Научная статья на тему 'Роль института собственности в национальной экономике'

Роль института собственности в национальной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2522
266
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / УПРАВЛЕНИЕ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / СОБСТВЕННОСТЬ / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / REGIONAL ECONOMY / MANAGEMENT / CONTROL SYSTEM / PROPERTY / REGIONAL DEVELOPMENT / STATE OWNERSHIP / PRIVATE PROPERTY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гербеева Людмила Юрьевна, Коротченко Юрий Иванович

В условиях перехода к рыночным отношениям практические вопросы функционирования отношений собственности приобретают для каждого особую актуальность. Поспешность перехода от государственной формы собственности к частной в нашей стране привела к значительным негативным последствиям. Выявлено, что большая часть объектов капитального строительства, которые перешли в руки частных хозяйственников, разрушены и восстановлению не подлежат. Определено, что управление собственностью требует четкого определения объектов и субъектов собственности и учета их особенностей. На данный момент государству следует создать механизм, при котором субъектами экономики в рамках управления собственностью можно будет управлять.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF INSTITUTE OF PROPERTY IN TO NATIONAL ECONOMY

In the conditions of transition to the market relations practical questions of functioning of the relations of property gain for everyone special relevance. Haste of transition from the state form of ownership to private in our country led to considerable negative consequences. It is revealed that the most part of objects of capital construction which passed to private business executives – are destroyed and to restoration aren’t subject. It is defined that property management demands accurate definition of objects and subjects of property and the accounting of their features. At present the state should create the mechanism at which subjects of economy within property management can be operated.

Текст научной работы на тему «Роль института собственности в национальной экономике»

Гербеева Л.Ю., Коротченко Ю.И.

Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected]

РОЛЬ ИНСТИТУТА СОБСТВЕННОСТИ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ

В условиях перехода к рыночным отношениям практические вопросы функционирования отношений собственности приобретают для каждого особую актуальность. Поспешность перехода от государственной формы собственности к частной в нашей стране привела к значительным негативным последствиям. Выявлено, что большая часть объектов капитального строительства, которые перешли в руки частных хозяйственников, разрушены и восстановлению не подлежат. Определено, что управление собственностью требует четкого определения объектов и субъектов собственности и учета их особенностей. На данный момент государству следует создать механизм, при котором субъектами экономики в рамках управления собственностью можно будет управлять.

Ключевые слова: региональная экономика, управление, система управления, собственность, региональное развитие, государственная собственность, частная собственность.

Проблема собственности является одной из главных в современной экономической, социальной, юридической и непосредственно политической жизни, центральным вопросом, затрагивающим интересы всех слоев общества во всех странах мира. В условиях перехода к рыночным отношениям практические вопросы функционирования отношений собственности приобретают для каждого гражданина России особую актуальность. В России разрушена старая система управления государственной собственностью, а новая не сформирована и не осмыслена концептуально. Пока нет однозначных ответов на вопросы: в какую социально-экономическую систему трансформируется наше общество; какую роль при этом должна играть государственная собственность в экономике в переходный период и по его окончанию, какую систему управления ею необходимо формировать. Давно доказано, что собственность - основа любой социально-экономической системы. Государственная же собственность выражает отношения между людьми по поводу присвоения благ в целях реализации государственных и публичных интересов. Управление ею направлено на организацию воспроизводства, использования, трансформации и присвоения ее объектов посредством экономических функций, форм и методов. И результатом подобного управления всегда должен быть рост качества жизни населения.

Приватизация - лишь один из инструментов, часть данной системы. Она отражает отношения по поводу трансформации государственной собственности в частную для рационали-

зации их общей структуры и обеспечения эффективности воспроизводства консолидированного общественного капитала. Объективно она имеет две стадии - преимущественно формальной и реальной приватизации. На первой осуществляется преобразование государственной собственности в частную, юридически закрепляются правомочия новых собственников. На второй формируются реальные новые частные собственники, которые организуют процессы эффективного воспроизводства и использования собственности.

