ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 24 2011
IZVESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 24 2011
УДК 37.013.42
ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
© Е. А. КАРПУШКИНА, Н. Л. МОРОЗОВА Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского, кафедра педагогики и психологии начального и специального образования
e-mail: [email protected]
Карпушкина Е. А., Морозова Н. Л. - Организация коррекционной работы с агрессивными детьми в условиях интегрированного образования // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 24. С. 659-663. - Описаны проявления и виды агрессивного поведения, организация, диагностика, основные направления и формы его профилактики и коррекции в условиях интегрированного образования.
Ключевые слова: девиантное поведение, агрессивное поведение, диагностика, профилактика, коррекция, реабилитация.
Karpushkina E. A., Morozova N. L. - Organization of Correction Work with Aggressive Children under the Condition of Integrated Education // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2011. № 24. P. 659-663. -
Manifestations and types of aggressive behaviour are described, as well as organization, diagnostics, main branches and forms of its prevention and correction under the condition of integrated education.
Key words: deviant behaviour, aggressive behaviour, diagnostics, prevention, correction, rehabilitation.
Разнообразные проявления нежелательного поведения людей - агрессия, алкоголизм, проституция, вовлеченность в азартные игры - в последнее время стали привлекать пристальное внимание не только общественности, но и ученых, пытающихся ответить на вопросы о причинах, закономерностях и механизмах возникновения отклоняющегося поведения. Увеличение роста насильственных действий, сопряженных с особойжестокостью,захватомзаложников,вандализ-мом и глумлением над людьми обычно связывают с понятиями агрессии и агрессивности. Особенно острой в настоящее время является проблема роста детской и подростковой преступности.
Проблема девиантного поведения на сегодняшний день заключается в том числе и в необходимости научно-методического обоснования современной модели реализации инновационных педагогических технологий диагностики, профилактики, коррекции и реабилитации агрессивного поведения в системе интегрированного образования и воспитания.
Одним из существенных признаков девиантного поведения является деструктивность - разрушительность. Действительно, девиантное поведение в целом приводит к разрушению чего-либо (здоровья, отношений, личности, общественного порядка) и даже -к прерыванию самой жизни.
Как известно, деструктивность, в свою очередь, тесно связана с такой базовой человеческой характе-
ристикой, как агрессия. И хотя, на наш взгляд, агрессивное поведение не является отдельным видом отклоняющегося поведения, агрессия, направленная на других или себя, принимает непосредственное участие в различных формах поведенческих девиаций и заслуживает специального рассмотрения.
Вся история человечества убедительно доказывает, что агрессия является неотъемлемой частью жизни личности и общества. Более того, агрессия обладает мощной притягательной силой и свойством заразительности - большинство людей на словах отвергает агрессию, а при этом широко демонстрируют ее в своей повседневной жизни.
В переводе с латинского языка «агрессия» означает «нападение». В настоящее время термин «агрессия» употребляется чрезвычайно широко. Данный феномен связывают и с негативными эмоциями (например, гневом), и с негативными мотивами (например, стремлением навредить), а также с негативными установками(например,расовымипредубеждениями) и разрушительными действиями.
В психологии под агрессией понимают тенденцию (стремление), проявляющуюся в реальном поведении или фантазировании, с целью подчинить себе других либо доминировать над ними. Данная тенденция носит универсальный характер, а сам термин «агрессия» в целом имеет нейтральное значение. По сути, агрессия может быть как позитивной, служащей
жизненным интересам и выживанию, так и негативной, ориентированной на удовлетворение агрессивного влечения самого по себе.
Агрессиякакпсихическаяреальностьимееткон-кретныехарактеристики:направленность,формыпро-явления, интенсивность. Целью агрессии может быть как собственно причинение страдания (вреда) жертве (враждебная агрессия), так и использование агрессии как способа достижения иной цели (инструментальная агрессия) [2, 3]. Агрессия бывает направлена на внешние объекты (людей или предметы) или на себя (тело или личность). Особую опасность для общества представляетагрессия,направленнаянадругихлюдей.
