УДК 299.512:17
Мартьянова Елена Георгиевна
кандидат философских наук, старший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории по социологии, культурному туризму и прикладной этике при кафедре философии и культурологии
Тульского государственного педагогического университета имени Л.Н. Толстого
Хоу Цзюэ
аспирант кафедры философии и культурологии Тульского государственного педагогического университета имени Л.Н. Толстого
НЕГАТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ ЭТИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ КОНФУЦИАНСТВА НА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ КИТАЯ
https://doi.org/10.24158/fik.2017.7.15 Martyanova Elena Georgievna
PhD,
Senior Research Associate, Research Laboratory for Sociology, Cultural Tourism and Applied Ethics, Philosophy and Cultural Studies Department, Tula State Pedagogical University
Hou Jue PhD student,
Philosophy and Cultural Studies Department, Tula State Pedagogical University
THE NEGATIVE IMPACT OF ETHICAL ASPECTS OF CONFUCIANISM ON CHINA'S SCIENTIFIC, TECHNICAL AND INNOVATIVE DEVELOPMENT
Аннотация:
В статье затронута проблема негативного влияния некоторых положений конфуцианства на научно-техническое и инновационное развитие Китая. Выделены и раскрыты следующие семь факторов, тормозящих научно-технический прогресс в стране: строгие иерархичность и ритуа-лизированность в китайском обществе; чрезмерное акцентирование внимания на этических и социальных (межличностных) отношениях; игнорирование производительного труда; превалирование нравственно-этических норм над правовыми и отсутствие верховенства права; применение идеи «срединного пути» на практике как ограничение возможности человека в проявлении мыслительной и творческой активности, лишение человека смелости в принятии решений; толкование и редактирование традиционных древнекитайских текстов вместо создания новых этико-философских, исторических и литературных трактатов; применение теоретических научных методов с опорой на интеллект, смекалку, умственные способности и приверженность традиционному опыту передачи умений, навыков и технических знаний из поколения в поколение. В заключение сделаны выводы и намечены пути выхода из сложившейся ситуации.
Ключевые слова:
этика, конфуцианство, Китай, Конфуций, наука, научно-технический прогресс, ритуал, межличностные отношения, традиционализм.
Summary:
The article analyzes the negative impact of certain Confucian aspects on the scientific, technical and innovative development of China. The authors distinguish seven factors that impede scientific and technical progress in the country. They include the strict hierarchy and ritualization in Chinese society; the excessive emphasis on ethical and social (interpersonal) relations; the ignorance of productive labor; the prevalence of moral and ethical norms over legal norms and the absence of the rule of law; the application of the idea of the "middle way" in practice as a limitation of a person's ability to display mental and creative activity, the deprivation of personal courage in making decisions; the interpretation and modification of traditional ancient Chinese texts instead of creation of new ethical, philosophical, historical and literary treatises; the application of theoretical scientific methods based on intellect, ingenuity, intelligence and commitment to the traditional experience of transferring abilities, skills and technical knowledge from generation to generation. Finally, the authors make conclusions and identify ways out of this situation.
Keywords:
ethics, Confucianism, China, Confucius, science, scientific and technical progress, ritual, interpersonal relations, traditionalism.
Китайская культура - одна из величайших и древнейших культур, занимающая важное место в истории развития человечества. Термин «китайская культура» достаточно широкий, под ним чаще всего понимают «комплекс разных типов культурного мышления и конфигураций идей» [1, а 92], одной из которых является конфуцианство. В статье основное внимание обращено на конфуцианство, впервые отмечено негативное влияние его этических аспектов на научно-техническое и инновационное развитие Китая.
