Научная статья на тему 'Динамика психомоторики в структуре оптимизации подготовки юных самбистов'

Динамика психомоторики в структуре оптимизации подготовки юных самбистов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
125
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮНЫЕ САМБИСТЫ / ПСИХОМОТОРИКА / ОПТИМИЗАЦИЯ / СТРУКТУРА / ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ТЕСТИРОВАНИЕ / YOUNG SAMBO WRESTLERS / PSYCHOMOTOR SKILLS / OPTIMIZATION / STRUCTURE / MENTAL PROCESSES / PHYSICAL FITNESS / TESTING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Туревский Илья Маркович, Бородаенко Владимир Николаевич, Трубникова Екатерина Валентиновна

Теоретически обоснована, спроектирована и экспериментально проверена методика оптимизации подготовки юных самбистов на основе компонентов психомоторной подготовленности, что положительно влияет на физическую подготовку и уровень сформированности когнитивного компонента юных самбистов. Представлена динамика показателей тестирования психомоторных способностей спортсменов в период эксперимента.A methodology for optimizing the training of young sambo athletes based on the components of psychomotor preparedness is theoretically substantiated, designed and experimentally tested, which positively affects the physical fitness and level of formation of the cognitive component of young sambo wrestlers. The dynamics of indicators of testing the psychomotor abilities of athletes during the experiment is presented.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Туревский Илья Маркович, Бородаенко Владимир Николаевич, Трубникова Екатерина Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Динамика психомоторики в структуре оптимизации подготовки юных самбистов»

УДК 796.814 DOI: 10.24411/2305-8404-2020-10616

ДИНАМИКА ПСИХОМОТОРИКИ В СТРУКТУРЕ ОПТИМИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ САМБИСТОВ

И.М. Туревский, В.Н. Бородаенко, Е.В. Трубникова

Теоретически обоснована, спроектирована и экспериментально проверена методика оптимизации подготовки юных самбистов на основе компонентов психомоторной подготовленности, что положительно влияет на физическую подготовку и уровень сформированности когнитивного компонента юных самбистов. Представлена динамика показателей тестирования психомоторных способностей спортсменов в период эксперимента.

Ключевые слова: юные самбисты, психомоторика, оптимизация, структура, психические процессы, двигательная подготовленность, тестирование.

Современная идея интеграции физической и психологической подготовки спортсменов, на наш взгляд, требует своего логического завершения в теоретически обоснованной интегративной характеристике подготовленности спортсменов к соревновательной деятельности, позволяющей, с одной стороны, учитывать специфику спорта, а с другой стороны, фиксировать в учебно-тренировочном процессе сформированность физических и психологических компонентов подготовленности [1, 10]. Такой интегративной характеристикой, в принципе, могут выступать используемые в науке понятия «спортивная форма», «оптимальное мобилизационное состояние» [7], «оптимальное состояние» и др. Однако наиболее точным понятием, с нашей точки зрения, является понятие «психомоторная подготовленность» [9, 11, 12], поскольку в этом понятии находит свое отражение специфика спорта как идея сочетания физических и психологических (в принятой в спортивной психологии комбинации телесно-поведенческого, эмоционального, когнитивного компонентов состояния) характеристик подготовленности данного спортсмена в данной ситуации поединка. В этой связи «психомоторная подготовленность» характеризуется как способность спортсмена эффективно выполнять двигательные действия в относительно любых экзогенных условиях, где сочетаются физический, когнитивный и эмоционально-волевой компоненты.

В учебно-тренировочном процессе психомоторная подготовленность спортсмена как интегративная характеристика требует системы адекватных педагогических средств и комплекса организационных условий эффективной реализации, системы адекватных педагогических средств и комплекса организационных условий эффективной реализации этих средств в учебно-тренировочном процессе.

