УДК 378.14.014.13
КОРПОРАТИВНАЯ ЭТИКА СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА
Рахматуллина JI.B., Сафиуллина Н.З., Гарипова Г.И.
Настоящая статья посвящена исследованию проблем корпоративной этики в системе образовательных организации. Корпоративная этика является ключевым элементом объединяющей людей, как участников производственного процесса в образовательных организациях. Элементом корпоративного этики выступает этика делового общения как частный случай универсальной этики. Корпоративная этика как качественная характеристика коллектива в moil или иной степени присутствует на любом предприятии независимо от его размеров и специфики. Современное применение корпоративного этики отличается гибкостью и разнообразием. Она позволяет максимально использовать потенциал этического фактора, способствуя разрешению конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности.
Ключевые слова: корпоративная этика; нравственные нормы; нравственные принципы; учебно-воспитательный процесс; образовательные организации; культура поведения; коллектив; конфликт.
CORPORATE ETHICS OF A MODERN EDUCATOR
Rakhmatullina I. V, Safiullina N.Z., Garipova G.I.
This article is devoted to research ofproblems of corporate ethics in the system of educational institutions. Corporate ethics is a key element that unites people, as participants of educational process in educational organizations. Ethics in business communication as a special type of universal ethics is considered as an element of corporate ethics. Corporate ethics exist as a qualitative feature of a team in vanning degrees at any
enterprise по matter what size and specificity it has. Modern application of corporate ethics is characterized by flexibility and diversity. It allows to maximize the potential of an ethical factor contributing to the resolution of conflict situations in professional activity.
Keywords: corporate ethics; moral norms; moral principles: the educational process; the educational organization; culture; team; conflict.
Введение
Корпоративная этика - это система ценностей, регулирующая этические отношения в организациях. В отличие от универсальной, корпоративная этика организаций обусловлена особенностями деятельности и целями, а также сложившимися стереотипами профессионального поведения. Корпоративная этика является ключевым элементом, объединяющей людей, как участников производственного процесса в образовательных организациях [1]. Цель данной работы - раскрытие значения корпоративной этики в системе образования как показателя профессиональной компетентности современного педагога. Элементом корпоративной этики выступает этика делового общения как частный случай универсальной этики, которая представляет собой совокупность нравственных норм, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их профессиональной деятельности. В зависимости от вида этой деятельности, профессиональных целей и задач, условий труда возможна конкретизация основополагающих нравственных принципов и требований в рамках общепринятых этических норм. В связи с этим правомерно говорить о корпоративной этике. Существует множество разногласий между универсальной и профессиональной этикой, которые носят двойственный характер и тем самым порождают различные конфликты в коллективе. Согласно требованию универсальной этики, к человечеству и к самому себе нельзя относиться только как к средству, а следует относиться как к цели. В рамках профессиональной деятельности люди с неизбежностью выступают объектами труда, воздействия, принуждения, изучения, воспитания, т.е. средствами для достижения целей.
Материалы и методы исследования
В последние годы в сфере отечественного высшего образования наметилась определенная тенденция, когда реалии учебно-воспитательного процесса стали обозначать через термины промышленности, экономики и бизнеса. Благодаря этим новым веяниям вместо планов-конспектов занятий педагоги составляют технологические карты урока, образовательные программы сегодня напоминают пошаговое описание технико-технологических процессов с указанием привлеченных ресурсов, образовательные учреждения стали образовательными организациями, а образование рассматривается как один из видов оказываемых человеку социальных услуг. Вопрос о корректности такого подхода к системе современного общего образования остается спорным, однако, на наш взгляд, он обладает рядом преимуществ, которые, прежде всего, связаны с планированием и организацией воспитательной работы с учащимися.
Руководство большинства современных компаний и промышленных предприятий уделяет значительное внимание такой качественной характеристике своих сотрудников, как степень их приобщения к корпоративной этике компании (предприятия). Под корпоративной этикой (иногда в качестве синонима используется термин «корпоративная культура») понимается «культура поведения сотрудников компании, их убеждения и ценности, традиции, уровень взаимоотношений между руководителями среднего звена (менеджерами) и рабочими, между компанией, ее клиентами и партнерами» [2]. Корпоративная этика как качественная характеристика коллектива в той или иной степени присутствует на любом предприятии независимо от его размеров и специфики, другой вопрос состоит в том, насколько сознательно руководство участвует в формировании корпоративной этики и насколько эффективно ее использует в процессе управления. Как правило, на предприятиях с «управляемой» корпоративной этикой существует отдельный документ, регламентирующий корпоративное поведение их сотрудников.