Центральным институтом, способным изменить в среднесрочной перспективе форму экономического цикла и экономический рост, оказалось государство. Став крупнейшим собственником материальных и финансовых активов, оно объективно превратилось в единственного экономического агента, который располагает соответствующим потенциалом и административными возможностями, необходимыми для поддержания воспроизводственного процесса на стадиях формирования ресурсной базы национальных финансовых и нефинансовых организаций и сбыта товаров, услуг и финансовых продуктов. В этих условиях на первое место вышел вопрос о функциях государственной собственности, в контексте нерешенной до сих пор проблемы выбора вектора экономического развития в сложившейся дилемме делегирования полномочий управления собственностью региона. Именно неэффективная система государственной собственности и увеличение ее масштабов предопределяли ограниченное присутствие консервативных и долгосрочных инвесторов на российс-

ком фондовом рынке, неразвитость институтов коллективных инвестиций, доминирование спекулянтов над стратегическими инвесторами, зависимость российских компаний от внешних заимствований при значительном объеме накопленных обязательств перед иностранными кредиторами, подверженность российского воспроизводства, курса рубля влиянию конъюнктуры мировых сырьевых товарных и финансовых рынков, а также неуверенность частного собственника в правах на свое имущество. Другими словами, отсутствие четко прописанных функций государственной собственности отрицательно сказывается на перспективах развития экономики каждого региона в отдельности и страны в целом. Многие субъекты экономики забыли о том, что государство в качестве производителя общественных благ и услуг - являясь собственником материальных и финансовых активов - заботится о росте качества жизни населения. От эффективности управления государственной собственностью зависят решения фундаментальных проблем связанных с реализацией потенциала хозяйственных организаций и адаптации к новым условиям экономической нестабильности каждого региона РФ.

На современном этапе экономического развития страны не завершены дискуссии о роли государства не только в нашей стране, но и в экономике западных стран, когда экономическая наука вынуждена провозглашать необходимость поиска некого нового пути развития экономических систем. В этой связи возникает необходимость переосмысления функций, потенциала и эффективности государственной собственности в связи с механизмами саморегулирования (самоорганизации) предпринимательских структур на национальном уровне. К сожалению, ранее, вопросы, связанные с собственностью и с фигурой собственника, трактовались в идеологическом, причем догматическом и философском плане. Реально существовавшие отношения собственности, практические проблемы ее реализации в их подлинном содержании, особенно в сфере хозяйственных отношений, фактически не исследовались. Поэтому изучение данных вопросов по-настоящему еще только начинается. Этому способствует происходящая информационная революция, под влиянием которой преобразуется весь хозяйственный уклад современного общества.

В ходе экономической реформы на этапе перехода к рынку произошла постепенная легализация частной собственности, как решающего условия становления рыночных отношений. Только на ее базе происходит формирование экономически свободного предпринимателя - движущей силы рынка. Поспешность перехода от государственной формы собственности к частной в нашей стране привела к значительным негативным последствиям. Большая часть объектов капитального строительства, которые перешли в руки частных хозяйственников - разрушены и восстановлению не подлежат. Это касается и многих крупных заводов, а также предприятий работающих в различных сферах. Признание частной собственности как объективной экономической необходимости явилось значимым шагом по пути развития экономических отношений, после долгого отказа от нее. Но этого недостаточно, если права частной собственности не проявляются в реальности из-за халатности самих собственников, а государственная собственность перестает превалировать. Именно реальные права формируют ожидания субъектов экономики и определяют их поведение. На данный момент государству следует создать механизм, при котором субъектами экономики в рамках управления собственностью можно будет управлять. Управление со стороны государства улучшит экономическую среду в регионах РФ, способствуя развитию производства (особенно малого бизнеса), увеличению занятости и дохода населения. Рассмотрение частной собственности в качестве неотъемлемой составляющей рыночных реформ требует, прежде всего, ясности в определении ее как экономической категории. При этом важно помнить, что частная собственность представляет собой продукт длительного исторического развития. Хотя описанию отношений частной собственности посвящено немало трудов, единой трактовки так и не существует. Существующие попытки связать динамику институционального процесса с природой частной собственности были недостаточны эффективны из-за неполного анализа отношений частной собственности. Ранее понятие «собственность» либо не использовалось вовсе, либо применялось в значениях, весьма далеких от принятых сегодня. Определение «частная» (в английском языке - «private», во французском

