Научная статья на тему 'Управление учебно-тренировочным процессом высококвалифицированных спортсменов в морском многоборье'

Управление учебно-тренировочным процессом высококвалифицированных спортсменов в морском многоборье Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
240
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТСМЕНЫ-МНОГОБОРЦЫ / УПРАВЛЕНИЕ / УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / МОТИВАЦИЯ / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ATHLETES-ALL-ROUNDER 'S / MANAGEMENT / TRAINING PROCESS / MOTIVATION / PHYSICAL QUALITY / TECHNICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калинин Александр Дементьевич, Карпов Владимир Юрьевич, Абрамишвили Гия Амиранович, Ерёмин Максим Викторович

Показаны варианты ответов высококвалифицированных спортсменов и тренеров, имеющих категорию по вопросам управления учебно-тренировочным процессом морских многоборцев. Показано, что по ряду вопросов имеются существенные разногласия в организации тренировочного процесса. Раскрыты требования к контролю специальной беговой и плавательной подготовки, показаны необходимость учета индивидуальных особенностей спортсмена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Калинин Александр Дементьевич, Карпов Владимир Юрьевич, Абрамишвили Гия Амиранович, Ерёмин Максим Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT TRAINING PROCESS OF HIGHLY SKILLED SPORTSMEN IN THE SEA DECATHLON

Showing answers elite athletes and coaches with the category of Management of educational and training process of sea-rounder’s. Shown that on some issues, there are significant differences in the organization of the training process. Disclosure requirements for the control of a special running and swimming training, shows the need to consider the individual characteristics of an athlete.

Текст научной работы на тему «Управление учебно-тренировочным процессом высококвалифицированных спортсменов в морском многоборье»

УДК 797.1:796.085

УПРАВЛЕНИЕ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫМ ПРОЦЕССОМ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ В МОРСКОМ МНОГОБОРЬЕ

А.Д. Калинин, В.Ю. Карпов, Г.А. Абрамишвили, М.В. Ерёмин

Показаны варианты ответов высококвалифицированных спортсменов и тренеров, имеющих категорию по вопросам управления учебно-тренировочным процессом морских многоборцев. Показано, что по ряду вопросов имеются существенные разногласия в организации тренировочного процесса. Раскрыты требования к контролю специальной беговой и плавательной подготовки, показаны необходимость учета индивидуальных особенностей спортсмена.

Ключевые слова: спортсмены-многоборцы, управление, учебно-тренировочный процесс, мотивация, физические качества, техническая подготовка.

Специалисты считают, что одним из основных условий, определяющим качество подготовки спортсменов, является эффективное управление учебно-тренировочным процессом [1, 2, 9]. Об этом свидетельствует анализ выступлений российских спортсменов на крупнейших международных соревнованиях, включая чемпионаты Европы и Мира, Олимпийские игры. Это в полном объёме относится к высококвалифицированным спортсменам, тренирующимся в морском многоборье.

Весь состав, семь человек, в число которых входят гребцы, пловцы, стрелки, бегуны и специалисты парусного спорта составляют команду морских многоборцев. Перед тренером стоит непростая задача найти вариант оптимального соотношения спортсменов перечисленных специализаций, чтобы каждый спортсмен в команде обладал этими качествами. Решение этой задачи при комплектовании команды по морскому многоборью бывает сложным и ответственным [5].

Успех выступлений на соревнованиях самого высокого уровня и ранга во многом зависит от оптимального сочетания спортсменов узкой специализации (стрельба, парусные гонки) и многоборцев, в подготовке которых основным направлением является развитие выносливости. Кроме этого исключительное значение и важность имеет качество технического оснащения инвентаря (ялов, парусов, весел, уключин).

На современном этапе в морском многоборье наметились современные тенденции в технологии управления учебно-тренировочным процессом, в основу которого положен дифференциально-функциональный подход [3, 4].

В настоящем исследовании поставлена цель: определить социально-педагогические условия тренировочного процесса морских многоборцев.

