Научная статья на тему 'Управление устойчивым развитием региона: зарубежный опыт и Российская практика'

Управление устойчивым развитием региона: зарубежный опыт и Российская практика Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1941
388
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ЭКОНОМИКА / РЕГИОН / РАЗВИТИЕ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ СОЦИУМ / MANAGEMENT / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / ECONOMY / REGION / DEVELOPMENT / REGIONAL SOCIETY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Буреш Ольга Викторовна, Масюто Илья Александрович

Современная реальность характеризуется тем, как справедливо отмечают современные зарубежные и российские исследователи, что происходит увеличение числа субъектов управления и субъектов влияния на принятие управленческих решений: политические партии, неправительственные общественные организации, институты гражданского общества и др. Из этого, следует, вывод, что, система управления является сложной, но при этом открытой, подверженной воздействию большого количества факторов, а субъект управления характеризуется сложной иерархичностью. Изучение зарубежного опыта свидетельствует о том, что необходимость выработки активной государственной региональной политики в различных странах объясняется присущими им причинами и свойственными особенностями их развития. Различное отношение государства к своим территориям, которое в нашей интерпретации обозначается термином «региональная политика», появилось наряду с появлением крупных государств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF REGIONAL POLICY OF MANAGEMENT BY THE SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF TERRITORIES: FOREIGN EXPERIENCE AND RUSSIAN PRACTICE

The modern reality is characterized by how modern foreign and Russian researchers fairly note that there is an increase in number of subjects of management and subjects of influence on adoption of administrative decisions: political parties, non-governmental public organizations, institutes of civil society, etc. From this, follows, a conclusion that, the control system is difficult, but thus open, subject to influence of a large number of factors, and the subject of management is characterized by difficult hierarchy. Studying of foreign experience testifies that the neobkhodimost of development of active state regional policy in various countries is explained by the reasons inherent in them and peculiar features of their development. Various the otnoshekny states to the territories which in our interpretation is designated by the term «regional politician», appeared along with emergence of the large states.

Текст научной работы на тему «Управление устойчивым развитием региона: зарубежный опыт и Российская практика»

Буреш О.В., Масюто И.А.

Оренбургский государственный университет E-mail: buresh@mail.ru

УПРАВЛЕНИЕ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА

Современная реальность характеризуется тем, как справедливо отмечают современные зарубежные и российские исследователи, что происходит увеличение числа субъектов управления и субъектов влияния на принятие управленческих решений: политические партии, неправительственные общественные организации, институты гражданского общества и др. Из этого, следует, вывод, что, система управления является сложной, но при этом открытой, подверженной воздействию большого количества факторов, а субъект управления характеризуется сложной иерархичностью. Изучение зарубежного опыта свидетельствует о том, что необходимость выработки активной государственной региональной политики в различных странах объясняется присущими им причинами и свойственными особенностями их развития. Различное отношение государства к своим территориям, которое в нашей интерпретации обозначается термином «региональная политика», появилось наряду с появлением крупных государств.

Ключевые слова: управление, устойчивое развитие, экономика, регион, развитие, регио-

нальный социум.

Регионализация и децентрализация стали ведущими направлениями мировой политики на современном этапе развития. Процессы децентрализации, происходящие в большинстве европейских стран, происходят посредством реализации принципов совершенного управления под влиянием европейской региональной политики. Устойчивость развития территории характеризуется устойчивостью динамического типа и реализуется при определенных соотношениях тех параметров, которые характеризуют состояние всей социально-экономической системы региона: в экономике, социальной сфере, политике, праве и т. д. при происходящих изменениях в любой из обозначенных сфер без кардинальных изменений в других может привести к нарушению динамического равновесия. В связи с этим, определение угроз и принятие мер по обеспечению экономической устойчивости является важной задачей, решение которой лежит в основе управления любой территорией.

Современная реальность характеризуется тем, как справедливо отмечают современные зарубежные и российские исследователи, что происходит увеличение числа субъектов управления и субъектов влияния на принятие управленческих решений: политические партии, неправительственные общественные организации, институты гражданского общества и др. Из этого следует вывод, что система управления является сложной, но при этом открытой, подверженной воздействию большого количества фак-

торов, а субъект управления характеризуется сложной иерархичностью.

