Научная статья на тему 'Калининград и Крым как эксклавы России. Сходства и различия, взаимные связи'

Калининград и Крым как эксклавы России. Сходства и различия, взаимные связи Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

932
66
Поделиться
Ключевые слова
АНКЛАВ / ЭКСКЛАВ / ЭКСКЛАВНОСТЬ / АНКЛАВНЫЕ ТЕРРИТОРИИ / КВАЗИЭКСКЛАВ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ / МАТЕРИНСКОЕ ГОСУДАРСТВО / ОКРУЖАЮЩИЕ И ОТДЕЛЯЮЩИЕ ГОСУДАРСТВА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАНИЦА / ДОСТУП / ТРАНЗИТ / ENCLAVE / EXCLAVE / EXCLAVITY / ENCLAVE TERRITORY / QUASI-ENCLAVE / POLITICAL GEOGRAPHY / MAINLAND / SURROUNDING AND SEPARATING STATES / STATE BORDER / ACCESS / TRANSIT

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Рожков-Юрьевский Юрий Донатович

В связи с принятием Крыма (включая Севастополь) в состав Российской Федерации рассматривается вопрос возникновения и развития четвертого российского эксклава. В рамках типологии анклавных территорий мира как объектов политической географии выявляются отличительные черты Калининградской области и Крыма (Крымского федерального округа) в сравнении с другими анклавными территориями России и мира. Показана эволюция развития обоих указанных образований из внутренних эксклавов (в рамках СССР) во внешние. Представлены обобщенные характеристики Калининградской области и Крыма с точки зрения их анклавности/эксклавности. При этом Крым классифицируется как квазиэксклав. Проводятся сравнения географического и социально-экономического положения обоих эксклавов и их управления со стороны материнского государства. Приводятся примеры взаимодействия рассматриваемых территорий в производственных, научных и военных аспектах. Обращается внимание на использование для Крыма опыта, накопленного у калининградского эксклава в постсоветский период. Делается вывод о том, что специфика эксклавности требует скоординированного курса федеральных и региональных властей на обеспечение устойчивого и безопасного развития обеих рассматриваемых территорий.

Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Рожков-Юрьевский Юрий Донатович,

Kaliningrad and Crimea as Russian exclaves: similarities, differences, and interconnections

The article examines the emergence and development of Crimea (including Sevastopol) as Russia’s fourth exclave. Using the typology of the world’s enclave areas as objects of political geography, the author identifies distinctive characteristics of the Kaliningrad region and Crimea (the Crimean federal district) and compares them to other national and international enclaves. Another focus is the evolution of both territories from the national exclaves within the USSR into external ones. The author analyses general characteristics of the Kaliningrad region and Crimea from the perspective of their enclave/exclave status. On this basis, Crimea is classified as a quasi-enclave. Special attention is given to the geographic and socio-economic situations in the two exclaves and particularities of their administration from the mainland. The article describes cooperation between the two territories in production, research, and defense. The author analyses opportunities for Crimea to draw on the experience of the Kaliningrad region gained in the post-Soviet period. It is concluded that exclavity requires a coordinated federal and regional policy aimed at sustainable and secure development of both territories.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Калининград и Крым как эксклавы России. Сходства и различия, взаимные связи»

28

13. Эккель Б. М. Определение индекса мозаичности национального состава республик, краев и областей СССР //Советская этнография. 1976. № 2. С. 33—42.

14. Krugman P. Increasing Returns and Economic Geography / / Journal of Political Economy. 1991. Vol. 99, № 3. P. 483—499.

Об авторе

Зоя Алексеевна Трифонова — канд. геогр. наук, доц., Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова, Чебоксары.

E-mail: zoyatrifonova@mail.ru

About the author

Dr Zoya Trifonova, Associate Professor, Ulyanov State University of Chuvashia, Cheboksary.

E-mail: zoyatrifonova@mail.ru

УДК 338.24:911.3 (470.27)

Ю. Д. Рожков-Юрьевский

КАЛИНИНГРАД И КРЫМ КАК ЭКСКЛАВЫ РОССИИ. СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ, ВЗАИМНЫЕ СВЯЗИ

В связи с принятием Крыма (включая Севастополь) в состав Российской Федерации рассматривается вопрос возникновения и развития четвертого российского эксклава. В рамках типологии анклавных территорий мира как объектов политической географии выявляются отличительные черты Калининградской области и Крыма (Крымского федерального округа) в сравнении с другими анклавными территориями России и мира. Показана эволюция развития обоих указанных образований из внутренних эксклавов (в рамках СССР) во внешние. Представлены обобщенные характеристики Калининградской области и Крыма с точки зрения их анклавности/эксклавности. При этом Крым классифицируется как квазиэксклав. Проводятся сравнения географического и социально-экономического положения обоих эксклавов и их управления со стороны материнского государства. Приводятся примеры взаимодействия рассматриваемых территорий в производственных, научных и военных аспектах. Обращается внимание на использование для Крыма опыта, накопленного у калининградского эксклава в постсоветский период. Делается вывод о том, что специфика эксклавности требует скоординированного курса федеральных и региональных властей на обеспечение устойчивого и безопасного развития обеих рассматриваемых территорий.

