УДК 330(470+571)
ББК 65(2Рос)-94
Ч 49
А.Г. Черникова
Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления персоналом
Академии маркетинга и социально-информационных технологий - ИМСИТ, г.
Краснодар. Тел. (909) 452 50 07, е-таИ. [email protected]
Влияние крымского кризиса на уровень и качество жизни населения
(Рецензирована)
Аннотация: В статье рассмотрены проблемы уровня и качества жизни населения в Крыму как субъекте Российской Федерации. Приведена статистика, рассмотрены реальные факты, выделены причины потенциально возможных кризисов и обозначены направления их преодоления и недопущения.
Ключевые слова: уровень и качество жизни, Крымский федеральный округ, социально-экономические показатели, рейтинг, кризис, логистика, российские стандарты.
A.G. Chernikova
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Economy and Personnel
Management Department of Academy of Marketing and Social and Informational
Technologies - IMSIT. Ph.: (909) 452 50 07, e-mail: [email protected]
The Crimean crisis influence on the living standards of the population
Abstract: This paper deals with the problems of living standards of the population in the Crimea as a subject of the Russian Federation. The author suggests statistics, real facts, causes of potential crises and points out the directions to overcome and to avoid them.
Keywords: the living standards, the Crimean Federal District, social-economic indicators, rating, crisis, logistics, Russian standards.
В условиях информационной войны, в которой каждая сторона начинает искажать факты в свою пользу, на фоне беспрецедентных событий на Украине найти истину становится все сложней и сложней. Естественное желание любого человека иметь социальную стабильность, жить богаче, лучше, счастливее в конкурентоспособной стране, где каждый гражданин может развивать и реализовывать свой потенциал, добиваясь своих целей и получая больше экономических возможностей, - все это воплотилось в таких понятиях, как уровень и качество жизни населения.
Категории «уровень» жизни и «качество» жизни на первый взгляд кажутся синонимами и отражают благосостояние населения, однако на самом деле это не тождественные понятия. Как ни банально бы звучали интерпретации, тем не менее понятие «уровень» жизни отражает количественные показатели (степень удовлетворения материальных, духовных и культурных потребностей людей), а «качество» жизни -качественные характеристики, включая объективные и субъективные факторы. Таким образом, качество жизни выступает интегральным показателем, а его измерение -необходимым элементом мониторинга социального благосостояния индивида и общества. Тем не менее, адекватные оценки уровня и качества жизни должны учитывать временное пространство и устойчивость развития экономической системы.
Актуальность проблемы повышения уровня и качества жизни населения не вызывает сомнения и имеет практическую значимость, особенно если меняются границы государства,
а вместе с этим появляется различное толкование статуса противостоящими сторонами одной и той же территории, что произошло и в случае с Крымом.
Цель исследования - рассмотреть влияние крымского кризиса на уровень и качество жизни населения, выделив основные проблемы и обозначив перспективные направления их преодоления.
Обратимся к статистике для обзора уровня и качества жизни населения Автономной республики Крым (АРК) в составе Украины и Российской Федерации по следующим критериям: демографические тенденции, потребительская корзина, доходы населения, внутренняя безопасность, национальная безопасность [1].
Таблица 1
Показатели уровня и качества жизни населения в Автономной Республике Крым
(Украина) и Российской Федерации в 2013 г.
АР Крым Критерий / показатель Российская Федерация
Демографические тенденции
71 Ожидаемая продолжительность жизни, лет 70
40,6 Средний возраст, лет 38,9
-1,5 Естественный прирост / сокращение населения -0,03
12,2 Общий коэффициент рождаемости (на тыс. чел.) 11,87
1,29 Суммарный коэффициент рождаемости 1,7
13,7 Общий коэффициент смертности (на тыс. чел.) 13,83
75,3 Экономически активное население (% ко всему населению соответствующего возраста) 68,9
Потребительская корзина (меню на день, г)
277 Хлеб и хлебобулочные изделия 350
60 Крупы и мука
260 Картофель 270
301 Овощи 350
175 Ягоды и фрукты 150
145 Мясо и мясопродукты 160
36 Рыба и рыбопродукты 50
406 Молоко и кисломолочные продукты 750
- Яйца, шт. 0,5
грн. Доходы населения р. грн.