Как показало проведенное нами исследование, необходимость управления со стороны государства социально-экономическими процессами уже не является объектом спора между теоретиками и практиками, спорным остается только вопрос относительно степени подобного участия. Для современного управления характерно активное участие в нем государства как регулятора рыночных отношений, и как государства-собственника. В экономике зарубежных стран вмешательство государства в управление - это маневренный процесс, посредством которого степень государственно регулирования постоянно меняется. Что касается формы и методов государственного регулирования, то они различны в разных странах и могут быт различными в пределах одной страны, что зависит от состояния экономики. В свою очередь, проявляющееся усиление регулирующей роли властных структур является естественной реакцией на снижение устойчивости социальноэкономического состояния на той или иной территории, а также при утрате управляемости.

Проанализируем основные тенденции региональной политики зарубежных стран по управлению устойчивым развитием территорий.

Изучение зарубежного опыта свидетельствует о том, что необходимость выработки активной государственной региональной политики в различных странах объясняется присущими им причинами и свойственными особенностями их развития. Различное отношение государства к своим

территориям, которое в нашей интерпретации обозначается термином «региональная политика», появилось наряду с появлением крупных государств. Для того, чтобы на той или иной территории осуществлять определенные проекты стали разрабатываться региональные программы. Для них было свойственно то, что они начали осуществляться в каждой из стран в различные сроки и со свойственной спецификой. Так, в Великобритании был принят в 1934 году закон о «специальных районах», который успешно позволил управлять территориями с целью достижения их устойчивого развития. В Италии и Франции региональные программы реализуются с 40-х, что позволило не только этим странам вывести из кризиса отдельные территории, но и сбалансировать из развитие. В Германии и Норвегии региональные программы реализуются с 50-х годов на основании уже сложившегося к тому времени опыта Великобритании, Италии и Франции. Для Германии реализация подобных программ стала основой разработки и национальной политики управления.

Если мы возьмем 90-е годы, то станет ясным, что для этого периода, определяя приоритеты развития, цели и задачи региональной политики, именно, в западных странах внимание уделялось не только принципам справедливости и эффективности, которые были направлены на достижение цели - обеспечение устойчивого развития территорий, но и поиску оптимального соотношения, направленного на разумное распределение полномочий между центром и регионами. Разработка целевых региональных программ широко используется и в настоящее время в: Германии, Великобритании, Норвегии, Франции, Швеции и других европейских государствах. В 43 штатах США из 50 подобный механизм используется для решения региональных проблем, в частности строительства дорог, развития малого бизнеса, экологии, а во Франции - для восстановления экономики депрессивных регионов [1]. Показательной в этом плане является система, созданная в Японии. В ее основе лежат государственные планы развития регионов. Задачей таких планов становится следующее: рациональное размещение производительных сил; смягчение хозяйственных диспропорций между различными экономическими районами; выравнивание условий для жителей на всей территории страны; сохранение и улучшение экологии. Правовое обеспечение ре-

ализации региональной политики отлично в Италии, Германии и Испании, так как именно в этих странах основные цели развития территорий закреплены в Конституции, что лишний раз подчеркивает значимость реализации региональной политики. В Китае сохраняется обычная для нас многоуровневая система национально-территориальных автономий, которая учитывает не только пять автономных регионов, но и национальные области, уезды и волости. Территории не зависят друг от друга и каждая способна обеспечить себя самостоятельно [2]. Для Бельгии характерно создание региональных инвестиционных компаний, которые присущи такие функции, как: стимулирование создания, реконструкция и расширение частных фирм; оказание содействия создания новых государственных компаний. Кроме этого в Бельгии созданы и существуют на практике региональные корпорации развития, в распоряжении которых находятся региональные банки данных, посредством которых они проводят мониторинг, осуществляют территориальное управление, поддерживают секторальные интересы и принимают участие в управлении фирмами, которые попадают в трудные ситуации. Региональные корпорации нашли широкое применение не только в Бельгии, но и на территориях таких стран, как Италия, Нидерланды, а также США и Канада, в которых они функционируют в форме инвестиционных компаний и региональных целевых фондов. Инвестиционные компании основывают органы общегосударственного и регионального управления [5].