Агрессия принимает самые разнообразные формы - явные или латентные. Несмотря на то, что термин «агрессия» обычно употребляется для обозначения разрушительных намерений, его распространяют и на более позитивные проявления, например активность, порождаемую честолюбием. Подобные действия обо-значаюткаксамоутверждение,чтобыподчеркнуть,что они побуждаютсяневраждебноймотивацией.Онипро-являются в форме конкуренции, стремления к достижениям, иронии, спортивных состязаниях и т. д. [3].
Наиболее же привычными проявлениями агрессии считаются конфликтность, злословие, давление, принуждение, негативное оценивание, угрозы или применение физической силы. Скрытые формы агрессии выражаются в уходе от контактов, бездействии с целью навредить кому-то, причинении вреда себе и самоубийстве.
Одним из наиболее интенсивных и сложных агрессивных аффектов, несомненно, выступает ненависть. Важнейшей целью человека, захваченного ненавистью, является уничтожение объекта агрессии. (Безусловно, ненависть может быть и нормальной ре-акциейярости, направленнойнаустранение серьезной опасности.) При определенных условиях ненависть и желание мести могут неадекватно усиливаться. Если онистановятсястабильнойхарактерологическойуста-новкой, можно говорить о достижении уровня психопатологии характера [2].
В более «легких» случаях психопатологии ненависть приобретает форму жестких моральных запре-товиагрессивногоутверждения собственныхидеалов. Также ненависть может проявляться в страстном желании обладать властью, подчинять или унижать. При более тяжелых формах проявляются садистские наклонности - желание заставить свой объект страдать с получением удовольствия от этого. Крайняя форма проявления ненависти - стремление к уничтожению (убийству или самоубийству), радикальное обесценивание всех и вся.
Таким образом, агрессия как внутренняя побудительная тенденция - это неотъемлемая часть личностной динамики (как в норме, так и при нарушениях различной степени выраженности). Агрессивность как склонность конкретного человека проявлять эту тенденцию в форме конкретных внутренних и внешних действий - индивидуальная особенность. Данную индивидуальную особенность довольно трудно измерить, в связи с чем основным способом оценки агрес-
сивной тенденции является оценка ее поведенческих проявлений.
Мы не можем однозначно определить внутреннюю агрессивную тенденцию конкретной личности, но мы можем оценить степень и характер ее внешних проявлений, т. е. агрессивного поведения. В содержательном плане ведущими признаками агрессивного поведения можно считать такие его проявления, как:
- выраженное стремление к доминированию над людьми и использованию их в своих целях;
- тенденцию к разрушению;
- направленность на причинение вреда окружающим людям;
- склонность к насилию (причинению боли).
Обобщая все перечисленные признаки, можно
говорить о том, что агрессивное поведение личности подразумевает любые действия с выраженным мотивом доминирования.
Разработанная нами карта диагностики агрессивности, входящая в диагностический комплекс, позволяет определить уровень выраженности агрессивности ребёнка с помощью наблюдения за его по-ведением,опросавзрослых(близких,педагогов,рабо-тающих с ребёнком) через оценку степени проявления различных признаков агрессивности. Степень проявления оценивается баллами (от 0 до 3 баллов). Уров-невый подход объединяет в себе как качественный, так и количественный подходы в диагностике расстройств поведения у детей. При оценке степени проявления агрессивности необходимо ориентироваться на разнообразные признаки: общие, специфические, комплексные, характерные ситуационные и личностные реакции.
Предложенный нами диагностический комплекс предназначен для экспресс-диагностики агрес-сивногоповеденияобучающихсяипредставляетсобой набор различных методик, представленных в электронном виде.