1176-1256 Прожиточный минимум 7429-15689 1890-4077
1235,51 Средний размер пенсии 10030 2607
949-1014 Минимальный размер пенсии 6354 1652
1218-1301 Минимальный размер заработной платы 5554-12600 1443-3275
2693 Средний размер заработной платы 30366 7892
Внутренняя безопасность
12,4 Количество зарегистрированных преступлений на 1000 граждан 15,4
9,4 Число лиц на 100 граждан, пострадавших от преступных посягательств 10,9
358 Количество сотрудников милиции/полиции на 100 тыс. граждан 546
Национальная безопасность
3,22 Количество действующих войск на 1000 граждан 7,4
2,77 Военные расходы (% от ВВП) 4,47
Анализируя представленную таблицу, можно сделать вывод о том, что в России значительно выше показатели доходов населения: средний размер пенсии в РФ в 2,1 раза выше, чем в АРК, а средняя заработная плата - в 2,9 раза. А вот и негативная тенденция: количество зарегистрированных преступлений на 1000 граждан в РФ выше, чем в АРК на 24%, а число лиц, пострадавших от преступных посягательств, - на 16%, при большем штате сотрудников полиции на 53%. Что касается качества питания, то по основным группам потребительская корзина приблизительно одинаковая, самая большая разница наблюдается по группам: молоко и кисломолочные продукты (РФ - 750 г/день, АРК - 406 г/день) и хлеб и хлебобулочные изделия (РФ - 350 г/день, АРК - 277 г/день). Демографические тенденции, более благоприятные в Крыму: продолжительность жизни, средний возраст, общий коэффициент рождаемости выше, чем в РФ, а общий коэффициент смертности - ниже. Экономически активное население Крыма составляет 75,3%, в России - 69,8%. Таким образом, дифференциация качества и жизни населения в РФ и АРК незначительная, за исключением показателей доходов населения и национальной безопасности, которые выше в России более, чем в два раза.
Не вдаваясь в подробности политических событий, считаем необходимым осветить исторический факт. Начало крымскому кризису положили протесты местного, в основной массе русскоязычного населения против действий бывшей оппозиции, пришедшей к власти на Украине в результате событий февраля 2014 г. 23-27 февраля была осуществлена смена исполнительных органов власти Севастополя и Автономной Республики Крым, а те, в свою очередь, отказались признать легитимность нового украинского правительства и обратились за содействием и помощью к руководству России. Местные органы власти, благодаря поддержке России и несмотря на попытки противодействия со стороны властей Украины и давление стран Запада, в сжатые сроки организовали и провели 16 марта референдум о статусе Крыма. 17 марта на основании результатов референдума и Декларации о независимости, принятой 11 марта, была в одностороннем порядке провозглашена суверенная Республика Крым, в состав которой вошёл Севастополь в качестве города с особым статусом. 18 марта был подписан договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии Республики Крым в состав России, в соответствии с которым в составе России были образованы новые субъекты - Республика Крым и город федерального значения Севастополь, входящие в Крымский федеральный округ (указ президента В.В. Путина от 21 марта 2014 г.) [2].
При воссоединении Автономной Республики Крым Россия получила стратегический контроль над всем Черноморским регионом, неограниченный контроль над базой Черноморского флота в Севастополе, возможность альтернативного маршрута для Южного потока, крупные химкомбинаты, судостроительные и судоремонтные предприятия Крыма, центр дальней космической связи в Евпатории. Не стоит забывать и про культурную и духовную связь России и Крыма. Возвращение в российские границы важнейших памятников истории России и символов русской культуры, важнейших для духовного пространства России мест.
Однако все изменения, происходящие в любой сфере, несут за собой как позитивные тенденции, так и негативные, особенно, если речь идет о расширении территориальных границ и увеличении численности населения до 146 млн человек.
Выделим основные проблемы, которые оказывают неблагоприятное влияние на уровень благосостояния крымского населения:
1. Многие украинские компании, такие, как банки, торговые сети прекратили уже свою деятельность на территории Крыма, пополнив тем самым армию безработных.
2. Сокращение срока хождения гривны вызвало необоснованный рост потребительских цен даже на товары «украинского запаса».
