Научная статья на тему 'Психологические аспекты агрессивности подростков'

Психологические аспекты агрессивности подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1371
262
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические аспекты агрессивности подростков»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

2. Заварзина Т.С. Кинезиология - современный метод интегративного подхода к восстановлению здоровья в условиях санаторно-курортного лечения [Текст] / Т.С. Заварзина // Практическая кинезиология. Путеводитель по жизни - 2013. - №1 (01), С.51-55.

3. Куроедова Е.О. Диагностика и коррекция организационного стресса методом психотерапевтической кинезиологии [Текст] / Е.О. Куроедова // Практическая кинезиология. Путеводитель по жизни - 2013. - №1 (01), С. 14-17.

4. Селье Г. Стресс без дистресса. [Текст] / Г.Селье - М.: Виеда, 1992, 112 с. - ISBN 5-85745-033-0.

5. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции [Текст] / Ю.В. Щербатых - СПб.: Питер, 2012, 256 с. - ISBN 978-5-459-01160-9.

© Куликов М.Н., 2015

УДК 159.947.5

Р.Р. Кутушева

К. мед. н., доцент Д. И. Кагарманов

Факультет психологии Башкирский государственный университет г. Уфа, Российская Федерация

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ

Продолжает оставаться актуальной проблема агрессии у подростков, потому как реалии нашего времени таковы, что мы вынуждены констатировать, число их с выраженными агрессивными формами поведения увеличивается. Агрессия берет истоки от самого начала человеческого существования. Генетические, эволюционные, социальные, политические факторы, наслаиваясь, изменяют её формы и проявления. Глубинное осмысление сущности феномена агрессии - основная прерогатива философского подхода. Изучая противоречивые теории философов, формируется своеобразная картина природы агрессии. Психофизиологи, оперируя объективными данными, открывают глаза на конкретные механизмы. С течением времени, увеличивается теоретическая база и появляется новый инструментарий для её изучения. Благодаря психолингвистическому подходу раскрывается сущность явления вербальной агрессии, как преобразования внешних процессов.

К настоящему времени различными авторами предложено много определений агрессии: во-первых, под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению, внутренняя сила, дающая возможность человеку противостоять внешним силам. Во-вторых, под агрессией понимаются акты и реакции враждебности, атаки, разрушения, проявления силы в попытке нанести вред или ущерб другому человеку, объекту или обществу.

Резюмируя изученные источники, можно утверждать, что данная тема еще долгое время не потеряет свою актуальность. Таким образом, агрессия - многогранный междисциплинарный феномен, для изучения, подавления и коррекции которого, необходим всесторонний подход.

Агрессивное поведение - это одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и подобные состояния. Психологически агрессия выступает одним из основных способов решения проблем, связанных с сохранением индивидуальности и тождественности, с защитой и ростом чувства собственной ценности, самооценки, уровня притязаний, а также сохранением и усилением контроля над существенным для субъекта окружением.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

Агрессивное поведение сочетает в себе враждебный настрой по отношению к окружающим и эмоциональное состояние гнева и злости. При этом внешне агрессия может проявляться совершенно по-разному: частые споры, нарушение принятых правил, провокация конфликтов, ссоры, драка, словесные жалобы и оскорбления.

Агрессивные действия выступают в качестве:

- средства достижения какой-либо значимой цели;

- способа психологической разрядки;

- способа удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении [1, 3, 4, 7, 8].

Не менее существенно рассматривать агрессию не только как поведение, но и как психическое состояние, выделяя познавательный, эмоциональный и волевой компоненты. Познавательный компонент заключается в понимании ситуации как угрожающей, в видении объекта для нападения. Некоторые психологи, например, Лазарус, считают основным возбудителем агрессии угрозу, полагая, что угроза вызывает стресс, а агрессия уже является реакцией на стресс. Но далеко не всякая угроза вызывает агрессию, и не всегда агрессивное состояние провоцируется угрозой [2, 5, 6, 9].

В нашей гипотезе мы предполагаем, что девочкам и мальчикам подросткового возраста присущи специфические психологические аспекты проявления агрессии: девочкам более свойственны вербальные и косвенные её виды, мальчикам - физические и прямые. Для проверки гипотез нами были выбраны: тест Басса-Дарки (диагностика агрессивности); опросник «Ауто- и гетероагрессия» Е.П. Ильина; «Бланковый тест - Агрессивность» А.И. Крупнова.

В исследовании нами был использован факторный анализ и U - критерий Манна-Уитни.

В результате исследования психофизиологических и социальных показателей агрессивности учащихся 6 классов в возрасте 12-13 лет МОУ СОШ № 101 г. Уфы в количестве 80 человек были выявлены гендерные различия.

