Научная статья на тему 'Ассоциативное поле ценности «Толерантность» как один из инструментов описания образа сознания носителей русского языка'

Ассоциативное поле ценности «Толерантность» как один из инструментов описания образа сознания носителей русского языка Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
290
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТЬ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ЯЗЫКОВОЕ СОЗНАНИЕ / АССОЦИАТИВНОЕ ПОЛЕ / СВОБОДНЫЙ АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / THE VALUE 'TOLERANCE' / LINGUISTIC CONSCIOUSNESS / ASSOCIATIVE FIELD / FREE ASSOCIATIVE EXPERIMENT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Матюшина Василиса Валерьевна

В статье на основе исследования экспериментального материала определяется значение и особенности функционирования ценности толерантность в русском языковом сознании; дается описание ценности толерантность и ее репрезентация в русском языковом сознании для выявления гендерных особенностей и возрастной специфики актуализации данной ценности. Описываются результаты применения ассоциативного метода, используемого для выявления знаний носителей языка об окружающей действительности. Ассоциативный эксперимент понимается как экспериментальное психолингвистическое исследование по изучению языкового сознания, который дает возможность описать содержание языковых знаков в том виде, в котором они действительно присутствуют в сознании. Экспериментально устанавливается, что в сознании русских существует образ уважения к чужому и понимание чужого без вражды и противоречия, что и является истинной толерантностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The associative field of the value ‘tolerance’ as a tool to describe the Russian language speaker picture of consciousness

In this article the definition and peculiarities of the value ‘tolerance’ functioning in Russian linguistic consciousness is specified on the basis of certain experimental data; the description of the value ‘tolerance’ and its representation in Russian linguistic consciousness are provided in order to reveal gender characteristics and age specific features of how this very value is realized in linguistic consciousness. the results of applying the association method, used to reveal the knowledge of language speakers about social realm, are described. the association experiment is understood as experimental psycholinguistic research aimed at examining language consciousness, giving a possibility to describe the content and the subject of language signs just the way they actually exist in consciousness. thus, the experiment gives a possibility to observe and specify that Russian consciousness bears and includes the image of respect to unfamiliar and foreign and the perception of unfamiliar and foreign without hostility and contradiction, which is determined as true tolerance.

Текст научной работы на тему «Ассоциативное поле ценности «Толерантность» как один из инструментов описания образа сознания носителей русского языка»

УДК 81'23

ассоциативное поле ценности «толерантность» как один из инструментов описания образа сознания носителей русского языка

В статье на основе исследования экспериментального материала определяется значение и особенности функционирования ценности толерантность в русском языковом сознании; дается описание ценности толерантность и ее репрезентация в русском языковом сознании для выявления гендерных особенностей и возрастной специфики актуализации данной ценности.

Описываются результаты применения ассоциативного метода, используемого для выявления знаний носителей языка об окружающей действительности. Ассоциативный эксперимент понимается как экспериментальное психолингвистическое исследование по изучению языкового сознания, который дает возможность описать содержание языковых знаков в том виде, в котором они действительно присутствуют в сознании. Экспериментально устанавливается, что в сознании русских существует образ уважения к чужому и понимание чужого без вражды и противоречия, что и является истинной толерантностью.

Ключевые слова: ценность толерантность, языковое сознание, ассоциативное поле, свободный ассоциативный эксперимент.

Возможность наглядно проиллюстрировать один из методов описания образа сознания на примере исследования ассоциативного поля ценности толерантность представляется основной целью написания настоящей статьи.

Во вводной части необходимо сделать несколько общих предварительных замечаний теоретико-методологического характера относительно заявленной темы настоящей статьи. Важно отметить, что одной из задач современной отечественной психолингвистики является выявление представлений и знаний носителей языка и культуры об окружающей их действительности, а также способы отражения и закрепления этих знаний в единицах языка. Считается, что одним из наиболее эффективных методов, позволяющих решить поставленные задачи, является ассоциативный эксперимент, поскольку при помощи данного метода экспериментатор получает возможность выявить как системность содержания образа сознания, стоящего за словом в разных культурах, так и системность всего языкового сознания носителей разных культур.[ Уфимцева 2003]. При этом языковое сознание понимается как «опосредованный языком образ мира той или иной культуры, т.е. «совокупность перцептивных, концептуальных и процедурных знаний носителя культуры об объектах реального мира» [Тарасов 1996: 7].