3. Наблюдается значительный разрыв в доходах трудоспособного населения и пенсионеров. Пенсии выросли в 2,5-3 раза, а зарплаты остались на прежнем уровне,
сократив свою номинальную стоимость.
4. Довольно быстрыми темпами растет фиктивный сектор экономики и доля мошеннических операций с недвижимостью, что связано, прежде всего, с недейственностью ни российского, ни украинского законодательства.
5. Крым «превратился» из полуострова в остров, лишившись сухопутной связи с материком из-за военных действий на территории юго-восточной Украины. Данный факт влечет за собой ряд вытекающих отсюда потенциально возможных кризисов, которые представлены на рис. 1.
Туристический
Топливный
Продуктовый
\ Энергетический
Сельского хозяйства
Кабельных и мобильных операторов
Предпринимательский
Транспортный
Экологический
Инфраструктуры
Снижение качества и уровни жизни населения
*исунок 1. Потенциально возможные кризисы в Крымском федеральном округе
Прежде чем перейти к содержательной части выделенных кризисов, необходимо заметить, что все они взаимосвязаны друг с другом. Например, туристический и топливный кризисы зависят напрямую от логистики или транспортного кризиса, кризис сельского хозяйства - от водного и топливного и т.д., поэтому не представляется возможным их четкое разграничение.
Во-первых, Крым может столкнуться с назревающим продуктовым кризисом. Будем объективны. прилавки в магазинах пустеют, ассортимент сокращается, практически отсутствует альтернатива выбора. Прежде всего, это касается ввезенных товаров (крупы, сахар, кисломолочная продукция, мясо, алкогольные напитки, соки). Для продукции местного производства (фрукты, овощи, хлеб и хлебобулочные изделия, колбасная продукция) причин для волнений нет - достаточное изобилие и доступные цены по сравнению со среднероссийскими. Причина в том, что украинские поставщики - уже, а российские - еще не поставляют товар. Многие компании стремятся попасть на рынок сбыта в Крымский федеральный округ, но вот только попасть в сам Крым довольно проблематично. По сути, единственный путь туда - через Керченский пролив на пароме, который единовременно может перевезти лишь ограниченное количество машин. А долгожданный мост или тоннель будет построен лишь через несколько лет. Есть официальный способ решения проблемы. Имея партнера в Белоруссии, предоставляется возможность сначала отправить товары туда, а затем ввезти их в Россию. В такой ситуации возникают некоторые финансовые потери для поставщиков, которые ложатся, прежде всего, на бюджет потребителей. В настоящее время в Крыму продуктовый рынок, который был «завязан» на Украине переориентируют на другие источники, в частности - Болгарию. Болгарские продукты дешевле российских, а торговые контакты с черноморским соседом позволят снизить зависимость Севастополя от поставок с Украины.
Санкции, которые были введены в адресс России, коснулись и Крыма. В ходе заседания Совета ЕС в Люксембурге было объявлено о введении с 25.06.2014 г. Евросоюзом запрета на импорт товаров из Крыма, не получивших сертификаты от украинских властей. Министры также запретили европейским компаниям оказывать услуги по страхованию грузоперевозок из республики.
Во-вторых, в Крымском федеральном округе может обостриться топливный кризис, который связан даже не с повышенной ценой на нефтепродукты, а с логистикой. Фермеры не могут полноценно работать - на полуострове перебои с поставкой топлива, оптовикам будет нечем заправлять свои фургоны и авторефрижераторы, что приведет к ограничениям поставок продуктов питания в магазины и супермаркеты. Возникшую проблему можно было бы решить доставкой горючего с моря, и данную функцию до недавнего времени успешно осуществлял порт Феодосии. Однако сейчас трафик грузового флота чрезвычайно затруднен. Данную информацию подтверждают сотрудники феодосийского порта, подчеркивая, что с начала интервенции объемы отгрузки всех категорий в значительной мере снизились. На полуострове продается исключительно российское топливо. Раньше большую часть рынка занимали литовские, белорусские, румынские, болгарские, греческие и итальянские нефтепродукты. На свои АЗС группа «Приват» поставляла топливо со своего Кременчугского НПЗ. В настоящее время иностранные нефтепродукты на законных основаниях не могут поступать на полуостров. На рынке появилось много посредников, которые перепродают нефтепродукты сетям АЗС. Работать напрямую крупные вертикально-интегрированные компании - «Роснефть», «Лукойл», «Газпром» - опасаются из-за возможных санкций. Называть трейдеров крымские сети не хотят, ссылаясь на коммерческую тайну, однако по данным официальных источников основные поставщики топлива в Крым - российские нефтеперерабатывающие заводы Южного федерального округа: Волгоградский НПЗ («Лукойл»), Туапсинский НПЗ («Роснефть»), Ильский НПЗ («Кубанская нефтегазовая компания»), Астраханский НПЗ («Газпром»). Некоторые сети АЗС частично или полностью свернули свою работу, прежде всего это станции, входящие в орбиту группы «Приват», -«Укрнафта», «Авиас», Stntosa и ANP, а также Shell. Для нидерландско-британского нефтегазового гиганта крымский рынок слишком мелкий, чтобы жертвовать своим имиджем, работая на непризнанной миром территории. Что касается цен на горючее, то в Крыму они значительно ниже, чем в Украине, однако от российской цены диапазон разрыва составляет 5-9 р., в зависимости от вида топлива.