Итоги диагностики могут быть подведены не только для конкретных учащихся, но и в целом по классуи параллели. Последнее позволит сделатьболее обоснованным планирование воспитательной работы в классе и школе.
Психолого-педагогическаяпомощьимеетдваве-дущихнаправления.Этопревенция(предупреждение, профилактика) и интервенция (преодоление, коррекция, реабилитация) [1, 3].
Профилактика агрессивного поведения предполагает систему общих и специальных мероприятий на различных уровнях социальной организации: общего-сударственном,правовом,общественном,экономиче-ском,медико-санитарном,педагогическом,социально-психологическом. У словиями успешной профилактической работы считают ее комплексность, последова-тельность,дифференцированность,своевременность. Последнее условие особенно важно в работе с активно формирующейсяличностью,напримерсподростками.
Наиболее удобным местом для превентивной работы является школа, где осуществляется систематическое целенаправленное обучение на протяжении несколькихлет.Типовые,аиногдасоздаваемыеспеци-
ально для данной школы профилактические программы в виде курсов обязательных регулярных занятий включаются в общий учебный план.
Эффективная профилактика должна включать в себя комплекс разнонаправленных программ, кото-рые,сочетаясьвсоциально-педагогическомпроцессе, позволят решать самые разнообразные проблемы в условиях интегрированного образования. Одним из важнейших условий реализации этих программ должна быть тонкая дифференциация детей в группы для организации профилактической работы, а также наличие в учреждении службы сопровождения, включающей необходимое количество специалистов.
По способу организации работы выделяют следующие формы профилактики: индивидуальная, семейная, групповая работа. В целях предупреждения отклоняющегося поведения используются различные социально-психологические методы. Среди ведущих методовпсихопрофилактическойработы:информиро-вание,групповыедискуссии,тренинговыеупражнения, ролевые игры, моделирование эффективного социального поведения, психотерапевтические методики.
В зависимости от используемых методов профилактическая работа может осуществляться в форме тренингов, образовательных программ (например, школьного спецкурса), психологического консультирования, кризисной помощи (телефон доверия), а также психотерапии пограничных состояний и нервнопсихических расстройств.
Наряду с осуществлением диагностических и профилактических процедур необходима реабилитационная и коррекционная работа с подопечными.
Процесс реабилитации нацелен не только на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде, но и на определенные изменения самой среды, условий жизнедеятельности, нарушенных или ограниченных по каким-либо причинам.
Основные принципы осуществления реабилита-ции:дифференцированность,комплексность,последо-вательность, преемственность, доступность и преимущественно бесплатность для наиболее нуждающихся (беженцев, безработных, инвалидов и др.).
В рамках реабилитационной деятельности выделяются различные уровни: медицинский, социально-бытовой,социально-психологический,социально-пра-вовой,социально-ролевой,профессионально-трудовой.
Под социально-педагогической коррекцией понимается деятельность специалиста по исправлению техособенностейпсихологического,педагогического, социального плана, которые не соответствуют принятым в обществе моделям, нормам.
Технологии реабилитации и коррекции реализуются в отношении детей с агрессивным поведением, как правило, в специализированных учреждениях, реабилитационных центрах. Однако в системе интегрированного образования эти технологии могут быть достаточно эффективны.
При выборе метода воздействия педагог должен исходить из цели и актуальности задач воспитания; учитывать возрастные, индивидуальные и личностные особенностивоспитанников,ихсоциальноеокружение.
Реализация каждого метода предполагает ис-пользованиесовокупностиприемов,соответствующих социально-педагогической ситуации. Приемы воспитания школьников с агрессивным поведением - это педагогически оформленные действия, посредством которых на поведение и позиции обучаемого оказывается внешнее побуждение, изменяющие его взгляды, мотивы и поведение, в результате чего включаются механизмы самовоспитания и коррекции отношений и поступков.