Матюшина василиса Валерьевна

Старший преподаватель кафедры английского языка № 2

МГИМО (у) МИД РФ г.Москва, пр-т Вернадского, 76

[email protected]

Такое определение предполагает, что образы сознания могут выводится вовне, т.е. овнешняться, только в процессе определенной деятельности, в том числе, речевой.

Ассоциативные реакции на слово, в свою очередь, указывают не только на парадигматические и синтагматические связи слова, но и на его связи с деятель-ностями, в которых функционируют сами ассоциаты или в которых происходило и происходит становление значений слов-стимулов и слов-реакций. Для хода нашего рассуждения важно понять, что языковое сознание вообще и значение слова как его фрагмент, есть форма фиксации общественного опыта людей, знаний о мире. Ассоциативные связи отражают структуру значения, демонстрируют единство индивидуального опыта и совокупного общественного опыта. Следовательно, анализ языкового сознания с помощью ассоциативного эксперимента дает нам возможность составить представление об образе мира человека. Язык при этом понимается как универсальный способ овнешнения образов сознания субъекта.

Продолжая тему, подчеркнем вновь, что ассоциативное поле слова-стимула может быть рассмотрено как фрагмент образа мира, отраженного в сознании «среднего» носителя той или иной культуры, это как бы конгломерат стереотипов индивида, его эмоционально окрашенных смыслов общепринятых понятий, его мотивов и оценок. Следовательно, «образ сознания, ассоциированный со словом, это одна из многих попыток описать знания, используемые коммуникантами при производстве и восприятии речевых сообщений». [Уфимцева 2003: 165].

Исследование фрагментов языкового сознания, соотносимых с социально релевантными лексемами, по способам анализа экспериментального материала органично связано с психолингвистическим изучением содержания общечеловеческих ценностей. Обращение к изучению содержания общечеловеческих ценностей определяется Е.Ф.Тарасовым в качестве актуальной задачи современной психолингвистической науки, поскольку «анализ вербального овнешнения образов сознания, отображающих по-разному феномены культуры и социума, дает возможность усмотреть специфику использования языковых средств в культуре и социуме» [Тарасов 2012: 11].

Эксперимент был проведен в 2014 году в Москве среди студентов МГИМО. Информантами стали обучающиеся в бакалавриате и магистратуре студенты в возрасте от 17 до 22 лет. Стимульный список представлен словом толерантность. Стимульный список одинаков для всех участников эксперимента. Анкеты всех этапов эксперимента заполнялись письменно, указывался возраст, учебное заведение, курс, пол. Всего в эксперименте приняло участие 200 студентов. В результате проведенного среди носителей русского языка свободного ассоциативного эксперимента со словом-стимулом толерантность было получено 361 разное слово, число повторяющихся ассоциаций на слово-стимул равно 504. В ходе эксперимента каждый из 200 испытуемых давал от 4 до 6 разных реакций на слово-стимул толерантность. Среди испытуемых было 4 группы студентов: бакалавры мужского и женского пола I курса (по 50 человек) и магистры мужского и женского пола (по 50 человек). В ходе обработки данных ответы каждых 50 человек были приняты за

Использование подобного материала открывает перспективы моделирования значения как достояния определенных категорий индивидов, а также решения частных психолингвистических задач, например выявления содержания овнешняе-мой части сознания современного студента в условиях меняющейся социокультурной ситуации, установления тенденций изменения семантики.

Ассоциативный эксперимент и моделирование ассоциативного поля для стимула толерантность выявили следующее.

В ядре ассоциативного поля толерантность в ассоциативном эксперименте самой частотной является реакция терпение или терпимость (почти 30% всех респондентов обоего пола представили соответствующую реакцию на слово-стимул).

