Научная статья на тему 'Пространственно-временной ареал конфуцианской цивилизации: где пределы проекта?'

Пространственно-временной ареал конфуцианской цивилизации: где пределы проекта? Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY-NC-ND
1371
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОЙ АРЕАЛ / SPATIAL-TEMPORAL AREA / КОНФУЦИАНСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ / CONFUCIAN CIVILIZATION / КОНФУЦИАНСКИЕ ЦЕННОСТИ / CONFUCIAN VALUES / НАЦИЯ / NATION / ГОСУДАРСТВО / STATE / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / PROJECTING / ГЕОПОЛИТИКА / GEOPOLITICS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ирхин Юрий Васильевич

В статье проанализирован пространственно-временной ареал конфуцианской цивилизации; культурные, социальные, экономические, этнические, этические и политические ценности Китая, других конфуцианских стран Дальнего Востока. Показаны генезис, современный потенциал и достижения Китайской Народной Республики. Автор исследует современную модель управления и развития КНР как государства-цивилизации, рассматривает ее проблемы, преимущества и возможности, анализирует стратегическое проектирование развития КНР, современную геополитику Китая и ее перспективы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Spatial-Temporal Area of Confucian Civilization: Where are the Project Limits?

The article analyses the spatial-temporal area of Confucian civilization, its cultural, economic, social, ethnic, ethic and political values of the People’s Republic of China (PRC) along with the other Confucian countries of the Far East. The author considers the genesis, modern potential and achievements of the PRC. The article researches the modern model of governance and development of the PRC as the civilization-state, its concerns, advantages and perspectives. The author analyses the strategic projecting of the PRC as well as its geopolitics, and the contemporary and future significance.

Текст научной работы на тему «Пространственно-временной ареал конфуцианской цивилизации: где пределы проекта?»

Регионы мира: динамика и модели взаимодействия

Ю.В. Ирхин

ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОЙ АРЕАЛ КОНФУЦИАНСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ: ГДЕ ПРЕДЕЛЫ ПРОЕКТА?

В статье проанализирован пространственно-временной ареал конфуцианской цивилизации; культурные, социальные, экономические, этнические, этические и политические ценности Китая, других конфуцианских стран Дальнего Востока. Показаны генезис, современный потенциал и достижения Китайской Народной Республики. Автор исследует современную модель управления и развития КНР как государства-цивилизации, рассматривает ее проблемы, преимущества и возможности. анализирует стратегическое проектирование развития КНР, современную геополитику Китая и ее перспективы.

Ключевые слова: пространственно-временной ареал, конфуцианская цивилизация, конфуцианские ценности, нация, государство, проектирование, геополитика.

Китай - это цивилизация, которая выдает себя за нацию.

Л. Пай

Конфуцианская этика убеждает, что каждый человек при помощи знания и неустанного старания способен выстроить свою успешную дорогу жизни.

И. Малевич

Китай - родина великого Конфуция (551-479 гг. до н. э.), а конфуцианская цивилизация - воплощение его идеалов и максим. Конфуций официально входит в число ста самых известных мыс-

© Ирхин Ю.В., 2015 Статья подготовлена в рамках реализации Программы стратегического развития РГГУ на 2012-2015 гг. (проект 2.1.1) по кафедре теоретической и прикладной политологии факультета истории, политологии и права РГГУ.

лителей планеты1. Он - единственный за всю мировую историю человек, чьим именем названа одна из величайших цивилизаций. Вот уже более двух с половиной тысяч лет его учение лежит в основе ее культурной и управленческой матрицы. Знание наизусть сборника высказываний Конфуция - «Лунь юй» («Суждения и Беседы») тысячелетия являлось обязательным требованием китайского классического образования.

Конфуцианская цивилизация является одной из древнейших в мире. Первые государственные образования на территории Китая относятся к началу II тысячелетия до н. э. Китайцы - авторы многих великих изобретений и достижений. Среди них - компас, бумага, порох, фарфор, книгопечатание, Великая китайская стена, древнейшая и сложнейшая иероглифическая система письма, мировые шедевры литературы и живописи, фундаментальные открытия в сфере гуманитарных и социальных наук, искусство управления государством2.