The article examines the emergence and development of Crimea (including Sevastopol) as Russia's fourth exclave. Using the typology of the world's enclave areas as objects of political geography, the author identifies distinctive characteristics of the Kaliningrad region and Crimea (the Crimean federal district) and compares them to other national and international enclaves. Another focus is the evolution of both territories from the national exclaves within the USSR into external ones. The author analyses general characteris-

© Рожков-Юрьевский Ю. Д., 2016

Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер.: Естественные и медицинские науки. 2016. № 3. С. 28 — 44.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

tics of the Kaliningrad region and Crimea from the perspective of their enclave/exclave status. On this basis, Crimea is classified as a quasi-enclave. Special attention is given to the geographic and socio-economic situations in the two exclaves and particularities of their administration from the mainland. The article describes cooperation between the two territories in production, research, and defense. The author analyses opportunities for Crimea to draw on the experience of the Kaliningrad region gained in the post-Soviet period. It is concluded that exclavity requires a coordinated federal and regional policy aimed at sustainable and secure development of both territories.

Ключевые слова: анклав, эксклав, эксклавность, анклавные территории, квазиэксклав, политическая география, материнское государство, окружающие и отделяющие государства, государственная граница, доступ, транзит.

Key words: enclave, exclave, exclavity, enclave territory, quasi-enclave, political geography, mainland, surrounding and separating states, state border, access, transit.

29

До марта 2014 г. Российская Федерация имела три внешние анклавные территория (образования): один эксклавный регион — Калининградская область и два микроэксклава — населенные пункты Дубки и Саньково-Медвежье.

С 18 марта 2014 г., то есть со дня подписания договора о принятии Крыма и Севастополя в состав России, территория нынешнего Крымского федерального округа (Крымского ФО) стала четвертым эксклавом нашей страны (табл. 1). При этом в отличие от самого западного субъекта страны Крымский ФО является объединением двух субъектов России: Республики Крым и города федерального значения Севастополь. Далее под названием Крым будет пониматься как Крымский ФО, так и территория Крымского полуострова, принадлежащая Российской Федерации.

Таблица 1

Эксклавные территории России

Название анклавного образования России Тип анклавного образования Год образования Территория, км2 Население, чел. Окружающее государство Отделяющее государство

Дубки (нас. пункт Псковской области) Прибрежный эксклав/ анклав 1991 Около 1,2 4 Эстония Нет

Саньково-Медве-жье (нас. пункт Брянской области) Замкнутый (неприбрежный) эксклав/ анклав 1991 4,5 Отсутствует Беларусь Нет

Калининградская область Прибрежный эксклав/ анклав 1991 15,1 тыс. 0,963 млн Литва, Польша Эстония, Латвия, Белоруссия, Украина

Крымский федеральный округ Прибрежный квазиэксклав 2014 27,16 тыс. 2,285 млн Украина Нет

Некоторые характеристики анклавных образований России

Существование двух российских микроэксклавов Дубки и Санько-во-Медвежье не вызывало и не вызывает никаких особых проблем у материнского государства. Напротив, восстановление Крыма в составе России оказалось связано с комплексом специфических проблем, часть из которых схожа с особенностями эксклавного положения Калининградской области (рис. 1).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

30

Рис. 1. Эксклавное положение Калининградской области и Крымского федерального округа России

Для проведения сравнительных исследований Калининградской области и Крыма обратимся к теории политической географии.

Анклав — территория или часть территории государства, полностью окруженная территорией другого государства. Большинство сухопутных анклавов являются замкнутыми (неприбрежными). Если у них имеется выход на акваторию (море, озеро), то они называются прибрежными анклавами (полуанклавами).

Эксклав — часть территории государства, окруженная чужими территориями, по отношению к территории своего государства. Если эксклав имеет выход на акваторию, то он называется прибрежным эксклавом.

Анклавное образование — общее наименование анклавов и эксклавов.

Анклавность (эксклавность) — совокупность признаков, присущих анклаву (эксклаву).

Материнское государство — государство, неотъемлемой частью которого является конкретное анклавное образование.

Окружающее государство — государство, которое полностью или частично окружает анклавное образование другого государства.

Отделяющее (промежуточное) государство — государство, расположенное между материнским и окружающим государствами.

Качественные признаки (типология) анклавов и эксклавов:

1. По численности населения последние принято подразделять на: крупные — свыше 100 тыс. жителей; средние — 10—99 тыс. жителей; малые — 1 — 9 тыс. жителей и сверхмалые (микроанклавы и эксклавы) — менее 1 тыс. жителей.

2. Эксклавы, окруженные более чем одним государством, называются чистыми (поскольку, строго говоря, окружающие их государства не могут именовать их анклавами на своей территории).

3. В соответствии с международным правом все анклавные образования мира можно разделить на юридические (официально признанные мировым сообществом) и фактические (самопровозглашенные и непризнанные либо признанные только одним или несколькими государствами).

4. Указанные определения касаются внешних анклавных образований. В том же случае, когда анклавом или эксклавом является территория или часть территории субъекта (административно-территориального образования) государства, он называется внутренним (субнациональным).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Принимая во внимание сделанные выше пояснения, можно вывести обобщенную (совокупную) характеристику Калининградской области и Крыма как анклавных образований.

С точки зрения России как материнского государства ее самый западный (центральноевропейский) регион в категориях типологии представляет собой юридический (признан международным сообществом), современный (с 1991 г.), внешний (находится вне компактной части РФ), чистый (окружен более чем одним иностранным государством), крупный (более 100 тысяч жителей), прибрежный (имеет выход на Балтийское море) эксклав (эксклавный регион). С точки зрения Европейского союза (как наднационального объединения государств) Калининградская область — это российский прибрежный анклав.

