Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ КОУЧИНГА НА РЕЗУЛЬТАТЫ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ОСНОВНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ВНЕДРЕНИЮ КОУЧИНГА В ПОДГОТОВКУ КУСАНТОВ-МНОГОБОРЦЕВ'

ВЛИЯНИЕ КОУЧИНГА НА РЕЗУЛЬТАТЫ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ОСНОВНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ВНЕДРЕНИЮ КОУЧИНГА В ПОДГОТОВКУ КУСАНТОВ-МНОГОБОРЦЕВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
252
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SPORTS TRAINING / PSYCHOLOGICAL PREPARATION OF AN ATHLETE / COACHING / OFFICER TRIATHLON / PEDAGOGICAL EXPERIMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шапошников Александр Александрович, Лазарев Алексей Викторович, Морозов Александр Анатольевич

В данной работе проанализировано происхождение термина «коучинг», определены его этимология и область применения. Раскрыты сущность и роль коучинга в спортивной подготовке. Предпринята попытка внедрения методики коучинга в спортивную подготовку курсантов-спортсменов (на примере офицерского троеборья летнего). Описаны основные методические приемы, применяемые при организации педагогического эксперимента по внедрению коучинга в подготовку кусантов-многоборцев. Обосновано положительное влияние коучинга на результаты теоретической подготовленности спортсменов, а также на практические результаты стрельбы из пистолета Макарова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шапошников Александр Александрович, Лазарев Алексей Викторович, Морозов Александр Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF COACHING ON THE RESULTS OF SPORTS TRAINING BASIC INSTRUCTIONAL TECHNIQUES USED IN THE ORGANIZATION OF PEDAGOGICAL EXPERIMENT ON INTRODUCTION OF COACHING INTO THE TRAINING OF KUZANOV-ROUNDER

This article analyzes the origin of the term «Coaching», reveals its etymology and scope. The essence and role of coaching in sports training is revealed. The coaching methodology has been introduced into the athletic training of cadets-all-rounders. The main methodical techniques in the pedagogical experiment on the introduction of coaching with the preparation of all-round athletes are described. The positive effect of coaching on the results of theoretical training of athletes, as well as on the practical results of shooting a Makarov pistol has been substantiated.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ КОУЧИНГА НА РЕЗУЛЬТАТЫ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ОСНОВНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ВНЕДРЕНИЮ КОУЧИНГА В ПОДГОТОВКУ КУСАНТОВ-МНОГОБОРЦЕВ»

чСШВЖШО

А.А. ШАПОШНИКОВ, А.В. ЛАЗАРЕВ, А.А. МОРОЗОВ

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

А.А. SHAPOSHNIKOV, A.V. LAZAREV, А.А. MOROZOV

ВЛИЯНИЕ КОУЧИНГА НА РЕЗУЛЬТАТЫ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ

INFLUENCE OF COACHING ON THE RESULTS OF SPORTS TRAINING

ОСНОВНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ВНЕДРЕНИЮ КОУЧИНГА В ПОДГОТОВКУ КУРСАНТОВ-МНОГОБОРЦЕВ

BASIC INSTRUCTIONAL TECHNIQUES USED IN THE ORGANIZATION OF PEDAGOGICAL EXPERIMENT ON INTRODUCTION OF COACHING INTO THE TRAINING OF KUZANOV-ROUNDER

Сведения об авторах: Шапошников Александр Александрович - преподаватель кафедры физической подготовки Военного института (Железнодорожных войск и военных сообщений) Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В.Хрулева МО РФ, майор (г. Санкт-Петербург, пос. Шушары. E-mail: P. G. S.2018@ yandex. ru );

Лазарев Алексей Викторович - преподаватель кафедры физической подготовки Военного института (Железнодорожных войск и военных сообщений) Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В.Хрулева МО РФ, майор (г. Санкт-Петербург, г. Петергоф. E-mail: alexfit82@mail. ru);

Морозов Александр Анатольевич - доцент кафедры физической подготовки Военного института (Железнодорожных войск и военных сообщений) Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А. В. Хрулева МО РФ, кандидат педагогических наук, доцент (г. Санкт-Петербург, г. Ломоносов. E-mail: тг. shakhtaev@mail. ru).