Конфуцианство представляет собой духовную цивилизацию сельскохозяйственного и феодального общества. С началом индустриализации и ускорения экономической глобализации
некоторые негативные аспекты конфуцианского учения становятся все более очевидными, обнаруживается их непригодность для современного Китая. Во многом это связано с тем, что с начала XX в. Китай отстал от Запада в социально-экономическом, политическом, научном и технологическом плане, находясь в пассивном, застывшем состоянии, ориентируясь на традиционализм. На первый взгляд причина кроется в том, что в это время на Западе, например, появляются мощная армия и флотилия с современным на тот момент вооружением, в то время как в Китае не было крепких, хорошо оснащенных средств передвижения и развитого военно-промышленного комплекса. Причины такой ситуации можно усмотреть в «разложении» феодального строя, патриархального уклада жизни и хозяйства. Однако, по нашему мнению, более глубокая причина такой ситуации кроется именно в культуре Китая и основополагающих идеях конфуцианства. Негативные аспекты учения Конфуция оказали существенное влияние на социально-экономическое, политическое, научно-техническое, инновационное развитие Китая с начала XX в.
Рассмотрим более подробно негативное влияние этических аспектов конфуцианства на научно-техническое и инновационное развитие Китая на основе следующих семи факторов:
1. Строгие иерархичность и ритуализированность в китайском обществе.
Конфуцианская культура базируется на пяти добродетелях: добросердечии, справедливости, прямоте, мудрости и лояльности. Ядром конфуцианства является «добросердечие», предполагающее самосовершенствование человека и строгое соблюдение принятых в обществе ритуалов («ли»). Ритуал («ли») в Китае - основа правильного общественного устройства, закрепляющая нормы и правила поведения в отношениях между людьми, а также те мировоззренческие устои, из которых эти правила проистекают (например, уважительное и почтительное отношение к старшим по положению и по возрасту, вежливость, преданность государю и т. д.). Конфуцианство определяет пять видов взаимоотношений между людьми: «между монархом и подданным, отцом и сыном, мужем и женой, старшим и младшим, братьями и друзьями» [2, с. 307], причем для каждого из них имеются четкие правила и поведенческие предписания. Конфуций учит: «Не смотри на то, что противно правилам, не слушай того, что противно им, не говори того, что противно им, и не совершай действий, противных им» [3, 12:1]. Он призывает к порядку в семье, уважительному отношению к людям, серьезному подходу к делу. Нарушивший правила и ритуал («ли») проявляет дерзость, гордыню, «великое неуважение» и считается бунтовщиком.
Таким образом, каждый человек должен знать свое место во взаимоотношениях с другими людьми и вести себя подобающим образом в соответствии со своим статусом, установленными правилами и ритуалами в рамках той или иной ситуации. Ритуалов в Китае очень много, они слишком сложны в выполнении, проникнуты формализмом и традиционализмом. Одним из главных недостатков такой строгой иерархичности и ритуализированности является подавление свободы человеческой личности в ее творческом стремлении к поиску истины и научным открытиям, что в корне противоречит требованиям к прогрессивным и творческим кадрам в век реформ, инноваций и научно-технического прогресса.
2. Чрезмерное акцентирование внимания на этических и социальных (межличностных) отношениях.
Конфуцианство представляет собой морально-этическое учение, повествующее прежде всего о человеке и социальных (межличностных) отношениях. Известно, что Конфуций обучал своих учеников шести искусствам: ритуалам, музыке, стрельбе из лука, управлению колесницей, каллиграфии и математике. Отметим, что на первых позициях в этом списке стоят этические и социальные знания, тогда как научные знания отодвинуты на второй план. Таким образом, под влиянием конфуцианства в китайской культуре сформировался приоритет социальных (межличностных) отношений над познанием окружающего мира и научно-техническим прогрессом. Талантливыми людьми в Древнем Китае считались те, кто умел воевать, вести судебные дела, политическую борьбу, сочинять «двустишия», а наука определялась как «удивительное искусство и изобретательность в увеселениях», ученые назывались «ремесленниками», они не являлись носителями талантов и не имели социального статуса. Например, китайские ученые Цай Лунь, Чжан Хэн, Би Шэн, которым принадлежат многие научно-технические изобретения, имели гораздо более низкий статус по сравнению с Конфуцием, Мэн-цзы, Чэном, Чжу, которые занимались вопросами этического и социального характера. На Западе же выдающиеся ученые, например И. Ньютон и Ч. Дарвин, пользовались заслуженными почетом и уважением.
3. Игнорирование производительного труда.