В-третьих, кризис сельского хозяйства проявился в частичной или полной потере урожая на площади до 120 тыс. га культур, которые должны быть под орошением. Из-за нехватки воды для полива на полуострове погиб весь посев риса. Неутешительные прогнозы по урожаю сои и кукурузы. Дефицит риса планируется перекрыть за счет поставок из Краснодарского края. Посевная кампания 2014 г. стала одной из самых сложных для крымских фермеров. Проблемы с водой, электроснабжением, расчетами за продукцию и возможностями ее реализации, проблемы с закупками средств защиты растений - это далеко не полный перечень неразрешимых вопросов. Однако в этом году урожай ранних зерновых культур в Крыму почти в 2,5 раза превышает показатели двух предыдущих лет. По данным министра аграрной политики и продовольствия Крыма, в этом году урожайность ранних зерновых составила 24 центнера с гектара, а ожидаемый валовой сбор может составить порядка 1,1 млн т. Сейчас производители готовы продавать ячмень, однако пока это остается проблемой, которая будет решаться на рабочем зерновом форуме. Скорее всего продавать зерно будут внутри Крыма. Такие культуры, как фуражный ячмень, могут быть востребованы в странах Юго-Восточной Азии, странах Ближнего Востока и Северной Африки [4].
В-четвертых, водный кризис. Полностью решить вопрос с водоснабжением можно будет не ранее чем через два - три года. На краткосрочный план водоснабжения Крыма выделяется 2,5 млрд р. В рамках долгосрочной схемы водоснабжения планируется рассмотреть различные варианты решений, включая обеспечение Крыма водой из Краснодарского края, опреснение воды на полуострове и ее поставку танкерным флотом. Для
решения водной проблемы в проекте возведение моста через Керченский пролив может быть предусмотрено строительство нитки водопровода с Кубани, чтобы она заменила Северокрымский водопровод.
В-пятых, энергетический кризис. Одним крупным частным активом на территории Крыма является энергораспределяющая компания «ДТЭК Крымэнерго», входящая в холдинг ДТЭК Рината Ахметова с долей в снабжении полуострова током около 80%. В 2012 г. компания заплатила за 45% актива 256,1 млн грн. (27,75 млн дол.); в 2013 г. актив увеличил чистый убыток по МСФО на 14,1% по сравнению с 2012 г.- до 182,83 млн грн (19,81 млн дол.). Еще одна примечательная энергоединица полуострова - 4 солнечные электростанции -Перово, Охотниково, Родниково и Митяево общей мощностью 227,5 МВт австрийского девелопера Activ Solar. Бизнес на солнечной энергетике весьма прибылен - тариф на отпуск 1 кВт-ч в общеукраинскую сеть, согласно данным Национальной комиссии регулирования в энергетике, составляет 5,07 грн (для сравнения - атомные электростанции продают свой ток по 0,23 грн/кВт-ч) [3, 4].
В-шестых, что касается предпринимательства, то возникают достаточно крупные проблемы из-за недейственности законодательной базы. Предприниматели просят продлить мораторий на начисления штрафов за несвоевременную уплату налогов, который истек 01.06.2014 г. Из-за малого количества отделений банков возникают сложности с открытием счетов и своевременным проведением операций. Отдельная история с налогом на добавленную стоимость (НДС): в материковой части России он составляет 18%, в Крыму -4%. Возникают сложности с перерегистрацией компаний в российской налоговой системе. Таким образом, пока не будет приведена к российским стандартам законодательная база, проблема с ведением бизнеса в Крыму останется актуальной.