тоЛЕРАнтностЬ: терпение 61; уважение 28; расы 12; понимание 11; нации; негры; спокойствие 10; вежливость; доброта 9; люди; равенство 8; внимание; Европа 6; воспитание; гомосексуализм; демократия; мир; равнодушие; религия 5; дипломатия; дружба; культура; лицемерие; МГИМО; мигранты; отношения; равноправие; слабость 4; глупость; иностранцы; Кавказ; любовь; мудрость; Россия; справедливый; США 3; важно; в меру; ген; гуманизм; джентльмен; единство; женщины; забота; лояльный; многонациональность; неагрессивный; нежность; необходимость; неправильное; образ; открытость; плохо; политика; помощь; принимать; сдержанность; сильный; снисхождение; современность; умение; утопия; хорошо 2; агрессия; адекватность; английский; английский закон; бездеятельный; беззаконие; благородство; богатство; бороться; будущее; величественность; вероисповедание; веротерпимость; взаимоуважение; война; вранье; вред; время; все равны; выдержка; высший свет; Ганди; гармония; глобализация; готовность выслушать; готовность примирять все; грамотность; грусть; гниение; деградация; достижение; достоинство; дружба народов; дружелюбность; дух; еврей; естественность; жестокость; жизнь; зло; инвалиды; Индия; интересы; ислам; Италия; качество; кивание; к кавказцам; клише; к людям; ко всем; косые взгляды; кризис; ксенофобия; кушать; либерализм; ложные ценности; ложь; любезность; манеры; медсестра; меньшинства; митинг; миф; множество; молчать; мусульмане; мягкость; народность; национальная; неприязнь; недостижимость; не знаю; необходимость; неподвижность; непротивление; нет; несправедливость; нечестность; норма; нужно; ободрение ;общество; община; обязательство; ответственность; отлично; отсутствие; отсутствие нетерпения; очередь; ошибка; плюс; поведение; погром; погубит; поддержка; позиция; покорность; помощь; понятие; порядок; последствия; почтение; права; правда; праздник; прекрасное качество; привыкание; приезжие; примирение; пробка ;проблема; провал; продавец; пропаганда; прощение; Путин; работа; радушие; разборки; развал; развитие; разница; разные мнения; разум; рассудительность; редкость; руки; светлый; симпатия; Скандинавия; слово; смирение; сокрытие; сопли; сочувствие; страдание; такт; твердость; тепло; толпа; тупик; убийство; уживчивость; улыбка; ум; уравновешенность; урок; усердие; успех; уступчивость; уход; участие; учеба; фактор; фикция; Франция; хладнокровие; холодность; хорошее качество; христианство; цвет; ценность; человек; человечность; черные-белые; чувства; чуткость; экстремизм; я. (504+361+0+192).

Заметна тендерная и возрастная устойчивость ассоциативной связи толерантность - терпение. При этом характер реагирования не одинаков. При сходной величине ассоциативного поля частотность стереотипной реакции толерантность - терпение у бакалавров-мужчин ниже, а самая высокая частотность данной реакции наблюдается у женщин, обучающихся в магистратуре. Это может говорить о большем уровне распространения взаимной связи стимула - реакции (примерно 30% от общего числа реакций в каждой группе испытуемых) в исследуемых возрастных группах.

Наиболее частотная реакция терпение составляет от общего числа реакций у бакалавров 20% , а у студентов из магистратуры 40%. Этот факт можно связать с большей устойчивостью ассоциативной связи во второй возрастной группе, а также с более высоким уровнем социализации студентов.