Это означает, что для формирования оптимального состояния необходима комплексная методика, способная эффективно развивать физические и психические качества спортсменов [1, 8]. Нами в процесс учебно-тренировочных занятий была внедрена методика, спроектированная на основе структуры оптимального состояния спортсменов. Применяемые в данной методике педагогические средства (технология ситуационных заданий, технология игровой деятельности со специальным методическим сопровождением, методы регулирования предстартового состояния) соответствуют сущности физического, когнитивного и эмоционально-волевого компонентов оптимального состояния самбистов и органично вписываются в систему теоретической, общей физической, специальной физической, технико-тактической, психологической подготовки в учебно-тренировочном процессе [6].

Для реализации методики необходимо создание организационных условий, обеспечивающих ее комплексный характер и эффективность применения отобранных педагогических средств: индивидуально-дифференцированный подход, мониторинг оптимального состояния спортсменов, использование портфолио как рефлексивной технологии оценки спортивных достижений [5].

Наши многолетние педагогические наблюдения и анализ специальной литературы показывают, что рост спортивных достижений в единоборствах невозможен сегодня без глубокого научного изучения влияния различных методик подготовки на эффективность учебно -тренировочного процесса во взаимосвязи с психомоторной подготовленностью как интегративным результатом подготовки борцов -самбистов [9]. В этой связи сформулирована проблема исследования, которая заключается в разработке и научном обосновании теоретических и методических основ подготовки юных самбистов на основе учета динамики показателей компонентов структуры их психомоторной подготовленности (ПМП).

Цель исследования - теоретически обосновать, спроектировать и экспериментально проверить методику оптимизации подготовки юных самбистов на основе структуры компонентов их ПМП.

Для решения поставленной цели проводились исследования с 2018 по 2019 годы на базе СШОР «Школа дзюдо», г. Тула в группах спортивного совершенствования. Всего в исследовании приняло участие 16 юных самбистов КМС и 1-го спортивного разряда в возрасте 15-16 лет, разделенных на опытную (ОГ) и контрольную (КГ) группы. Организация занятий в обеих группах осуществлялась в соответствии с программой для ДЮСШОР по борьбе самбо 4 раза в неделю по 90 мин. Занятия в опытной группе проводились на основе авторской программы с юными самбистами (автор О.В. Иванкин). Авторские средства и методы использовались во всех частях занятия, длительность их использования возрастала от 5-10 мин в начале до 20-30 мин к его концу.

Для исследования влияния экспериментальной программы на оптимизацию подготовки юных самбистов к ранее известной структуре ПМП [11] добавлены специальные тесты из элементов борьбы [6], развивающие основные двигательные качества, и компоненты волевого потенциала (табл. 1).

Таблица 1

Характеристика тестов, включенных в программу исследования психомоторной подготовленности юных самбистов

Морфофунк-ционапьное развитие организма Показатели (тесты) № теста Единицы измерений Направление показателя

Уровень развития двигательных качеств Бег на 20 м 1 с <

Прыжок в длину с места 2 см >

Сила кисти 3 0,1 кг >

Статическая выносливость 4 с >

Подвижность суставов 5 см >

Элементы борьбы самбо Специальная гибкость (вставание на «мост») 6 Кол-во за 1 мин >

Специальные скоростные качества (броски) 7 Кол-во за 30 с >

Специальная выносливость (броски) 8 Кол-во за 3 мин >

Специальные координационные качества (6 разных бросков) 9 Кол-во за 1 мин >

Психомоторика Частота движений рукой 10 п/10 с >

Действия рукой Простая реакция 11 мс <

Сложная реакция 12 мс <

рдо 13 мс <

Психические процессы Переключение внимания 14 усл. ед. <

Оперативное мышление 15 с <

Решительность 16 балл >

Настойчивость 17 балл >

Целеустремленность 18 балл >

Волевой потенциал 19 балл >

Примечание: > - лучше больший показатель; < - лучше меньший показатель.

Констатирующий этап позволил оценить эффективность традиционной методики проведения учебно-тренировочного процесса и произвести анализ результатов диагностики ПМП юных самбистов.

Анализ полученных результатов (табл. 2) показал, что только в 4 случаях из 19 результаты самбистов КГ и ОГ достоверно различаются (допустимый уровень статистической достоверности). В этом случае можно допустить, что на различия в конечных данных могут оказать

влияние только эффективность (неэффективность) применяемых в процессе эксперимента методик [2, 3]. Естественно, что юные самбисты показывают достоверно лучшие результаты, чем их сверстники, не занимающиеся спортом, кроме 5 показателей психомоторики и психики.