В-седьмых, по указанной выше причине обостряется кризис собственности. Стремительно поднялись цены на недвижимость, растут мошеннические операции, расширяя тем самым фиктивный сектор экономики. Предприятия и земли, находящиеся на территории полуострова, оказались в опасности. По плану государственные предприятия будут национализированы, а частные - переоформлены согласно российскому законодательству.
В-восьмых, отчетливо вырисовывается банковский кризис. Центральный Банк РФ предписал украинским банкам прекратить деятельность на полуострове, что продиктовано исключительно задачами защиты интересов вкладчиков и клиентов, законные права которых нарушены. Российский национальный коммерческий банк (РНКБ) - крупнейший банк, расположенный на территории Крыма, является системообразующим банком республики и уполномоченным Пенсионного Фонда РФ по выплатам пенсий и денежных пособий, а также участником страхования вкладов. За менее чем четыре месяца работы РНКБ установил более 1000 POS-терминалом для оплаты покупок по банковским картам, открыто более 260 операционных офисов и установлено более 180 банкоматов. Однако для обеспечения полного функционирования инфраструктуры для осуществления операций с использованием платежных карт потребуется достаточно длительное время, что связано с необходимостью решения не только технических, но и организационно-правовых вопросов. Населению предлагают завести пластиковые карты ПРО100, расчетным центром которой является сбербанк России, а местным организациям - установить терминалы для их обслуживания. В настоящее время это единственная российская платежная система, представленная в Крыму и Севастополе. На рынке банковских услуг полуострова уже работают «Кубань Кредит», филиалы «Крайинвестбанк» и «Первомайский», обслуживание которых жизненно необходимо порядка 850-900 представителям малого и среднего бизнеса, которые нуждаются в кредитах, овердрафтах и прочих банковских услугах. Банки России Т0П-20 и Т0П-50 не рискуют выходить на данный рынок, потому что они кредитуются и перекредитовываются на мировых рынках капитала и боятся потерять этот ресурс.
Нелестная ситуация произошла с клиентами и вкладчиками, разрешение которой, как и в других случаях, отразится на бюджете населения. Ассоциация российских банков обратилась к крымчанам, которые взяли кредиты в украинских банках, с рекомендацией об
урегулировании своих отношений, чтобы избежать плохой кредитной истории и необоснованных судебных исков. Это можно сделать через родственников в Украине или самостоятельно отправившись на территорию соседней страны (дополнительные расходы на дорогу и риск жизни и здоровья из-за политических событий). Причем невыплата депозитов не является основанием для непогашения кредитов. При этом на территории нового субъекта уже начали работу российские коллекторы. Ко всему прочему добавляется факт практического отсутствия на полуострове гривны, так как в настоящее время все виды социальных выплат и заработной платы осуществляются в рублях. Вследствие этого у крымских заемщиков возникают дополнительные расходы, связанные с конвертацией российских рублей в свободно конвертируемую валюту и необходимость платить комиссионные вознаграждения российским банкам.
В-девятых, на уровне и качестве жизни населения отражается кризис кабельных и мобильных операторов. Министерство информации и массовых коммуникаций Республики Крым ведет активную работу с кабельными операторами полуострова, связанную с необходимостью перестройки их политики вещания под новые запросы и пожелания крымчан. Трансляция двух цифровых мультиплексов в эфире Крыма и Севастополя, как заявили телерадиосети России, начнется 1 июля. Что касается мобильной связи, то в настоящее время приезжающие в российский Крым россияне вынуждены совершать звонки, находясь в международном роуминге. Такая ситуация распространяется на абонентов всех российских сотовых операторов, так как они не имеют собственной инфраструктуры на территории республики. МТС первым из мобильных операторов отменил международный роуминг на полуострове. В июле его примеру последует ОАО «ВымпелКом» (Билайн), что позволит абонентам компании говорить по тарифам, которые действуют на территории России.
