Научная статья на тему 'Норма и девиации в социономических профессиях: проблемы и пути решения'

Норма и девиации в социономических профессиях: проблемы и пути решения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1008
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НОРМА / ДЕВИАЦИИ В ПРОФЕССИИ / КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕВИАЦИЙ В ПРОФЕССИИ / СПЕЦИФИКА ДЕВИАЦИЙ В ПРОФЕССИЯХ СОЦИОНОМИЧЕСКОГО ТИПА / THE OCCUPATIONAL NORM / DEVIANT BEHAVIOUR IN OCCUPATION / CLASSIFICATION OF DEVIATIONS IN A WORKPLACE / SPECIFIC CHARACTER OF DEVIATIONS IN OCCUPATIONS OF SOCIONOMIC TYPE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Майсак Надежда Васильевна

В статье рассматривается проблема девиантного поведения в профессии, описываются наиболее распространенные причины, проявления и пути преодоления девиаций. Приводится определение профессиональной нормы и профессионально-релевантного поведения, классификация девиаций в профессии; описывается специфика девиаций в профессиях социономического типа. Актуализируется проблема развития такого раздела девиантологии, как девиации в профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The norm and deviations in socionomic occupations: problems and ways of decision

The problem of deviant behaviour in an occupation is considered in the article, the most widespread reasons, displays of deviant behaviour and ways to overcome deviations are given. The definition of a professional norm and a professional-relevant behaviour, a classification of deviations in an occupation are presented; specificities of deviations in socionomic occupations are described. The problem of a development of such section of deviantology as deviations in an occupation is staticized.

Текст научной работы на тему «Норма и девиации в социономических профессиях: проблемы и пути решения»

ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.947

Н. В. Майсак

НОРМА И ДЕВИАЦИИ В СОЦИОНОМИЧЕСКИХ ПРОФЕССИЯХ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

В статье рассматривается проблема девиантного поведения в профессии, описываются наиболее распространенные причины, проявления и пути преодоления девиаций. Приводится определение профессиональной нормы и профессионально-релевантного поведения, классификация девиаций в профессии; описывается специфика девиаций в профессиях социономического типа. Актуализируется проблема развития такого раздела девиантологии, как девиации в профессии.

The problem of deviant behaviour in an occupation is considered in the article, the most widespread reasons, displays of deviant behaviour and ways to overcome deviations are given. The definition of a professional norm and a professional-relevant behaviour, a classification of deviations in an occupation are presented; specificities of deviations in socionomic occupations are described. The problem of a development of such section of deviantology as deviations in an occupation is staticized.

Ключевые слова: профессиональная норма, девиации в профессии, классификация девиаций в профессии, специфика девиаций в профессиях со-циономического типа.

Keywords: the occupational norm, deviant behaviour in occupation, classification of deviations in a workplace, specific character of deviations in occupations of socionomic type.

В эпоху глобализации проблема девиантного поведения не теряет своей актуальности и является интернациональной. Современные реалии связаны с такими видами девиаций, как кибер-преступления, торговля людьми и человеческими органами, легализация приобретенных преступным путем денежных средств или иного имущества, уклонение от уплаты налогов, выплата недобросовестными работодателями «серых» зарплат и пр. Новые формы обретает экстремизм и бандитизм, пиратство и рейдерство, терроризм и коррупция, которая наиболее опасна для общества, если процветает среди сотрудников органов правопорядка, представителей бюрократии

© Майсак Н. В., 2013

и плутократии [1]. Организованная преступность стала действовать как «профессиональное сообщество», хотя антисоциальная направленность их «профессиональной деятельности» противостоит духовному развитию личности и социально ценному результату, который должен являться итогом трудовой деятельности. Универсальным механизмом девиантности такого «профессионала» выступает уклонение от социально-правовых и отчуждение от моральных норм.

Под термином «девиация» [2] понимается любое недозволенное поведение сотрудника, нарушающего нормы и правила жизни организации [3]: противоправные действия (воровство, махинации, физическое насилие), преступная халатность, аморальные и агрессивные проявления, неэффективная деловая коммуникация, уклонения от выполнения должностных обязанностей и пр.