Таблица 2

Показатели тестирования психомоторных способностей юных самбистов 15-16 лет до эксперимента

№ КГ t ОГ t t между

теста М±m М±m группами

1 3,24±0,45 2,47 3,28±0,47 2,33 0,52

2 195,7±8,32 2,14 204,3±7,73 2,35 2,14

3 47,9±2,63 2,78 48,2±3,51 2,80 0,49

4 79,57±2,93 3,14 72,32±3,81 2,69 2,25

5 28,5±1,94 2,87 29,35±3,09 2,90 0,61

6 39,4±2,67 - 38,07±3,45 - 0,66

7 16,77±1,05 - 14,92±1,26 - 2,09

8 42,82±2,76 - 45,22±1,85 - 2,23

9 16,34±2,03 - 16,84±1,99 - 0,28

10 17,3±2,58 1,64 17,0±2,74 1,89 0,12

11 0,245±0,026 1,06 0,234±.0,058 1,55 1,11

12 0,358±0,046 2,56 0,322±0,069 3,04 0,74

13 4,7±0,57 0,88 5,29±0,87 1,25 1,97

14 8,32±1,08 2,19 9,77±1,55 2,09 1,63

15 10,06±2,11 2,55 9,66±1,43 2,17 1,48

16 17,23±2,06 2,36 16,69±1,13 2,20 0,65

17 15,75±1,89 1,45 14,25±2,18 1,87 0,23

18 17,12±2,67 1,33 17,2±2,00 1,58 0,17

19 22,42±3,63 2,44 21,78±3,13 2,87 0,68

Примечание: единицы измерения и характеристика тестов - в табл. 2; граничные значения икритерия Стьюдента: для 5-процентного уровня значимости -2,02; 1-процентного - 2,7; ^ - достоверность показателей участников эксперимента и их сверстников, не занимающихся спортом; прочерк -означает отсутствие результатов; выделены достоверные уровни показателей.

Кроме тестирования ПМП между юными самбистами КГ и ОГ проведены учебно-контрольные двойные схватки в полном контакте [2]. В результате победу одержали юные самбисты КГ со счетом 9:7. Наши исследования подтвердили ранее полученные данные о взаимосвязях спортивных достижений единоборцев с компонентами ПМП [11, 12] на уровне 0,77-0,42.

Экспериментальная программа оптимизации подготовки юных сам -бистов ОГ, сформированная на основе индивидуально-дифференцированном подхода с учетом динамики компонентов структуры ПМП, позволила

в более короткий промежуток времени внедрить парадоксальную методику подготовки юных спортсменов. В процессе эксперимента принципиально не изменялось содержание общей и специальной физической подготовки. В содержание тренировок юных самбистов ОГ вводились такие педагоги -ческие средства, как ситуационные задания и игры, развивающие в основном не наименее, а наиболее развитые компоненты ПМП.

Ситуационные задания (в основном технические приемы, базирующиеся на привлечении спортсменов к активному разрешению учебных тренировочных ситуаций, тождественных соревновательным) позволяют юному самбисту осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией: ознакомление -понимание - применение - анализ - синтез - оценка, и носящие ярко выраженный практико-ориентированный характер.

Игры в касания формируют взаиморасположения на разных дистанциях и способы маневрирования в различных направлениях. Они проводились в виде кратчайшего поединка между двумя спортсменами на ограниченной площади пола или борцовского ковра (блокирующие, атакующие и контратакующие захваты, теснения, сложные условия «в дебютах»). Большинство игр связано с решением задач формирования когнитивной составляющей ПМП [4]. Этот потенциал реализовывался сразу по окончании игры и проводился анализ, разбор позиций, удачи и неудачи с использованием разных моделей анализа (тренер, наблюдатели, участники).