Таблица 1

Результаты ассоциативного эксперимента по категориям респондентов

и факторам

категории и факторы Ассоциаты и частотность % от общего числа реакций данной группы испытуемых

Фактор возраста -17 лет Фактор пола - мужчины Фактор образования -бакалавры Уважение - 9 20

Терпение - 6 14

Расы - 6 12

Нации - 4 8

Равенство - 3 6

Спокойствие - 3 6

Европа - 3 6

Демократия - 3 6

Негры - 3 6

МГИМО - 2 4

Вежливость - 2 4

Лицемерие - 2 4

США - 2 4

Таблица 2

Результаты ассоциативного эксперимента по категориям респондентов

и факторам

категории и факторы Ассоциаты и частотность % от общего числа реакций данной группы испытуемых

Фактор возраста -17 лет Фактор пола - женщины Фактор образования -бакалавры Терпение -15 30

Уважение - 8 14

Внимание к людям - 4 6

Расы - 3 6

Вежливость - 3 4

Россия - 2 4

Равнодушие - 2 4

Люди - 2 4

Отношения - 2 4

Любовь - 2 4

Помощь - 2 4

Открытость - 2 4

Глупость - 2 4

Многонациональность - 2 4

Иностранцы - 2 4

Таблица 3 Результаты ассоциативного эксперимента по категориям респондентов и факторам

категории и факторы Ассоциаты и частотность % от общего числа реакций данной группы испытуемых

Фактор возраста - 22 года Фактор пола - мужчины Фактор образования -магистры Терпение - 9 26

Доброта - 4 12

Негры - 4 12

Гомосексуализм - 3 10

Слабость - 3 10

Уважение - 3 10

Культура - 2 4

Равнодушие - 2 4

Понимание - 2 4

Мигранты - 2 4

Равенство - 2 4

Таблица 4

Результаты ассоциативного эксперимента по категориям респондентов

и факторам

категории и факторы Ассоциаты и частотность % от общего числа реакций данной группы испытуемых

Фактор возраста - 22 года Фактор пола - женщины Фактор образования -магистры Терпение - 31 30

Уважение - 8 12

Понимание - 7 10

Нации - 4 6

Спокойствие - 4 6

Люди - 4 6

Вежливость - 4 6

Доброта - 3 3

Равноправие - 3 3

Религия - 3 3

категории и факторы Ассоциаты и частотность % от общего числа реакций данной группы испытуемых

Дипломатия - 3 3

Лояльность - 2 2

Воспитанность - 2 2

Отношения - 2 2

Дружба - 2 2

Справедливость - 2 2

Равенство - 2 2

Самой частотной ассоциацией, данной на слово-стимул толерантность, у бакалавров и магистров является уважение. Изменчивость рангов этой реакций незначительна. При этом у бакалавров количество реакций в ассоциативном поле толерантность несколько меньше, вторая по частотности реакция у женщин внимание к людям и вежливость, а у мужчин равенство и спокойствие незначительно отстают от первой.

Среди реакций ассоциативного поля толерантность у бакалавров и магистров широк состав номинаций оценочного или описательного типа с тенденцией к умозаключению (35% у бакалавров мужского и женского пола соответственно; 26% у женщин из магистратуры и 36% у мужчин из магистратуры), весьма разнообразен и многочислен ряд наименований, выражающих субъективные ощущения (почти 20% у бакалавров обоего пола и 20% у женщин из магистратуры), отмечается большое количество предметных реакций, выражающих различные негативные явления, имеющие отрицательную коннотацию (12% у мужчин из магистратуры), а также реакций, которые можно трактовать как метафорический перенос (у женщин из бакалавриата и мужчин из магистратуры примерно по 35%, а у мужчин из бакалавриата и женщин из магистратуры примерно по 20%), также достаточно большую группу представляют собой номинации, обозначающие разные субъекты или группы субъектов, имеющих отношение к пониманию содержания ценности (около 20% у всех групп испытуемых).