A. ВоНп & Ь. НеаЛег1у [4] описали разновидности «плохого поведения» членов организации вследствие деформированных установок: симуляция болезни, намеренно небрежное или медленное выполнение деятельности, «валяние дурака», употребление алкоголя, приход на работу в состоянии похмелья, намеренная растрата ресурсов и порча материалов компании, мелкие кражи, еда без ее оплаты, помощь сотрудникам в краже или отказ сообщить об этом руководству, предоставление друзьям различных привилегий и др.

B. Соколов [5] подчеркивает, что аморальные формы поведения свойственны даже высокопоставленным чиновникам. Это доносительство, склоки, подхалимаж, грубость, бестактность, унижение человеческого достоинства, преднамеренная дискриминация, протекционизм, клановость, сговор, корысть и нечистоплотность, незаконные способы продвижения по службе и нарушение делового этикета.

Современные исследования направлены также на изучение девиаций «синих воротничков» (саботаж, абсентеизм [6], пьянство, проявления агрессии и др.) и «белых воротничков»: кражи собственности компании, махинации, компьютерное безделье, физическое и психологическое насилие (моббинг [7], буллинг [8], боссинг [9]), а также сексуальное домогательство (харассмент [10]) [11]. Объединившись в борьбе, «гонители» используют разные средства: утаивание инфор-

мации, изоляцию жертвы, клевету, частую и неоправданную критику, распространение необоснованных слухов, высмеивание, издевательства, крики, грубость и пр.

Даже педагоги, призванные способствовать развитию и саморазвитию личности, склонны проявлять психологически жестокое обращение с детьми, становясь для них источником не только психологической, но и физической опасности. Л. Ю. Белякова [12] считает, что профессиональные девиации педагогов проявляются от заискивания и «сюсюкания» до «педагогического насилия», под которым понимаются любые умышленные действия или бездействие по отношению к ребенку, в результате чего нарушаются его права и свободы, здоровье, интеллектуальное и эмоциональное благополучие, создаются условия, мешающие его физическому и психическому развитию, ведущие к различным проявлениям дезадаптации. Девиантные формы взаимодействия — унижение, запугивания, изоляция, эксплуатация, отказ в эмоциональном отклике и отвержение — разрушают развивающуюся личность и имеют трудно предсказуемые негативные последствия. Не случайно Н. Б. Москвина [13] подчеркивает, что интолерантный учитель, проявляющий неэффективное взаимодействие с детьми, становится причиной школьного невроза, дидактогений и фобий обучающихся.

И. А. Курапова [14] доказывает, что незаинтересованность в их процессе и результате своего труда и неудовлетворенность, снижение мотивации достижения успеха, ухудшение состояния психологического здоровья делают 25—33% учителей профессионально непригодными. Ю. А. Карачарова [15] считает, что профессиональной неуспешности и несостоятельности врачей-терапевтов способствует нарушение функций планирования, исполнения и корректирования деятельности на заданный результат, а также неудовлетворенность профессией и отсутствие стремления к дальнейшей самореализации. Не случайно В. Д. Менделевич [16] делает акцент на опасности профессиональных ошибок при равнодушии и попустительстве медицинского персонала, что угрожает не только здоровью, но и жизни больных. Особое внимание он уделяет де-виативным профессионально-стилевым феноменам, снижающим деонтологический (должный) статус специалиста. Это безынициативность, жеманность, манерность, бравирование, развязность, наигранность, негативизм, нигилизм, высокомерие, позерство и пр.

Е. П. Ермолаева [17] профессиональные ошибки и поступки, отклоняющиеся от прямого назначения профессии, проявляющиеся в форме аморального и деструктивного поведения, психологического сопротивления инновациям, не-

адекватной активности и девиантных реакций на реорганизационный стресс, относит к профессиональному маргинализму. Маргиналами, находящимися на периферии профессионального пространства, являются как трудоголики с «профессиональной самоотдачей», так и личности, «потребляющие профессию», то есть формально пребывающие в профессиональной роли, равнодушные к профессиональным обязанностям и нормам вследствие утраты моральных ценностей и профессиональной идентичности. Такое несоответствие назначению профессии особенно опасно в социально значимых сферах труда — управлении, образовании и медицине, поскольку высока социально-психологическая цена профессии, меняющей психологическое лицо нации и влияющей на социальные перспективы общества [18].

