activities, Peoples' Friendship University of Russia, e-mail: oovchinnikova@yandex.ru.

Nataliya E. Ovchinnikova - Candidate of Economic Sciences, Senior Analyst, Moscow School of Management SKOLKOVO, e-mail: n.e.ovchinnikova@mail.ru.

Received 07.11.2017 Accepted 08.12.2017 Published 28.09.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.