Научная статья на тему 'Современное состояние и пути развития сферы туристских услуг Крымского федерального округа'

Современное состояние и пути развития сферы туристских услуг Крымского федерального округа Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
572
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЫМ / РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА / ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ / СФЕРА ТУРИСТСКИХ УСЛУГ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Белозерова Юлия Михайловна

В статье дается обзор туристских ресурсов, состояния туристской инфраструктуры и направлений развития сферы туристских услуг Крымского федерального округа. Приводится перечень современных проблем и видение перспектив интеграции туристских предприятий Республики Крым и Севастополя в систему управления и экономическую среду Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Белозерова Юлия Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CURRENT STATUS AND ways of development of tourist services sphere IN the Crimean Federal district

The article provides an overview of tourism resources, tourism infrastructure status and development trends of tourist services sphere Crimean Federal District. A list of contemporary issues and visions integration of tourism enterprises Crimea and Sevastopol in the government system and economic environment of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Современное состояние и пути развития сферы туристских услуг Крымского федерального округа»

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ УПРАВЛЕНИЯ БИЗНЕСОМ

УДК 338.24

Ю.М. Белозерова СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПУТИ РАЗВИТИЯ

СФЕРЫ ТУРИСТСКИХ УСЛУГ КРЫМСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

Аннотация. В статье дается обзор туристских ресурсов, состояния туристской инфраструктуры и направлений развития сферы туристских услуг Крымского федерального округа. Приводится перечень современных проблем и видение перспектив интеграции туристских предприятий Республики Крым и Севастополя в систему управления и экономическую среду Российской Федерации.

Ключевые слова: Крым, развитие туризма, внутренний туризм, сфера туристских услуг.

Julia Belozerova THE CURRENT STATUS AND WAYS OF DEVELOPMENT

OF TOURIST SERVICES SPHERE IN THE CRIMEAN FEDERAL DISTRICT

Annotation. The article provides an overview of tourism resources, tourism infrastructure status and development trends of tourist services sphere Crimean Federal District. A list of contemporary issues and visions integration of tourism enterprises Crimea and Sevastopol in the government system and economic environment of the Russian Federation.

Keywords: Crimea, development of tourism, domestic tourism, sphere of tourist services.

Туристская сфера Крыма представляет собой развитую многокомпонентную систему, включающую широкий спектр предприятий и частных инициатив граждан, которая обеспечивает устойчивое социально-экономическое развитие региона за счет уникального туристско-рекреационного потенциала, имеющего природные, культурно-исторические и другие ресурсы, на основе чего сформировались крупные курортные и туристские зоны.

На территории Крыма расположено 825 коллективных санаторно-курортных организаций и гостиниц. Из них 151 учреждение предоставляет специализированное санаторно-курортное лечение, 316 объектов предоставляет услуги оздоровительного характера, остальные 358 учреждений - услуги по временному размещению. Таким образом, количество крымских здравниц, занимающихся как лечением, так и оздоровлением, составляет 467 объектов. По форме собственности из всех санаторно-курортных учреждений наибольшая доля приходится на частные учреждения (более 60% от всех учреждений). Следует отметить, что 35 санаторно-курортных учреждений находятся в собственности международных организаций. На государственную форму собственности приходится только 20,1% от всех санаторно-курортных учреждений.

Особый интерес представляет категория здравниц, в которых предоставляются различные оздоровительные и медицинские услуги. Для данной категории характерны следующие основные типы объектов размещения: санатории (75), пансионаты с лечением (18), детские санатории (31), гостиницы с лечением (8), медицинские

© Ю.М. Белозерова, 2014

Ю.М. Белозерова. Современное состояние и пути развития сферы туристских услуг...

реабилитационные центры (9), лечебно-оздоровительные центры (4), оздоровительные комплексы (3), туристско-оздоровительные комплексы (3).