«рпуес», в немецком - «рпуаЬ») появилось вне связи с термином «собственность» и служило для противопоставления самостоятельной экономической деятельности человека и деятельности государства. Частная собственность появляется там и тогда, где и когда экономические отношения проникают внутрь самого производственного процесса. Становление системы частной собственности определяется как технологическими, так и социальными процессами, происходящими в обществе. Сфера частной хозяйственной активности предельно четко отделилась от сферы компетенции государства, однако, на повышение стабильности развития хозяйственной жизни регионов это не отразилось. Ранее, когда государство играло особенно важную роль в формировании современной частной собственности, шла речь и об ответственности и о порядке реализации этого права во взаимосвязи с ростом качества жизни населения. Нельзя не заметить и то, что для наиболее полного раскрытия сущности частной собственности важно проанализировать всю систему категорий, с которыми она вступает во взаимосвязь. Отсюда следует, что определение частной собственности не может ограничиться только ее собственным содержанием. Частная собственность является той формой, при которой наиболее полно реализуется экономическая обособленность ее правообладателя. Это, собственно, порождает новый тип экономических интересов: у частного собственника имеется личная материальная заинтересованность в том, чтобы сохранить и приумножить принадлежащее ему имущество. Частная собственность наряду с общественным разделением труда является необходимой предпосылкой возникновения и развития товарного, рыночного хозяйства. Формулирование же отношений частной собственности, имеющих «рыночную» природу, потребовало развития специальной экономической и правовой инфраструктуры, обеспечивающей ее эффективное функционирование. Для лучшего понимания сущности частной собственности важно обратить внимание и на такую позицию в трактовке понятия частной собственности, которая исходит из ограничения ее правовыми отношениями контроля и распоряжения. Право контроля и распоряжения определяет экономические отношения частной собственности. Это положение необходимо для по-

нимания взаимосвязи частной собственности с институциональными преобразованиями, которые играют существенную роль для раскрытия содержания отношений частной собственности и институционального процесса. Частная собственность - это не только экономическое, но и правовое отношение.

Любая форма собственности по существу решает одни и те же общественные задачи, хотя и разными способами, а именно: организация и повышение эффективности общественного производства с целью получения благ и услуг, необходимых для удовлетворения потребностей людей, то есть любая из форм собственности изначально несет общественную нагрузку. При этом в любом обществе развитие форм собственности происходит в определенных конкретноисторических условиях, т. е. оно обусловливается уровнем реального обобществления производства, что приводит к сосуществованию различных форм собственности, их взаимопроникновению, интеграции. Государственная собственность является неотъемлемым элементом экономических систем всех развитых стран и кардинально отличается целью, функциями и ролью от всех других форм. С теоретической точки зрения «государственная собственность» является условным и собирательным понятием. Так, в ее состав принято включать федеральную, региональную и муниципальную собственность. При этом считается, что субъектом собственности выступает государство. Таким образом, получается, что роль государственной собственности продолжает увеличиваться и в экономической системе прослеживается по нескольким направлениям. Государственная собственность необходима в тех сферах и отраслях, которые остаются вне сферы деятельности частного бизнеса, приложения частного капитала. Кроме этого, роль государственной собственности особенно отчетливо прослеживается в производстве так называемых общественных товаров и необходимостью решения задач по проведению структурной перестройки, санированию отраслей посредством национализации убыточных предприятий. На сегодняшний момент государственная собственность позволяет обеспечить в стране единое экономическое пространство, функционирование экономики как единого народнохозяйственного комплекса.