Таблица 5

Группы слов-номинантов (семантических компонентов), выделенных в ходе ассоциативного эксперимента

оценочные номинанты описательные номинанты (с тенденцией к умозаключению) субъективные ощущения (эмоциональные реакции без тенденции к умозаключению)

Мужчины-бакалавры Плохо; неправильно; нет; ошибка; глупость; хорошо; прекрасное качество; отлично: вред Равенство; демократия; необходимость; ложные ценности; веротерпимость; лицемерие; утопия; воспитание Очередь; пробка; Кавказ; Европа; косые взгляды; МГИМО; США; Франция; Ганди; Индия; ген; я; Россия; ислам

% от общего числа реакций данной группы испытуемых 18 18 20

Женщины-бакалавры Плюс; открытость; глупость; слабость; неагрессивный; справедливый; спокойный; хорошее качество Проблема; демократия; глобализация; необходимость; норма; равенство; естественность; порядок; достижение; разные мнения; лицемерие Руки; Италия; Россия; Кавказ; Европа; высший свет; митинг; МГИМО

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

% от общего числа реакций данной группы испытуемых 18 17 16

Таблица 6

Группы слов-номинантов (семантических компонентов), выделенных в ходе ассоциативного эксперимента

Предметные реакции негативного характера Реакции-метафоры Субъекты (группы людей)

Мужчины-бакалавры Вранье; экстремизм Фикция; успех; будущее; беззаконие; мир; страдание; христианство; ложь; величественность; единство; культура Черные-белые; нации; расы; негры; женщины; иностранцы; люди; мигранты; община: друг

% от общего числа реакций данной группы испытуемых 2 22 20

Женщины-бакалавры Расизм; Участие; отношения; миф; недостижимость; современность; помощь; жестокость; праздник; мир; религия; многонациональность; гуманизм; примирение; позиция; нежность; твердость; симпатия; разум; жизнь; дружба; поддержка; забота; чувства Негры; расы; люди; мусульмане; иностранцы; приезжие

% от общего

числа реакций 2 35 12

данной группы

испытуемых

Таблица 7

Группы слов-номинантов (семантических компонентов), выделенных в ходе ассоциативного эксперимента

оценочные номинанты описательные номинанты (с тенденцией к умозаключению) субъективные ощущения (эмоциональные реакции без тенденции к умозаключению)

Мужчины-магистры Плохо; хорошо; добрый; светлый; слабость; зло Либерализм; демократия; утопия; равенство; дипломатия; ксенофобия; равноправие В меру; США; МГИМО; Европа; ген; Кавказ

% от общего числа реакций данной группы испытуемых 12 14 12

Женщины-магистры Сильный; мудрый; важно; бездеятельный; адекватность; нужно Необходимость; понятие; редкость; отсутствие; фактор; ценность; гуманизм; различия; непротивление; отсутствие нетерпения; последствия; грамотность; клише; права; дружба народов; качество; национальная неприязнь; поведение Европа; английский; разборки; Скандинавия; интересы; работа; тепло; учеба; политика; Путин; английский закон; цвет; к людям; к кавказцам

% от общего числа реакций данной группы испытуемых 12 24 20

Таблица 8

Группы слов-номинантов (семантических компонентов), выделенных в ходе ассоциативного эксперимента

предметные реакции негативного характера реакции-метафоры субъекты (группы людей)

Мужчины-магистры Агрессия; несправедливость; расизм; гомосексуализм; деградация Современность; тупик; множество; неподвижность; единство; правда; культура; образ; провал; нация; прощение; сопли; погром; гниение; развал; время; манеры; религия Народы; негры; джентльмен; педик; инвалиды; мигранты; толпа; еврей; женщина

% от общего числа реакций данной группы испытуемых 12 32 18

Женщины-магистры Убийство; расизм Урок; грусть; мир; гармония; привыкание; религия; народность; сила; нежность; достоинство; уход; радушие; богатство; развитие; ум; любезность; дух; помощь; улыбка; общество; кризис; культура; разница Нации; меньшинства; медсестра; люди; друзья; джентльмен; иммигранты; негры; человек; продавец

% от общего числа реакций данной группы испытуемых 4 20 20

Ассоциативное поле толерантность отличается разнообразием эмоционально-оценочных компонентов и характеризуется высокой частотностью реакций из области морально-нравственного отношения. Оценочные характеристики в поле превалируют почти у всех групп испытуемых (примерно по 35%).

