МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070
УДК 336
О.В.Шунчева
студентка 4 курса факультета психологии и дефектологии Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева
г. Саранск, Российская Федерация
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Аннотация
В статье рассматривается проблема проявления агрессивности в подростковом возрасте. Автор рассматривает подходы зарубежных и отечественных ученых по проблеме агрессивности, выделяются особенности проявления агрессивности в подростковом возрасте, приводятся результаты экспериментального исследования.
Ключевые слова
Агрессия, подростковый возраст, агрессивные действия, эксперимент.
К настоящему времени различными авторами предложено множество определений агрессии, ни одно из которых не может быть признано исчерпывающим.
Так, Ю. Б. Можгинский считает, что агрессия может быть частью «нормального» поведения, а может иметь патологический характер. Болезненная агрессивность включается в симптоматику психической патологии. Воспитание, либо перевоспитание, специальное психологическое воздействие не могут существенно изменить в нужную сторону патологическое поведение [7, с. 14].
Агрессивность в своих исследованиях И. А. Фурманова рассматривается как готовность, предрасположенность человека к реализации агрессивной модели поведения. В этом случае агрессия - есть модель поведения, обеспечивающая адаптацию человека, один из способов удовлетворения актуальных потребностей в кризисной ситуации развития и жизнедеятельности (стресса, депривации, фрустрации) [10, с. 59].
О. В. Хухлаева отмечает, что самым сложным и самым значимым периодом в онтогенезе человека является подростковый возраст. Этот период представляет собой значительную перестройку ранее сложившихся психологических структур и возникновение новых, которые с этого момента лишь начинают дальнейший путь своего развития. Однако здесь ведущими будут уже не возрастные закономерности, а закономерности, связанные с индивидуальным формированием психики человека. Кризисный характер перехода от одного этапа формирования личности к другому обусловлен тем, что потребности и стремления, возникающие у субъекта в связи с образованием новых психологических структур, встречают препятствия на пути своего удовлетворения и, таким образом, оказываются нереализованными [11, с. 46].
Агрессивные подростки, при всем различии их личностных характеристик и особенностей поведения, отличаются некоторыми общими чертами. К таким чертам относится бедность ценностных ориентаций, их примитивность, отсутствие увлечений, узость и неустойчивость интересов. У этих детей, как правило, низкий уровень интеллектуального развития, повышенная внушаемость, подражательность, недоразвитость нравственных представлений. Им присуща эмоциональная грубость, озлобленность, как против сверстников, так и против окружающих взрослых. У таких подростков наблюдается крайняя самооценка (либо максимально положительная, либо максимально отрицательная), повышенная тревожность, страх перед широкими социальными контактами, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение. Вместе с тем среди агрессивных подростков встречаются и дети хорошо интеллектуально и социально развитые. У них агрессивность выступает средством поднятия престижа, демонстрация своей самостоятельности, взрослости [6, с. 48].
Среди агрессивных подростков Н. М. Платонова выделяет три группы, которые различаются по частоте и жесткости агрессивных действий.
Первую группу составляют дети, которые чаще всего используют агрессию как средство привлечения внимания сверстников. Обычно они чрезвычайно ярко выражают свои агрессивные эмоции (кричат, громко
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070
ругаются, разбрасывают вещи); их поведение направлено на получение эмоционального отклика от других.
Вторую группу составляют дети, которые используют агрессию в основном как норму поведения в общении со сверстниками. У этих детей агрессивные действия выступают как средство достижения какой-либо конкретной цели - нужного им предмета или ведущей роли в игре, или выигрыша у своих партнеров.
В третью группу входят дети, для которых нанесение вреда другому выступает как самоцель. Они испытывают удовольствие от самих действий, приносящих боль и унижение сверстникам [8, с. 57].
Агрессия в подростковой группе чаще всего возникает ситуационно. Данный тип жестокости в значительной степени связан с активизацией в момент острого личностного кризиса мощных психических энергий, находящихся вне поля сознания. Эмоции представлены в этом варианте преобладанием дисфорического аффекта: злобностью, раздражительностью. Агрессивные идеи конкретны с самого момента своего ситуационного возникновения и сразу направлены на определенного человека. На фоне дисфорических колебаний настроения происходит мощное усиление агрессивности. На этот процесс оказывает влияние психическая энергия подростковой группы [4, с. 87].
