Научная статья на тему 'Влияние корпоративной культуры военного вуза на языковое сознание курсантов'

Влияние корпоративной культуры военного вуза на языковое сознание курсантов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
148
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / ЯЗЫКОВОЕ СОЗНАНИЕ / КУРСАНТ / FREE-ASSOCIATION TEST / CORPORATIVE CULTURE / LANGUAGE CONSCIOUSNESS / STUDENT OF THE MILITARY INSTITUTE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ахраменко К. В.

В статье проводится сравнительный анализ результатов свободного ассоциативного эксперимента, проведенного с курсантами военного института, и данных Русского ассоциативного словаря. Автор описывает особенности языкового сознания курсантов, сформировавшиеся под влиянием корпоративной культуры военного вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF THE CORPORATIVE CULTURE OF THE MILITARY INSTITUTE ON THE STUDENTS LANGUAGE CONSCIOUSNESS

The aim of this study is to carry out the comparative analysis of the free-association test results and the data of Russian Associative Dictionary. The test was conducted at the Military Institute. On the basis of this analysis the author singles out and describes the peculiarities of the students language consciousness formed under the influence of corporative culture of the Military Institute.

Текст научной работы на тему «Влияние корпоративной культуры военного вуза на языковое сознание курсантов»

Раздел 2 ФИЛОЛОГИЯ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

Ведущие эксперты раздела:

ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ ЖАТКИН - доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой перевода и переводоведениия Пензенской государственной технологической академии (г. Пенза) ЛАРИСА МИХАЙЛОВНА ВЛАДИМИРСКАЯ - доктор филологических наук, профессор Алтайской академии экономики и права (г. Барнаул)

ТАМАРА МИХАЙЛОВНА СТЕПАНСКАЯ - доктор искусствоведения, профессор Алтайского государственного университета (г. Барнаул)

УДК 81'23 + 81

Akhramenko K.V. THE INFLUENCE OF THE CORPORATIVE CULTURE OF THE MILITARY INSTITUTE ON THE STUDENTS' LANGUAGE CONSCIOUSNESS. The aim of this study is to carry out the comparative analysis of the free-association test results and the data of Russian Associative Dictionary. The test was conducted at the Military Institute. On the basis of this analysis the author singles out and describes the peculiarities of the students' language consciousness formed under the influence of corporative culture of the Military Institute.

Key words: free-association test, corporative culture, language consciousness, student of the Military Institute.

К.В. Ахраменко, соискатель ЮУрГУ, г. Челябинск, E-mail: akv87chel@yandex.ru

ВЛИЯНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ВОЕННОГО ВУЗА НА ЯЗЫКОВОЕ СОЗНАНИЕ КУРСАНТОВ

В статье проводится сравнительный анализ результатов свободного ассоциативного эксперимента, проведенного с курсантами военного института, и данных Русского ассоциативного словаря. Автор описывает особенности языкового сознания курсантов, сформировавшиеся под влиянием корпоративной культуры военного вуза.

Ключевые слова: ассоциативный эксперимент, корпоративная культура, языковое сознание, курсант.

Понятие «языковое сознание» возникло в Московской психолингвистической школе в 80-90-е годы. Однако до сих пор этот термин является недостаточно определенным. Некоторые исследователи используют термины «сознание» и «языковое сознание» как синонимы, другие считают «языковое сознание» разновидностью сознания «вообще».

Вслед за Е.Ф. Тарасовым под языковым сознанием мы понимаем «образы сознания, овнешняемые языковыми средствами - отдельными лексемами, словосочетаниями, фразеологизмами, текстами, ассоциативными полями» [1, с. 36]. Важно также отметить то, что сознание непосредственно не наблюдаемо, а средствами выражения сознания являются вербальные овнешнения, которые обеспечивают опосредованный доступ к сознанию [2].

Одним из ведущих методов, способных «овнешнить» «неосознаваемые слои сознания», является ассоциативный эксперимент. Ценность ассоциативного эксперимента как одного из способов овнешнения языкового сознания подчеркивает Н.В.Уфимцева, отмечая, что «ассоциативные поля, формируемые из реакций носителей языка, дают возможность описывать качества их образов сознания» [3].

Рассмотрим теперь понятие «корпоративная культура». Если обратиться к истории, то впервые данный термин употребил Хельмут фон Мольтке - генерал-фельдмаршал, воен-

ный теоретик и один из идеологов германского милитаризма. Именно он применил принцип организации армии по функциональному принципу, которая пошла по пути создания специализированных армейских частей и подразделений, и зародил основы «корпоративной культуры офицеров» [4, с. 44]. Вслед за Е.В.Харченко под корпоративной культурой профессионалов мы понимаем «культуру, формируемую специалистами какой-либо области деятельности в течение длительного времени и передающуюся вместе со специфичными знаниями» [5, с. 205].

Основными чертами корпорации являются:

1) Принятие ее членами целей, ценностей, общих подходов к совместной деятельности.