По материалам эксперимента было построено ассоциативное поле ценности толерантность. Под «ассоциативным полем» мы, вслед за А.П.Клименко, понимаем все слова-реакции на заданное слово-стимул [Клименко 1974: 19]. После изучения ассоциативного поля, полученного в результате обработки слов-реакций, данных на слово-стимул толерантность, была сделана попытка реконструкции образа ценности толерантность в сознании носителей русского языка. Имя

существительное терпение рассматривается в качестве базовой языковой единицы изучаемого поля и представляет данную ценность в наиболее общем виде.

Ассоциативное поле ценности толерантность представляет собой системное образование, при этом основными отношениями лексических единиц являются парадигматические отношения. В сознании русских ценность толерантность представлена в первую очередь парадигмой существительных, обозначающих близкие по значению качества. Например, терпение, человечность, уважение, воспитанность. Количество таких качеств представляет почти половину полученных ассоциаций. Вместе с тем часты реакции синтагматического характера, которые, как известно представляют собой связи слов не по признаку принадлежности к одному классу слов, а наоборот объединяют в словосочетания слова из разных классов, например ценность толерантность респонденты пытаются объяснить через ее описание при помощи наречий «хорошо» и «плохо». Данный вид синтагматической ассоциативной связи может быть рассмотрен как оценочный и субъективный.

В группу лексических единиц, составляющих основу ассоциативного поля толерантность, входят также лексические единицы, обозначающие негативные явления с отрицательной коннотацией. Так, достаточно часто встречаются реакции (особенно среди мужчин из магистратуры), связывающие исследуемую ценность, например, с агрессией, несправедливостью, расизмом, гомосексуализмом, гниением, деградацией (от общего числа реакций 12%).

Анализ результатов САЭ показал, что лексические единицы метафорического характера, ассоциированные с ценностью толерантность, делятся на две группы. Имеющие положительную окраску понятия включают следующие номинанты: современность, дипломатия, равноправие, единство, правда, прощение, либерализм, равенство. К отрицательно окрашенным ассоциациям следует отнести: тупик, ксенофобия, неподвижность, провал, сопли, зло, погром, развал, утопия.

Анализ ассоциативных полей стимула толерантность у студентов двух возрастных групп и двух полов (бакалавры 17-18 лет мужского и женского пола и магистры 21-22 лет мужского и женского пола) показывает, что в сознании всех групп испытуемых представление о толерантности предстает в первую очередь не как научное знание, а как обыденное знание.

Толерантность выступает как понятие, основным коррелятом которого является терпение. Терпение - самая частая словесная реакция в ассоциативном поле рассматриваемых возрастных и гендерных групп. Исключением оказывается лишь группа бакалавров мужского пола, где упомянутая реакция имеет имеет ранг 2. На первом месте у мужчин-бакалавров стоит уважение.

Изменение частотности ассоциативной связи реакции терпение со стимулом толерантность коррелирует с возрастными и гендерными особенностями испытуемых: от младшего возраста к старшему наблюдается усиление ассоциативной связи коррелятов терпение - толерантность.

Взаимная связь коррелятов терпение - толерантность имеет свою тендерную особенность. Более всего реакций терпение на стимул толерантность наблюдается среди обучающихся в магистратуре женщин.

Таким образом, существует гендерно-возрастная зависимость ассоциативно-вербальной связи.

Анализ эмоциональных позитивных и негативных оценок толерантности в ассоциативных полях выявляет гендерную дифференциацию и возрастную динамику.

В ассоциативном поле всех групп для ассоциатов, выражающих позитивную эмоциональную оценку частотны следующие реакции: мудрый, важный, адекватный, нужный, открытый, спокойный, справедливый, отличный, светлый ('общий процент от всех реакций 10%).

Иной характер имеет изменение негативной оценки в зависимости от возраста и пола. Отмечено усиление негативного восприятия среди мужской части респондентов: как у бакалавров, так и у магистров. Особенно большое количество отрицательных оценок дают бакалавры-мужчины (25%). Бакалавры-мужчины - это в основном студенты I курса.