До XIX в. Китай был одним из самых передовых мировых государств и культурным центром Восточной Азии. Со временем он стал проигрывать в экономическом и военном развитии странам Запада и США, стал объектом их колониальной экспансии и превратился в полуколонию. 1 октября 1949 г. была провозглашена Китайская Народная Республика. Избрав в конце 80-х годов XX в. эффективный курс экономического и стабильного политического развития, Китай начал со временем серьезно конкурировать с ведущими странами мира в области экономики, науки, космоса, обороны и др. Сегодня это вторая держава мира по экономическому потенциалу.

КНР является ведущим государством конфуцианской цивилизации, которая охватывает страны наиболее динамично развивающегося, колоссального по своему природному и человеческому потенциалу дальневосточного макрорегиона, включающего также Тайвань, Японию, Республику Корею, КНДР, Вьетнам, Сингапур и др. Характерной особенностью этой цивилизации является ее неотрадиционалистская, преимущественно конфуцианская политическая и культурная матрица. Сердце конфуцианской цивилизации - Китайская Народная Республика, Республика Китай (Тайвань)3 и Республика Корея (Южная Корея).

Страны конфуцианской цивилизации вот уже более трети века демонстрируют значительные успехи в социально-экономическом развитии независимо от специфики политического устройства: достигнутые результаты процесса модернизации в КНР, с экспортно-рыночной моделью экономики и преимущественно однопартийной политической системой, впечатляют не меньше, чем на-

учно-техническое «чудо» постиндустриальной, многопартийной, неотрадиционалистской, синтоистско-конфуцианско-буддийской Японии, сохранившей институт монархии.

Общей социокультурной основой развития большинства государств Восточной Азии является замешанная на конфуцианстве и даосизме система общественных отношений, социальных и политических институтов. Она образует некоторое структурное ядро, которое и определяет социокультурный характер модернизационных сдвигов, задает тон в жизни общества и государства. В результате отлаженный веками мощный конфуцианский социальный генотип срабатывает во многом как бы автоматически. Патриотизм, дух просвещенного патернализма, развитое чувство долга и ответственности, высокая культура труда, организованность и элементы коллективизма, стремление к личному и общественному совершенствованию - все эти и другие элементы конфуцианской морали, этики и управленческой культуры в значительной степени способствовали прогрессу Японии, быстрому экономическому развитию так называемых малых драконов: Гонконга, Тайваня, Южной Кореи, Сингапура, Малайзии, выдающимся социально-экономическим достижениям и возвышению Китайской Народной Республики.

Суть конфуцианства сводится к следующим максимам: стремлению к гуманности, добродетельности, справедливости, умеренности, учтивости, мудрости, искренности, исполнению долга, самосовершенствованию, уважению ритуала и традиций, просвещению, сохранению народа и др4.

Максимы Конфуция

Человек расширяет Путь, а не Путь расширяет человека.

Владеть собою настолько, чтоб уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желали бы, чтобы с нами поступали, -вот что можно назвать человеколюбием. Выше этого нет ничего.

Если наставлять добродетелью и поддерживать порядок посредством ритуала, люди будут знать, что такое стыд, и будут вести себя пристойно.

Секрет доброго правления: правитель да будет правителем, подданный - подданным, отец - отцом, а сын - сыном.

Когда верхи чтят ритуал, никто из простолюдинов не посмеет быть непочтительным; когда верхи чтят долг, никто из простолюдинов не посмеет быть непокорным; когда верхи любят честность, никто из простолюдинов не посмеет быть нечестным.

Когда богатства распределяются равномерно, то не будет бедности.

Когда в стране царит гармония, то народ не будет малочислен.

Когда царит мир в отношениях между верхами и низами, не будет опасности свержения правителя.

Если музыка и ритуал процветают, наказания не применяются надлежащим образом.

Если выдвигать справедливых, устранять несправедливых, народ будет повиноваться.

