Научная статья на тему 'Языковое воплощение концепта патриотизм в современном русском языковом сознании (по данным цепочечного ассоциативного эксперимента)'

Языковое воплощение концепта патриотизм в современном русском языковом сознании (по данным цепочечного ассоциативного эксперимента) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
864
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТ / ПАТРИОТИЗМ / АССОЦИАТИВНЫЙ ЦЕПОЧЕЧНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / СОВРЕМЕННОЕ РУССКОЕ ЯЗЫКОВОЕ СОЗНАНИЕ / ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЯ / РУССКИЙ ЯЗЫК / PATRIOTISM / CONCEPT / ASSOCIATIVE CHAIN EXPERIMENT / MODERN RUSSIAN LINGUISTIC CONSCIOUSNESS / CULTURAL LINGUISTICS / RUSSIAN LANGUAGE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Наговицына Наталья Валерьевна

В статье представлены ход и результаты лингвистического экспериментального исследования психологической реальности базовых представлений о патриотизме в современном русском языковом сознании, выявленных автором в предыдущих исследованиях семантического наполнения концепта ПАТРИОТИЗМ по данным языка. Цель исследования верифицировать данные, полученные в результате анализа языкового и текстового материала, и уточнить особенности языкового воплощения концепта ПАТРИОТИЗМ в сознании современных носителей русского языка по результатам цепочечного ассоциативного эксперимента. Материалом исследования являются языковые данные ассоциативного эксперимента (ассоциаты на слово-стимул патриотизм ), полученные автором лично в ходе обработки 100 анкет испытуемых. Методологической базой исследования выступают теоретические основы и принципы анализа «языка национальной культуры», разработанные в современной отечественной лингвокультурологии в рамках когнитивно-ориентированной антропоцентрической парадигмы современного гуманитарного знания. В исследовании использованы методы современного концептуального анализа и методика проведения ассоциативного цепочечного эксперимента. В результате исследования было верифицировано и уточнено семантическое наполнение концепта ПАТРИОТИЗМ, включающее 17 когнитивных признаков, в национальной концептосфере на современном этапе. Практическая значимость исследования состоит в том, что основные результаты работы можно использовать в создании учебно-методического обеспечения и в преподавании русского языка как иностранного, а также в практике составления словарей нового типа -словарей концептов и лингвокультурных тезаурусов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Наговицына Наталья Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Linguistic Realization of Concept of PATRIOTISM in Modern Russian Linguistic Consciousness (on Data of Associative Chain Experiment)

The article presents the course and results of linguistic experimental study of the psychological reality of underlying representations about patriotism in the modern Russian linguistic consciousness, revealed by the author in previous studies of semantic content of the concept of PATRIOTISM according to the language. The aim of the study was to verify data obtained in the analysis of linguistic and textual material, and to clarify the peculiarities of linguistic realization of the concept of PATRIOTISM in the consciousness of modern Russian native speakers on the results of a chain associative experiment. The research material is the language data of associative experiment (associates of word-stimulus patriotism ), obtained by the author in the course of processing 100 profiles of the subjects. Methodological basis of research are the theoretical foundations and principles of analysis of “the language of national culture,” developed in modern Russian cultural linguistics in the framework of a cognitive-oriented anthropocentric paradigm of modern humanitarian knowledge. The study uses methods of modern conceptual analysis and the methodology of the associative chain experiment. The study has been verified and refined semantics of the concept of PATRIOTISM, including 17 cognitive characteristics in the national conceptual sphere at the present stage. Practical significance of the research is that the main results can be used in the creation of training and methodological support in teaching Russian as a foreign language, as well as in the practice of compiling dictionaries of a new type -dictionaries of concepts and linguistic thesauri.

Текст научной работы на тему «Языковое воплощение концепта патриотизм в современном русском языковом сознании (по данным цепочечного ассоциативного эксперимента)»

Наговицына Н. В. Языковое воплощение концепта ПАТРИОТИЗМ в современном русском языковом сознании (по данным цепочечного ассоциативного эксперимента) / Н. В. Наговицына // Научный диалог. — 2017. — № 11. — С. 120—131. — DOI: 10.24224/2227-12952017-11-120-131.