Зарубежный опыт свидетельствует о том, что государственная собственность необходима и может быть эффективной. Ее наличие в экономике способствует проведению экономической политики государства, оптимизации структуры экономики и т. д. В условиях рыночной экономики государство заботится не о расширении собственного сектора, а о развитии всех производительных сил общества, стабильном экономическом росте, обеспечении максимальной эффективности хозяйствования и повышении жизненного уровня населения. Вместе с тем, нужно учесть, что государственная собственность далеко не всегда оказывается эффективнее, чем другие формы, т. е. ее роль не следует переоценивать.

Индивидуальная (личная и частная) собственность - это собственность, в пределах которой субъект собственности персонифицируется как физическое лицо, индивидуум, обладающий полным правом распоряжаться принадлежащим ему объектом собственности. С экономических позиций следует говорить о частной собственности как об одной из основных ее форм, оказывающих существенное воздействие на экономические процессы, в то время как личная собственность характеризует личное потребление и относится больше к социологии, нежели собственно к экономике. Частная собственность, как и любая другая форма, имеет свои особенности, преимущества и недостатки. Главными ее характерными чертами являются, во-первых, спонтанное развитие, во-вторых, более высокая эффективность (по сравнению с государственной собственностью). Частная собственность стимулирует инициативу, предприимчивость, ответственное отношение к труду. В то же время она имеет и отрицательные черты (стихийность, стремление к наживе любой ценой, эксплуатация). Следует отметить ошибочность бытующих представлений, что частная собственность занимает ведущее место в рыночной экономике. Нынешней рыночной экономике присущи в основном совместные, коллективные, смешанные формы собственности. В достаточно типичной капиталистической экономике рыночного типа 1015 процентов средств производства находятся в частной собственности, 15-20 процентов - в государственной, 60-70 процентов - в коллективно-корпоративной, акционерной. Говоря о совместной собственности, следует исходить из ее са-

мого широкого понимания как многообразия форм собственности, охватывающих диапазон от семейной до общенародной. Это любая интегративная по своей сути форма. Ее разновидностями являются кооперативная и акционерная собственность. Нужно подчеркнуть, что не существует и не может существовать абсолютного разделения форм собственности, неизбежны производные и смешанные формы собственности, в том числе переходные от одной формы к другой. Чем дольше Россия не может выбраться из трансформационного спада, тем больше внимание исследователей обращается к последствиям приватизации. Частная собственность обладает целым набором положительных эффектов, в числе которых фиксация экономического потенциала активов, интеграция разрозненной информации, развитие ответственности собственников, повышение ликвидности активов, развитие общественных связей и паспортизация сделок. К тому же экономическая свобода - фундамент и составная часть свобод гражданского общества. Она выступает, прежде всего, как необходимое средство достижения политической свободы; в свою очередь, политическая свобода есть гарант экономической свободы.

Обязательным и основным условием эффективной экономической политики, способной обеспечить стабильное развитие общественной экономики, является установление прав собственности, адекватных их экономическим формам. Правовые формы собственности должны соответствовать ее экономическим формам, в противном случае результаты хозяйственной деятельности будут неэффективными или совершенно невозможными. Несоответствие прав частной собственности, установленных рыночными реформами, экономическим отношениям, существование которых не зависит от сознания и воли реформаторов, является коренной причиной неэффективности реформ. Государственная собственность создает материальные предпосылки для обеспечения устойчивого воспроизводства общественного капитала. Это становится возможным потому, что государству, как правило, принадлежат отрасли и сферы экономики, имеющие общенациональное значение, ключевые отрасли производственной инфраструктуры. Так, полностью в государственной собственности находятся электроэнергетика в Японии, Канаде и Франции, железнодорожный транспорт

