УДК 332.14; 338.2
Фролов А.В., Фролов Д.В., Исаева В.М.
Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected]
КЛАСТЕРНАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
Результативная реализация кластерной стратегии регионального развития является фактором, обеспечивающим экономический рост и повышение конкурентоспособности экономики региона и страны в целом за счет использования синергетического эффекта от совместной деятельности. Возрастающая роль кластерной стратегии регионального развития в настоящее время обусловила необходимость расширения масштабов научных исследований в этой сфере для выбора путей решения задач, стоящих перед экономикой каждого из них.
Ключевые слова: региональная экономика, управление, кластерная политика, регион
Понятие «кластер» в зарубежной литературе было введено в экономическую теорию Майклом Портером. По его мнению, кластеру присущи такие характеристики, как: концентрация, географическая близость, взаимосвязь участников, характеризующаяся общностью интересов. В российскую науку понятие «кластер» пришло из трудов известного английского экономиста Альфреда Маршалла, изучавшего индустриальные округа Великобритании в конце XIX века. Альфред Маршалл впервые обосновал наличие связи между производительностью фирм и их географическим сосредоточением. Историческими основами кластерного подхода выступают с одной стороны «индустриальный район» и экономика агломераций Альфреда Маршалла, а с другой - инновации Йозефа Шумпетера, содействующие экономическому росту внутри территориальных агломераций. По мнению шведских ученых, кластерная теория основывается главным образом на структуре национальной экономики. Французские исследователи И. Толенадо и Д. Солье пробовали ввести в обиход термин «фильеры» для характеристики семейств секторов, взаимосвязанных технологически. Их роль предопределяется тем, что технологическая реализация одного сектора зависит от возможностей другого. Понятие «фильеры» является важным предшественником более значимого понятия «кластеры». Интерес представляет теория кластеров М. Энрайта - американского ученого, основавшего теорию регионального кластера. Следуя его теории, можно сделать вывод, что конкурентные преимущества образуются на региональном уровне и основная роль принадлежит историческим предпосылкам развития территории, различиям в культуре ведения бизнеса,
организации производства и приобретения образования. Региональным кластерам нужна целенаправленная поддержка государственных структур и НИИ. Российские исследователи М. Афанасьев и Л. Мясникова основным в структуре кластера считают возможность распространения инноваций на всю цепочку создания стоимости и образование единого логистического окна для взаимодействия с внешней средой. Вопросы кластеризации российской экономики отражены в работах российского ученого Т. Цихана, выявившего три определения кластера, подчеркивающих основную возможность его функционирования: 1) ограниченные регионально формы экономической активности внутри родственных секторов, обычно относящиеся к тем или иным научным учреждениям (институтам, академиям, НИИ, университетам); 2) вертикально-производственные цепочки достаточно четко определенные сектора, в которых смежные этапы производственного процесса составляют ядро кластера; 3) отрасли промышленности, определенные на высоком уровне агрегации [1].
Современная научная литература насчитывает большое количество дискуссионных определений кластера, отличных друг от друга. Учитывая возрастающую роль кластеров при формировании стратегии регионального развития, мы обращаем внимание прежде всего на экономическое содержание понятия «кластер». Обобщение работ по кластеризации позволило нам определить экономическое содержание кластера следующим образом: кластер - это современный эффективный территориальный институт, который объединяет государство, бизнес и местное сообщество, включает базис, среду развития и взаимодействия экономического окруже-
ния, формирует воспроизводственный капитал и инновационный потенциал территории посредством объединения хозяйствующих субъектов, обеспечивая эффект положительной экстер-налии для региона в целом.
В современных трансформационных посткризисных условиях функционирования национальной экономики одной из актуальных проблем становится создание оптимальных условий для развития реального сектора посредством поиска рычагов активизации жизнедеятельности регионов. Развитие экономики нашей страны определяется состоянием развития ее регионов как социально-экономических субъектов. Рост национальной экономики и повышение качества жизни населения обусловлено повышением эффективности деятельности каждого из субъектов РФ и их вкладом в достижение высокого уровня развития страны в целом.