При исследование форм агрессивности Баса-Дарки было выявлено, что наиболее значимые гендерные различия в проявлении агрессивности физического аспекта (физическая агрессия: 5,63 - у девочек и 7,71 - у мальчиков).

При исследование на ауто-гетороагрессию было выявлено, что в подгруппе мальчиков гетероагрессия превышает показатели аутоагрессии, тогда как в подгруппе девочек наблюдается равенство между показателями агрессивности.

При исследовании формы проявления агрессия мы увидели:

- по шкале Вербальная агрессия имеется значимое различие между подгруппами (девочки - 29,63; мальчики-22,22; р<0,001);

- по шкале Результативности предметность выше у мальчиков (мальчики- 32,19; девочки-24,75; р<0,001);

- по шкале Субъектность у девочек выше, чем у мальчиков (мальчики; 25,15- девочки- 29,22; р<0,006);

- по показателям Интернальности-экстернальности, как видим, показатели разнятся Интернальность у девочек выше, чем у мальчиков ( мальчики- 24,78; девочки-32,19; р<0,001);

- по Экстернальность у мальчиков выше, чем у девочек (мальчики; 29,59- девочки- 21,22; р<0,003);

- по шкале «Эмоциональность» описывается двумя переменным стеничностью и астеничностью видим у мальчиков выше показатели стеничности, а у девочек - астеничности (Стеничность: мальчики- 29,59; девочки- 24,63; р<0,002); (Астеничность: мальчики-22,58; девочки-27,13; р<0,004)

- по Рефлексивно-оценочному компоненту методики характеризуют две переменные: операциональные трудности выше у мальчиков, чем у девочек (мальчики- 27,16; девочки- 21,53; р<0,0009) и эмоционально-личностные трудности возникают больше у девочек, чем у мальчиков (мальчики-29,78; девочки- 37, 59; р<0,001).

В результате корреляционно-факторного анализа в подгруппе девочек мы определили 4 фактора агрессивности и обозначили их как: фактор эмоциональной или аффективной агрессии (37% дисперсии); поведенческий фактор агрессии (19% дисперсии); мотивационный фактор агрессии (11% дисперсии); рефлексивно-оценочный фактор агрессии (7% дисперсии); у мальчиков также выделили 4 фактора, но

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»

№11/2015

ISSN 2410-6070

компоненты первого и третьего факторов позволили их объединить под общим названием «когнитивный фактор агрессии» - это 40% дисперсии; эмоционально-аффективный фактор агрессии охватывает 16% дисперсии и регуляторно-оценочный - 15% дисперсии.

Результаты исследования могут быть использованы психологами и педагогами при разработке воспитательных программ различного рода, при совершенствовании системы школьного образования; руководителями образовательных школ - при диагностике воспитательной системы школы, модернизации деятельности педагогического коллектива; преподавателями педвузов - в проведении спецкурсов, практикумов, организации учебно-педагогической практики; учителями, педагогами дополнительного образования - при разработке авторских программ, учебных планов, организации учебной и факультативной работы с учащимися; в системе повышения педагогической квалификации учителей, педагогов -психологов, социальных педагогов.

Список использованной литературы:

1. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства - СПб.: Питер, 2002-752с.

2. Назаретян А.Г. Агрессия, мораль, кризысы развития в мировой культуре. Курс лекций - М.: Наследие, 2006. - 184 с.

3. Немов Р.С. Психология - М.: Просвещение, Владос, 1995.- Т.1.- 468 с.

4. Поликаркина М. С. К проблеме специфики проявления агрессивности и становления "Образа Я" в подростковом возрасте // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2011. - N 2, февраль. - С. 296-301.

5. Психология индивидуальных различий. Хрестоматия по психологии.// Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., 2009. С. 210 - 214

6. Психология человеческой агрессивности: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. - Минск: Харвест-Аст, 2001. - 542с.

7. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности - СПб: Речь, 2002. - 324с.

8. Формирование личности в переходный период от подросткового к

9. Фромм Э. Анатомия человеческой агрессивности - М.: Прогресс, 2001. - 447с.

© Кутушева Р.Р., Кагарманов Д.И., 2015

УДК 316.6

А.М. Литовка

Магистрант

Факультет управления и психологии Кубанский государственный университет г. Краснодар, Российская Федерация

ВЛИЯНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ НА УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫМ

ПОВЕДЕНИЕМ ПЕРСОНАЛА

Аннотация

В статье анализируется проблема, связанная с регулированием поведения персонала организации при помощи корпоративной культуры. Рассматриваются преимущества введения этического кодекса в организации, а также виды корпоративной культуры и их влияние на организационное поведение сотрудников.

Ключевые слова

позитивная и негативная корпоративная культура, организационное поведение, девиантное поведение. Эффективность деятельности любой современной организации во многом определяется

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.