2) Члены корпорации несут ответственность за конечный результат.

3) Корпорация становится командой, базирующейся на выполнении обязательств и на доверии, что означает возникновение особого «духа корпоративности» - чувства локтя в совместной деятельности.

4) Корпорация отличается четким распределением функций.

5) В корпорации главенствует иерархическая ролевая структура.

6) Корпорации присуща максимальная централизация и авторитарность руководства организацией [4, с. 43].

А.В. Бочкарев под «корпоративной культурой военных» понимает «принимаемую всеми военнослужащими философию и идеологию военного управления, ценностные ориентации, верования, ожидания и нормы, лежащие в основе отношений и взаимодействий как внутри воинской части, так и за ее пределами» [4, с. 44].

Корпоративная культура существует не только внутри групп людей, объединенных общей профессиональной деятельностью, но и в высших учебных заведениях. Об этом пишет Л.П. Иноземцева: «Высшее учебное заведение является одной из форм корпоративных образований. Оно обладает всеми признаками корпорации: имеет четкую внутреннюю структуру, особые духовные и материальные ценности, атрибутивное и ритуальное выражение, корпоративный имидж и др.» [6, с. 79].

В этой связи интересными представляются мысли А.В.Бочкарева о том, что формирование военной корпоративности у курсантов не носит разового характера, а цементирует жизнь и деятельность Российской армии [4, с. 44].

Итак, мы считаем, что первым «транслятором» основ корпоративной культуры является вуз, в дальнейшем ее усвоение происходит в процессе профессиональной деятельности выпускника.

Принадлежность к определенной корпоративной культуре проявляется через общность языкового сознания ее носителей. Одним из способов овнешнения образов сознания является ассоциативный эксперимент, а в полученных в результате его проведения вербальных ассоциациях можно проследить влияние корпоративной культуры.

Корпоративная культура военного вуза служит основой для формирования профессионального языкового сознания курсантов. Вслед за А.А. Селютиным мы считаем, что это возможно благодаря «искусственной стимуляции стереотипов образа мышления с тем, чтобы направить варианты сознания в определенное русло, заставить мыслить нужными категориями, то есть стимулировать развитие именно корпоративного образа мышления. Таким образом, создаются предпосылки для искусственного формирования языкового сознания. Основными инструментами формирования являются метаязык и искусственно созданные (навязанные) образы сознания» [7, с. 334].

На языковое сознание курсантов оказывает влияние не только корпоративная культура военного вуза, но и специфика профессии, которую они осваивают. В Энциклопедическом словаре под редакцией Б.А. Душкова дается следующее определение: «Профессия - это вид трудовой деятельности человека, который владеет комплексом теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки и опыта работы» [8, с. 259].

В этой связи ценным кажется замечание А.А. Леонтьева: «В последнее время возникло даже понятие «профессиональный образ мира», формирование которого является одной из задач обучения специальности. Вообще процесс обучения может быть понят как процесс формирования инвариантного образа мира, социально и когнитивно адекватного реальностям этого мира и способного служить ориентировочной основой для эффективной деятельности человека в нем. Так или иначе, наше знание о мире неразрывно с нашей деятельностью в мире...» [9, с. 273].

Актуальность исследования языкового сознания профессионала и корпоративной культуры была обоснована в работе Е.В. Харченко: «В современной отечественной психолингвистике на первый план выходят проблемы взаимовлияния и взаимодействия носителей разных культур, а следовательно, и разных языковых сознаний» [10]. Однако взаимодействие носителей разных культур рассматривается не как общение носителей разных этнических культур, а как «общение носителей корпоративных культур, т.е. представителей объедине-

ний или союзов, создаваемых на основе профессиональных или сословных интересов». При помощи метафоры «носитель профессиональной культуры» было предложено «описывать качества сознания человека, которые сформировались при «присвоении» определенной профессиональной культуры» [там же].

Мы считаем, что изучение языкового сознания курсантов как представителей особой корпоративной культуры необходимо в силу большой общественной значимости военной профессии. Наличие армии является обязательной характеристикой любого современного независимого государства. В словаре русского языка С.И. Ожегова дается следующее определение армии: «Армия - это вооруженные силы государства» [11, с. 27].

Армия - это государственная военная организация, которая предназначена для отражения агрессии, для защиты целостности и неприкосновенности территории государства [12, с. 40]. Таким образом, армия выполняет функции защиты Отечества от внешних и внутренних угроз и является одним из основных институтов государства.

Нами была совершена попытка выявить влияние корпоративной культуры военного вуза и специфики профессии на языковое сознание курсантов. Для этого мы провели пилотажное исследование с применением свободного ассоциативного эксперимента.

В экспериментах приняли участие курсанты 4 и 5 курсов ЧВВАУШ(ВИ). Выборка испытуемых основывается на предположении, что к концу обучения степень усвоения корпоративной культуры своей специальности у них выше по сравнению с курсантами 1 - 3 курсов. Стимулы были выбраны из РАС и распределены на 4 варианта анкеты таким образом, чтобы не было одинаковых стимулов в разных анкетах. Наличие 4 вариантов, как нам кажется, исключает возможность списывания и влияния на языковое сознание друг друга рядом сидящих курсантов.