Для Румынии свойственно присутствие государства практически во всех отраслях экономики, что обусловлено функционированием Национального совета регионального развития, который является координационным органом при Кабинете Министров, который представлен руководителями министерств и правительственных агентств, а также общественных организаций [3]. К основным функциям Совета относятся: разработка Национальной программы регионального развития; проведение мониторинга использования средств Национального фонда регионального развития; стимулирование развития сотрудничества между макрорегионами и субрегионами; участие в разработке региональных программ. Достаточно интересным является опыт Чехии, относительно проведения региональных реформ в плане внедрения собственной

индикативной базы для разработки модели дифференциации регионов, определения их регрессивности или активности, с целью последующего создания действенных механизмов и эффективных инструментов с целью преодоления региональной асимметрии [4].

Исследуемый нами опыт позволяет сделать вывод о том, что большая часть мер, предпринимаемых со стороны государства и реализуемые им через соответствующие государственные органы преследует достижение каких-либо региональных целей, но при этом любой новый закон или правительственная программа имеют определенное территориальное выражение. Для Запада является характерным то, что региональная политика - это постоянное явление, для которого свойственно только изменение подходов. В 20-30-х годах в Западных странах в основном регионам оказывалась неотложная помощь. В 50-70-е годы осуществлялось межрегиональное перераспределение экономического роста с ориентацией на управление устойчивым, сбалансированным региональным развитием, что представляло основу региональной политики. При этом, уже с середины 70-х годов акценты региональной политики были сделаны на реструктуризации регионов, что приводило к максимальному использованию внутреннего потенциала территории и поддержке малого и среднего бизнеса [3]. Пройдя определенный путь поиска оптимальной региональной политики, страны Запада остановились на необходимости поддержания сбалансированного развития всех территорий.

Новой тенденцией в развитии региональной политики стало управление устойчивым развитием территории и участие в ее реализации государства. Данное участие осуществляется и сейчас посредством создания территориальных научно-технических образований, развития технополисов и технопарков.

Как процесс формирования, так и сам механизм реализации региональной политики управления устойчивым развитием территорий в федеративных государствах имеют особенности, которые наиболее ярко проявляются в США и Германии, что обусловлено моделями федерализма: «дуалистический» федерализм (имеющий место в США), «кооперативный» федерализм (присущий Германии). Целью европейской региональной политики является:

- увеличение как экономической, так и социальной интеграции;

- преодоление диспропорций между различными территориями;

- ликвидация признаков отсталости регионов.

Европейским Союзом была разработана региональная политика, в основу которой положена концепция партнерства и субсидиарности. ЕС обозначена общая интеграционная цель региональной политики - обеспечить устойчивое развитие территорий, что обозначено в программных задачах:

- помощь в развитии и структурном выравнивании отстающих в экономическом отношении регионов;

- переустройство территорий, на которых имеет место быть промышленный спад;

- борьба с безработицей;

- оказание помощи работникам в адаптации;

- реформирование общей аграрной политики территорий;

- структурное выравнивание сельских районов.

Региональной политике большинства зарубежных стран присущи следующие приоритетные цели в рамках управления устойчивым развитием экономики территориальных образований:

- формирование единого экономического пространства, обеспечение правовых, экономических, социальных, организационных основ государственности;

- выравнивание социально-экономических условий развития регионов;

- приоритетное развитие тех регионов, которые имеют стратегическое значение для страны;

- максимальное использование ресурсных особенностей региона с целью обеспечения его сбалансированного развития;

- обеспечение экологической безопасности.

Реализация всех этих целей позволит достичь сбалансированного развития территорий, что обеспечит рост экономики и качество жизни населения. Следовательно, территориальная программа ЕС является инструментом достижения глобальной конкурентоспособности и устойчивости всех регионов Европы [2].

Зарубежная и отечественная практика показали, что часто придание устойчивости социаль-

но-экономическими процессам возможно только посредством активных действий со стороны государства, которое, по нашему мнению включает:

- регламентацию хозяйственной жизни, образующую правовую основу для хозяйствующих субъектов, определяющую меру их взаимной ответственности, в том числе и меры, нацеленные на недопущение ущерба субъектам рынка;

- формирование организационно-экономических структур, обеспечивающих строгий контроль за соблюдением хозяйственного поведения субъектов рынка;

- разработку региональной политики с целью регулирования социально-экономических процессов.