В отличие от других анклавных образований мира, Калининградская область — это феномен, поскольку она не только отделена от метрополии более чем одним независимым государством, но и находится в двойном иностранном окружении (рис. 2). Помимо сопредельных Литвы и Польши (окружающих стран) имеются еще четыре страны, лежащих на транзитном векторе из России в Россию. Для них автором введено в научный оборот понятие «отделяющее государство», которое относится к Беларуси, Украине, Латвии и Эстонии. Следует учитывать интересы указанных стран для решения проблем устойчивого развития

31

российского эксклава, включая наземный, морской и воздушный транзит людей и грузов, а также прокладку транзитных подводных магистралей через иностранные морские воды на Балтике.

32

Рис. 2. Окружающие и отделяющие государства между Калининградской областью (эксклавный регион) и компактной частью Российской Федерации

Что касается Крыма, то его нахождение в составе Российской Федерации не признается другими странами, а бывшее материнское государство Украина считает его временно оккупированной территорией. Как правило, особенности развития фактических анклавных образований специалистами не рассматриваются, хотя, естественно, их проблематика схожа с проблематикой юридических анклавов. Крым, имея су-

хопутную границу с Украиной, не окружен последней, а значит, не является для нее российским анклавом. Но наиболее существенной реальностью стало то, что Крым, хотя и де-факто, расположен в российских территориальных водах, то есть (в отличие от Калининградской области) в пределах государственных границ России! Когда же через Керченский пролив (его минимальная ширина не превышает 5 км) будет сооружен мост, то наряду с прямым воздушным и морским сообщением с материнским государством возникнет и сухопутная связь.

Таким образом, Крым в лоне России можно классифицировать как внешний, фактический, современный, крупный, прибрежный квазиэксклав (квазиэксклавный федеральный округ). Любопытно, что при этом город федерального значения Севастополь, окруженный территорией Республики Крым, является для последней внутренним прибрежным анклавом.

Что же сближает и отличает относительно далеко отстоящие друг от друга калининградский и крымский эксклавы России, кроме того, что они оба находятся в Балто-Черноморье?

Начнем с некоторых черт их сходства. Прежде всего отметим, что как Калининградская область, так и Крым были внутренними регионами-эксклавами РСФСР в границах СССР. Таковой Калининградская (Кёнигсбергская) область была с 7 апреля 1946 г. по 25 декабря 1991 г. В то же время в составе РСФСР с 18 октября 1918 г. существовала Автономная Крымская ССР, а с 25 мая 1946 г. и до 26 апреля 1954 г. — Крымская область РСФСР, после чего последняя была передана в состав Украинской ССР.

В настоящее время Калининградская область представляет собой единственный эксклавный регион России и входит в Северо-Западный федеральный округ. В то же время Крым — единственный российский эксклавный федеральный округ.

Превращение Калининградской области после распада СССР в эксклав России вызвало появление здесь представительств федеральных министерств и ведомств (МИД, МВЭС, Минрегиона, ФМС и др.), а также иностранных дипломатических и консульских учреждений, действующих по настоящее время. Напротив, политика непризнания воссоединения Крыма с Россией привела к ликвидации всех иностранных консульских учреждений в Крыму. Вместо Генконсульства РФ в Симферополе было образовано представительство МИД России.

Самый западный регион окружен по суше государствами — членами Евросоюза и военно-политического блока НАТО (Литва, Польша, Латвия, Эстония), а Крым — формально нейтральным государством (Украиной).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Доступ в Калининградскую область из компактной части Российской Федерации ограничен визовым режимом с окружающими государствами — членами Шенгенского договора. При этом для наземного транзита граждан РФ через Литву из России в Россию действует безвизовый порядок проезда автомобильным и железнодорожным транспортом на основе упрощенных транзитных документов УТД и УПД-ЖД при наличии загранпаспорта. Последний жителям области оформляется на бесплатной основе.

33

34

Для посещения калининградцами двух соседних воеводств Польши с июля 2012 г. действует безвизовый режим местного приграничного передвижения.

Рассматриваемые территории подобны по параметрам физической и социально-экономической географии. По размерам площади и по количеству населения Крымский ФО превосходит область примерно в два раза, хотя в масштабах материнского государства эти цифры не столь велики (табл. 2). При этом по плотности населения черноморский эксклав опережает балтийский (86,2 и 63,8 чел. / км2 соответственно), а последний, в свою очередь, впереди по проценту городских жителей (76,82 против 57,9%) и доле русских ко всему населению (86,4 против 67,9 %). Необходимо иметь в виду, что основные демографические данные по Калининградской области взяты по результатам Всероссийской переписи населения 2010 г., а в Крыму — по итогам переписи населения, проведенной в Крымском ФО 14 — 25 октября 2014 г.

Таблица 2

Некоторые сравнительные данные по Калининградской области (КО) и Крымскому федеральному округу (ФО)

Показатель КО Крымский ФО

Территория, тыс. км2 15,1 27,16

% от территории РФ 0,09 0,16

Численность населения (2014 г.), млн чел. 0, 963 2,285

% от численности населения РФ 0,66 1,56

Доля русских ко всему населению, % 86,4 (2010 г.) 67,90

Плотность населения, чел. / км2 63,8 86,2

Городское население, % 76,82 57,9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Урегулированность госграниц Урегулирована (с Литвой и Польшей) Не урегулирована (с Украиной)

Урегулированность границ исключительной экономической зоны Урегулирована (с Литвой, Польшей и Швецией) Не урегулирована (с Украиной)

Расстояние по морю до основной части РФ Более 1000 км (между Балтийском и Усть-Лугой) Около 5 км (через Керченский пролив)

Наземное железнодорожное и автомобильное пассажирское и грузовое сообщение с компактной частью РФ Действует. Через Литву (на основе упрощенных транзитных документов) и Беларусь. Проблемы с опасными и военными грузами Через Украину. Практически остановлено

Воздушное сообщение с компактной частью РФ Действует. Необходимо согласование при пролете через Литву Только над акваторией Азовского и Черного морей

Режим ОЭЗ/СЭЗ Действует Действует

ФЦП для эксклава Имеется Имеется

Федеральный университет Балтийский федеральный университет им. И. Канта Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского

Часовой пояс - 1 час с Москвой То же время с Москвой

Обе территории омываются морем, при этом Крым — двумя (Азовским и Черным), а его береговая линия значительно длиннее. Однако балтийский эксклав имеет в своих границах два морских залива-лагуны (Калининградский и Куршский), а черноморский — один (Сиваш). Любопытно, что все три песчаных косы, отделяющие от моря указанные заливы (Балтийская/Вислинская, Куршская косы и Арабатская стрелка), наполовину принадлежат сопредельным государствам, соответственно — Польше, Литве и Украине.

