Научная статья на тему 'Содержание общечеловеческой ценности «Безопасность» в языковом сознании студентов и курсантов (на материале ассоциативных полей)'

Содержание общечеловеческой ценности «Безопасность» в языковом сознании студентов и курсантов (на материале ассоциативных полей) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
123
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛИНГВИСТИКА / ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ «БЕЗОПАСНОСТЬ» / ЯЗЫКОВОЕ СОЗНАНИЕ / АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / СТУДЕНТЫ / КУРСАНТЫ / UNIVERSAL VALUE “SAFETY” / PSYCHOLINGUISTICS / LANGUAGE CONSCIOUSNESS / ASSOCIATIVE EXPERIMENT / STUDENTS / CADETS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ахраменко Ксения Валерьевна

Предпринимается попытка проанализировать содержание общечеловеческой ценности «безопасность» в языковом сознании студентов и курсантов. Материалом для исследования послужили результаты свободного ассоциативного эксперимента, проведенного в военном вузе и нескольких гражданских вузах города Челябинска, а также данные Русского ассоциативного словаря. Автор выявляет общие и профессионально-специфичные компоненты в языковом сознании указанных категорий респондентов и динамику формирования профессионального языкового сознания курсантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Universal Value of SAFETY’ Content in the Students’ and Cadets’ Language Consciousness (based on the Associative Fields’ Material)

The verbal representation of the universal value of “safety” in the students’ and cadetslanguage consciousness has been analyzed on the basis of the data obtained in the course of free associative experiment, being conducted at the Military Institute and several universities in Chelyabinsk, and materials of “The Russian Associative Dictionary”). The author singles out both common and professionally determined components in the students’ and cadetslanguage consciousness and studies dynamics of cadets’ professional language consciousness.

Текст научной работы на тему «Содержание общечеловеческой ценности «Безопасность» в языковом сознании студентов и курсантов (на материале ассоциативных полей)»

Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 10 (339). Филология. Искусствоведение. Вып. 90. С. 13-15.

К. В. Ахраменко

СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЦЕННОСТИ БЕЗОПАСНОСТЬ В ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ СТУДЕНТОВ И КУРСАНТОВ (на материале ассоциативных полей)

Предпринимается попытка проанализировать содержание общечеловеческой ценности «безопасность» в языковом сознании студентов и курсантов. Материалом для исследования послужили результаты свободного ассоциативного эксперимента, проведенного в военном вузе и нескольких гражданских вузах города Челябинска, а также данные Русского ассоциативного словаря. Автор выявляет общие и профессионально-специфичные компоненты в языковом сознании указанных категорий респондентов и динамику формирования профессионального языкового сознания курсантов.

Ключевые слова: психолингвистика, общечеловеческая ценность «безопасность», языковое сознание, ассоциативный эксперимент, студенты, курсанты.

Проблемой общечеловеческих ценностей традиционно занимаются социологи, которые исследуют отношение членов различных социальных групп к общечеловеческим ценностям. Объектом исследований лингвистов является язык как «живой организм», фиксирующий все изменения, происходящие в социуме, язык как «зеркало» культуры, отражающий содержание ценностей как ядерной части любой культуры. По меткому замечанию В. П. Синячкина, язык «выступает как основной носитель культурных ценностей» [1. С. 419].

Безопасность является одной из базовых ценностей в русской культуре [2. С. 15]. Мы предполагаем, что под влиянием корпоративной (профессиональной) культуры общечеловеческие или национальные ценности могут трансформироваться и получить новое осмысление и выражение в сознании индивида. Труд военного специалиста относится к одному из сложных и опасных видов человеческой деятельности и связан с применением военной техники, при управлении которой любая ошибка может привести к трагическим последствиям. Следовательно, безопасность, являясь базовой ценностью в русской культуре, приобретает еще и статус профессиональной ценности в сознании офицеров.

В 2011-2013 гг. на базе нескольких вузов был проведен свободный ассоциативный эксперимент. В качестве респондентов выступили курсанты военного вуза, готовящего штурманов, и студенты гражданских вузов города Челябинска. Полученные данные было решено сравнить также с материалами Русского ассоциативного словаря (РАС). Анализ ассоциативных полей стимула «безопасность», по-

лученных от студентов конца 20 века (РАС), современных студентов 21 века и курсантов разных этапов профессионального обучения (данные нашего эксперимента) позволит судить об изменениях, произошедших в сознании респондентов указанных категорий под влиянием различных факторов.

