Научная статья на тему 'Теоретические аспекты управления экономикой региона'

Теоретические аспекты управления экономикой региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
2255
294
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / УПРАВЛЕНИЕ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Буреш Ольга Викторовна, Прядкина Наталья Николаевна

Каждый регион нуждается в эффективном управлении. Региональное управление включает совокупность принципов, функций, форм и методов системного воздействия на социально5эко5 номические процессы в регионе, обеспечивающих координацию хозяйственной деятельности, реализацию специфического потенциала, расширенное воспроизводство условий жизнедеятель5 ности населения, обновление экономики и социальной сферы региона, направленных на повы5 шение качества жизни населения в соответствии с современными общественными потребностя5 ми на основе рационального использования ресурсов с учетом территориальных факторов и местных особенностей. Выявлено, что развития системы управления регионом обуславливает5 ся объективными факторами. Определены принципы системы управления экономикой региона. Исследованы составляющие системы управления экономикой региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты управления экономикой региона»

Буреш О.В., Прядкина Н.Н.

Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected]

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ РЕГИОНА

Каждый регион нуждается в эффективном управлении. Региональное управление включает совокупность принципов, функций, форм и методов системного воздействия на социально-экономические процессы в регионе, обеспечивающих координацию хозяйственной деятельности, реализацию специфического потенциала, расширенное воспроизводство условий жизнедеятельности населения, обновление экономики и социальной сферы региона, направленных на повышение качества жизни населения в соответствии с современными общественными потребностями на основе рационального использования ресурсов с учетом территориальных факторов и местных особенностей. Выявлено, что развития системы управления регионом обуславливается объективными факторами. Определены принципы системы управления экономикой региона. Исследованы составляющие системы управления экономикой региона.

Ключевые слова: региональная экономика, управление, система управления, экономичес-

кая деятельность, региональное развитие.

Необходимость развития системы управления регионом обуславливается объективными факторами. На современном этапе развития экономических отношений в целом можно констатировать - отсутствие четкого представления о функционировании механизма управления регионом и механизма развития экономики региона; дублированием функций управления по ряду направлений деятельности; фрагментарностью организационных действий по развитию системы управления регионом. Выявленные проблемы вызывают необходимость исследования теоретических аспектов развития экономики региона, что позволит создать современную систему управления экономикой субъекта РФ.

Несмотря на повышенный интерес к различным вопросам регионального управления, многие проблемы в этой области остаются неисследованными. К ним относятся разработка современной концепции системы регионального управления, формирование методологии организационно-институционального развития системы управления экономикой региона, использование новых механизмов и инструментов в процессе ее реализации, внедрение интеграционных форм экономической деятельности в процесс развития региона и т. д.

Каждый регион нуждается в эффективном управлении. Региональное управление включает совокупность принципов, функций, форм и методов системного воздействия на социальноэкономические процессы в регионе, обеспечивающих координацию хозяйственной деятельности, реализацию специфического потенциала, расширенное воспроизводство условий жизне-

деятельности населения, обновление экономики и социальной сферы региона, направленных на повышение качества жизни населения в соответствии с современными общественными потребностями на основе рационального использования ресурсов с учетом территориальных факторов и местных особенностей. Для того, чтобы управлении экономикой региона было четким и грамотным необходимо наличие механизма управления. Механизм управления экономикой региона - это осуществляемые региональными органами в определенной последовательности процедуры в процессах прямого (непосредственного) и косвенного воздействия (координации, стимулирования, регулирования) на условия жизнедеятельности регионального сообщества посредством использования соответствующих методов и инструментов, обеспечивающих повышение эффективности региональной экономики [1].

Учитывая особенности регионального развития в современной экономике и выявленные закономерности, представляется целесообразным формировать систему управления развитием региона на основе следующих принципов:

1) принцип сбалансированного сочетания централизации и децентрализации;

2) принцип научной обоснованности;

3) принцип стратегичности;

4) принцип инновационности;

5) принцип частно-государственного партнерства;

6) принцип мобильности и адаптирован-ности;

7) принцип субсидиарности;

8) принцип ресурсного обеспечения;

9) принцип конкурентоспособности;

10) принцип целостности.