Возраст ранней юности (бакалавры I курса) оценивается в психологии как период эмоциональной напряженности, тревожности, как «возраст противоречивых состояний, мотивов, ценностных ориентаций и поступков», он характеризуется «максимализмом и лабильностью полярных позиций» [Мухина 2007: 480].

Первокурсник стоит перед выбором жизненного пути. От него требуют, и он сам от себя требует большей личной ответственности, большей самостоятельности. Это «период значительного развития социальной активности» [Мухина 2007: 495]. Вероятно, именно сложностью перехода к взрослости, трудностью процесса социализации личности обусловлен значительный рост негативной оценки жизни в ассоциациях первокурсников.

Заметим, что у магистров в ассоциативном поле стимула толерантность частотность негативной оценки ниже (15%), чем в ассоциативном поле первокурсников. Данное различие, возможно, является отражением того, что жизненный путь и жизненная позиция магистров хотя и не достигли полной стабильности, но уже вступили в иную фазу, чем у студентов первого курса.

Анализ гендерных особенностей оценки толерантности показал, что девушки более эмоциональны в выражении оценки толерантности, чем юноши: доля оценочных реакций в коллективном ассоциативном поле девушек составляет от 10% до 20% среди женщин из бакалавриата и магистратуры соответственно.

В распределении долей оценочных реакций в ассоциативном поле первокурсников наблюдается одновременное действие и гендерного, и возрастного факторов. У юношей действие возрастного фактора проявляется в том, что от младшего возраста к старшему негативные оценки последовательно сокращаются, а позитивные, напротив, увеличиваются. Скачок в росте негативной оценки толерантности наблюдается у бакалавров-юношей, затем эта тенденция роста негативных оценок в ассоциативном поле магистров снижается, доля негативных оценок уже ниже доли оценок позитивных (18%).

У девушек динамика позитивной и негативной оценок толерантности иная, чем у юношей. Наблюдается относительная стабильность оценки толерантности у девушек и в бакалавриате и в магистратуре. Таким образом, доля позитивных и негативных оценок примерно одинакова для всех возрастов среди студенток (30% положительных реакций).

Негативные оценки первокурсников в основном характеризуют толерантность как вранье, плохое, экстремизм, неправильное, ошибочное, глупое, вредное, слабость.

Показательны тендерные и возрастные различия в негативной оценке толерантности. У девушек-первокурсниц толерантность связана со слабостью и бездеятельностью.

У юношей-первокурсников толерантность и ее негативная оценка связывается с иными понятиями: плохой, неправильный, ошибочный, глупый, вредный, несправедливый.

Нельзя не отметить, что в ходе свободного ассоциативного эксперимента образы сознания ценности толерантность приобрели личностное конкретное выражение, аспекты конвенционального значения получили реальное (зачастую эмоциональное) воплощение в виде слов-реакций, данных профанными носителями обыденного общественного сознания на слово-стимул толерантность.

Качественный анализ ассоциативных реакций показывает преобладающее количество семантически обусловленных ассоциаций парадигматического типа (80% всех реакций). Например, толерантность ассоциируется с терпением, уважением, равенством, пониманием. В целом, смысловое содержание слова толерантность непротиворечиво: формальное выражение слова толерантность как терпение опирается на уважение как внутреннюю основу ее существования.

Таким образом, экспериментально подтверждено, что русское сознание открыто для других культур, в сознании русских существует образ уважения к чужому и понимание чужого без вражды и противоречия, что как раз и является истинной толерантностью.

Литература

Клименко А.П. Лексическая системность и ее психолингвистическое изучение: учеб.пособие/ А.П.Клименко. - Мн.: МГПИИЯ, 1974. - С.19-20.

Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. - М.: Академия, 2007. - 640с.

Психология подростка/ Под ред.А.А.Реана. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2006.

Тарасов Е.Ф. Межкультурное общение - новая онтология анализа языкового сознания// В сб. Этнокультурная специфика языкового сознания. М.: ИЯ РАН, 1996.