Nagovitsyna, N. V. (2017). Linguistic Realization of Concept of PATRIOTISM in Modern Russian Linguistic Consciousness (on Data of Associative Chain Experiment). Nauchnyy dialog, 11: 120-131. DOI: 10.24224/2227-1295-2017-11-120-131. (In Russ.).

I5E НАУЧНАЯ (SO БИБЛИОТЕКА

^бИШШУ.ЙЦ

Журнал включен в Перечень ВАК

УДК 811.161.1'371:172.15

DOI: 10.24224/2227-1295-2017-11-120-131

U I. К I С Н ' S PERKXMCALS t)lRf( 1QRV-

Языковое воплощение концепта ПАТРИОТИЗМ в современном русском языковом сознании (по данным цепочечного ассоциативного эксперимента)

© Наговицына Наталья Валерьевна (2017), orcid.org/0000-0002-0124-6446, аспирант, Институт филологии и журналистики, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского (Нижний Новгород, Россия), nagov@list.ru

В статье представлены ход и результаты лингвистического экспериментального исследования психологической реальности базовых представлений о патриотизме в современном русском языковом сознании, выявленных автором в предыдущих исследованиях семантического наполнения концепта ПАТРИОТИЗМ по данным языка. Цель исследования — верифицировать данные, полученные в результате анализа языкового и текстового материала, и уточнить особенности языкового воплощения концепта ПАТРИОТИЗМ в сознании современных носителей русского языка по результатам цепочечного ассоциативного эксперимента. Материалом исследования являются языковые данные ассоциативного эксперимента (ассоциаты на слово-стимул патриотизм), полученные автором лично в ходе обработки 100 анкет испытуемых. Методологической базой исследования выступают теоретические основы и принципы анализа «языка национальной культуры», разработанные в современной отечественной лингвокультурологии в рамках когнитивно-ориентированной антропоцентрической парадигмы современного гуманитарного знания. В исследовании использованы методы современного концептуального анализа и методика проведения ассоциативного цепочечного эксперимента. В результате исследования было верифицировано и уточнено семантическое наполнение концепта ПАТРИОТИЗМ, включающее 17 когнитивных признаков, в национальной концептосфере

на современном этапе. Практическая значимость исследования состоит в том, что основные результаты работы можно использовать в создании учебно-методического обеспечения и в преподавании русского языка как иностранного, а также в практике составления словарей нового типа — словарей концептов и лингвокультурных тезаурусов.

Ключевые слова: концепт; патриотизм; ассоциативный цепочечный эксперимент; современное русское языковое сознание; лингвокультурология; русский язык.

1. Введение

Работа выполнена в рамках научного проекта кафедры преподавания русского языка в других языковых средах Института филологии и журналистики ННГУ им. Н. И. Лобачевского по созданию словаря социально-значимых концептов в современной русской культуре [Ручина, 2012; Рад-биль и др., 2015; Сайгин, 2015].

Концепт ПАТРИОТИЗМ играет важнейшую роль в духовном самосознании русских, в этническом самоопределении и поисках национальной идентичности. Идея любви к своей земле, впоследствии облекшаяся в четкую концептуальную форму категории патриотизма, изначально органично вписывалась в отмечаемую многими исследователями диалектику противостояния в русской культуре двух мировоззренческих и культурных пластов — язычества и христианства. Эта двойственность во многом сохраняется и в эволюции восприятия идеи патриотизма в русском национальном сознании до нашего времени.