Достаточно любопытную связь балтийского эксклава с Крымом можно найти, обратившись к топонимике. В Калининградской области удивительно много «крымских» названий. Так, в Правдинском районе имеются населенные пункты Айвазовское (б. Траузен) и Крымское (б. Прэтлак). В областном центре помимо улиц Айвазовского и Крымской зарегистрированы еще Бахчисарайская, Володи Дубинина, Керченская, Нахимова, Севастопольская, Черноморская и Ялтинская. В Балтийске при послевоенном переименовании улиц прежнего Пиллау отдали честь «гордости русских моряков»: здесь есть пос. Севастопольский (б. Камстигалль) и Севастопольская гавань, а также улицы Володи Дубинина, Нахимова и Черноморская. А вот на картах Симферополя и Севастополя удалось отыскать только по одной улице Балтийской, да еще один из лагерей международного детского центра «Артек» носит название «Янтарный». В то же время название «Балтийский Артек» получил международный молодежный форум, который с 2010 г. ежегодно летом проводится на балтийском побережье в 40 км от Калининграда.

Говоря о сходствах обоих эксклавов, следует отметить, что их территории во время Великой Отечественной войны стали местом подвигов советских воинов в кровопролитных сражениях с гитлеровскими захватчиками. В ознаменование побед русского оружия были выбиты медали «За оборону Севастополя» и «За взятие Кёнигсберга». «Легендарный» Севастополь получил звание Города-героя. Интересно, что как с освобождением Крыма, так и с разгромом немцев в Восточной Пруссии связано имя Маршала А. М. Василевского. За крымскую кампанию он был награжден («по совокупности») высшим военным орденом Победы № 2, а за вторую удостоен ордена Победы № 7. Одна из площадей в Калининграде носит имя прославленного полководца, здесь же установлен и памятник ему.

Продолжая военную тему, необходимо отметить, что уникальное географическое и геополитическое положение обеих территориальных единиц России послужили размещению здесь основных сил Черноморского и Балтийского флотов, Севастополь и Балтийск являются главными их базами. Показательно, что на протяжении всего послевоенного периода осуществлялось тесное взаимодействие двух старейших российских флотов. Большое число офицеров и адмиралов периодически меняло место прохождения своей службы с Балтийского моря на Черное и наоборот. Так, командующими Черноморским флотом были ранее занимавшие высшие должности на Балтфлоте адмиралы В. А. Кравченко, В. П. Комоедов, А. А. Татаринов и вице-адмирал А. Д. Клецков.

35

Значительная роль в подготовке командного состава ВМФ принадлежит Черноморскому высшему военно-морскому училищу имени П. С. Нахимова в Севастополе (создан в 1937 г.) и Балтийскому военно-морскому институту имени Ф. Ф. Ушакова в Калининграде (организован в 1948 г.). Первым начальником последнего был контр-адмирал А. М. Филиппов, командовавший в годы войны 1-й Севастопольской бригадой торпедных катеров. Выпускник ЧВВМУ контр-адмирал Г. П. Яс-ницкий воглавлял училище в Калининграде в 1994 — 1997 гг. В 1993 г. в связи с переходом ЧВВМУ имени П. С. Нахимова под юрисдикцию Украины группа курсантов отказалась продолжать обучение и была переведена в Калининград, где был создан факультет ракетного вооруже-36 ния надводных кораблей. В 2015 г. ракетный факультет был снова переведен в Севастополь.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Регулярная демонстрация силы кораблями США и их союзников у российских границ вблизи Крыма и Калининградской области, особенно участившиеся в последние два года (включая учения НАТО — Украина и Балтопс), наращивание натовского военного присутствия в сопредельных государствах требуют укрепления боевого потенциала обоих флотов и их взаимодействия. Важную роль в улучшении оснащении ВМФ играют предприятия военно-промышленного комплекса в обоих эксклавах. В частности, только в Севастополе по линии российского Гособоронзаказа начали работать 12 предприятий, хотя большинство из них требует перевооружения.

Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» в Калининграде еще в 1960 — 1980-х гг. построил на своих стапелях для советского Черноморского флота большие десантные корабли «Саратов» (первоначальное название «Воронежский комсомолец», затем «БДК-69»), «Орск» («БДК-69») и «Николай Фильченков», а также сторожевой корабль «Пытливый». В марте 2016 г. ПСЗ «Янтарь» передал на российский Черноморский флот головной сторожевой корабль (фрегат) «Адмирал Григорович». В дальнейшем моряки-черноморцы получат еще два фрегата новой («адмиральской») серии «Адмирал Эссен» и «Адмирал Макаров».