Предлагаемая система принципов позволяет более полно учитывать современные представления, тенденции и процессы, актуальные для отечественной теории и практики управления, для повышения эффективности управления регионом.

В практической деятельности следует отметить, что система управления регионом является процессной системой, в связи с этим ее ключевой задачей является целостность использования функций, отношений, состояния и взаимодействия всех структурных составляющих с точки зрения внутренней согласованности содержания системы в целом, что и обуславливает эффективность управления [2].

Основным структурным элементом управления экономикой региона является организационно-экономический механизм управления региональным развитием, который раскрывает масштабные процессы и используемый для этого инструментарий, которые должны приводиться в действие органами регионального управления, руководствуясь региональной политикой и особенностями развития соответствующей территории.

Механизм управления региональным развитием должен включать следующие блоки.

Первый блок - инструменты воздействия, такие как:

- планирование деятельности государственных организаций;

- прямое финансирование и инвестирование организаций бюджетной сферы;

- кредитование и аудит, отчетность, контроль государственных организаций;

- инвестирование в транспортную и инженерно-коммунальную инфраструктуру;

- организация выполнения национальных проектов и программ с учетом специфики региона;

- совершенствование аппарата регионального управления;

- кадровое обеспечение региона.

Второй блок - координация различных

видов деятельности и процессов экономического развития региона - должна реализовываться при помощи следующих инструментов воздействия:

- законодательные и нормативные акты РФ и данного региона;

- составление и разработка прогнозов, планов и программы регионального развития;

- выбор и реализация стратегии развития;

- кластеризация экономической деятельности;

- частно-государственное партнерство.

Третий блок - процессы рыночного стимулирования, регулирования и поддержки экономических агентов региона должны использовать специфические рыночные инструменты:

- налоговые льготы хозяйствующим субъектам;

- предоставление льгот и кредитов для проектов, особенно для инновационных;

- софинансирование разработанных региональных проектов и программ;

- поддержка конкуренции и малого бизнеса;

- конкурсное размещение государственных заказов в регионе;

- ценовое и тарифное регулирование;

- лицензирование отдельных, наиболее эффективных видов деятельности;

- земельное регулирование;

- поддержка внешнеэкономической деятельности, осуществляемой региональными хозяйствующими субъектами.

Главным фактором социально-экономического развития региона становится не наличие ресурсов, а эффективность их использования. Поэтому для создания устойчивости экономики региона следует укреплять ее внутренние связи, пропорции, воспроизводственный потенциал, качественным образом совершенствовать все компоненты и взаимодействие между ними.

Поскольку развитие региона - это качественное прогрессивное изменение основных характеристик (параметров) экономики, социальной сферы и условий жизнедеятельности населения в регионе, необходимо учитывать общие методологические приоритеты развития системы управления регионом: соответствие условиям современного этапа общественного развития; ориентация на перспективу; системное влияние институтов; ценность новейших знаний; незаменимость компетенций и креативности руководящих работников и специалистов; обязательность соблюдения этических аспектов [3].

Повышение эффективности воспроизводственных процессов и обеспечение конкурентоспособности региона возможны, прежде всего, за счет решения следующих задач: формирования

адаптивности и устойчивости системы управления экономикой региона к изменениям внутренней и внешней среды; повышения уровня компетентности, творчества и развития способностей кадров системы регионального управления; активизации консолидированного участия регионального сообщества в экономическом развитии региона. Все это и предопределяет необходимость разработки методологических основ развития системы управления регионов.

В современной экономике существует назревшая необходимость серьезных организационных преобразований в системе регионального управления, что требует разработки определенных институциональных условий [2].