Ключевое для русской культуры понятие патриотизма имеет длительную многовековую традицию изучения в отечественной религиозной, философской, художественной и научной литературе. При этом следует отметить, что собственно лингвистическое изучение концепта ПАТРИОТИЗМ началось сравнительно недавно: можно отметить исследование этого концепта в дискурсах разного типа (в медийном, спортивном, новостном, экстремистском, историческом и пр.) в работах, например, Е. Г. Малышевой [Малышева, 2010а; 2010Ь], О. Н. Коршуновой и А. А. Шульмина [Коршунова и др., 2013], А. А. Лебедева [Лебедев, 2016], Л. В. Коростелевой [Коростелева, 2017] и др., но при этом исследование данного концепта посредством экспериментальных методов в лингвистике пока еще не проводилось.

Новизна исследования, таким образом, заключается прежде всего во введении в научный обиход нового предмета для научного анализа, а именно — объективированные посредством ассоциативного цепочечного эксперимента представления о патриотизме в современном русском языковом сознании.

2. Цель, материал, методологическая база и методика исследования

Цель исследования — верифицировать данные, полученные в результате анализа языкового и текстового материала, и уточнить особенности языкового воплощения концепта ПАТРИОТИЗМ в сознании современных носителей русского языка по результатам цепочечного ассоциативного эксперимента.

Материалом исследования являются языковые данные ассоциативного эксперимента (ассоциаты на слово-стимул патриотизм), полученные автором лично в ходе обработки 100 анкет испытуемых.

Методологической базой исследования выступают теоретические основы и принципы анализа «языка национальной культуры», разработанные в работах [Радбиль, 1999; Радбиль, 2006] и апробированные на разнообразном языковом и текстовом материале в работах [Жуковская, 2015; Сайгин, 2015].

Описание методики исследования. В методах и методиках современного концептуального анализа в числе самых разных экспериментальных технологий особое место принадлежит ассоциативному экс пери -менту. Л. И. Ручина пишет: «Материал ассоциативных экспериментов дает возможность выявить наибольшее количество актуальных для современного состояния сознания когнитивных признаков концепта» [Ручина, 2012, с. 102]. Теория и практика проведения ассоциативного эксперимента именно в различных областях лингвистики разработана в трудах Ч. Осгу-да, А. А. Леонтьева, А. А. Залевской, Ю. Н. Караулова, Р. М. Фрумкиной и др. [Залевская, 2001; Фрумкина, 1991 и др.].

Суть ассоциативного эксперимента состоит в том, что слова и выражения естественного языка в языковом сознании обладают определенным ассоциативным потенциалом и, соответственно, образуют разнообразные ассоциативно-смысловые связи. Испытуемым предъявляются слова-стимулы, на которые они должны реагировать первой словесной реакцией, приходящей им в голову. При этом им не разрешается думать, анализировать, рефлектировать: необходима именно спонтанность и бессознательный характер реакции. Характер ассоциаций зависит от возраста, пола, уровня образования и профессии испытуемых.

Ассоциации имеют двойственный характер: с одной стороны, они отражают объективно существующие для каждого носителя языка форматы знаний, стоящие за общеязыковыми значениями; с другой стороны, на их характер влияют субъективные, «личностные» смыслы говорящего индивидуума. Поэтому важное значение приобретает последующая статистическая обработка результатов эксперимента, в ходе которой должны быть

минимизированы индивидуальные смыслы и выделены инвариантные содержательные признаки, которые постулируются как значимые характеристики анализируемого концепта.

В работе З. Д. Поповой и И. А. Стернина выделяется ряд классов подобных экспериментов, например:

1) свободный ассоциативный эксперимент (испытуемому предлагают ответить первым пришедшим в голову словом-реакцией при предъявлении слова-стимула, ничем не ограничивая ни формальные, ни семантические особенности слова-реакции);

2) направленный ассоциативный эксперимент (экспериментатор некоторым образом ограничивает выбор предполагаемой реакции, накладывая определенные ограничения — например, отвечать только суще ствительными);

3) цепной (цепочечный) ассоциативный эксперимент (испытуемым предлагают ответить любым количеством слов-реакций, первым пришедшим в голову при предъявлении слова-стимула, ничем не ограничивая ни формальные, ни семантические особенности слов) и пр.» [Попова и др., 2007].

