Научная статья на тему 'Ассоциативный эксперимент как метод изучения корпоративной культуры военных'

Ассоциативный эксперимент как метод изучения корпоративной культуры военных Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
195
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛИНГВИСТИКА / ЯЗЫКОВОЕ СОЗНАНИЕ / КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / КУРСАНТ / PSYCHOLINGUISTICS / LANGUAGE CONSCIOUSNESS / CORPORATE CULTURE / FREE-ASSOCIATION TEST / STUDENT OF THE MILITARY INSTITUTE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахраменко Ксения Валерьевна

Статья посвящена проблеме изучения корпоративной культуры военных на основе данных ассоциативного эксперимента. Автор описывает специфику корпоративной культуры военных, оказавшей влияние на языковое сознание курсантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Associative Experiment as a Method of the Military Corporative Culture Study

The paper describes an experimental research conducted at the Military Institute. On the basis of the free-association test results the author describes the peculiarities of military corporate culture reflected in the Military Institute students’ language consciousness.

Текст научной работы на тему «Ассоциативный эксперимент как метод изучения корпоративной культуры военных»

КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ

УДК 81 '23

АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ КАК МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ВОЕННЫХ

К.В. Ахраменко

Статья посвящена проблеме изучения корпоративной культуры военных на основе данных ассоциативного эксперимента. Автор описывает специфику корпоративной культуры военных, оказавшей влияние на языковое сознание курсантов.

Ключевые слова психолингвистика, языковое сознание, корпоративная культура, ассоциативный эксперимент, курсант.

В современной психолингвистике в последние десятилетия одним из основных направлений исследования становится изучение влияния корпоративной культуры на языковое сознание индивида (Е.В. Ваганова, Е.В. Вилисова, Л.П. Иноземцева, А.А. Селютин, Е.В. Харченко, Е.В. Чернец, Л.А. Шкатова и др.) По мнению многих ученых, ведущим методом, способным «овнешнить» «неосознаваемые слои сознания», является ассоциативный эксперимент.

Вслед за А.В. Бочкаревым, под корпоративной культурой военных мы понимаем «принимаемую всеми военнослужащими философию и идеологию военного управления, ценностные ориентации, верования, ожидания и нормы, лежащие в основе отношений и взаимодействий как внутри воинской части, так и за ее пределами» [1].

Корпоративная культура существует не только внутри групп людей, объединенных общей военно-профессиональной деятельностью, но и в высших военных учебных заведениях. Военный вуз является первым «транслятором» основ корпоративной культуры военных. Материалом для данного исследования стали результаты свободного ассоциативного эксперимента, проведенного с курсантами младших и старших курсов военного вуза, готовящего штурманов.

Специфика организации образовательного и воспитательного процесса в военном вузе обусловлена тем, что курсанту приходится совмещать исполнение обязанностей военной службы с учебной деятельностью. Военная служба включает в себя охрану боевой техники и военных объектов (караульная служба, выполнение обязанностей дежурного по роте и т. д.). Вероятно поэтому были получены следующие реакции на профессионально немаркированные стимулы: наряд - служба, труд - служба, назначение - служба, патриот - служба.

В рамках учебной деятельности курсанты приобретают теоретические знания и практические навыки по эксплуатации и устранению неис-

правностей авиационной техники и вооружения, решают тактические задачи на местности с использованием топографических карт и т. д. (возвратиться - на аэродром, мощь - армии, оружия; карта - полетная, полета, топографическая, навигация; опыт - военный; линейка - навигационная; запах - неба, самолета).

Ношение военной формы, пребывание в казарме, соблюдение распорядка дня, следование воинским традициям и участие в военных ритуалах (например, принятие присяги) являются неотъемлемой частью воинского воспитания и механизмом формирования идентичности курсантов в рамках корпоративной культуры военных (нести -знамя, погоны на плечах; дисциплина - армия, воинская, строя, тактика, устав; знамя - присяга; койка - казарма).

Конечной целью воинского воспитания является превращение молодого человека в дисциплинированного, психологически и физически подготовленного офицера, владеющего боевой техникой на высоком уровне, способного осуществлять руководство подчиненными как в мирное время, так и в условиях ведения боевых действий (взаимопонимание - боеготовность, в армии, экипаж; задача - боевая, приказ; благодарность - командиру; успех - операции, службы, штурман; руководить - войсками, командир, полковник, составом, эскадрильей; бесстрашный - бой, воин, защитник, курсант, летчик, офицер).

В завершение стоит отметить, что ассоциативный эксперимент является надежным источником информации, на основании анализа которой можно судить о специфике корпоративной культуры военных и о влиянии данной культуры на языковое сознание курсантов.

Исследование поддержано 2012 062-ГЭ23.

Литература

1. Бочкарев, А.В. Корпоративная культура офицерского корпуса / А.В. Бочкарев // Педагогическое образование в России. - 2010. - № 3. - С. 42-48.

2013, том 10, № 2

103

Краткие сообщения

Ахраменко Ксения Валерьевна, преподаватель кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации, аспирант кафедры общей лингвистики, Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск). Научный руководитель - доктор филологических наук, профессор Харченко Елена Владимировна. E-mail: akv87chel@yandex.ru

Bulletin of the South Ural State University

Series “Linguistics” ____________2013, vol. 10, no. 2, pp. 103-104

ASSOCIATIVE EXPERIMENT AS A METHOD OF THE MILITARY CORPORATE CULTURE STUDY

K.V. Akhramenko, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation, akv87chel@yandex.ru

The paper describes an experimental research conducted at the Military Institute. On the basis of the free-association test results the author describes the peculiarities of military corporate culture reflected in the Military Institute students’ language consciousness.

Keywords: psycholinguistics, language consciousness, corporate culture, free-association test, student of the Military Institute.

Поступила в редакцию 17 марта 2013 г.

104

Вестник ЮУрГУ. Серия «Лингвистика»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.