Научная статья на тему 'Управление региональным развитием'

Управление региональным развитием Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
587
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / УПРАВЛЕНИЕ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / REGIONAL ECONOMY / MANAGEMENT / CONTROL SYSTEM / ECONOMIC ACTIVITY / REGIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Буреш Ольга Викторовна, Прядкина Наталья Николаевна, Исхакова Альфия Фаритовна

Любое управленческое решение и практическое действие в области развития экономики региона оценивается исходя из того, в какой мере оно гарантирует улучшение материального и культурно-бытового обслуживания населения. Обосновано, что ядром управления региональным развитием является механизм управления экономикой региона. Выявлено, что основным требованием к механизму управления экономикой региона является его гибкость и способность реагировать на изменения в целевой направленности развития региональной экономики в зависимости от целей и задач, меняющихся в соответствии с общей стратегией развития государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF REGIONAL DEVELOPMENT

Any administrative decision and practical action in the field of development of economy of the region is estimated proceeding from in what measure it guarantees improvement of material and cultural and community service of the population. It is proved that a kernel of management of regional development is the mechanism of management of region economy. It is revealed that the main requirement to the mechanism of management of economy of the region is its flexibility and ability to react to changes in a target orientation of development of regional economy depending on change of the purposes and the tasks changing according to the general strategy of development of the state.

Текст научной работы на тему «Управление региональным развитием»

Буреш О.В., Прядкина Н.Н., Исхакова А.Ф.

Оренбургский государственный университет E-mail: feu@mail.osu.ru

УПРАВЛЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ

Любое управленческое решение и практическое действие в области развития экономики региона оценивается исходя из того, в какой мере оно гарантирует улучшение материального и культурно-бытового обслуживания населения. Обосновано, что ядром управления региональным развитием является механизм управления экономикой региона. Выявлено, что основным требованием к механизму управления экономикой региона является его гибкость и способность реагировать на изменения в целевой направленности развития региональной экономики в зависимости от целей и задач, меняющихся в соответствии с общей стратегией развития государства.

Ключевые слова: региональная экономика, управление, система управления, экономическая деятельность, региональное развитие.

процесса, что обусловлено двуединой ролью

Управление региональным развитием подразумевает наличие механизма управления экономикой региона, который, по мнению ряда авторов (Р. Шнипера, О. Ромашова и др.), должен строиться с учетом того, что: регион является неотъемлемой частью единой системы производительных сил и производственных отношений и обладает прямыми и обратными производственно-экономическими, ресурсными, научно-техническими, финансово-кредитными и социальными связями с хозяйственным комплексом страны; в регионе осуществляются полные циклы воспроизводства населения и трудовых ресурсов, основных и оборотных фондов, части национального богатства, денежного обращения, отношения по поводу производства, распределения, обмена и потребления продукции; к компетенции региона относится планирование развития хозяйственного комплекса, финансирование, кредитование, денежное обращение, подготовка и рациональное использование трудовых ресурсов и природного комплекса в соответствии с его специализацией, участием в территориальном разделении труда. В связи с этим ядром регионального управления будет являться именно механизм управления экономикой региона.

Основным требованием к механизму управления экономикой региона является его гибкость и способность реагировать на изменения в целевой направленности развития региональной экономики в зависимости от изменения целей и задач, меняющихся в соответствии с общей стратегией развития государства. Важные требования к механизму предъявляет необходимость единства экономического и социального аспекта регионального воспроизводственного

человека, выступающего и производителем и потребителем продукции и услуг одновременно. Поэтому любое управленческое решение и практическое действие в области развития экономики региона оценивается исходя из того, в какой мере оно гарантирует улучшение материального и культурно-бытового обслуживания населения. Поэтому вторым требованием к механизму является обладание им свойствами, обеспечивающими взаимодействие и сбалансированность экономической и социальной сфер хозяйствования региона. Следующее требование - обеспечение механизмом эквивалентных экономических отношений между всеми звеньями хозяйственной системы. Это означает, что если то или иное звено региональной экономики прибегает к услугам соседней организации, то оно возмещает потери, связанные с отвлечением трудовых, транспортных, материальных ресурсов от основного производства. Особого внимания заслуживают взаимоотношения по поводу развития и функционирования региональной производственной инфраструктуры, состояние которой затрагивает интересы абсолютно всех звеньев региональной экономики, поскольку управление объектами производственной инфраструктуры и техническое их состояние предопределяют режим и эффективность функционирования всех предприятий и объединений региона. Четвертым и самым главным требованием к механизму управления экономикой региона является его результативность и эффективность.