В условиях образовательного учреждения преимущество отдается групповой работе по следующим причинам. Во-первых, в группе создаются благоприятные условия для обсуждения актуальных проблем и имеющегося у детей опыта, возможность организации и проведения дискуссий, игр, в том числе ролевых. Во-вторых, общение со сверстниками в группе является само по себе привлекательным для детей и подростков и повышает мотивацию участия в занятиях. В-третьих,групповая работа позволяет охватитьболь-шее количество учащихся.
Выбор индивидуальной или групповой формы работы определяется в первую очередь структурой нарушения поведения, возрастом и выраженностью проблем ребёнка.
Индивидуальная форма работы в основном используется с детьми с грубыми вариантами девиаций, с искажённым развитием преимущественно эмоционально-аффективной сферы, с тяжёлыми вариантами диффузно-повреждённого развития, при наличии выраженных ф изических дефектов, а также при серьезных нарушениях межличностных отношений (явное отвержение со стороны сверстников). Вывод на индивидуальные занятия также необходим в том случае, если ребёнок резко выбивается из «темпа» движения группы внутри решения коррекционных задач, или у него отсутствует мотивация на групповое взаимодействие со сверстниками. Не рекомендуется включать в групповую работу детей с интеллектуальными нарушениями, с некоторыми типами акцентуаций, с высокой степенью агрессивности и другими состояниями, затрудняющими групповую работу.
При этом индивидуальная работа может выступать как начальный этап коррекции, а в некоторых случаях дополнять групповую работу.
Организация групповой работы с агрессивными детьми имеет свои особенности и принципиальные отличия от традиционных форм организации тренинговой работы.
Комплектование группы должно строиться исходя из двух основных принципов: информированности участников и добровольности.
Группа для участия в тренинге должна быть наиболее оптимальной по численному составу в соответствии с возрастом участников (5-12 человек). Эффективность деятельности такой группы определяется не только приемлемой плотностью взаимодействия между участниками группы, но и возможностью контролировать и управлять действиями участников со стороны руководителя.
Группы предпочтительно комплектуются из детей одного возраста или этапа возрастного развития (± 1-2 года, но не более). Это связано с уровнем значимости тех или иных проблем в определенном возрастном периоде, с различиями в актуальных потребностях; ценностныхориентациях,интересах(принципвозраст-ной однородности группы). Половой состав группы может быть как гомогенный, так и гетерогенный.
Проводить групповые занятия может только специалист, прошедший соответствующую подготовку.
Выделяются три группы педагогического воздействия на школьников с агрессивным поведением.
К первой группе относятся приемы индивидуального воздействия:
- просьба о помощи - педагог обращается к воспитаннику за советом, рассказывая о своих проблемах и просит найти способ их решения;
- оцени поступок - педагог рассказывает историю и просит оценить различные поступки участников этой истории;
- обсуждение статьи - подбирается ряд статей, в которых описываются различные преступления и др. вариантыагрессивногоповедения;педагогпроситдать оценку этим поступкам;
- добрый поступок - ребенку предлагается оказать помощь нуждающимся;
- обнажение противоречий - разграничение позиций педагога и воспитанника по тому или иному вопросу в процессе выполнения творческого задания с последующимстолкновениемразличныхточекзрения;
- стратегия жизни - педагог выясняет жизненные планы воспитанника, затем пытается выяснить вместе с ним, что поможет, а что помешает реализации этих планов;
- рассказ о себе и других - педагог предлагает учащемуся написать рассказ о прошедшем дне (неделе, месяце) и ответить на вопрос: можно ли это время прожить по-иному;
- мой идеал - выясняются идеалы учащегося, и делается попытка оценить идеал, выявив положительные нравственные качества;
- сказка для воспитанника - педагогом сочиняется сказка, герои которой очень похожи на воспитанника и окружающих его лиц; окончание сказки придумывается вместе педагогом и учеником;
- ролевая маска - учащемуся предлагается войти в какую-то роль и выступить от лица соответствующего персонажа.
