Научная статья на тему 'ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ КОНТЕЙНЕРИЗАЦИИ МОРСКИХ ПЕРЕВОЗОК РОССИИ'

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ КОНТЕЙНЕРИЗАЦИИ МОРСКИХ ПЕРЕВОЗОК РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
329
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРУЗООБОРОТ / КОНТЕЙНЕРНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ / ЛОГИСТИКА / МОРСКИЕ БАССЕЙНЫ / ПЕРЕВАЛКА КОНТЕЙНЕРОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Куликова О.М., Суворова С.Д.

Статья посвящена исследованию рынка контейнерных перевозок морским транспортом. Авторами рассмотрены преимущества и недостатки использования контейнеров в организации товародвижения. Проанализирована структура контейнерного грузооборота и динамика перевалки контейнеров по наиболее значимым портам России, обслуживающим как внутренние, так и импортно-экспортные операции через морские бассейны. Обоснованы причины изменения спроса на контейнерные перевозки в период 2014-2020 гг. Определены основные направления развития контейнеризации перевозок морским транспортом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE STATE OF CONTAINERIZATION OF SEA TRANSPORTATION IN RUSSIA

The article is devoted to the research of the container transportation market by sea. The authors consider the advantages and disadvantages of using containers in the organization of commodity circulation. The structure of container cargo turnover and the dynamics of container transshipment at the most important ports of Russia serving both domestic and import-export operations through sea basins are analyzed. The reasons for the change in demand for container transportation in the period 2014-2020 are substantiated. The main directions of the development of containerization of transportation by sea are determined.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ КОНТЕЙНЕРИЗАЦИИ МОРСКИХ ПЕРЕВОЗОК РОССИИ»

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ КОНТЕЙНЕРИЗАЦИИ МОРСКИХ ПЕРЕВОЗОК

РОССИИ

О.М. Куликова1, канд. техн. наук С.Д. Суворова2, канд. экон. наук, доцент

1Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна 2Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI:10.24412/2411-0450-2021-8-101-105

Аннотация. Статья посвящена исследованию рынка контейнерных перевозок морским транспортом. Авторами рассмотрены преимущества и недостатки использования контейнеров в организации товародвижения. Проанализирована структура контейнерного грузооборота и динамика перевалки контейнеров по наиболее значимым портам России, обслуживающим как внутренние, так и импортно-экспортные операции через морские бассейны. Обоснованы причины изменения спроса на контейнерные перевозки в период 2014-2020 гг. Определены основные направления развития контейнеризации перевозок морским транспортом.

Ключевые слова: грузооборот, контейнерные перевозки, логистика, морские бассейны, перевалка контейнеров.

Современную логистику сложно рассматривать без контейнерных перевозок, которые обеспечивают быструю доставку товаров от отправителя к получателю, сокращая количество промежуточных погру-зочно-разгрузочных работ. Контейнеры отличаются надежностью и гарантируют сохранность груза, минимизируя риски порчи или потери перевозимой продукции. Именно по этой причине подавляющее большинство грузовладельцев предпочитают отправлять грузы получателю в контейнерах.

Благодаря своей универсальности, контейнерные перевозки подходят для транс-

портировки любых товаров, включая, крупнотоннажные, негабаритные, скоропортящиеся, опасные и др. [1]. В результате внедрения инноваций и стандартизации, в мировой практике широко используются 40-футовые и 20-футовые транспортные контейнеры. При этом 20-футовые контейнеры (TEU), стали отраслевым стандартом для обозначения объема груза.

Преимущества контейнеров, которые послужили причиной для их широкого распространения и использования на логистическом рынке, представлены в таблице 1.

Таблица 1. Преимущества контейнеризации рынка логистических услуг

Преимущества Характеристика

Стандартный транспортный эквивалент Габариты контейнера регламентированы стандартами ISO, позволяющими производить операции в любой точке мира

Универсальность Контейнеры адаптированы под перевозку любого груза

Снижение издержек Контейнеризация значительно снижает транспортные расходы (примерно в 20 раз)

Высокая эффективность погру-зочно-разгрузочных операций Разгрузка 1000 TUE в среднем занимает 20 часов, в то время как на перевалку аналогичного объема груза навалом может быть затрачено до 100 часов

Удобное складирование Контейнер является подвижным складом, который сохраняет груз от погодных условий и механических повреждений

Безопасность и надежность Контейнер опечатывается и перевозится как единица, вне зависимости от его наполнения, что сокращает риск утраты и порчи груза

Несмотря на преимущества использования контейнеров, существуют и недостатки, которые требуют внимания и дополнительного изучения (табл. 2).