Кроме общих требований к механизму управления экономикой региона, выдвигаются и частные - к организационной структуре управ-

ления и к организации процесса управления. Региональная система управления способна функционировать при условии ее эффективности, которая отражает соотношение принятых управленческих решений и полученных от этого процесса результатов. Основная сложность при этом заключается в невозможности однозначной интегральной оценки изменения ситуации в регионе в зависимости от тех или других решений управляющей системы. Тем не менее эффективность системы зависит от ряда условий изменяющих ее в определенной степени. Исследование этих условий поможет управляющей системе найти нужный подход в выборе правильных решений. Исходя из того, что на современном этапе хозяйствования происходит модернизация системы управления экономикой региона, определенная усилением самостоятельности территорий, модернизации, в первую очередь, должен быть подвержен механизм управления, как наиболее гибкий и адаптивный ее элемент.

Механизм управления экономикой региона - это ключевой элемент системы управления территориями, наиболее сложная ее часть, представляющая собой совокупность компонентов (органов управления, их функций и структуры; целевых стратегических установок; принципов, методов, технологий и инструментария управления и т. д.), тесно взаимосвязанных между собой, образующих управляющую, управляемую, инструментальную подсистемы в их интеграционной целостности и формирующие механизм воздействия (в узком смысле) на региональное хозяйство, условия жизнедеятельности населения, организации и домашние хозяйства, общественные, экономические и социальные процессы в целях повышения уровня социально-экономического развития региона и качества жизни населения в нем. Рассматривая механизм управления как сложную совокупность компонентов, следует отметить, что это совокупность сложных управляющей, воздействующей и управляемой подсистем. Механизм управления следует рассматривать как процесс воздействия управляющей системы на управляемую. Отметим, что в условиях модернизации системы управления важно выделить в механизме управления элементы относительно устойчивые (подвергающиеся изменениям только в результате кардинальных преобразований:

субъекты управления; объекты и области воздействия и т. д.) и подвижные (изменяющиеся в результате перманентных трансформаций).

В современных условиях существенно возрастает самостоятельность регионов в оказании социально значимых услуг, усиливается роль эффективного управления финансовыми потоками на территориальном уровне. Одним из приоритетов саморазвития субъектов Федерации становится устранение социально-экономической дифференциации, прежде всего, за счет собственных ресурсных возможностей, а не за счет финансовой помощи из вышестоящих бюджетов. В связи с этим актуализируется проблема оптимизации сочетания стратегии управления экономикой регионов с теми задачами, которые ставят перед собой другие экономические субъекты. Регионализация реформ напрямую связывается с обеспечением финансовой устойчивости территорий, которая, в свою очередь, напрямую зависит от эффективности финансово-бюджетного контроля в регионах, результативности реализации всего спектра его функций. Необходимость совершенствования системы финансово-бюджетного контроля на региональном уровне обусловлена концентрацией финансовых и материальных ресурсов конкретной территории для их более эффективного использования. Каждому типу региона должен соответствовать тип механизма финансово-бюджетного контроля. Таким образом, финансово-бюджетный контроль должен быть обусловлен спецификой развития региона.

Методология управления экономикой регионов, основанная на формировании эффективной парадигмы финансово-бюджетного контроля должна учитывать современные приоритеты и условия региональной экономической политики, такие как: переход к бюджетированию, ориентированному на результат, и внедрению принципа программно-целевого планирования; тенденции изменения методов управления региональным развитием от традиционных, сфокусированных на государственной поддержке, к стратегии активного самообеспечения; создание инновационнотехнологической матрицы региона, формирующей основу долгосрочной конкурентоспособности; условия неравномерности развития бюджетных механизмов в территориальном аспекте; сокращение источников доходов бюджетов во многих регионах и уменьшение бюджетных расходов,

стагнации и увеличению расхождений в системе бюджетного планирования между целевыми показателями и результатами использования бюджетных средств, что позволило установить взаимосвязи, характеризующие возможности влияния финансово-бюджетного контроля на социальноэкономическое развитие регионов; выявить особенности организации и направления активного воздействия на экономику регионов различных типов посредством применения адекватных форм и методов контроля для эффективного использования бюджетных ресурсов.