Сравним полученные результаты с данными РАС, обратившись к Таблице 1.

Так как автор данной статьи не является представителем корпоративной культуры военных, анализ проводился на основании метода экспертной оценки, благодаря которой мы смогли объяснить и проанализировать полученные данные.

Вся теоретическая и практическая подготовка профессионального военного сводится к подготовке к вероятной войне. В процессе обучения у курсантов целенаправленно формируют образ врага, негативное отношение к нему. В этой связи значимым представляется следующее высказывание Ч. Каплана: «В новой Военной доктрине РФ, опубликованной в феврале этого года, Россия определила расширение НАТО как главную внешнюю угрозу» [13, с. 8]. Это связано с тем, что «к концу первого десятилетия 21 века произошло очередное серьезное обострение отношений России с США, которое охватило практически весь спектр и в первую очередь сферу безопасности» [14, с. 2]. Таким образом, вероятным противником России является Америка, что находит свое отражение в реакциях, данных курсантами на стимул «враг»: «американец», уничижительное «америкос», «Америка», «НАТО». При этом в РАС реакция «противник» находится по частотности ближе к концу списка, а реакция «США» встречается всего один раз. Слово «враг» является самой частотной реакцией на стимул «шпион». Таким образом очевидна тесная связь между этими словами в языковом сознании курсантов. Аналогичная реакция встречается в РАС, но лишь как единичная. Национальность врага вновь определяется как «американец». Слово «американец» отсутствует в качестве слова- стимула в РАС. Поэтому для того чтобы определить, насколько устойчивы связи понятий «враг» и «американец» в языковом сознании курсантов, мы провели дополнительное исследование. Была составлена пятая анкета, в которой среди прочих стимулов встречалось слово «американец». Как видно из приведенных в

табл. 1 результатов, между словами «враг» и «американец» шинство других реакций имеют ярко выраженную отрица-существует устойчивая обратная связь. Помимо этого, боль- тельную окраску.

Таблица 1

Стимул Реакции (курсанты) Реакции (РАС)

враг противник-10, недруг, чужой, плохой, народа, неприятель-6, американец, государство, НАТО, злодей, победить-4, Америка, аме-рикос-2, шпион, удар, ненависть, расстрелян, плохо, уничтожить, супостат, вражина, бандит, агрессор, друг, человек, чурка, устранить, не пускать, отражен, отрицательный, опасен, нужен, мой-1 народа-18, мой-15, друг-11, война-4, бежит, кровный, народ, не спит, противник, разбит, №1-2, США...-1

ШПИОН враг-15, Штирлиц-5, разведчик, агент-4, американец, разведка, предатель, скрытный-2, противник, СВР (служба внешней разведки), Фобос (спутник-разведчик), информация, диссидент, человек, диверсант, взломщик, в тылу, пойман, лазутчик, иностранец, наблюдатель, резидент, жук, 007, обман, гад, сексот (секретный сотрудник), неуловим, вражеский, хороший, найден-1 Штирлиц-10, агент, разведчик-5, преступник, разведка, следить-3, американский английский вор, враг, Джеймс Бонд, иностранный, козел, очки, пойман, советский тайный, усы, хитрый, ЦРУ, шпионит, 007-2

американец враг-10, иностранец, янки-5, толстый, противник, пиндос-2, США, шпион, национальность, демократия, негр, лох, козел, засранец, не люблю их, властный, плохой, опасный, знает тайку, война, чужой улыбка, америкос-1 Слово в качестве стимула отсутствует в РАС

служба долг-10, армия-7, в армии-6, военная, войск, патриотизм, опасна, Родине, честь-5, карьера, цель, контракт, в радость, специальная, наша, работа, здравия желаю, сложна, интересна, круто, церковная, славная, хорошо, кому?-1 быта-113, в армии-45, дружба-42, армия, знакомств-24, работа-22, военная-15, идет-11, безопасности-9, солдат-8, дол-гая-7, милиция-6, быт, долг, родине, тя-желая-5, знакомства, медицинская, нелегкая-4 , здоровья, каторга, опасная, собака-3

начальник командир-19, училища, шеф, глава-4, гражданин-3, полковник, босс, главный-2, гарнизона, подчиненный, руководитель, руководство, кабинет, строгость, РЭБ (радиохгектронная борьба), дурак, хозяин, человек, управленец, ответственный, финансов, Гаврик, старший, уважение, серьезный отдела, злой-1 подчиненный-43, отдела-34, строгий-20, цеха-19, дурак-18, злой-11, большой главный треста-9, ЖЭКа, шеф-8, кабинет, станции-7, бюрократ, завода-6, глупый директор, курса, мой плохой хороший, шишка-5, деловой кресло, лагеря, сердитый, умный-4

