Лю Фанфэй
Аспирант факультета Истории международных отношений и внешней политики Санкт-Петербургского государственного университета.
Роль конфуцианства в формировании основ китайской дипломатии
На сегодняшний день важную роль в международном сотрудничестве играет Китай. Китай - страна древней истории, культуры, философии; одна из древнейших цивилизаций, просуществовавшей тысячелетия и сохранившей, несмотря на все катаклизмы, свою целостность и своеобразие. Китай имеет крайне богатую и разнообразную культуру. Конфуцианство -это религиозное учение, основанное и разработанное Конфуцием (Кун-цзы) в 6 веке до н.э. и возникшее в Древнем Китае через 300 лет после смерти Конфуция. Конфуцианство является смешением традиционной культуры, коммунистических идей и пост-модернистского влияния, связанного с процессами глобализации. Конфуцианство является старейшим и величайшим объектом, достоянием культурного наследия в Китае, даже в мире. Оно, как морально-нравственная, социальная и политическая философия, возникло на основе учения древнего китайского философа Конфуция (551 до н. э.— 479 до н. э.) и его педагогической деятельности.
Основатель учения - Конфуций - выдвинул идею сплочения членов семьи, коллектива, объединения государства и народа. В конфуцианстве - это совершенствование и просвещение человека на основе комплекса нравственных норм, которые определяют поведение человека в системе отношений: правитель - подданный, отец - сын, муж - жена. Цель этого - обеспечение стабильности в обществе и социального порядка. Идейные основы будущего конфуцианского учения начали формироваться еще до периода Чуньцю - «Весны и осени» 722-481 до н.э.).
Конфуцианство стало популярным в династии Хань 206 до н. э.—220 н. э.), и стало направлением для метафизического учения. К концу династии Хань проявилось стремление к знанию и реконструкция социальной структуры, направленных на продвижение замены основных положения конфуцианства идеями даосской и буддийской философии. Хотя кон-
(О;
фуцианство в эпоху династии Тан (М$Я 18 июня 618 — 4 июня 907) возродилось, но стало более светским. После этого конфуцианство стало важным содержанием Кэцзюй (^^государственные экзамены в императорском Китае — неотъемлемая часть системы конфуцианского образования, обеспечивавшая местным элитам доступ в государственный бюрократический аппарат). Тем не менее, в результате Синьхайской революции 1911 г., в итоге которой династия Цин была свергнута, и отмены Кэцзюй, конфуцианство потерял свое служебное положение.
На протяжении многих эпох китайские правители руководствовались принципом единения государства и народа. Этот принцип лёг в основу современной политики Китая.
Внешняя политика Китая
Китай проводит самостоятельную независимую мирную внешнюю политику. На основе «Пяти принципов», Китай установил отношения со 174 государствами мира. Руководствуясь идеологией добрососедства, Китайская внешняя политика в отношении соседей достигла значительных мировых успехов.
Основная опора международных отношениях КНР - это укрепление сотрудничества со странами третьего мира. Основная государственная политика КНР - это твердо держаться открытости внешнему миру, активно развивать сотрудничество со всеми странами на основе равенства и взаимной выгоды.
После конфликта между Китаем и Индией из-за Тибета, начавшегося в 1949 году, отношения были нормализованы в 1954 году подписанием индийско-китайского соглашения о Тибете. В этом соглашении были провозглашены пять так называемых принципов «панча шила» («пять принципов»):
1.Взаимное уважение территориальной целостности и суверенитета.
2. Ненападение.
3. Невмешательство во внутренние дела.
4. Равенство и взаимная выгода.
5. Мирное сосуществование.
Китай считает, что «пять принципов» должны применяться не только между Китаем и Индией, но и в широких международных отношениях. Пять принципов мирного сосуществования представляют собой единое целое, где все взаимно связано, взаимно друг друга дополняет, неотделимо друг от друга.
Взаимное уважение суверенитета и территориальной це- р лостности, взаимное ненападение, невмешательство во внутренние дела друг друга - эти три принципа есть самая основная норма разрешения межгосударственных политических отношений.