В-десятых, несмотря на правительственную поддержку российского турпотока (единый билет, дешевые авиарейсы) в Крым, полуостров практически пуст. Летний сезон близится к своему разгару, а побережье в Феодосии, Судаке, Алуште, Ялте, Севастополе практически безлюдное. Крымские здравницы в середине июня заполнены только на 30-40%. И снова проблема туристического потока упирается в вопросы логистики. Отдых в Крыму является бюджетным: средняя стоимость проживания в пансионатах на южном побережье (Алушта, Ялта) составляет 1,5-2 тыс. р. с человека за номер в сутки, на восточном и западном берегу цена колеблется в пределах 1-1,5 тыс. р., но авиабилеты туда очень дорогие. Железная дорога, по которой прибывало 80% отдыхающих, пока не в состоянии обеспечить доставку туристов, поскольку украинская сторона не готова предоставить все маршруты. Поток туристов сократился в три раза только лишь из-за нехватки мощностей. Еще одной проблемой является неготовность всех объектов отдыха к приему туристов. Речь идет, прежде всего, об государственных здравницах Украины, которые были национализированы.
По данным Российского союза туриндустрии, ранее свыше 65% туристов в Крыму составляли жители Украины (более 4 млн чел.). Сейчас на полуостров едут в основном россияне. По данным Крымского министерства курортов и туризма, в 2013 г. в Крыму отдохнули 1,5 млн россиян. И несмотря на то, что поток российских туристов увеличился почти вдвое, это не позволит выйти даже на 50% количество отдыхающих предыдущих лет: 2009 г. - 5 млн чел., 2010 г. - 5,7 млн чел., 2011 г. - 5,6 млн чел., 2012 г. - 6,1 млн чел., 2013 г. - 5,9 млн чел. Представители донских турагентств отмечают снижение туристического потока из Ростовской области по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 40%. В качестве основных причин спада они называют транспортные проблемы, нестабильную политическую обстановку на Украине и отсутствие рекламы отдыха на полуострове. Таким образом, «остров» Крым в настоящее время переживает переломный этап своей эволюции, и одной из главных проблем выступает логистика.
Следующим кризисом выступает транспортный кризис, частично затронутый выше. Безусловно, спрос на паромные перевозки возрос, и Правительство Российской Федерации решает данную проблему. Уже работает оператор, которому просто нужно увеличить тоннаж,
ведутся переговоры о возможной отправке в Керчь грузовой баржи напрямую из Ростова-на-Дону. Покупая или приобретая в чартер новые суда, оператор может предусмотреть не только короткий маршрут на Керчь, но также более длинные - на Евпаторию и Севастополь, которые могут быть грузопассажирскими и снимут остроту транспортной проблемы в регионе. С 1 мая 2014 г. паромная переправа Порт «Кавказ» - Порт «Крым» переориентирована исключительно под пассажирские перевозки для увеличения пропускной способности с 2 до 6 тысяч человек в сутки. Ежедневно до ста грузовых автотранспортных средств пользуются данной переправой.
В целях сохранения существующего автомобильного грузопотока АНО «Единая транспортная дирекция» разработало альтернативную схему осуществления грузовых автоперевозок, в том числе и коммерческих, для доставки грузов на полуостров Крым. В рамках данной схемы грузоперевозчикам предлагается доезжать до Новороссийского морского торгового порта и далее на судне «Посейдон Экспресс» переправиться до Феодосийского морского торгового порта. Время в пути грузового судна составляет порядка 9 часов. В помощь другим паромам в Крым на Керченскую переправу отправляется «Дориус» (грузопассажирский паром большой вместимости).
В целом с 1 по 29 июня действующими паромами «Ионас», «Керченский 2», «Ейск», «Николай Аксененко» по маршруту порт «Кавказ» - порт «Крым» - порт «Кавказ» совершено более 2 тысяч рейсов, перевезено порядка 312 тысяч пассажиров, около 70 тысяч единиц легкового автотранспорта и 2 тысяч автобусов. Пассажиропоток в июне в сравнении с маем вырос на 81%, автомобильный поток вырос на 70%. Несмотря на впечатляющую статистику, проблема переправы остается очень актуальной, с учетом всех усилий правительства РФ. До сих пор очереди как со стороны порта Кавказ, так и со стороны порта Керчь более 3-5 км (время ожидания около 10-12 ч.).