Аннотация. В данной работе проанализировано происхождение термина «коучинг», определены его этимология и область применения. Раскрыты сущность и роль коучинга в спортивной подготовке. Предпринята попытка внедрения методики коучинга в спортивную подготовку курсантов-спортсменов (на примере офицерского троеборья летнего). Описаны основные методические приемы, применяемые при организации педагогического эксперимента по внедрению коучинга в подготовку курсантов-многоборцев. Обосновано положительное влияние коучинга на результаты теоретической подготовленности спортсменов, а также на практические результаты стрельбы из пистолета Макарова.

Ключевые слова: спортивная тренировка, психологическая подготовка спортсмена, коучинг, офицерское троеборье, педагогический эксперимент.

Information about the authors: Alexander Shaposhnikov - teacher of the Department of physical training of the Military Institute (Railway troops and military communications) of the Military Academy of logistics named after General of the army A. V. Khrulev of the Russian defense Ministry, major (St. Petersburg, Shushary village. E-mail: P. G. S.2018@yandex. ru);

Ci

11 ф! ; t-1 - : : 1 + 1

jJL:f ш 1L

Alexey Lazarev - teacher of the Department of physical training of the Military Institute (Railway troops and military communications) of the Military Academy of logistics named after General of the army A. V. Khrulev of the Russian defense Ministry, major (St. Petersburg, Peterhof. E-mail: alexfit82@mail. ru);

Morozov Alexander - associate Professor of physical training of the Military Institute (Railway troops and military communications) of the Military Academy of logistics named after General of the army A.V. Khrulev of the Ministry of defense, PhD, associate Professor (St. Petersburg, Lomonosov. E-mail: mr. shakhtaev@mail. ru).

Summary. This article analyzes the origin of the term «Coaching», reveals its etymology and scope. The essence and role of coaching in sports training is revealed. The coaching methodology has been introduced into the athletic training of cadets-all-rounders. The main methodical techniques in the pedagogical experiment on the introduction of coaching with the preparation of all-round athletes are described. The positive effect of coaching on the results of theoretical training of athletes, as well as on the practical results of shooting a Makarov pistol has been substantiated.

Keywords: sports training, psychological preparation of an athlete, coaching, officer triathlon, pedagogical experiment.

В настоящее время в высших военных учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации уровень спортивной деятельности значительно вырос по сравнению с предыдущими годами. Это, в первую очередь, проявляется в положительной динамике роста результатов на спортивных состязаниях различного ранга (кубки и чемпионаты Вооруженных Сил России, спартакиады ввузов). Для достижения высоких результатов в подобных соревнованиях требуется подход к тренировочному процессу в сборных командах по военно-прикладным видам спорта, который будет обеспечивать высокую степень готовности к спортивным победам.

В условиях образовательной деятельности курсант-спортсмен подвержен колоссальной учебной и тяжелым физическим нагрузкам в тренировочном процессе, что в совокупности создает значительную психическую напряженность. Человеческая психика аккумулирует отрицательные воздействия указанных факторов, в результате чего повышается риск деструктивного эффекта как в образовательной, так и в спортивной деятельности. Как правильно построить систему подготовки курсанта-спортсмена с учетом вышеназванных

факторов? Этот вопрос частично перекрывается посредством классической системы подготовки спортсмена, имеющей глубокое научное обоснование, однако применить только спортивный подход в условиях военно-профессиональной деятельности не всегда представляется возможным и целесообразным.

В целях изучения новых подходов к тренировочному процессу в военном вузе исследовательской группой кафедры физической подготовки была изучена и внедрена методика коучинга в практическую часть системы подготовки курсантов-спортсменов. Целью практического исследования явилось повышение их спортивных результатов в соревновательной деятельности (на примере офицерского троеборья).

Исходя из цели, была выдвинута гипотеза исследования, которая строилась на предположении о том, что внедрение коучинга в процесс подготовки сборной команды по офицерскому троеборью будет способствовать повышению спортивных результатов в стрельбе, плавании и беге во время соревновательной деятельности.

Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ и обобщение литератур-

ных источников по изучаемой проблеме.

2. Исследовать исходный уровень физической подготовленности сборной команды института по офицерскому троеборью.

3. Проверить эффективность внедряемой методики коучинга в педагогическом эксперименте.

Объект исследования - спортивная подготовка курсанта-многоборца в образовательной среде.

Предмет исследования - влияние коучинга на результаты спортивной подготовки курсанта-многоборца.

В ходе решения первой задачи мы получили следующие результаты. Первое использование слова «coach» для обозначения инструктора зафиксировано около 1830 года в Оксфордском университете - «коучем» на сленге стали именовать человека, помогающего студенту готовиться к экзамену. Слово «коучинг» получило значение «переносить людей с их места туда, где они хотят быть». Этимологическое происхождение слова «коучинг» - телега (с венгерского). Чем отличается телега от поезда, например? Поезд идет по рельсам, от станции к станции. Пассажир не выбирает маршрут, а только конечную станцию, откуда, возможно, ему еще придется

Коучинг - техника создания особого состояния при помощи непринужденной доверительной беседы и обеспечения комфортных условий, которое способствует более легкому движению человека к поставленным целям так, чтобы это приносило ему удовлетворение.

добираться потом пешком. Телега же, повозка, как такси: едет туда, так и настолько быстро и тем маршрутом, как хочет того пассажир, и кучер управляет телегой, но не процессом. Кстати, «кучер» - слово того же происхождения. Но такого слова, как «коучер», нет, есть слово «коуч». Потому что это не от английского слова производная, где ко всему приделывается окончание - ег. Таким образом все становится на свои места: коуч помогает клиенту быстрее добраться из пункта А в пункт Б в комфортном клиенту формате, хотя тот мог бы дойти «пешком» и сам. Разница только в том, что этот процесс не пространственный, а интеллектуальный.

Рассматривая значение перевода в контексте тренировать, тренироваться, натаскать, натаскивать, возникает иное восприятие данного термина. В данной интерпретации «коуч» используется и в значении учитель, репетитор. Имеет место трактовка перевода - тренер, наставник, инструктор. Именно оно привычно для обывателя и наиболее подходит по профилю проводимого нами педагогического исследования.

Термин «коучинг» внедрен в обиход уже достаточно давно, однако в отечественном тезариусе

спортивной тренировки он появился сравнительно недавно. Прежде чем применить данную методику в системе спортивной подготовки нститута, коллектив кафедры проанализировал возможность ее применения и оценил планируемые риски в ходе реализации.

Основателем коучинга в западной системе спортивной подготовки считается Тимоти Голви, который изложил суть данной методики в 1974 году в книге «Внутренняя игра в теннис», которая была переведена на русский язык в 2008 году. Он полагал, что «главный противник спортсмена он сам, а не другой игрок или внешние обстоятельства. Игрок сталкивается с трудностями из-за внутренних установок, неверия в свои силы, из-за так называемого «противника в голове». Задачей коуча является наставничество, но не навязывание тех или иных действий. Он учит самостоятельно искать методы и пути для достижения цели».

В1992 году Джон Уитмор в книге «Коучинг высокой эффективности» из спортивной деятельности

коучинг применил в менеджменте и бизнесе. Джейн Рентой в работе <<СоасЫп§ап(1Меп"1;огт§» определила «коучинг», как метод консалтинга и тренинга, в процессе которого человек, называющийся «коуч», помогает обучающемуся достичь некой жизненной или профессиональной цели. В отличие от менторства (наставничества), коучинг сфокусирован на достижении четко определенных целей вместо общего развития. Мерилин Аткин-сон и Рае Т. Чойс в труде «Достижение целей. Пошаговая система» трактуют «коучинг», как личност-но ориентированную деятельность, которая обеспечивает условия для самореализации человека и сопровождает его на пути к успеху.

