Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЛОГИСТИКИ, ИЛИ «АХИЛЛЕСОВА ПЯТА» ЭКОНОМИКИ'

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЛОГИСТИКИ, ИЛИ «АХИЛЛЕСОВА ПЯТА» ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
548
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / МЕЖДУНАРОДНАЯ ЛОГИСТИКА / ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЛОГИСТИКИ / ПРОЦЕССЫ В СОВРЕМЕННОЙ ЛОГИСТИКЕ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андрюхин Д.В., Андрюхин Н.Д., Ягопольский А.Г., Дрюков М.Р.

В данной статье рассматриваются основные проблемы логистики в современном мире, их влияние на развитие экономики и как следствие тенденции изменения сложившихся логистических процессов в прямой зависимости от межгосударственных отношений и мировых ограничений. Сохранение и рост экономики напрямую зависит от потенциала логистического сектора, а именно наличие собственных полностью российских перевозчиков (автомобильных, морских/океанских, авиационных), развития дорог, морских терминалов и складов, строительства собственных судов (в т.ч. контейнеровозов, газовозов, судов для перевозки наливных, насыпных и пр. грузов), производства собственных автомобилей, железнодорожной техники, контейнеров, самолетов. Авторы делают вывод: без собственного производства и собственной внутренней инфраструктуры нельзя обеспечить бесперебойность логистических цепочек даже внутри России, что влияет в т.ч. на безопасность страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEMS OF THE DEVELOPMENT OF MODERN LOGISTICS OR THE ACHILLES HEEL OF THE ECONOMY

This article discusses the main problems of logistics in the modern world, their impact on the development of the economy and, as a result, the trend of change in the existing logistics processes in direct proportion to interstate relations and world restrictions. The preservation and growth of the economy directly depends on the potential of the logistics sector, namely the presence of its own completely Russian carriers (road, sea / ocean, aviation), the development of roads, sea terminals and warehouses, the construction of own ships (including container ships, gas carriers, ships for the transportation of liquid, bulk, etc. cargo), the production of own cars, railway equipment, containers, aircraft. The authors conclude: without our own production and our own internal infrastructure, it is impossible to ensure the continuity of supply chains even within Russia, which affects, incl. to the security of the country.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЛОГИСТИКИ, ИЛИ «АХИЛЛЕСОВА ПЯТА» ЭКОНОМИКИ»

Проблемы развития современной логистики, или «ахиллесова пята» экономики

Андрюхин Дмитрий Владимирович

аспирант факультета «Экономика», НОЧУ ВО «Московский финансово-промышленный университет «Синергия»», fordman74@mail.ru

fO

сч о сч

сч

о ш m

X

<

m о х

X

Андрюхин Николай Дмитриевич

аспирант кафедры «Металлорежущие станки», МГТУ им. Баумана, nikolay2198@mail.ru

Н.Э.

Ягопольский Александр Геннадиевич

старший преподаватель кафедры «Металлорежущие станки», МГТУ им. Н.Э. Баумана

Дрюков Михаил Романович

студент кафедры «Металлорежущие станки», МГТУ им. Н.Э. Баумана

В данной статье рассматриваются основные проблемы логистики в современном мире, их влияние на развитие экономики и как следствие тенденции изменения сложившихся логистических процессов в прямой зависимости от межгосударственных отношений и мировых ограничений. Сохранение и рост экономики напрямую зависит от потенциала логистического сектора, а именно наличие собственных полностью российских перевозчиков (автомобильных, морских/океанских, авиационных), развития дорог, морских терминалов и складов, строительства собственных судов (в т.ч. контейнеровозов, газовозов, судов для перевозки наливных, насыпных и пр. грузов), производства собственных автомобилей, железнодорожной техники, контейнеров, самолетов. Авторы делают вывод: без собственного производства и собственной внутренней инфраструктуры нельзя обеспечить бесперебойность логистических цепочек даже внутри России, что влияет в т.ч. на безопасность страны. Ключевые слова: логистика, международная логистика, тенденции развития логистики, процессы в современной логистике, цифровизация