После 3-го пленума ЦК КПК 11-го созыва внешняя политика КНР произошла значительное упорядочение. 13 декабря Дэн Сяопин на заседании выступил со знаменитой речью «Освободить ум, искать правду в фактах, в единстве смотреть вперед».1 В нем была установлена идеологическая линия «освобождение ума и поиск правды в фактах», решительно прекращено использование лозунга «классовая борьба как ключевое звено», было принято исторически важное решение о перемещении центра партийной и государственной работы на экономическое строительство и ведение политики реформ и открытости.
Далее, на 4-м пленуме ЦК КПК 16-го созыва, было отмечено, что в период одиннадцатой пятилетки модель развития Китая будет оказывать большое влияние на мировое развитие, поэтому концепция научного развития поможет Китаю достичь «гармоничного развития» в стране и «мирного развития» в масштабах всей планеты.2
В апреле 2005 г. Председатель КНР Ху Цзиньтао на АфроАзиатском саммите в Джакарте впервые выдвинул предложение о «совместном строительстве гармоничного миропорядка», позднее на праздновании 60-летия ООН Ху Цзиньтао системно развил новую концепцию «строительства гармоничного миропорядка, где будут царить прочный мир и всеобщее процветание».
Конфуцианские идеи в дипломатии КНР
Во-первых, концепция «гармоничного мира» воплощает мнение конфуцианства о необходимости «дорожить миром». Уважать многообразие мира, способствовать демократизации международных отношений и стараться обеспечивать себе мирную международную обстановку и хорошую среду в
1 Координаты времени и пространства реформы: от 3-го пленума ЦК КПК 11-го созыва до 3-го пленума ЦК КПК 18-го созыва http://russian.china.org.cn/ ехс1и81уеАх1/2013-11/12/соп1еп1_30569937.Ыш
2 На пятом пленуме ЦК КПК 16-го созыва рассматривается 11-й пятилетний план http://russian.china.org.cn/russian/223071.htm
окружности. Это значит предпосылка и цель для Концепцией «Гармоничного Мира».
Конфуцианство подчеркнет, что «дорожить миром», «гармонизировать десять тысяч соседних стран», «Великий корень Поднебесной — середина, Гармония — всепроникающее Дао Поднебесной». По существу, идеи конфуцианства являются мирной культурой. Генеральный секретарь Ху Цзинь-тао неоднократно отмечал, что «Сегодня социалистический Китай, обращенный лицом к модернизации, ко всему миру и будущему, стоит во весь свой гигантский рост на востоке нашей планеты».3
В прошлом и в настоящем основная концепция политико-философской мысли Китая является Хэ (мир). Правительство Китая стремится подчёркивать концепцию «гармоничного мира» и направлять ее на постепенный подъём Китая.
Во-вторых, в концепции «гармоничного мира» и «пяти принципов» воплощается мнение о «доброжелательности к соседям» как о самом ценном качестве государства. Искренность и честность в отношениях к соседям - основа государства. Взаимовыгода с соседями - мораль государства. Снисходительность для обеспечения стабильных отношений с соседями - это духовная составляющая государства».4
На протяжении длительного периода Китай и все страны рядом жили в мире и согласии, развивали взаимовыгодный обмен, сформировав сообщество общей судьбы, основанное на том, что жизнь каждого отражается в жизни всех, а жизнь всех отражается в жизни каждого.
Начиная с 16-го созыва ЦК КПК, правительство Китая выдвинуло идею «рассматривать соседей доброжелательно, в качестве партнеров», «придерживаться добрососедства, стабильности и совместного процветания с соседними странами». А это выдвинет и развивает то, что Мэн-Цзы говорил об отношениях с соседом. В то же время это является творческим мышлением с использованью мысли «доброжелательность к соседям - самое ценное качество государства.» в современном обществе. Во-третьих, в концепции «гармоничного мира» и «пяти
3 Доклад Ху Цзиньтао на 17-м съезде КПК (полный текст) Ы1р://ги881ап. china.org.cn/china/archive/shiqida/2007-10/25/content_9120930_4.htm
4 Добрососедство и дружба Китая и России демонстрируют концепцию
«близость, искренность, взаимовыгода и снисходительность (^-ЙЙ^Мс^М^Ж
¿У Ш) http://russian.china.org.cn/exclusive/txt/2013-12/10/content_30855379.htm
>оА
№
принципов» воплощается идея о том, чтобы «ладить со средой, р. но не отождествляться с ней». Это то, что Конфуций сказал в «Лунь юй»: «Учитель сказал: Благородные живут в согласии (с другими людьми), но не следуют за ними, низкие - следуют (за другими людьми), но не живут с ними в согласии».5
На Бандунгской конференции (прошла в 1955 г.) было отмечено, что идеология и общество государств-участников сильно отличаются друг от друга. Среди участников есть и социалистическое государство, и националистический республиканский союз, и капиталистическое государство. В связи с существованием разных точек зрения у каждого из этих государств конференция прошла в спорах и дискуссиях, и отношения между государствами почти разорвались. В этом момент премьер КНР Чжоу Энлай выдвинул «пять принципов»: стремление к тому, что объединяет при сохранении отдельных расхождений. Благодаря его стремлению, конференция продвигалась успешно. Можно говорить, что премьер КНР Чжоу Энлай с концепцией «пяти принципов» использовал твёрдый курс на «золотую середину» и получил большой успех.
