Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 10 (339). Филология. Искусствоведение. Вып. 90. С. 13-15.
К. В. Ахраменко
СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЦЕННОСТИ БЕЗОПАСНОСТЬ В ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ СТУДЕНТОВ И КУРСАНТОВ (на материале ассоциативных полей)
Предпринимается попытка проанализировать содержание общечеловеческой ценности «безопасность» в языковом сознании студентов и курсантов. Материалом для исследования послужили результаты свободного ассоциативного эксперимента, проведенного в военном вузе и нескольких гражданских вузах города Челябинска, а также данные Русского ассоциативного словаря. Автор выявляет общие и профессионально-специфичные компоненты в языковом сознании указанных категорий респондентов и динамику формирования профессионального языкового сознания курсантов.
Ключевые слова: психолингвистика, общечеловеческая ценность «безопасность», языковое сознание, ассоциативный эксперимент, студенты, курсанты.
Проблемой общечеловеческих ценностей традиционно занимаются социологи, которые исследуют отношение членов различных социальных групп к общечеловеческим ценностям. Объектом исследований лингвистов является язык как «живой организм», фиксирующий все изменения, происходящие в социуме, язык как «зеркало» культуры, отражающий содержание ценностей как ядерной части любой культуры. По меткому замечанию В. П. Синячкина, язык «выступает как основной носитель культурных ценностей» [1. С. 419].
Безопасность является одной из базовых ценностей в русской культуре [2. С. 15]. Мы предполагаем, что под влиянием корпоративной (профессиональной) культуры общечеловеческие или национальные ценности могут трансформироваться и получить новое осмысление и выражение в сознании индивида. Труд военного специалиста относится к одному из сложных и опасных видов человеческой деятельности и связан с применением военной техники, при управлении которой любая ошибка может привести к трагическим последствиям. Следовательно, безопасность, являясь базовой ценностью в русской культуре, приобретает еще и статус профессиональной ценности в сознании офицеров.
В 2011-2013 гг. на базе нескольких вузов был проведен свободный ассоциативный эксперимент. В качестве респондентов выступили курсанты военного вуза, готовящего штурманов, и студенты гражданских вузов города Челябинска. Полученные данные было решено сравнить также с материалами Русского ассоциативного словаря (РАС). Анализ ассоциативных полей стимула «безопасность», по-
лученных от студентов конца 20 века (РАС), современных студентов 21 века и курсантов разных этапов профессионального обучения (данные нашего эксперимента) позволит судить об изменениях, произошедших в сознании респондентов указанных категорий под влиянием различных факторов.
Количество информантов, принявших участие в наших экспериментах (233 реакции были получены от студентов 1-5 курсов разных факультетов ЮУрГУ, ЧелГУ, РАНХиГС, 104 реакции от курсантов 1 курса, 123 реакции от курсантов 2-3 курсов, 101 реакция от курсантов 4-5 курсов ВУНЦ ВВС ВВА, филиал в г. Челябинск) и в экспериментах, результаты которых представлены в РАС (103 реакции), разное. На этом основании мы пришли к выводу о правомерности проведения анализа в процентном соотношении. В рамках данной работы в качестве иллюстративного материала будут приведены ядерные и некоторые периферийные реакции, имеющие индекс частотности не ниже 0,5 %.
При сравнении ассоциативных полей очевидными становятся изменения, произошедшие в сознании респондентов за несколько десятилетий. В языковом сознании современных молодых людей безопасность связана прежде всего с охраной, а не с движением, как в сознании студентов 90-х годов. В РАС реакция движения - 41,7 % является первой по частотности, реакции охрана - 0,8 % единичная, реакция защита отсутствует. В сознании современных студентов и курсантов семантическая зона «дорожное движение» представлена реакциями, находящимися на периферии ассоциативных полей. Реакции охрана -11,6 % и защи-
та - 9,4 % составляют ядерную часть ассоциативного поля «безопасность», выстроенного по ответам современных студентов. В ответах курсантов реакция охрана - 8,7 % также занимает первое место по частотности на 1 курсе. Однако на последующих курсах ее удельный вес значительно снижается: на 2-3 курсах охрана - 5,7 % является третьей по частотности, на 4-5 курсах охрана - 2,9 % переходит на периферию поля. В ассоциативных полях курсантов имеется реакция защита - 4,8 % (1 курс); - 2,9 % (4-5 курсы) и ее дериваты защищенность - 0,8 % (2-3 курсы), защищенный -0,9 % (4-5 курсы). Следовательно, безопасность для современной молодежи, в отличие от студентов 90-х годов, - это категория, состояние человека, которое достигается только при его целенаправленной охране и защите.
В РАС указан всего один социальный институт, задачей которого является обеспечение безопасности: КГБ -1,9 %. Современные студенты (армия - 0,9 %, МЧС - 0,9 % полиция -0,9 %) и курсанты (агентство - 0,9 % (1 курс); ФСБ - 3,3 %, МЧС -1,6 %, Вооружённые силы -0,8 %, милиция - 0,8 %, медицина - 0,8 %, (2-3 курсы); ФСБ -1,9 %, тюрьма - 0,9 % (4-5 курсы)) указывают в качестве субъектов, которые обеспечивают безопасность, целый ряд служб и социальных институтов. Мы можем предположить, что переход реакции охрана в ядерную часть поля и увеличение реакций - наименований служб, обеспечивающих безопасность, свидетельствует о росте социальной тревожности и напряженности в современном обществе.