Повышение экономических и социальных результатов развития субъектов РФ возможно посредством формирования и реализации кластерной стратегии регионального развития, направленной на совершенствование общих направлений реализации государственной региональной политики. Расширение интеграционных процессов с учетом существующих децентрализации форм управления и повышения самостоятельности регионов привело к необходимости инструментальной поддержки развития, которую может дать кластерная теория, адаптированная к условиям российской экономики. Использование кластерного подхода в региональной экономике позволит реализовать множество конкурентных преимуществ субъектов РФ. В связи с этим конкурентоспособность регионов напрямую зависит от имеющегося экономического потенциала, который может быть реализован посредством кластерной стратегии регионального развития.
Вместе с тем возникает необходимость в разработке методического обеспечения формирования кластерной стратегии регионального развития и механизма управления развитием кластеров в экономике региона.
Цель кластерной стратегии регионального развития - обеспечение повышения роста экономики региона. Данная цель достигается посредством обеспечения условий для повышения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, представляющих региональные кластеры.
Решение задач кластерной стратегии регионального развития предполагает создание благоприятных условий для формирования и развития конкурентоспособных кластеров в регионе.
Формирование кластерной стратегии развития Оренбургской области целесообразно проводить поэтапно:
I этап. Оценка кластерного потенциала региона. Выявление кластеров возможно на основе: анализа эффекта агломерации; исследования отдельных случаев с помощью модели конкурентоспособности Diamond; технико-экономического анализа.
II этап. Оценка предпосылок разработки кластерной стратегии развития региона. В целях оценки возможности разработки кластерной стратегии регионального развития оцениваются экономические, организационные и ресурсные предпосылки ее формирования.
III этап. Обоснование кластерной формы развития бизнеса. Проводится качественный анализ институциональных и экономических факторов использования кластерной формы организации бизнеса.
IV этап. Определение целей, задач, целевых ориентиров разработки кластерной стратегии развития региона. При разработке кластерной стратегии развития региона необходимо обеспечить преемственность задач стратегии экономического и социального развития Оренбургской области, обеспечивающей развитие приоритетных видов экономической деятельности и повышение конкурентоспособности региона. На данном этапе осуществляется мониторинг развития региональных и локальных кластеров в регионе с целью определения эффективности их функционирования и степени влияния на экономику региона. Соизмеряется возможность среднесрочного и долгосрочного планирования экономического развития региона, позволяющая реализовать стратегию кластерного развития Оренбургской области.
V этап. Обоснование концепции кластерной стратегии регионального развития. Описание концепции кластерной стратегии развития региона включает определение кластеров и их структурных элементов.
VI этап. Разработка концепции кластерной стратегии регионального развития. Концепция направлена на реализацию долгосрочных при-
Региональная экономика
оритетов, целей и задач, обозначенных в стратегии экономического и социального развития Оренбургской области, и предполагает регулирование развития региона в отношении повышения конкурентоспособности его экономики. Реализация концепции формирования региональных кластеров в Оренбургской области позволит создать условия для долгосрочного динамичного и эффективного развития Оренбургской области в соответствии с интересами населения и бизнес-структур региона.
VII этап. Технико-экономическое обоснование разработки кластерной стратегии регионального развития. Данный этап состоит из разработки комплекса проектов, лежащих в основе создания и развития кластеров Оренбургской области. Данные проекты подкрепляются детальными бизнес-планами. Инвестиционные проекты могут быть разбиты на отдельные составляющие.
VIII этап. Механизм реализации кластерной стратегии развития региона. Координацию деятельности участников всего процесса кластеризации Оренбургской области должна осуществлять кластерная ассоциация, в которую должны входить как представители региональных органов власти, так и представители бизнес-структур, непосредственно представляющие интересы кластерных образований на территории региона. Личную ответственность за механизм реализации кластерной стратегии регионального развития должен нести министр экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области.
IX этап. Государственная поддержка реализации стратегии кластерного развития региона. Деятельность участников кластера является объектом регулирования со стороны региональных органов власти в рамках реализации данной стратегии. Регулирование процессов развития кластеров обеспечивается через взаимодействие структур власти, бизнеса и науки, субъектов хозяйствования, учреждений образования и НИИ посредством методов и инструментов регионального регулирования.