Такой документ может представлять собой кодекс, памятку, перечень отдельных правил, «портрет» работника, а также быть разделом
другого документа, например, устава. Так как административные, педагогические и иные сотрудники образовательной организации вместе с учащимися и их родителями тоже представляют собой долговременный коллектив, разделяющий общую цель - получение (предоставление) образования, можно говорить и о существовании корпоративной этики образовательного учреждения, приверженность к которой следует формировать у всех участников учебно-воспитательного процесса.
Кодекс представляет собой свод общих принципов профессиональной этики и основных правил поведения, которым рекомендуется руководствоваться педагогическим работникам учреждения, независимо от занимаемой ими должности.
Результаты исследования
С целью выявления значимости профессионально-этического кодекса для коллектива учителей было проведено анкетирование в образовательных организациях города Набережные Челны Республики Татарстан. Результаты опроса показали: 68% респондентов согласились с позицией, что данный документ (Этический кодекс) необходим. На вопрос «Должен ли быть данный документ единым для педагогов и обучающихся?», 76% опрошенных ответили положительно. 62% респондентов считают, что дресс-код является важным элементом не только корпоративной этики, но и профессионально-педагогической этики. Против выступили 38% опрошенных. 26% педагогов ожидают от руководства большего взаимопонимания. Отрицательно воспринимают предвзятость со стороны руководства -72% и т.д. В процессе управления образовательной организацией проявляется большое число этических дилемм.
Обсуждение
Оформление правил корпоративного поведения сотрудников и учащихся в виде Кодекса, ознакомление с ним всех участников учебно-воспитательного процесса позволит, во-первых, выстроить четкий механизм управления и частично самоуправления в конкретной
образовательной организации; во-вторых, внимательное отношение к корпоративной этике поможет решить ряд следующих вспомогательных задач [3]:
- познавательная - если коллектив пополняется новыми сотрудниками, в школу переводятся новые учащиеся, они проходят так называемый период адаптации, когда усваивают ценности, убеждения, правила внутреннего распорядка данной образовательной организации; такой процесс чаще всего протекает путем проб и ошибок и занимает значительный период времени; однако знакомство с четко обозначенными в Кодексе сведениями о школе и ее традициях позволит новому сотруднику или вновь прибывшему учащемуся быстрее освоиться на новом месте;
- регламентирующая - Кодекс позволит закрепить нормы поведения сотрудников и учащихся в образовательной организации, предупреждать, быстрее и эффективнее регулировать возникающие конфликты;
- задача общественного памяти - Кодекс корпоративной этики поможет сохранить существующие традиции, обеспечит преемственность между разными поколениями работников образовательной организации, транслирование социального опыта от учащихся старшего звена к учащимся начальной школы;
- воспитательная - необходимость соблюдения правил и норм поведения, закрепленных в Кодексе образовательной организации, оказывает воспитательное воздействие на учащихся и сотрудников; правила и нормы поведения, вступая в противоречие с личным мировоззрением учащихся и сотрудников, заставляют менять их ценностные убеждения. Развитие духовного потенциала происходит через приобщение учащихся к культурному наследию своей Родины, праздникам, традициям, народному творчеству;
- коммуникативная - морально-нравственный облик учащихся или сотрудников эффективнее и быстрее происходит процесс коммуникации внутри школы, что, в конечном счете, обеспечивает согласованную деятельность в команде по разрешению сложившейся ситуации. Согласно ФГОС высшего образования коммуникативность
предполагает следующие знания и умения: знание методов оценки степени социальной напряженности в отношениях индивида с окружающей средой; знание показателей формирования гражданской зрелости человека; знание средств оценки системы позитивных межличностных отношений (психологический климат и организационная культура); умение формировать позитивные межличностные отношения в коллективе; умение формировать положительный микроклимат в рамках организационной культуры в образовательном учреждении; умение разрешать конфликтные ситуации и оказывать поддержку в проблемных и кризисных ситуациях людям разного культурного и расово-этнического происхождения, построение своей деятельности в соответствии с нравственными, этическими и правовыми нормами [4]. Профессионально-этические нормы выступают сегодня как регулятор отношений в коллективе, который будет способствовать как успешной деятельности организации по достижению её целей, так и будет создавать препятствия, вести к распаду организации. Если администрация не будет регулировать этические отношения, то процесс регулирования может складываться стихийно. Качество этических норм должно стать предметом постоянной заботой кадровой службы;
