Научная статья на тему 'Влияние корпоративной культуры на управление организационным поведением персонала'

Влияние корпоративной культуры на управление организационным поведением персонала Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2200
459
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗИТИВНАЯ И НЕГАТИВНАЯ КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Литовка А.М.

В статье анализируется проблема, связанная с регулированием поведения персонала организации при помощи корпоративной культуры. Рассматриваются преимущества введения этического кодекса в организации, а также виды корпоративной культуры и их влияние на организационное поведение сотрудников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние корпоративной культуры на управление организационным поведением персонала»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»

№11/2015

ISSN 2410-6070

компоненты первого и третьего факторов позволили их объединить под общим названием «когнитивный фактор агрессии» - это 40% дисперсии; эмоционально-аффективный фактор агрессии охватывает 16% дисперсии и регуляторно-оценочный - 15% дисперсии.

Результаты исследования могут быть использованы психологами и педагогами при разработке воспитательных программ различного рода, при совершенствовании системы школьного образования; руководителями образовательных школ - при диагностике воспитательной системы школы, модернизации деятельности педагогического коллектива; преподавателями педвузов - в проведении спецкурсов, практикумов, организации учебно-педагогической практики; учителями, педагогами дополнительного образования - при разработке авторских программ, учебных планов, организации учебной и факультативной работы с учащимися; в системе повышения педагогической квалификации учителей, педагогов -психологов, социальных педагогов.

Список использованной литературы:

1. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства - СПб.: Питер, 2002-752с.

2. Назаретян А.Г. Агрессия, мораль, кризысы развития в мировой культуре. Курс лекций - М.: Наследие, 2006. - 184 с.

3. Немов Р.С. Психология - М.: Просвещение, Владос, 1995.- Т.1.- 468 с.

4. Поликаркина М. С. К проблеме специфики проявления агрессивности и становления "Образа Я" в подростковом возрасте // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2011. - N 2, февраль. - С. 296-301.

5. Психология индивидуальных различий. Хрестоматия по психологии.// Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., 2009. С. 210 - 214

6. Психология человеческой агрессивности: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. - Минск: Харвест-Аст, 2001. - 542с.

7. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности - СПб: Речь, 2002. - 324с.

8. Формирование личности в переходный период от подросткового к

9. Фромм Э. Анатомия человеческой агрессивности - М.: Прогресс, 2001. - 447с.

© Кутушева Р.Р., Кагарманов Д.И., 2015

УДК 316.6

А.М. Литовка

Магистрант

Факультет управления и психологии Кубанский государственный университет г. Краснодар, Российская Федерация

ВЛИЯНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ НА УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫМ

ПОВЕДЕНИЕМ ПЕРСОНАЛА

Аннотация

В статье анализируется проблема, связанная с регулированием поведения персонала организации при помощи корпоративной культуры. Рассматриваются преимущества введения этического кодекса в организации, а также виды корпоративной культуры и их влияние на организационное поведение сотрудников.

Ключевые слова

позитивная и негативная корпоративная культура, организационное поведение, девиантное поведение. Эффективность деятельности любой современной организации во многом определяется

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

организационным поведением, культурой персонала, его профессиональными и психологическими качествами. Управление поведением людей становится одним из важнейших факторов, обеспечивающих конкурентоспособность и стабильное развитие организации.

Организационное поведение — это теоретические и практические знания о том, как люди — отдельные индивидуумы и целые группы — ведут себя внутри организаций. Назначение этих знаний заключается в том, чтобы определить пути, способы и приемы, которые позволят повысить эффективность поведения людей в рабочей обстановке, выявить и устранить неэффективные действия, a также сделать продуктивные формы поведения привычными для всего персонала организации.

На поведение сотрудника помимо личностных качеств, внешней среды организации, круга общения и общей удовлетворенности работой влияет также и внутренняя организационная среда: организационная политика, рабочий коллектив, корпоративная культура.

Разработка организационной этики и забота о благосостоянии сотрудников может значительно повлиять на поведение персонала в организации, на их лояльность и преданность организации, а, следовательно, и на эффективность работы.

Таким образом, для качественного управления организационным поведением и реализации организационных целей нужна кадровая политика и правила поведения на рабочем месте, так называемый этический кодекс.

Необходимость разработки правил поведения работников организации можно обосновать разными причинами. К таким причинам можно отнести следующие [2, с. 114]:

1. наличие правил (в том случае, если они доведены до сведения сотрудников) может предупредить случаи нарушений на работе, вызванные незнанием того, что такой вид поведения оценивается руководством организации как нежелательный;

2. наличие правил, сформулированных в письменной форме и утвержденных руководством организации, лишает субъектов девиантного поведения аргументов, чтобы оправдать свои поступки c выражением сомнений, касающихся обоснованности нарушенных ими норм;

3. наличие письменно сформулированных и утвержденных правил поведения обеспечивает непротиворечивость отдельных правил друг другу, а также непротиворечивость правил другим документам, существующим в организации (например, основным положениям политики организации в области управления персоналом), и законодательству страны, кодексам профессиональной этики;

4. наличие письменно сформулированных правил существенно упрощает их анализ c целью недопущения их устаревания, их коррекции в связи c изменением ситуации, складывающейся в организации, в связи c участившимися случаями отклоняющегося поведения работника организации;

5. наличие правил может облегчить разработку мероприятий по профилактике деструктивных форм отклоняющегося поведения членов организации, придать этому процессу конкретность и целенаправленность;

6. отклонения от имеющихся правил поведения становятся критерием оценки эффективности мероприятий по предупреждению девиаций в поведении.