В настоящем исследовании выбрана технология цепочечного ассоциативного эксперимента, которая была использована для верификации когнитивных признаков, образующих семантическое наполнение концепта ПАТРИОТИЗМ в сознании современных носителей русского языка, а также для выявления ассоциативного поля данного концепта, то есть наиболее актуальных ассоциатов, полученных как реакция на стимул — слово патриотизм.

Для этого при проведении эксперимента использовалась методика свободной ассоциации. Ее суть состоит в выявлении именно стандартных ассоциативных связей, которые вычисляются на фоне индивидуальных связей. «Каждый признак может быть ранжирован по яркости в структуре концепта, можно выделить ядерные и периферийные когнитивные признаки, а также сравнить результаты ассоциативных экспериментов на один и тот же стимул в разных группах испытуемых, относящихся к разным социальным, гендерным, возрастным группам» [Попова и др., 2007, с. 140—142].

В плане интересующего нас концептуального анализа полученные ас-социаты интерпретируются как языковые репрезентанты определенных когнитивных признаков, образующих содержание концепта. Тем самым ассоциаты, обладающие максимальной семантической близостью, обобщаются в интегральные когнитивные признаки. В качестве формулиров-

ки для данного признака предлагается или прямое словесное обозначение наиболее частотной ассоциативной реакции, или наиболее нейтральное в стилистическом отношении слово.

Обработка результатов цепочечного ассоциативного эксперимента позволит выявить ассоциативный слой в смысловом наполнении концепта ПАТРИОТИЗМ, интерпретировать полученные ассоциаты с точки зрения сравнения когнитивных признаков, выявленных в результате анализа языковых данных, и наиболее релевантных когнитивных признаков, имеющих статус психологической реальности.

3. Концепт ПАТРИОТИЗМ по данным цепочечного ассоциативного эксперимента

В наших предыдущих исследованиях мы раскрыли экстралингвистическое содержание понятия «патриотизм» в мировой и отечественной культуре, выделили когнитивные признаки, смысловой объем и семантическую структуру концепта ПАТРИОТИЗМ по данным толковых словарей и словарей иностранных слов, проанализировали парадигматические, синтагматические и деривационные особенности языковой экспликации этого концепта в лексико-семантической системе русского языка и его дискурсивного варьирования концепта в диахроническом освещении по данным Национального корпуса русского языка. В результате анализа было выявлено 17 когнитивных признаков данного концепта, среди которых такие признаки, как 'любовь к Родине как к месту рождения', 'гордость достижениями и культурой своей родины', 'нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к родине и готовность пожертвовать своими интересами ради неё', 'безусловное, некритичное восхваление всего, что своё, «наше» в противопоставлении подлинному патриотизму, с отрицательной оценкой (со словом квасной, также = ультрапатриотизм)' и др.

В соответствии с принятой нами концепцией исследования, полученные данные в области семантического наполнения, смыслового объема и языковой экспликации концепта должны подтвердиться экспериментально, так как посредством эксперимента мы получаем объективные данные о том, какие именно национально, социально и культурно значимые представления воплощает данный концепт в сознании носителей языка.

Экспериментальное исследование предполагает анализ частотности ассоциатов для слова-стимула патриотизм и качественную интерпретацию полученных данных. Выборка данных по реакциям на стимулы графически представляется в виде таблицы.

Для проведения эксперимента были разработаны специальные анкеты. Испытуемым предъявлялось слово-стимул патриотизм, на которое респонденты должны были реагировать любой словесной реакцией. При этом в рамках требований, предъявляемых именно к цепочечному ассоциативному эксперименту, принимались множественные свободные ассоциации: респонденту позволялось давать до пяти ответов — испытуемым предлагалось записать 5 первых пришедших им в голову реакций (слов любой части речи) на слово-стимул. Учитывались парадигматические реакции (синонимы, гиперонимы, ассоциаты), синтагматические реакции (атрибутивные слова — прилагательные, причастия, генитивные существительные), перифразы (дефиниции). Отметим, что не все респонденты дали по 5 реакций, зафиксировано также определенное количество отказов. При обработке данных учитывались все ассоциаты, в том числе и единичные.