Таблица 2. Недостатки контейнеризации рынка логистических услуг

Недостатки Характеристика

Наличие пространства для погрузки Проектирование и строительство специальных терминалов с развитой инфраструктурой

Логистика укладки Равномерная укладка контейнеров во избежание разбалансировки или разлома транспорта

Риск потери контейнеров Несмотря на то, что контейнеры обеспечивают сохранность груза, существует проблема кражи контейнеров

Порожние контейнеры Половину эксплуатационного периода контейнер остается порожним в ожидании груза, что отражается на его стоимости

Использование с целью незаконной торговли Недобросовестные торговцы используют контейнеры как инструмент оборота запрещенных товаров

Следует отметить, что доставка груза с использованием контейнеров является одним из самых выгодных и удобных способов транспортировки, которые позволяют перемещать негабаритные грузы по доступной цене разными видами транспорта, наибольшую популярность из которых имеет морской.

В настоящее время можно выделить три основных морских направления [2] международного грузопотока, связанного с Россией.

- Европейское направление, под которым понимается порты, расположенные на линии Гавр - Гамбург;

- Северная Америка - любой порт, расположенный на территории США, Канады и Мексики;

- Дальневосточное направление включает в себя страны Аравийского полуострова, Иран, Индию, Пакистан, Китай, Японию и Южную Корею.

Для рынка портовой перевалки контейнеров характерна высокая концентрация грузопотоков в основных портах. В настоящее время, три крупнейших порта России - Большой порт Санкт-Петербурга, порты Владивостока и Новороссийска - обеспечивают более 3/4 всей перевалки грузов, как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Структура контейнерного грузооборота по наиболее значимым портам России представлена на рисунке 1 [3].

6%

С-Петербург

Владивосток

Новороссийск

Восточный

Калининград

Прочие

Рис. 1. Структура контейнерного грузооборота по основным портам России

Основные порты России, помимо обеспечения внутреннего грузооборота, обслуживают 93% импортно-экспортных операций, связанных с перемещением грузов через морские бассейны.

Следует отметить, что несмотря на комплекс санкционных мер со стороны

мирового сообщества, принятых в период 2014-2020 гг. грузопоток, через российские порты не сократился, а имел, хоть и небольшую, но положительную динамику по всем основным направлениям [3].

2020

2019

2018

2017

2016

2015

2014

36,6

76 ,61,2

640,5

■ 81,7 67,2

654,1

64,1

91,4

623,8

36Д

58,3

86,1

606,1

72 51,1 31,7

567,2

56,1

48,2

33,3

539,1

40,8 47,6

4437,,66

700

491,6

100 200 300 400 500 600

■ Каботаж ■ Транзит ■ Импорт ■ Экспорт Рис. 2. Динамика грузопотока через морские порты России, млн тонн.

Динамика перевалки контейнеров в ведущих портах России за 2014-2020 гг. представлена на рисунке 3.

2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014

4

3,94

■ 5,3 Ш 5,32 5,08

4,65

5,28

0 1 2 3 4 5

Рис. 3. Перевалка контейнеров в портах России, млн TUE

«Проседание» объемов перевалки контейнеров в 2015 году, вызвано мировым валютным кризисом и санкционным давлением на Россию. Восстановление контейнерного грузооборота произошло только в 2019 году, который составил 5,32 млн ТЕи, что на 4,8% больше аналогичного

периода предыдущего года и на 0,76% больше периода 2014 года.