Коучинг - это техника создания особого состояния при помощи непринужденной доверительной беседы и обеспечения комфортных условий, которое способствует более легкому движению человека к поставленным целям так, чтобы это приносило ему удовлетворение. Коучинг - это достижение максимальной эффективности человеком путем полного раскрытия его внутреннего потенциала.

Вышеперечисленные определения в области нашего исследования позволяют нам представлять коучинг, как деятельность тренера-наставника по направлению обучающегося (спортсмена) на путь самостоятельного раскрытия внутренних способностей, для реализации поставленных целей (ранее не достижимых) при помощи активизации познавательных процессов. Коуч помогает ученику достигать новые победы. В военной образовательной системе может показаться странной и сложно реализуемой такая методика, однако в истории научных открытий были случаи, когда в основе зача-

административныи коучинг; коучинг первых лиц и др.

Схема 7. Виды коучинга

11 ф! ; t-1 - : : 1 + 1

ли: jJL:f ш 1L

Структура подготовки спортсмена (атлетическая)*™

Физическая (атлетич* еская) ПОДГОТОВКа направлена на общее

совершенствование двигательных способностей спортсмена, развитие физических качеств, формирование атлетического фундамента как базы для углубленной специализации в

определенном виде спорта._

Техническая подготовка направ лена на овладение наиболее рациональными и

эффективными способами движений и действий, присущих избранному виду спорта.

Тактическая

ПОДГОТОВКа " это воспитание у спортсменов способности ведения

спортивной борьбы, умения рационально и эффективно использовать свои возможности в —.——

Психологическая

ПОДГОТОВКа осуществляется с целью формирования у спортсменов психической готовности к соревновательной борьбе, а также развития психологических качеств, необходимых для успешного освоения других сторон спортивной _подготовки._

11

Теоретическая подготовка направлена на привитие спортсменам знаний,

необходимых для успешного овладения высотами спортивного мастерства.

Интегральная подготовка - это такие варианты тренировок, когда многократно и полностью выполняются основные соревновательные упражнения вида спорта, их комбинации или вся программа предстоящего выступления. При этом создается усложненная ситуация,

соответствующая условиям соревнований.

Схема 2. Структура подготовки спортсмена (по В. Миронову)

стую стояли самые невероятные и непонятные идеи для современников.

В настоящее время различают большое количество разновидностей коучинга (см. схему 1).

В рамках сформированного объекта исследования нас интересует спортивный коучинг. Коллектив кафедры физической подготовки Военного института (Железнодорожных войск и военных сообщений) в настоящее время проводит апробацию методики коучинга. Для целостного представления системы спортивной подготовки спортсмена рассмотрим ее структурные элементы (см. схему 2) и определим место коучинга в ней. Данная система подготовки спортивных кадров постоянно совершенствуется, что подтверждают новые спортивные достижения.

Обратим внимание на то, что общая структура включает два взаимосвязанных компонента психологической подготовки спортсмена:

• первый - психическая готовность к соревновательной борьбе (развитие эмоционально-волевой устойчивости и соревновательной надежности, овладение навыками саморегуляции психических состояний, выработка устойчивости к эмоциональным стрессам и умение управлять стартовым состоянием);

• второй -развитие психологических качеств, необходимых для успешного освоения других сторон спортивной подготовки (изучение личностных особенностей психики спортсмена, формирование мотиваций; идеомоторная и аутогенная тренировки; совершенствование психомоторных реакций; воспитание волевых качеств и др.).

Особым звеном в цепочке психологической подготовки спортсмена является формирование мотиваци-онной сферы, которая приобретает особую актуальность в процессе подготовки.

Отрицательные причины воздействия на мотивацию спортсмена:

- общесоциалъные (ослабление системы массового спорта среди допризывной молодежи, что характеризует низкий уровень физической подготовленности призывного контингента);

- профессиональные (влияние негативных факторов военно-профессиональной деятельности).

По Ю. Курамшину под психологической подготовкой следует понимать совокупность психолого-педагогических мероприятий и соответствующих условий спортивной деятельности и жизни

чСШВЖШО

"иозЖЕ Шш

спортсменов, направленных на формирование у них таких психических функций, процессов, состояний и свойств личности, которые обеспечивают успешное решение задач тренировки и участия в соревнованиях.