Количество информантов, принявших участие в наших экспериментах (233 реакции были получены от студентов 1-5 курсов разных факультетов ЮУрГУ, ЧелГУ, РАНХиГС, 104 реакции от курсантов 1 курса, 123 реакции от курсантов 2-3 курсов, 101 реакция от курсантов 4-5 курсов ВУНЦ ВВС ВВА, филиал в г. Челябинск) и в экспериментах, результаты которых представлены в РАС (103 реакции), разное. На этом основании мы пришли к выводу о правомерности проведения анализа в процентном соотношении. В рамках данной работы в качестве иллюстративного материала будут приведены ядерные и некоторые периферийные реакции, имеющие индекс частотности не ниже 0,5 %.

При сравнении ассоциативных полей очевидными становятся изменения, произошедшие в сознании респондентов за несколько десятилетий. В языковом сознании современных молодых людей безопасность связана прежде всего с охраной, а не с движением, как в сознании студентов 90-х годов. В РАС реакция движения - 41,7 % является первой по частотности, реакции охрана - 0,8 % единичная, реакция защита отсутствует. В сознании современных студентов и курсантов семантическая зона «дорожное движение» представлена реакциями, находящимися на периферии ассоциативных полей. Реакции охрана -11,6 % и защи-

та - 9,4 % составляют ядерную часть ассоциативного поля «безопасность», выстроенного по ответам современных студентов. В ответах курсантов реакция охрана - 8,7 % также занимает первое место по частотности на 1 курсе. Однако на последующих курсах ее удельный вес значительно снижается: на 2-3 курсах охрана - 5,7 % является третьей по частотности, на 4-5 курсах охрана - 2,9 % переходит на периферию поля. В ассоциативных полях курсантов имеется реакция защита - 4,8 % (1 курс); - 2,9 % (4-5 курсы) и ее дериваты защищенность - 0,8 % (2-3 курсы), защищенный -0,9 % (4-5 курсы). Следовательно, безопасность для современной молодежи, в отличие от студентов 90-х годов, - это категория, состояние человека, которое достигается только при его целенаправленной охране и защите.

В РАС указан всего один социальный институт, задачей которого является обеспечение безопасности: КГБ -1,9 %. Современные студенты (армия - 0,9 %, МЧС - 0,9 % полиция -0,9 %) и курсанты (агентство - 0,9 % (1 курс); ФСБ - 3,3 %, МЧС -1,6 %, Вооружённые силы -0,8 %, милиция - 0,8 %, медицина - 0,8 %, (2-3 курсы); ФСБ -1,9 %, тюрьма - 0,9 % (4-5 курсы)) указывают в качестве субъектов, которые обеспечивают безопасность, целый ряд служб и социальных институтов. Мы можем предположить, что переход реакции охрана в ядерную часть поля и увеличение реакций - наименований служб, обеспечивающих безопасность, свидетельствует о росте социальной тревожности и напряженности в современном обществе.

В ответах курсантов кроме перечисления служб и институтов, ответственных за обеспечение общественной безопасности, присутствует также сама реакция служба - 0,8 % (2-3 курсы), - 1,9 % (4-5 курсы) и ее дериваты служб - 0,8 %, службы - 0,8 % (2-3 курсы), службы - 0,9 % (4-5 курсы). Армия является социальным институтом, созданным государством для удовлетворения потребности в обеспечении безопасности. Однако в отличие от остальных общественных институтов (МЧС, полиция и т. д.), на Вооруженные Силы возложена задача обеспечения внешней (национальной) безопасности, защиты страны от возможной агрессии других государств. Не случайными в этой связи представляются следующие реакции, обнаруженные только в ответах курсантов: оборона - 0,9 %, Родины -

0,9 % (1 курс); граница - 0,8 %, борьба - 0,8 % (2-3 курсы).

