Научная статья на тему 'Методика двигательно-координационной подготовки юных самбистов на этапе начальной спортивной специализации'

Методика двигательно-координационной подготовки юных самбистов на этапе начальной спортивной специализации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
924
467
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮНЫЕ САМБИСТЫ / ДВИГАТЕЛЬНО-КООРДИНАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА / ВЕСТИБУЛЯРНЫЙ АППАРАТ / YOUNG SAMBO WRESTLERS / MOTIVE AND COORDINATION PREPARATION / VESTIBULAR MECHANISM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Филин Сергей Александрович

В статье рассматриваются вопросы совершенствования технических приемов юных борцов-самбистов, а также развитие координационных способностей спортсменов. Дается характеристика работы вестибулярного аппарата юных борцов-самбистов под воздействием физической нагрузки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Филин Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technique of motive and coordination preparation of young sambo wrestlers at the stage of initial sports specialization

In article questions of improvement of techniques of young fighter’s sambo wrestlers, and also development of coordination abilities of athletes are considered. The characteristic of work of a vestibular mechanism of young fighter’s sambo wrestlers as a result of physical activity is given.

Текст научной работы на тему «Методика двигательно-координационной подготовки юных самбистов на этапе начальной спортивной специализации»

МЕТОДИКА ДВИГАТЕЛЬНО-КООРДИНАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ САМБИСТОВ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ СПОРТИВНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ

А.С. ФИЛИН,

Педагогический институт физической культуры,

г. Москва

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы совершенствования технических приемов юных борцов-самбистов, а также развитие координационных способностей спортсменов. Дается характеристика работы вестибулярного аппарата юных борцов-самбистов под воздействием

физической нагрузки.

Ключевые слова: юные самбисты, двигательно-координационная подготовка, вестибулярный аппарат.

Abstract

In article questions of improvement of techniques of young fighter's sambo wrestlers, and also development of coordination abilities of athletes are considered. The characteristic of work of a vestibular mechanism of young fighter's sambo wrestlers as a result of physical activity is given.

Key words: young sambo wrestlers, motive

and coordination preparation, vestibular mechanism.

Современная борьба самбо характеризуется значительным объемом деятельности, осуществляемой в неожиданно возникающих ситуациях, которые требуют проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной и динамической точности движений [1].

Развитие координационных способностей у юных борцов приводит к тому, что они значительно быстрее овладевают различными двигательными действиями; пополняют свой двигательный опыт, который затем помогает успешнее справляться с заданиями по овладению более сложными в координационном отношении двигательными навыками [3].

Детальное изучение научно-методической литературы показало, что в теории и практике спортивных единоборств в неполном объеме представлены научно обоснованные методики развития координационных способностей борцов-самбистов 10-12 лет, разработанные с учетом возрастных особенностей занимающихся, уровня квалификации и спортивного стажа юных спортсменов, спектра наиболее значимых компонентов для достижения высокого спортивного результата и периодов, наиболее благоприятных для данного процесса [2, 3, 4]. В связи с этим поиск путей и средств эффективного совершенствования двигательно-координационных способностей борцов-самбистов на начальном этапе спортивной подготовки является актуальным вопросом подготовки спортивного резерва.

Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и проверить на практике эффективность методики сопряженного развития двигательно-координационных способностей юных борцов-самбистов 10-12 лет, направленной на повышение уровня физической и технической подготовленности.

Методы исследования

Теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы, стабилометрия, антропометрия, функциональная диагностика, контрольно-педагогические испытания, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Организация исследования

Исследования проводились с сентября 2008 по март 2012 г. и включали в себя четыре этапа. Проверка эффективности двигательно-координационной подготовки юных самбистов 10-12 лет осуществлялась в процессе педагогического эксперимента. По итогам предварительных исследований было сформировано две группы: контрольная (п=28 чел.) и экспериментальная (п=28 чел.). Контрольная и экспериментальная группы занимались по общепринятой программе подготовки для ДЮСШ, однако в экспериментальной группе содержание занятий носило преимущественно двигательно-координационную направленность.