Тарасов Е.Ф. Актуальные проблемы анализа языкового сознания/ Е.Ф.Тарасов// Языковое сознание и образ мира. Сб.ст./ Отв.ред.Н.В.Уфимцева. -М., 2000. - С. 24-33.

Тарасов Е.Ф. Проблема анализа содержания общечеловеческих ценностей// Вопросы психолингвистики. - М., ИЯ РАН, 2012, №1 (15). - С.8-17.

Уфимцева Н.В. Русские: опыт еще одного самопознания. Этнокультурная специфика языкового сознания. М.: ИЯ РАН , 1996. - 227 с.

Уфимцева Н.В. Языковое сознание как отображение этносоциокультурной реальности/ Н.В. Уфимцева// Вопросы психолингвистики. - 2003. - № 1. - С.102-

- 480с.

- С. 7-22.

THE ASSOCIATIVE FIELD OF THE VALUE 'TOLERANCE' AS A TOOL TO DESCRIBE THE RUSSIAN LANGUAGE SPEAKER PICTURE OF CONSCIOUSNESS

Vasiliisa V. Matjushina

The senior lecturer of English Language Department №2 MGIMO (u) under the Ministry of Foreign Affairs of Russia Moscow, Vernadskogo avenue, 76

[email protected]

In this article the definition and peculiarities of the value 'tolerance' functioning in Russian linguistic consciousness is specified on the basis of certain experimental data; the description of the value 'tolerance' and its representation in Russian linguistic consciousness are provided in order to reveal gender characteristics and age specific features of how this very value is realized in linguistic consciousness.

The results of applying the association method, used to reveal the knowledge of language speakers about social realm, are described. The association experiment is understood as experimental psycholinguistic research aimed at examining language consciousness, giving a possibility to describe the content and the subject of language signs just the way they actually exist in consciousness. Thus, the experiment gives a possibility to observe and specify that Russian consciousness bears and includes the image of respect to unfamiliar and foreign and the perception of unfamiliar and foreign without hostility and contradiction, which is determined as true tolerance.

Keywords: the value 'tolerance', linguistic consciousness, associative field, free associative experiment.

References

Klimenko A.P. Leksicheskaya sistemnost y eye psycholingvisticheskoeye izuchenie. [The Lexical System and its studies in Psycholinguistics] - a textbook A.P.Klimenko. - M.: MGPIIYA, 1974, - pp.19-20.

Mukhina V.S. Vozrastnaya psychologia. Fenomenologia razvitia. [Age psychology. Phenomenology of the development]. - M.: ACADEMIA, 2007. - 640 p.

Psychologia podrostka./pod. Red. Rean A.A. [Adolescent psychology./ Edited by Rean A.A.]. - SPb.: Prime-Evroznak, 2006. - 480 p.

Tarasov E.F. Mezshkulturnoe obschenie - novaya ontologia analiza yazykovogo soznania./ V sbornike Etnokulturnaya specifica yazykovogo soznania. [Intercultural communication - the new ontology of the language consciousness analysis]. - M.: IYA RAN, 1996. - pp. 7-22.

Tarasov E.F. Aktualnyie problem analiza yazykovogo soznania. [The topical problems of the linguistic consciousness analysis] - The Bulletin "Yazykovoe soznanie y obraz mira" / the Chief Editor N.V.Ufimtseva. M.: 2000 - pp.24-33.

Tarasov E.F. Problema analiza soderzshania obschechelovecheskih tsennostey.[The problem of analyzing the contents of human values]. - The Journal of Psycholinguistics. - M.: IYA RAN, 2012, № 1 (15). - pp. 8-17.

Ufimtseva N.V. Russkie: opyt esche odnogo samopoznania. V sbornike Etnokulturnaya specifica yazykovogo soznania. [Russians: the attempt of another self-understanding]. M.: IYA RAN, 1996. - 227 p.

Ufimtseva N.V. Yazykovoye soznanie kak otobrazshenie etnosotsiokulturnoy realnosty. [Language consciousness as the reflection of ethnosociocultural reality]. The Journal of Psycholinguistics. - M.: IYA RAN, 2003, № 1 - pp. 102-110.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.