Научная статья на тему 'Собственность региона как основа развития экономики территории'

Собственность региона как основа развития экономики территории Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
570
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / УПРАВЛЕНИЕ / СОБСТВЕННОСТЬ / РЕГИОН / УСТОЙЧИВОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / REGIONAL ECONOMY / MANAGEMENT / PROPERTY / REGION / STABILITY / SOCIALLY ECONOMIC DEVELOPMENT / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Гербеева Людмила Юрьевна

Собственность является основой системы экономических отношений. Исследование собственности позволяет ответить на вопрос, в чьих интересах осуществляется экономическая деятельность. Нами определено, что собственность региона является основой устойчивого развития экономики региона, обеспечивает рост благосостояния населения и создает благоприятные условия для развития хозяйствующих субъектов. Доказано, что собственность представляет собой экономическую категорию, т. е. отношения, складывающиеся между субъектами по поводу материальной основы хозяйственной деятельности. Таким образом собственность региона тесно связана с экономической властью, с управлением хозяйствующими субъектами, с повседневными отношениями регионального социума. Формы собственности, сложившиеся в регионе оказывают влияние на осуществление процесса разработки региональной политики и создание механизма её реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGION PROPERTY BASIS OF DEVELOPMENT OF ECONOMY OF THE TERRITORY

The property is a basis of system of the economic relations. Research of property allows to answer a question, in whose interests economic activity is carried out. Region property the basis of a sustainable development of economy of the region, provides growth of welfare of the population and creates favorable conditions for development of managing subjects. The property represents economic category, i.e. are the relations developing between subjects concerning a material basis of economic activity. The property of the region is closely connected with the economic power, with management of managing subjects, with the daily relations of regional society. The forms of ownership which have developed in the region have impact on implementation of process of development of regional policy and creation of the mechanism of its realization.

Текст научной работы на тему «Собственность региона как основа развития экономики территории»

УДК 332.14; 338.2

Гербеева Л.Ю.

Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected]

СОБСТВЕННОСТЬ РЕГИОНА КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ТЕРРИТОРИИ

Собственность является основой системы экономических отношений. Исследование собственности позволяет ответить на вопрос, в чьих интересах осуществляется экономическая деятельность. Нами определено, что собственность региона является основой устойчивого развития экономики региона, обеспечивает рост благосостояния населения и создает благоприятные условия для развития хозяйствующих субъектов. Доказано, что собственность представляет собой экономическую категорию, т. е. отношения, складывающиеся между субъектами по поводу материальной основы хозяйственной деятельности. Таким образом собственность региона тесно связана с экономической властью, с управлением хозяйствующими субъектами, с повседневными отношениями регионального социума. Формы собственности, сложившиеся в регионе оказывают влияние на осуществление процесса разработки региональной политики и создание механизма её реализации.

Ключевые слова: региональная экономика, управление, собственность, регион, устойчивость, социально-экономическое развитие, эффективность

В настоящее время чаще всего в центре внимания оказывается региональное хозяйство субъекта РФ в совокупности, так как именно оно составляет основу развития экономики территории. Региональные власти придают большое значение решению социальных и экологических задач, так как рост качества жизни населения, как показатель развития территории выходит на первое место по значимости, что требует от региональных органов власти совершенствования методов управления стабильностью социально-экономического развития субъекта РФ в целом.

Проблема управления собственностью региона весьма сложна и многоаспектна. Для ее успешного решения следует соблюсти ряд принципов, основными их них являются:

- принцип правовой эффективности. Данный принцип заключается в том, что максимально эффективное развитие территории возможно только при условии эффективного использования возможностей регионального законотворчества, с учетом гармоничного взаимодействия с органами государственной власти РФ;

- принцип региональной активности. Предполагает активное взаимодействие с другими субъектами РФ, а также использование потенциала межрегиональной кооперации;

- принцип комплексности. Направлен на максимизацию в использования возможностей геополитического положения, которыми располагает регион с учетом имеющегося социально-

экономического потенциала в целях комплексного развития территории региона;

- принцип сочетания. Заключается в использовании формализованных и неформализованных процедур и мер для регулирования социально-экономических процессов;

- принцип учета интересов. Позволяет учитывать различия в социально-экономических интересах регионального социума в целом, а также самостоятельно хозяйствующих субъектов на его территории;

- принцип системности. Обеспечивает регулирующее воздействие на социально-экономические процессы посредством использования механизмов управления собственности региона [1].