Вторая группа приемов связана с организацией групповой деятельности:
• непрерывная эстафета мнений - учащиеся по цепочке высказываются на заданную тему;
• самостимулирование-учащиеся, разделенные на группы, готовят друг другу встречные вопросы; вопросы и ответы коллективно обсуждают;
• импровизация на свободную тему - учащиеся выбирают интересную для них тему; творчески развивают основные сюжетные линии, переносят события в новые условия, по-своему их интерпретируют и т. п.
Третья группа приемов связана с организацией деятельности учителя, направленной на изменение ситуации вокруг ученика:
• инструктирование - на период выполнения какого-либо творческого задания устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение учащихся;
• распределение ролей - четкое распределение функций и ролей учащихся в соответствии с уровнем владения теми знаниями, умениями и навыками, которые требуются для выполнения задания;
• коррекция позиций - тактичное изменение мнений учащихся, принятых ролей, образов, снижающих продуктивность обучения и препятствующих выполнению творческих заданий;
• самоотстранение учителя - после того, как определены цели и содержание задания, установлены правила и формы общения в ходе его выполнения, учитель как бы устраняется от прямого руководства или берет на себя обязательства рядового ученика;
• распределение инициативы - создаются равные условия для проявления инициативы всеми учащимися;
• обмен ролями — учащиеся обмениваются ролями (или функциями), которые получили при выполнении заданий;
• мизансцена - активизация общения и изменение его характера посредством расположения учащихся в классе в определенном сочетании друг с другом в те или иные моменты выполнения творческой работы [1, 3].
Профилактика,коррекцияагрессивногоповеде-ния и реабилитация детей может осуществляться не только в процессе обучения и специальных занятий, но и во внеурочной деятельности: общественной, трудовой, спортивно-оздоровительной, художественноэстетической, нравственно-правовой, игровой и т. д. Деятельность становится интересной и значимой для школьников, если она приносит эмоциональное удовлетворение. Также не менее важным является включение школьника в позицию активного участника данного вида деятельности.
Коррекционная направленность внеурочной воспитательной работы в условиях интегрированного образования состоит в том, что школьникам с агрессивным поведением предоставляется возможность удовлетворить свои интересы, реализовать свои потребности, проявить свои способности, оценить самого себя и быть оцененным другими в ходе участия во внеклассной работе. Наконец, попытаться найти оптимальный вариант взаимоотношений со сверстниками и учителями и выбрать приемлемую форму поведения. Внеурочная воспитательная деятельность (в отличие от учебно-познавательной) создает условия для упражнения и тренировки определенных эмоционально-волевыхинравственно-поведенческих качеств, выполнения общепринятых требований, соблюдения норм межличностных отношений.
Воспитательно-коррекционный потенциал внеурочной деятельности зависит от ее характера и содер-
жания, от того места, которое она занимает в едином педагогическом процессе, от тех задач, которые решаются в ходе ее осуществления. Следует отметить, что воспитательная деятельность сама по себе не решает проблем предупреждения и коррекции агрессивного поведения школьников. Для того, чтобы она обладала необходимым коррекционно-развивающим потенциалом, воспитательная работа должна быть соответствующим образом организована и педагогически инструментирована, снабжена общепедагогическими и специальными методами, приемами и средствами.
Поскольку деятельность является ведущим средством формирования личности, то методами коррекции целесообразно считать те способы организации и осмысления деятельности, которые изменяют к лучшему черты школьника и способствуют исправлению, коррекции отклонений в поведении.
