Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ КОРОНАВИРУСА НА ЛОГИСТИКУ В РОССИИ'

ВЛИЯНИЕ КОРОНАВИРУСА НА ЛОГИСТИКУ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
COVID-19 / грузоперевозки / кризис / влияние / COVID-19 / trucking / crisis / impact

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — В.К. Сторожева, Н.Е. Гильц

В работе рассмотрено влияние COVID-19 на основные международные способы транспортировки грузов в России. Выделены основные меры государственной поддержки перевозчиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF CORONAVIRUS ON LOGISTICS IN RUSSIA

The paper examines the impact of COVID-19 on the main international methods of transporting goods in Russia. The main measures of state support for carriers are highlighted.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ КОРОНАВИРУСА НА ЛОГИСТИКУ В РОССИИ»

Секция «Актуальные проблемы в логистике и управлении цепями поставок»

УДК 658

ВЛИЯНИЕ КОРОНАВИРУСА НА ЛОГИСТИКУ В РОССИИ

В.К. Сторожева Научный руководитель - Н.Е. Гильц

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева Российская Федерация 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31

E-mail: lerok2665@mail.ru

В работе рассмотрено влияние COVID-19 на основные международные способы транспортировки грузов в России. Выделены основные меры государственной поддержки перевозчиков.

Ключевые слова: COVID-19, грузоперевозки, кризис, влияние.

THE IMPACT OF CORONAVIRUS ON LOGISTICS IN RUSSIA

V.K. Storozheva Scientific Supervisor - N.E. Gilts

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology

31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

E-mail: lerok2665@mail.ru

The paper examines the impact of COVID-19 on the main international methods of transporting goods in Russia. The main measures of state support for carriers are highlighted.

Key words: COVID-19, trucking, crisis, impact.

Пандемия COVID-19 внесла значительные изменения не только в жизнь многих людей, но и в экономическую ситуацию в мире. Весь мир оказался в непростых условиях из-за пандемии. Часть компаний была вынуждена приостановить работу, сократить производство, часть фирм разорилась. Распространение коронавируса повлекло за собой проблемы по обеспечению цепочки поставок сырья и готовой продукции, а главным образом задело мировую логистику.

Международный союз дорожного транспорта (IRU) и Международная федерация работников транспорта 7 апреля 2020 года распространили открытое письмо к правительствам всех стран с просьбой о поддержке транспортной отрасли в условиях распространения коронавируса. Кризис вызвал дисбаланс грузопотоков, который связан с изменением спроса на транспортные услуги, введенных ограничений и приостановкой производств. [1]

Из-за введения жестких карантинных мер, большинство компаний прекратили работу в офисах и перевели своих работников на дистанционную работу, тем самым изменив привычные для всех бизнес-процессы. Это обстоятельство повлекло за собой ошибки при передаче данных по цепочке поставок и формировании транспортных документов на отправки грузов.

Согласно мнению специалистов, в начале мая 2020 года потери транспортного сектора в России были более 230 млрд руб., при этом значительную долю представляет авиационный сегмент, который чуть ли не остановил логистические операции. Согласно оценкам InfraOne, потери транспортной сферы Российской Федерации от эпидемии к 1 мая составили приблизительно 507 млрд руб., из них практически 50% - 230 млрд руб. - это потери транспортной отрасли [1]. По данным информационного портала InfraOne влияние пандемия COVID-19 на основные международные способы транспортировки грузов следующее:

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2021. Том 3

- в большей степени понесли убытки авиакомпании и аэропорты. По оценкам специалистов они потеряют около 270 млрд руб. Максимальные убытки понесли международные направления авиаперевозок. В авиакомпаниях расписания рейсов регулярно обновляются по причине нынешней эпидемической и политической ситуацией. Следует учитывать, что определенная доля грузов в Сибирь и на Дальний восток стала отправляться не авиаперевозкой, а автомобильными магистральными перевозками;

- железнодорожные перевозки также терпят убытки, но есть и положительные моменты. Возобновляются грузовые перевозки из стран Азии. На фоне финансового регресса ОАО РЖД утвердило невиданные способы для стимулирования транспортировок со скидками (на перевозку угля, антрацита и т.д). Необходимо отметить, что из числа тех, кому пандемия предоставила новые возможности, зачастую отмечают ЖД перевозчиков. Железнодорожные транспортные операторы не обращают внимание на изменение спроса повышением ставок, благодаря этому данный вид транспорта является более прочным и результативным при транспортировке товаров среди Российской Федерации, Европейского союза и Китая в сформировавшихся обстоятельствах. [2]

Чтобы вывести отрасль грузоперевозок из кризисного состояния, во многих странах стремительно стали вводить меры государственной поддержки. Рыночному сектору государственная поддержка предоставляет введение налоговых каникул, отмену или уменьшение дорожного сбора и предоставляют экономическую поддержку фирмам, которые понесут крупные потери вследствие пандемии. Крайне результативными мерами могли бы быть: мораторий на штрафы, ликвидация взимания платы за проезд по федеральным магистралям, избавление от налогов наиболее слабых перевозчиков - ИП с одной или двумя автомобилями, остановка лизинговых платежей в отсутствии штрафов.

Из числа мер, которые были организованы для решения проблем, возникшим из-за пандемии, следует отметить следующие:

1. Отсрочка по налоговым платежам.

2. Предоставление субсидий, для финансового обеспечения затрат, связанных с производством и реализацией товаров.

3. Государственные гарантии по кредитам или облигационным займам, направленных на решение неотложных задач обеспечения устойчивости экономического развития [2].

В заключении можно сделать вывод о том, что в целом при организации перевозки возросли сроки поставок, страны закрыли границы, наступили сложности реализации поставок внутри государства, установлено огромное число ограничений, включая такие, где введены принудительные карантинные меры для фирм и предприятий, что подвергло к переменам в сфере логистики и экономики. Предприятия, которые не сумели быстро приспособиться к новым обстоятельствам, по всей видимости уйдут с рынка.

Эпидемия COVID-19 заставляет задуматься о том, что предприятиям необходимо оценивать собственные риски, а также иметь «подушку безопасности» при внезапных обстоятельствах. На сегодняшний день компании наиболее основательно приступают к планированию, заготовке товаров, контролированию поставщиков, а также, обращают особое внимание на формирование цепи поставок.

Библиографические ссылки

1. Влияние коронавируса на логистику - логистические тренды 2020-2021 годов. [Электронный ресурс]. URL: https://www.retail.ru/articles/logisticheskie-trendy-2020-2021-goda-vliyanie-pandemii-covid-19-na-perevozki/ (дата обращения 21.03.2021)

2. COVID-19: последствия для транспорта и логистики. [Электронный ресурс]. URL: https://www.lobanov-logist.ru/library/all articles/64165/ (дата обращения 21.03.2021)

3. COVID-19: Protecting your supply chain [Электронный ресурс]. URL: https://www.pwc.com (дата обращения 21.03.2021)

© Сторожева В.К., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.