опасный человек-9, враг-8, случай груз, осторожность-6, плохой полет, угроза, противник, страх, тревога, смерть, смертный, взрыв, фактор, внимание, обрыв, район, небезопасный, мир, непредсказуемый, злой преступник, знак, поворот, путь, хищник, тип, вражеский, страшный, безопасный, трудный, красный-1 поворот-31, преступник-10, человек-9, возраст, зверь-3, вариант, враг, красный случай сосед, страшный-2

безопасность полетов-12, спокойствие-4, жизнь-3, надежность, сохранность, охрана, жизни, движения-2, людей страны, на ВТ, ФСБ, практика, охрана, шпунт, наша, здоровье, свобода, сила, сохранение, дома, на дороге, для блага, нет, служба, броня, ФСБ, зашита, покой закон, осторожность, информация, ограничение, аккуратность, условие, всех, опасность, необходимость, защищенный-1 движения-43, движение-4, гарантирует-ся-3, жизни КГБ, на дорогах, превыше всего, спокойствие, страны-2

профессия штурман-25, специальность, выбор, любимая, по душе-7, лет хо-рошая-2, военный, служить, убивать, звание, призвание, рабе штурманята, выбор, серьезная-1 чик, деятельность, репортер, та, избрание, профиль, летная,

* в скобках мы даем объяснение некоторых слов, значение которых могут быть неизвестны людям, не являющимся военными.

Основным видом деятельности человека является трудовая деятельность, что связывается с понятием «работа» у гражданских лиц, а у военных - с понятием «служба». Самая частотная реакция у курсантов на стимул «служба» - это «долг», что является следствием военно-патриотического воспитания курсанта. В языковом сознании «усредненного» студента гражданского вуза (РАС) на первом месте стоит реакция «служба быта», что связано с его повседневной жизнью, далее - «в армии», что часто воспринимается как неизбежная обязанность. Но реакция «долг» встречается лишь ближе к концу списка.

Военная служба основывается на Общевоинском Уставе ВС РФ, который регламентирует отношения между начальником и подчиненным. Принцип единоначалия подразумевает строгую иерархию отношений. Начальнику дано право отдавать приказы, которые должны неукоснительно выполняться. В сознании курсантов начальник и командир - это синонимические понятия, что подтверждается следующими реакциями на этот стимул: «командир», «училища», «глава», «полковник».

Таблица 2

Стимул Реакции (курсанты) Реакции (РАС)

сбор тревога-15, построение, денег-7, информации, военный, собрание-3, люди-2 , боевого порядка, полевой, строй, учения, мобилизация, совещание, роспуск, точка, зарница (воен. игра), экипажей, спешка, организованность, толпа, налогов, деньги, отдать, сейшн, барабан, пожертвование, урожай-1 макулатуры-8, ягод-7, налогов, средств-5, урожая-4, пионерский, пожертвований, собрание, трав-3, винограда, грибов, деньги, информации, металлолома, подписей, собор, травы-2

карта полетная-9, маршрут - 4, полет, полета, местность, местности-3, навигация, путеводитель, мир, мира, топографи-ческая-2, полеты, тактика, обстановка, портянка (жаргонизм), работы, чертить, готова, маршрутная, рабочая, большая, зеленая, страна, страны, память, памяти, кусок бумаги, клочок бумаги, документ атласная, географическая, политическая, Челябинска, нахождение, сокровищ, покер, козырь, масть-1 мира-22, бита-16, местности-5, игра-4, бумага, географическая, туз-3, география, мир, области-2

профиль полета-10, фас, авиация, летный, ИА (истребительная авиация), ВТА (военно-транспортная авиация), специальность^, профессия, ФБА (фронтовая бомбардировочная авиация), лицо, крыла, анфас-2, крыло, ДА (дальняя авиация), дальних ПЛА (противолодочная авиация), истребитель, направленность, направление, узконаправлен-ность, работа, режим, раздел, обучения, по обучению, подразделение, военный, выбор, описание, птицы, настил, Египет, фотография, студента, лица, красивый-1 фас-8, греческий-7, лица-6 анфас, лицо-5, работы, римский, четкий-3, сбоку, специальность, фаз, чей?, человека, широкий-2

крест цель-8, конец-4, на груди, могила, накрест, церковь, вера, круг-3, бог, Иисус, христианство, прицела-2, на карьере, божий, господь, распятье, деревня, христианский, православный, священный, животворящий, тесьма, на капроне, золотой, сила, цепочка, символ, звезда, дерево, убийство, смерть, молитва, молится, кельт, знак, блатной, нести, вышивать-1 накрест, церковь-6, могила-5, на могиле, на шее, нести-4, деревянный, золотой, тяж-кий-3, бог, кладбище, красный, могильный, нательный, несущий, православный, религия, свой, тяжелый, церковный-2