Организуявоспитательнуюработусучащимися, необходимо учитывать тот факт, что коллектив может выступать как фактор и условие предупреждения отклоняющегося поведения школьников, как действенный компонент воздействия на личность. Выделяют следующие приемы воздействия коллектива на агрессивных школьников:
• доверия — учащийся выполняет наиболее зна-чимоеобщественноепоручениеколлектива,вкотором он сможет проявить себя;
• постепенного приучения к деятельности на общую пользу - поручения повторяются, усложняются и мотивируются их общественной значимостью;
• поддержки коллективистических проявлений - поощрение и одобрение коллективом усилий учащегося выполнить общественную работу в сочетании с возрастанием доброжелательного отношения к нему окружающих;
• недоверия - коллектив высказывает сомнение в том, поручать или нет какое-либо дело данному учащемуся из-за негативной оценки его отдельных личностных качеств, побуждая его тем самым к самокритике;
• отклонениянедобросовестногоинекачествен-ного выполнения работы - коллектив заставляет пере-делатьработу,мотивируясвоерешениевозможностью более качественного ее выполнения;
• осуждения безнравственности эгоистических установок и взглядов школьника;
• переключения критики на самокритику, по-буждающейучащегосядатьобъективнуюоценкусвое-му поступку, подумать о причинах недовольства этим поступком окружающих;
• включения учащегося в коллективные, общественно значимые виды деятельности, где он должен проявить свое отношение к совместным коллективным делам, умение сотрудничать с одноклассниками.
В процессе коррекционно-педагогического воздействия на школьников с агрессивным поведением целесообразно использовать также приемыиндивиду-альной работы с учащимися, среди которых:
• мобилизации внутренних сил школьника на выполнение задания - перед учащимися раскрываются их возможности, умения, необходимость предстоящей работы лично для них;
• активизации (создания) целевой установки -со школьником разрабатываются правила повседневной деятельности (начатое дело доводится до конца, не браться за несколько дел сразу, качественно выполнять любую работу, оценивать ее результативность, анализировать ошибки);
• контрастности - от регулярных неудач в деятельности подводить учащегося к первым значительным успехам в ней;
• стимулирование личного достоинства школьника предложение посильной деятельности, укрепление веры в успех, поддержка в трудных ситуациях;
• требование доверия - подчеркивается неизбежность выполнения задания, но оказывается поддержка, укрепляется надежда на то, что учащийся справится с предложенным заданием;
• поощрение - похвала - поддержка, похвала -побуждениек выполнениюпринятых решений,доброе участие.
Профилактическаяикоррекционно-развивающая работа в образовательном учреждении может осуществляться в двух формах: групповой и индивидуальной.
Таким образом, психокоррекционная работа в групповой и индивидуальной формах может проводиться одновременно, и, несмотря на то, что при коррекции девиантногоповедениягрупповаяработапред-почтительнее, для некоторых категорий детей больше показана работа в индивидуальной форме.
Эффективность коррекции может оцениваться по субъективным и объективным критериям.
В качестве субъективного критерия выступает удовлетворенность самого участника, его указания на улучшение ситуации в учебе, межличностных отношений со сверстниками, педагогами, родителями.
Дляобъективнойоценкицелесообразно использовать методики диагностического комплекса. Диагностические карты могут быть использованы в полном объеме, психологические методики - выборочно, по усмотрению специалиста.
Взвешенное сочетание индивидуального и кол-лективногопедагогическоговоздействия, применение различных форм и видов внеучебной деятельности в коррекционно-педагогической работе со школьниками с агрессивным поведением усиливает ее результативность, помогает сделать процесс преодоления недостатков в развитии личности и отклонений в поведении учащихся реальным, действенным, а задачи по формированию положительных качеств личности, интеграции в социум вполне осуществимыми.
Благодарности: работа выполнена при финансовой поддержке АВЦП «Развитие научного потенциала высшей школы» (проект 3.1.2/13323).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бадмаев С. А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. М.: Издательство Магистр, 1999. 96 с.
2. Змановская,Е.В.Девиантология:(Психологияоткло-няющегося поведения). М.: Академия, 2007. 288 с.
3. ФурмановИ.А.Агрессияинасилие:диагностика,про-филактика и коррекция. СПб.: Речь, 2007. 480 с.