В кругу семьи почитай родителей. Вне семьи почитай старших. Будь честен и милостив с людьми, возлюби добро. Если, соблюдая эти правила, ты еще будешь иметь досуг, используй его для учения.

Мера наслаждения определяется уровнем воспитания.

В основу конфуцианства заложен принцип постоянного совершенствования всех его участников по мере взросления, в силу обучения, воспитания, овладения наукой и т. д. Одно поколение (20 лет) следует за другим, три поколения составляют шестидесятилетний цикл, который входит в еще более крупную циклическую систему (300 лет). Идеи постоянного самосовершенствования, осмысления и достижения порядка органично вписаны в традиционный китайский (восточный) циклический календарь (12 лет по пять циклов и/или срок жизни трех поколений) и становятся, по сути, бесконечными.

В конфуцианстве особое внимание уделяется принципу добродетели - «дэ». Этот принцип распространяется и на людей, причастных к управлению. Так, управляющие верхи должны быть совершенными («цзюнь-цзы») и подчинены строгим нормам ритуала - «ли»: чувству долга, справедливости, стремлению к знаниям, верности, уважению к старшим, гуманному отношению к подчиненным. Мудрый, благородный руководитель всегда идет путем («дао» - путь, служение) выполнения долга и готов к отставке. Конфуций отмечал значение четкой организации и формализации естественной деятельности с тем, чтобы каждый соблюдал свои обязанности и находился на отведенном ему месте, должности, посту. Конфуцианцы считали обязательным опосредование законов нравственно-этическими нормами и традициями воспитания.

Понятие «жэнь» («гуманность» и «человечность»), которое в доконфуцианский период распространялось в основном на сферу межличностных отношений, в трудах Конфуция стало включать различные аспекты политического управления, направленного на поддержание общественной гармонии ненасильственными методами. За добродетели и усердие, по конфуцианским нормам, по-

лагались долгая жизнь, здоровье и богатство в этом мире и добрая память поколений. Просветительско-педагогическая доктрина Конфуция основывалась на принципе равных возможностей: минимальной платы за обучение со стороны неимущих. Особое значение придавалось бережливости. В дискурсе конфуцианской культуры было разработано учение «цзин цзи» (о рациональной экономике). Значительное место в нем отводилось разумной экономии, недопустимости чрезмерных налогов, рационального перераспределения средств в государстве, соблюдению меры в потреблении природных ресурсов, продуктов труда и жизненной энергии самого социума и составляющих его людей как единого целого.

Таблица 1

Максимы рационального управления5

Цели Способы

Наставление народа Улучшение нравов, выбор и обретение достойных наставников, наставления в соблюдении меры потребления. Средство исправления нравов народа - ритуал и конфуцианское образование

Повелевание народом Строгое соблюдение законов и применение метода наград и наказаний

Управление народом С помощью верных сановников и достойных чиновников

Обеспечение народа Создание запасов, поощрение земледелия и «взимание с народа не более установленной нормы»

Конфуцианство явилось особой разновидностью рационализма. Если деятельность пуританина обусловливалась во многом энтузиазмом отдельной личности, то жизнь конфуцианца опосредовалась ритуалом традиции, клановых отношений, долгом, самосовершенствованием. Устойчивость социальных отношений в конфуцианстве, в качестве их обратной стороны, могла выступать тормозом при решении производственных задач, если они не инициировались передовой элитой.

Массовый современный интерес к конфуцианству объясняется двумя базовыми факторами. Во-первых, с ним связывают зримые многообразные социально-экономические и научные достижения государств конфуцианского ареала. Конфуцианство предопределяет принципы художественно-эстетической практики, жизнен-

ной рассудительности и здравого смысла, социальных отношений, управления, повиновения долгу и закону. Во-вторых, считается, что нравственный потенциал конфуцианства способен при его реализации в известной степени демпфировать крайности либерализма, индивидуализма, бездуховности и иных пороков; способен содействовать гармонизации общественных отношений как внутри стран, так и в мировой политике.

