Научная статья на тему 'Исторические корни концептуального обоснования современного внешнеполитического курса кнр'

Исторические корни концептуального обоснования современного внешнеполитического курса кнр Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
710
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ / ФИЛОСОФСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОГО КУРСА / China / cultural traditions / philosophies / foreign policy / foreign policy continuity

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ян Юйхэн

Статья посвящена характеристике историко-философских воззрений, сказавшихся на процессах формирования концептуальной базы современного внешнеполитического курса КНР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL ROOTS OF THE CONCEPTUAL BASIS OF THE PRC"S CONTEMPORARY FOREIGN POLICY

The article is devoted to the description of historical and philosophical beliefs which have influenced the forming of the Chinese modern foreign policy conceptual basis.

Текст научной работы на тему «Исторические корни концептуального обоснования современного внешнеполитического курса кнр»

380

История внешней политики и экономических связей Китая

Ян Юйхэн'

ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ КОНЦЕПТУАЛЬНОГО ОБОСНОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОГО КУРСА КНР

Аннотация. Статья посвящена характеристике историко-философских воззрений, сказавшихся на процессах формирования концептуальной базы современного внешнеполитического курса КНР.

Ключевые слова: Китай; культурные традиции; философские воззрения; внешняя политика; преемственность внешнеполитического курса.

Внешняя политика любого государства формируется в соответствии с превалирующим в нем пониманием общей картины мира, а также собственных глобальных и/или региональных интересов. Само это понимание вызревает под влиянием произошедших в стране исторических событий, ее философских и культурных особенностей, общего менталитета. Таким образом проявляется внутринациональная преемственность и сквозьвременная логичность.

Как правило, философские и культурные традиции не исчезают под воздействием социально-экономических трансформаций. Наоборот, порой они способны стать причиной социаль-

Ян Юйхэн, аспирант ИДВ РАН.

Исторические корни концептуального обоснования...

381

ных изменений в стране и способствовать им. В свою очередь, изменения в структуре и системе общественных и хозяйственных отношений могут привести к переоценке значения различных культурных феноменов и мировоззренческих концепций, а также стимулировать развитие новых культурно-философских явлений. Это происходит потому, что культура, диалектичная по своей природе, нуждается в изменении и обновлении социального бытия. Политико-экономические перемены дают новый импульс развитию духовной жизни общества1.

Особенностью китайской традиционной философской культуры является то, что она непрерывно и неуклонно развивалась с древних времен и до наших дней. Классическая китайская философия неотъемлема от истории страны, она глубоко интегрирована в национальный менталитет. Со дня провозглашения КНР в 1949 г. и до настоящего времени дипломатическое мышление Китая несет на себе заметный отпечаток традиционных философских воззрений. Они в той или иной степени находят отражение в различных аспектах дипломатической активности и внешней политики страны в целом.

* * *

В китайской истории период VIII—III вв. до н. э. — эпохи Весен и осеней (Чуньцю): Сражающихся царств (Чжаньго) — характеризовался территориальной раздробленностью страны: существованием на земле Китая целого ряда царств (княжеств), ведших междоусобные войны на протяжении 500 лет.

Во время правления династии Восточная Чжоу (770—256 гг. до н. э) в китайском обществе произошли серьезные изменения. Опишем некоторых из них.

Благодаря ускорившемуся в тот период экономическому развитию китайских царств в них сформировалась общественная прослойка, свободная от постоянного тяжелого физического труда и имевшая достаточно времени для интеллектуальной деятельности. Наука и материально-техническая база общества получили заметное развитие: астрономия, математика, оптика, акустика, механика, медицина достигли высокого по тем време-

382

История внешней политики и экономических связей Китая

нам уровня. Научные и технические достижения обогатили духовный мир народа и способствовали росту его уровня жизни. В силу этого доселе низкий социальный статус «интеллектуалов» повысился. Население, в том числе гражданское, обрело возможность получать образование не только в государственных, но и в частных школах.