В рамках управления собственностью региона с целью достижения развития экономики территории, находящиеся на территории Оренбургской области государственные предприятия и учреждения в установленном порядке учитываются в реестре государственного имущества Оренбургской области. Реестр представляет собой информационную систему, включающую государственные базы данных, которые содержат перечни объектов учета и данные о них. Реестр ведется с использованием компьютерной техники и программного обеспечения. На каждое юридическое лицо сформировано дело, в которое вносится обновленные данные об имуществе на бумажных носителях, предоставляемые балансодержателями объектов.

На 1 января 2014 года в реестре государственного имущества Оренбургской области учтено 494 юридических лица, из них 82 госпредприятия и 358 госучреждений, прочих организаций - 54. По состоянию на 01.01.2014 года в реестре государственного имущества Оренбургской области учтен 9381 объект недвижимости, в том числе:

- на праве хозяйственного ведения за государственными унитарными предприятиями закреплено 2795 объектов недвижимости,

- на праве оперативного управления за государственными учреждениями закреплено 5408 объектов недвижимости.

Управление имуществом государственных учреждений Оренбургской области основывается на принципах обеспечения организаций необходимыми материальными ресурсами и освобождения от несвойственных функций по сохранению неиспользуемого имущества и от излишних затрат по содержанию объектов. На этом основаны полномочия региональных органов власти, определяемые нормативно-правовыми актами, и это лежит в основе принимаемых решений. О значительности указанных полномочий говорят следующие цифры:

- по итогам 2013 года в реестре государственного имущества Оренбургской области числится 358 государственных учреждений, за которыми на праве оперативного управления закреплено 5408 объектов недвижимого имущества. Кроме этого во владении государственных учреждений находятся объекты движимого имущества: автотранспорт, оборудование, техника

и др. По состоянию на 01.01.2014 года в реестре государственного имущества за государственными учреждениями учтено 11619 объектов движимого имущества.

Балансовая стоимость основных фондов государственных учреждений области - 42774,4 млн. руб.;

Балансовая стоимость объектов недвижимости - 37230,2 млн. руб.;

Остаточная стоимость объектов недвижимости - 15032,4 млн. руб.;

Общая площадь объектов недвижимости -1982,9 тыс. кв. м.

Структура государственных учреждений неоднородна (рисунок 1), так в 2013 г. учреждения образования составили - 27%, учреждения здравоохранения - 18%, социального развития - 5%, труда и занятости - 12%, сельского хозяйства - 22%, и пр.

Деятельность государственных учреждений охватывает обеспечение выполнения таких важных государственных функций, как образование, культура, здравоохранение, спорт и т. д. Управление государственной собственностью позволяет решать социальные задачи, которые являются основными, в рамках обеспечения - роста качества жизни регионального социума [3].

Рост качества жизни населения, снижение различия между территориями по уровню социально-экономического развития требует формирования четкого понимания стабильности развития и ее оценки. Однако, специфика развития российских регионов на современном

Рисунок 1. Структура государственных учреждений Оренбургской области

Гербеева Л.Ю.

Собственность региона как основа развития экономики территории

этапе характеризуется определенными барьерами по обеспечению стабильности функционирования регионального хозяйства административно-территориального образования:

- административные барьеры, не позволяющие оперативно трансформировать систему полномочий, имеющихся у регионов.

- социально-экономическая дифференциация регионов по уровню и потенциалу развития;

- технологический барьер;

- низкий уровень ресурсообеспечения;

- сырьевая ориентация развития экономики;

- неэффективная территориально-производственная организация;

- миграционный барьер;

- коррупционный барьер;

- инвестиционный барьер;

- информационный барьер.