запас топлива-15, топливо-5, времени, слов, НЗ (неприкосновенный запас)-3, боевой-2, воздуха, воды, средств, жира, мыслей, сырья, энергия, резерв, излишек, спокойствие, патронов, питания, ума, пшена, склад, зимовка, хомяк, в/сл (военнослужащий), впрок, мало, всегда, всегда должен быть, оставлять, нужен, ушел, продлить, увольняться, увольнение, пенсия, хранилище, экономия, энзе (неприкосновенный запас), неприкосновенный, не тянет-1 слов-78, знаний-32, прочности-28, энергии-25, продуктов-22, воды, неприкосновен-ный-16, времени-12, продовольствия-10, еды, сил-9, большой, продукты-7 дров, на зиму-6, пищи, хода-5, еда, много, патронов, склад, топлива, хлеба-4, армия, вода, денег, зерна, карман, мешок, на черный день, НЗ, провизия, продовольствие, прочный резерв, сахара, слово-3

покинуть самолет-26, уйти-9, дом-3, оставить-2, корабль, судно, местность, уйти навсегда, навсегда, сдать, экипаж, катапультирование, катапутьтироваться, авария, бросил, отойти, свалить, выйти, комната, помещение, класс, спастись, залезть, экстренно-1 дом-29, мир, оставить, родину, Родину, уй-ти-5, бросить, город-4, зал, помещение, страну-3, жизнь, человека-2, автобус, вас, дом родной, друзей душу, жена, кого, кого-то, корабль, ложу нечего, Отчизну, отчий дом, палату, палубу, песня, плохо, прийти, прощание, совсем, тоска, этот мир-1

шум двигателя-7, самолета-5, громкий, дождя-4, гам-3, мотора, моря, в ушах, белый, сильный-2, взрыв, помеха, помехи, винтов, громко, звук, сильный звук, гул, вибрация, хаос, беспокойство, примочки, машин, листьев, боль, свист, отвлечение, раздражение, уроки, собака, рок, противный, неприятно-1 гам-9, прибоя-5, моря-4, за окном, море, сильный, тишина-3, в ушах, головная боль, город зеленый, мешает, улица-2

государство Родина-15, Отечество, Россия, российское, защищать-5, большое, страна, наше, РФ-3, система, правление, сила, верность, сообщество, огромное, народ, бедное, демократия, думает о нас, Отчизна, дом, жить-1 страна-49, наше-26, власть-21, социалисти-ческое-19, правовое, Советское-18, большое, СССР-16, и революция-14, революция-13, право, это я-12, великое, огромное, Российское-10, мое-8, общество, Россия-7, богатое, царство, я-б, граница, машина, могучее, правительство, родное, свободное, сила-5, бедное, развал, Советов, тота-литарное-4

Профессия военного является опасной, т.к. связана с постоянным риском для жизни и здоровья. Опасным может быть «враг» и «груз». Реакцию «груз» можно объяснить тем, что самолеты вооружены ракетами, бомбами с ядерной начинкой для поражения противника. «Осторожность» является одним из обязательных качеств профессионального военного наряду с умением принимать правильные решения, внимательностью и быстротой реакции, т.к. неосторожность во время боевых действий может стоить жизни самому военному и его боевым товарищам. Этим же объясняется высокая частотность реакции «полетов» на стимул «безопасность».

В этой связи мы считаем уместным проанализировать реакции, данные на слово-стимул «профессия». Как мы и предполагали, первой по частотности идет реакция «штурман». Отношение к профессии положительное, о чем свидетельствуют реакции «по душе», «любимая», «хорошая», «призвание», «серьезная». Реакцию «убивать» можно объяснить тем, что основной целью штурмана в условиях боевых действий является поражение противника.

Как было упомянуто ранее, подготовка к вероятной войне является основным видом профессиональной деятельности военных. Проверка боевой готовности включает в себя следующие элементы: сбор по тревоге как в мирное, так и в военное время, подготовка полетной документации, выбор профиля полета, выбор цели для нанесения удара, расчет необходимого запаса топлива. Контроль готовности осуществляется военным начальником. Эти стороны профессиональной деятельности военных находят свое отражение в реакциях, данных курсантами на стимулы: сбор, карта, профиль, крест, начальник, покинуть, запас, шум. Обратимся к Таблице 2.

Как видно из таблицы слово «тревога» является самой частотной реакцией на стимул «сбор». Также присутствуют реакции «построение», «боевого порядка», «строй», «учения», «мобилизация», «экипажей». Из вышеперечисленных реакций следует, что «сбор» в языковом сознании курсантов - это прежде всего сбор по военной тревоге (военное время) или по учебной тревоге (мирное время). Он начинается с прибытия на место службы в установленные сроки в соответствующей экипировке. После проверки личного состава, их экипировки

и получения первых указаний от начальника о боевой задаче, летный состав начинает подготовку полетной карты.