Со стороны государства в лице определенных органов власти, осуществляющих управление, прослеживается интерес в сохранении гармоничного взаимодействия всех секторов экономики через соблюдение интересов общества в целом. Для этого, государственным органам следует управлять социально-экономическими процессами соблюдая достижения установленных им приоритетов. Это становится возможным только при условии достижения баланса интересов, который будет способствовать устойчивому экономическому развитию территории. Данный баланс должен быть четко прописан в региональной политике [1].

В начале 1990-х годов отечественные ученые в области региональной экономики пришли к мнению о том, что необходим учет региональных особенностей, интересов и возможностей каждой территории в рамках управления процессами социально-экономического развития страны в целом. Тем не менее, до сих пор общепризнанного толкования термина - региональной политики не выработано, что отражают представленные в этой области взгляды ученых.

«Региональная политика представляет собой систему намерений и действий, которые способствуют реализации интересов государства в отношении регионов и отражает их внутренние интересы» - так обозначено в трудах Лексина В.Н. и Швецова А.Н. [2]. При этом, раскрывая сущность государственного регионального интереса, всегда, следует, помнить о том, что в основе политики должен присутствовать компромисс региональных интересов государства и локальных интересов самих регионов [4]. Такие ученые, как Штульберг Б.М., Введенский В.Г. определили

региональную политику следующим образом: «деятельность определенных органов государственной власти в области управления по с целью обеспечения оптимального развития субъектов Федерации и решения территориальных проблем как межрегионального, так и общегосударственного характера». Мнение этих авторов отражает то, что сущность региональной политики - это максимальное использование в интересах всего общества благоприятных территориальных предпосылок и минимизация негативных последствий разного рода. Мы пришли к выводу, что наряду с существованием общими положениями федеральной политики - регионы разрабатывают территориальную политику, цель которой - нахождение компромисса и поддержание баланса интересов между региона и муниципалитетами. Теоретически методические вопросы создания и реализации региональной социальноэкономической политики обстоятельно изложены в работах ученых Института проблем региональной экономики РАН (г. Санкт-Петербург). В фундаментальном труде группой авторов проводится обобщение подходов определения категории «региональная политика», обозначенных в нормативно - правовых актах и работах ученых, доводится базовое толкование в котором четко обозначены сущностные признаки, позволяющие отличить это понятие, согласно которому «региональная политика представляет собой определенную совокупность регламентирующих регулирующие процессы документов, целевые установки и механизмы достижения целей в политическом, экономическом и социальном развитии регионов страны» [3]. При этом, всегда и всеми учеными подчеркивается, что на любом уровне управления, главной целью формирования и реализации региональной политики является обеспечение устойчивости экономического развития.

Общепризнанным в настоящее время становится мнение, что для развития российского общества - территориальный фактор становится определяющим. При этом, существующая региональная организация Российской Федерации была сформирована в эпоху плановой индустриализации. Понятие «регион» в советской экономической науке было введено академиком Некрасовым Н.Н., который являлся основоположником отечественной регионологии [5]. В тот период времени регионы рассматривались как определенная совокупность географически сопряженных

производственных и технологических площадок, совместно обеспечивающих сбалансированное и самодостаточное развитие экономики и динамичный рост, а региональная социально-экономическая политика определялась только высшими органами власти страны. Уже в конце 1990-х -начале 2000-х годов унаследованная Россией от СССР методика управления подверглась масштабной перестройки. При этом для новой регионализации России стало свойственным появление новых регионов - культурных и социальноэкономических образований, развивающихся на основе общей социальной и хозяйственной жизни в рамках сохранения административных границ. Данные процессы способствовали усилению роли регионов в социально-экономическом развитии страны и привели к появлению новых проблем, непосредственно влияющих на устойчивость социально-экономической ситуации в целом всей региональной организации страны. Новые экономические отношения, базирующиеся на рыночных принципах, изменение геополитического положения России, кризис, который затронул все стороны жизни общества, обусловил изменение в территориальном развитии, что привело к созданию качественно новой среды для решения социальных и экономических проблем регионов. Помимо этого, экономические и социально-политические преобразования в России: децентрализация власти; приобретение регионами самостоятельности в решении вопросов социально-экономического развития выдвинули на первый план территориальные аспекты развития российского общества, что усложнило региональные проблемы [4].