В конфуцианстве существуют различные направления. Среди ученых и политиков часто обсуждается вопрос о совместимости идей демократического развития общества с конфуцианством. Одни исследователи (С. Хантингтон и др.) отмечают, что традиционное конфуцианство следует считать скорее авторитарной концепцией, чем демократической, несмотря на его гуманистические принципы, и с оговоркой, что оно ни в коем случае не санкционирует авторитарную политическую систему. Так, Япония и Южная Корея сумели обеспечить достаточную степень политического участия и индидивидуальной свободы, не поступившись ни в малой степени своими основополагающими культурными ценностями. В этом же направлении происходит развитие и Тайваня6. По-разному можно понимать также и традиционный конфуцианский акцент на роли согласия и сотрудничества, а не на разнообразии мнений и конкуренции.

Другие исследователи, например Ф. Фукуяма, выделяют те сферы общества, где конфуцианство не противоречит демократическим преобразованиям7. Среди них: традиционная конфуцианская система конкурсных государственных экзаменов для отбора претендентов на должности в госаппарате; введение особой, контрольной власти в системе разделения властей; внимание к образованию и просвещению (высокий образовательный уровень является важной основой демократического развития); стремление к постоянному самосовершенствованию и обучению; роль большой семьи как своеобразного института гражданского общества; значение базовых семейных ценностей семьи и их распространение на все сообщество и управление; определенная толерантность конфуцианства и его открытость к новациям и др.

Конфуцианские принципы сыграли важную роль в формировании китайской экономической стратегии. Среди них: опора на собственные силы и поддержка национальных производителей, сочетание модернизации с интересами развития китайского общества, массированное «конкурентно-экспортное» вхождение Китая в мировой рынок при защите национальных интересов и культуры, устойчивость национальной валюты и самые большие запасы дол-

ларов в мире после США (3 млрд), наличие в стране единого центра управления хозяйства и его гибкие отношения соподчинения с региональными субъектами.

Все сказанное выше свидетельствует о богатых возможностях конфуцианства в целом как диалектической системе традиционных принципов развития китайской культуры и цивилизации, которые всегда открыты для многообразных модификаций и трансформаций, в соответствии с очередными вызовами эпохи и времени, но всегда на национальной почве8.

Следует выделить и то, что большая часть значительных зарубежных инвестиций в Китай представлена прямыми капиталовложениями в сферу материального производства. Кроме того, многие инвестиции имеют ярко выраженный этнический характер - представляют вклады этнических китайцев со всего мира. Подобная техногенно-экспортно-традиционалистско-этническая стратегия нацелена как на сохранение устойчивости и управляемости китайского общества в условиях XXI в., так и на постоянное повышение его конкурентоспособных качествJ в производстве соответствующих видов товаров и услуг, общем усилении геополитического и/или этнокультурного влияния. Ряд ученых полагают, что конфуцианские принципы сегодня играют на Востоке ту же позитивную роль, что в свое время исполняла протестантская этика на Западе.

В последние десятилетия КНР занимает особое место в Восточной Азии и во всем мировом сообществе, что объясняется ее природным, человеческим, индустриально-технологическим, научным, культурным и военным потенциалом, последовательным курсом руководства страны на социально-экономическую модернизацию и достигнутыми результатами9.

КНР - одна из немногих стран в мире, где эффективно осуществляется долгосрочное прогнозирование и планирование, увязанное с соответствующими стратегическими и среднесрочными целями. Творчески учитывается максима Конфуция: «Кто не продумывает далекое, столкнется с неприятностями в ближайшем будущем»10. Стратегическая программа превращения Китая в современную постиндустриальную державу и формирования постиндустриального общества охватывает период в 70 лет - с конца XX в. и до середины XXI в.! Эта стратегия развития (19802050 гг.) включает три этапа.

В период до 2010 г. было намечено создать в КНР «целостную систему социалистической рыночной экономики» и поднять жизненный уровень всего населения до уровня малого благосостояния. Эти цели были реализованы.