Возможно, именно поэтому в языковом сознании курсантов (в отличие от данных РАС) «карта» ассоциируется прежде всего со словами «полетная», «полета», «полет». Карта необходима для организации боевых действий, так как на нее наносятся расстояние до цели, время полета, курс, расположение вооруженных сил как своих, так и противника. Условным обозначением цели на карте является крест. Как видно из Таблицы 2, на стимул «крест» в РАС были даны реакции «церковь», «бог», «православный», «могила», «кладбище», таким образом, очевидна связь с понятиями смерть и религия. В языковом сознании курсантов это тоже прослеживается, но первой по частотности идет реакция «цель». Важными здесь оказываются также реакции «круг» и «прицела». Их наличие в языковом сознании курсантов можно объяснить тем, что круг и крест образуют точку прицеливания и место падения авиационной бомбы. В зависимости от исходных данных, нанесенных на карту, определяется запас топлива и профиль полета.

Если обратиться к РАС, то в сознании «усредненного» носителя русского языка слово «профиль» вызывает реакции «фас», «греческий», «лица». В ответах, данных курсантами, наиболее частотной реакцией является «полета». Показательны здесь также реакции «крыла», «специальность». Профиль полета - это изменение высоты и скорости самолета, которое достигается изменением формы (стреловидности) крыла. В ЧВВАУШ ведется обучение по специальности - штурман, которая подразделяется на 4 профиля: дальняя авиация (реакции «ДА», «дальник»), военно-транспортная авиация (реакция «ВТА»), фронтовая бомбардировочная авиация (реакция «ФБА»), морская ракетоносная авиация (реакция «ПЛА» -противолодочная авиация).

А теперь перейдем к анализу реакций, данных на стимул «запас». Самой частотной является реакция «топливо», что вполне закономерно, так как вся профессиональная деятельность штурмана связана с подготовкой к полетам. Кроме топлива для осуществления полетов необходим «НЗ» (неприкосновенный запас на случай войны), который состоит из «сырья», «питания», «пшена», «воды» «жира»), «боевой» запас

(«патронов», бомб, ракет). Военные, отслужившие установленные законом сроки, уходят на пенсию и переходят в запас, то есть призываются только в случае войны. Поэтому закономерны реакции «увольняться», «увольнение», «пенсия».

Подготовка летного состава предусматривает тренажи по покиданию самолета в аварийных случаях или при повреждениях в условиях боевых действий (реакции «самолет», «экипаж», «катапультирование», «катапультироваться» на стимул «покинуть»). Во время полета двигатель самолета издает шум. Возможно именно поэтому в языковом сознании курсантов «шум» имеет техническое, а не природное происхождение, как например, в самых частотных реакциях из РАС («гам», «прибоя», «моря», «за окном», «море», «сильный», «тишина»). Качество подготовки к войне опре-

Мы считаем, что здесь показательны следующие реакции: вместе - «навсегда», «всегда», «мы сила»; мы - «вместе», «военные», «коллектив», «рота», «строй»; товарищ - «сослуживец», «боевой», «по оружию». Коллективный характер воинского труда требует согласованного взаимодействия военнослужащих. Поэтому «чувство локтя», значимость «войскового товарищества» так высоки для курсанта.

Основываясь на результатах ассоциативного эксперимента, мы пришли к выводу, что под влиянием корпоративной культуры были сформированы следующие особенности языкового сознания курсантов:

1) военно-патриотическая направленность сознания курсантов, выражающаяся в личной ответственности каждого воина за судьбу Родины (служба: долг, патриотизм, Родине, честь; государство: Родина, Отечество, защищать).

2) «другоцентричность» (термин Н.В. Уфимцевой) языкового сознания, выражающаяся в восприятие себя как части воинского коллектива (вместе: навсегда, всегда, сила, мы сила; мы: вместе, военные, коллектив, рота, строй, боевой, по оружию, армия).

деляется проверкой боевой готовности по защите государства. В связи с этим в список стимулов мы включили слово «государство». Для курсанта «государство» - это Родина, которую он обязан защищать («Родина», «Отечество», «защищать», «наше», «Отчизна»).

Сравнивая языковое сознание русских и англичан, Н.В.Уфимцева подчеркивала, что «русскому языковому сознанию присуща своеобразная человеко-другоцентричность». «Русский нуждается в другом, в человеке-друге и готов воспринимать этого другого как хорошего, близкого» [3]. «Дру-гоцентричность» свойственна и военному языковому сознанию, однако оно проявляется как чувство принадлежности к единой группе, как дух корпоративного единства. Обратимся к Таблице 3.

Таблица 3

3) направленность на подчинение индивидуального начала интересам воинской части, подразделения, требованиям воинского порядка и дисциплины (начальник: командир, товарищ: командир (положенное по уставу обращение к начальнику «товарищ командир») сбор: построение, строй).

4) сформированность образа врага (реакции на стимулы «враг», «шпион», обратная связь реакций «враг» и «американец»).

5) профессиональная самоидентификация (я: курсант, штурман, учусь летать, офицер, сержант; будущий: штурман, специалист, летчик, офицер).

