Хоу Цзюэ
ВЛИЯНИЕ КОНФУЦИАНСКОЙ ЭТИКИ НА СОВРЕМЕННОЕ НАУЧНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ В КИТАЕ
В статье рассматривается влияние конфуцианской этики на формирование научного мировоззрения в Китае. Выделяются три фактора негативного влияния конфуцианства на научное мировоззрение: ограничение творческой активности, приоритет толкования над исследованием, антиэкспериментальность. Показаны роль конфуцианства в первоначальном становлении науки в Китае, постепенный переход от движущего фактора развития науки и образования - к тормозящему. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/3/2017/7/56.html
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2017. № 7(81) C. 202-204. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2017/7/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
УДК 177
Философские науки
В статье рассматривается влияние конфуцианской этики на формирование научного мировоззрения в Китае. Выделяются три фактора негативного влияния конфуцианства на научное мировоззрение: ограничение творческой активности, приоритет толкования над исследованием, антиэкспериментальность. Показаны роль конфуцианства в первоначальном становлении науки в Китае, постепенный переход от движущего фактора развития науки и образования - к тормозящему.
Ключевые слова и фразы: конфуцианство; наука; мировоззрение; китайская философия; китайская этика; китайское общество.
Хоу Цзюэ
Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого Tiaen@rambler. т
ВЛИЯНИЕ КОНФУЦИАНСКОЙ ЭТИКИ НА СОВРЕМЕННОЕ НАУЧНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ В КИТАЕ
Китайская культура во многом основана на конфуцианской этике. Попытки отрицания конфуцианства всегда носили локальный характер. Полностью они реализовывались в течение двух исторических периодов (период правления императора Цинь Шихуанди и период «культурной революции»). Современная позиция Коммунистической партии Китая исходит из позитивного отношения к конфуцианству, воспринимая его как дополнение к марксизму. Современная отечественная исследовательница А. В. Бояркина пишет: «Политическим руководством на вооружение были взяты основные принципы конфуцианства, и первый среди них -принцип опоры на собственные силы, в чем видится гарантия стабильного и поступательного развития Китая» [3, с. 133]. Тем самым конфуцианство снижает интернационалистический пафос марксизма.
Традиционно конфуцианскую этику рассматривают именно в контексте регуляции межличностных или государственно-общественных отношений. Вместе с тем конфуцианская этика имплицитно оказывает влияние на научное мировоззрение. Разумеется, при проведении научных исследований нет возможности полностью ориентироваться на нормы конфуцианской этики. Но, проходя обучение в китайском вузе, ученый сталкивается с их влиянием. Современная отечественная исследовательница А. М. Базарова указывает, что «...в стране сложилась альтернативная модель "новодемократического образования", называемая сплавом марксистской теории образования с китайской практикой» [2, с. 172].
В настоящей статье мы остановимся на трех аспектах влияния:
1. Применение идеи «срединного пути» на практике может ограничить возможности человека в проявлении мыслительной и творческой активности, лишить его смелости и решимости в принятии решений.
Понятие «срединного пути» («путь золотой середины»), сформировавшееся в учениях Конфуция и Мен-цзы, является одним из стержневых элементов в конфуцианстве, в основе которого лежит идея меры как умеренности в ее разных проявлениях: в эмоциях, поведении. Она предполагает сглаживания противоречий, искусство точечного выбора между двумя крайностями, не позволяющее им уничтожить друг друга, искусство политического компромисса. В наибольшей степени она раскрывается в идее неразрывной взаимосвязи природы и человека. Об этом пишет Е. Е. Тихомирова: «В конфуцианском учении у срединного пути есть разные степени, и наивысшая степень - единство природы и человека» [6, с. 107]. Подобное стремление к «умеренности», компромиссу и равновесию между крайностями и противоречиями, сглаживающее и не допускающее их обострение во всех аспектах человеческой жизнедеятельности, может приводить к нейтралитету, недеянию и беспристрастному отношению к той или иной ситуации.
Развивая эту идею в своем учении, Конфуций только сказал, что следует «держать два конца, но использовать середину», однако, как это сделать на практике, им не было пояснено. Поэтому в рамках данной теории необходимо, чтобы действующие лица (люди, стороны) «гибко» использовали данную идею. Так, современные исследователи китайской культуры Е. Е. Тихомирова и Цюй Чуньлэй отмечают: «Не нужно быть слишком принципиальным, но надо соответствовать изменяющимся условиям окружающей среды, надо учитывать место, время, обстоятельства и личностный фактор. Надо приспосабливаться к обстоятельствам и действовать в соответствии со сложившейся ситуацией» [Там же, с. 104].
Таким образом, люди, руководствующиеся в своем поведении идеей «срединного пути», в рамках той или иной ситуации могут занимать нейтралитет, оставаясь в стороне, не показывая четкой и принципиальной позиции в отношении ряда вопросов, колеблясь в принятии решений. Такая позиция может препятствовать социально-экономическим, политическим преобразованиям, научным открытиям и научно-техническому процессу в стране.