- мотивсщионная - неуспешный сотрудник или посредственный учащийся, имеющие представление о тех требованиях, которые прописаны в Кодексе и которые предъявляет к ним коллектив школы, имеют возможность проанализировать причины своей неуспешности и выработать конкретные меры по устранению собственных недостатков;
- охранная - образовательная организация с «управляемой» корпоративной этикой защищена от нежелательных тенденций, которые могут проникнуть извне; носитель нежелательных тенденций вынужден либо покинуть образовательное учреждение, либо согласиться с мнением большинства;
- формирование имиджа образовательного органнзагщн - социальные партнеры (например, учреждения дополнительного образования, культуры, спорта, другие организации общего образования),
знакомясь с принятыми требованиями корпоративной этики, находящимися в открытом доступе, имеют возможность составить представление об образовательной организации в целом;
- образовательная - поддержание корпоративной этики требует, от сотрудников организации постоянного повышения своей квалификации, совершенствования уровня своего профессионального мастерства;
- инновационная - образовательная организация с «управляемой» корпоративной этикой рационально руководит введением и освоением инноваций, имея возможность не только прогнозировать появление нежелательных барьеров, препятствующих их внедрению, но и своевременно устранять их. Вузы обеспечивают сегодня научно-рефлексивную часть профессионального становления будущего учителя, помогают ему осознать увеличение своих профессиональных компетенций, а также зоны возможного профессионального роста, недостаточно сформированные трудовые действия [5].
Заключение
Корпоративная этика - большая область явлений материальной и духовной жизни коллектива, закрепленная в системе ценностей и целей, которая помогает новым сотрудником быстрее адаптироваться в новой команде, позволяет оценить поведение учащихся и сотрудников, защищает образовательную организацию от нежелательных тенденций и формирует ее внешний и внутренний имидж. Выявление существующих в образовательной организации правил корпоративной этики, оформление их в отдельный локальный документ позволяет выработать мотивированный подход к управлению коллективом работников и учащихся школы.
Современное применение корпоративной этики отличается гибкостью и разнообразием. Оно позволяет максимально использовать потенциал этического фактора, способствуя разрешению конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности. При возникновении конфликта важно определить, в какой сфере (образовательной, политической, социальной, этической) лежат желательные, мини-
мально приемлемые и нежелательные решения, рассмотреть, можно ли усилить действие минимально приемлемых обоснований. Основными причинами профессионально-трудовых конфликтов могут являться: не компетентное управление трудовым коллективом; психологическая несовместимость членов коллектива; нарушение профессионально-этических норм поведения; необъективная оценка труда членов коллектива: неудовлетворённость коллектива материальным поощрением своего труда.
Кодексы профессиональной этики предлагают множество вариантов ликвидации подобных профессионально-трудовых конфликтов: реорганизация как изменение организационно-трудового порядка, который вызвал конфликт; информирование как достижение правильного взгляда на конфликт; трансформация как перевод конфликта в состояние переговоров; игнорирование как осознанное невнимание к конфликту; конформное предпочтение решение в пользу большинства.
Значение при регулировании профессиональных конфликтов имеют нравственные нормы поведения людей. Нравственные нормы - это совокупность всех типов взаимоотношений между людьми. Они являются:
а) социальным понятием, так как затрагивают проблемы общения между людьми;
б) представляют собой требования, которые общество предъявляет к каждому конкретному человеку, так как именно общество определяет, как должны строиться взаимоотношения между его членами.
Нравственные нормы имеют исторические предпосылки развития, ибо нравственное сознание человека формируется под действием социальной среды и на основе нравственных идеалов, и нравственных приоритетов. Однако человек, осознавая и закрепляя в своем сознании эти нормы, они становятся частью его самого.
Таким образом, нравственные нормы представляют собой переплетение социальных установок и личного сознания каждого человека. Как правило, нравственные нормы нигде не записаны и даже
четко не сформулированы. Руководители образовательной организации должны стать образцом системы исполнения кодекса: лично транслировать этические нормы в действия, разбирать этические конфликты, консультировать по поводу сложных этических ситуаций. В этом аспекте руководитель должен владеть или обучаться принципам этичного лидерства, свободно ориентироваться в этической проблематике. В наши дни управление образовательными организациями в условиях усиления конкуренции предполагает развитие законодательной базы. Факторы корпоративной этики получат качественное развитие - от признания необходимости их учета к конкретным способам применения этических требований в процессе принятия образовательных решений.