Приморское положение рассматриваемых территорий способствовало морехозяйственной специализации их экономики. В этом отношении, особенно в развитии рыбного хозяйства и портовой инфраструктуры, несколько лучшие показатели имеет Калининградская область. Так, грузооборот ее портов по итогам 2015 г. составил 12,7 млн тонн. В то же время объем перевалки грузов через морские порты Крыма вырос более чем вдвое и достиг 9,6 млн тонн.

В 2015 г. вылов рыбы промысловиками самого западного российского региона в Балтийском море и заливах превысил 40 тыс. тонн, а в исключительных экономических зонах иностранных государств почти 186 тыс. тонн. За этот же период крымскими рыбаками добыто в Азово-Черноморском бассейне 58,7 тыс. тонн, однако из-за отсутствия у них океанического флота промысел в водах Атлантики не ведется.

В советское время значительная часть рыбодобывающих и перерабатывающих заводов области и Крыма была сосредоточена соответст-

венно в Калининградском ПОРП (производственное объединение рыбной промышленности) и Севастопольском ПОРП «Атлантика». Их суда вели промысел в акваториях Атлантического, Индийского и Тихого океанов. Научное обеспечение рациональной эксплуатации морских биоресурсов и эффективного их использования обеспечивали и до сих пор обеспечивают отраслевые институты АтлантНИРО (создан в 1949 г.) и ЮгНИРО (создан в 1933 г. как АзЧерНИРО). После воссоединения Крыма с Россией ученые АтлантНИРО начали делиться накопленным опытом с коллегами на юге, особенно по проблемам внедрения новых технологий на рыбоконсервных предприятиях. До распада СССР поставками оборудования на полуостров для разделки и переработки рыбы на борту судов и на берегу занималось калининградское предприятие «Техрыбпром».

Действующее в Калининграде старейшее учебное заведение рыбной отрасли России — Калининградский государственный технический университет (бывший Мосрыбвтуз, перебазированный в город в 1958 г.) — положило начало высшему рыбохозяйственному образованию в Крыму. Так, 3 мая 1984 г. был основан его Керченский филиал, подчиненный Министерству высшего образования Украинской ССР (в последствии преобразован в самостоятельный вуз). Распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 января 2015 г. № 1-р принято решение о создании на базе последнего Керченского государственного морского технологического университета. Интересно, что морскую практику будущие специалисты рыбного хозяйства из Керчи регулярно проходят в рейсах на барке «Крузенштерн», который принадлежит Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота в Калининграде.

На протяжении всего послевоенного периода вплоть до настоящего времени ведется активное взаимодействие калининградских и крымских ученых в исследовании Мирового океана. Заслуживают внимания связи Атлантического отделения Института океанологии РАН и Морского геофизического института (МГИ) в Севастополе. В 1961 г. именно калининградское отделение МГИ АН СССР, переведенное в Крым, стало основой создания указанного института. Отметим также, что в советский период в уникальном гидролотке МариНПО в Калининграде по заказу севастопольских учреждений проводились исследования гидродинамических характеристик буксируемых подводных аппаратов, предназначенных для изучения ресурсов океанских глубин.

Вместе с тем следует констатировать, что по сравнению с советским периодом в экономике обоих эксклавов доля рыбного хозяйства резко снизилась, тогда как стал возрастать вклад туристической отрасли. Совокупность природных условий и богатое историческое прошлое благоприятствовало созданию здесь широкой базы для туризма, отдыха и курортного лечения. Безусловно, по ряду показателей, прежде всего климатических, лучшие возможности имеет Крым. Здесь находится 770 гостиниц и санаторно-курортных учреждений, общая вместимость которых составляет 158 тыс. мест. Приморские курорты Крыма, счи-

37

38

тающиеся одними из лучших в мире, используют многочисленные местные источники минеральных вод, а также лечебных грязей. Крым — это еще и музей многих культур и цивилизаций под открытым небом: Херсонес и памятники славы в Севастополе, Царский курган и Аджи-мушкай в Керчи, «пещерные» города Чуфут-Кале, Мангуп-Кале, Эски-Кермен, генуэзские крепости в Судаке и Феодосии, дворцы Алупки, Ливадии и Бахчисарая, Никитский ботанический сад, удивительные бухты Нового Света и др.

В 2015 г. в Крыму отдохнуло 4,6 млн туристов, что на 21 % выше уровня прошлого года. За такой же период турпоток в Калининградскую область возрос на 25 %, превысив 1 млн человек. При этом на российских граждан приходится здесь 87% от всего числа приезжих, а в Крыму практически 100 %. В балтийском эксклаве отмечается ежегодный прирост числа гостиниц, в августе 2015 г. их насчитывалось 202 с фондом в 7820 номеров. Имеется также 17 санаториев, рассчитанных на 3,4 тыс. койко-мест. На курортах используется местная минеральная вода и лечебная грязь, а также янтарная терапия. Гостей на самом западе России привлекают такие достопримечательности, как национальный парк «Куршская коса», единственные в стране музеи янтаря и Мирового океана, исторический Кафедральный собор с усыпальницей великого Канта, фортификационные сооружения старого Кёнигсберга, места славы русского оружия в Семилетней, Отечественной 1812 г., Первой и Второй мировых войнах. Многие предпочитают отдохнуть на балтийских пляжах с мелким золотистым песком (в Крыму, как известно, большая часть пляжей галечные либо галечно-песчаные). В апреле 2016 г. впервые в России пляж в пос. Янтарный получил «Голубой флаг» — высокую международную награду, присуждаемую морским причалам и пляжам за соблюдение высоких стандартов качества и экологическую безопасность. Вероятно, из-за непризнания международным сообществом новой государственной принадлежности Крыма его приморские объекты отдыха за последние 3 года не номинировались на указанную награду, хотя в 2013 г. «Голубой флаг» присудили 12 причалам и пляжам полуострова.