Учитывая это, в ходе исследования сформулированы специфические принципы организационно-институционального развития системы управления экономикой региона в современных условиях, которые составляют основу предлагаемой методологии:

1) принцип системности организационных и институциональных преобразований во всех звеньях и на всех уровнях;

2) принцип сбалансированности институтов, обеспечивающих развитие системы управления и инновационного социально-экономического развития региона;

3) принцип совместимости изменений в системе управления с уровнем развития и состояния регионального сообщества, его настроениями и готовностью воспринять преобразования;

4) принцип формирования и поддержания высоконравственной интеллектуальной организационной культуры;

5) принцип стратегического развития кадров - руководителей и специалистов органов управления;

6) принцип выстраивания результативной системы знаний, когнитивности, компетентности, креативности, обучения;

7) принцип создания комплексной информационной обеспеченности системы управления и надежной обратной связи;

8) принцип максимизации реализации внутреннего потенциала системы в условиях инновационных преобразований;

9) принцип контролируемости хода, основных параметров и результатов изменений.

Системное использование этих принципов позволит обеспечить управление, способное

эффективно осуществлять организационные преобразования, создавая соответствующие институциональные условия.

Социально-экономическое благополучие конкретного региона в значительной степени определяется качеством управления, эффективным использованием прогрессивных методов, технологий, достижений современного менеджмента.

Качество регионального управления - это системная характеристика деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц всех рангов и уровней. Она оценивается по общественной значимости целей и планируемых результатов с точки зрения полноты и эффективности их достижения в заданных ресурсных, временных, масштабных и иных параметрах. Качество регионального управления в современном представлении - это, главным образом, профессиональные способности, знания, умения и квалифицированные действия руководителей и специалистов органов управления по эффективной организации взаимодействия всех категорий населения, предпринимательских, общественных, государственных и муниципальных структур по достижению целей и замыслов по развитию региона, создающих новое качество жизнедеятельности людей [3].

Основными задачами для организационно-институционального развития системы управления экономикой региона являются: формирование институциональных условий для обновления управленческой деятельности и создание системы инновационного управления экономикой региона. Реализация поставленных задач достигается в процессе выполнения действий по формированию организационных и институциональных компонентов.

1) Формирование организационной культуры в системе управления. Организационная культура выполняет роль неформального института регулирования и развития человеческих отношений в системе управления. Совокупность ценностей, убеждений, установок, предположений и неформальных правил, составляющих организационную культуру, обычно открыто не проговаривается и не оформляется в виде какого-либо кодекса, но она формирует способы и нормы поведения. Организационная культура не подвержена быстрым изменениям, ее становление и развитие, особенно в регионах, происходит не скачкообразно, и требует

значительных организационных, психологических, временных затрат.

2) Стратегическое развитие руководителей и специалистов. Концепция управления человеческими ресурсами предполагает повышение компетенций, когнитивности, динамических способностей, креативности и удовлетворенности трудом различных категорий сотрудников на всех уровнях и во всех управленческих структурах на основе постоянного непрерывного обучения и переподготовки.

3) Совершенствование структуры органов регионального управления. Организационная структура регионального управления является средством реализации государственных функций и достижения целей системы управления, поэтому она должна соответствовать решаемым задачам, отвечать современным требованиям, отражать содержание деятельности и изменяющиеся условия функционирования и развития.

Анализ сложившихся организационных структур управления регионом показал, что они предопределяются как объективными факторами (специфика региона, состояние экономики и социальной сферы, институциональная среда, исторические традиции), так и субъективными (устремления, личные интересы, профессиональный уровень высшего руководства региона, влияние элиты, имитация и подражание соседствующим регионам и др.). Превалирующий сегодня отраслевой подход к построению и функционированию региональных органов управления не отвечает современным требованиям рыночного хозяйствования, что предопределяет необходимость преобразования сложившихся организационных структур управления регионом.