Информация о конфликте интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Информация о спонсорстве. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Благодарности. Авторы выражают признательность руководителям и педагогам образовательных организаций за помощь в проведении исследования.
Список литературы
1. Кибанов А.Я. Этика деловых отношений: учебник. М.: ИНФРА-М, 2002.
2. Корпоративная этика [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// scicenter.online/delovoe-obschenie/korporativnaya-etika.html (дата обращения: 01.02.2016).
3. Значение и функции корпоративной культуры [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://maiiagment-study.ru/ziiachenie-i-fuiikcii-korporativnoj-kultury.html (дата обращения: 01.02.2016).
4. Федекин И.Н. Структура профессиональной компетенции учителя начальных классов с точки зрения ФГОС второго поколения // Электронный журнал «Психологическая наука и образование». 2010. № 4. Режим доступа: http://psyedu.ru/authors/al870.phtinl (дата обращения: 01.02.2016).
5. Мустафина Ф. 3. Организация сетевого взаимодействия в рамках реализации основных профессиональных образовательных программ // Электронный журнал «Психологическая наука и образование» 2016. Т. 8. №2. С. 11-20. Режим доступа: http://psyedu.ru/authors/ al870.phtml (дата обращения: 01.02.2016).
References
1. Kibanov A.Ja. Jetika delovyh otnoshenij: uchebnik [Ethics of business relations], M, 2002.
2. Korporativnaj a jetika [Corporate ethics]. Rezliim dostupa: http://scicenter. onlinc/dclo\ oc-obschcnic/l<orporatiMia\ a-ctika.html (data obrashhenij a: 01.02.2016).
3. Znachenie i funkcii korporativnoj kul'tury [Value and functions of corporate cultur], Rezhim dostupa: http://managment-study.ru/znache-nie-i-fmikcii-korporativnoj-kultury.html (data obrashhenija: 01.02.2016).
4. Fedekin I.N. Strukture professionaFnoj kompetencii uchitelja nacharnyh klassov s tochki zrenija FGOS vtorogo pokolenija [Structure of professional competence of the elementary school teacher from the point of view of FGOS of the second generation] // Jelektronnyj zhumal «Psiho-logicheskaja nauka i obrazovanie». 2010. № 4. Rezliim dostupa: http:// psyedu.ru/authors/al870.phtml (data obrashhenija: 01.02.2016).
5. Mustafina F.Z. Organizacij a setevogo vzaimodej stvij a v ramkali realizacii osnovnyh professionarnyh obrazovaternyh programm [The organization of network interaction within implementation of the main professional educational programs] // Jelektronnyj zhumal «Psihologicheskaja nauka i obrazovanie» 2016. T. 8. № 2. S. 11-20. Rezhim dostupa: http:// psyedu.ru/authors/al870.phtml (data obrashhenija: 01.02.2016).
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ
Рахматуллина Лэйла Вагизовна, доцент кафедры педагогики и психологии им. З.Т. Шарафутдинова, кандидат педагогических наук
Набережночелнинстш государственныft педагогнческшО университет
ул. Низаметдинова, 28, г. Набережные Челны 423806, Россия leyla-1012(a)mail. ru
Сафиуллина Насима Зиннуровна, доцент кафедры истории и методики её преподавания, кандидат исторических наук
Набережночелнинский государственный педагогический университет
ул. Низаметдинова, 28, г. Набережные Челны, 423806, Россия safndlina-nasima(a),mail. ги
Гарипова Гульнара Ирековна, директор
МБОУ «Пушкинский пролгщегt № 78 »
ул. Ершова, 9, г. Набережные Челны, 423819, Россия
gulnara_1303ЩтаИ. ги
DATA ABOUT THE AUTHORS Rakhmatullina Leyla Vagizovna, associate professor of pedagogics and psychology of Z.T. Sharafutdinov. candidate of pedagogical sciences
Naberezhnye Chelny State Pedagogical University
28, Nizametdinov St., Naberezhnye Chelny, 423806, Russia
leyla-1012(a)mail. ru
ORCID: 0000-0002-7672-9645
Safiullina Nasima Zinnurovna, associate professor of history and technique of her teaching, candidate of historical sciences
Naberezhnye Chelny State Pedagogical University
28, Nizametdinov St., Naberezhnye Chelny, 423806, Russia
safiidlina-nasima(a)mail. ru
Garipova Gulnara Irekovna, director
MBOU "Pushkin Pro-lyceum No. 78"
9, Yershov St., Naberezhnye Chelny, 423819, Russia
gulnara_1 ЗОЗЩтаИ. ru