С позиции развития туризма Крыма интерес представляет лечебно-оздоровительная база, которая состоит из 224 объектов (пансионаты, туристско-оздоровительные комплексы, туристско-оздоровительные центры, гостиницы). Сюда же можно отнести 92 детских оздоровительных лагеря. Так, суммарное количество детских учреждений в Крыму - 123 (включает детские оздоровительные лагеря и детские здравницы).

Несмотря на значительные возможности Крыма в области лечения и восстановления здоровья для большинства отдыхающих основной целью его посещения является пляжный туризм, который привлекает на отдых в Крым большинство как организованных (61,6%), так и неорганизованных туристов (79,6%) [4]. Общая протяженность пляжей Республики Крым составляет 517 км. На территории республики расположено 560 пляжей. В 2013 г. на территории республики 10 пляжей получили сертификаты «Голубой флаг» Фонда экологического образования (FEE), тем самым подтвердив соответствие международным требованиям безопасного и комфортного отдыха. Однако опрос отдыхающих показал, что оценивают санитарное состояние пляжа как «вполне хорошее» 62,6% отдыхающих по путевкам и только 16,2% «дикарей», что говорит о необходимости принятия первоочередных мер по решению этой проблемы [4].

По принципу круглогодичности в Крыму функционируют 269 круглогодичных объектов и 198 сезонных. Территориальное распределение объектов по районам Республики Крым выглядит следующим образом: в Ялтинском регионе расположено 168 объектов, в Феодосийском - 112, в Алуштинском - 107, в Евпаторийском - 103, в остальных 12 районах - 335 объектов размещения (включая города Симферополь, Старый Крым и Советский район). Отличительной особенностью территориального расположения специализированных санаториев является их концентрация в Ялтинском районе - 33 (44% от общего количества). При этом 70% детских санаториев сосредоточено в Евпатории.

Следует отметить, что все вышеуказанные коллективные средства размещения за последние несколько лет принимали в среднем 1,2 млн человек или 1454 человека на одно коллективное средство размещения в год (121 человек в месяц), что свидетельствует о явной недозагруженности данных средств размещения и незначительной доли лечебно-оздоровительного туризма в структуре туристских потоков и необходимости диверсификации туристских продуктов и услуг Крыма. В среднем загрузка коллективных средств размещения по итогам января-февраля 2014 г. составляет 22%, что ниже уровня 2013 года на 3 процентных пункта. Самая высокая заполняемость отмечается в учреждениях городов Саки и Евпатория - 45%, в Феодосии - 30%, в Ялте - 20%, в Судаке - 15%.

Кроме этого, на территории республики функционируют 4,5 тыс. домовладений, предоставляющих услуги по временному размещению, и 14 тыс. квартиросдатчиков (частный сектор). Особенность этого сектора заключается в том, что он принимает свыше 80% всего туристского потока (4 млн туристов в год). При этом ключевой проблемой данного сектора является высокий уровень «тенизации» - частные домовладения не подлежат налогообложению, к ним не применяется государственная статистическая отчетность, они тарифицируются как частные домовладения во всех коммунальных службах. Проблема урегулирования деятельности и налогообложения частного сектора крымской туриндустрии не решалась на протяжении последних 20 лет. Для ее решения требуется внедрение ряда правовых инструментов, а именно: обязательная классификация объектов размещения (по примеру г. Сочи) и введение

налогового патента для индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица на период курортного сезона.

Как организованный, так и неорганизованный туристопоток в Крыму традиционно состоял в основном из граждан Украины (56,6% в неорганизованном секторе и 46,2 в организованном), России (35,3% и 45,1% соответственно) и Белоруссии (4,5% и 3,7%). Что касается отдыхающих из других стран, то в туристическом потоке Крыма они представлены в очень незначительном количестве (4,4%) [4]. Поэтому потеря украинского рынка может привести туротрасль полуострова к значительным убыткам.