В настоящее время местные условия экономического роста во многом определяются сложным социально-экономическим положением, ограниченным институциональным базисом для развития, неполной и неэффективной реализацией возможностей человеческого капитала, высокой дотационностью бюджетов. Для эффективной реализации управления экономикой региона нужна четкая проработка всех функциональных политик и обеспечивающих их целевых программ. Работа на результат требует четкого баланса различных частей стратегий, причин и следствий их реализации, ответственности каждого субъекта управления по созданию и осуществлению стратегических программ. Для этого необходимо формировать и вести сбалансированные системы показателей регионального управления, которые должны тесно коррелировать со стратегическими планами развития страны.

Решение поставленных целей и задач предполагает формирование сбалансированной системы взаимоувязанных показателей, включая финансовые и нефинансовые индикаторы, достижение которых определится обоснованностью поставленных задач. Речь следует вести именно о балансе в системе направлений деятельности, обеспечивающих повышение качества управления, в том числе государственного и (или) муниципального на достижение конечных результатов стратегии государственного или муниципального образования, что характеризуется рядом формализованных и представленных в числовом виде показателей. Система же сбалансированных показателей отражает состояние объекта по какой-либо одной из характеристик направления деятельности субъекта. Таким образом, сбалансированная система показателей позволяет оптимизировать спектр управленческих воздействий в целях достижения высокого качества конечных

результатов. При этом цели стратегического государственного и (или) муниципального развития формируются в общем виде, носят качественный характер (повысить уровень жизни, обеспечить доступность образования и медицинского обслуживания и др.), что не позволяет создать сбалансированную систему показателей. Поэтому стратегические цели государственного развития должны быть декомпозированы на подцели, управление достижением которых может быть оценено сбалансированной системой показателей.

Основной целью деятельности органов власти субъектов Российской Федерации было и остается повышение качества и уровня жизни населения. Система показателей должна учитывать динамику в тех сферах и областях, которые являются наиболее проблемными для субъекта (региона). Зависимость показателей социальноэкономического развития территории от уровня и динамики бюджетных расходов может быть использована для оценки эффективности и результативности расходов бюджета. Иными словами, следует определить, насколько сопоставимы темпы роста бюджетных расходов и показателей социально-экономического развития области в соответствующих направлениях.

Одной из важнейших задач финансовобюджетного контроля является оценка взаимовлияния бюджетного финансирования, исполнения бюджета и показателей социально-экономического развития регионов. С этой целью можно смоделировать бюджетный и социальноэкономические процессы и затем определить их взаимосвязи. Для большинства бюджетных и социально-экономических процессов в связи со значительной инерционностью их развития лучше применять корреляционное моделирование с расчетом корреляционной функции. Это обеспечит возможность подробного описания их взаимного влияния.

Основной проблемой при построении модели социально-экономического показателя является то, что большинство таких показателей являются годовыми, а не помесячными. Влияние разных видов экономической деятельности на развитие той или иной сферы экономики области неодинаково, а исследование динамики вклада отдельных видов экономической деятельности области в результаты формирования доходной части регионального баланса финансовых ресурсов не выявил устой-

чивых закономерностей - это затрудняет определение «весомости» того или иного потенциально возможного экономического полюса роста с позиции влияния на результаты экономического развития области, актуализирует проблематику поиска и активизации полюсов экономического развития, способных работать в стратегической перспективе, служить основой для формирования экономических кластеров. При оценке эффективности функционирования подконтрольных объектов должна одновременно проводиться комплексная оценка эффективности органов и процессов управления публично-территориальным образованием как единой кибернетической системы. До настоящего времени проблема оценки эффективности управления экономикой региона является актуальной. За последние десятилетия в России были разработаны различные методики. Однако, ни одна методика не учитывает такой показатель как устойчивое развитие региона.

Мы предлагаем свое решение проблемы формирования методики оценки эффективности управления экономикой региона на основе устойчивости и конкурентоспособности.

В предлагаемой нами методике оценка эффективности управления проводится в три этапа: первый - расчет предварительного интегрального показателя, второй - определение корректирующих коэффициентов, третий - расчет общего интегрального показателя.

Формирование системы регионального социально-экономического развития связано с необходимостью решения ряда основных проблем.

Во-первых, отсутствуют единые критерии в оценке состояния социально-экономического развития регионов, что приводит к искажению объективности характеристик регионов.

Во-вторых, имеющиеся существенные различия показателей социально-экономического уровня развития субъектов Федерации, а внутри их муниципальных образований не снижается, а все больше увеличиваются.