Государство не вмешивалось в процессы образования и иной умственной деятельности. Сфера просвещения развивалась независимо от активности политических институтов. Появились интеллектуалы, создававшие письменные труды, в которых анализировались текущие события, излагались различные точки зрения, происходил обмен идеями, причем с учетом интересов различных социальных групп. Научно-философские группы не ориентировались на власть и не обслуживали интересы социальной «надстройки». Если их идеи и предложения оказывались востребованы властью, то эти группы продолжали свою работу на месте, а если нет — то они перемещались в другие княжества, где их деятельность довольно успешно продолжалась.

Политическая жизнь общества, при всей ее важности, также претерпевала определенные изменения. Влияние высшей феодальной аристократии на простое население снижалось. В эпоху династии Восточная Чжоу во многих вассальных государствах разразились социальные волнения и войны, продолжавшиеся 549 лет (770—221 гг. до н. э.). Монархи вассальных княжеств, стремившиеся обрести суверенный статус, а то и объединить под своим началом соседние территории, начали активно приглашать ученых и мыслителей, проповедывавших идеологию процветания единой мощной страны. В результате были созданы условия для развития немалого количества философских школ. Это явление получило название «Сто школ».

«Сто школ» — образное и не совсем точное выражение, которое, тем не менее, передает смысл происходивших процессов, отражавших появление и эволюцию нескольких мировоззренческих и просветительских учений. Более правильно говорить о

2

«девяти течениях, десяти школах», к которым относятся :

• конфуцианство, или, более точно, — школа классицистов/ ритуалистов;

Исторические корни концептуального обоснования...

383

• даосизм, с его концепцией неделания (ненасилия) обнаруживает близость к легизму;

• моизм — школа, наиболее близкая к представлению об организованном учебном институте полурелигиозного свойства: объединяла выходцев из низших слоев общества, противник пышных аристократических ритуалов;

• легизм («школа законников»), противник конфуцианского традиционализма;

• натурализм — направление, позднее слившееся с даосизмом: уделяло особое внимание учению о пятичленной структуре, определяющей основные параметры мироздания (дерево, огонь, вода, земля, металл);

• школа дипломатии — «вертикального и горизонтального альянсов»;

• школа имен, представленная такими мыслителями, как Дэн Си, Хуэй Ши, Гунсунь Лун. Основная проблематика этой школы — соотношение «имен и реалий» (мин-ши). В историко-философской литературе школу также называют школой номиналистов и школой диалектиков. Считается, что наряду со школой моистов и конфуцианством она активно участвовала в формировании логического подхода в китайской философии;

• школа сельского хозяйства, проповедавшая идеи крестьянской утопической общинности и эгалитаризма;

• «эклектика» — библиографический раздел, в котором были помещены трактаты, совмещающие учения многих школ;

• «малые школы».

Помимо этих десяти школ также упоминались:

• школа военных/стратегов;

• школа терапевтов;

• школа заклинателей/геомантов, сливающаяся с предыду-

« 3

щей и позднее впитанная даосизмом .

Этим школам были не чужды идеи справедливого социального устроения внутри государства и миролюбия в его внешней политике. Каждое направление проповедывало свои понятия и категории, прошедшие испытание на «выживание» в период 500-летней войны. Эти категории противоречили друг другу, но зачастую находили точки соприкосновения и сливались в еди-

384

История внешней политики и экономических связей Китая

ные понятия. Квинтэссенция многих категорий дошла и до наших дней. Соответствующие идеи глубоко укоренились в общественной и интеллектуальной жизни Китая, не утратив своей актуальности и доныне. Так, конфуцианство, даосизм и моизм продолжают оказывать глубокое воздействие на современную внешнюю политику КНР.

Даосизм имеет особое значение в истории Китая. «Отцом» этого учения является Лао-цзы (примерные годы жизни 604— 531 гг. до н.э.). Лао-цзы был пацифистом. Один из его основополагающих принципов — это, конечно же, мир, отсутствие конфликтов и войн. Философ писал:

«Когда мудрец властителю советы подает,

Как Дао следовать в процессе управления,

Военной силы он не одобряет применения —

Всегда насилие обратно рикошетом бьет.

Там, где прошли войска, один бурьян растет,

И следом за кампанией военной,

Приходят годы бедствий и невзгод.

Поэтому мудрец насилие всегда не добровольно выбирает,

И побеждает лишь тогда, когда его к тому противник вынуждает, Необходимого добившись, дальше не идет.