В связи с присоединением Республики Крым к Российской Федерации необходимо предотвратить возможное общее снижение притока туристов, на что указывает статистика по туристскому потоку за январь-февраль 2014 года. За этот период на территории Республики Крым отдохнуло на 16% меньше туристов (около 80 тыс.) по сравнению с этим же периодом 2013 г. Важно отметить, что по итогам 2013 г. более 25,5 тыс. человек (26,6% от общего количества организованных отдыхающих) проходили санаторно-курортное лечение на территории Республики Крым за счет средств Фонда социального страхования по временной утрате трудоспособности Украины. На эти цели было выделено 185 млн грн. (около 729,2 млн руб.) из данного фонда. Кроме этого, около 10 тыс. путевок было оплачено за счет Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Важно отметить, что в ряде коллективных средств размещения существует задолженность по заработной плате. Так общая задолженность перед работниками санаториев «Алмазный», «Прибой», «Евпатория», базы отдыха «Ариаска» и «Феодосия» составляет 2150 тыс. руб.

В Крыму осуществляют туристическую деятельность 208 туроператоров. В реестр специалистов туристского сопровождения внесено 1147 специалистов туристского сопровождения (экскурсоводов и гидов-переводчиков). В базу экскурсионных туров и маршрутов, разработанных субъектами предпринимательства, включено около 200 маршрутов.

В Крыму функционирует 21 туристско-информационный центр в 10 регионах полуострова: гг. Керчь, Саки, Симферополь, Ялта, в Судакском, Евпаторийском, Феодосийском регионах, а также в Бахчисарайском, Черноморском и Ленинском районах. Из них 11 являются круглогодичными.

В 2014 г. необходимо предпринять эффективные организационно-управленческие меры по использованию всех возможных видов транспортного сообщения с регионами России. Для круглогодичного авиасообщения необходимо создать условия, стимулирующие авиаперевозчиков. Существующее в настоящее время авиасообщение между Россией и Республикой Крым не сможет справиться с увеличением пассажиропотока в данном направлении. Росавиация разработала проект «Правил предоставления из федерального бюджета субсидий организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности воздушных перевозок пассажиров в г. Симферополь и в обратном направлении». Речь идет о перелете эконом-классом в период с 1 июня по 31 октября с.г. из 16 российских городов по специальному тарифу - от 2 000 руб. в один конец (из Самары и Нижнего Новгорода), до 6 800 руб. в один конец (из Иркутска). Предполагается, что размер субсидии на каждого пассажира будет равен тарифу в один конец. За 5 месяцев в рамках проекта планируется перевезти 200 тыс. пассажиров. На это будет потрачено 678,5 млн. руб., что потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета. Сейчас, по подсчетам Минтранса, еженедельно выполняется 70 авиарейсов в Крым, с мая будет 96 рейсов в неделю, а с июня - 136 [6].

Ю.М. Белозерова. Современное состояние и пути развития сферы туристских услуг...

Железнодорожное сообщение осуществляется по территории Украины и в период высокого сезона возникает дефицит билетов в крымском направлении. Кроме того, туристов отпугивает неспокойная ситуация в стране транзита. Пассажиропоток в Крым из России за март упал по сравнению с прошлогодним показателем в среднем на 45%: в Симферополь - на 65%, в Севастополь - на 55%, в Евпаторию - на 54%, в Керчь - на 47%. Из-за сложной политической обстановки вопрос прямой железнодорожной перевозки из России в Крым через Украину в курортный сезон до сих пор не решен. Неясной остается и возможность автомобильного сообщения через территорию Украины. Между тем, до 80% отдыхающих приезжало в Крым на поездах, автобусах или на своих автомобилях.

Существующее паромное сообщение между Республикой Крым и Российской Федерацией также требует модернизации. Строительство моста через Керченский пролив способствовало бы развитию санаторно-курортной отрасли на территории Республики Крым и решило бы существующие транспортные проблемы, но оно не может быть завершено в сжатые сроки. Эти и ряд других мероприятий были включены в «дорожную карту» развития туризма в Крымском федеральном округе.