В последние десятилетия глобализация и цифровизация оказали значительное влияние на развитие экономик практически всех стран. Эти тенденции дали положительный скачок в улучшении жизни населения и для самого бизнеса. Повысилась эффективность производств, упростились финансовые процессы, люди стали использовать электронные деньги и пр. Если описать плюсы цифровизации одной фразы, то это «экономия денег и времени». При этом цифровизация не возможна без увеличения степени глобализации. Основным стержнем глобализация является экономическая интеграция с высокой степенью интернационализации экономик. Глобализация является важной чертой современной экономики. Глобализацию можно охарактеризовать, как усиление взаимного влияния и взаимной зависимости экономической и общественной жизни, а также международных отношений стран. По своей сути мировой рынок международной экономики стал одной единой площадкой транснациональных компаний. И вот это общее сплетение (глобализация) может, как нести международную уязвимость в случае непредвиденных ситуаций или процессов, а также являться рычагом воздействия.

Далее мы рассмотрим влияние различных ситуаций на роль логистики, а через нее и на развитие экономики в текущем глобальном мире.

Первым «звонком», который прозвучал в эпоху глобализации стало извержение вулкана Эйяфьяд-лайёкюдль в Исландии весной 2010 г. В тот год 14 апреля столб пепла извергающегося вулкана поднялся на высоту до 10 километров, практически моментально парализовав международное авиационное сообщение. Уже 15 апреля полеты прекратили все крупнейшие аэропорты Европы: Австрии, Бельгии, Боснии и Герцеговины, Великобритании, Венгрии, Германии, Дании, Ирландии, Исландии, Испании, Италии, Латвии, Литвы, Люксембурга, Молдавии, Нидерландов, Норвегии, Польши, Румынии, России, Словакии, Словении, Украины, Фарерских островов, Финляндии, Франции, Хорватии, Чехии, Швейцарии, Швеции и Эстонии, а также были отменены часть рейсов из России, Украины, Белоруссии и других стран.

IATA (международная ассоциация воздушного транспорта) сообщала, что за 8 дней ограничений полетов только в Европе было отменено около 50 % всех рейсов, а убытки составили около 200 000 000 долларов США, а общая сумма убытков всей авиационной отрасли составила примерно 1,7 миллиарда USD. Эти потери не учитывают убытки аэропортов, туристической отрасли, самих пассажиров. В результате отмены более чем 100 000 рейсов вовремя не смогли вылететь более 10 миллионов пассажиров, сотни тонн грузов не доставлены вовремя конечным заказчикам.

В результате данного «форс-мажорного» природного обстоятельства мировая человеческая экономика

потеряла более 5 миллиардов долларов США, что сопоставимо с годовым ВВП ЦАР (Центральной Африканской Республики) в 2010 году.

Конечно, часть пассажиров благодаря увеличению объема подвижного состава смогла воспользоваться железнодорожным или автомобильным транспортом, но это лишь небольшая толика в общей большой проблеме невозможности оперативного «реактивного» процесса диверсификации способов доставки пассажиров и грузов. При этом стоит отметить, что весной 2010 года не бушевала пандемия, не было военных и политических конфликтов, в которых были бы задействованы страны Европы и соседних государств. И не смотря на всеобщее понимание и дружественное отношение между странами, которые столкнулись со столь редким природным явлением, которое происходит практически 1 раз в 200 лет, все они справлялись с возникшими трудностями самостоятельно.

Международная ассоциация воздушного транспорта в данном случае смогла только вовремя остановить полеты, тем самым предотвратив возможные жертвы и катастрофы. Учитывая, что экономическое развитие и экономическая стабильность у всех стран разная, поэтому после возобновления полетов реакция стран на сроки приостановки была индивидуальная, т.к. все прогнозы строились на одной программе моделирования распространения пепла в воздухе. Вопрос ее корректности так и остался открытым. Что в данном случае цифровиза-ция помогла спасти жизни или наоборот повлияла на убытки? Была ли найдена золотая середина? Экономисты так и не смогли найти окончательный ответ на этот вопрос.