В. В. Пронин обращает внимание на актуальную для современности проблему депрофессионализации специалистов, понимая под ней рассогласование между ожиданиями (требованиями) социума и возможностями (способностями) личности [19]. Псевдопрофессиональное развитие он связывает с уменьшением творческой и деловой активности, преобладанием мотивации избегания неудачи, отстраненностью от профессиональных обязанностей, когда вовлеченность в профессию трансформируется в переживание пресыщенности работой и чувство вынужденной деятельности. Так, отклонения от социально-правовых, организационно-этических и профессиональных норм на личностном и межличностном уровне могут изменять траекторию профессионального развития специалиста в направлении дезадаптации, деструкции и «варварского» профессионализма.

Наряду с негативными явлениями в профессии Р. Миай описывает позитивно направленное девиантное поведение, которое «благородными способами отклоняется от норм референтной группы» [20]. Одобряться могут положительные отклонения личности (благородство, добровольность, творчество, принятие новшеств, трудого-лизм и пр.); проявление гражданской позиции членов организации (критика некомпетентного руководства, распространение информации о фактах коррупции, незаконной деятельности, аморальных поступках для формирования общественного мнения и этичного поведения [21]); корпоративная социальная ответственность как функционирование общества взаимопомощи.

Таким образом, ученые разграничивают девиации криминального (профессиональные преступления) и некриминального характера (профессиональные отклонения положительной и отрицательной направленности). При этом позитивные и негативные девиации можно представить как единый континуум, в середине которого лежит профессиональная норма — некий стан-

дарт, к достижению которого должен стремиться представитель той или иной профессии, а также система требований и предписаний, складывающихся в механизм регуляции поведения типичного представителя определенной профессии [22].

Следует заметить, что наблюдаемые в профессиях некриминальные проявления девиантного поведения редко становятся предметом специально организованных исследований, а их описание часто носит гипотетический характер. К тому же имеет место скепсис практиков по поводу распространенности девиаций среди представителей социально значимых профессий социономичес-кого типа, к которым со стороны общества предъявляются высокие требования к соответствию деонтологическому статусу, ведь через преобразующую деятельность этих профессионалов осуществляется научно-технический прогресс и развитие культуры.

Так, в профессиях социономического типа «норма», регулируемая правом, этическим кодексом, должностными инструкциями, правилами внутреннего распорядка и профессиональными традициями, предполагает соответствие специалиста общечеловеческому статусу профессии. При этом стиль профессиональной деятельности, включающий в себя особенности поведения и общения в организационно-профессиональной среде, а также активность или пассивность, быстроту или медлительность, эмоциональную устойчивость или неустойчивость, тщательность и обстоятельность процесса труда, должен отвечать принципу целесообразности и нравственности. Следовательно, нормативное поведение специалиста — это профессионально-релевантное поведение, включающее функциональную, коммуникативную и личностную адаптивно-преобразовательную активность, что позволяет человеку занимать значимое место в профессиональном сообществе [23].

В профессиях социономического типа, где «рабочим инструментом» выступает личность специалиста, личностно-профессиональной нормой является развитость профессионально важных качеств. Наряду с универсальными качествами — профессиональной компетентностью, ответственностью и нравственностью — нормы предусматривают грамотную коммуникацию — умение общаться, понимать, слушать и слышать другого человека, а также проявление стрессоустойчивости и толерантности [24]. Поскольку нормы морали лишь очерчивают границы дозволенного, то духовность выступает внутренним регулятором и мерилом нравственного поведения, проявляясь в добродетели и творчестве, в стремлении к активным преобразованиям в себе и реализации своего потенциала [25]. Для специалистов социономических

профессий особенно значимой является профессиональная рефлексия, которая, с точки зрения В. С. Мухиной, является качеством лучших, избранных членов общества, духовной элиты, профессионалов науки и практики.