Вместе с тем экономика российских эксклавных образований является дотационной. Обоим, и особенно Крыму, присущи низкие социально-экономические показатели развития. Так, объем валового регионального продукта на душу населения в 2013 г. в Калининградской области составлял 267,7 тыс. рублей, в Севастополе — 112,6 тыс. рублей, в Республике Крым — 92,4 тыс. рублей (соответственно 71, 29,9 и 24,5 % от совокупного ВРП по субъектам Российской Федерации на душу населения). Необходимость обеспечения благоприятных условий для устойчивого социально-экономического развития эксклавов послужила одной из причин организации режимов Особой (ОЭЗ) или Свободной (СЭЗ) экономической зоны. С распадом Советского Союза в 1991 г. в Калининградской области была организована СЭЗ «Янтарь», а в 1996 г. и 2006 г. ее сменили режимы ОЭЗ. Что касается Крымской СЭЗ, то она была организована в 2015 г. При этом были учтены положительные и

отрицательные результаты многолетней деятельности калининградской зоны. По примеру последней в состав СЭЗ в Крыму включена вся территория округа, большое сходство имеет режим зоны в том числе льготы для ее резидентов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В августе 2012 г. после широкого общественного обсуждения областным правительством была принята Стратегия социально-экономического развития Калининградской области на перспективу до 2031 г. К работе над Стратегией привлекались международные и отечественные консультанты в области стратегического планирования: основная ставка делается на развитие приоитетных («якорных») проектов. Они должны обеспечить диверсификацию отраслевого состава экономики области и создать ее более устойчивую промышленную базу. Ядро таких отраслей составят как уже сформированные в регионе автомобиле-и машиностроение, сельское хозяйство, рыбная промышленность и судостроение, так и заметно растущая туристская отрасль, янтарно-юве-лирное производство. В качестве новых приоритетов, которые обеспечат запуск наиболее конкурентоспособных проектов, определены сектор ГГ и «креативные индустрии». Акцент делается на развитие экспор-тоориентированных производств, чему способствует и географическое положение Калининградской области, находящейся в центре Европы.

Работа над аналогичной Стратегией социально-экономического развития Республики Крым до 2030 г. находится на заключительнои этапе. После общественного обсуждения документ планируют принять до июля этого года. Стратегия учитывает специфические особенности Республики, ограниченность ресурсов (сырье, вода, электроэнергия) и логистические трудности на данном этапе. Она также определяет направления для инвестирования и создания комфортных условий для развития бизнеса.

В свою очередь, Концепция социально-экономического развития Севастополя на 2015 — 2030 гг. предусматривает решение пяти ключевых задач:

1. Профицитный бюджет, «обеление» экономики.

2. Создание федерального центра культурно-исторического и военно-патриотического туризма.

3. Город, комфортный для проживания.

4. Реформа систем образования и здравоохранения.

5. Эффективная власть под общественным контролем.

Еще одним примером для Крыма послужила разработанная совместно экспертами Центра и балтийского эксклава Федеральная целевая программа (ФЦП) развития Калининградской области до 2015 г., утвержденная постановлением Правительства России в декабре 2001 г. В июне 2014 г. она была утверждена в новой редакции, а срок ее реализации продлен до 2020 г. Достижение цели Программы планируется осуществлять по трем крупным направлениям:

1. Формирование новой модели экономического развития области в условиях действия норм и правил ВТО.

2. Формирование комфортного жизненного пространства для населения области.

39

40

3. Развитие транспортной и инженерной инфраструктуры центра Калининграда в связи с подготовкой к Чемпионату мира по футболу в 2018 г. и дальнейшее развитие города.

Объем финансирования третьего этапа ФЦП (2014—2020 гг.) составляет 114,9 млрд рублей, в том числе 48,36% из федерального бюджета.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подобная Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» была принята постановлением Правительства России 11 августа 2014 г. Основными целями Программы стали интегрирование экономики Крымского федерального округа в экономическое пространство России, обеспечение транспортной доступности, снятие инфраструктурных ограничений в целях обеспечения устойчивого экономического развития. Объем финансирования ФЦП составляет 681,2 млрд рублей, в том числе 96,61 % из федерального бюджета.

Наконец 22 декабря 2014 г. для эксклава на Балтике было принято важное решение о создании Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Калининградской области. Цель ее создания — обеспечение согласованности действий заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, координация взаимодействия этих органов и правительства Калининградской области при решении вопросов социально-экономического развития региона. Через девять месяцев премьер-министром РФ (20 августа 2015 г.) было утверждено Положение о Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Республики Крым и города Севастополь.

Общей проблемой обоих эксклавов является зависимость от внешнего энергообеспечения и поставок энергоносителей. В силу этого здесь были размещены нестационарные энергогенерирующие установки и продолжают быть актуальными проекты строительства атомных электростанций (речь идет о «замороженной» недавно Балтийской АЭС и нереализованной еще в советское время АЭС в Крыму). На полуострове проблема усугубилась блокадой поставок электроснабжения от Украины. Это вызвало решение федерального Центра ускоренными темпами построить энергетический мост через Керченский пролив. В мае 2016 г. планируется ввести в эксплуатацию его четвертую цепь, в связи с чем общая мощность энергомоста составит 800 мегаватт. Таким образом, поставляемая из России энергия будет эквивалентна прежнему объему, поставлявшемуся из Украины. В будущем большие запасы природного газа на черноморском шельфе и суше могут в значительной мере снять вопрос нехватки энергоносителей. Хуже складывается аналогичная ситуация для западного эксклава, газо- и энергообеспечение которого идет через Литву. Сравнительно небольшие запасы калининградской нефти с добычей менее 1 млн тонн в год не позволяют организовать ее переработку на месте. К сожалению, не была реализована идея сделать отвод на Калининград от подводного газопровода «Северный поток». В качестве альтернативы АЭС было принято решение построить в области угольные электростанции. Перспективным, хотя пока нерента-

бельным для обеих территорий, стало также строительство малых электростанций, использующих возобновляемую (солнечную, ветровую, водную и «зеленую») энергию.