В эксперименте участвовали 100 испытуемых.

Чтобы получить наиболее полную и объективную картину отражения тех или иных концептуальных признаков исследуемого концепта, для участия в эксперименте привлекались люди разного возраста (от 18 до 70), пола и разной социальной принадлежности (студенты, инженеры, бизнесмены, преподаватели вуза и школы, врачи и т. д.).

Для всех респондентов родной язык — русский.

На основе анализа частотности ассоциатов определены ядро (его составили реакции, поступившие более чем от 20 % испытуемых), базовый слой (от 10 % до 20 %), ближняя периферия (< 10 %) и дальняя периферия (индивидуальные ассоциаты).

Анализ частотности ассоциатов для слова-стимула патриотизм по данным цепочечного ассоциативного эксперимента дает следующие результаты (табл. 1).

Затем была проведена качественная интерпретация данных. На предварительном уровне обобщения данных эксперимента получены следующие результаты.

I. Ядро. В ядро ожидаемо вошли ассоциаты, связанные с идеей Родины и России, что закономерно для респондентов, для которых русский язык является родным согласно условиям проведенного эксперимента. Поэтому, когда в словарях мы встречаем толкование 'любовь к Родине, к своей стране', мы по умолчанию должны полагать, что речь идет о стране, где живут россияне, русские. Эти данные совпадают с ядерными когнитивными признаками, выделенными на предыдущих этапах анализа.

Таблица 1

Слово патриотизм по данным цепочечного ассоциативного эксперимента

Ядро концепта (> 20 %)

Базовый слой (> 10 %)

Ближняя периферия (> 1 %)

Дальняя периферия (индивидуальные ассоциаты)

Родина — 40 Россия — 28

Флаг — 19 Мир — 8

Любовь — 17 Пропаганда — 8

Армия — 14 Путин — 7

9 мая — 14 Дом — 7

Страна — 12 Герб — 7

Война — 11 Люди — 7

Гимн — 11 Родная зем-

Гордость — 10 ля — 6

Отчизна — 10 Природа — 6

История — 5

Победа — 5

Чувство — 4

Традиции — 4

Герои — 4

Город — 4

ВОВ — 3

Подвиг — 3

Менталитет — 3

Семья — 3

Нация — 3

Вера — 3

Честь — 3

Долг — 3

Немцов — 2

УАЗ-патриот — 2

Столица — 2

Нижний Новго-

род — 2

Гражданин — 2

Улица — 2

Успех — 2

присяга — 1, поступок — 1, родные — 1,хорошо — 1, школа — 1, толпа — 1, военная служба — 1, НЛП — 1, оболванивание — 1, аутотренинг — 1, красный — 1, название — 1, сознание — 1, гуманность — 1, малая родина — 1, военная служба — 1, звезда — 1, песня — 1, самогипноз — 1, ура — 1, ватники — 1, конституция — 1, фанатики — 1, мужчины — 1, Севастополь — 1, Грузия — 1, демократия — 1, апельсин — 1, американский фильм — 1, май — 1, обман — 1, старшина — 1, танк Т 34 — 1, единство — 1, сад — 1, машина — 1, военный — 1, культура — 1, фанатизм — 1, любовь к свободе — 1, любовь к семье — 1, соблюдение прав — 1, закон — 1, честность — 1, труд — 1, Новый год — 1, чувство долга — 1, лозунг — 1, миграция — 1, будущее — 1, защита — 1, служба — 1, птица — 1

II. Базовый слой. В базовый слой вошло несколько групп ассоциатов, отражающих разные грани концепта ПАТРИОТИЗМ в языковом сознании его носителей.

1. Прежде всего это более редко встречаемое книжное наименование Родины Отчизна и его гипероним страна.