Задачи исследования: разработать критерии оценки психолого-педагогической деятельности тренеров, выявить основные факторы, определяющие управленческую эффективность учебно-тренировочным процессом в команде спортсменов, а также установить последовательность этапов их профессионального совершенствования.

В процессе исследования по проблеме управления подготовкой высококвалифицированных спортсменов в морском многоборье был проведен опрос тренеров, имеющие категорию, ведущих спортсменов Поволжья. В опросе приняли участие 32 специалиста, мастера спорта и спортсмены международного класса по морскому многоборью - 18 человек.

На основе анализа полученных результатов выполнено ранжирование показателей, по данным которого установлено, что профессиональную подготовленность тренера респонденты поставили на первое место (сумма рангов - 117), попадание в пик «спортивной формы» членами команды к ответственным стартам сезона на второе место - (сумма рангов - 156). Оптимальное соотношение уровней физической и специальной подготовленности, а также функциональной и психологической готовности многоборцев к соревновательной деятельности соответственно составляет (сумма рангов - 208 и 197). Опрос специалистов показал, что достичь стабильных спортивных результатов на международном уровне в морском многоборье возможно, имея высокую мотивацию тренеров и спортсменов к учебно-тренировочному процессу.

Тесная зависимость уровня развития необходимых двигательных качеств и техники выполнения соревновательных упражнений отмечается у значительной части тренеров (78,1, %) и спортсменов-многоборцев (76,7 %). Также общую точку зрения спортсмены и тренеры имеют в отношении учета индивидуальных особенностей физического развития спортсменов и подбора соответствующего варианта техники, которым должно уделяться пристальное внимание [7, 9]. При этом большинство тренеров проводят силовую подготовку на различных тренажерах: для развития силы отдельных мышечных групп, для повышения результативности в плавании и гребле на ялах. Преобладающим является мнение тренеров (70,8 %) и спортсменов (82,2 %) по вопросу рациональности вычленения неспецифических упражнений. Многократное повторение

соревновательных упражнений приводит к совершенствованию техники отдельных видов многоборья, и как следствие повышается способность к реализации имеющегося двигательного потенциала.

При ответах на вопрос о сочетании физической и технической подготовки, их содержания и соотношения в учебно-тренировочном процессе у морских многоборцев в результате анализа полученных ответов обнаружены весьма существенные различия. Лишь четвертая часть специалистов (27,2 %) отдают предпочтение в своей деятельности

сопряженному воспитанию и развитию физических способностей и совершенствованию технического мастерства в тренировочном процессе.

Полученные результаты исследования позволили констатировать, что техническая подготовка спортсменов в основном проводится с использованием метода многократного повторения соревновательного упражнения и проведением словесной коррекции. Эффект использования данного метода часто находится в зависимости от качества выполняемой словесной коррекции выполняемой педагогом, а также от способности спортсмена к самоанализу двигательных действий и ощущений.

Наиболее оптимальное соотношение уровня физической и специальной подготовленности спортсменов, а также умение рационально распределить тренировочные средства и физическую нагрузку на разных этапах подготовки является одним из основных факторов, определяющих в конечном итоге эффективность управления учебно-тренировочным процессом морских многоборцев [7].

Необходимо обратить внимание на недостаточный контроль и его методический уровень за специальной подготовленностью морских многоборцев со стороны тренеров, а также регулярность проведения контроля за специальной беговой и плавательной подготовкой [5]. Вероятно, это можно связать с доступностью методики и простотой обработки и сопоставления полученных результатов. Уровень развития двигательных способностей специалисты (81,3 %) определяют по отдельным показателям при выполнении специальных упражнений, а также результатам соревновательных упражнений.

Как отмечают большинство специалистов (84,4 %), повышение соревновательного результата при сохранении прежнего уровня физического развития свидетельствует о повышении его двигательного потенциала и о повышении технического мастерства. Однако (12,5 %) тренеров говорят о подмене объективного контроля подготовленности субъективной оценкой качества выполнения упражнения и визуальным наблюдением, что, по их мнению, не даёт возможности увидеть объективную картину изменений техники на различных этапах многолетней подготовки в отдельных видах многоборья.