4) Формирование институциональной среды регионального развития. Современная институциональная среда регионального развития должна отвечать следующим требованиям: создание благоприятных конкурентных условий, способствующих росту деловой активности, эффективному функционированию хозяйствующих субъектов и появлению новых компаний; развитие рынков земли и иной недвижимости, системы финансовых и страховых институтов; эффективное государственное и муниципальное управление; формирование адекватных институтов демократии, структур и механизмов гражданского общества; осуществление общественного контроля за деятель-

ностью государственных органов и бизнеса, снижение уровня коррупции и создание доверия к власти и проводимой ею политике.

Исходя из этого, формирование современной системы экономических институтов предполагает меры по: стимулированию конкуренции на рынках товаров и услуг; развитию рыночной инфраструктуры; активизации инноваций и увеличению инвестиций; содействию развитию малого и среднего предпринимательства; эффективному взаимодействию государства, местного самоуправления, населения, бизнеса, общественных структур.

Одним из ключевых факторов социальноэкономического развития регионов является сбалансированность формальной и неформальной институциональной среды, которая выступает как внутрикорпоративная культура региона.

Система управления экономикой региона в качестве составляющей включает механизм управления, т. е. подсистему, определяющую последовательность, порядок процессов регионального управления. Формирование, функционирование и развитие этой подсистемы обуславливаются рыночными требованиями, конкретными условиями и потребностями жизнедеятельности регионального сообщества, принятой региональными властями и внутрирегиональной политикой.

В этой связи в развитии системы управления экономикой региона огромную роль играет формирование механизма модификации региональной рыночной инфраструктуры, которая является подсистемой общенациональной рыночной инфраструктуры, с одной стороны, и региональной экономики - с другой. В то же время региональная рыночная инфраструктура характеризуется сфокусированным территориальным контуром и определенной завершенностью.

Структурную подсистему образуют организации, отличающиеся многообразием их отраслевой принадлежности, видов деятельности, форм собственности, организационных структур, размеров, наименований. Они имеют следующие общие черты: а) единство назначения продукта деятельности - конкретные услуги; б) неотъемлемая часть деятельности -контакты с потребителями услуг, требующие соответствующих организационных и психологических установок; в) специфический состав кадров, связанный с предоставлением бизнес-

услуг; г) однородность используемых ресурсов (информация, знания, интеллект, финансы, предприимчивость, контракты); д) достаточно высокая скорость оборота ресурсов; е) предрасположенность к диверсификации услуг.

Успешное развитие системы управления экономикой регионов зависит от внутренней организационной и экономической интеграции самих регионов, от эффективности управления развитием экономики муниципальных образований.

В этой связи важным механизмом регионального управления организационно-институциональным развитием выступает совершенствование стратегического управления на муниципальном уровне [2].

Система управления экономикой региона нуждается в создании и совершенствовании эффективных прогрессивных форм и инструментов регионального развития. В настоящее время в связи с изменяющимися общественными и рыночными условиями на передний план экономического развития регионов выдвигаются кластерные формы хозяйствования. Кластер - это не просто сумма взаимосвязанных предприятий, а сетевое интегрированное взаимодействие всех его элементов и процессов. Создание кластера приводит к синергетическому эффекту, который заключается в количественном и качественном росте многих составляющих социально-экономического развития региона, определяющих повышение его конкурентоспособности: а) увеличение количества налогоплательщиков и налогооблагаемой базы; б) увеличение числа работающих мест; в) появление удобного инструмента для взаимодействия с бизнесом; г) возникновение условий для структурной перестройки экономики региона; д) рост инвестиционной привлекательности региона; е) повышение политической значимости региона.

Создание и функционирование кластеров представляет собой новую организационноинституциональную форму экономической деятельности и служит реальным средством саморазвития регионов, современным инструментом повышения их конкурентоспособности.

Наряду с созданием кластеров представляется целесообразным создание таких организационно-институциональных форм содействия региональному развитию, как агентство реструктуризации и поддержки предприятий реального сектора и агентства регионального и му-

ниципального развития, которые способны играть интеграционную роль в развитии системы управления экономикой региона.