Он, победив, в самодовольство не впадает,

Добычи, почестей и славы избегает И власти большей от успеха не приобретет.

Ведь тот, кто на такой победе пышно расцветает И много сил приобретает —

Тот одряхлеет рано и умрет.

Несоблюденье Дао сей конец печальный вызывает»4.

Принципы Лао-цзы имеют прямое отношение к концептуальному обоснованию современной внешней политики КНР. Так, после конфликта из-за Тибета, произошедшего в 1949 г., Китаю и Индии — сторонам этого противостояния — удалось нормализовать межгосударственные отношения путем подписания в 1954 г. двустороннего соглашения, согласно которому Индия признавала Тибет неотъемлемой частью КНР. В этом со-

Исторические корни концептуального обоснования...

385

глашении были провозглашены пять так называемых принципов пата шила (мирного сосуществования), а именно:

1. Взаимное уважение территориальной целостности и суверенитета.

2. Ненападение.

3. Невмешательство во внутренние дела.

4. Равенство и взаимная выгода.

5. Мирное сосуществование (о котором и мечтал Лао-цзы).

Позднее эти принципы легли в основу Итогового документа

Бандунгской конференции 1955 г. и были приняты на вооружение Движением ^присоединившихся стран. Можно сказать, что вплоть до настоящего времени внешняя политика Китая основывается на принципах «панча шила»5.Подтверждением этому служат слова Ху Цзиньтао, сказанные им на XVIII съезде КПК в ноябре 2012 г.: «Китай продолжает всесторонне развивать дружбу и сотрудничество со всеми странами на основе пяти принципов мирного сосуществования»6.

По словам Лао-цзы,

«Оружие войны — зловещая примета,

И мудрый государь его поднимет для победы,

Лишь если выбора другого нет.

Он сохраняет самообладание при этом,

И радости не получает от побед.

Как может радовать причина множества смертей?

Тот, кто ликует — понимания не встретит у людей»7.

Лао-цзы были свойственны идеи диалектики, однако мыслитель понимал ее не как борьбу противоположностей, а как их примирение в развитии. А отсюда делались и практические выводы: «Кто любит народ и управляет им, тот должен быть бездеятельным (т. е. не проявлять насилия, не навязывать свою волю. — Я.Ю.)»Н.

Основная идея философии, или этики, Лао-цзы — это принцип бездействия (неделания) и ненасилия. Мыслителем осуждалось всякое насильственное стремление что-либо совершить или изменить в природе или в жизни людей9.

386

История внешней политики и экономических связей Китая

Не забывая об идеях Лао-цзы, КНР всегда выступала против применения силы при решении международных вопросов. Ныне Китай активно содействует шестисторонним переговорам по проблеме ядерной программы Северной Кореи. Кроме того, КНР стоит на позиции решения пограничных споров путем переговоров. Так, например, в результате серьезных и вдумчивых консультаций между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой (14 октября 2004 г.) было подписано Дополнительное соглашение о демаркации российско-китайской государственной границы на восточном ее участке.

Что касается территориальных диспутов между КНР и Вьетнамом, Филиппинами, Японией о принадлежности ряда островов в Южно-Китайском море, Китай предлагает, чтобы все вовлеченные страны, отложив официальные дискуссии, совместно занялись практической разработкой природных ресурсов спорных островов.

Еще один принцип Лао-цзы гласит: «До поры надо скрывать свои таланты, скромно держаться в тени». Мудрец писал:

«Из желудя дуб вырастает в два обхвата толщиной,

Большая башня с кучки начинается земли,

И путь длиной во много сотен ли Берет начало под твоей ногой.

Активный — портит дело, а стяжающий — теряет,

Поспешный — на краю успеха поражение встречает»10.

Однако этот принцип в Китае соблюдали не всегда: так, в 1950-х годах КНР пережила времена «Большого скачка», который представлял собой весьма специфическую экономическую и политическую кампанию, нацеленную на расширение индустриальной базы и резкий подъем экономики страны, но в итоге приведшую к трагическим последствиям для всего китайского народа. В то время Китай на 90 % являлся аграрной страной, остро нуждавшейся в модернизации и индустриализации экономики. Мао Цзэдун обосновывал политику «Большого скачка» марксистской теорией производительных сил, однако попытка этого лидера ускорить экономический рост Китая путем всеоб-

Исторические корни концептуального обоснования...