X этап. Оценка и мониторинг кластерной стратегии регионального развития. В рамках данного этапа Министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области обязано проводить мониторинг развития региональных кластеров
Оренбургской области. Для этого ежегодно посредством анализа статистических данных, предоставленных руководством кластеров, экспертной оценки, а также проведения маркетинговых исследований при помощи оценки показателей, характеризующих эффективность экономической деятельности предприятий кластера, воздействие кластера на рост экономики региона, а также социальный эффект рассчитывается Министерством социального развития Оренбургской области. Результаты мониторинга являются основанием для корректировки задач и плана мероприятий по развитию кластерной стратегии развития региона. В рамках проводимой корректировки целесообразно еще раз проанализировать кластерные инициативы и определить наиболее значимые из них для развития экономики региона [2].
Для экономической эффективности кластерной стратегии регионального развития предлагается использование следующих региональных показателей:
1) Коэффициент инвестиционной привлекательности, в модификации которого предложено использовать показатель суммы инвестиций, привлекаемых во все структуры региональных кластеров:
К
ип
ок
и
(1)
общ
где £ ок - сумма инвестиций в основной капитал, приходящаяся на компоненты региональных кластеров;
иобщ - суммарные инвестиции в основной капитал, привлеченные в регион.
2) Коэффициент экономического развития региона, использующий объем производства субъектов экономики, составляющих структуру кластеров:
К - |/ж
ксэр —-,
сэр Врп
(2)
где Iрк - объем производства субъектов региональных кластеров;
ВРП - валовой региональный продукт.
Изменение доходной части регионального бюджета от деятельности кластеров может проявляться в кратко- и среднесрочном периодах. В качестве эффектов в данном случае выступает ежегодный прирост доходов бюджета от увеличения производительности комплекса эконо-
мических субъектов, входящих в региональные кластеры, рассчитывать который возможно методом прямого суммирования по предлагаемой формуле [3]:
т
Рбюдж. =Х «1> п2,"п1 , (3)
к=1
где т - количество лет функционирования регионального кластера;
щ,п2,...п - приросты регионального бюджета 1-го вида.
Результаты реализации кластерной стратегии развития экономики Оренбургской обла-
сти: формирование развитой региональной инфраструктуры и создание комплекса прогрессивных телекоммуникационных информационных технологий; в экономической сфере - реализация стратегии интеллектуального лидерства; в финансовой сфере - формирование рынка корпоративных инвестиций и новых институтов общественного инвестирования; в сфере инновационно-инвестиционного законодательства - формирование правовых основ приватизации, разработка законодательных основ регулирования обращения интеллектуальной собственности.
05.06.2014
Список литературы:
1. Буреш, О.В. Управленческие аспекты трансформации отношений собственности в период рыночных преобразований / О.В. Буреш, Л.Ю.Гербеева, Д.Е. Бекбергенева // Экономические науки. - 2010. - № 63. - С. 232-236.
2. Гербеева, Л.Ю. Роль института собственности в национальной экономике / Гербеева Л.Ю., Коротченко Ю.И. // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2012. - № 13. - С. 79-83.
3. Gerbeeva L.Yu. Effective application of regional property / L.Yu., Gerbeeva, Yu.I. Korotchenko // Economics, organization and management of enterprises, industries and complexes in market conditions: methods, mechanisms, tools and technologies Proceeding of the annual international conference. Ed. B.I. Boyarintsev. - 2013. - С. 117-122.
Сведения об авторах:
Фролов Денис Викторович, доцент кафедры управления бизнесом Оренбургского государственного
университета, кандидат экономических наук
Фролов Александр Викторович, старший преподаватель кафедры национальной экономики Оренбургского государственного университета, кандидат экономических наук
Исаева Виктория Михайловна, ассистент кафедры управления бизнесом Оренбургского государственного университета
460018, Россия, пр-т Победы, 13, ауд. 6303, тел.: (3532)372441