Н. А. Низовских подчеркивает, что поведение, выбор видов деятельности, развитие личности и течение жизни в целом обусловлены ценностными ориентациями и жизненными принципами специалиста [26]. Чтобы «стать своим» в профессиональной среде, человек может поддаваться групповому давлению и изменять своим жизненным принципам, присваивая деструктивные установки и осваивая девиантные формы поведения, не соответствующего общепринятым нормам права, этики и эстетики. Как правило, внутренним условием, предрасполагающим к различным отклонениям, выступает несоответствие личности требованиям профессии и непринятие ею профессиональных норм.

Е. В. Змановская считает, что к отклонениям способствуют интегральные свойства в структуре девиантной личности (социально-психологическая дезадаптация, оппозиционность, напряженность межличностных отношений, эмоционально-регуляционная дестабилизация и др.), а также содержательно-динамические характеристики (конфликтность, агрессия, интолерант-ность, непродуктивные защиты, недовольство жизнью, анормативные ценности и установки) [27]. Вследствие кардинальных перемен в современном обществе девиантность становится одним из способов адаптации личности и социальных групп к стрессогенному характеру жизни, что требует со стороны государства и общества применения методов превенции и интервенции.

Девиантное поведение сопровождается неэффективностью общественного контроля, снижением репрессивных мер воздействия на фоне размывания традиционных ценностей, сдерживающих рост девиаций среди населения [28]. Деви-антные проявления могут стать частым явлением из-за падения престижа профессии, разочарования в профессиональном выборе, неудовлетворенности реализацией социальных и материальных потребностей личности [29].

Мощным фактором, снижающим качество профессиональной деятельности, является «кризис гратификации» [30], обусловленный противоречием между высоким уровнем энергетических затрат и чувством неудовлетворенности специалиста характером, условиями и/или оплатой труда [31]. Данный кризис поставил многих людей в пограничную ситуацию выбора между следованием морально-этическим, профессиональным, социальным, уголовно-административным нормам и их нарушением. К девиациям приводит деформация сознания, «выгорание» специалис-

та, неудовлетворенность профессиональным выбором, кризисы профессионального развития и деструкции личности [32]. Деструктивные тенденции проявляются в консерватизме и догматизме, снижении мотивации роста и развития, стагнации, неспособности к позитивным изменениям, а также утрате профессиональной идентичности, когда этика профессионала как нравственная норма подменяется тотальной безответственностью, мотивацией личной безопасности от социального осуждения, закрытостью от социального контроля [33].

Следует отметить, что в настоящее время отсутствует универсальная классификация девиаций в профессии, при этом наиболее известной является «классификация девиаций на рабочем месте», разработанная С. Робинсон и Р. Беннет [34]. В ее основе лежат два направления анализа:

1) степень опасности девиантного поведения (легкие или серьезные);

2) направленность вреда и ущерба от девиан-тного поведения на организацию (организационные девиации) или на людей (межличностные).

Пересечение этих векторов дало возможность описать 4 типа девиаций: производственные (ранний уход с работы, чрезмерные перерывы, преднамеренно медленная работа, растрата ресурсов компании); политические (ложный фаворитизм, сплетни, осуждение и обвинения сотрудников, непродуктивная конкуренция); имущественные (ломка оборудования, принятие вознаграждений, кражи имущества компании); личностная агрессия (словесное оскорбление, угрозы, проявления физического и психологического насилия, сексуальное домогательство, воровство у сотрудников).

Е. В. Змановская в структурно-динамической модели девиантного поведения обращает внимание на существование манифестных [35] и латентных девиаций [36]. Манифестная девиантность зримо проявляется в девиантном поведении и девиантном образе жизни, а латентная девиант-ность (скрытая и скрываемая) включает внешне не наблюдаемую модификацию общих свойств, деформацию личностных качеств и изменения в структуре личности как личностные девиации, предрасполагающие к манифестации девиантных проявлений.