Несмотря на тревожные прогнозы весны 2020 г., связанные с пандемией, кон-тейнерооборот портов России по итогам года составил 5,3 млн TEU, что практически соответствовало уровню 2019 года (-

0

6

0,5%) [4]. Эффективное управление вместимостью в условиях падения спроса позволило перевозчикам свести к минимуму убытки, а низкие цены на бункер сократили планируемые затраты. При этом, в первом полугодии 2020 года преобладало значительное сокращение объемов перевозок, заставившее перевозчиков отменить беспрецедентное количество рейсов. Во второй половине года спрос резко восстановился, к чему были не готовы даже крупные грузовладельцевы и грузопевозчики. По оценкам экспертов, глобальный рынок контейнерной перевалки сократился в первые шесть месяцев на 6%, а затем во втором полугодии вырос более чем на 10% год к году [5]. Среди причин динамичного роста объемов грузоперевозок в 3-м квартале, можно выделить эффект отложенного спроса; проблемы авиарынка, переориентировавшие часть объемов на океанские перевозки; и рост потребления товаров, связанный с высвобождением бюджета из-за невозможности путешествий и недоступности ряда услуг в условиях карантинных ограничений.

Рост спроса на контейнерные перевозки привел к увеличению инвестиций в новое контейнерное оборудование. В связи с чем, после сокращения на 35% в I квартале 2020 г. мировое производство контейнеров восстановилось, и по оценкам международного агентства Drewry [6], по итогам 2020 года оно составило 2,67 млн TUE, что всего на 5% меньше, чем в 2019 г. При этом высокий спрос сохраняется. Производители сообщают о полностью забронированных мощностях в портфеле заказов на 2021 г. По прогнозам аналитиков, объ-

и рост продолжится в последующие годы. Увеличение объемов производства оборудования, безусловно, будет способствовать сокращению дефицита. Однако в первую очередь решению проблемы должна способствовать нормализация спроса на перевозки и графиков движения судов по мере того, как будет ослабевать влияние негативных факторов, связанных с пандемией.

В заключении отметим, в 2021 г. рынок контейнерных перевозок сумеет восстановиться после небольшого падения в 2020 г., что подтверждается увеличением грузооборота морских портов России за январь-июль 2021 года на 1,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года [7]. На этом фоне продолжится развитие процессов контейнеризации перевозок, за счет:

- во-первых, цифровизации контейнерных перевозок (цифровые решения позволят грузоотправителям и перевозчикам быстрее адаптироваться к потребностям клиентов и повысить качество логистических услуг);

- во-вторых, использования специализированных контейнеров (для перевозки и временного хранения грузов ограниченной номенклатуры и оптимизации логистического процесса);

- в-третьих, географической трансформации распределительных сетей крупных розничных операторов (расположение РЦ в непосредственной близости к торговым точкам).

Обозначенные направления развития позволят сохранить положительную динамики рынка и ускорить совершенствование технологии контейнерных перевозок.

ем производства в 2021 г. вырастет на 40%

Библиографический список

1. Контейнерные перевозки грузов. - URL: httpsy/комсомольск-на-амуре.т-лц.рф/kontejnernye-perevozki/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Суворова С.Д. Логистика портов: оценка деятельности в период карантина / С.Д. Суворова, А.В. Курилкина, Е.А. Соколова // Фундаментальные и прикладные исследования в области управления, экономики и торговли: Сборник трудов всероссийской научной и учебно-практической конференции. - Санкт-Петербург: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2020. - С. 192-196.

3. Грузооборот морских портов России. - URL: https://portnews.ru/news/307541/

4. Контейнерооборот портов России. - url: http://infranews.ru/logistika/more/

5. Группа компаний «Дело». Годовой отчет. - URL: https://trcont.com/documents/

6. Международное аналитическое агентство Drewry. Официальный сайт. - URL: https://www.drewry.co.uk/

7. «Все о таможне». - URL: https://www.tks.ru/logistics/2021/08/12/0001

ASSESSMENT OF THE STATE OF CONTAINERIZATION OF SEA TRANSPORTATION IN RUSSIA

O.M. Kulikova1, Candidate of Technical Sciences

S.D. Suvorova2, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor

1St. Petersburg State University of Technology and Design

2Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University

(Russia, St. Petersburg)

Abstract. The article is devoted to the research of the container transportation market by sea. The authors consider the advantages and disadvantages of using containers in the organization of commodity circulation. The structure of container cargo turnover and the dynamics of container transshipment at the most important ports of Russia serving both domestic and importexport operations through sea basins are analyzed. The reasons for the change in demand for container transportation in the period 2014-2020 are substantiated. The main directions of the development of containerization of transportation by sea are determined.

Keywords: cargo turnover, container transportation, logistics, sea pools, container transshipment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.