Результаты исследования

Методика сопряженного развития двигательно-коор-динационных способностей юных борцов-самбистов на этапе начальной подготовки включала в себя четыре блока:

- применение целенаправленных средств для сопряженного развития скоростно-силовых качеств, технической подготовки и координационных способностей;

- приоритетное использование упражнений и подвижных игр с разными мячами и тренажера «леддер»;

- применение прыжков на двух и одной ногах (вперед, назад) и типа наскок-соскок (высота 20, 30, 40 см);

- использование текущего и этапного контроля для оценки эффективности тренировочных средств и коррекции физической подготовленности.

Труды молодых ученых

В результате исследования установлено, что большие физические нагрузки вызывают ухудшение показателей вестибулярного аппарата у борцов-самбистов на этапе начальной подготовки, что негативно отражается на достижении высоких спортивных результатов. Так, у юных борцов-самбистов отмечается смещение положения центра давления по сагиттальной и фронтальной плоскостям на 36,3 и 17,2%, девиации центра давления - на 59,3 и 85,9%, длины и площади статокинезио-граммы - на 43,0 и 64,2%, скорости движения центра давления - на 41,9%. Применение методики сопряженного развития двигательно-координационных способностей

оказывает положительное влияние на развитие функции равновесия у мальчиков 10-12 лет, занимающихся борьбой самбо (р < 0,05).

Педагогическое тестирование, проведенное в начале учебно-тренировочного цикла, показало, что в эксперименте участвовали две группы юных самбистов, имеющие статистически одинаковый исходный уровень двигательно-координационной подготовленности.

Результаты повторного тестирования свидетельствуют о том, что у юных самбистов обеих групп произошло улучшение показателей двигательно-координационной подготовленности (см. таблицу).

Уровень развития двигательно-координационных способностей у юных самбистов 10-12 лет по окончании педагогического эксперимента

Контрольные КГ ЭГ Достоверность различий

упражнения (М±т) (М±т) t р

Тест Старосты (без помощи рук) 318 ± 11 348 ± 10 2,118 < 0,05

Тест Старосты (с помощью рук) 352 ± 14 385 ± 12 1,790 > 0,05

Прыжки через скакалку, раз 39,4 ± 1,2 43,2 ± 1,1 2,334 < 0,05

Челночный бег 3x10 м, с 8,6 ± 0,1 8,4 ± 0,1 1,414 > 0,05

Бал. тест, расстояние, м 6,954 ±0,3 7,458 ±0,2 1,398 > 0,05

Бал. тест, время, с 16,2 ±0,6 14,2 ±0,4 2,774 < 0,05

ИПК, м/с 0,43 ±0,03 0,53 ±0,02 2,661 < 0,05

Уровень развития двигательно-координационных способностей у самбистов оценивался при помощи теста Старосты. Полученные результаты теста Старосты, выполняемого без помощи рук, в начале учебного года у спортсменов контрольной и экспериментальной групп составляли 295 и 302 градусов, по окончании учебного года - 318 и 348 градусов.

Прирост результатов в данном тесте у испытуемых контрольной и экспериментальной групп составил 23 градуса (7,5%) и 46 градусов (14,2%) (рис. 1).

Результат теста Старосты, выполняемого с помощью рук, в начале педагогического эксперимента у юных спортсменов контрольной и экспериментальной групп составлял 335 и 346 градусов соответственно, по окончании эксперимента - 352 и 385 градусов. Прирост результатов в тесте Старосты у самбистов контрольной и экспериментальной групп составил 17 градусов (4,9%) и 39 градусов (10,7%) (см. рисунок).

Количество прыжков, выполненных за 20 с, в начале учебного года у юных спортсменов контрольной и экс-

Прирост, % 14 12

10 8 6 4 2 0

12,2

6,9"

8,2

2,9

4

г !,5

10,5"

1,1

2,3

3,1

Тест Тест

Старосты Старосты 1 2

Прыжки Челночный через бег

скакалку

ИПК

[] контрольная группа □ экспериментальная группа

Рис. 1. Динамика показателей двигательно-координационной подготовленности у юных самбистов 10-12 лет

в ходе педагогического эксперимента

периментальной групп составляло 36,4 и 38,5 раз соответственно, по окончании учебного года - 39,4 и 43,2 раз, прирост результатов в данном тесте составил 3,0 раза (8,2%) и 4,7 раза (12,2%).