2. Вторая группа включает наименования чувств — любовь (к стране), гордость (за страну). Это также вполне соответствует выявленным ранее базовым когнитивным признакам.

3. Третья группа отсылает к символике государства — гимн, флаг.

4. Четвертая группа реакций составлена словами военной тематики, в том числе отсылающими к событиям Великой Отечественной войны: 9 мая, война, армия. Это косвенно свидетельствует в пользу милитаризованного типа понимания данного концепта современными носителями языка.

III. Ближняя периферия. Анализ ближней периферии также выявил частичное совпадение с обнаруженными в ходе предыдущего анализа когнитивными признаками. Различимы восемь групп реакций:

1) компоненты социального устройства: мир, семья, люди, дом, улица, гражданин;

2) история и традиции: традиция, история;

3) мир природы: родная земля, природа;

4) городской патриотизм: город, столица, Нижний Новгород;

4) политическая действительность: Путин, пропаганда, Немцов;

5) военно-патриотическая сфера: победа, герои, подвиг, ВОВ (аббревиатура — Великая Отечественная война);

6) государственная символика: герб;

7) духовные реалии, отражающие идентичность этноса: менталитет, нация;

8) нравственные и психологические чувства: чувство, вера, честь, долг, успех.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Интересен ассоциат успех, маркирующий, видимо, сферу современных ценностных приоритетов, и шутливый ассоциат-окказионализм —

УАЗ-патриот.

IV. Дальняя периферия (единичные ассоциаты). Среди дальних ассоциатов доминируют те же группы и типы ассоциатов, что и в ближней периферии, что доказывает мысль о том, что грань между ближней и дальней периферией подвижна, текуча и не имеет четких границ в языковом сознании. Отметим, что только здесь проявляется негативная оценочность концепта: НЛП, оболванивание, самогипноз, фанатики, фанатизм, обман и пр. Это косвенным образом свидетельствует о доминировании именно положительного восприятия идей и ценностей патриотизма современным языковым сознанием, в отличие от неоднозначного восприятия этого концепта в предыдущие хронологические периоды.

4. Выводы

Результаты анализа данных цепочечного ассоциативного эксперимента демонстрируют сохранение и дальнейшее развитие тех тенденций, которые были отмечены при анализе системно-языковых данных (по лексикографическим источникам) и рефлексов дискурсивного варьирования (по Национальному корпусу русского языка). Данные эксперимента также показывают преобладание позитивно-оценочных коннотаций над негативными в представлении концепта ПАТРИОТИЗМ современными носителями языка.

Приметой времени является некоторая милитаризованность в восприятии этого концепта, его политизация и ориентация на связь с официальной символикой и пропагандой. С другой стороны, вполне активно и традиционное понимание концепта в духе исконных ценностей русской культуры, таких как любовь к месту, где ты родился, и к своей большой Родине — России, к ее истории и традициям, к ее народу.

В целом итоги проведенного нами цепочечного ассоциативного эксперимента подтверждают психологическую реальность выявленных нами на предыдущих этапах исследования когнитивных признаков концепта ПАТРИОТИЗМ в языковом сознании современных носителей языка.

Литература

1. Жуковская Л. И. Семантическое наполнение концепта «менталитет / мен-тальность» и его языковое воплощение в современном русском языке : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.01 / Л. И. Жуковская. — Нижний Новгород, 2015. — 196 с.

2. Залевская А. А. Психолингвистический подход к проблеме концепта / А. А. Залевская // Методологические проблемы когнитивной лингвистики : научное издание / ред. И. А. Стернин. — Воронеж : ВГУ, 2001. — С. 36—44.

3. Коростелева Л. В. Концепт ПАТРИОТИЗМ в контексте националистического экстремистского дискурса / Л. В. Коростелева // Научный диалог. — 2017. — № 3. — С. 45—54.

4. Коршунова О. Н. Концепт патриотизма в постсоветской России : к постановке проблемы / О. Н. Коршунова, А. А. Шульмин // Вестник Казанского технологического университета. — 2013. — Т. 16, № 23. — С. 288—291.

