Научная статья на тему 'Механизм реализации жилищно – строительной политики Оренбургской области'

Механизм реализации жилищно – строительной политики Оренбургской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
204
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЛИЩНО-СТРОИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / РЕГИОН / СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Старков Максим Дмитриевич

Для повышения эффективности реализации жилищно – строительной политики региона целесообразно при совместном участии региональных органов власти и бизнес – структур разработать и осуществить комплекс организационно-экономических мероприятий, обеспечивающих снижение производственных и непроизводственных затрат, связанных со строительством жилья, что позволит сделать его более доступным и обеспечить рост качества жизни населения региона. Для решения этого вопроса целесообразно сформировать жилищно – строительный кластер, который обеспечит соконкуренцию всех его участников обеспечивая эффект экстерналии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механизм реализации жилищно – строительной политики Оренбургской области»

Механизм реализации жилищно - строительной политики

Оренбургской области

Mechanism for the implementation of zhilishchno - construction policy

Orenburg region

Старков Максим Дмитриевич Ст. преподаватель

ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет»

e-mail: buresh@mail.ru

Starkov Maxim Dmitriyevich Senior lecturer FGBOU VPO "Orenburg State University"

e-mail: buresh@mail.ru

Аннотация: Для повышения эффективности реализации жилищно -строительной политики региона целесообразно при совместном участии региональных органов власти и бизнес - структур разработать и осуществить комплекс организационно-экономических мероприятий, обеспечивающих снижение производственных и непроизводственных затрат, связанных со строительством жилья, что позволит сделать его более доступным и обеспечить рост качества жизни населения региона. Для решения этого вопроса целесообразно сформировать жилищно - строительный кластер, который обеспечит соконкуренцию всех его участников обеспечивая эффект экстерналии.

Summary: For increase of efficiency of realization zhilishchno -construction policy of the region expediently with joint participation of regional authorities and business - structures to develop and carry out a complex of the organizational and economic actions providing decrease in production and non-

productive expenses, connected with housing construction that will allow to make it more available and to provide growth of quality of life of the population of the region. For the solution of this question it is expedient to create zhilishchno - a construction cluster which will provide a sokonkurention of all its participants providing effect of an eksternaliya.

Ключевые слова: жилищно-строительная политика, жилищное

строительство, регион, социально - экономическая политика Keywords: building policy, housing construction, the region, socially - economic policy

Жилищно-строительная политика является подсистемой в структуре региона и выступает в качестве ядра его пространственного развития, формирует основу качественной жизнедеятельности регионального социума и влияет на качество трудовых ресурсов, привлекаемых в экономику региона. При этом прослеживается как прямое воздействие региона на жилищно -строительную политику через инфраструктурные составляющие, так и обратное воздействие жилищно - строительной политики на развитие региона, проявляющееся в росте его экономики и повышения уровня качества жизни населения.

На рисунке 1 представлена систематизированная совокупность факторов, оказывающих влияние на возможность снижения стоимости жилья.

Сформированная система факторов, позволила сделать вывод: для повышения эффективности реализации жилищно - строительной политики региона целесообразно при совместном участии региональных органов власти и бизнес - структур разработать и осуществить комплекс организационно-экономических мероприятий, обеспечивающих снижение производственных и непроизводственных затрат, связанных со строительством жилья, что позволит сделать его более доступным, а соответственно, данные мероприятия будут направлены на повышение

качества жизни населения в рамках реализации региональном социально -экономической политики:

- развитие рынка аренды жилой недвижимости;

- организация крупномасштабных инвестиционных проектов по возведению жилья;

- обеспечение доступности земельных участков под строительство жилья;

- создание развитой инфраструктуры.