Таким образом, анализ литературы позволяет к отклонениям от профессиональной нормы отнести латентные и манифестные личностные девиации как те или иные негативные тенденции и изменения личностного профиля под влиянием профессионально обусловленных деформаций и деструкций. Это:

• чрезмерно выраженные профессионально нежелательные качества (безынициативность, лень, волокита и прокрастинация, догматизм,

агрессивность и др.) и акцентуации характера, затрудняющие деятельность и профессиональное общение;

• неразвитость профессионально важных качеств, дефицитарность мотивации профессиональной деятельности, аутентичности и субъектнос-ти как произвольной созидательной активности и вовлеченности в профессию, ведущие к неуспешности профессиональной деятельности;

• патохарактерологические девиации и клинические проявления невротических и диссоциаль-ных личностных расстройств, снижающие качество деятельности и эффективность делового общения;

• нарушение меры отождествления себя с профессией, приводящее либо к гиперотождествлению с ней («профессиональный кретинизм»), либо к отчуждению от профессии с утратой профессиональной идентичности.

В. Д. Менделевич считает, что отклонениям способствует дисгармоничный стиль профессиональной деятельности и моторная неловкость, проявляющаяся в неспособности поступать правильно (адекватно и точно), рационально (целесообразно), инициативно (находчиво), делать быстро (скоро и споро) и эстетично (красиво и гармонично) [37]. Следовательно, анализу должны подвергаться функциональные девиации как нарушения ориентировочной функции (прогнозирования и целеполагания), исполнительной (планирования и организации деятельности) и регуляционной (мотивации, оценки и контроля), приводящей результат в соответствие с нормой (В. Вундт, П. К. Анохин, А. М. Матюшкин и др.).

В профессиях социономического типа особого внимания должны заслуживать коммуникативные девиации специалистов вследствие утраты пластичности стиля общения в деловой сфере [38]: а) дисбаланс социальных ролей и профессиональных субролей, каждая из которых может стать девиативной, если в той или иной мере ущемляет интересы самого специалиста или членов коллектива; б) проявления дезадаптации и социально-стрессового расстройства (колебания активности, гиперобщительность или аутис-тическое поведение, конформизм, фобии, агрессивно-обвинительные реакции в деловой коммуникации, проявления цинизма и нигилизма, склонность к антисоциальным действиям, трудоголизм и др.); в) нарушение эстетической нормы в имидже, манерах, смехе, улыбке, позе, походке, речи. К этой группе девиаций можно отнести виндик-тивный (оскорбительный) и девиативный дискурс как нарушение стиля мышления, речи и невербальных проявлений специалиста [39].

Итак, психологический анализ некриминальных девиаций среди представителей социономи-ческих профессий позволяет выделить в про-

странстве профессионально-этических норм личностные (ЛД), функциональные (ФД) и поведен-ческо-коммуникативные девиации (ПКД). На

рисунке пересечение девиаций с нормами указывает на область «марго» (м), причем маргинальные признаки могут служить прогнозу степени девиантности специалиста. Центральная зона пересечения трех выделенных типов девиаций определяет область личностно-профессиональной деструкции (ЛПД), обусловливающей на глубинном уровне «вырождение» профессионализма и профессионала.

ПРОСТРАНСТВО НОРМ

м

ПРОСТРАНСТВО НОРМ

Пространство профессионально-этических норм и девиации специалистов

Традиционно в рамках девиантологии и психологии девиантного поведения рассматриваются такие способы предотвращения девиаций, опасных для личности специалиста и общества, как просвещение, осуждение, морально-экономические санкции, лечение, уголовное наказание и изоляция. Лишение свободы должно применяться к девиантам, совершившим преступления, имеющие серьезные последствия для общества в целом, однако, как пишет В. С. Мухина [40], наказание «оскудением предметного мира» (лишением свободы, дома и своих вещей) «деформирует чувство личности» и вряд ли способствует ее «выпрямлению».