В-третьих, необходимая нормативная база, регулирующая распределительный механизм, который должен способствовать развитию регионов либо, устарела, либо вообще отсутствует.

В-четвертых, стратегические финансовые программы федерального уровня в незначительной степени учитывают потребности регионов.

Решение данных проблем сопряжено с необходимостью проведения конкретных научных разработок в региональном аспекте, с тем, чтобы максимально учесть специфику развития региона в целом.

Экономика России переживает период по-сткризисного восстановления, когда формирование новых механизмов ее системной модернизации должно происходить на фоне стабилизации развития всей социально-экономической структуры.

В этой связи управление социально-экономическим развитием территории является основополагающей доктриной и стратегической целью управления регионами и страной в целом, которая, несомненно, должно базироваться как на глобальных факторах, так и на учете специфики каждой отдельно взятой территории, ее человеческого потенциала, природных, транспортных и других условий, всего того, что обеспечивает непрерывный воспроизводственный процесс - основу системы устойчивого развития.

На фоне усиления дезинтеграции и поляризации регионов Российской Федерации по уровню социально-экономического развития, неустойчивость стала характерной чертой функционирования экономических систем всех уровней. При этом отсутствует адекватная этим процессам институционально-правовая среда, способствующая обеспечению экономической безопасности, эффективному управлению устойчивым развитием региональной экономики. Поскольку реализация государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации является многоплановой проблемой обеспечения баланса экономических и экологических интересов общества, то решение этой задачи предполагает тесное взаимодействие органов государственной власти страны, ее субъектов и органов местного самоуправления. Растущие практические потребности стимулируют научные исследования и выработку практических рекомендаций по формированию соответствующих условий, ресурсов, факторов, методов, инструментов и источников обеспечения процесса устойчивого хозяйственного роста региональной экономики, основой которого является процесс управления социально-экономическим развитием региона.

27.10.2012

Список литературы:

1. Буреш О. В., Гербеева Л. Ю., Бекбергенева Д. Е. Управленческие аспекты трансформации отношений собственности в период рыночных преобразований // Экономические науки. - 2010. - № 63. - С. 232-236.

2. Управление социально-экономическим развитием региона: теория и практика: Монография / О. В. Буреш [и др.]. -Москва: Изд-во «Ваш полиграфический партнер», 2011. - 160 с.

3. Механизм управления социально-экономическим развитием региона / Н. Н. Прядкина, Л. Ю. Гербеева, А. Ф. Исхакова // VIII Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция «Эффективные механизмы инновационно-технологического развития современного общества». - Сочи, 2012. - С. 145-149.

Сведения об авторах:

Буреш Ольга Викторовна, декан факультета экономики и управления Оренбургского государственного университета, доктор экономических наук, профессор Прядкина Наталья Николаевна, соискатель Оренбургского государственного университета Исхакова Альфия Фаритовна, соискатель Оренбургского государственного университета 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 6309, е-mail: feu@mail.osu.ru

UDC 330.322

Buresh O.V., Pryadkina N.N., Iskhakov A.F.

Orenburg state university, е-mail: feu@mail.osu.ru MANAGEMENT OF REGIONAL DEVELOPMENT

Any administrative decision and practical action in the field of development of economy of the region is estimated proceeding from in what measure it guarantees improvement of material and cultural and community service of the population. It is proved that a kernel of management of regional development is the mechanism of management of region economy. It is revealed that the main requirement to the mechanism of management of economy of the region is its flexibility and ability to react to changes in a target orientation of development of regional economy depending on change of the purposes and the tasks changing according to the general strategy of development of the state.

Key words: regional economy, management, control system, economic activity, regional development.

Bibliography:

1. Buresh O. V., Gerbeev L. Yu. Bekbergeneva D. E. administrative aspects of transformation of the relations of property during market transformations // Economic sciences. - 2010. - № 63. - Р 232-236.

2. Management of social and economic development of the region: theory and practice: The monograph / О. V. Buresh [et al.]. -Moscow: Publishing house «Your printing partner», 2011. - 160 p.

3. The management mechanism socially economic development of the region / N. N. Pryadkina, L. Yu. Gerbeeva, A. F. Iskhakova // the VIII All-Russian (with the international participation) the scientific and practical conference «Effective Mechanisms Innovatively Technological Development of Modern Society». - Sochi, 2012. - P. 145-149.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.