во Франции, Италии, Швеции, Испании и Австрии, авиатранспорт во Франции и Испании, почтовая связь в США и Японии. Государство нередко является собственником важнейших природных ресурсов, интеллектуальных и историко-культурных ценностей. Оно финансирует фундаментальную науку, разработку и внедрение высоких технологий, ему принадлежит значительная часть информационной продукции и т. д. Государственная собственность позволяет государству быть самостоятельным элементом в экономических правоотношениях с другими субъектами собственности внутри страны и за рубежом, является гарантом многих международных и внутренних договоров и соглашений, межгосударственного залогового права. Государственная собственность обеспечивает функционирование капиталоемких отраслей, производств и сфер экономики, имеющих высокий уровень обобществления и требующих таких капиталовложений, которые не под силу частному капиталу (космическая промышленность, современная информационная связь, экономическая безопасность и т. д.). Государство создает благо-

приятные условия для развития частного предпринимательства, принимая на себя долю издержек в тех сферах деятельности, которые не выгодны последнему. Например, ни в одной стране (даже высокоразвитой) рынок не способен обеспечить оперативного управления воспроизводством в аграрной сфере. Свободный перелив капитала в эту сферу лишь под влиянием управления невидимой руки рынка невозможен. Здесь нужны государственное регулирование и поддержка. Государственная собственность обеспечивает функционирование некоммерческой социальной сферы и производство общественных благ; национальную безопасность. Она позволяет сглаживать удары кризисов, мобилизуя ресурсы на быстрейший выход из них путем снижения налогообложения и использования государственных резервных фондов, осуществляя интервенцию закупок товара, помогая ускорять освоение высших технологий, национализируя собственность обанкротившихся предприятий и т. д. Управление собственностью требует четкого определения объектов и субъектов собственности и учета их особенностей.

17.10.2012

Список литературы:

1. Ахтариева, Л. Г. Методология и практика организационно-институционального развития системы управления экономикой региона: монография. - М.: Издательство «Палеотип», 2010.

2. Буреш О. В., Гербеева Л. Ю. Развитие земельного менеджмента в контексте управления трансформацией отношений собственности на землю // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2008. - № 2. - С. 68-73.

3. Маннапов, Р. Г. Организационно-экономический механизм управления регионом: формирование, функционирование, развитие: монография. - М.: КНОРУС, 2008.

Сведения об авторах:

Гербеева Людмила Юрьевна, заведующий кафедрой управления бизнесом Оренбургского государственного университета, кандидат экономических наук, доцент Коротченко Юрий Иванович, старший преподаватель кафедры управления бизнесом Оренбургского государственного университета 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 6303, е-mail: [email protected]

UDC 330.524; 332.1 Gerbeeva L.Yu., Korotchenko Yu.I.

Orenburg state university, е-mail: [email protected]

ROLE OF INSTITUTE OF PROPERTY IN TO NATIONAL ECONOMY

In the conditions of transition to the market relations practical questions of functioning of the relations of property gain for everyone special relevance. Haste of transition from the state form of ownership to private in our country led to considerable negative consequences. It is revealed that the most part of objects of capital construction which passed to private business executives - are destroyed and to restoration aren’t subject. It is defined that property management demands accurate definition of objects and subjects of property and the accounting of their features. At present the state should create the mechanism at which subjects of economy within property management can be operated.

Key words: regional economy, management, control system, property, regional development, state ownership, private property.

Bibliography:

1. Ahtarieva, L. G. Methodolog and practice of organizational-institutsional th development of a control system by economy of region: the monography. - М.: Publishing house «Palaeotype», 2010.

2. Buresh O. V., Gerbeev L. Yu. Development of land management in a context of management of transformation of the relations of ownership of land // Vestnik Orenburg state university. - 2008. - № 2. - P 68-73.

3. Mannapov, R. G. Organizational-economic mechanism of management of region: formation, functioning, development: the monography. - М., 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.