Для предотвращения некриминальных, но потенциально опасных девиаций, чреватых разре-гулированностью эмоциональных состояний и поведения специалистов, способствующих утрате профессиональной идентичности и вырождению профессионализма, снижению имиджа профессии в глазах населения, необходима органи-

зация своевременной их профилактики. С нашей точки зрения, ее целью является формирование у специалистов комплаенса [41] - соответствия деятельности и поведения существующим правилам и нормам, повышение у персонала должной старательности, усердия, обязательности, уровня профессионализма и ответственности на основе раскрытия творческого потенциала. Как справедливо отмечает Н. Б. Москвина [42], акцент в профилактической работе с персоналом в первую очередь должен ставиться на трансформации риска деформаций и деструкций в ресурс развития, под которым понимается имманентно присущая личности возможность «подняться и распрямиться».

Актуализации личностного ресурса специалистов могут помочь современные технологии: психологически компетентное профессиональное консультирование, коучинг, групповой психологический тренинг, креативные техники и развитие творчества, методы транзактного анализа и арт-терапии, поведенческие методы и техники саморегуляции, возможности которых в профилактике негативной девиантности и деструктивных тенденций практически безграничны. А. Б. Леонова ответственными за улучшение ситуации в организационно-профессиональной среде считает администрацию и менеджеров, которые обязаны обеспечивать безопасность труда и сохранность психофизического здоровья служащих для эффективного функционирования в рамках профессии [43].

Итак, некриминальные девиации в профессии -это феномен, в рамках которого в той или иной форме сочетаются такие «углубляющиеся» отклонения специалиста от социально ожидаемой и одобряемой профессиональной нормы, как проявления деформации и деструкции личности, профессиональный цинизм и аморализм, акцентуации характера и признаки «выгорания», псевдопрофессиональное развитие, профессиональная некомпетентность и маргинализм, профессиональная дезадаптация и деградация, утрата профессиональной идентичности, депрофессионализация, «варварский» профессионализм, тотальная безответственность и преступная халатность.

Под личностными девиациями понимаются деформационно-деструктивные тенденции и аномалии характера специалиста; под функциональными девиациями - дезадаптивный стиль саморегуляции и деятельности, нарушение ее этапов и функций; под поведенческо-коммуникативны-ми девиациями - дисгармоничный стиль поведения и общения с субъектами профессиональной деятельности.

Позитивными девиациями в профессии выступают проявления творчества, принятие инно-

ваций, высочайшая нравственность и гражданская ответственность, свойственные профессионалам высшего уровня мастерства, приближающего специалиста к идеальной норме. Данные профессионально важные качества слабо выражены у «усредненного» специалиста, лишь стремящегося к дисциплинированности, организованности, к выполнению инструкций и алгоритмов.

В социономических профессиях профессиональная норма обеспечивает профессиональную пригодность и надежность специалиста в стремлении к эффективному выполнению деятельности благодаря компетентности, нравственности и ответственности, стрессоустойчивости, рефлексии и самоконтролю. Это способствует преобразованию общества за счет его духовно-интеллектуального развития, просвещению населения для его дальнейшего социально-экономического, информационно-технологического и духовно-нравственного развития.

Происхождение девиаций в профессии обусловлено личностными, социально-организационными и ситуативными факторами. Одним из механизмов девиантности является установка специалиста на следование в процессе формального и неформального общения поведению, не предписанному социальным статусом, профессиональными нормами и организационной ролью. В со-циономических профессиях это еще и результат стресса вследствие интенсивного взаимодействия с «трудным» контингентом — обучающимися, больными, клиентами, пожилыми, подчиненными и другими людьми.

С целью поддержания нормативного поведения и профилактики отклонений от профессиональной нормы необходимо своевременно выявлять девиативные тенденции специалиста особенности его коммуникации и качество выполнения функциональных обязанностей. С целью преодоления критических явлений профессиональной жизни и предотвращения в организации негативной девиантности специалистов необходима политическая воля руководителей и менеджеров по управлению персоналом, поддержка со стороны государства и общества, а также научного и интернационального сообщества, развивающих де-виантологию как интегративную науку о девиациях, включая такое ее направление, как профилактика девиаций в профессии.