На это обращал также внимание и китайский писатель Лу Синь (настоящее имя - Чжоу Шужэнь), который показал тормозящее влияние идеи «срединного пути» на проведение китайских преобразований и реформ на следующем примере: Если вы хотите открыть окно в темной комнате, а мы не согласны, тогда вы заявляете о намерении снять крышу, то мы, безусловно, настроены против этого и, наконец, приходим к компромиссу. Все соглашаются открыть окно. Этот пример показывает, что для того, чтобы разорвать «серединное»
ISSN 1997-292X
№ 7 (81) 2017
203
мышление и убрать препятствия к переменам и реформам, иногда приходится использовать радикальные средства, применение которых может привести к крайности и экстремизму.
2. Толкование и редактирование традиционных древнекитайских текстов вместо создания новых этико-философских, исторических и литературных трактатов.
Один из исходных принципов этико-философского учения Конфуция заключался в том, что знания следует «передавать, а не создавать самому». И, хотя учение Конфуция было по своей сути новаторским, в нем не излагаются новые идеи, они преимущественным образом идентифицируются с мудростью древних китайских мудрецов, выраженной в таких этико-философских, исторических и литературных памятниках, как «Шу-цзин» (в пер. «Книга истории» или «Книга документов»), «Ши-цзин» (в пер. «Книга песен») (однако существует точка зрения китайского философа Кан Ювэй, согласно которой Конфуций является реформатором, создателем всех конфуцианских канонов, создателем нового этико-философского учения в Китае). Конфуций осуществляет редактирование данных трактатов, излагает и объясняет глубокий смысл изречений мудрецов предыдущих эпох с чувством глубокого уважения и почитания предков, мыслителей и учителей древности. В особенности он часто обращается к таким известным героям китайской мифологии, как Яо, Шунь и Юй, и восхищенно отзывается о них, считая совершенными людьми и образцовыми правителями. Конфуцию также предписывают составление и редактирование исторической хроники «Чуньцю» (в пер. «Весны и осени»), комментирование этико-философского текста «И цзин» (в пер. «Книга перемен»). Комментарий стал важнейшей частью понимания текстов. Современный отечественный ученый Н. В. Иванченко пишет: «Это привело к тому, что трактаты и традиционные тексты образовывали устойчивую "текстовую пару" с комментарием» [4, с. 26]. Разрушение подобных пар уже будет нарушением этических норм.
В дальнейшем заложенная Конфуцием традиция толкования и редактирования этико-философских, исторических и литературных древнекитайских трактатов с опорой на труды предшественников оказывала существенное влияние на последующие поколения, серьезно препятствуя созданию новых теорий, научных открытий и изобретений. Действительно, потомкам Конфуция трудно претворять новые идеи в различные сферы жизни, проводить научные исследования, делать открытия и изобретения, даже если у них есть новые идеи и наработки, так как они должны сочетаться с комментариями к трудам предшественников. Некоторые люди в соответствии с традицией пишут свои собственные научные статьи от имени предка, чтобы они лучше распространялись и пользовались большей популярностью в стране.
Таким образом, конфуцианский принцип «передавать, а не создавать самому», с одной стороны, прививает человеку почитание и уважение идей предков, великих мыслителей и философов древности, с другой стороны, приводит к инертному и шаблонному мышлению, отсутствию креативности и стремления к созданию чего-то нового. Такая инерция и шаблонизация стали питательной средой для личного поклонения авторитетам, развития догматизма, традиционализма и консерватизма, затрудняя задачу освобождения мышления от сковывающих его пут для научных открытий и преобразований, социальных изменений и реформ. Таким средством, на наш взгляд, может выступать реалистический подход к делу, движение «в ногу со временем» по трем направлениям: 1) развитие мыслительной активности и теоретическое размышление над реальными вопросами и проблемами, стоящими перед обществом; 2) опора на необходимость практического разрешения проблем реформации и модернизации научной, социально-экономической, политической, культурной сфер жизни общества; 3) развитие умения мыслить по-новому, нестандартно, креативно.
3. Применение теоретических научных методов с опорой на интеллект, умственные способности при невнимании к эмпирическому уровню исследования, приверженность традиционному опыту передачи умений, навыков и техники из поколения в поколение.
Проведение научных исследований в Китае осуществляется не эмпирической методологией, не точными разработками, не логическими обобщениями, не личной работой, а посредством интеллекта, умственных способностей и рассуждений на тему общества и окружающей действительности без использования точного, конкретного и реалистичного научного «аппарата». Такая ситуация не соответствует требованиям современной науки и техники.
Однако если мы обратимся к китайской истории, то обнаружим, что Китай является родиной четырех великих научно-технических изобретений, таких как: магнитное приспособление для определения сторон света в дневное время суток; различные способы изготовления пороха с содержанием селитры; изобретение бумаги; техника печатания деревянных гравюр. Но вследствие того, что в китайском обществе первостепенное место занимали морально-нравственные нормы, приверженность традиционному опыту передачи умений, навыков и техники из поколения в поколение, данные научно-технические изобретения не получили системного и масштабного изготовления на государственном уровне. Мастер, передавая технику и навыки ученику, обращал его внимание на секреты мастерства, подчеркивал, что умственные способности, смекалка и интеллект ученика являются главным элементом успеха, причем он делился ими только со своим сыном, но не с зятем, потому что зять считается сторонним человеком. В случае несвоевременной смерти наставника будущим поколениям остаются только результаты, а не процессы и технологии изготовления предметов.