При сравнении ассоциативных полей мы также обнаружили, что реакция дом является частотной (третья по частотности) в ответах современных студентов (дом - 6 %), и полностью отсутствует в РАС. Необходимо отметить, что при исследовании ядра языкового сознания современных русских была установлена тенденция «к социальной интровертно-сти, ориентации на личную жизнь в пределах своего дома и в кругу семьи» [3. С. 175-176]. Появление ранее не зарегистрированной реакции дом с высоким удельным весом свидетельствует о существенной перестройке в ядре ассоциативного поля стимула «безопасность». Это позволяет предположить, что личная безопасность, безопасность дома становится все более актуальной для молодежи.

В ответах курсантов лексема «дом» присутствует только на периферии ассоциативных полей (дом - 1,9 % (1 курс); дом - 1,6 % (2-3 курсы) дом - 0,9 %, дома - 0,9 % (4-5 курсы). Кроме того, в ассоциативных полях курсантов есть реакции наша - 0,9 %, всех- 0,9 %, экипажа - 0,9 % (4-5 курсы). Следовательно, безопасность в сознании курсантов связана не только с личной безопасностью одного человека и его жизненного пространства (например, дома), но с безопасностью группы людей, военных специалистов, совместно выполняющих боевую задачу. Ошибка одного военного специалиста может привести к гибели всего экипажа, таким образом, безопасность в данном случае выступает коллективной категорией.

В ассоциативных полях курсантов 2-3 и 4-5 курсов самой частотной является реакция полетов. На первом курсе указанная реакция находится лишь на периферии ассоциативного поля. Кроме того, удельный вес ядерной реакции на 2-3 и 4-5 курсах значительно отличается: полетов - 9,8 % на 2-3 курсах и полетов - 16,8 % на старших курсах. На периферии ассоциативных полей двух последних категорий респондентов также встречаются реакции: полета - 3,3 %, безаварийность - 0,8 %, полет - 0,8 % (2-3 курсы), полета - 0,9 %, на ВТ (воздушная трасса) - 0,9 % (4-5 курсы). В сознании курсантов первого года обучения безопасность связана, прежде всего, с понятием «охрана», т. е. ядерная реакция курсантов 1 курса и студентов совпадает. Значимость соблюдения безопасности полетов актуализируется в сознании курсантов на 2-3 году обучения. К 4-5 курсу обучения реакция «полетов»

не только остается ядерной, но и увеличивает показатель частотности.

Итак, анализ нескольких ассоциативных полей показал динамику образов, составляющих содержание базовой ценности «безопасность», в сознании молодых людей. Для современных студентов актуальным становится необходимость охраны и защиты безопасности в разных сферах, о чем свидетельствует расширение ассоциативного поля за счет включения в него новых объектов (например, реакция дом) и субъектов (например, реакции МЧС, полиция) безопасности, которые отсутствуют в ассоциативном поле этого стимула в РАС. Кроме того, между первой (41,7 %) и второй (3,8 %) ядерной реакцией в РАС существует заметный отрыв, что позволяет сделать вывод о более однородном представлении о безопасности в сознании студентов 90-х годов. Анализ вербальных репрезентаций содержания указанной ценности дал нам возможность выявить профессиональный компонент безопасности в сознании курсантов (реакции: полетов, безаварийность, на ВТ и т. д.). Появление ядерной реакции полетов на стимул «безопасность» на 2-3 курсе и рост ее удельного веса в ассоциа-

тивном поле стимула к концу обучения говорит о становлении профессионального языкового сознания курсантов.

Список литературы

1. Синячкин, В. П. Психолингвистический подход к использованию описательной линг-вокультурологии в преподавании русского языка // Проблемы информационного общества и прикладная психолингвистика : материалы X междунар. конгресса междунар. общества по прикладной психолингвистике / под ред. Н. В. Уфимцевой, А. А. Степановой, Д. В. Маховикова, Л. С. Жуковой. М., 2013. С.418-419.

2. Тарасов, Е. Ф. Проблема анализа содержания общечеловеческих ценностей // Вопр. психолингвистики. 2012. № 15. С. 8-17.

3. Шапошникова, И. А. Устойчивость и изменчивость вербальных ассоциаций русских как отражение процессов самоидентификации при нарушении целостности этнокультурной среды // Межэтническое общение: контакты и конфликты : сб. ст. / под ред. Н. В. Уфимцевой. М., 2012. С. 171-193.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.