Председатель КНР Дэн Сяопин, провозгласив политику рыночных реформ внутри страны и ее открытости внешнему миру, выдвинул стратегию «социалистической модернизации с китайской спецификой». Он оценивал момент и анализировал обстановку, отбросил менталитет холодной войны, выбрал дорогу реформ и открытости для КНР. Это согласуется с тем, что написано в «Чжун юн»: Чжунни (Конфуция) сказал: «Благородный муж следует середине, маленький человек превратно следует середине. Следование середине благородного мужа состоит в том, что он, будучи благородным мужем, всегда находится в середине...».6 Согласно концепции «гармоничного мира», многообразие человеческих цивилизаций делает этот мир ярче, многообразие способствует обменам, которые ведут к интеграции, а интеграция открывает возможности для прогресса.7 Каждая ци-
5 Лунь юй Цзы Лу http://e-libra.ru/read/160919-lun-yuj.html
6 Конфуцианское «Четверокнижие» («СЫ ШУ») Переводы с китайского и комментарии А.И. Кобзева, А.Е. Лукьянова, Л.С. Переломова, П.С. Попова при участии В.М. Майорова http://lukashevichus.info/knigi/konfutsiansk_chetveroknizhie.pdf
7 Совместное формирование новых партнерских отношений сотрудничества и взаимного выигрыша, создание сообщества единой судьбы. Выступление председателя КНР Си Цзиньпина в ходе дебатов на 70-й Генассамблее ООН
http://ru.china-embassy.org/chn/eyxxs/tl322154.htm
а I
вилизация несет в себе интеллект и вклад различных наций, и ни одна из цивилизаций не имеет преимущества перед другими, не может быть выше или лучше других. Цивилизации должны осуществлять диалог и обмены, не пытаясь исключать и заменять собой друг друга. История человечества подобна грандиозному полотну, на котором отобразился процесс активных обменов, взаимных заимствований и интеграции разных цивилизаций.
Мы должны уважать все цивилизации и относиться к ним как к равным, мы должны учиться друг у друга, собирая и накапливая самое ценное, ускоряя, таким образом, созидательное развитие общечеловеческой цивилизации. Мы должны способствовать международному сотрудничеству одновременно в экономической и социальной области, а также целостно подходить к решению традиционных и нетрадиционных проблем безопасности во имя предотвращения и недопущения войны.
В-четвертых, в концепции «гармоничного мира» и «пяти принципов» воплощается мнение о том, что «надо распространять Ван Дао (правление совершенного правителя), и отбросить Ба Дао (принцип управления силой и страхом)». Китай непреклонно придерживается оборонительной военной политики, выступает за то, что межгосударственные конфликты могут решиться на мирное разрешение, китайское правительство будет всегда противостоять угрозе применения военной силы.
В целом вклад Китая (причем всего нескольких его провинций) в военную мысль - огромный. Последние 2000 лет в том или ином виде бытует поговорка - «трактаты по военному искусству делятся на две категории, Сунь-У (Сунь Цзы) и комментарии».
Китайская угроза, конечно, есть, но из-за влияния конфуцианства и идеи о том, что «надо распространять Ван Дао (правление совершенного правителя), и бросать Ба Дао (принцип управления силой и страхом)», Китай и китайские люди любят мир и ценят мир. Хотя мы находимся перед серьёзной международной и национальной ситуацией, мы стремимся к соединению народов по гармоничному методу.