387

щей коллективизации, подмены профессионализма энтузиазмом, а также принятые неверные решения в области сельского хозяйства обернулись катастрофой: следствием «Большого скачка» стала физическая гибель от 20 до 40 млн человек, что сделало его крупнейшей социальной катастрофой XX в. (наряду со Второй мировой войной).

Другой китайский мыслитель — Мо-цзы (ок. 470—391 гг. до н. э.) в своих трудах говорил о масштабных войнах, требующих мобилизации сотен тысяч людей. Он подчеркивал, что многое зависит от того, короткая ли это война и ограничится ли ее продолжительность несколькими месяцами или же война окажется долгой и продлится годы11. В военное время особо тяжелыми проблемами могут стать недостаток продуктов питания, трудности миграции населения, спасающегося от боевых действий, другие материальные и технические вопросы, способные явиться причиной болезней и смерти людей. При осаде и оккупации городов число жертв обычно весьма велико12. Однако захватчик несет такие же огромные потери, как и жертва агрессии. Любая война приводит к тому, что большое количество людей теряют жилище и становятся беженцами.

Мо-цзы размышлял о том, какую антропогенную катастрофу можно назвать самой разрушительной в современном ему мире, и отвечал на этот вопрос так: «Большие страны нападают на маленькие страны, мощные страны грабят слабые страны, большое количество людей совершает насилие над малым количеством, аристократия презирает и обманывают простых людей. Это также является катастрофой»13. В книге «Мо-цзы» философ писал, что агрессия — это самая большая мировая катастрофа14.

Любая война, происходящая в истории человечества, приносит большую скорбь. В своем знаменитом стихотворении поэт Цао Сун (828—903 гг.) говорил, что «военные подвиги военачальников покрыты многочисленными скелетами»15.

Не только в далеком прошлом, но и в настоящее время войны приносят народам неисчислимые страдания. Многие люди, покидая места боевых действий, вынуждены становиться беженцами. У них нет стабильной работы, они зачастую голодают и подвергаются опасности. Их уровень жизни крайне низок, а смерт-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

388

История внешней политики и экономических связей Китая

ность — высока. Не только люди страдают от войны, но и созданные человечеством духовные и материальные ценности. Так, в результате полувекового противостояния арабского населения Палестины и армии Израиля, палестинские города превратились в руины. Основная причина заключается в том, что стороны не принимают поведенческий код и мировоззрение друг друга.

Мо-цзы полагал, что катаклизмы в отношениях между государствами возникают из-за того, что страны и народы «не любят друг друга». Решение этой проблемы следует искать на пути «всеобщей любви» и «ненаступательности». Идея «всеобщей любви» заключается в том, что будь то государство или же индивидуум, все они должны толерантно относиться к другим расам, культурам, духовным ценностям, убеждениям, общественным системам, религиям и т. д. «Ненаступательность» предполагает существование не агрессивных войн, а сугубо оборонительных. То есть Мо-цзы не исключал войн как таковых, но считал оправданными только оборонительные войны. Философ полагал, что если все страны будут жить согласно его теории, то войны исчезнут и между народами воцарится мир.

Продолжая идеи Мо-цзы уже в наше время, председатель КНР товарищ Ху Цзиньтао в докладе на XVII съезде КПК подчеркивал, что Китай выступает за то, «чтобы народы всех стран общими усилиями продвигали создание гармоничного мира с прочным миром и общим процветанием». Поэтому нужно в политическом плане, «друг друга уважая и друг с другом равноправно консультируясь, совместно продвигать демократизацию международных отношений. В экономическом — друг с другом сотрудничая и друг друга дополняя имеющимися преимуществами, совместно продвигать развитие экономической глобализации в сторону равномерного, для всех выгодного и выигрышного развития. В культурном — учась друг у друга, находя общее при наличии расхождений и уважая многообразие мира, вместе стимулировать процветание и прогресс человеческой цивилизации. В плане безопасности — друг другу доверяя и усиливая сотрудничество, твердо стоять на том, чтобы решать международные споры мирным путем, а не посредством войны, сообща защищать мир во всем мире и поддерживать стабильность»16.