Конфуцианство провозглашает необходимость обучения прежде всего этическим нормам и основам межличностных отношений, а не естественным наукам, технологиям и производительному труду. Согласно учению Конфуция, учеба - это карьера и управление людьми, потому что тому человеку, кто отлично учится, обеспечено место чиновника. Таким образом, Конфуций счи-
тал, что всякая работа низменна и только образованного чиновника - благородна. Конфуцианство провозгласило следующий принцип: «Властвуют те, кто заботится о людях, а те, кто занимается делом, подчиняются управленцам», чтобы побудить людей стать «заботящимися о людях», управлять. Так, стремление к правлению и государственная служба имеют первостепенное значение в конфуцианстве.
При таком подходе предпочтение отдается умственному труду, а не производительному. Если обратиться к истории Китая, то можно обнаружить, что многие из последователей конфуцианства были «неспособными к труду». Например, Фан Цзинь из «Неофициальной истории конфуцианцев», сдав императорский экзамен, пренебрегал физическим трудом и негативно относился к простому народу, таким образом серьезно влияя на общественно-производительное и научно-техническое развитие страны.
4. Превалирование нравственно-этических норм над правовыми и отсутствие верховенства права.
Управление государством в конфуцианстве базируется не на нормах права, а на нравственно-этических нормах, принципах и таких фундаментальных категориях, как «достоинство», «сознательность», «совесть», «вежливость», «гармония», «справедливость» и т. д. Вместе с тем нормы права рассматриваются как второстепенные, формализованные, принудительные, неспособные учесть всего многообразия факторов, связанных с социальным положением сторон, и оградить от совершения безнравственных поступков. Так, Конфуций говорил: «Если руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклоняться [от наказаний] и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд и он исправится» [4, 2:3]. Таким образом, конфуцианство пропагандирует отказ от правовых норм и построение идеального и гармоничного, упорядоченного общества на принципах этики, без конфликтов и «судебных процессов».
Важную роль в конфуцианстве играет этическая категория «сыновняя почтительность» («сяо»), соблюдение которой может входить в противоречие с правовыми нормами и рождать этическую дилемму. Так, например, если сын узнает, что отец - вор, как он должен поступить? Если он сообщает о краже, то нарушает сыновнюю почтительность («сяо»), а если не сообщает, то нарушает закон. Пытаясь разрешить эту дилемму, Конфуций полагает, что сыновняя почтительность («сяо») важнее закона, сын должен покрывать своего отца, и наоборот. Также не следует упоминать пороки почтенных и добродетельных людей, недостатки родных, что полностью противоречит духу верховенства закона.
Чрезмерное акцентирование внимания на нравственно-этических нормах, а также игнорирование роли правовых норм и закона в вопросах управления государством и регулирования общественных отношений в различных сферах (экономической, политической, социальной, научной и др.) жизни общества прослеживаются на протяжении всего исторического развития Китая. Лишь в XIX-XX вв. нормы права начинают приобретать черты, присущие западной правовой традиции. На данный момент, хоть правовая традиция в Китае и достигла больших успехов, она по-прежнему еще не соответствует духу верховенства закона.
5. Применение идеи «срединного пути» на практике как ограничение возможности человека в проявлении мыслительной и творческой активности, лишение человека смелости в принятии решений.
Понятие «срединного пути» («путь золотой середины»), сформировавшееся в учениях Конфуция и Мэн-цзы, является одним из стержневых элементов в конфуцианстве, в основе которого лежат идея соразмерности во всем (в радости, в печали, в отдыхе и т. д.), искусство сглаживания противоречий и балансировки между двумя крайностями, не позволяющее им уничтожить друг друга. Подобное стремление к умеренности, компромиссу и равновесию между крайностями и противоречиями, сглаживающее и не допускающее их обострения во всех аспектах человеческой жизнедеятельности, может приводить к нейтралитету, бездействию и беспристрастному отношению к той или иной ситуации.
