УДК 796.814.232:796.012.2 DOI: 10.24412/2305-8404-2022-2-61-67
ВЛИЯНИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ ТРЕНИРОВОК
НА СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЮНЫХ ЕДИНОБОРЦЕВ
В.М. Гуралев, А.Ю. Осипов, В.М. Дворкин
Представлены научные знания о влиянии различных методик развития коорди-
национных способностей на уровень соревновательных достижений юных дзюдоистов
и самбистов. Дана оценка возможности использования специальных средств и мето-
дов формирования и развития координационных способностей у юных единоборцев в
разных фазах подготовительного тренировочного цикла. Определено влияние объема
координационных тренировок на результаты соревнований.
Ключевые слова: единоборства, дзюдо, самбо, тренировочный процесс, коор-
динационные способности, результаты, соревнования.
THE IMPACT OF COORDINATION
TRAINING ON COMPETITIVE RESULTS
OF YOUNG COMBAT ATHLETES
Guralev V.M., candidate of pedagogical sci-
ence, associate professor, [email protected],
Russia, Krasnoyarsk, Siberian Law Institute of
the Ministry of Internal Affairs of Russia,
Osipov A.Yu., candidate of pedagogical sci-
ence, associate professor, professor, Ale
[email protected], Russia, Krasnoyarsk, Sibe-
rian federal university, prof. Voino-Yase-
netsky Krasnoyarsk State Medical University,
Siberian Law Institute of the Ministry of In-
ternal Affairs of Russia,
Dvorkin V.M., candidate of pedagogical sci-
ence, associate professor, Dvorkin528@
mail.ru, Russia, Krasnoyarsk, Siberian Law
Institute of the Ministry of Internal Affairs of
Russia
Scientific knowledge about the influence of
various methods of developing coordination
abilities on the level of competitive achieve-
ments of young judoists and sambists is pre-
sented. The possibility of using special means
and methods of formation and development of
coordination abilities in young martial artists
in different phases of the preparatory training
cycle is given. The influence of the volume of
coordination trainings on the results of the
competitions was determined.
Key words: martial arts, judo, sambo, training
process, coordination abilities, results, com-
petitions.
Гуралев Владимир Михайлович, канд. пед.
наук, доц., [email protected], Россия, Красноярск, Сибир-
ский юридический институт МВД России,
Осипов Александр Юрьевич, канд. пед. наук,
доц., проф., [email protected], Россия, Красноярск,
Сибирский федеральный университет, Красноярский
государственный медицинский университет им. проф.
В.Ф. Войно-Ясенецкого, Сибирский юридический инсти-
тут МВД России,
Дворкин Владимир Михайлович, канд. пед.
наук, доц., [email protected], Россия, Красноярск,
Сибирский юридический институт МВД России
Современные спортивные едино-
борства характеризуются всевозрастаю-
щими требованиями к уровню общей и
специальной физической и тактико-тех-
нической подготовленности спортсме-
нов. Сегодня тренеры и специалисты в
области спортивных единоборств выну-
ждены уделять значительное внимание
поиску новых, эффективных средств и
методов организации учебно-трениро-
вочного процесса, способных обеспечить
быстрый рост конкурентоспособности
спортсменов в избранных видах едино-
борств.
Ученые указывают, что недоста-
точный уровень развития силовых, ско-
ростно-силовых и координационных спо-
собностей молодых единоборцев, часто служит преградой на пути освое-
ния базовой техники спортивной борьбы [1, 2, 7]. В.А. Миниханов утвер-
ждает, что высокий уровень развития координационных способностей не-
обходим для спортсменов, соревнующихся в прикладных единоборствах,
поскольку развитые координационные способности позволяют рацио-
нально проводить разнообразные технические действия и оказывают зна-
чимое влияние на спортивный результат единоборцев [4].