Исторические корни концептуального обоснования...

389

Идеи гармоничного, ненасильственного мира получили свое продолжение в речи Ху Цзиньтао и на XVIII съезде КПК, где китайский лидер отмечал, что «бряцание оружием не ведет к прекрасному миру. Да — миру, развитию и сотрудничеству, нет — войне, бедности и конфронтации. Стимулирование создания гармоничного мира на Земле с прочным миром и общим процветанием — общее чаяние народов всех стран... Толерантность и взаимная учеба — то, что нужно уважать многообразие мировой цивилизации и путей развития, уважать и оберегать право народов всех стран на самостоятельный выбор общественного строя и пути развития, взаимно учиться и брать все полезное для себя друг у друга, а в целом стимулировать прогресс человеческой цивилизации... Китай выступает против всех видов гегемонизма и силовой политики, не вмешивается во внутренние дела других стран и никогда не будет стремиться ни к гегемонии, ни к

17

экспансии...» .

На протяжении веков самым распространенным и весомым учением в Китае оставалось конфуцианство. Его идеи проникли во все сферы жизни китайского общества. По словам Конфуция, «благородный муж стремится к единству через разномыслие, но не стремится к единству через послушание. Маленький

человек стремится к единству через послушание, но не стремит-

18

ся к единству через разномыслие» .

Это значит, что мысли «благородных мужей» могут быть похожими, но способы реализации этих мыслей могут разниться. Например, чтобы победить фашизм, во время войны люди многих стран — солдаты, врачи, труженики тыла, исповедовавшие разные политические и религиозные взгляды, принадлежащие к обществам с различными социально-экономическим укладами, — имели единую цель — одолеть общего врага. Их «разномыслие» не воспрепятствовало «единству». Не только люди, но и организации способны действовать так, как говорил Учитель. Различные мировоззрения и несхожие между собой общественные образования и институты могут объединяться для достижения единой цели без «послушания» друг другу, но при согласовании и координации совместных, зачастую разнонаправленных усилий.

390

История внешней политики и экономических связей Китая

Использование силы для разрешения споров провоцирует появление и обострение международных и межэтнических отношений, что не соответствует принципам нового многополярного мироустройства, постепенно складывающегося после окончания «холодной войны». В 1960-е и 1970-е годы в китайско-советских отношениях существовали немалые проблемы, в том числе связанные с линией прохождения границы между двумя государствами. Наиболее рельефно эти трения проявились во время пограничных конфликтов на острове Даманский и у озера Жалана-школь. Но вооруженное противостояние не смогло привести к решению пограничной проблемы. Более того, эти трения привели к углублению недоверия между двумя странами и в целом ухудшили их отношения. Однако после окончания мировой «холодной войны» и в соответствии с Договором о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой, заключенным 16 июля 2001 г., Китай и Россия приступили к конструктивным переговорам по демаркации границы. Подписание в Пекине 14 октября 2004 г. Дополнительного соглашения между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о российско-китайской государственной границе на ее восточной части ознаменовало собой практически полное решение территориальной проблемы, существовавшей между Китаем и СССР/РФ. Благодаря устранению этой проблемы отношения двух стран вышли на новый уровень, что создало новые возможности для дальнейшего позитивного развития их стратегического партнерства, а также укрепления безопасности и стабильности в регионе Северо-Восточной Азии (СВА)19.

В силу определенных исторически сложившихся причин, между государствами СВА существует целый ряд территориальных споров, угрожающих стабильности региона, как бомба замедленного действия. Китайская сторона полагает, что территориальные споры должны решаться путем мирного, конструктивного диалога.

В одном из переводов, объясняющем термины «хэ» (гармония) и «тун» (согласие, единство), сказано: «Благородные мужи при разногласии находятся в гармонии; у малых же людей гар-

Исторические корни концептуального обоснования...