Следующим фактором, который повлиял уже на все без исключения страны, стала пандемия COVID-19.

Основной удар по логистике вирус нанес в 2020 году. Международная логистика стала тормозить до состояния полной остановки. Транспорт практически во всем мире остановился. Самолеты не летали, суда ходили с ограничениями, туризм исчез вовсе. Казалось, что весь мир, так привыкший к потреблению, остановился. Воздух стал чище, природа вернулась в ранее отвоеванные человеком места. Даже из космоса планета выглядела иначе.

Учитывая, что основное производство размещено в развитых странах, пандемия в большей степени отразилась именно на них. Были нарушены логистические цепочки, особенно, компонентов электроники и автозапчастей, которые поставлялись из Китая.

Китай первым столкнулся с COVID-19 и первым ввел жесткие ограничения, называемыми принципом «нулевой терпимости». Страна хорошо понимала в этот момент, что любые ограничения в первую очередь отражаются на экономике, но именно эти ограничения помогли Китаю сохранить трудовые ресурсы, тем самым сохранив работоспособность экономического сектора. По сути основные ограничения длились около четырех-пяти месяцев, в то время, как в остальных странах, ограничения, введенные спустя эти месяцы, затянулись, как минимум на год.

При этом ограничения, введенные в Китае в начале пандемии, сыграли огромную роль в дальнейшем на всех компонентах логистики и как следствие на секторах экономики, особенно отразившись на секторе электроники и автомобилестроения, особенно Европы, которые до сих пор в 2023 году не могут еще восстановиться, из-

за чего в настоящее время наблюдается рост производства автомобилей в Китае, которые в свою очередь в ближайшие годы будет иметь значительную долю в данном секторе мировой экономике.

Судоходство в период пандемии также значительно пострадало. Из-за ограничений, введенных в первую очередь в КНР возникло перенасыщение порожними контейнерами, что вызвало нехватку в других странах парка порожних контейнеров, как следствие увеличение стоимости морских перевозок, увеличение сроков доставки. Многие арендаторы или владельцы вынуждены были отказываться от судов, ранее, взятых в операционное управление. По статистике из-за снижения объема грузовых перевозок 11 из 12 самых крупных морских перевозчиков пришлось сдать ранее взятые в аренду суда их собственникам. Особые потери понесли такие морские линии, как Maersk и MSC, которые были вынуждены отказаться от судов общей вместимостью 236 000 TEU (20-ти футовых контейнеров). Грузовое судоходство за 2020 год показало падение более, чем на 14 %.

Еще большие потери понесли круизные компании, т.к. именно круизные суда еще на начальном этапе стали рассадником пандемии из-за скученности пассажиров и экипажа в достаточно замкнутом пространстве одного судна. Круизная отрасль просто остановилась при том, что за предыдущие 5 лет она показала рост более, чем на 20 %.

Наибольшие потери по отношению ко всем сегментам логистики понесла авиационная отрасль, которая только за первые 3 месяца 2020 года снизилась практически на 15 %, потеряв более 127 миллиардов долларов. В дальнейшем темпы снижения замедлились, но по итогам 2020 года падение авиационных перевозок составило около 60 %. Спрос на международные перевозки снизился практически на 76 %, что в первую очередь отразилось на туристической отрасли, которая в 2020 года так и не смогла начать функционировать даже частично.

Не смотря на столь серьезные падения в авиационной отрасли, именно Китай смог восстановить авиационное сообщение, но только внутри своей страны. В остальных странах авиационные компании выживали тоже благодаря только внутренним перевозкам.

Только в России авиакомпании в 2020 году получили убытки практически на 125 миллиардов рублей при том, что в 2019 году их общая прибыль составила около 4 миллиардов рублей (падение по году составило 129 миллиардов рублей).