Теоретическая (интеллектуальная) подготовка по Л. Матвееву направлена на осмысление сути спортивной деятельности, непосредственно связанных с ней явлений, процессов и на развитие интеллектуальных способностей, без которых не мыслится достижение высоких спортивных результатов.

Следует отметить универсальность методики коучинга, которая гармонизирует не только с блоком психологической подготовки, но и с блоками теоретической и интегральной подготовок. Применение более мощного интеллектуального, психологического и интегрального воздействия тренера команды на группу курсантов-спортсменов (методика коучинга) на примере офицерского троеборья будет способствовать преодолению психологических барьеров в мотивации на достижение наивысших результатов в соревновательной борьбе.

Индивидуальная работа с каж~ дым спортсменом строилась на интеллектуально-ориентированном подходе к тренировочному процессу, а также выработке психологической устойчивости

к переносимым физическим нагрузкам и ответственности на самых значимых спортивных состязаниях. Такой подход будет способствовать росту результатов в спортивной деятельности курсантов-спортсменов.

В теоретической подготовке основные усилия были направлены на изучение:

• правил соревнований по избранному виду спорта и положений Единой всероссийской спортивной классификации;

• техники стрельбы из пистолета Макарова, плавания и бега;

• теории и методики физической культуры, анатомии, физиологии, биохимии и биомеханики.

Целесообразность выбранного направления интеллектуальной подготовки обусловлена тем, что при осмыслении базовых теоретических компонентов спортивной подготовки спортсмен уясняет: что происходит с его организмом во время физических нагрузок, какие биохимические процессы протекают в это время, как наиболее рационально выполнять двигательные действия, как правильно сочетать большой объем физических и психических нагрузок при выполнении различных видов двигательной активности (плавание, бег, стрельба).

В ходе решения второй задачи нашего исследования был изучен уровень спортивного мастерства

каждого спортсмена-многоборца, включенного в сборную команду института. После чего уточнены конкретные задачи на тренировочный цикл. В ходе психологического тестирования был выявлен ряд проблем, мешающих достижению наивысших спортивных результатов, а также обсуждены возможности и пути их решения.

Реализация тренировочного плана спортсменами сопровождалась возникновением на разных этапах специфических трудностей. Своевременная индивидуальная работа тренера с испытуемыми приводила к фокусировке внимания на главной цели тренировочного процесса, способствовала сохранению самообладания, приобретению полезных спортивных привычек (ведение дневника тренировок, соблюдение режима труда и отдыха, просмотр и анализ спортивных состязаний и т.д.).

На начальном этапе было проведено теоретическое тестирование всех членов команды, которое показало недостаточный уровень знаний (28,7% правильных ответов). Через месяц внедрения коучинга в процесс подготовки повторное тестирование показало положительную динамику (53,8%). Данный факт свидетельствует о том, что заинтересованность спортсменов в теоретической подготовке значительно возросла.

Офицерское троеборье для первой возрастной группы (до 30 лет, что соответствует контингенту обучающихся в военных вузах) включает: стрельбу из пистолета Макарова (упражнение ПМ 3, 5 пробных выстрелов и 30 зачетных), плавание на 300 метров вольным стилем, бег на 3000 метров. Каждая из вышеперечисленных дисциплин имеет определенную специфику подготовки и требует особого внимания как в теоретическом, техническом, физическом, тактическом, интегральном, так и в психологическом аспектах.

В ходе тренировочного процесса коучинг оказывал влияние и на психологическую подготовку спортсменов. Данный факт явился значимым по результатам контрольного среза до начала и после окончания педагогического эксперимента. В плавании и беге достоверных различий на уровне значимости р<0,05 не выявлено. Это объясняется известным фактом, что значимые физиологические сдвиги в организме спортсмена при тренировке на общую и специальную выносливость (в циклических видах спорта) происходят в период от 5-й до 7-й недели тренировочного процесса, а в нашем случае длительность эксперимента составила всего 4 недели, чего было явно недостаточно для получения достоверных различий. Однако в стрельбе мы выявили достоверные различия после эксперимента по сравнению с предыдущим тестом.