Задачи второго (современного) этапа (2011-2030 гг.) состоят в осуществлении развернутой научно-технической революции и создании основ информационного общества.

Третий этап (2031-2050 гг.) должен поднять Китай на постиндустриальный уровень и к середине XXI в. «засыпать падь», отделяющую его от высокоразвитых стран в области экономики и техники.

КНР демонстрирует устойчивые и высокие темпы экономического роста, значительные достижения в сфере промышленности, ракетно-космического производства, электроники, культурной и спортивной жизни. Темпы экономического развития КНР за все последние сорок лет были беспрецедентными (в среднем до 9-10 % в год). Страна имеет самые большие золотовалютные запасы в мире и самый большой объем иностранных инвестиций. Ежегодно в КНР производится около 300 млн компьютеров, 1 млрд мобильных телефонов, более 20 млн автомобилей и т. д. В Китае наибольшее количество пользователей Интернета по сравнению с любой другой страной. В рейтинге ста лучших университетов мира в 2013 г. было восемь китайских (включая Гонгонг и Сингапур). Когда в 2012 г. Нобелевскую премию по литературе впервые получил китайский писатель Мо Янь, то буквально в течение часа все тиражи его книг («Страна вина», «Красный гаолян») были полностью раскуплены в стране. КНР также стала ведущей спортивной державой.

В 2003 г. был успешно осуществлен запуск первого китайского космонавта, и КНР стала третьей в мире космической державой. В июне 2012 г. первая китайская женщина-космонавт Лю Ян и ее коллеги на космическом корабле «Шэньчжоу-9» совершили двухнедельный полет в космос и произвели ручную стыковку двух орбитальных объектов. В декабре 2013 г. китайский луноход «Жемчужный заяц» (в литературе Дальнего Востока тени на Луне ассоциируются с силуэтом зайца) достиг Луны, прилунился, благополучно сошел на поверхность и приступил к исследованию спутника Земли. В 2016 г. планируется высадка китайских космонавтов на Луне, а в 2030 г. - открытие постоянной лунной обитаемой базы КНР.

В соответствии с официальными данными международных организаций КНР к 2007 г. по объему своего внутреннего валового продукта перегнала Японию и вышла по этому показателю на второе место в мире (после США), причем разрыв между ними сокращается: в 2011 г. ВВП США составлял 15,3 трлн долл., а КНР -11,4 трлн долл. В 2010-2015 гг. КНР стала опережать США уже не только по темпам экономического развития (соответственно 8 % и 3 %), но и по объему прироста ВВП.

Среди других стран конфуцианского ареала по объему ВВП можно выделить Японию (4-е место в мире - после Индии, соответственно 4,3 и 4,1 млрд долл.), Южную Корею (14-е), Тайвань (Республика Китай) - 19-е место в мире и др.11

Интересно, что Россия в 2013 г. впервые вплотную приблизилась к ФРГ - 5-е место по объему ВВП (3 млрд долл.), заняв в этом рейтинге 6-е место в мире. Иначе говоря, в первой шестерке государств по уровню ВВП два - представители стран конфуцианского ареала (КНР и Япония), одно - индо-буддийской цивилизации, два - западной, одно - евразийской. Следует уточнить, что 7-е, 8-е и 9-е места занимают Бразилия (Латинская Америка), Великобритания и Франция (снова западноевропейский ареал).

Понятно, что доходы граждан КНР на душу населения в силу более чем миллиардной его численности, разумеется, на порядки ниже, чем в индустриально развитых странах. Но вот что важно: за последние десятилетия в КНР сформировался значительный городской средний класс, насчитывающий более трехсот миллионов человек. Кроме того, государство, передав землю в аренду крестьянам на срок до 90 лет и всячески поддерживая сельское хозяйство, создало необходимые условия для успешного обеспечения населения страны продовольствием, а легкой промышленности - сырьем.

Общий уровень грамотности в КНР, качество образования и науки в среднем пока уступают этим показателям в наиболее развитых странах, но китайцы все успешнее используют у себя наиболее эффективные и продвинутые мировые технологии в этих и иных сферах12.