В научной литературе представлены различные методики развития
координационных способностей у молодых единоборцев. С.П. Паршин
рекомендует использовать в тренировочном процессе молодых и начи-
нающих борцов самбо комплексную методику развития силовых и коор-
динационных способностей на основе специальных игровых комплексов и
различных подвижных игр [6]. В.В. Анцыперов указывает на позитивное
воздействие использования парных акробатических упражнений в коорди-
национной тренировке юных борцов дзюдо. По мнению ученого средства
парной акробатики и гимнастики существенно повышают качество усвое-
ния техники спортивной борьбы и увеличивают уровень спортивного мас-
терства юных единоборцев [1]. В.А. Миниханов утверждает о пользе при-
менения специфических двигательных заданий, направленных на развитие
отдельных параметров координационных способностей, обусловленных
требованиями к соревновательной деятельности единоборцев в трениро-
вочном процессе молодых спортсменов [4].
Другие эксперты подчеркивают необходимость обязательного
использования в тренировочном процессе молодых и начинающих борцов
специальных подготовительных действий (рывков, толчков и др.), связан-
ных с формированием навыков эффективного выполнения приемов за счет
развития координационных способностей и сохранения устойчивого рав-
новесия. Подобные двигательные действия в сочетании с упражнениями,
направленными на развитие у занимающихся устойчивого равновесия и
координации, должны быть представлены в структуре каждого учебно-
тренировочного занятия в необходимом объеме (не менее получаса) [7].
Иностранные специалисты считают, что общий объем специальных
тренировок для развития координации и баланса тела молодых борцов
должен занимать не менее 23 % общего тренировочного времени в годич-
ном цикле подготовки спортсменов [8]. В то же время в среде тренеров и
специалистов популярно мнение о том, что уровень развития координаци-
онных способностей и способностей сохранения устойчивого баланса тела
будет существенно повышаться вместе с возрастом и практическим опы-
том единоборцев и не потребует целенаправленных тренировочных воз-
действий [7].
Анализ концепций организации координационной подготовки в
различных видах единоборств показывает, что взгляды специалистов на
определение роли и функций координационных тренировок в процессе
подготовки спортсменов достаточно разнообразны. Некоторые ученые
считают, что развитие координационных способностей должно происхо-
дить совместно в ходе технической подготовки единоборцев. Другие экс-
перты высказывают мнение о том, что воспитание и развитие координаци-
онных способностей нельзя рассматривать как одну из сторон физической
или технической подготовки спортсменов, а следует определять как
стержневую основу всего содержания подготовки единоборцев. Таким
образом, существуют разные концепции развития и тренировки координа-
ционных способностей единоборцев: относительно равномерное распреде-
ление тренировочных средств и методов подготовки в ходе мезо- и макро-
циклов, целенаправленное развитие координационных способностей
спортсменов в определенном периоде подготовки (как правило, в под-
готовительном или переходном), являющемся частью тренировочного
цикла [5].
Эксперты и тренеры указывают, что специальные координационные
тренировки оказывают существенное положительное влияние на скоро-
стно-силовые и технические характеристики молодых и начинающих бор-
цов, практикующих самбо [6, 7] и дзюдо [1, 9]. В то же время, ученые
отмечают, что в специальной научной литературе недостаточно полно
представлены данные о влиянии различных методик формирования и раз-
вития координационных способностей на результаты тренировочной и со-
ревновательной деятельности юных и молодых спортсменов, занимаю-
щихся различными видами спортивной борьбы и комплексном развитии
данных способностей в процессе тренировочной деятельности [3].
Целью исследования стал поиск научных знаний о влиянии раз-
личных методик развития координационных способностей на уровень
соревновательных достижений юных (в возрасте 12–13 лет) единоборцев,
практикующих дзюдо и самбо.
Задачами исследования были определены:
а) оценка возможности использования специальных средств и мето-
дов формирования и развития координационных способностей у юных
единоборцев в разных фазах подготовительного тренировочного цикла;
б) оценка влияния определенного объема координационных трени-
ровок на соревновательные результаты участников исследования.