По мнению психологов, агрессивное поведение гораздо чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек. Дело в том, что психические различия мальчиков и девочек определяются как половым диморфизмом и соответствующими общими особенностями и закономерностями его развития, так и спецификой проявления характерных типов мужественности и женственности, обусловленных воздействием социальных факторов, уровнем развития общества.
За внешней грубостью мальчиков-подростков и скрытностью девочек лежит сложная картина половозрастных различий их развития, в том числе развития и проявления различных форм агрессивности. Причем агрессивность по-разному проявляется разными девочками и мальчиками, что требует рассмотрения их индивидуальных различий [5, с. 7].
А. А. Реан считает, что мальчишеская агрессия обычно проявляется более открыто, грубо, она менее управляема, и контролировать ее ребята начинают позже, чем девушки. Девочки более сензитивны и впечатлительны, грубое проявление агрессии обычно им претит. Поэтому они весьма рано заменяют физическую агрессию вербальной, а некоторые «искусницы» с раннего детства приучаются камуфлировать агрессивность иронией и сарказмом. Это выглядит мягче, зато бьет больнее. Девичья агрессивность нередко завуалирована и внешне менее эффектна, зато более эффективна. Мальчики же контролируют свою агрессию хуже, она носит у них более генерализованный характер и щедро выплескивается на всех окружающих без разбора [9, с. 74].
Агрессивное поведение для подросткового возраста - обычное явление. Более того, в процессе социализации подростка агрессивное поведение имеет ряд важных функций. В норме оно освобождает от страха, помогает отстаивать свои интересы, защищает от внешней угрозы, способствует адаптации. Причем для развития личности ребенка и подростка опасны их результат и реакция окружающих [1, с. 94].
Специфической особенностью агрессивного поведения в подростковом возрасте является его зависимость от группы сверстников на фоне крушения авторитета взрослых [14, с. 412]. В данном возрасте быть агрессивным часто означает казаться или быть «сильным». Любая подростковая группа имеет свои ритуалы и мифы, поддерживаемые лидером. Например, широко распространены ритуалы посвящения в члены группы или испытания новичков. Ритуалы усиливают чувство принадлежности к группе и дают подросткам ощущение безопасности, а мифы становятся идейной основой ее жизнедеятельности. Мифы широко используются группой для оправдания ее внутригрупповой и внешней агрессии. Насилие, «одухотворенное» групповым мифом, переживается подростками как утверждение своей силы, как героизм и преданность группе [13, с. 94].
Е. А. Чепракова показала, что агрессивность подростка определяется его статусом в группе. Наиболее высокий уровень агрессии наблюдается у лидеров и отверженных. Лидеры с помощью агрессивных действий укрепляют свое первенство, а отверженные группой проявляют неудовлетворенность своим положением [12, с. 31].
Для изучения агрессивности подростков был проведен эксперимент. Эксперимент проводился на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 27» г. о. Саранск. В исследовании приняли участие 20 учеников 8 класса в возрасте 14-15 лет. В исследовании использовались методики: Опросник Басса-Дарки «Агрессивность и враждебность», Методика «Агрессивное поведение» (Е. П. Ильина и П. А. Ковалева). Было
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070
выявлено что у 40% подростков была отмечена физическая агрессия. Оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против существующих правил указали 50 % испытуемых. 75 % подростков были подозрительны ко всему, что происходит во круг, к друзьям. У 55 % испытуемых было отмечено развитое чувство вины, за свои поступки и действия. 85 % подростков выражали косвенную агрессию. Выражение негативных чувств через крик, визг, проклятия, угрозы было отмечено у 70% подростков. У 80 % испытуемых выявлено раздражение к окружающим. Индекс агрессии имеет различную степень выраженности. 60 % детей выделены с высоким уровнем индекса агрессивности. Они имеют чрезмерное развитие агрессии, которую определяют как конфликтную, неспособную на сознательную кооперацию личности. Это агрессивные школьники доставляют массу хлопот в учебных учреждениях, вызывают беспокойство родителей, становятся причиной конфликтных ситуаций с ровесниками. 10 % подростков относились к критерию низкой агрессии, которая может привести к пассивности, ведомости, конформности и других типов подобного поведения. 30 % школьников имеют агрессию в пределах нормы. Это школьники, которые могут проявлять различные виды агрессии в особо значимых эмоциональных ситуациях, однако в обычных условиях агрессивность им не свойственна.