В ответах курсантов кроме перечисления служб и институтов, ответственных за обеспечение общественной безопасности, присутствует также сама реакция служба - 0,8 % (2-3 курсы), - 1,9 % (4-5 курсы) и ее дериваты служб - 0,8 %, службы - 0,8 % (2-3 курсы), службы - 0,9 % (4-5 курсы). Армия является социальным институтом, созданным государством для удовлетворения потребности в обеспечении безопасности. Однако в отличие от остальных общественных институтов (МЧС, полиция и т. д.), на Вооруженные Силы возложена задача обеспечения внешней (национальной) безопасности, защиты страны от возможной агрессии других государств. Не случайными в этой связи представляются следующие реакции, обнаруженные только в ответах курсантов: оборона - 0,9 %, Родины -
0,9 % (1 курс); граница - 0,8 %, борьба - 0,8 % (2-3 курсы).
При сравнении ассоциативных полей мы также обнаружили, что реакция дом является частотной (третья по частотности) в ответах современных студентов (дом - 6 %), и полностью отсутствует в РАС. Необходимо отметить, что при исследовании ядра языкового сознания современных русских была установлена тенденция «к социальной интровертно-сти, ориентации на личную жизнь в пределах своего дома и в кругу семьи» [3. С. 175-176]. Появление ранее не зарегистрированной реакции дом с высоким удельным весом свидетельствует о существенной перестройке в ядре ассоциативного поля стимула «безопасность». Это позволяет предположить, что личная безопасность, безопасность дома становится все более актуальной для молодежи.
В ответах курсантов лексема «дом» присутствует только на периферии ассоциативных полей (дом - 1,9 % (1 курс); дом - 1,6 % (2-3 курсы) дом - 0,9 %, дома - 0,9 % (4-5 курсы). Кроме того, в ассоциативных полях курсантов есть реакции наша - 0,9 %, всех- 0,9 %, экипажа - 0,9 % (4-5 курсы). Следовательно, безопасность в сознании курсантов связана не только с личной безопасностью одного человека и его жизненного пространства (например, дома), но с безопасностью группы людей, военных специалистов, совместно выполняющих боевую задачу. Ошибка одного военного специалиста может привести к гибели всего экипажа, таким образом, безопасность в данном случае выступает коллективной категорией.
В ассоциативных полях курсантов 2-3 и 4-5 курсов самой частотной является реакция полетов. На первом курсе указанная реакция находится лишь на периферии ассоциативного поля. Кроме того, удельный вес ядерной реакции на 2-3 и 4-5 курсах значительно отличается: полетов - 9,8 % на 2-3 курсах и полетов - 16,8 % на старших курсах. На периферии ассоциативных полей двух последних категорий респондентов также встречаются реакции: полета - 3,3 %, безаварийность - 0,8 %, полет - 0,8 % (2-3 курсы), полета - 0,9 %, на ВТ (воздушная трасса) - 0,9 % (4-5 курсы). В сознании курсантов первого года обучения безопасность связана, прежде всего, с понятием «охрана», т. е. ядерная реакция курсантов 1 курса и студентов совпадает. Значимость соблюдения безопасности полетов актуализируется в сознании курсантов на 2-3 году обучения. К 4-5 курсу обучения реакция «полетов»
не только остается ядерной, но и увеличивает показатель частотности.
Итак, анализ нескольких ассоциативных полей показал динамику образов, составляющих содержание базовой ценности «безопасность», в сознании молодых людей. Для современных студентов актуальным становится необходимость охраны и защиты безопасности в разных сферах, о чем свидетельствует расширение ассоциативного поля за счет включения в него новых объектов (например, реакция дом) и субъектов (например, реакции МЧС, полиция) безопасности, которые отсутствуют в ассоциативном поле этого стимула в РАС. Кроме того, между первой (41,7 %) и второй (3,8 %) ядерной реакцией в РАС существует заметный отрыв, что позволяет сделать вывод о более однородном представлении о безопасности в сознании студентов 90-х годов. Анализ вербальных репрезентаций содержания указанной ценности дал нам возможность выявить профессиональный компонент безопасности в сознании курсантов (реакции: полетов, безаварийность, на ВТ и т. д.). Появление ядерной реакции полетов на стимул «безопасность» на 2-3 курсе и рост ее удельного веса в ассоциа-
тивном поле стимула к концу обучения говорит о становлении профессионального языкового сознания курсантов.
Список литературы
1. Синячкин, В. П. Психолингвистический подход к использованию описательной линг-вокультурологии в преподавании русского языка // Проблемы информационного общества и прикладная психолингвистика : материалы X междунар. конгресса междунар. общества по прикладной психолингвистике / под ред. Н. В. Уфимцевой, А. А. Степановой, Д. В. Маховикова, Л. С. Жуковой. М., 2013. С.418-419.
2. Тарасов, Е. Ф. Проблема анализа содержания общечеловеческих ценностей // Вопр. психолингвистики. 2012. № 15. С. 8-17.
3. Шапошникова, И. А. Устойчивость и изменчивость вербальных ассоциаций русских как отражение процессов самоидентификации при нарушении целостности этнокультурной среды // Межэтническое общение: контакты и конфликты : сб. ст. / под ред. Н. В. Уфимцевой. М., 2012. С. 171-193.