Специалисты назвали 2020 год худшим годом в истории авиационной отрасли.

При этом пострадал не только сам сегмент авиационной логистики, но и как следствие, сама авиационная промышленность, выпускающая самолеты.

Основные потери понес американский производитель Boeing, который уже с 2018 года имел проблемы производства и реализации своих самолетов в связи с крушениями новых самолетов Boeing 737 MAX 8. За два года, предшествующих пандемии, американская компания сократила поставки более, чем на 80 % (свыше 100 миллиардов долларов), а пандемия только ускорила темпы падения производства. По итогам 2020 года Boeing выпустил только 132 самолета (падение за год составило более 60 %). Такое падение позволило европейскому производителю Airbus выйти на первое место в мире по производству самолетов, выпустив 566 самолетов за 2020 год. Не смотря столь значительный рост,

X X

о го А с.

X

го m

о

2 О

м

CJ

Airbus также продемонстрировал значительное падение продаж, которое составило -34 % по 2020 г.

Если рассматривать пятерку основных мировых производителей самолетов, все они, также, как и основные гиганты продемонстрировали падение производства:

- Бразильский Embraer - выпустил 44 самолёта (падение продаж -51%)

- Канадский Bombardier, выпустив в 2020 году только 17 самолётов (падение продаж составило -48%) вынужден был продать все свои активы по выпуску пассажирских самолетов и уйти с рынка

Исключением из всей пятерки стал только китайский производитель COMAC, который сделал правильный выбор стратегии производства и наладил выпуск собственного регионального самолета ARJ-21, передав в китайские авиакомпании 20 новых самолетов, обеспечив тем самым себе годовой прирост в 67 %.

Железнодорожный транспорт в период пандемии наоборот стал драйвером и спасителем экономики, соединивший страны и разорванные логистические цепочки.

Основными направлениями международных железнодорожных перевозок стали маршруты, соединяющие

Китай и Россию и Китай и Европу в транзите опять же через РФ.

Объемы международных грузовых железнодорожных перевозок РЖД за первые 9 месяцев 2020 года были сопоставимым объемам за 12 месяцев 2019 года, а стоимость перевозок была ниже стоимости авиаперевозок в 30 раз. Конечно, в первую очередь речь идет о контейнерных перевозках грузов.

За счет чего же достигнуты такие успехи на грузовых контейнерных перевозках? Конечно, в период пандемии, наибольшую роль играл фактор снижения контакта между людьми, особенно жителями разных стран. И именно укрупнение коммерческой партии, локализация ее в одном упаковочном месте (в данном случае в контейнере), а также укрупнение всей грузовой партии (в данном случае судовой партии или контейнерного поезда), позволило снизить дополнительные грузовые операции при значительном транзитном времени доставки, за которое проходил инкубационный период возможного заболевания крайнего сотрудника, контактирующего с грузом.

Всего

833

423 105 S9 80 49 37 35 8 3

JSZ * ' * к ► » ^ * *

и I ОЯ ВОЙ

выручке

30% 5,34 11,84 30* 16,9% 1,9% 20.2% 32.7% 24.2% 8.8%

Источник: InfraOne Research

Рис. 1. Распределение потерь в транспортной инфраструктуре (млрд. руб.)

Учитывая анализ потерь секторов логистики, приведенный на рис. 1. выше, можно сделать вывод, что глобализация мировой экономики с одной стороны увеличивает вовлеченность других стран в развитие экономики того или иного государства, но с другой стороны можно говорить о том, что мировая экономика, являясь единым организмом, теряя связи (путем разрыва логистических цепочек) между отдельными органами (государствами), прекращает свое полноценное функционирование.

Можно говорить о том, что мировая экономическая система не может работать и развиваться в период разрыва логистических цепочек, а логистика является той самой «ахиллесовой пятой» мировой экономики в целом и экономики любого отдельного государства.