Сложная ситуация и с железнодорожным транспортом. В настоящее время между Россией и Украиной курсирует 46 пассажирских поездов, из которых 14 - российского формирования, 25 - украинского, 3 - белорусского, 2 - молдавского и 1 - азербайджанского. Из России в Крым следуют шесть поездов. В 2013 г. пассажиропоток между Россией и Крымом составил 3,7 млн человек, а с Украиной - 10,7 млн человек. Но в I квартале 2014 г. объем пассажирских перевозок между Россией и Украиной снизился на 40% [5].
Близость к морю и целебный климат - самые ценные активы полуострова. Жители Крымского федерального округа гордятся девственной природой полуострова, нетронутыми цивилизацией пещерами, заповедными зонами и др. Для Крыма главная экологическая проблема - снижение эффективности природопользования и усиление антропогенного давления на природную среду, происходящие на фоне несоответствия имеющегося в регионе природно-ресурсного потенциала типу его функционального использования. Особенно большой ущерб наносится уникальным курортным ресурсам в результате возведения сооружений на ценных сельскохозяйственных и курортно-рекреационных землях.
Рассмотрев потенциально возможные кризисы в Крыму, необходимо еще раз отметить, что ни один из них позитивным образом не отражается на уровне и качестве жизни населения. Согласно проекту Минрегиона РФ, на федеральную целевую программу по социально-экономическому развитию Крымского федерального округа до 2020 г. из федерального бюджета потребуется выделить 620 млрд р.
Безработица в Крыму в настоящее время составляет 1,6% и снизилась на 0,1%. В прошлом году безработных было на 500 человек больше. В настоящее время в центре занятости зарегистрировано 18266 человек, насчитывается 5 тыс. вакансий. В списках на высвобождение 12 тыс. человек, из них 8 тыс. вернутся на место работы после перерегистрации и переименования своих предприятий. При этом размер пособия по безработице в России гораздо ниже, максимальный размер которого составляет 4,9 тыс. р., а в Украине - 18,5 тыс. р. Новый российский регион с населением 2 млн человек, 30% из которых - пенсионеры, произвел в прошлом году товаров и услуг всего на $5,3 млрд (3% от ВВП Украины и 0,25% российского ВВП). Рост экономики во многом сдерживает неразвитая
транспортная, телекоммуникационная, коммунальная и энергетическая инфраструктуры полуострова, а высокие налоги, бюрократия и устаревшая законодательная база заставляют бизнес уходить в тень.
Современная рыночная система является несовершенной с точки зрения повышения качества жизни, а рыночный механизм не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих населению страны, региона. Повысить уровень и качество жизни возможно только на принципах социального партнерства, на интеграции совместных усилий населения, бизнеса и государства, и крымский кризис заставил по-новому взглянуть на данную проблему.
Примечания:
1. Качество жизни в Крыму: Украина vs Россия. URL: http://1 marta.org/archives/1682 (дата обращения: 30.05.2014).
2. Крымский Федеральный округ. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения: 07.06.2014).
3. Энергетическая перспектива. URL: http://www.invest-crimea.gov.ua (дата обращения: 03.05.2014).
4. Захарова Е.Н., Гурнович Т.Г., Долгиев М.М. Концептуальные основы обеспечения энергетической безопасности региона в условиях формирования инновационной экономики // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Экономика». 2012. №1. С. 4250.
5. Информационный портал Крым online. URL: http://oncrimea.ru/ru/news/finance/finance-ukraine-russia-analytic.html (дата обращения: 30.06.2014).
References:
1. The quality of life in the Crimea: Ukraine vs Russia. URL: http://1marta.org/archives/1682 (date of access: 30.05.2014).
2. Crimean Federal district. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Krymskiye (date of access: 07.06.2014).
3. Energy perspective. URL: http://www.invest-crimea.gov.ua (date of access: 03.05.2014).
4. Zakharova Y.N., Gurnovich T.G., Dolgiyev M.M. Conceptual framework of the energy security of the region in the conditions of formation of innovative economy // Bulletin of Adyghe state University. Economics. 2012. №1. Pp. 42-50.
5. Information portal Crimea online. URL: http://oncrimea.ru/ru/news/finance/finance-ukraine-russia-analytic.html (date of access: 30.06.2014).