Методы и организация исследования. Базой для проведения
исследования стала Академия спортивной борьбы им. Д.Г. Миндиашвили
(Красноярск). В исследовании приняли участие мальчики (n=32), средний
возраст – 12,26±0,53 года, имевших опыт занятий единоборствами (самбо и
дзюдо) от 6 до 10 месяцев. Средняя масса тела участников на момент
начала исследований составляла 35,47±6,19 кг. Юные единоборцы не
имели каких-либо противопоказаний (заболеваний и/или травм), препятст-
вующих их участию в данном исследовании. Все этические нормы и прин-
ципы были соблюдены. Информированное согласие от всех родителей на
участие их детей в исследовании и публикацию результатов было полу-
чено перед началом исследования. Случайным способом все участники
были разделены на две равные группы перед началом тренировочного
цикла.
Общий период исследования составил около 10 месяцев (сентябрь
2020 г. – июнь 2021 г.). Все юные единоборцы получили одинаковый
объем тренировочной нагрузки в течение полугодового цикла подготовки
к соревновательной деятельности. У участников исследования было три
тренировки в неделю, длительностью 60–80 мин каждая, в течение
6 месяцев (сентябрь 2020 г. – февраль 2021 г.). Группа 1 применяла специ-
альные координационные упражнения в течение всего подготовительного
полугодового цикла, по 10–15 мин на каждом тренировочном занятии.
Группа 2 использовала средства развития координационных способностей
в течение двух месяцев (январь – февраль 2021 г.), не менее чем по 40–45
мин на каждой тренировке. Основные методы формирования и развития
координационных способностей и сохранения устойчивого баланса тела у
участников исследования представлены в табл. 1.
Таблица 1
Методические приемы формирования и развития координационных
способностей у участников исследования
Методические приемы
Увеличение количества и темпа
выполнения двигательных заданий
Сокращение интервалов отдыха и
повышение уровня сложности
двигательных действий
Использование противодействия
партнера при выполнении двигательных
действий или приемов борьбы
Выполнение двигательных действий
или приемов борьбы в момент
вестибулярных раздражений
Использование сопутствующих
упражнений
Примеры выполнения
Выполнение большего количества
приемов за меньшее время
Выполнение двигательных действий
и различных приемов борьбы из разных
стоек и с разными захватами
Парные упражнения, направленные на
сохранение равновесия (перетягивание,
толчки и т. д.)
Выполнение двигательных действий или
технических приемов после выполнения
ряда кувырков, перекатов и т. д.
Выполнение приема борьбы после
кувырка, переката и т. д.
В течение одного месяца (март 2021 г.) участники исследования
целенаправленно готовились к участию в соревнованиях. Тренировочные
воздействия включали только отработку технических приемов, имитацию
соревновательных поединков и изучение правил соревнований. В течение
двух месяцев (апрель – май 2021 г.) юные спортсмены приняли участие в
четырех соревнованиях регионального уровня по самбо и дзюдо.
Влияние различных специализированных методик развития коор-
динационных способностей на соревновательные результаты участников
исследования определялось с помощью системы POTAS (шкалы спе-
циальных баллов, начисляемых каждому участнику за итоговое место на
соревновании). В исследовании начисление баллов происходило следую-
щими образом: 10 баллов – за победу на турнире, 8 баллов – за выход в
финал турнира, 6 баллов – за 3-е место, 4 балла – за 5–6-е место, 2 балла –
за 7–8-е место, 1 балл – за любое место ниже первой восьмерки.
Статистическая обработка и анализ результатов данного исследова-
ния проводились с помощью программного обеспечения SPSS Statistics
20.0. Все полученные данные выражены в виде средних значений и стан-
дартных отклонений (Mean±SD). Нормальность распределения данных
была проверена с помощью теста Колмогорова-Смирнова. Сравнение дан-
ных было выполнено с помощью t-критерия Стьюдента. Значение р≤0,05
считалось статистически значимым для оценки итоговых результатов.