Результаты методики Е. П. Ильина и П. А. Ковалева показывают, что Склонность к прямой вербальной агрессии была отмечена у 65 % подростков. Им была свойственно словесное оскорбление или унижение другого человека, отказ говорить с другим человеком, отвечать на его вопросы. Склонность к косвенной вербальной агрессии, то есть распространение злостной клеветы или сплетен о другом человеке, отказ давать определенные словесные пояснения или объяснения, высказаться в защиту незаслуженно критикуемого человека и так далее, была отмечена у 85 % подростков. Склонность к прямой физической агрессии была отмечена у 60 % подростков. Для них было характерно запугивание, угрозы, участие в драках. Склонность к косвенной физической агрессии была отмечена у 65 % школьников. Для них было характерно вандализм, клевета, распространение слухов. На основе полученных данных был определен уровень несдержанности. Склонность к несдержанности была отмечена у 85 % подростков, не отмечена - у 15 %.
Таким образом, агрессия - это любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Наиболее часто агрессивность наблюдается у подростка в критические возрастные периоды. Список использованной литературы:
1. Басс, А. Концепция агрессии / враждебности / А. Басс, А. Дарки. - Екатеринбург : Феникс, 2003. - 585 с.
2. Возрастная и педагогическая психология / под ред. И. В. Дубровина. - 5-е изд., стер. - М. : Академия, 2012. - 368 с.
3. Девиантология : хрестоматия / под ред. Ю. А. Клейберга. - СПб. : Речь, 2008. - 376 с.
4. Дмитриев, М. Г. Психолого-педагогическое сопровождение подростков с делинквентным поведением / М. Г. Дмитриев, В. Г. Белов, Ю. А. Парфенов. - СПб. : ЗАО «ПОНИ», 2008. - 207 с.
5. Любякин, А. А. Особенности проявления агрессивного поведения у юношей и девушек / А. А. Любякин, Н. А. Позднякова // Психология. - 2011. - № 4. - С. 7-14.
6. Мельникова, Маргарита Леонидовна. Агрессивное поведение делинквентных подростков : детерминанты и условия коррекции : дисс. ... канд. психол. наук / М. Л. Мельникова. - Екатеринбург : Нева, 2007. - 215 с.
7. Можгинский, Ю. Б. Агрессивность детей и подростков / Ю. Б. Можгинский. - М. : Когито, 2009. - 181 с.
8. Платонова, Н. М. Агрессия у детей и подростков : учеб. пособие / Н. М. Платонова. - СПб. : Речь, 2004. - 336 с.
9. Реан, А. А. Гендерные различия структуры агрессивности у подростков / А. А. Реан, Н. Б. Трофимова // Актуальные проблемы деятельности практических психологов. - 2002. - № 3. - С. 74-81.
10.Фурманов, И. А. Детская агрессивность / И. А. Фурманов. - М. : Наука, 2002. - 192 с.
11.Хухлаева, О. В. Психология подростка / О. В. Хухлаева. - М. : Владос, 2008. - 313 с.
12.Чепракова, Е. А. Устойчивые формы агрессии у современных подростков : результаты лонгитюдного исследования / Е. А. Чепракова // Психологическая наука и образование. - 2011. - № 3. - С. 30-36. 13.Чижова, С. Ю. Детская агрессивность : 100 ответов на родительские «почему?» / С. Ю. Чижова, О. В. Калинина. - Ярославль : Академия развития, 2003. - 184 с.
14.Шукшина Л. В. Манипулирование в информационном обществе как условие возникновения социальных иллюзий / Л. В. Шукшина, О. В. Мизонова // В мире научных открытий. - 2012. - № 9.3 (33). - С. 409-423.
© Шунчева О.В., 2016