Доказательством этого может служить в том числе анализ проблем, с которыми столкнулась логистическая отрасль и вся экономика России в целом после начала конфликта на Украине.

Все западные санкции были направлены в первую очередь на нарушение сложившихся десятилетиями логистических цепочек.

В первую очередь пострадал морской/океанский сектор логистики. В результате введения санкций западные морские перевозчики перестали заходить в порты России, тем самым сделав невозможным поставки товаров из Европы и США. Основным портом, принимавшим импортные грузы, был Большой порт Санкт-Петербурга, в объеме которого участвовало около 68 % иностранных международных морских перевозчиков. Основные крупные игроки на данном направлении такие, как Maersk, MSC, CMA CGM, Hapag Lloyd, ONE, отменили судоза-ходы в порт Санкт-Петербурга. В результате падение объема обработанных контейнеров на терминалах порта составило 65%. При этом начальный прогноз падения составлял 80-90%. По итогам 2022 года грузооборот Большого порта Санкт-Петербург снизился на 37,4%

и составил 38 776,8 тыс. т. (за 2021 год оборот составлял 62 031,2 тыс. т). Немного нивелировать падение объемов удалось благодаря увеличению экспортных поставок, в основном, удобрении. Также перевозчик FESCO в конце 2022 г. провела пробные контейнерные отправки по маршруту Санкт-Петербург-порт Восточный-Петропавловск-Камчатский через Северный морской путь. Часть грузов была экспортной и в дальнейшем предназначалась для стран Юго-Восточной Азии.

Учитывая, отказ иностранных западных перевозчиков от судозаходов в порт Санкт-Петербурга, потоки переместились на юг и восток страны.

По информации Ассоциации морских торговых портов РФ, с января по октябрь 2022 года грузооборот порта Новороссийска превысил практически на 2,5% оборот 2021 года и составил 120,25 миллионов. Основными направлениями были поставки из Индии, Китая, Турции. Контейнерный грузооборот составил 582 498 TEU.

Благодаря постоянному грузопотоку из Ирана порты Оля и Астрахани показали рост на 14,5%. Общий грузооборот двух портов за 2022 год составил около 3 миллионов тонн.

Порты Дальнего Востока показали рост 1,5% по сравнению с 2021 годом, обработав 227,8 миллионов тонн грузов. Здесь лидером являлись:

- ВМТП (Владивостокский морской торговый порт). Грузооборот за 2022 год - 768 057 TEU

- ВСК (Восточная стивидорная компания порта Находка). Грузооборот за 2022 год - 624 440 TEU

В связи с закрытием воздушного пространства Европы, США, Канады и пр. стран для российских авиаперевозчиков и ответного закрытия неба над Россией для западных авиаперевозчиков, значительно сократился объем грузовых и пассажирских авиаперевозок. Конечно, в основном пострадали российские авиаперевозчики, но и весь мировой сектор грузовых авиаперевозок сократился в 2022 году практически на 14%.

Что касается пассажирских перевозок, то в 2022 году авиакомпании России перевезли примерно 95 миллионов пассажиров (пассажиропоток по сравнению с 2021 годом упал на 14%, в результате было перевезено на 16 миллионов человек меньше).

Кроме снижения грузооборота и пассажиропотока авиационные перевозчики России столкнулись с основной проблемой - запрет на эксплуатацию, обслуживание, поставку запчастей по зарубежным самолетам. В итоге перевозчики вынуждены были перейти к «канни-бализации» самолетов. Правительство России в декабре 2022 года разрешило снимать необходимые исправные запасные части и компоненты с пассажирских самолетов для того, чтобы использовать их на других самолетах, в т.ч. на тех, что находятся в производстве. На сколько хватит этих «ресурсов» не уточняется, но в текущих реалиях в России требуется возобновление производства собственных самолетов в промышленных масштабах. К сожалению, возникают вопросы по срокам выхода из производства полностью российских пассажирских самолетов, т.к. сертификация российского двигателя для МС-21 завершена только 28 декабря 2022 года, а двигатель ПД-8 российского производства для самолета SSJ New отечественного производства планируют сертифицировать только к концу 2023 года.