Результаты исследования и их обсуждение. Статистический ана-
лиз соревновательных баллов участников исследования не позволил
выявить достоверных различий между исследуемыми группами. Обе
группы участников продемонстрировали схожие показатели рейтинга
POTAS в течение четырех региональных турниров по самбо и дзюдо.
Основные данные подсчета баллов POTAS, полученных юными борцами в
соревновательных турнирах, представлены в табл. 2.
Таблица 2
Анализ соревновательных баллов (POTAS) участников исследования
Турнир
1-й
2-й
3-й
4-й
Группа 1 (n=16)
2,56±2,09
3,38±2,45
3,87±2,91
3,38±2,82
Группа 2 (n=16)
2,93±2,17
3,94±2,35
3,56±2,37
4,01±2,88
р
≤ 0,311558
≤ 0,256156
≤ 0,370821
≤ 0,269913
Данное исследование показывает, что возможно применение раз-
личных методических концепций использования специальных координа-
ционных тренировок в практике полугодового цикла подготовки юных
борцов самбо к соревновательной деятельности. Рейтинг POTAS указывает
на отсутствие достоверных различий в результатах юных единоборцев,
использовавших координационные тренировки в разных периодах цикла
подготовки (равномерно в течение всего полугодового цикла и в течение
двух месяцев цикла). Следует признать, что данное исследование имеет
ряд ограничений, связанных как с малым количеством участников, так и с
отсутствием объективных данных об уровне развития координационных
способностей у юных борцов в начале и конце периода исследований. От-
сутствие таких данных следует объяснить более ранними исследованиями
как авторов исследования, так и других ученых о положительном влиянии
координационных тренировок на уровень развития координации и способ-
ности сохранения устойчивого баланса тела у молодых борцов [4, 7].
Также необходимо упомянуть, что участники соревновались в различных
весовых категориях, что могло повлиять на соревновательный результат.
Выводы. Результаты исследования показали, что тренеры могут
использовать в процессе предсоревновательной подготовки юных борцов
самбо и дзюдо различные методики развития координационных способно-
стей как равномерное распределение тренировочных средств в ходе цикла
подготовки, так и целенаправленное развитие координационных способно-
стей спортсменов в определенном периоде цикла подготовки. В то же
время, на наш взгляд, необходимы дальнейшие, комплексные научные
исследования с большим количеством участников для определения наибо-
лее эффективных методических концепций использования координацион-
ных тренировок в практике подготовки юных единоборцев к соревнова-
тельной деятельности.
Список литературы
1. Анцыперов В.В., Филиппов М.В., Иванова Т.А. Координацион-
ная тренировка в подготовке юных дзюдоистов // Современные проблемы
науки и образования. 2015. № 1–1. С. 1062.
2. Клименко А.И. Координационные способности в структуре спе-
циальной двигательной подготовки единоборцев // Педагогика, психология
и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта.
2010. № 3. С. 33–35.
3. Куванов В.А., Алексеев М.В., Купреев М.В. Двигательно-коор-
динационная подготовка юных борцов вольного стиля // Ученые записки
университета имени П.Ф. Лесгафта. 2019. № 4 (170). С. 171–174.
4. Миниханов В.А. Развитие координационных способностей в про-
цессе спортивной тренировки занимающихся спортивными видами едино-
борств с применением специфических двигательных тренировочных зада-
ний // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы
физической культуры и спорта. 2018. Т. 13. № 2. С. 63–70.
5. Мукина Е.Ю., Бокин А.Ю. Координационная подготовка в сис-
теме факторов результативности соревновательной деятельности в спор-
тивных единоборствах // Социально-экономические явления и процессы.
2013. № 12 (58). С. 225–229.
6. Паршин С.В. Комплексное развитие координационных и силовых
способностей начинающих самбистов на этапе начальной подготовки //
Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60–4.