B правилах поведения могут содержаться следующие элементы: перечень недопустимых видов поведения; список обязанностей работника; рекомендации, касающиеся поведения сотрудников в конкретных ситуациях; примеры, взятые из практики данной или других организаций; условные примеры; разъяснение причин, по которым определенные виды поведения рассматриваются как непозволительные, нежелательные или необходимые; перечень санкций, применяемых при несоблюдении правил; перечень лиц, составивших или одобривших данные правила поведения.

Необходимость формирования частной организационной этики возникла потому, что универсальных норм недостаточно для регулирования поведения персонала в специфических ситуациях. Частная этика конкретизирует общие нравственные принципы применительно к особенностям и специфике своей деятельности.

Конечно, легче всего создавать корпоративную культуру "c нуля". Но это возможно лишь при образовании новых организаций. Большинство же функционирующих в России учреждений существуют не

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯНАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

один десяток лет и имеют уже устоявшуюся систему внутренних ценностных ориентиров, убеждений и правил поведения. При формировании корпоративной культуры

следует проводить корректировку вышеперечисленных элементов (замену нежелательных/устаревших ценностей, норм и правил на элементы, отвечающие современным реалиям). Причем делать это следует постепенно и тактично во избежание резкого сопротивления и неприятия нововведений со стороны сотрудников (особенно c большим стажем работы в данной организации)[3, с.187].

В зависимости от характера влияния на конечные результаты деятельности организации выделяют позитивные и негативные корпоративные культуры [1, с.53]. При этом позитивная корпоративная культура должна способствовать повышению эффективности работы, оптимизации всех производственных процессов, непрерывному развитию самой организации и ее персонала, формированию комфортных условий и дружелюбной атмосферы в коллективе, повышению общественной значимости и статуса организации в соответствующей сфере деятельности. Негативная же корпоративная культура, наоборот, препятствует нормальному функционированию организации и выполнению ее миссии.

Отличительные черты негативной корпоративной культуры:

- апатия и незаинтересованность сотрудников в результатах своего труда;

- понижение уровня личной ответственности;

- формальный подход к выполнению служебных обязанностей;

- высокая текучесть кадров, изоляционизм;

- наличие слухов и кривотолков вокруг организации, подрывающих ее авторитет и репутацию y потенциальных потребителей, партнеров, широкой общественности.

Понимание природы психологических и социально-психологических механизмов делает процесс формирования корпоративной культуры эффективным механизмом управления организационным поведением.

Таким образом, этический кодекс как важнейший инструмент развития корпоративной культуры призван отражать ценности и принципы взаимодействия между людьми в компании и предотвращать нарушения, как правило, связанные с низкими рисками разоблачения и требующие наряду c осуществлением мер внутреннего контроля поддержания и сохранения этических установок в организации. В содержание кодекса включены наиболее «уязвимые» области: конфликты интересов, предотвращение коррупции, ответственное использование ресурсов компании и т. д. Однако внедрение такого документа имеет свою специфику. Рассматривая этический кодекс как локальный нормативный акт, важно не превратить его в сухой регламент, сохранив в нем более широкую этическую составляющую. Программа внедрения должна помочь сотрудникам лучше понимать важность и необходимость такого документа, a не воспринимать как одну из очередных инструкций, поскольку финальной целью здесь является создание атмосферы нетерпимости к этическим нарушениям в организации.

Основной задачей этического кодекса является создание комфортных условий труда, благоприятного психологического климата в компании. Грамотно составленный этический кодекс может помочь сплотить всех членов коллектива, сформировать корпоративную культуру. Сотрудники, усвоившие и принявшие законы фирмы, имеют больше шансов разобраться в возникающих рабочих ситуациях, a новым сотрудникам легче пройти процесс адаптации, влиться в рабочий коллектив и понять, чего от них здесь ожидают.

Список использованной литературы:

1. Ветчанова О.В. Корпоративная культура организации / О.В. Ветчанова // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2012. - № 11. - С. 49-62.

2. Рябов Ф. В. Разработка системы предупреждения девиантного поведения работников организаций (Социально-экономический аспект) : дис. ... канд. экон. наук / Рябов Феликс Владимирович. - СПб., 2000. -193 с.

3. Скрипниченко Л.С. Влияние корпоративной культуры на управление человеческими ресурсами // Теоретические и прикладные исследования в области естественных и гуманитарных наук: Всерос. науч. -практ. конф.: сб. науч. тр. - Прокопьевск, 2014.- С. 185-188.

© Литовка А.М., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.