5. Лебедев А. А. Семантика концепта «патриотизм» в новостном дискурсе телеканала «звезда» [Электронный ресурс] / А. А. Лебедев // Вестник Волжского университета имени В. Н. Татищева. — 2016. — Т 1, № 3. — Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/v/semantika-kontsepta-patriotizm-v-novostnom-diskurse-telekanala-zvezda.

6. Малышева Е. Г. Лингвокультурная идея «патриотизм» в спортивном дискурсивном пространстве : содержательная специфика : статья 1 / Е. Г. Малышева // Вестник Омского университета. — 2010а. — № 2. — С. 194—199.

7. Малышева Е. Г. Лингвокультурная идея «патриотизм» в спортивном дискурсивном пространстве : содержательная специфика : Статья 2 / Е. Г. Малышева // Вестник Омского университета. — 2010Ь. — № 3 — С. 98—104.

8. Попова З. Д. Когнитивная лингвистика / З. Д. Попова, И. А. Стернин. — Москва : АСТ: Восток-Запад, 2007. — 314 с.

9. Радбиль Т. Б. Прецедентные тексты в языковой картине мира / Т. Б. Радбиль // Языковая картина мира в синхронии и диахронии : межвузовский сборник научных трудов. — Нижний Новгород : НГПУ, 1999. — С. 26—34.

10. Радбиль Т. Б. Концепт игры в аномальном художественном дискурсе / Т. Б. Радбиль // Логический анализ языка. Концептуальные поля игры / ред. Н. Д. Арутюнова. — Москва : Индрик, 2006. — С. 308—316.

11. Радбиль Т. Б. Когнитивные признаки и языковая объективация концепта «добродетель» в современном русском языке / Т. Б. Радбиль, В. В. Сайгин // Фундаментальные исследования. — 2015. — № 2-26. — С. 5968—5971.

12. Ручина Л. И. Ассоциативный эксперимент как инструмент выявления когнитивных признаков концепта / Л. И. Ручина // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. — 2012. — № 5-3. — С. 102—106.

13. Сайгин В. В. Концептуальное поле «грех» в пространстве русской культуры: опыт комплексного линвгокогнитивного описания : монография / В. В. Сай-гин. — Нижний Новгород : ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 2015. — 258 с.

14. Фрумкина Р. М. Концептуальный анализ с точки зрения лингвиста и психолога / Р. М. Фрумкина // Научно-техническая информация : серия 2. — 1991. — № 3. — С. 3—29.

Linguistic Realization of Concept of PATRIOTISM in Modern Russian Linguistic Consciousness (on Data of Associative Chain Experiment)

© Nagovitsyna Natalya Valeryevna (2017), orcid.org/0000-0002-0124-6446, PhD student, Institute of Philology and Journalism, Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod (Nizhny Novgorod, Russia), nagov@list.ru.

The article presents the course and results of linguistic experimental study of the psychological reality of underlying representations about patriotism in the modern Russian linguistic consciousness, revealed by the author in previous studies of semantic content of the concept of PATRIOTISM according to the language. The aim of the study was to verify data obtained in the analysis of linguistic and textual material, and to clarify the peculiarities of linguistic realization of the concept of PATRIOTISM in the consciousness of modern Russian native speakers on the results of a chain associative experiment. The research material is the language data of associative experiment (associates of word-stimulus patriotism), obtained by the author in the course of processing 100 profiles of the subjects. Methodological basis of research are the theoretical foundations and

principles of analysis of "the language of national culture," developed in modern Russian cultural linguistics in the framework of a cognitive-oriented anthropocentric paradigm of modern humanitarian knowledge. The study uses methods of modern conceptual analysis and the methodology of the associative chain experiment. The study has been verified and refined semantics of the concept of PATRIOTISM, including 17 cognitive characteristics in the national conceptual sphere at the present stage. Practical significance of the research is that the main results can be used in the creation of training and methodological support in teaching Russian as a foreign language, as well as in the practice of compiling dictionaries of a new type — dictionaries of concepts and linguistic thesauri.