Для современного времени характерно то, что Россия претерпевает процесс трансформации социальных и хозяйственных отношений, особенностью которого является минимизация роли государства в управлении экономическими процессами, возникшее противостояние между федеральным Центром и субъектами Федерации, и как следствие появившееся ослабление внутрирос-сийских экономических связей, а в результате -рост асимметрии территориального социальноэкономического развития и нарушенная целостность национального экономического пространства, приведшее к снижению устойчивости [2].

Все эти явления в сочетании с большими масштабами территорий обозначили необходимость разработки эффективной региональной

политики на национальном уровне, главной целью которой станет обеспечить устойчивость развития каждой территории.

При этом, региональная политика государства - сфера деятельности, отражающая взаимоотношения как государства и регионов, так и регионов между собой относительно вопросов управления развитием. Регион при этом толкуется как часть территории Российской Федерации, которой присуща определенная совокупность:

- природных,

- социально-экономических,

- национально-культурных и других условий.

Регионом называется территория, которая может совпадать с границами территории субъекта РФ или охватывать территории нескольких субъектов РФ [1].

Подходы к региональной политике федерального центра отражены в новейшей истории России: отсутствие всякой политики - «берите суверенитета сколько сможете», реанимация советской политики «выравнивания», декларация концепции поляризованного развития и локомотивов роста, которые были признаны неэффективными [5]. В общем же государственная региональная политика направлена на жесткую конкуренцию регионов за получение федеральных ресурсов[4].

Кроме этого, современный подход к региональной политике отражен в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г.», которая утверждена распоряжением председателя Правительства от 17 ноября 2008 г. №1662-р. В ней обозначено, что «государственная региональная политика обеспечивает сбалансированное социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации, сокращает уровень межрегиональной дифференциации и различия в качестве жизни» [3].

Сбалансированность территориального развития Российской Федерации обеспечивается посредством условий, которые позволяют каждому региону использовать ресурсы с целью обеспечения роста качества жизни населения, а также комплексного развития и повышения конкурентоспособности экономики регионов, что направлено на достижение устойчивости его развития [1].

Достижение этой цели будет обеспечено в ходе реализации государственной региональ-

ной политики следующих задач на территории РФ, решение которых направлено на:

- использование внутреннего потенциала развития каждого региона;

- развитие инфраструктурных и институциональных институтов;

- обеспечение равных возможностей для всех граждан территории в содействии развития человеческого потенциала;

- проведение целенаправленной работы по развитию федеративных отношений;

- реформирование систем управления на всех уровнях.

Решение вышеуказанных задач должно достигаться посредством механизма управления устойчивым развитием экономики региона, действие которого будет направлено на:

1) выявление и использование конкурентных преимуществ с целью стимулирования экономического развития путем создания новых центров экономического роста в регионах;

2) использование механизмов социальной и бюджетной политики с целью сокращения дифференциации в уровне и качестве жизни населения в регионах для снижения опасности возникновения социальных угроз;

3) координация инфраструктурных инвестиций государства;

4) координация инвестиционных стратегий бизнеса;

5) учет приоритетов пространственного развития и ресурсных ограничений, в том числе демографических.

На основе учета зарубежного опыта и российской практики в рамках достижения цели -управления устойчивым развитием территорий, целесообразным является сформировать инструменты реализации региональной политики. Структурируем их и представим на рисунке 1.

Вышеуказанные инструменты управления, направленные на достижение регионом устой-

чивого социально-экономического развития могут использоваться как отдельно, так и в совокупности, что позволит:

- осуществлять административно-управленческие воздействия со стороны региональных органов власти на объекты управления;

- применять средства сдерживания размещения новых предприятий в перенаселенных районах и стимулировать их размещение в районах с низкой плотностью населения;

- осуществлять пространственное распределение экономической деятельности государства;

- осуществлять финансовое стимулирование компаний малого и среднего бизнеса; развивать региональную инфраструктуру;

- создавать благоприятную бизнес-среду;

- поддерживать научные исследования и технические разработки;

- внедрять инновации [4].

Искусство региональной политики состоит в том, чтобы, сочетая использование вышеназванных инструментов, обеспечить региону минимум необходимых ресурсов, но достаточных для его устойчивого развития.