Специфической проблемой Крыма является дефицит водообеспе-чения (усугубленный прекращением поставок воды властями бывшего материнского государства), в том числе для нужд населения и экономики, в частности орошения пахотных земель. А вот для Калининградской области огромные трудности представляет осушение польдерных земель и борьба с переувлажнением почв. Поскольку обе территории не в состоянии своими силами справиться с указанными проблемами, в их ФЦП заложены соответствующие меры государственной поддержки.

Рассмотренные выше вопросы существования эксклавного региона и эксклавного федерального округа России показывают, что между ними больше сходств, нежели различий. Оба развиваются в непростых условиях оторванности своих территорий от материнского государства.

Главной проблемой Крыма является непризнание его нахождения в составе Российской Федерации с вытекающими отсюда проблемами его жизнеобеспечения, легитимности доступа, границ, инвестиций со стороны Украины и других государств. Наряду с этим перед Крымским ФО стоит сложная задача ускоренной интеграции в правовое поле Российской Федерации, перехода на российские стандарты во всех сферах жизни, решения проблем собственности и т. д. Однако, как указывалось выше, в связи с вхождением в состав России Крым стал получать огромный объем институциональной, ресурсной и финансовой поддержки. В частности, в кратчайшие сроки был создан энергомост с вхождением в единую энергосистему РФ и современная инфраструктура связи. К концу 2018 г. планируется сдача в эксплуатацию уникального моста через Керченский пролив (два железнодорожных пути, четыре полосы для движения автотранспорта). Реализуемые проекты — хорошие предпосылки для постепенного снятия многих проблем эксклавности Крыма.

Что касается калининградского региона, то его эксклавные проблемы (включая двойное иностранное окружение государствами с иной экономической, политической и военной ориентацией) нельзя никаким образом устранить. Повышенные литовские и белорусские тарифные ставки для транзита российских грузов, случаи конфискация таможенниками Беларуси (и это в рамках единого таможенного и экономического пространства двух государств!) товаров, произведенных в режиме калининградской ОЭЗ, а то и снятие льгот РЖД по доставке грузов в порт Калининград, серьезно сказывается на рентабельности местных предприятий. Одной из застарелых проблем, негативно влияющих на устойчивое развитие региона, являются постоянные корректировки федеральных законодательных актов относительно режимов Особой (Свободной) экономической зоны Калининградской области (в форме президентских указов, постановлений Правительства РФ, Федеральной таможенной службы и т. п.). Это не позволяет привлекать долгосрочные инвестиции в регион, ведет к сокращению производства или

41

42

переводу его на основную территорию России. Кроме того, несмотря на усиленное развитие инфраструктуры в Калининградской области, ее стандарты отстают от стандартов сопредельных стран-членов Европейского союза, и тем самым на границе создается своего рода «инфраструктурный барьер». Более того, практически вся инфраструктура, связанная с коммуникациями (транспорт, связь, энергетика), проходит по территории иностранных государств, что создает потенциальные риски безопасности Калининградской области как части Российской Федерации.

К сожалению, в ряде случаев кажется, что поддержка Центром черноморского эксклава является более целенаправленной, чем балтийского. Так, финансирование ФЦП по развитию Крыма в 2015 г. в отличие от ФЦП для Калининградской области не было уменьшено, несмотря на сокращение расходов бюджета РФ. И уж никуда не годится решать проблемы одного эксклава за счет другого. Такой пример недальновидности и бесхозяйственности произошел с передачей в апреле 2014 г. на юг грузопассажирского железнодорожного парома «Петербург», который был поставлен на линию Новороссийск — Керчь. Этот паром в отличие от двух чисто грузовых паромов «Амбал» и «Балтийск», также обслуживающих морскую трассу из Калининградской области в Усть-Лугу, может принимать на борт еще и 120 пассажиров. С его уходом водители грузовиков, доставив свои автопоезда на паромы, должны были сами лететь самолетом в Калининград! Только в марте 2015 г. удалось вернуть «Петербург» назад, тем более что по своим размерениям он не соответствовал инфраструктуре портов в Крыму.

По итогам первого заседании Правительственной комиссия по вопросам социально-экономического развития Калининградской области Минстерству экономического развития было поручено подготовить изменения в законодательство Российской Федерации о территориях опережающего социально-экономического развития (ТОР) предусматривающие распространение мер государственной поддержки и особого порядка осуществления деятельности на территории региона в 2016 г. Такое решение позволит компенсировать резидентам Калининградской ОЭЗ потери, связанные с отменой с 1 апреля 2016 г. таможенных преференций. Прекращение их действия связано с выполнением обязательств России в рамках Всемирной торговой организации. Для решения «проблемы-2016» Правительством также принято постановление о предоставлении субсидий для компенсации потерь предпринимателей.