Развивая эту идею в своем учении, Конфуций только сказал, что следует «держать два конца, но использовать середину», однако, как это сделать на практике, не пояснил. В связи с этим важно, чтобы в рамках данной теории действующие лица (люди, стороны) «гибко» использовали означенную идею. Так, современные исследователи китайской культуры Е.Е. Тихомирова и Цюй Чуньлэй отмечают: «Не нужно быть слишком принципиальным, но надо соответствовать изменяющимся условиям окружающей среды, учитывать место, время, обстоятельства и личностный фактор. Надо приспосабливаться к обстоятельствам и действовать в соответствии со сложившейся ситуацией» [5, с. 104].
Таким образом, люди, руководствующиеся в своем поведении идеей «срединного пути», в рамках той или иной ситуации могут занимать нейтралитет, оставаясь в стороне, не показывая четкой и принципиальной позиции в отношении ряда вопросов, колеблясь при принятии решений. Такая позиция может препятствовать социально-экономическим, политическим преобразованиям, научным открытиям и научно-техническому прогрессу в стране.
На это обращал внимание китайский писатель Лу Синь (настоящее имя - Чжоу Шужэнь), который показал тормозящее влияние идеи «срединного пути» на проведение китайских преобразований и реформ на следующем примере. Если вы хотите открыть окно в темной комнате, а мы не согласны, тогда вы заявляете о намерении снять крышу. Мы, безусловно, настроены против этого и, наконец, приходим к компромиссу: все соглашаются открыть окно. Этот пример показывает, что, для того чтобы разорвать «серединное» мышление и убрать препятствия к переменам и реформам, иногда приходится использовать радикальные средства.
6. Толкование и редактирование традиционных древнекитайских текстов вместо создания новых этико-философских, исторических и литературных трактатов.
Один из исходных принципов этико-философского учения Конфуция заключался в том, что знания следует «передавать, а не создавать самому». И хотя учение Конфуция было по сути своей новаторским, в нем не излагаются новые идеи, они преимущественным образом идентифицируются с мудростью древних китайских мудрецов, выраженной в таких этико-философских, исторических и литературных памятниках, как «Шу-цзин» (в пер. 'Книга истории' или 'Книга документов'), «Ши-цзин» ('Книга песен'). Конфуций осуществляет редактирование данных трактатов, излагает и объясняет глубокий смысл изречений мудрецов предыдущих эпох с чувством глубокого уважения и почитания предков, мыслителей и учителей древности. Особенно часто он обращается к таким известным героям китайской мифологии, как Яо, Шунь и Юй, восхищенно отзывается о них, считая совершенными людьми и образцовыми правителями. Конфуцию также предписывают составление и редактирование исторической хроники Чуньцю ('Весны и осени'), комментирование этико-философского текста И цзин ('Книга перемен').
В дальнейшем заложенная Конфуцием традиция толкования и редактирования этико-фи-лософских, исторических и литературных древнекитайских трактатов с опорой на труды предшественников оказывала существенное влияние на последующие поколения, серьезно препятствуя созданию новых теорий, научных открытий и изобретений. Действительно, потомкам Конфуция трудно претворять свои замыслы в различные сферы жизни, проводить научные исследования, делать открытия и изобретения, даже если у них есть новые идеи и наработки, так как последние должны сочетаться с комментариями трудов предшественников. Некоторые люди в соответствии с традицией пишут свои собственные научные статьи от имени предка, чтобы они лучше распространялись и пользовались большей популярностью в стране.
Таким образом, конфуцианский принцип «передавать, а не создавать самому», с одной стороны, прививает человеку почитание и уважение идей предков, великих мыслителей и философов древности, с другой стороны, приводит к инертному и шаблонному мышлению, отсутствию креативности и стремления создать что-то новое, что препятствует научным открытиям и преобразованиям, проведению социальных изменений и реформ.
7. Применение теоретических научных методов с опорой на интеллект, смекалку, умственные способности и приверженность традиционному опыту передачи умений, навыков и технических знаний из поколения в поколение.
Научным исследованиям в Китае не свойственны использование эмпирической методологии, точные разработки, логические обобщения и личная работа. Все научные изыскания производятся посредством интеллекта, умственных способностей и рассуждений на тему общества и окружающей действительности на основе нравственно-этических принципов, без использования точного, конкретного и реалистичного «научного аппарата», так как считается, что такое исследование ничего не стоит. Описанная ситуация не соответствует требованиям современной науки и техники.