В целом игры-задания моделируют отдельные стороны единоборства, воспитывают морально-волевые качества, психологию отношения к сопернику, к победе, к соревновательной деятельности и в результате пополняют вариативность и продуктивность технико-тактических действий борцов.

В конце формирующего эксперимента был проведен итоговый «срез» показателей ПМП в обеих группах. Выявлено большое количество достоверно значимых различий между юными борцами КГ и ОГ после эксперимента по целому ряду показателей, что свидетельствует об эффективности экспериментальной методики (табл. 3).

Сравнительный анализ полученных в результате проведенного эксперимента данных показал, что по среднестатистическим показателям юные самбисты ОГ существенно превосходят результаты своих сверстников из КГ в 9 компонентах, в двух случаях выше результаты самбистов КГ, в 8 компонентах достоверной разницы в показателях не наблюдалось. Рассматривая показатели внутригрупповой динамики до и после эксперимента, можем констатировать, что у юных самбистов ОГ достоверно выше проявились результаты в 12 случаях, у их сверстников из КГ только в 4-х.

Таблица 3

Показатели тестирования психомоторных способностей юных самбистов 15-16 лет после эксперимента

№ КГ ОГ t t внутри групп

теста М±m М±m КГ ОГ

1 3,14±0,39 3,16±0,28 0,17 0,22 0,32

2 197.7±5,72 207,5±3,77 2,13 2,03 2,20

3 48.9±3,60 49,2±2,59 0,80 0,49 1,03

4 77,39±3,10 70,12±3,81 2,69 1,23 2,28

5 28,5±1,94 29,35±3,09 0,90 2,31 2,17

6 44,4±2,76 45,57±3,45 0,96 2,06 2,34

7 16,98±1,15 18,12±1,26 1,89 1,10 2,12

8 48,82±2,03 46,82±1,65 2,25 2,23 1,57

9 17,80±2,22 17,97±2,53 1,02 0,47 0,78

10 17,5±2,33 17,9±2,74 1,29 0,12 0,28

11 0,235±0,025 0,229±.0,047 1,52 1,27 0,87

12 0,342±0,040 0,302±0,031 2,07 0,83 2,08

13 4,9±0,50 4,02±0,12 2,05 1,37 2,46

14 8,27±0,12 7,23±0,55 2,09 1,36 2,56

15 11,26±2,13 9,13±1,08 2,17 1,48 2,49

16 17,75±0,46 19,25±0,15 2,28 1,65 2,37

17 17,75±0,89 15,52±1,15 2,07 2,20 1,83

18 18,33±1,29 19,72±0,14 2,08 1,17 2,21

19 23,50±1,06 25,28±1,13 2,71 1,62 2,23

Логика научного анализа показывает влияние педагогических условий на динамику результатов исследований (табл. 3). По нашим наблюдениям ситуационные задания оказывают положительное влияние в ОГ юных самбистов на общую и специальную физическую подготовку (выносливость и скоростно-силовое направление), элементы техники борьбы самбо, преимущественно развивающие все двигательные способности (от гибкости до ловкости). Специально разработанные и внедренные в экспериментальную программу юношей ОГ игры достоверно улучшили результаты когнитивного направления подготовки (сложные виды реакций, оперативное мышление, переключение внимания, некоторые направления психологической подготовки).

Подтверждение этих позиций находим после окончания эксперимента в проведенных учебно-контрольных схватках в полном контакте [2]. В результате победу одержали юные самбисты ОГ со счетом 10:6.

Таким образом, эффективность экспериментальной методики подтверждена целым рядом показателей, свидетельствующих о существенно значимых различиях (р<0,05-0,01) между юными самбистами обеими группами к концу эксперимента. Если результаты показателей психомоторного компонента существенно улучшились в обеих группах, то у юных спортсменов ОГ они проявляются более выраженно. В то же время

использование ситуационных заданий, специализированных подвижных игр, игровых упражнений в экспериментальной методике оказывает существенное влияние на формирование основ техники ведения единоборств, развитие тактического мышления при выборе действий в поединке у юных самбистов. Применение методики организации учебно-тренировочного процесса с учетом структуры ПМП положительно влияет на физическую подготовку, уровень сформированности когнитивного компонента юных самбистов, на процессы, происходящие в психоэмоциональной сфере.