Было также выявлено расхождение образов сознания «усредненного» носителя русской культуры (данные РАС) и курсантов, обусловленные спецификой их профессиональной деятельности. (реакции на стимулы: карта, крест, сбор, покинуть и т.д.).

Наличие реакций, совпадающих в РАС и анкетах военных студентов на одни и те же стимулы, а также наличие совпадающих прецедентных феноменов (например, реакция «Штирлиц» на стимул «шпион») в языковом сознании «усредненного» носителя русской культуры и курсантов свиде-

Стимул реакции (курсанты)

вместе навсегда - 8, всегда - 7, сила - 6, мы - 5, мы сила, со всеми, вдвоем, веселей, друзья - 3, быть, группа, дружно, любовь - 2, с друзьями, с семьей, не один, все нипочем, дружно, толпа, целое, общим, веселее, команда, единство, друг, дружба, не один, толпа, фаланга, делать, быть, хорошо- 1

мы вместе -10, военные - 5, люди, они, коллектив, семья, рота, команда, строй - 4, выпускники, русские, группа, народ, двое, общество, знакомы, счастливы, кенты (жаргонизм), панфил (жаргонизм), да, местоимение, союз -1

товарищ друг- 28, сослуживец, по службе, командир - 9, боевой, по оружию, армия- 5, полковник, россиянин, надежный, честный, лучший, хороший, верный, старший, знакомый, опора, капитан, сокурсник, подразделение, помощник, кореш, приятель- 1

будущий штурман-10, прошлый, мир -4, перспективный, специалист-3, летчик, офицер, папа, время, год, ребенок, ближайший-2 , перспектива, профиль, карьера. космонавт, война, день, старость, человека, сын, отец, спец, светлый, настоящий, грядущий, следующий, запланированный, неизвестный, неизвестно, неизвестное, стремление, впереди, есть, близко, лучший, завтра, где-то, рассчитанный-1

я личность-10, курсант, человек-9, штурман -7, «воздух», учусь, учусь летать, офицер, сержант - 2, мужчина, мужик, клевый, безнадежный, экстремах пацан, идеал, царь, местоимение, это, не знаю, персона, эго, интересный, здоровый, умный, справедливый, непредсказуемый -1

вы штурман, мы- 11, человек, я-7, военный, курсант, военнослужащий, патриот личность- 2, уважение, обращение, ты, кто, идиот, общество, гордость, правы, молодой, я, он, умный, кто?, стадо, псих, мужчина, боги, вежливый, красивый, готовы, знаете-1

тельствует о том, что корпоративную культуру курсантов следует рассматривать как часть общей культуры российского общества.

При всей корпоративности армии и разнице в мышлении военных и гражданских людей, очевидно, что армия и общество соединены комплексными и многоплановыми связями и

одно без другого не существует. Общество задает цель, ради которой военные готовы рисковать жизнью, общество - конечный «клиент» армии и пополняет ее человеческими ресурсами. Армия отражает состояние общества, систему ценностей страны.

Библиографический список

1. Тарасов, Е.Ф. Языковое сознание // Вопросы психолингвистики. - 2004. - № 2.

2. Тарасов, Е.Ф. Межкультурное общение - новая онтология анализа языкового сознания // Этнокультурная специфика языкового сознания: Сб. ст. / Отв. ред. Н.В. Уфимцева. - М., 2003 [Э/р]. - Р/д: http://www.iling-ran.ru/library/psylingva/sborniki/index.htm

3. Уфимцева, Н.В. Ассоциативный тезаурус русского языка как модель языкового сознания русских // Языковое сознание: теоретические и прикладные аспекты / под ред. Н.В. Уфимцевой. - М., 2004 [Э/р]. - Р/д: http://www.iling-ran.ru/library/psylingva/sborniki/index.htm

4. Бочкарев, А.В. Корпоративная культура офицерского корпуса // Педагогическое образование в России. - 2010. - № 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Харченко, Е.В. Корпоративная культура профессионалов: попытка описания // Вопросы психолингвистики. - 2009. - № 9.

6. Иноземцева, Л.П. Особенности корпоративной культуры преподавателей // Вестник ЮУрГУ. - 2007. - № 15.

7. Селютин, А.А. Корпоративная среда вуза как основа для формирования профессионального языкового сознания коллектива // Языки

профессиональной коммуникации: материалы II междунар. науч. конф. - Челябинск: Челяб. Гос. Ун-т, 2005.

8. Энциклопедический словарь: Психология труда, рекламы, управления, инженерная психология и эргономика / под ред. Б.А. Душкова / сост.: Б.А. Душков и др. - Екатеринбург: Деловая книга, 2000.

9. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики. - М.: СМЫСЛ, 1997.

10. Харченко, Е.В. Языковое сознание профессионала как предмет психолингвистики // Языковое сознание и образ мира: сб. ст. / отв. ред.