Следует отметить, что в целом, социально-экономическая политика региона не должна заключаться в исполнении решений центра. Располагая собственным региональным законодательством, налоговыми и бюджетными механизмами, регион может проводить социально-экономическую политику с учетом особенностей имеющихся у него и за счет расширения состава сфер и форм воздействия, с учетом установления благоприятных условий для развития конкретных групп экономических субъектов которые в большей мере вносят вклад в рост экономики региона и обеспечивают качество жизни населения. Очевидным является и то, что целевые установки субъектов обеспечивают целостность всей системы в процессе ее развития [4].

Разнообразные подсистемы, объединенные в рамках конкретного региона, в свою очередь, определяют множественность вариантов региональной политики, составляющие которой, объединяются:

- экономическая политика, направлена на нейтрализацию территориальных диспропорций в экономике региона;

- социальная политика, имеющая своей целью сгладить региональную дифференциацию в уровне жизни, а также обеспечить общий рост качества социальной среды;

- демографическая политика, регулирующая со стороны государства естественное и механическое движение населения;

- ресурсная политика, обеспечивающая повышение эффективности использования имеющихся ресурсов в пределах региона;

- экологическая политика, предотвращающая ухудшение состояния окружающей природной среды региона, направленная на улучшение экологической ситуации;

- научно-техническая политика, регулирующая взаимосвязи между размещением научных центров и производительных сил, оптимизирующая баланс перемещения научных кадров [1].

При этом, своеобразным ядром региональной политики является реализация экономических целей, так как именно от их достижения зависит устойчивое развитие региона. В распоряжении региональных органов власти имеет-

ся множество инструментов для осуществления воздействия на социально-экономическое развитие региона с целью достижения его устойчивости.

Из отечественного и зарубежного опыта следует, что, общепризнанным инструментом управления устойчивостью территорий является стратегическое индикативное планирование. Однако, при этом в основе технологии построения стратегических индикативных планов развития регионов лежит пространственное двухуровневое представление социально-экономической сферы региона и концепция вертикально интегрированной системы регионального и муниципального уровней управления [3]. При этом базовая часть планов разрабатывается и региональными органами государственной власти, и впоследствии координируются ими, а планы территориального уровня формируются и реализуются уже самими администрациями муниципальных образований. Роль региона при этом состоит в разработке комплексной стратегии социально-экономического развития, предусматривающей планирование, координацию и увязку территориальных планов через гармонизацию бюджетных потоков. На практике, стратегии социально-экономического развития большинства регионов и муниципалитетов Российской Федерации провозглашают в качестве перспективы переход на модель устойчивого развития.

17.03.2014

Список литературы:

1. Буреш, О.В. Теоретические аспекты управления экономикой региона / О.В. Буреш, Н.Н. Прядкина // Вестник Оренбургского Государственного Университета. - 2011. - №13 (132). - 2 том. - С. 99-104.

2. Буреш, О.В. Государственное управление экономикой региона / О.В. Буреш, А.Ф. Исхакова // Российское предпринимательство. - 2012. - №24. - С. 222-228.

3. Буреш, О.В. Управленческие аспекты трансформации отношений собственности в период рыночных преобразований / О.В. Буреш, Л.Ю. Гербеева, Д.Е. Бекбергенева // Экономические науки. - 2010. - №63. - С. 232-236.

4. Гербеева, Л.Ю. Роль института собственности в национальной экономике / Гербеева Л.Ю., Коротченко Ю.И. //Вестник Оренбургского государственного университета.- 2012. - №13. - С. 79-83.

5. Gеrbееvа, L.Уu. Е!!есйуе аррИса!юп ой^юпа1 ргореЛу / L.Уu., Gеrbееvа, УиЛ.Кого1сЬепко // Есопоткз, о^аш2а1юп аndmаnаgеmеnt о! е^егрпзез, т^зШез а^ сотр1ехезттагке1 соМШош: mеthоds, тесЬатзтз, 1оок ап^есЬпок^ез Е^ В.1. Воуап^зеу. Кгоу, 2013. С. 117-122.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сведения об авторах:

Буреш Ольга Викторовна, декан факультета экономики и управления Оренбургского государственного университета, доктор экономических наук, профессор Масюто Илья Александрович, аспирант Оренбургского государственного университета 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 6303, e-mail: buresh@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.