Список литературы

1. Блеер А.Н., Передельский А.А. Концепция двигательного действия спортсменов единоборцев // Спортивный психолог. 2015. № 1. С. 28-31.

2. Бородаенко В.Н., Туревский И.М. Особенности технической подготовки юных самбистов как компонента обеспечение надежности соревновательной деятельности // Современные технологии в физической культуре и спорте: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием / под ред. А.Ю. Фролова. Тула: ТППО, 2019. С. 281-287.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Влияние экстремальных нагрузок на организм юных единоборцев / А.Н. Корженевский [и др.] // Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире: сб. материалов XXVII Междунар. науч.-практ. конф. Коломна: МГОСГИ, 2017. С. 455-458.

4. Егоров В.Н., Миронов Д.Л., Михайлова Ю.С. Эффективность использования игрового метода в процессе совершенствования координационных способностей юных голболистов // Физическая культура, спорт и здоровье студенческой молодежи в современных условиях: проблемы и перспективы развития: материалы XIV Междунар. науч.-практ. конф. Тула : Изд-во ТулГУ, 2019. С. 395-400.

5. Ермаков В.А. Дифференцированное физическое воспитание: монография. Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 1996. 131 с.

6. Иванкин О.В. Методика подготовки юных самбистов на основе динамики показателей компонентов психофизической подготовленности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тула, 2011. 23 с.

7. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты. М: Советский спорт, 2010. 340 с.

8. Осянин В.Н., Кистинский С.С. Развитие скоростно-силовых способностей квалифицированных борцов-вольников // Проблемы физической культуры населения: сб. материалов XIII Междунар. науч.-практ. конф. Гомель: ГТУ им. Ф. Скорины, 2019. С. 211-214. [Электронный ресурс]. URL: http:// conference.gsu.by. (дата обращения: 20.03.2020).

9. Передельский А.А. Психофизическая тренировка в единоборствах, футболе, велоспорте: монография. М.: РГУФКСМиТ, 2018. 308 с.

10. Социально-философские и психолого-педагогические аспекты физкультурно-спортивной деятельности / А.Н. Яковлев [и др.] // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2020. Вып. 3. С. 59-68.

11. Туревский И.М. Формирование психомоторных способностей: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры. М.: Изд-во «Юрайт», 2019. 353 с.

12. Hirtz P. Schwerpunkte der koordinativ motoriscen vervollkommung in sportunterricht der klassen 1 dis 10 // Korpererziehund. 1991. №7. S. 340344.

Туревский Илья Маркович, д-р пед. наук, проф., turima@,gmail.com, Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого,

Бородаенко Владимир Николаевич, канд. пед. наук, доц., Borodaenko61 @ mail.ru. Россия, Тула, Тульский филиал Российской правовой академии Минюста РФ,

Трубникова Екатерина Валентиновна, кад. пед. наук, доц., зав. кафедрой. E. trubnikova@,tmei. ru, Россия, Таганрог, Таганрогский институт управления и экономики

DYNAMICS OF PSYCHOMOTORS IN THE STRUCTURE OF OPTIMIZA TION OF

TRAINING OF YOUNG SAMBO

I.M. Turevsky, V.N. Borodaenko, E. V. Trubnikova

A methodology for optimizing the training of young sambo athletes based on the components of psychomotor preparedness is theoretically substantiated, designed and experimentally tested, which positively affects the physical fitness and level of formation of the cognitive component of young sambo wrestlers. The dynamics of indicators of testing the psychomotor abilities of athletes during the experiment is presented.

Key words: young sambo wrestlers, psychomotor skills, optimization, structure, mental processes, physical fitness, testing.