Оптимизация проектных решений возведении жилья

Применение инновационных технологий в строительной сфере

Сокращение времени согласования проекта и получения разрешения на строительство

Своевременная разработка генеральных планов территорий

Снижение стоимости подключения объектов строительства к инженерным сетям

Оптимизация методов управления строительством

Снижение

жилья

Рост

качества

жизни

населения

региона

стоимости

Повышение профессионального уровня кадрового состава строительной сферы

Модернизация промышленных мощностей строительных компаний

Государственно -

Снижение Оптимизация Рост объемов частное

себестои мости методов организации строительства жилья инвестирование

строительства строительства строительства

Рисунок 1 - Факторы, влияющие на снижение стоимости жилья

Проведенный анализ позволил определить, что для решения задачи обеспечения доступности жилья населения региону недостаточно снизить его стоимость, необходимо также обеспечить повышение покупательной способности населения. Выполненные исследования позволили

сформировать совокупность факторов, способствующих повышению покупательной способности населения - рисунок 2.

Рисунок 2 - Факторы, влияющие на повышение покупательной способности населения

На основании представленной на рисунке 2 системы факторов, должны реализоваться организационно-экономические мероприятия, направленные на повышение доходов населения с целью обеспечения возможности приобретения жилья как за счёт собственных, так и заемных средств:

- увеличение доступности ипотечного кредитования для широких слоев населения;

- разработка альтернативных программ по кредитованию населения посредством механизма государственно - частного партнерства;

- предоставление государственных дотаций на жилье;

- доступность услуг страховых компаний;

- снижение стоимости кредитных услуг для улучшения жилищных условий;

- расширение государственных программ по возведению жилья.

Безусловно жилищно - строительной политика региона, ориентирована

на обеспечение населения жильем, что положительно влияет на уровень социальной удовлетворенности общества и рост экономики региона в целом.

Жилищно - строительная сфера, является одной из важнейших областей народного хозяйства. Происходящие в стране социальноэкономические изменения меняют и порядок обеспечения граждан жильем. В основе проводимых в Российской Федерации преобразований в сфере жилищно - строительной политики заложен поэтапный переход от выполнения государством практически всех функций, связанных с реализацией права граждан на жилье, к формированию рыночных отношений в этой сфере. Итоги 2012 года по реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», целью которого является удовлетворение одной из самых насущных потребностей человека - потребности в жилье, позволили нам по Оренбургской области констатировать следующие факты:

- запланированный объем ввода жилья в Оренбургской области выполнен в полном объеме - рисунок 3;

- в области построено 810,0 тыс. кв. м - 100 % к плановому показателю;

- в сельской местности введено в эксплуатацию 409,5 тыс. кв., из них традиционно около 50% - 198,6 тыс. кв. м жилья - по программе «Сельский дом».

900.0 о 800,0 5 700,0

600.0 5 500,0 и 400,0

£ зоо.о 200,0 100,0 0,0

752,4

775,9

740,1

743.3

652.6

580,8 . | I 586,6

419,1 4466 ІІ8'8 432,7 423.3

І І І І III

.3 -436.0

2005 год 2006 год 2007 год 2008 год 2009 год 2010 год 2011 год 2012 год

(план)

-* Всего введено жилья в области, в т. ч. ■ Индивидуальное жилье

Рисунок 3 - Объем ввода жилья в Оренбургской области

Строительство жилья - основной показатель социальноэкономического развития территории. В связи с этим очень важным при реализации жилищно - строительной политики региона являются темпы жилищного строительства в Оренбургской области - рисунок 4.

Рисунок 4 - Темпы жилищного строительства в Оренбургской области

В благоприятные докризисные годы темпы жилищного строительства в области составляли 107%, максимум - 115%. Прирост на 156 тыс. кв. метров после резкого падения в 2010 году - свидетельствует о значительном подъеме отрасли. План 2012 года выполнен полностью. Оренбургская область впервые с 2006 года по темпам жилищного строительства поднялась с десятого места на второе в Приволжском федеральном округе и заняла 9 место в России - по данным статистики. Учитывая важность обеспечения населения каждого региона жильем целесообразным является выделить формы улучшения жилищных условий:

- предоставление жилья из государственного и муниципального жилищного фонда;

- предоставление жилья из специализированного жилищного фонда;

- «коммерческий» наем жилого помещения;

- предоставление субсидий при строительстве и покупке жилья;

- жилищные сертификаты;

- ипотечное жилищное кредитование;

- приобретение жилых помещений в собственность путем совершения гражданско-правовых сделок на первичном и вторичном рынке;

- индивидуальное жилищное строительство;

- легализация самовольных построек и другие предусмотренные законом формы приобретения прав на жилые помещения.