Результат в челночном беге в начале учебного года у испытуемых контрольной и экспериментальной групп составлял 8,7 и 8,6 с соответственно, по окончании учебного года - 8,6 и 8,4 с, прирост составил 0,1 с (1,1%) и 0,2 с (2,3%).

Сопоставление результатов тестирования испытуемых контрольной и экспериментальной групп показало, что самбисты экспериментальной группы превосходили своих сверстников из контрольной группы по результатам теста Старосты (без помощи рук), количеству прыжков через скакалку (р < 0,05).

Для оценки уровня развития двигательно-коорди-национных способностей нами применялся баллистический тест, по которому мы определяли дальность четырех прыжков, выполненных в разных направлениях, время выполнения этих прыжков и интегральный показатель координации (ИПК).

В начале педагогического эксперимента величина ИПК составляла 0,40 и 0,43 м/с у участников контрольной и экспериментальной группы, что не имело статистически достоверных различий. Уровень двигательно-координационной подготовленности, определяемый по данному тесту, соответствует среднему уровню по нормативам.

Повторное тестирование выявило положительную динамику результатов тестирования у испытуемых обеих групп. Однако интегральный показатель координации по окончании педагогического эксперимента в эксперимен-

тальной группе был существенно выше. Относительный прирост ИПК в экспериментальной группе составил 10,5%, в то время как в контрольной - только 3,5%. Следует отметить, что более значительное повышение ИПК в экспериментальной группе произошло в большей степени за счет прироста скоростных способностей юных спортсменов, хотя скоростно-силовой компонент также более интенсивно увеличивался у подростков экспериментальной группы.

Прирост суммарной длины прыжков у юных спортсменов контрольной группы составил 8,2%, в экспериментальной - 14,5%. Время выполнения серии прыжков у испытуемых контрольной группы возросло на 5,2%, а в экспериментальной - на 4%, то есть прыжковую серию участники экспериментальной группы стали выполнять быстрее своих сверстников из контрольной группы.

Проведенные исследования показали эффективность применения разработанной методики сопряженного развития двигательно-координационных способностей юных борцов-самбистов, что подтверждается результатами, полученными в ходе педагогического эксперимента. Сравнительный анализ технической подготовленности по результатам экспертной оценки выявил более высокие показатели в экспериментальной группе. Средняя оценка у участников контрольной группы составляла 4,1 балла, в экспериментальной - 4,4 балла.

Исследования показали, что двигательно-коорди-национная подготовка способствует накоплению запаса двигательных навыков юных спортсменов, на основе которых развивается способность к освоению и вариативному применению техники борьбы самбо.

Литература

1. Воробьев В.А. Содержание и структура многолетней подготовки юных борцов на современном этапе развития спортивной борьбы: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / В.А.Воробьев. - СПб., 2012. - 48 с.

2. Ишков А.В. Подготовка единоборцев в боевом самбо с использованием технических средств: автореф. дис... канд. пед. наук / А.В. Ишков. - М., 2004. - 23 с.

3. Кондаков А.М. Технико-тактическая подготовка самбистов 11-12 лет средствами специальных коорди-

национных упражнений с учетом весовых категорий: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.М. Кондаков. - Омск, 2010 - 24 с.

4. Рапопорт О.А. Интеграция физической и психологической подготовки борцов-самбистов этапе начальной спортивной специализации: автореф. дис. ... канд. пед. наук /О.А. Рапопорт. -Красноярск, 2005. - 23 с.

References

1. Vorobyev V.A. Content and structure of long-term preparation of young fighters at the present stage of development of wrestling: autoref. of thesis of dr. of pedagogic sciences / V.A. Vorobyev. - SPb., 2012. - 48 p.

2. Ishkov A.V. Preparation of martial artists in fighting sambo with use of technical means: autoref. of thesis of candidate of pedagogic sciences / A.V. Ishkov. - M, 2004. -23 p.

3. Kondakov A.M. Technical and tactical preparation of sambo wrestlers of 11-12 years by means of special coordination exercises taking into account weight categories: autoref. of thesis of candidate of pedagogic sciences / A.M. Kondakov. - Omsk, 2010 - 24 p.

4. Rapoport O.A. Integration of physical and psychological preparation of sambo wrestlers on stage of initial sports specialization: autoref. of thesis of candidate of pedagogic sciences / O.A. Rapoport. - Krasnoyarsk, 2005. - 23 p.