Список литературы:
1. Координаты времени и пространства реформы: от 3-го пленума ЦК КПК 11-го созыва до 3-го пленума ЦК КПК 18-го созыва http://russian.china.org.cn/exclusive/ 1х1/2013-11/12/соп1еп1_30569937.Ы:т.
№
2. На пятом пленуме ЦК КПК 16-го созыва рассматривается 11-й пятилетний план http://russian.china.org.cn/russian/223071.htm.
3. Добрососедство и дружба Китая и России демонстрируют концепцию близость, искренность, взаимовыгода и снисходительность ('И^Й^Мс^М^Ж "^ïA.fe-S-" 30 http://russian.china.org.cn/exclusive/txt/2013-12/10/content_30855379.htm.
4. Доклад Ху Цзиньтао на 17-м съезде КПК (полный текст) http://russian.china.org.cn/ china/archive/shiqida/2007-10/25/content_9120930_4.htm.
5. Конфуций Лунь юй/Библиотека «Альдебаран» http://lib.aldebaran.ru.
6. Конфуцианское «Четверокнижие» («СЫ ШУ») Переводы с китайского и комментарии А.И. Кобзева, А.Е. Лукьянова, Л.С. Переломова, П.С. Попова при участии В.М. Майорова http://lukashevichus.info/knigi/konfutsiansk_chetveroknizhie.pdf.
7. Совместное формирование новых партнерских отношений сотрудничества и взаимного выигрыша, создание сообщества единой судьбы. Выступление председателя КНР Си Цзиньпина в ходе дебатов на 70-й Генассамблее ООН
#■) http://ru.china-embassy.org/chn/eyxxs/tl322154.htm.
8. Бирюков C.B., Рябова Е.Л. «Турецкий гамбит» Тайипа Эрдогана / Этносоциум и межнациональная культура. 2015. №9 (87). с. 94-99.
9. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Взаимосвязи международной журналистики и международной аналитики: российский опыт / Этносоциум и межнациональная культура. 2015. №8 (86). с. 154-161.
10. Маркарян В.Р., Смирнова М.И. Этнос и этническая идентичность в современной науке // Этносоциум и межнациональная культура. 2015. № 4 (82). С. 81 - 87.
Bibliography
1. Coordinates of the time and space of the reform: from the 3rd plenum of the 11th Central Committee of the CCP to the 3rd plenum of the 18th Central Committee of the CCP http:// russian.china.org.cn/exclusive/txt/2013-ll/ 12 / content_30569937.htm.
2. At the Fifth Plenum of the 16th Central Committee of the CPC, the 11th Five-Year Plan is considered http://russian.china.org.cn/russian/223071.htm.
3. The good-neighborliness and friendship of China and Russia demonstrate the concept of «proximity, sincerity, mutual benefit and indulgence» (^^B^McfcH^ ji. "^i&J^S" 3Q (http://www.china.org.cn/exclusive/txt/2013- 12/10 / content_30855379.htm.
4. Report of Hu Jintao at the 17th Congress of the CCP (fiill text) http://russian.china.org.cn/ china/ archive/ shiqida/2007-10/25/content_9120930_4.htm.
5. Confucius Lunyu / Library «Aldebaran» http://lib.aldebaran.ru.
6. Confucian «Chetveroknizhie» («SYU SHU») Translations from the Chinese and comments by A.I. Kobzeva, A.E. Lukyanova, L.S. Perelomova, P.S. Popova with the participation ofV.M. Mayorov http://lukashevichus.info/knigi/konfutsiansk_chetveroknizhie.pdf.
7. Joint formation of new partnerships of cooperation and mutual benefit, creating a community of one destiny. Speech by President Xi Jinping during the debate at the 70th UN General Assembly ft^lA^ —¿¡H± N" http://ru.china-em-bassy.org/ chn/ eyxxs/t1322154.htm.
8. Biryukov S.V., Ryabova E.L. «Turkish Gambit» of Tayip Erdogan / Etnosotsium and international culture. 2015. №9 (87). p. 94-99.
9. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. The interconnections of international journalism and international analytics: Russian experience / Etnosotsium and international culture. 2015. №8 (87). p. 154-161.
10. Markaryan V.R., Smirnova M.I. Ethnicity and ethnic identity in modern science // Etnosotsium and international culture. 2016. № 4 (82). P. 81 - 87.