В процессе индивидуальной работы с тренерами нами установлено, что в основе профессиональной деятельности тренеров находятся различные мотивы, и они является полимотивированными. Глубокие социальные мотивы и мотивы идентификации преобладают у спортивных педагогов, стремящихся к высокому уровню проявления творческих начинаний, утилитарные мотивы доминируют у тренеров, проявляющих средний и низкий уровень творчества. В формировании у них педагогического идеала основными источниками служат образцы педагогической деятельности выдающихся тренеров.

Установлена определенная зависимость у тренеров по морскому многоборью между уже имеющимися специальными знаниями, психолого-педагогическими навыками, умениями и необходимостью повышения профессиональной подготовленности [1, 3]. Основная масса тренеров -78,2 % считают основным условием успешности в осуществлении творческой профессиональной деятельности - высокую профессиональную подготовленность. Поэтому основное внимание специалисты рекомендуют направить на повышение уровня теоретико-методической и практической подготовки в деятельности тренера, что влечет за собой проявления творческого мышления.

Повышение общепедагогической, методологической, и специальной подготовки влечет за собой высокий уровень теоретической подготовленности, а за счет проявления творческого подхода в осуществлении целенаправленной профессиональной деятельности -наблюдается повышение практического уровня подготовленности [1, 3, 4].

Таким образом, анализ полученных результатов показал, что на фоне повышения конкуренции на международной арене, необходимо вооружить тренера не только фундаментальными знаниями из области теории и психологии спортивного коллектива, но и последними достижениями науки и практики; ознакомить с закономерностями и принципами осуществления профессиональной деятельности на современном уровне; направлять внимание на диалектическое и системное мышление при подготовке к тренировочному процессу [4]. Обсуждение этих вопросов необходимо проводить на тренерских советах, научно-практических конференциях ведущих тренеров страны, семинарах, дискуссиях круглого стола, а так же необходимо включать в планы учебно-методических семинаров, служить предметом изучения и обсуждения. Анализ профессиональных ситуаций, это один из достаточно эффективных методов повышения уровня профессиональных способностей тренера по виду спорта, применяемого в различных формах в учебно-методической работе [1, 3, 4].

Список литературы

1. Белоцерковец Е.А., Карпов В.Ю. Особенности подготовки специалистов в сфере физической культуры в современных // Физическая культура, спорт, наука и практика. 2008. № 3. С. 51-54.

2. Еремин М.В., Карпов В.Ю., Комаров М.Н. Проблемы эффективности управления учебно-тренировочным процессом в команде по футболу // Новая наука: от идеи к результату. 2015. № 5-1. С. 37-41.

3. Калинин А.Д., Карпов В.Ю. Определение критериев оценки психолого-педагогической деятельности тренера по морскому многоборью // Sochi Journal of Economy. 2012. № 3. С. 137-143.

4. Калинин А.Д. Управление учебно-тренировочным процессом морских многоборцев на основе дифференциально-функционального подхода: автореф. дис. ...канд. пед. наук. СПб., 2005. 25 с.

5. Карпов В.Ю., Калинин А.Д. Организация и содержание учебно-тренировочного процесса морских многоборцев // Физическая культура и спорт в современной системе образования: матер. V науч.-практ. конф. Самара: Изд-во СГПУ, 2004.С. 274-282.

6. Карпов В.Ю., Марьина Н.В., Скоросов К.К. Теоретико-методические аспекты сопряженного развития физических качеств и формирования техники двигательных действий у девочек среднего школьного возраста // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2015. № 6 (124). С. 91-96.

7. Карпов В.Ю., Петрунин Р.Е. Основы интегральной подготовки спортсменов, специализирующихся в теннисе // Теория и практика физической культуры. 2011. № 9. С. 21.