Однако, если обратиться к китайской истории, то можно обнаружить, что Китай является родиной четырех великих научно-технических изобретений, таких как: магнитное приспособление для определения сторон света в дневное время суток, различные способы изготовления пороха с содержанием селитры, изобретение бумаги, техника печатания деревянных гравюр. Но вследствие того что в китайском обществе первостепенное место занимали нравственно-этические нормы, приверженность традиционному опыту передачи умений, навыков и технических знаний из поколения в поколение, данные научно-технические изобретения не получили системного и масштабного изготовления на государственном уровне. Мастер, передавая технику и навыки ученику, обращал его внимание на секреты мастерства, подчеркивал, что умственные способности, смекалка и интеллект являются главными элементами успеха. Притом он делился ими только со своим сыном, но не с зятем, потому что зять считался сторонним человеком. В случае
несвоевременной смерти наставника будущим поколениям остаются только результаты, а не процессы и технологии изготовления предметов.
В древней истории Китая существует рассказ о том, «как Цао Чун взвесил слона» (использовав для этого судно, стоящее на воде, и камни). Смышленый мальчик Цао Чун заслужил всеобщую похвалу, а легенды о его интеллекте передавались из поколения в поколение. На Западе же известный «закон Архимеда» был открыт эмпирическим путем.
Таким образом, рассмотрев указанные выше семь факторов, основывающихся на этических аспектах конфуцианства, приходим к выводу, что они оказывали негативное влияние на научно-техническое и инновационное развитие Китая и экономику страны [6] на протяжении всего ее исторического развития. Однако происходящие в Китае в XX - начале XXI в. процессы модернизации экономики и социально-политической системы [7] привели к незначительному развитию китайской науки и техники, росту производительных сил, сочетающих традиции и инновации. На сегодняшний момент Китай является «мировой фабрикой», изготовляя огромное количество всевозможных предметов, задействуя собственные ресурсы и рабочую силу, однако проекты, торговые марки и патенты являются иностранными. Одной из главных причин такой ситуации является отсутствие в Китае научно-технического прогресса, высокоточной и новейшей техники, в отличие от его иностранных партнеров.
В современном Китае выдвинуты требования, нацеленные на строительство инновационного государства, обозначена необходимость проводить политику по изучению, применению и интеграции научных знаний в различные сферы жизнедеятельности человека. Необходимо не только увеличить размер инвестиций в науку и технику, но и провести реформу системы управления научно-техническим потенциалом, преодолеть мировоззренческую установку на превалирование теоретической научной методологии с опорой на интеллект, смекалку, умственные способности над научными эмпирическими методами и придать импульс научно-техническому прогрессу в Китае с целью ускоренного перехода от «Сделано в Китае» к «Создано в Китае».
Ссылки:
1. Хун Цзоу. Влияние традиционной культуры Китая на современное общество // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. 2009. № 4. C. 92-97.
2. Позднякова А.К., Сандалова А.А., Виноградова А.И. Влияние конфуцианства на формирование культурных устоев Китая и принципы организации общества // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2010. № 6. C. 306-307.
3. Конфуций. Янь Юань [Электронный ресурс] // Конфуций. Беседы и суждения. Гл. 12. URL: http://lunyu.ru/12 (дата обращения: 10.07.2017).
4. Конфуций. Правитель [Электронный ресурс] // Там же. Гл. 2. URL: http://lunyu.ru/2/3 (дата обращения: 10.07.2017).
5. Тихомирова Е.Е., Цюй Чуньлэй. Универсалия «срединный путь» в китайской культуре // Китай: история и современность : материалы VIII междунар. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 7-8 окт. 2014 г.). Екатеринбург, 2015. С. 102-107.
6. См.: Voznyy K. Confucianism and Modern Economy: Relations, Parallels, Contradictions // Экономика и прогнозирование. 2012. Т. 10, № 1 (1-2012). С. 7-20.
7. См.: Каретина Г.С. Конфуцианство в процессе модернизации Китая // Известия Восточного института. 2015. № 2 (26). С. 3-9.