С. 323–327.
7. Развитие способности сохранения баланса тела в динамических
условиях у начинающих борцов самбо (11–12 лет) / А.Ю. Осипов [и др.] //
Человек. Спорт. Медицина. 2018. Т. 18. № 4. С. 88–94.
8. Gierczuk D., Bujak Z. The analysis of coordination training means
used in the training of wrestlers // Journal of Combat Sports and Martial Arts.
2013. V. 4 (1). P. 19–23.
9. Impact of coordination training on the development of speed among
young judokas from 10 to 12 years old / L. Zeghari [et al.] // Pedagogics,
psychology, medical-biological problems of physical training and sports. 2019.
V. 23 (6). P. 325–329.
References
1. Ancyperov V.V., Filippov M.V., Ivanova T.A. Koordinacionnaya trenirovka v
podgotovke yunyh dzyudoistov [Coordination training in the training of young
judoists] //
Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and
education].
2015. No. 1–1. P. 1062.
2. Klimenko A.I. Koordinacionnye sposobnosti v strukture special'noj
dvigatel'noj
podgotovki edinoborcev [Coordination abilities in the structure of special
motor training of
combatants] // Pedagogika, psihologiya i mediko-biologicheskie problemy
fizicheskogo vos-
pitaniya i sporta [Pedagogy, psychology and medical and biological problems of
physical
education and sports]. 2010. No. 3. P. 33–35.
3. Kuvanov V.A., Alekseev M.V., Kupreev M.V. Dvigatel'no-koordinacionnaya
podgotovka yunyh borcov vol'nogo stilya [Motor-coordination training of young
freestyle
wrestlers] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific
notes of the
University named after P.F. Lesgaft]. 2019. No. 4 (170). P. 171–174.
4. Minihanov V.A. Razvitie koordinacionnyh sposobnostej v processe sportivnoj
tre-
nirovki zanimayushchihsya sportivnymi vidami edinoborstv s primeneniem
specificheskih
dvigatel'nyh trenirovochnyh zadanij [Development of coordination abilities in
the process of
sports training of those involved in martial arts with the use of specific
motor training tasks] //
Pedagogiko-psihologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj
kul'tury i sporta
[Pedagogical-psychological and medical-biological problems of physical culture
and sports].
2018. V. 13. No. 2. P. 63–70.
5. Mukina E.Yu., Bokin A.Yu. Koordinacionnaya podgotovka v sisteme faktorov re-
zul'tativnosti sorevnovatel'noj deyatel'nosti v sportivnyh edinoborstvah
[Coordination training
in the system of factors of effectiveness of competitive activity in martial
arts] // Social'no-
ekonomicheskie yavleniya i processy [Socio-economic phenomena and processes].
2013.
No. 12 (58). P. 225–229.
6. Parshin S.V. Kompleksnoe razvitie koordinacionnyh i silovyh sposobnostej
nachi-
nayushchih sambistov na etape nachal'noj podgotovki [Comprehensive development
of
coordination and strength abilities of beginner sambists at the stage of
initial training] //
Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of modern
pedagogical
education]. 2018. No. 60–4. P. 323–327.
7. Razvitie sposobnosti sohraneniya balansa tela v dinamicheskih usloviyah u
nachi-
nayushchih borcov sambo (11–12 let) / A.Yu. Osipov [et al.] // Chelovek. Sport.
Medicina
[Human. Sport. Medicine]. 2018. V. 18. No. 4. P. 88–94.
8. Gierczuk D., Bujak Z. The analysis of coordination training means used in the
training of wrestlers // Journal of Combat Sports and Martial Arts. 2013. V. 4
(1). P. 19–23.
9. Impact of coordination training on the development of speed among young
judokas from 10 to 12 years old / L. Zeghari [et al.] // Pedagogics,
psychology, medical-
biological problems of physical
training and sports. 2019. V. 23 (6). P. 325–329.