Учитывая введение западных санкций, в настоящее время удалось только повернуть часть грузопотоков на Восток, но говорить о построении каких-то новых инновационных логистических цепочек и построения новых

портов, терминалов, обеспечения материально техническими ресурсами в необходимом даже на этих направлениях объемах пока не приходится.

Заключение.

Если проанализировать все выше описанные инциденты в логистике по отношению к экономике России, можно сделать однозначные выводы по проблематике и дальнейшим тенденциям развития логистического сектора и как следствие экономики нашей страны:

1. Обрыв глобальных экономических отношений и цепочек должен приводить к росту или, как минимум, к сохранению внутренних объемов экономики. Т.о. внут-рення экономика страны является основополагающей в условиях хрупкого и подверженного различным влияниям глобального мира.

2. Сохранение и развитие собственного внутреннего и международного логистического сектора обеспечивает рост экономки и безопасность страны.

3. В текущих мировых политических отношениях экономика страны и логистическая отрасль в т.ч. должны в первую очередь опираться на развитие своей собственной внутренней экономики и своего потенциала, который обеспечивает все ступени от производства до реализации.

4. Сохранение и рост экономики напрямую зависит от потенциала логистического сектора, а именно наличие собственных полностью российских перевозчиков (автомобильных, морских/океанских, авиационных), развития дорог, морских терминалов и складов, строительства собственных судов (в т.ч. контейнеровозов, газовозов, судов для перевозки наливных, насыпных и пр. грузов), производства собственных автомобилей, железнодорожной техники, контейнеров, самолетов.

Без собственного производства и собственной внутренней инфраструктуры нельзя обеспечить бесперебойность логистических цепочек даже внутри России, что влияет в т.ч. на безопасность страны.

5. Необходима государственная программа по развитию логистической отрасли на ближайшее десятилетие.

Литература

1. Влияние процессов глобализации на мировую экономику: Электронный ресурс.. URL: https://yaaspirant.nj/spisok-Nteratury/kak-v-spiske-literatury-oformlyat-internet-istochniki. (Дата обращения 12.02.2023)

2. Счетная палата Российской Федерации. Дайджест Транспортная сфера

в контексте COVID-19: Электронный ресурс.. URL: https://ach.gov.ru/upload/pdf/Covid-19-transport.pdf . (Дата обращения 12.02.2023)

3. Эйяфьядлайёкюдль не дал нам полетать: Электронный ресурс.. URL: https://www.vokrugsveta.ru/telegraph/technics/1150/ . (Дата обращения 12.02.2023)

4. "Вулканический" кризис Мир подсчитывает убытки от извержения Эйяфьятлайокудля: Электронный ресурс.. URL: https://lenta.ru/articles/2010/04/20/volcano/. (Дата обращения 12.02.2023)

5. Эксперты назвали 2020 год худшим в истории авиации из-за пандемии: Электронный ресурс.. URL: https://www.rbc.ru/economics/04/08/2021/610a436a9a794 7b5fl:554173#:~:text=Авиакомпа-нии%20в%202020%20году%20из-

X X

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о го А с.

X

го m

о

2 О

м

CJ

за,69%25%2С%20до%20%24189%20млрд%20%3С...%3 E . (Дата обращения 12.02.2023)

6. Найдис О.А. Исследование российской и зарубежной транспортной логистики в период пандемии в 2020 году // Организатор производства. 2021. Т.29. № 2. С. 1321.