391

монии не может быть и при согласии»20. В плане мировой политики это означает, что государству необходимо иметь независимый внешнеполитический курс. Никакая страна не должна использовать свои собственные ценности и критерии при оценке жизни и деятельности других государств. И никакая страна не должна позволять навязывать себе чуждые ценности. Каждая страна должна находить точки соответствия своих интересов устремлениям других государств с целью выстраивания ситуации, «беспроигрышной» для всех вовлеченных сторон.

Во имя мирного сосуществования и совместного процветания необходимо взаимовыгодное сотрудничество государств, которое воплощается в жизнь путем конструктивных контактов, обменов, переговоров и диалогов, общих проектов для нахождения консенсуса мнений и достижения «хэ». В истории практически всех стран, народов и цивилизаций были периоды неравномерности и неоднозначности их отношений с соответствующими мировыми контрагентами. Контакты складывались то лучше, то хуже. Но когда все страны смогут выстроить между собой добрые партнерские отношения, тогда мир перейдет от этапа экономической глобализации к эпохе цивилизованного гармоничного сосуществования, которое и было идеалом Конфуция.

Председатель КНР Си Цзиньпин в докладе в парламенте Республики Конго 30 марта 2013 г. сказал, что Китай выступает за то, чтобы в международных отношениях обеспечивалось равноправие и взаимное доверие, терпимость и взаимное обучение, сотрудничество и обоюдный выигрыш, совместная защита международного равенства и справедливости. Государства должны следовать целям и принципам Устава Организации Объединенных Наций, подлежащим соблюдению всеми — большими и малыми, сильными или слабыми, богатыми или бедными странами, которые должны быть равноправны между собой. Государствам необходимо уважать многообразие мировых цивилизаций и путей развития, способствовать демократизации международных отношений и прогрессу человеческой цивилизации, защищать мир и стабильность и содействовать общим интересам человечества21.

392

История внешней политики и экономических связей Китая

Идея «чжун юн» является важной частью конфуцианства; «чжун» — это золотая середина, «не более, не менее»; «юн» — это обычность, обыденность22.' Учитель сказал, что «обе крайности

23

находятся в руках, но... надо использовать золотую середину» . Конфуцианство выступает против «крайностей», ищет пути их сглаживания и для успешного решения проблем поощряет поиски «золотой серединной стратегии (пути)» между противоположностями.

После образования КНР в 1949 г. и до начала 1970-х годов идея «чжун юн» пребывала в забвении. В это время внешняя политика Китая поддерживалась только представителями социалистического лагеря. КНР четко отличала врагов от друзей, пытаясь привить свою идеологию в странах-союзниках. Такая политика отражала одну «крайность». На мировой арене Китай противостоял капиталистическим странам, возглавляемым США, — сторонникам другой «крайности». В результате этого многие государства воздерживались от установления дипломатических отношений с КНР. В связи с «крайностями» во внешней и внутренней политике Китая развитие страны шло очень медленно. К тому же с начала 1960-х годов Китай вступил в период ухудшения отношений со многими социалистическими государствами. Все это в итоге побудило страну отказаться от «экстремальной» внешней политики. 1 января 1979 г. стал днем установления официальных китайско-американских дипломатических отношений. Это событие явилось первым свидетельством того, что во внешней политике Китай взял на вооружение идею «чжун юн» — «золотого серединного пути». Несмотря на то что в середине 1970-х годов в КНР развернулась непродолжительная кампания по осуждению учения Конфуция, для решения международных вопросов идея «чжун юн» страной по-прежнему использовалась. После окончания «холодной войны» на международной арене начался переход к многополярному мироустройству, и ныне Китай активно поддерживает эти процессы, препятствуя возвращению к «крайностям» биполярной структуры международных отношений.

Современная внешняя политика Китая стремится придерживаться баланса (равновесия): КНР старается избегать любых серьезных конфликтов с какими бы то ни было странами и ор-

Исторические корни концептуального обоснования...

393

ганизациями, ибо понимает, что государства и народы имеют собственную историю, а также право на свое мировоззрение и путь развития. Однако расхождения в национально-государственных интересах чрезвычайно усложняют международные отношения. В этих условиях китайская внешняя политика прилагает гигантские усилия для изыскания и поддержания компромиссных, устраивающих всех решений. Китай не становится на позиции ни одной из сторон конфликта, а стремится следовать «золотой серединной» линии между оппонентами.