Если рассматривать факторы, которые наибольшее значение имеют для стабильного функционирования регионального хозяйства административно-территориального образования, то наиболее значимыми будут следующие:

- создание общего информационного поля, обеспечивающего процесс накопления и реализации знаний, которые могли бы улучшить способность территорий разрабатывать и внедрять в производство инновационные технологии и разработки;

- создание региональных для наиболее рационального, эффективного использования имеющихся ресурсов;

- формирование региональных резервов для оптимального перераспределения между отраслями для более эффективного функционирования предприятий региона с целью нейтрализации дифференцированного развития территорий и др.

Стабильность функционирования регионального хозяйства должна стать управляемым процессом качественного изменения социальной и экономической сфер приводящим к улучшению условий жизни населения.

Именно поправка целей развития регионального хозяйства на факторы, зависящие от управленческих инициатив, позволит построить дерево целей, наиболее соответствующее реальности, и тем самым сделать дальнейшие оценки и прогнозы развития территории более

точными. Разработка именно дерева, а не системы целей необходима в связи с повышением эффективности распределения полномочий и ответственности в процессе реализации стратегии стабильного развития на региональном уровне [2].

Для повышения эффективности управления собственностью региона необходимо:

- провести оптимизацию управленческого аппарата;

- выяснить причины нестабильности развития региона;

- детализировать цели, постановку задач в рамках управления региональным хозяйством;

- проанализировать инструменты регионального воздействия на рост качества жизни населения;

- детализировать полномочия региональных органов управления с целью избегания их дублирования и мониторинга исполнения;

- сформировать стратегию стабильного развития региона с учетом процесса кластеризации;

- организовать контроль реализации мероприятий путем отчетности органов управления и опроса населения о результатах деятельности органов власти, предоставляя итоговую информацию в СМИ.

В свою очередь, каждая из задач может быть детализирована на основе применяемых методов и форм их реализации.

Должна быть выстроена четкая структура управления и от ее универсальности будет за-висить возможность применения в различных субъектах РФ вне зависимости от его внутренних особенностей.

Принципы построения развития территории региона:

- принцип юридической самостоятельности;

- принцип оптимальности;

- принцип функциональности;

- принцип финансовой независимости;

- принцип целостности.

Указанные принципы являются стержнем построения организационной структуры управления собственностью региона.

Вопрос стабильности развития территорий наиболее остро решается уже в течение последних десяти лет в связи с повышением внимания человечества к проблемам экологии, удов-

летворения потребностей ныне живущего населения, его благополучия и качества жизни. Многообразие факторов, влияющих на развитие территории и характеризующихся высокой динамичностью, определяет значимость такой

характеристики, как «стабильность развития территорий», которая достигается посредством результативности управления собственностью региона.

08.06.2014

Список литературы:

1. Буреш, О.В. Управленческие аспекты трансформации отношений собственности в период рыночных преобразований / О.В. Буреш, Л.Ю.Гербеева, Д.Е. Бекбергенева // Экономические науки. - 2010. - № 63. - С. 232-236.

2. Гербеева, Л.Ю. Роль института собственности в национальной экономике / Гербеева Л.Ю., Коротченко Ю.И. // Вестник Оренбургского государственного университета.- 2012. - № 13. - С. 79-83.

3. Gerbeeva L.Yu. Effective application of regional property / L.Yu., Gerbeeva, Yu.I. Korotchenko // Economics, organization and management of enterprises, industries and complexes in market conditions: methods, mechanisms, tools and technologies Proceeding of the annual international conference. Ed. B.I. Boyarintsev. - 2013. - С. 117-122.

Сведения об авторах:

Гербеева Людмила Юрьевна, заведующий кафедрой управления бизнесом Оренбургского государственного университета, кандидат экономических наук, доцент 460018, Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 6303, тел.: (3532)372441

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.