Министерство транспорта рассматривает несколько вариантов сообщения с Крымом через Керченский пролив, минуя Украину. Вот один из них: на поезде до Крымска, затем на автобусе 90 км до паромной переправы в порту «Кавказ», далее на пароме переправиться и снова ехать автобусом. Другой вариант: доехать поездом до Анапы, пересесть на катамаран и переправиться в Керчь. Также рассматривается и возможность организации железнодорожного сообщения непосредственно до порта «Кавказ», где пассажиры пересядут на паром, а уже в Керчи вновь сядут на те же места в поезде, ожидающем их с другой стороны переправы. Возможно, что пассажирские вагоны также будут переправлять из порта «Кавказ» в Керчь. Оба варианта обсуждаются РЖД.

Сейчас действует автопассажирская паромная линия Крым - Кубань с портами захода «Кавказ» и «Крым», где курсируют паромы «Ейск», «Керченский-2» и пассажирский «Николай Аксененко». Недавно власти Краснодарского края решили открыть прямое морское сообщение между Анапой и крымским портом Керчь с привлечением катамаранов «Сочи-1» и «Сочи-2».

К началу летнего сезона россиянам предложат «единый билет» на проезд в Крым из различных городов России. Он предполагает сквозной тариф, который будет ниже, чем при покупке отдельных билетов на поезд, автобус и морской транспорт. Пассажир, покупая в железнодорожной кассе билет до Анапы, Крымска или Новороссийска, сможет одновременно приобрести билеты на автобус от вокзала до керченской переправы, а также на морской паром и опять на автобус - до Симферополя, Севастополя, Алушты, Феодосии. Минтранс планирует, что транспортно-логистическая схема доставки пассажиров в Крым по российской территории должна быть отработана уже к майским праздникам, а единый билет должен появиться в кассах к 1 июня [3].

Основными приоритетными направлениями развития туризма в Крымском федеральном округе должны стать: снижение отпускной стоимости туристско-рекреационных продуктов и услуг (по экспертным оценкам, до 30%); продвижение туристско-рекреационных продуктов и услуг; поддержка малого и среднего бизнеса за счет предоставления различных преференций, использования принципов государственно-частного партнерства [2]; внедрение стандартов качества услуг, обеспечение безопасности развития туристско-рекреационной сферы Крыма [7], интеграция профильного туристского образования Республики Крым в общероссийскую образовательную систему.

В целом мы видим, что ряд проблем в развитии туризма в Крыму немногим отличаются от факторов, тормозящих развитие данного сегмента в других регионах РФ [1], так есть все основания предполагать в ближайшее время установление устойчивых хозяйственных и социальных связей между соседними субъектами Федерации и распространение положительного опыта по наращиванию туристской инфраструктуры и повышению потока отдыхающих.

Литература

1. Белозерова Ю.М., Лебедева Ю.А. Стратегические направления развития туристско-рекреационного комплекса Российской Федерации на современном этапе // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2013. Вып. 21. С. 18-23.

2. Лебедева Ю.А. Финансово-экономический анализ туристского предприятия // Экономика и предпринимательство. 2012. № 5. С. 204-206.

3. Минтранс разрабатывает единый проездной до Крыма // RAT A-news № 3522. 07.04.2014.

4. Некоторые особенности организованного и неорганизованного туризма Крыма сезона 2011 года. НИР, выполненная Крымской ассоциацией туристических агентств и объединением по защите прав потребителей «Курортный Крым», 2011 г. // http://www.cata.crimea.ua/articles/index.php

5. План мероприятий («дорожная карта») «Развитие туризма в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе на 2014 год», проект Постановления Правительства РФ.

6. Росавиация представила правила субсидированной авиаперевозки в Крым // RATA-news № 3524. 09.04.2014.

7. Чудновский А.Д., Чирков Б.Д., Москалева Н.Б. Проблемы обеспечения безопасности туристов // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2009. № 21. С. 228-234.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.