8. Карпов В.Ю., Петрунин Р.Е.,. Родин А.В. Содержание технической подготовки спортсменов в игровых видах спорта // Известия Сочинского государственного университета. 2011. № 4. С. 271-273.

9. Управление физической культурой и спортом. Менеджмент и маркетинг в олимпийском движении: актуальные проблемы и пути совершенствования / Ю.А. Зубарев [и др.]: матер. Межд. науч.-практ. конф. Волгоград: Принт, 2015. С. 384.

Калинин Александр Дементьевич, канд. пед. наук, доц., vu2014@mail.ru, Россия, Москва, Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова,

Карпов Владимир Юрьевич, д-р пед. наук, проф., vu2014@mail.ru, Россия, Москва, Российский государственный социальный университет,

Абрамишвили Гия Амиранович, канд. пед. наук, доц., vu2014@mail.ru, Россия, Москва, Российский государственный социальный университет,

Ерёмин Максим Викторович, канд. пед. наук, доц., eremin-max@mail.ru, Россия, Москва, Российский государственный социальный университет

MANAGEMENT TRAINING PROCESS OF HIGHLY SKILLED SPORTSMEN

IN THE SEA DECATHLON

A.D. Kalinin, V.Y. Karpov, G.A. Abramishvili, M.V. Eremin

Showing answers elite athletes and coaches with the category of Management of educational and training process of sea-rounder's. Shown that on some issues, there are significant differences in the organization of the training process. Disclosure requirements for the control of a special running and swimming training, shows the need to consider the individual characteristics of an athlete.

Key words: athletes-all-rounder's, management, training process, motivation, physical quality, technical training.

Kalinin Alexander Terent'evich, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, vu2014@mail.ru, Russia, Moscow, Russian National Research Medical University N.I. Pirogov,

Karpov Vladimir Yurievich, doctor of pedagogical Sciences, professor, vu2014@mail.ru, Russia, Moscow, Russian State Social University,

Abramishvili Gia Amiranovich, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, vu2014@mail.ru, Russia, Moscow, Russian State Social University,

Eremin Maksim Viktorovich, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, eremin-max@mail. ru, Russia, Moscow, Russian State Social University

УДК 799.31

СПЕКТРАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ В ПУЛЕВОЙ СТРЕЛЬБЕ: ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ

А.Н. Корольков, И.А. Сабирова, Г.Н. Германов

Рассмотрены возможности аппроксимации результатов в стрельбе из пневматического оружия различными аналитическими функциями и рядом Фурье. Произведена оценка точности такого представления. Определена среднеквадратическая ошибка аппроксимации результатов стрельбы дискретным рядом Фурье, вызванная разновременностью совершения выстрелов. Проведено сравнение результатов аппроксимации полиномами четвертой и шестой степени с представлением результатов стрельбы первой и второй гармоникой ряда Фурье. Рассмотрены амплитудно-частотные и фазово-частотные спектры изменения результативности в стрельбе. проанализированы спектры временных рядов результатов стрельбы разной продолжительности. Определены перспективы дальнейших исследований.

Ключевые слова: пулевая стрельба, спектральный анализ, аппроксимация, ритмические изменения результативности.

Двигательная деятельность в пулевой стрельбе представляет совокупность однотипных действий, осуществляемых с определенной периодичностью. Так, в стрельбе из пневматического оружия (упражнение ПП-3 пистолет ПН, 10 м, 60 выстрелов, ВП-6 винтовка ПН, 10 м, 60 выстрелов стоя) спортсмен выполняет 60 выстрелов в 6 сериях. При этом каждый выстрел выполняется с приблизительной частотой один выстрел в минуту. Таким образом, результаты стрельбы представляют собой временной ряд значений, чередующихся через приблизительно одинаковые промежутки времени. С другой стороны, любой временной ряд может быть представлен в виде различных функций: линейных, степенных, экспоненциальных, логарифмических, полиномиальных и т. п., в том числе, и в виде линейной комбинации тригонометрических функций, так называемого ряда Фурье. Это позволяет с определенной точностью

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.