ПРАВИЛА ДЛЯ АВТОРОВ

Материал, предлагаемый для публикации, должен являться оригинальным, не опубликованным ранее в других печатных изданиях.

Объем передовых и обзорных статей не должен превышать 15 страниц машинописного текста; оригинальных сообщений - 10; работ молодых ученых - 5-6 страниц.

Принимаются к рассмотрению статьи как на русском, так и на английском языке.

Рукописный вариант статьи должен быть подписан всеми авторами.

Оформление рукописи

Представляемая рукопись должна быть напечатана через 1,5 интервала на листах формата A4 с полями слева - 30 мм, остальные - 20 мм. Все страницы рукописи, включая таблицы, список литературы, рисунки и подписи к рисункам, должны быть пронумерованы. Материалы должны быть распечатаны с использованием шрифта Times New Roman размером 14 pt.

Состав рукописи:

- заголовок;

- инициалы и фамилии авторов, полные или сокращенные названия учреждений, в которых работают авторы, город, при необходимости страна;

- аннотация на русском языке (до 250 слов). Использование формул и сокращений в аннотации нежелательно;

- ключевые слова на русском языке;

- заголовок, фамилии и место работы авторов, аннотация и ключевые слова на английском языке;

- текст статьи;

- список литературы на русском языке;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- список литературы на английском языке (название статьи переводится, название источника дается транслитерацией).

Оформление иллюстраций

Формат рисунка должен обеспечивать ясность передачи всех деталей (минимальный размер рисунка 90-120 мм, максимальный - 130-200 мм). В электронном виде принимаются к обработке как сканированные, так и рисованные на компьютере черно-белые иллюстрации. Графика должна быть выполнена в одном из векторных или растровых форматов: EPS, TIFF, GIF, JPEG и т.п. Выполнять рисунки с разрешением не ниже 300 dpi (точек на дюйм). Для хорошего различения тонких и толстых линий их толщины должны различаться в 2-3 раза. На рабочем поле рисунка следует использовать минимальное количество буквенных и цифровых обозначений. Текстовые пояснения желательно включать только в подрисуночные подписи.

Оформление ссылок

В тексте ссылки нумеруются в квадратных скобках. Сокращение русских и иностранных слов или словосочетаний в библиографическом описании допускается только в соответствии с ГОСТами 7.12-77 и 7.11-78. Рекомендуется использовать не более 15 литературных источников последних 10 лет в оригинальных статьях, в научных обзорах - не более 30 источников. В список литературы не включаются неопубликованные работы. Ссылки нумеруются строго в алфавитном порядке. Сначала идут работы авторов на русском языке, затем на других языках. Все работы одного автора нужно указывать по возрастанию годов издания. Автор несет ответственность за правильность данных, приведенных в пристатейном списке литературы.

В списке желательны ссылки на журнал «Вестник спортивной науки».

Порядок рассмотрения присылаемых материалов

Для публикации статьи в журнале авторы представляют в редакцию:

- сопроводительное письмо из учреждения, где выполнена работа (на фирменном бланке), подтверждающее передачу прав на публикацию, с указанием, что данный материал не был опубликован в других изданиях, - 1 экз.;

- аспиранты предоставляют дополнительно заключение кафедры о возможности опубликования статьи - 1 экз.;

- статью, оформленную в соответствии с правилами, -2 экз.;

- сведения об авторах (Ф.И.О., ученая степень, ученое звание, специальность, должность, организация, научный руководитель (консультант), почтовый и электронный адрес) - 1 экз.;

- дискету или лазерный диск, содержащий электронные копии всех документов.

Допускается отправка статьи и всех сопроводительных документов по электронной почте.

Все присылаемые статьи рецензируются независимыми экспертами в соответствующей области науки. Решение о публикации принимается только при наличии положительной рецензии.

Редакция оставляет за собой право сокращать и исправлять принятые работы.

Статьи, направленные авторам для исправления, должны быть возвращены в редакцию не позднее чем через месяц после получения с внесенными изменениями.

Рукописи, оформленные не в соответствии с настоящими правилами, не рассматриваются.

В случае принятия статьи условия публикации оговариваются с ответственным редактором.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. При перепечатке ссылка на журнал обязательна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.