В древней истории Китая существует рассказ о том, «как Цао Чун взвесил слона». Смышленый мальчуган Цао Чун заслужил всеобщую похвалу, а легенды о его интеллекте и смекалке передавались из поколения в поколение, в отличие от Запада, где, например, известный «закон Архимеда» был открыт эмпирическим путем.
В настоящее время Китай стал «мировой фабрикой», изготовляя огромное количество всевозможных предметов, задействуя собственные ресурсы и рабочую силу, однако проекты, торговые марки и патенты являются иностранными. Одной из главных причин такой ситуации является невысокий темп в Китае научно-
технического прогресса, высокоточной и новейшей техники, в отличие от его иностранных партнеров. Так, например, самолет «Боинг» стоит столько же, как и сто миллионов китайских рубашек.
Конфуцианство, которое на раннем этапе своего развития было просветительским движением, превратилось в тормозящий фактор в насаждении европейской науки и образования в Китае. Именно благодаря конфуцианству «культ грамотности и образования занимал особое место в социально-культурных ценностях Древнего и Средневекового Китая» [1, с. 36]. Однако теоретико-моральный характер конфуцианского образования в ХХ вызывал критику со стороны власти и общества. Как мы видим из данного исследования, конфуцианская этика тормозит развитие научного мировоззрения как у ученых, так и специалистов-практиков. Следует помнить, что научное мировоззрение является основой процессов модернизации экономики, движущим фактором развития государства. Современной отечественной исследовательницей Г. С. Каретиной подробно рассмотрено [5] отношение власти и научного сообщества к роли конфуцианства в процессе модернизации. На наш взгляд, конфуцианская этика играет важную роль в сохранении культурной идентичности Китая, пусть и ценой небольшого отставания процессов модернизации и экономического развития.
Список источников
1. Базарова А. Н. Конфуцианство и культ грамотности в Древнем Китае // Вестник Бурятского государственного университета. 2015. № 6. С. 36-38.
2. Базарова А. Н. Роль конфуцианства в развитии традиционного образования в Китае // Вестник Бурятского государственного университета. 2010. № 8. С. 169-172.
3. Бояркина А. В. Идеи конфуцианства в государственной идеологии КНР // Россия и АТР. 2011. № 4. С. 126-134.
4. Иванченко Н. В. Особенности дискурса конфуцианства // Научный результат. Серия: Вопросы теоретической и прикладной лингвистики. 2014. Т. 1. № 2. С. 23-28.
5. Каретина Г. С. Конфуцианство в процессе модернизации Китая // Известия Восточного института. 2015. № 2 (26). С. 3-9.
6. Тихомирова Е. Е., Цюй Чуньлэй. Универсалия «срединный путь» в китайской культуре // Китай: история и современность: материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. (г. Екатеринбург, 7-8 октября 2014 г.). Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. С. 102-107.
INFLUENCE OF CONFUCIAN ETHICS ON MODERN SCIENTIFIC WORLDVIEW IN CHINA
Hou Jue
Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University Tiaen@rambler. ru
The article discusses Confucian ethics impact on scientific worldview formation in China. Three factors of negative influence of Confucianism on scientific worldview are singled out: restriction of creative activity, priority of interpretation over study, antiexperimental character. The role of Confucianism in initial formation of science in China, gradual transition from the motive factor of science and education development to the dilatory one are shown.
Key words and phrases: Confucianism; science; worldview; Chinese philosophy; Chinese ethics; Chinese society.
УДК 130.2
Философские науки
Цель статьи - исследовать феномен отчуждения в социокультурной реальности. Основываясь на проведенном анализе, автор приходит к выводу, что глобализация существенно обостряет процесс социокультурного отчуждения, которое в данных условиях приобретает различные формы. Обосновано, что культурное отчуждение ведет к изменениям нравственных и духовных основ личности. Подчеркнуто, что в преодолении культурного отчуждения большую роль играет нравственный прогресс, главным показателем которого является усиление нравственной компоненты во всех сферах жизнедеятельности общества.
Ключевые слова и фразы: отчуждение; кризис духовности; информационное отчуждение; культурное отчуждение; нравственный прогресс.
Черникова Валентина Евгеньевна, д. филос. н., профессор
Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь [email protected]
ФЕНОМЕН ОТЧУЖДЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА:
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
В современную эпоху в связи с глобализационными процессами наблюдается нарастание отчуждения, которое выражается в утрате способности к самоопределению личности в обществе, чувстве бессмысленности существования, неустроенности. В информационном мире отчуждение только возрастает, поскольку вхождение человека в мир виртуальный отодвигает от него мир реальных общественных отношений. Виртуализация