Перед контрольным занятием был проведен инструктаж по требованиям безопасности при стрельбе из пистолета. В психологическом плане акцент был уделен следующим моментам:

- подготовка внутреннего состояния спокойствия стрелка;

- проверка внешнего технического состояния оружия, обмундирования и экипировки;

- поиск оптимальной изготовки для стрельбы (удержание баланса тела, наведение на цель, прицеливание, удержание ствола пистолета, правильное совмещение мушки и целика с мишенью, дыхание, задержка дыхания перед самим выстрелом);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- выполнение первого выстрела;

- удержание оружия после выстрела (отдых, перезаряжание, работа с оптическими приспособлениями);

- анализ выстрела и всей сессии стрельбы;

- работа над ошибками.

Перед выполнением данных

операций испытуемые должны

были мысленно проделать данный алгоритм действий и только после этого приступать к выполнению упражнения.

Основной идеей интеллектуального, психологического и интегрального воздействия явилось осмысление тренировочной и соревновательной практики самостоятельно. Выработка индивидуальной тактики поведения на огневом рубеже, а также качественное сравнение своих действий в той или иной ситуации должны сочетаться с абстрагированием от окружающей действительности. Проведя анализ стрельбы до и после применения коучинга, было выявлено, что средний прирост результатов составил 6,7%, что имеет огромное значение в данной спортивной дисциплине, поскольку она является наиболее сложным техническим видом программы соревнований и дает большое количество очков, которые физически сложно набрать в плавании или беге.

Законы функциональных сдвигов в организме человека не позволяют нам со 100% уверенностью констатировать положительное влияние коучинга на положительную динамику результатов по циклическим видам спорта с ведущими физическими качествами, характеризующими общую и специальную выносливость. Однако результаты, полученные в ходе педагогического эксперимента по теоретической подготовке, которую курсанты-спортсмены осваивали самостоятельно по рекомендациям тренера-коуча, на уровне значимости р < 0,05, доказывают эффективность применения данной методики. Кроме интеллектуальной подготовки достоверно повысились результаты практического выполнения упражнения в стрельбе из пистолета Макарова.

Вывод. Методика коучинга в сочетании и совокупности с интеллектуальной, технической,

физической, тактической, психологической и интегральной подготовкой обеспечит положительный эффект в виде постоянства результатов, в меньшей степени зависящих от внешних раздражителей, что является весьма значимой причиной высоких спортивных достижений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Екатерина Прозорова http://coach. theutopia. ru/163-2/

2. Голви, Т. Внутренняя игра в теннис / Т. Голви. - М.: Сэнтэ, 2008.50 с.

3. Уитмор, Д. Коучинг высокой эффективности / Д. Уитмор.- М.: Международная академия корпоративного управления и бизнеса, 2005.161 с.

4. Renton, Jane (2009). Coaching and Mentoring: What They are and How to Make the Most of Them. New York: Bloomberg Press. ISBN9781576603307. OCLC263978214

5. Аткинсон, M. Достижение целей. Пошаговая система / М. Аткинсон, Р. Т. Чойс.- М.: Альпина Паблишер, 2018. 288 с.

6. https://advi. club/ psihologiya-i-obshhestvo/140-kouching-prostymi-slovami. html

7. https://ktonanovenkogo. ru/ voprosy-i-otvety/kouching-chto-ehto-takoe-prostymi-slovami. html

8. История и основы теории физической культуры: учебное пособие / А.Э. Болотин, P.A. Бу-гаенко,А.С. Булатов [и др.] / Под общ. ред. В. В. Миронова и В. Г. Федорова. - СПб.: ВИФК, 2005. 295 с.

9. Курамшин, Ю. Ф. Теория и методика физической культуры: учебник / Под. ред. проф. Ю. Ф. Курамшина. - М.: Советский спорт, 2007. 464 с.

10. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник для институтов физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991. 543 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.