Основания возникновения жилищных прав:

- акты органов государственной власти, предусмотренные жилищным законодательством;

- судебные решения, установившие жилищные права и обязанности;

- свидетельство о праве собственности на жилое помещение, получаемое при приобретении в собственность жилья, способами допускаемыми федеральными законами;

- членство в жилищных или жилищно-строительных кооперативах;

- результат действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми нормативно - правовые акты связывают появление жилищных прав и обязанностей.

Основным препятствием для привлечения инвестиций в жилищное строительство выступает отсутствие механизма возмещения затрат инвестора и извлечения соответствующих доходов. Предложен комплекс мер для решения этой задачи, реализуемый в разрезе следующих групп, различающихся инструментами регулирования:

- административно-распорядительные финансовые методы,

включающие инвестиционные надбавки в тарифы оплаты потребителями услуг, производимых с использованием объектов инвестиций;

- финансовые инструменты снижения издержек при производстве услуг с предоставлением гарантии сохранения порядка тарификации на протяжении всего срока эксплуатации объектов инвестиций;

- льготный порядок предоставления земельных участков инвесторам для возведения объектов жилищной застройки;

- обеспечение налоговыми льготами и другими видами преференций.

Таким образом, использование потенциала региона позволяет применить на практике формы улучшения жилищных условий, а также обеспечить привлечение инвестиций в жилищное строительство.

Для привлечения инвестиций в жилищное строительство, используется потенциал развития территории, весомую роль при этом играет уровень внедрения современных методов организации и управления жилищным строительством, который определяется как соотношение внедренных в производство новых эффективных методов организации и управления жилищным строительством к общему числу примененных методов организации и управления при строительстве жилья.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

т

У =— (1)

МОУ гг! , V )

т о

где УМОУ - уровень внедрения современных методов организации и управления строительством;

т - внедренные в производство новые эффективные методы

организации и управления строительством;

т0 - общее число примененных методов организации и управления при

строительстве жилья.

Таким образом, чем выше рассчитанное значение уровня внедрения современных методов организации и управления строительством, тем более эффективно можно управлять строительством жилья в рамках реализации жилищно - строительной политики региона.

Для эффективной реализации жилищно - строительной политики региона необходимо разработать механизм ее реализации, направленный на формирование регионального жилищно - строительного кластера.

Первоочередной задачей организации механизма реализации региональной жилищно - строительной политики региона является формальная постановка цели, для реализации которой он предназначен. Для успешной реализации жилищно

- строительной политики региона целесообразным является сформировать

региональный жилищно - строительный кластер. Именно целью и задачами определяется структура всего механизма реализации. Применительно к сфере жилищного строительства важно точно определить объект развития, так как в качестве объектов управления могут выступать ресурсы, процессы и результаты. С позиций общества в целом наибольший интерес представляет результат жилищно-строительной деятельности в целом. Реализация функции роста качества жизни населения, обеспечиваемое региональной жилищно - строительной политикой является главной целью, по отношению к которой совершенствование ресурсного и содержательного аспектов жилищно - строительной деятельности являются вспомогательными. Нами определены особенности и объектно-субъектный состав механизма реализации региональной жилищно - строительной политики с помощью которого формируется региональный жилищно - строительный кластер; чётко определён круг финансово - экономических отношений, между застройщиками, подрядчиками, заказчиками, поставщиками, покупателями, финансовыми организациями и другими участниками строительной деятельности; обозначена материальная составляющая содержания этих отношений, которая влияет на процессы формирования и использования финансовых ресурсов и доходов субъектов рынка жилья, жилищного строительства. Разработанный нами механизм реализации региональной жилищно - строительной политики, взаимосвязи его блоков и элементов отражены на рисунке 5.

Механизм реализации региональной жилищно - строительной политики представляет собой воздействие субъектов управления на объект управления, который представляет собой совокупность элементов. Образование и использование ресурсов при реализации жилищно -строительной политики региона осуществляется в результате приведения в действие инструментария и функциональных элементов механизма. Действие данного механизма направлено на формирование жилищно - строительного кластера.