Продолжающая существовать в области ОЭЗ предусматривает льготы по налогам на прибыль и имущество организаций. Режим ТОР помимо этого предлагает также деятельность свободной таможенной зоны. Действующим законом о ТОР создание указанных территорий разрешено только для Дальнего Востока и депрессивных моногородов. Еще один механизм государственной поддержки, предлагаемый Правительством РФ, — это создание в Калининградской области свободного порта. Такой режим, уже применяемый во Владивостоке, предусмат-

ривает освобождение резидентов на пять лет от налогов на имущество, прибыль и землю. Таким образом, подключение западного российского эксклава к новым льготным хозяйственным режимам делается в виде исключения. Можно предположить, что со временем в условиях неблагоприятной социально-экономической ситуации подобный режим может быть применен и для Крыма.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализируя уже опробованные и вновь предлагаемые Центром законодательные меры по обеспечению устойчивого социально-экономического развития Калининградской области, нельзя не прийти к заключению о том, что они, с одной стороны, оказывают серьезную и многоцелевую помощь региону, а с другой — носят все же конъюнктурный и достаточно узкий характер, не учитывающий специфику географического и геополитического положения российского субъекта в центре Европы. Решение этой проблематики видится в создании и принятии специального закона, который бы подчеркивал эксклавный статус Калининградской области, гарантируя ей единство политического и экономического пространства с материнским государством.

В заключение необходимо подчеркнуть, что специфика эксклавно-го положения обеих рассматриваемых территорий, особенно в условиях введения санкций ведущих стран мира против России, требует четкого и скоординированного курса федеральных и региональных властей на стабильность законодательства и учет внешних факторов для их устойчивого и безопасного развития.

43

Список литературы

1. Аксенов С. Два года спустя // Российская газета. №57 (6925). 18.03.2016. С. 11.

2. Балтийск: Пиллау — Балтийск. Прошлое и настоящее. Калининград, 2000.

3. Большой энциклопедический словарь Калининградской области. Калининград, 2011.

4. Галицкий К. Н. В боях за Восточную Пруссию. М., 1970.

5. Калининградская область станет территорией опережающего развития // Lenta.ru URL: https://lenta.ru/news/2015/04/01/torkaliningrad/ (дата обращения: 28.05.2016).

6. Кёнигсберг-Калининград. 1255—2005 : ил. энцикл. справ. Калининград, 2006.

7. Малые города Калининградской области : энцикл. справ. Калининград, 2011.

8. Минфин запланировал сокращение ФЦП развития области на треть // Rugrad.eu. URL: http://rugrad.eu/news/754037/ (дата обращения: 28.05.2016).

9. Развитие Черноморского флота. Новости ВПК URL: http://vpk.name/news/ 119573_.razvitie_chernomorskogo_flota.html19.10.2014 (дата обращения: 25.05.2016).

10. Реализация Федеральной целевой программы. Правительство Калининградской области. URL: http://gov39.ru/ekonomy/realizaciya-federalnoy-celevoy-programmy.php (дата обращения: 28.05.2016).

11. Рожков-Юрьевский Ю. Д. Политико-географические особенности развития Калининградской области как эксклавного региона России : автореф. дис. ... канд. геогр. наук. Калининград, 2013.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Сазоненков В. Паруса и память. Калининградская правда URL: http:// kaliningradka.ru/site_pc/region/index.php?ELEMENT_ID=74503 (дата обращения: 25.05.2016).

13. Улюкаев: ФЦП по развитию Крыма в 2015 году урезаться не будет. РИА Новости. URL: http://ria.ru/economy/20150314/1052551505.html (дата обращения: 25.05.2016).

14. Шадрина Т. К морю — по морю // Российская газета. №39 (6907). 25.02.2016.

С. 4.

44

Об авторе

Юрий Донатович Рожков-Юрьевский — канд. геогр. наук, ведущий эксперт Управления международных связей и протокола, Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград.

E-mail: YRozhkov-YUr@kantiana.ru

About the author

Dr Yuri Rozhkov-Yuryevsky, Leading Expert, Department of International Relations and Protocol, Immanuel Kant Baltic Federal University, Kaliningrad.

E-mail: YRozhkov-YUr@kantiana.ru

УДК 551.43573(091)

О. И. Рябкова, А. В. Левченков

ИЗУЧЕНИЕ ПОБЕРЕЖЬЯ САМБИЙСКОГО ПОЛУОСТРОВА: ВКЛАД НЕМЕЦКИХ, СОВЕТСКИХ И РОССИЙСКИХ УЧЕНЫХ

Современный уровень развития хозяйственной деятельности в прибрежной полосе Самбийского полуострова вновь делает актуальным необходимость комплексного изучения динамики трансформации береговой зоны. Этой задачей наряду с вопросами формирования рельефа в пляжевой полосе и прибрежной части акватории занималось не одно поколение немецких, советских и российских исследователей. Представлен исторический анализ научных работ, посвященных данной тематике начиная с первой половины XIX в. и заканчивая современностью. Таким образом, за более чем 150-летний период наблюдений получена уникальная база данных, позволяющая совершенствовать представления о направленности и интенсивности береговых процессов и региональных особенностях их проявления в условиях Юго-Восточной Балтики.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The level of economic activities in the coastal zone of the Sambia Peninsula once again necessitates a comprehensive study of its coastal zone transformation. This problem, alongside those of relief formation in the coastal and nearshore zones, has been addressed by several generations of German, Soviet, and Russian researchers. This article provides a historical analysis of relevant research works from the early 19th century to the present. A unique observation database has been created over 150 years. This data can contribute to the development of knowledge on the trends and intensity of coastal processes and their regional characteristics in the South-East Baltic.

Ключевые слова: Самбийский полуостров, берегозащита, история науки.

Key words: Sambia Peninsula, coastal protection, history of science.

© Рябкова О. И., Левченков А. В., 2016

Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер.: Естественные и медицинские науки. 2016. № 3. С. 44—70.