Частно-государственное партнерство (ЧГП) - это новый тип организационно-экономических отношений между бизнесом, государственными структурами, муниципальными образованиями и общественными организациями, основанный на интеграции определенных процессов и видов деятельности и разрешении существующих и возникающих между ними противоречий и препятствий путем достижения согласия и взаимопонимания на основе переговоров. ЧГП предполагает организацию и развитие форм взаимодействия и сотрудничества всех участников, базирующихся на долгосрочных, устойчивых, равноправных и взаимовыгодных принципах, обеспечивающих разграничение, согласованность и координацию деятельности по конкретным функциональным сферам в разнообразных областях регионального развития.

Возможны различные направления и формы взаимодействия региональных органов управления и бизнеса. В работе подчеркивается, что это взаимодействие должно основываться на обсуждении с участием представителей бизнес-сообщества вопросов и планов повышения конкурентоспособности региона и отдельных компаний, выявления и устранения административных барьеров, препятствующих ведению предпринимательской деятельности. Далее необходимо привлечь представителей бизнес-сообщества к участию в разработке проектов нормативных актов; процессу формирования региональных программ и планов повышения эффективности использования средств из различных источников, направленных на инновационные и инфраструктурные проекты, проведение НИОКР, коммерциализацию результатов научных разработок. Следует организовать формы совместного участия в развитии высшего и среднего профессионального образования, модификации рыночной инфраструктуры, а также в поддержке отраслевых и территориальных бизнес-ассоциаций.

Развитие системы управления экономикой региона в современных условиях способны обеспечить повышение качества государственного управления на региональном уровне, что будет способствовать росту конкурентоспособности регионов и качества жизни населения.

10.11.2011

Список литературы:

1. Ахтариева, Л.Г Методология и практика организационно-институциональ-ного развития системы управления экономикой региона: монография. - М.: Издательство «Палеотип», 2010.

2. Маннапов, Р.Г. Организационно-экономический механизм управления регионом: формирование, функционирование, развитие: монография. - М.: КНОРУС, 2008.

3. Савельев, Ю.В. Управление конкурентоспособностью региона: от теории к практике. - Петрозаводск: Изд-во Карельского научного центра РАН, 2010.

Сведения об авторах:

Буреш Ольга Викторовна, декан факультета экономики и управления, профессор кафедры

прикладной информатики в экономике и управлении Оренбургского государственного университета,

доктор экономических наук, профессор 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, тел. (3532) 372440, е-шаИ: [email protected] Прядкина Наталья Николаевна, аспирант Оренбургского государственного университета

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

UDC 332.012; 330.322 Buresh O.V., Prjadkina N.N.

Orenburg state university E-mail: [email protected]

THEORETICAL ASPECTS MANAGEMENTS OF REGION ECONOMY

Each region needs efficient control. Regional government includes set of principles, functions, forms and methods of system influence on social and economic processes in the region, providing economic activities coordination, realization of the specific potential, the expanded reproduction of conditions of ability to live of the population, updating of economy and social sphere of the region, directed on improvement of quality of life of the population according to modern public requirements on the basis of rational use of resources taking into account territorial factors and local features. It is revealed that developments of a control system by region it is caused by objective factors. Principles of a control system are defined by region economy. Making control systems of region economy are investigated.

Key words: regional economy, management, a control system, an economic activities, regional development.

Bibliography:

1. Ahtarieva, L.G. Methodolog and practice of organizational-institutsional th development of a control system by economy of region: the monography. - M.: Publishing house «Palaeotype», 2010.

2. Mannapov, R.G. Organizational-economic mechanism of management of region: formation, functioning, development: the monography. - M., 2008.

3. Savelyev, U.V. Management competitiveness of region: from the theory to practice. - Petrozavodsk: Publishing house of the Karelian centre of science of the Russian Academy of Sciences, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.