7. Администрация Санкт-Петербурга. Дирекция по морскому транспорту: Электронный ресурс.. URL: https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/c_transport/vneshnij-transport/morskoj-transport/#:~:text=За%2012%20меся-цев%202022%20года,309%20«О%20стратегиче-ском%20инвестиционном%20проекте . (Дата обращения 12.02.2023)

8. Крупнейшие контейнерные терминалы Петербурга в 2022 г. снизили грузооборот в 3 раза: Электронный ресурс.. URL: https://vedomosti-spb.ru/business/articles/2023/01/17/959440-krupneishie-konteinernie-terminali . (Дата обращения 12.02.2023)

9. «Мы сокращаем производство вдвое». Глава Boeing в России Сергей Кравченко о последствиях пандемии и конкуренции с МС-21: Электронный ресурс.. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4416047 . (Дата обращения 12.02.2023)

10. Airbus сокращает на треть производство самолетов из-за распространения коронавируса: Электронный ресурс.. URL: https://news.myseldon.com/ru/news/index/227359343 . (Дата обращения 12.02.2023)

The problems of the development of modern logistics or the achilles

heel of the economy Andriukhin D.V., Andriukhin N.D., Yagopolsky A.G., Dryukov M.R.

Moscow Financial and Industrial University "Synergy", Bauman Moscow

State Technical University JEL classification: H87, F02, F15, F29, F40, F42, F49

This article discusses the main problems of logistics in the modern world, their impact on the development of the economy and, as a result, the trend of change in the existing logistics processes in direct proportion to interstate relations and world restrictions. The preservation and growth of the economy directly depends on the potential of the logistics sector, namely the presence of its own completely Russian carriers (road, sea / ocean, aviation), the development of roads, sea terminals and warehouses, the construction of own ships (including container ships, gas carriers, ships for the transportation of liquid, bulk, etc. cargo), the production of own cars, railway equipment, containers, aircraft. The authors conclude: without our own production and our own internal infrastructure, it is impossible to ensure the continuity of supply chains even within Russia, which affects, incl. to the security of the country. Keywords: logistics, international logistics, logistics development trends,

processes in modern logistics, digitalization References

1. Influence of globalization processes on the world economy: Electronic

resource. URL: https://yaaspirant.ru/spisok-literatury/kak-v-spiske-literatury-oformlyat-internet-istochniki. (Accessed 12.02.2023)

2. Accounts Chamber of the Russian Federation. Digest Transport sector

in the context of COVID-19: Electronic resource. URL: https://ach.gov.ru/upload/pdf/Covid-19-transport.pdf . (Accessed 12.02.2023)

3. Eyjafjallajokull did not let us fly: Electronic resource. URL: https://www.vokrugsveta.ru/telegraph/technics/1150/. (Accessed 12.02.2023)

4. "Volcanic" crisis The world counts the losses from the Eyjafjallajokull

eruption: Electronic resource. URL:

https://lenta.ru/articles/2010/04/20/volcano/. (Accessed 12.02.2023)

5. Experts called 2020 the worst year in the history of aviation due to the

pandemic: Electronic resource. 202020%20%20due

to,69%25%2C%20to%20%24189%20bn%20%3C...%3E . (Accessed 12.02.2023)

6. Naidis O.A. Research of Russian and foreign transport logistics during the

pandemic in 2020 // Organizer of production. 2021. V.29. No. 2. S. 1321.

7. Administration of St. Petersburg. Maritime Transport Directorate: Electronic

resource. %20, 309%20«About%20strategic%20investment%20project. (Accessed 12.02.2023)

8. The largest container terminals of St. Petersburg in 2022 reduced cargo

turnover by 3 times: Electronic resource. URL: https://vedomosti-spb.ru/business/articles/2023/01/17/959440-krupneishie-konteinernie-terminali (Accessed 12.02.2023)

9. "We're cutting production in half." Head of Boeing in Russia Sergey

Kravchenko on the consequences of the pandemic and competition with the MS-21: Electronic resource. URL:

https://www.kommersant.ru/doc/4416047 . (Accessed 12.02.2023)

10. Airbus reduces aircraft production by a third due to the spread of coronavirus: Electronic resource .. URL: https://news.myseldon.com/ru/news/index/227359343 . (Accessed 12.02.2023)

CO CS

о

CS CS

о ш m

X

<

m о x

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.