Turevsky Ilya Markovich, doctor of pedagogical sciences, professor, turima@gmail. com, Russia, Tula, Tula State Pedagogical University named after L.N. Tolstoy,

Borodaenko Vladimir Nikolaevich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, Borodaenko61@mail. ru, Russia, Tula, Tula branch of the Russian Law Academy of the Ministry of Justice of the Russian Federation,

Trubnikova Ekaterina Valentinovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of department, E. trubnikova@,tmei. ru, Russia, Taganrog, Taganrog Institute of Management and Economics

References

1. Bleer A.N., Peredel'skij A.A. Koncepciya dvigatel'nogo dejstviya sportsmenov edinoborcev [The concept of motor action of athletes of martial arts] // Sportivnyj psiholog [Sports psychologist]. 2015. No. 1. P. 28-31.

2. Borodaenko V.N., Turevskij I.M. Osobennosti tekhnicheskoj podgotovki yunyh sambistov kak komponenta obespechenie nadezhnosti sorevnovatel'noj deyatel'nosti [Features of technical training of young sambo wrestlers as a component to ensure the reliability of competitive activity] // Modern technologies in physical education and sports: materials of All-Russian. scientific-practical conf. from the international participation / ed. A.Yu. Frolova. Tula: TPPO, 2019. P. 281-287.

3. Vliyanie ekstremal'nyh nagruzok na organizm yunyh edinoborcev [The effect of extreme loads on the body of young martial artists] / A.N. Korzhenevskij [et al.] // Man, health, physical education and sport in a changing world: sat. materials XXVII Int. scientific-practical conf. Kolomna: MGOSGI, 2017. P. 455-458.

4. Egorov V.N., Mironov D.L., Mihajlova Yu.S. Effektivnost' ispol'zovaniya igrovogo metoda v processe sovershenstvovaniya koordinacionnyh sposobnostej yunyh golbolistov [The effectiveness of using the game method in the process of improving the coordination abilities of young goal-holders] // Physical Culture, Sports and Health of Student Youth in Modern Conditions: Problems and Development Prospects: materials of the XIV Intern. scientific-practical conf. Tula: Publishing house of TulSU, 2019. P. 395-400.

5. Ermakov V.A. Differencirovannoe fizicheskoe vospitanie [Differentiated physical education]: a monograph. Tula: Publishing house of TSPU im. L.N. Tolstoy, 1996. 131 p.

6. Ivankin O.V. Metodika podgotovki yunyh sambistov na osnove dinamiki pokazatelej komponentov psihofizicheskoj podgotovlennosti [The methodology of training young sambo wrestlers based on the dynamics of indicators of the components of psychophysical preparedness]: author. dis. ... cand. ped. sciences. Tula, 2011. 23 p.

7. Matveev L.P. Obshchaya teoriya sporta i eyo prikladnye aspekty [General theory of sport and its applied aspects]. M: Soviet Sport, 2010. 340 p.

8. Osyanin V.N., Kistinskij S.S. Razvitie skorostno-silovyh sposobnostej kvalificirovannyh borcov-vol'nikov [Development of speed-power abilities of qualified wrestlers-wrestlers] // Problems of physical culture of the population: sat. XIII International scientific-practical conf. Gomel: State Technical University named after F. Skorins, 2019. P. 211-214. [Electronic resource]. URL: http: // conference.gsu.by. (accessed: 20/03/2020).

9. Peredel'skij A.A. Psihofizicheskaya trenirovka v edinoborstvah, futbole, velosporte [Psychophysical training in martial arts, football, cycling]: a monograph. M.: RGUFKSMiT, 2018. 308 p.

10. Social'no-filosofskie i psihologo-pedagogicheskie aspekty fizkul'turno-sportivnoj deyatel'nosti [Socio-philosophical and psychological-pedagogical aspects of physical culture and sports activities] / A.N. Yakovlev [et al.] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of Tula State University. Physical Culture. Sport]. 2020. Issue. 3. P. 59-68.

11. Turevskij I.M. Formirovanie psihomotornyh sposobnostej [The formation of psychomotor abilities]: textbook. allowance for undergraduate and graduate programs. M.: Publishing house "Yurait", 2019. 353 p.

12. Hirtz P. Schwerpunkte der koordinativ motoriscen vervollkommung in sportunterricht der klassen 1 dis 10 // Korpererziehund. 1991. №7. S. 340-344.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.