КНР обладает самым большим человеческим потенциалом на планете в сравнении с другими странами. Дополнительным человеческим фактором успешного экономического развития этой страны является также поддержка ее курса со стороны хуацяо - около 200 млн выходцев из Китая, этнических китайцев за рубежом. Хуа-цяо играют важную роль в аккумуляции финансов и реализации соответствующих бизнес- и иных планов. Среди этнических китайцев - семь лауреатов Нобелевской премии (из них 4 по физике).

По своим географическим размерам КНР занимает 3-е место в мире, после России и Канады13. Самоназвание Китая - Чжун го -означает «Срединное государство». Это смысловое понятие отражает традицию представлений китайцев о самих себе именно как о центре цивилизованного мира. Даже сама картинка иероглифа «чжун» означает центр, середину и сразу «подтягивает» мысль именно к этому смыслу. В определенные исторические периоды Китайской империи ее границы были достаточно обширными.

В современных условиях КНР в целом придерживается своих международно признанных границ. Вместе с тем следует обратить внимание на то, что в научном и официальном дискурсах КНР используются три ее понимания как политико-географического объекта:

1) собственно территория КНР (без Тайваня);

2) «Большой Китай» как государство (включая Тайвань, Пе-скадорские о-ва, о-ва Цзиньмэнь и Мацзу);

3) «Большой Китай» как «большая китайская цивилизация» -весь китайский цивилизационный ареал, включая многочисленные китайские диаспоры по всему миру и вытекающие понятия: «экономико-культурная сфера большого Китая», «экономическая сфера большого Китая» и др.14

В 1995 г. военный отряд КНР захватил Парасельские острова (ранее были у Вьетнама), а затем один из островов Спратли (ранее - у Филиппин). В результате площадь китайских морских владений в этом регионе многократно увеличилась. В 2012 г. КНР предъявила претензии к Японии по поводу пяти взятых в 1945 г. под ее контроль островов Сенкаку (на кит. - Дяоюйдао), где были найдены большие залежи газа. Эта позиция КНР была поддержана Тайванем.

Современный Китай руководствуется стратегической программой развития страны до 2020 г., которая выстроена на основе двух концепций: «научного развития» и «социальной гармонии». Согласно первой, экономика КНР должна отойти от сложившейся в 90-е годы XX в. модели роста за счет экспорта дешевых товаров и сконцентрироваться на разработке собственных передовых технологий. Другим источником роста должно стать увеличение внутреннего потребления. Наконец, важными задачами объявлены укрепление рынка, реформа госпредприятий и постепенный демонтаж государственных монополий. В итоге к 2020 г. Китай должен увеличить ВВП в четыре раза по сравнению с 2000 г.

Четвертая модернизация Китая (после аграрной, индустриальной и военной) - это эффективное использование достижений НТР, научно-техническая и технологическая постиндустриальная модернизация. Характерно, что обучение и особенно повышение квалификации ученых и управленцев обычно ведется за рубежом в ведущих мировых центрах; с 1996 г. управленческий персонал науки и наукоемких производств набирается только по конкурсу. На науку выделяется до 10 % бюджета - это один из самых высоких в мире показателей.

Этот курс призван уберечь Китай от общественных потрясений вроде «цветных революций». Дело в том, что реформы в КНР

в основном коснулись горожан и жителей восточных приморских провинций, в то время как почти 800-миллионное китайское крестьянство во многом так и не вкусило плодов преобразований. Выход руководство КНР видит в создании среднего класса, для чего государство усилит поддержку малого бизнеса, а также увеличит финансирование бюджетников15.

XVIII съезд КПК (ноябрь 2012 г.) избрал новое, пятое, поколение руководителей страны во главе с Си Цзиньпином16. Прежнее поколение, во главе с Ху Цзиньтао, традиционно подготовило естественное для КНР обновление руководства. В решениях съезда поставлена задача удвоения ВВП к 2020 г. Следуя принципу тройного представительства, партия должна постоянно представлять требования развития передовых производительных сил Китая, прогрессивное направление передовой китайской культуры, коренные интересы самых широких слоев китайского народа. В качестве долгосрочной цели планируется к 100-летию КНР (т. е. к 2049 г.) превратить Китай в «богатое, могущественное, демократическое, цивилизованное и гармоничное модернизированное социалистическое государство».