В заключение следует отметить, что на сегодняшний день в научном сообществе нет единого понимания нормы и девиантности в профессии; не определен единый тезаурус применительно к девиантным проявлениям в профессиональной сфере; некриминальные девиации представителей различных профессий редко становятся предметом научных исследований. Имеет место недостаточное внимание ученых к выявлению латент-

ных девиаций, особенно опасных для специалистов социально значимых профессий с деонтоло-гическим статусом; слабо разработаны направления и способы предотвращения девиантного поведения специалиста и профессиональных групп, а также профилактики негативной девиантности в системе высшего, дополнительного профессионального образования и переподготовки кадров. Необходимо изучать позитивные девиации, создающие потенциал для сокращения деструктивных проявлений за счет продуктивной социальной активности специалистов. Для решения отмеченных выше проблем важно продолжать теоретико-эмпирические исследования, преодолев междисциплинарный и международный научный изоляционизм.

Примечания

1. Крухмалев А. Е. Плутократия как феномен трансформирующейся России // Социологические исследования. 2010. № 2(310). С. 20-29.

2. Deviation (de- от, via - путь, дорога) - отклонение от нормативного пути, «непутёвое» поведение.

3. Гринберг Дж, Бейрон Р. Организационное поведение: от теории к практике / пер. с англ. О. В. Бредихина, В. Д. Соколова. М., 2004.

4. Bolin A., Heatherly L. Predictors of Employee Deviance: The Relationship Between Bad Attitudes and Bad Behavior // Journal of Business and Psychology. 2001. Vol. 15. № 3. Р. 405-418.

5. Соколов В. Модельный этический кодекс государственного служащего Российской Федерации // Государственная служба. 2004. № 2. С. 6-16.

6. Абсентеизм (от англ. absent - отлучаться, уклоняться, отсутствовать) - прогул, опоздание, самовольный и преждевременный уход с работы, необоснованно длительные перерывы.

7. Моббинг (от англ. mob - толпа, нападать, осаждать) - групповая травля, унижение члена коллектива со стороны коллег.

8. Буллинг (от англ. bully - громила, задира, хулиган, обидчик) - издеваться, измываться, помыкать; стратегия запугивания и изматывания по отношению к другому человеку.

9. Боссинг (от англ. boss - босс, хозяин, «шишка», заправила) - командовать, хозяйничать, помыкать кем-то.

10. От англ. harass - травить, изводить, изматывать, не давать покоя.

11. Friedrichs D. O. Occupational crime, occupational deviance, and workplace crime: Sorting out the difference. URL: http://crj.sagepub.com/content/2/ 3/243.abstract (Дата обращения: 18.06.2012); Pulich M, Tourigny L. Workplace deviance: strategies for modifying employee behavior // Academy of Management Journal. 2004. Vol. 23. Issue 4. P. 290-301; Sameer H. Occupational Stressors and Antinormative Behavior // Security Journal. 2009. Vol. 22. № 4. Р. 269-285; Дру-жилов С. А. Психологический террор (моббинг) на кафедре вуза как форма профессиональных деструк-ций // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2011. № 3(17). URL: http://psystudy.ru (Дата обращения: 03.08.2012).

12. Белякова А. Ю. Профессиональные девиации в педагогической практике // Вестник Волгоградско-

го государственного педагогического университета. 2007. № 4. С. 72-75.

13. Москвина Н. Б. Трансформация риска лично-стно-профессиональных деформаций учителя в ресурс развития: педагогическое обеспечение: дис. ... д-ра пед. наук. Хабаровск, 2005.

14. Курапова И. А. Нравственно-ценностная регуляция эмоционального выгорания в профессиональной деятельности (на примере педагогов средней и высшей школы): автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2009.

15. Карачарова Ю. А. Психологические факторы профессиональной успешности участкового врача-терапевта: автореф. дис. . канд. психол. наук. Тверь, 2010.

16. Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения: учеб. пособие. М.: МЕДпресс, 2001.