Н.В. Уфимцева [Э/р]. - Р/д: http://www.iling-ran.ru/library/psylingva/ sborniki/index.htm

11. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. - М.: Рус. яз., 1988.

12. Брега, А. Ластовенко, Н. Вооруженные силы России в структуре государственных институтов власти // Ориентир, 2009. - № 12.

13. Капчан, Ч. Последний рубеж для НАТО: Почему Россия должна вступить в Североатлантический союз // Воздушно-космическая оборона. - 2010 - № 5.

14. Арбатов, А. Почему мы не понимаем друг друга? / А. Арбатов, С. Ознобищев // Военно-промышленный курьер. - 2010. - № 28.

Bibliography

1. Tarasov, E.F. Yazihkovoe soznanie // Voprosih psikholingvistiki. - 2004. - № 2.

2. Tarasov, E.F. Mezhkuljturnoe obthenie - novaya ontologiya analiza yazihkovogo soznaniya // Ehtnokuljturnaya specifika yazihkovogo sozna-

niya: Sb. st. / Otv. red. N.V. Ufimceva. - M., 2003 [Eh/r]. - R/d: http://www.iling-ran.ru/library/psylingva/sborniki/index.htm

3. Ufimceva, N.V. Associativnihyj tezaurus russkogo yazihka kak modelj yazihkovogo soznaniya russkikh // Yazihkovoe soznanie: teoreticheskie i prikladnihe aspektih / pod red. N.V. Ufimcevoyj. - M., 2004 [Eh/r]. - R/d: http://www.iling-ran.ru/library/psylingva/sborniki/index.htm

4. Bochkarev, A.V. Korporativnaya kuljtura oficerskogo korpusa // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2010. - № 3

5. Kharchenko, E.V. Korporativnaya kuljtura professionalov: popihtka opisaniya // Voprosih psikholingvistiki. - 2009. - № 9.

6. Inozemceva, L.P. Osobennosti korporativnoyj kuljturih prepodavateleyj // Vestnik YuUrGU. - 2007. - № 15.

7. Selyutin, A.A. Korporativnaya sreda vuza kak osnova dlya formirovaniya professionaljnogo yazihkovogo soznaniya kol-lektiva // Yazihki pro-fessionaljnoyj kommunikacii: materialih II mezhdunar. nauch. konf. - Chelyabinsk: Chelyab. Gos. Un-t, 2005.

8. Ehnciklopedicheskiyj slovarj: Psikhologiya truda, reklamih, upravleniya, inzhenernaya psikhologiya i ehrgonomika / pod red. B.A. Dushkova / cost.: B.A. Dushkov i dr. - Ekaterinburg: Delovaya kniga, 2000.

9. Leontjev, A.A. Osnovih psikholingvistiki. - M.: SMIhSL, 1997.

10. Kharchenko, E.V. Yazihkovoe soznanie professionala kak predmet psikholingvistiki // Yazihkovoe soznanie i obraz mira: sb. st. / otv. red. N.V. Ufimceva [Eh/r]. - R/d: http://www.iling-ran.ru/library/psylingva/ sborniki/index.htm.

11. Ozhegov, S.I. Slovarj russkogo yazihka / pod red. chl.-korr. AN SSSR N.Yu. Shvedovoyj. - M.: Rus. yaz., 1988.

12. Brega, A. Lastovenko, N. Vooruzhennihe silih Rossii v strukture gosudarstvennihkh institutov vlasti // Orientir, 2009. - № 12.

13. Kapchan, Ch. Posledniyj rubezh dlya NATO: Pochemu Rossiya dolzhna vstupitj v Severoatlanticheskiyj soyuz // Vozdushno-kosmicheskaya ob-orona. - 2010 - № 5.

14. Arbatov, A. Pochemu mih ne ponimaem drug druga? / A. Arbatov, S. Oznobithev // Voenno-promihshlennihyj kurjer. - 2010. - № 28.

Статья поступила в редакцию 12.04.11

УДК 801.56

Belozertseva N.V. THE FORM-CONTENT ASYMMETRY OF SYNTACTIC UNITS: COGNITIVE APPROACH.

The paper deals with the manifestations of form-content asymmetry of sentential units. Five types are found and analyzed within the cognitive framework. Special attention is given to the phenomenon of polyfunctionality of syntactic structures.

Key words: form-content asymmetry, principles of congruence and specification, polyfunctionality.

Н.В. Белозерцева, асп. ГАГУ, г. Горно-Алтайск, E-mail: na.belo@mail.ru

АСИММЕТРИЯ ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЯ СЕНТЕНЦИОНАЛЬНЫХ ЗНАКОВ: КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД

Предметом анализа в статье является формально-содержательная асимметрия языковых знаков на уровне синтаксиса. Выделяются пять видов проявления асимметрии, и дается их когнитивная интерпретация. Особое внимание уделяется явлению полифункциональности синтаксических конструкций.

Ключевые слова: формально-содержательная асимметрия, принципы конгруэнтности и спецификации, полифункциональность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.