В свое время президент США Р. Рейган заметил, что «Америка никогда не уступит ни одной стране мира первенство в информационных, военных и банковских технологиях, ибо потеря даже одного из этих приоритетов "технологической безопасности" аналогична проигрышу в войне». По первым двум направлениям КНР уже начала реально конкурировать с США, а в 2016 г. предполагает сделать юань конвертируемой валютой. Будущее покажет, сможет ли конфуцианская цивилизация должным образом ответить на вызовы XXI в., совершенствуя свою систему ценностей и неуклонно расширяя человеческий, научно-технологический и культурный ареал во времени и пространстве.

Примечания

См.: Сигэки Каидзука. Конфуций: Первый учитель Поднебесной. М., 2004. См.: Фукуяма Ф. Сильное государство: Управление и мировой порядок в XXI в. М., 2006. С. 6.

Китайская Республика (ее часто называют по столице Тайвань, что означает в переводе с кит. «удобная бухта») как современное государство образовалась в результате поражения в гражданской войне 1946-1950 гг. партии Гоминьдан и части китайской элиты, которая переместилась на этот остров. США и страны Запада изначально поддерживали и поддерживают Тайвань, пытаясь противо-

поставить его КНР. Тайвань ранее даже входил в Совет Безопасности ООН, но в 1971 г. это место было передано КНР, которая проводит по отношению к Тайваню взвешенную политику: «Одна нация, два государственных устройства» - и не вполне признает его суверенитет.

4 См.: Мудрость Конфуция: Афоризмы и изречения. М.: Олма-Медиа-Групп, 2014.

5 См.: Искусство властвовать / Пер. с кит. Г.В. Зиновьева. М., 2001.

6 См.: Huntington S. Democracy's Third Wave // Journal of Democracy. 1991. № 2. P. 24.

7 См.: Fucuyama F. Confucianism and Democracy // Journal of Democracy. 1995. Vol. 6. № 2. P. 28.

8 См.: Киндж Д. Китай, который потряс мир / Пер. с англ. И.В. Кузнецова. М.: ACT, 2008.

9 См.: Naisbitt J, Naisbitt D. China's Megatrends: The 8 Pillars of A New Society. N. Y.: HarperCollins Publishers, 2010.

10 Конфуций. Лунь юй. СПб., 2000. С. 112.

11 См.: Irkhin Y.V. Global Development, Waves and Periods in 2000, 2020 and 2040 // Problems of Contemporary World Futurology / Ed. by V.I. Yakunin. Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publishing, 2011. P. 315-325.

12 См.: Kynge J. China Shakes the World: A Titan's Rise and Troubled Future - and the Challenge for America. N. Y.: Houghton Mifflin, 2006. P. 7.

13 Территория РФ составляет 17075 тыс. км2, Канады - 9976, КНР - 9596, США -9518, Бразилии - 8511, Австралии - 7686, Индии - 3287, Аргентины - 2766, Казахстана - 2727.

14 См.: Тимофеев О.А. Эволюция концепции государственного суверенитета в Китае // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2012. № 2. С. 115-116.

15 См.: Кондрашова Л.И. Прогнозы экономического развития Китая // Научный эксперт. 2012. № 7. С. 101.

16 Генеральный секретарь КПК и Председатель ЦВС Си Цзиньпин родился в 1953 г., закончил престижный пекинский университет Циньхуа (химик-технолог), имеет степень доктора по юриспруденции, был вице-мэром г. Сямэнь в свободной экономической зоне (недалеко от Тайваня), и. о. губернатора провинции Фузцянь, секретарем Шанхайского горкома КПК, затем стал членом высших партийных органов, с 2008 г. - зампредседателя народного правительства КНР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.