17. Ермолаева Е. П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность (Статья первая) // Психологический журнал. 2001. № 4. С. 51-59.

18. Ермолаева Е. П. Психология профессионального маргинала в социально значимых видах труда: (Статья вторая) // Психологический журнал. 2001. № 5. С. 69-78.

19. Пронин В. В. Индивидуально-психологические особенности компенсации личностью профессиональной неуспешности: дис. ... канд. психол. наук. М., 2002.

20. Muafi P. Causes and Conséquence Deviant Workplace Behavior // International Journal of Innovation, Management and Technology. 2011. Vol. 2. № 2. P. 123-126.

21. Такое поведение зарубежные ученые называют "whistle blowing" («выдувание свиста»), что в русском эквиваленте может значить «трубить на всю округу», «бить во все колокола», «освистывать нарушителя» (Harper D, 1990).

22. Менделевич В. Д. Указ. соч. С. 220.

23. Акбиева 3. С., Шнейдер А. Б. Представление о труде и профессиональной сфере у студентов и работающих специалистов // Актуальные проблемы психологического знания. Теоретические и практические проблемы психологии. 2010. № 3(16). С. 88-96.

24. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. М., 2010. С. 188.

25. Ожиганова Г. В. Психологические аспекты духовности. Часть II. Духовные способности // Психологический журнал. 2010. Т. 31. № 5. С. 39-53.

26. Низовских Н. А. Жизненные принципы в личностном саморазвитии человека: автореф. . д-ра пси-хол. наук. М., 2010.

27. 3мановская Е. В. Психология девиантного поведения: структурно-динамический подход: дис. ... д-ра психол. наук. СПб., 2006.

28. Гилинский Я. И. Девиантология: социология девиантности и социального контроля // Феноменология и профилактика девиантного поведения: материалы Всерос. науч.-практ. конф., 19-20 октября 2007 г. Краснодар, 2008. С. 43-46.

29. Ермолаева Е. П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность (Статья первая). С. 51-59; Ермолаева Е. П. Психология профессионального маргинала в социально значимых видах труда: (Статья вторая). С. 69-78.

30. Гратификация (от англ. gratification) - удовлетворение.

31. Хусаинова Р. М. Стрессоустойчивость как ресурс психологического здоровья педагога в профессиональной деятельности // Профессиональный и организационный стресс: диагностика, профилактика и коррекция: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (г. Астрахань, 7-8 октября 2011 г.) / под ред. Б. В. Кайгородова и Н. В. Майсак. Астрахань: Изд. дом «Астраханский университет, 2011. С. 93-94.

32. Сыманюк Э. Э. Психологические основания профессиональных деструкций педагога: дис. . д-ра психол. наук. Екатеринбург, 2005.

33. Ермолаева Е. П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

34. Robinson S. L, Bennet R. J. A Typology of Deviant Workplace Behaviors: A Multidimensional Scaling Study // The Academy of Management Journal. 1995. Vol. 38. № 2. P. 555-573.

35. От англ. Manifest - явный, очевидный, проявленный.

36. 3мановская Е. В. Указ. соч.

37. Менделевич В. Д. Указ. соч. С. 152.

38. Там же. С. 135-150.

39. Майсак Н. В., Маджаева С. И. Девиативный медицинский дискурс как неэффективный стиль взаимодействия врача и пациента // Астраханский медицинский журнал. 2010. Т. 5. № 4. С. 133-137.

40. Мухина В. С. Преступления как следствия отчуждения: 1 - Преступления стяжательства: сребролюбие и вещелюбие / / Развитие личности. 2009. № 2. С. 69-83.

41. Комплаенс (от англ. to comply - соответствовать; compliance - уступчивость, послушание, повиновение правилам) означает должную старательность, усердие, обязательность, повиновение правилам, соблюдение законов, этических норм, инструкций, профессиональных стандартов и кодекса поведения.

42. Москвина Н. Б. Указ. соч.

43. Аеонова А. Б. Комплексная стратегия анализа профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции // Психологический журнал. 2004. Т. 25. № 2. С. 81.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.