Рисунок 5 - Механизм реализации региональной жилищно -

строительной политики Оренбургской области направленный на формирование регионального жилищно - строительного кластера

Формирование регионального жилищно-строительного кластера связано с реализацией жилищно - строительной политики региона. Региональный жилищно - строительный кластер - это пространственная организация жилищно - строительной сферы региона, формируемая путем совокупных действий региональных органов власти и бизнес - структур, учитывающая интересы всех участников кластера и создающая благоприятные условия для их функционирования с учетом социально -экономической стратегии развития территории.

Представим организационную структуру регионального жилищно -строительного кластера на рисунке 6.

Жилищно - строительный комплекс

Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства

Оренбургской области Г осударственная жилищная инспекция по Оренбургской области

Инспекция государственного

стро ительного надзора

Оренбургской области

Застройщики

Подрядчики

Заказчики

Производители строительных материалов

Производители строительных

конструкций

Инвесторы

СРО строителей

Риелторы

Оценщики

Г осударственный Муниципальный Частный

Жилищно - коммунальный комплекс

Министерство строительства, жилищнокоммунального дорожного хозяйства

Оренбургской области Предприятия и организации энергоснабжения, водоснабжения, газоснабжения Управляющие компании

Социальная Производственная Институциональная Коммерческая Кредитно - финансовая Транспортная Инженерная Экологическая Социальная Информационная Научно - образовательная

Рисунок 6 - Организационная структура регионального жилищно -строительного кластера Оренбургской области

Нами были выявлены основные свойства регионального жилищностроительного кластера, как формы пространственной организации жилищно

- строительной сферы:

- системность. Жилищно-строительный кластер представляет собой совокупность взаимосвязанных между собой участников и элементов. Важным условием роста и развития кластера является внутренняя конкуренция между его участниками. Элементы кластера дополняют друг друга и влияют на его деятельность в целом;

- открытость. Система жилищно - строительного кластера характеризуется способностью обмениваться информацией с внешней средой, так как его функционирование зависит от возможности использования региональных ресурсов;

- уникальность. Жилищно - строительному кластеру присуща специфичность, которая зависит от особенностей развития региона в котором он функционирует.

Для жилищно - строительного кластера характерна социальная направленность, так как основная цель его функционирования - рост качества жизни населения через обеспечение его жильём и поддержание функционирования ранее возведенного жилищного фонда в соответствующем состоянии.

Библиографический список:

1. Буреш О.В., Прядкина, Н.Н., Теоретические аспекты управления экономикой региона / О.В. Буреш, Н.Н. Прядкина // Вестник Оренбургского Государственного Университета.- 2011. -2 том. - №13 (132). - С. 99-104.

2. Буреш О.В., Исхакова А.Ф., Государственное управление экономикой региона / О.В. Буреш, А.Ф. Исхакова // Российское предпринимательство. - 2012. № 24. - С. 222-228.

3. Буреш О.В., Гербеева Л.Ю., Бекбергенева Д.Е., Управленческие аспекты трансформации отношений собственности в период рыночных преобразований / О.В. Буреш, Л.Ю.Гербеева, Д.Е. Бекбергенева // Экономические науки. 2010. № 63. С. 232-236.

4. Гербеева, Л.Ю., Коротченко, Ю.И., Роль института собственности в национальной экономике / Гербеева Л.Ю., Коротченко Ю.И. // Вестник Оренбургского государственного университета.- 2012. № 13. С. 79-83.

5. Gerbeeva L.Yu., Korotchenko Yu.I., Effective application of regional property / L.Yu., Gerbeeva, Yu.I. Korotchenko // ECONOMICS, ORGANIZATION AND MANAGEMENT OF ENTERPRISES, INDUSTRIES AND COMPLEXES IN MARKET CONDITIONS: METHODS, MECHANISMS, TOOLS AND TECHNOLOGIES, Prague, 18-20 февраля 2013 г. Издательство: Международный центр научно-исследовательских проектов, Kirov. 2013. С. 117-122.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.