Key words: patriotism; concept; associative chain experiment; modern Russian linguistic consciousness; cultural linguistics; Russian language.

References

Frumkina, R. M. 1991. Kontseptualnyy analiz s tochki zreniya lingvista i psikhologa. Nauchno-tekhnicheskaya informatsiya. Seriya, 2/3: 3—29. (In Russ.).

Korosteleva, L. V. 2017. Kontsept PATRIOTIZM v kontekste natsionalisticheskogo ek-stremistskogo diskursa. Nauchnyy dialog, 3: 45—54. (In Russ.).

Korshunova, O. N., Shulmin, A. A. 2013. Kontsept patriotizma v postsovetskoy Rossii: k postanovke problem. Vestnik Kazanskogo tekhnologicheskogo universite-ta, 16/23: 288—291. (In Russ.).

Lebedev, A. A. 2016. Semantika kontsepta «patriotizm» v novostnom diskurse telekanala «zvezda. Vestnik Volzhskogo universiteta imeni V. N. Tatishcheva, 3/1. Available at: https://cyberleninka.ru/article/v/semantika-kontsepta-patriotizm-v-novostnom-diskurse-telekanala-zvezda. (In Russ.).

Malysheva, E. G. 2010a. Lingvokulturnaya ideya «patriotizm» v sportivnom diskur-sivnom prostranstve: soderzhatelnaya spetsifika: statya 1. Vestnik Omskogo universiteta, 2: 194—199. (In Russ.).

Malysheva, E. G. 2010b. Lingvokulturnaya ideya «patriotizm» v sportivnom diskur-sivnom prostranstve: soderzhatelnaya spetsifika: Statya 2. Vestnik Omskogo universiteta, 3: 98—104. (In Russ.).

Popova, Z. D., Sternin, I. A. 2007. Kognitivnaya lingvistika. Moskva: AST: Vostok-Za-pad. (In Russ.).

Radbil, T. B. 1999. Pretsedentnyye teksty v yazykovoy kartine mira. In: Yazykovaya kartina mira v sinkhronii i diakhronii: mezhvuzovskiy sbornik nauchnykh trudov. Nizhniy Novgorod: NGPU. (In Russ.).

Radbil, T. B. 2006. Kontsept igry v anomalnom khudozhestvennom diskurse. In: Arutyu-nova, N. D. (ed.). Logicheskiy analiz yazyka. Kontseptualnyye polya igry. Moskva: Indrik. (In Russ.).

Radbil, T. B., Saygin, V. V. 2015. Kognitivnyye priznaki i yazykovaya obyektivatsiya kontsepta «dobrodetel» v sovremennom russkom yazyke. Fundamentalnyye issledovaniya, 2/26: 5968—5971. (In Russ.).

Ruchina, L. I. 2012. Assotsiativnyy eksperiment kak instrument vyyavleniya kog-nitivnykh priznakov kontsepta. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo, 5/3: 102—106. (In Russ.).

Saygin, V. V. 2015. Kontseptualnoye pole «grekh» v prostranstve russkoy kultury: opyt kompleksnogo linvgokognitivnogo opisaniya: monografiya. Nizhniy Novgorod: NNGU im. N. I. Lobachevskogo. (In Russ.).

Zalevskaya, A. A. 2001. Psikholingvisticheskiy podkhod k probleme kontsepta.

In: Sternin, I. A. (ed.). Metodologicheskiyeproblemy kognitivnoy lingvistiki: nauchnoye izdaniye. Voronezh: VGU. (In Russ.).

Zhukovskaya, L. I. 2015a. Semanticheskoye napolneniye kontsepta «mentalitet / men-talnost'» i ego yazykovoye voploshcheniye v sovremennom russkom yazy-ke: dissertatsiya ... kandidata filologicheskikh nauk. Nizhniy Novgorod. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.