Конфуций говорил: «Если вы не можете играть роль (воплощать собственный курс. — Я.Ю.), то должны отступить, чтобы обогатить и совершенствовать себя»24.. Законы человеческого бытия находят отражение в устройстве государства, а общественные законы проецируются на мировую арену.Исходя из опыта исторических событий, имевших место в Китае в 1840— 1945 гг., китайская нация осознала истину, что «слабое государство не имеет дипломатии». Помня об этом, китайский лидер Дэн Сяопин (1904—1997 гг.) и его преемники заявили, что ныне, когда на международной арене нет общемировых, крупномасштабных войн, государство должно использовать это время в целях динамичного развития нового Китая и прилагать действенные усилия для поддержания стабильности окружающей КНР интернациональной среды.

После провозглашения курса на реформы и открытость (в конце 1970-х годов) энергичное развитие страны стало основной задачей китайского общества и государства. На рубеже XX и XXI вв. международная обстановка претерпела и продолжает претерпевать серьезные изменения. Ввиду окончания «холодной войны» между сверхдержавами и формирования многополярного мира, внешняя среда Китая становится более сложной, многокомпонентной и переменчивой. КНР часто сравнивает свое развитие с тем, как люди «переходят реку вброд, нащупывая камни». Это означает, что Китаю надо самостоятельно искать и находить свой путь развития. Основоположник современных китайских реформ Дэн Сяопин предложил новую концептуальную систему, названную «социализмом с китайской спецификой». Для ее иллюстрации китайский лидер использо-

394

История внешней политики и экономических связей Китая

вал сычуаньскую пословицу, гласящую: «Неважно, какого цвета кошка, важно, чтобы она ловила мышей».

В традиционной китайской культуре идея «дорожить хэ» была основной. Многие философские школы расценивали «хэ» как стержневой элемент их учений. Несмотря на некоторые несоответствия в своих воззрениях, все китайские традиционно-философские школы опирались на сходные фундаментальные ценности: они рассматривали Китай как центр мира, как великую страну. Они полагали, что культура Китая являлась самой передовой в мире.

Когда Китай был на подъеме своего исторического развития, он мог завоевывать колонии и тем создавать себе рынки сбыта, и поэтому для государства мирная внешняя политика не была приоритетным направлением государственной деятельности. Например, в 1405—1430 гг., во время династии Мин, по приказу императоров Чжэн Хэ (путешественник, флотоводец и дипломат) совершил семь крупномасштабных морских военно-торговых экспедиций в страны Индокитая, Индостана, Аравийского полуострова и Восточной Африки [в частности, в Тямпа — государство (объединение княжеств), существовавшее в VII—XVII вв. на территории современного Центрального и Южного Вьетнама; на Мальдивы; в Могадишо — современное Сомали, и т. д.]. Минские императоры покровительствовали этим экспедициям, которые хоть и на короткий срок (несколько десятилетий), но сделали многочисленные царства Малайского полуострова, Индонезии, Шри-Ланки и Южной Индии вассалами Минской империи. Даже во времена главного покровителя Чжэн Хэ — императора Чжу Ди — экспедиции Чжэн Хэ подвергались критике со стороны многих представителей конфуцианской элиты Китая, считавших их ненужными и дорогостоящими императорскими затеями. Каждый его вояж требовал больших затрат, которые постепенно стали финансовым бременем для императорской казны. После смерти Чжэн Хэ и императора Чжу Чжаньцзи (внука Чжу Ди) в правительстве минского Китая изоляционистские взгляды возобладали. В результате государственные морские экспедиции были прекращены, и боль-

Исторические корни концептуального обоснования...

395

шинство технической информации о флоте Чжэн Хэ было

25

уничтожено или утрачено .

Не только минский Китай, но и другие страны, например Британская империя, Испанская империя, так и не смогли навечно сохранить свои колонии в силу движения за независимость в «вассальных» землях, утраты метрополиями их былой мощи и других причин. Понимая всю неконструктивность военно-силового метода укрепления своих позиций на международной арене, современный Китай стремится строить с другими государствами мирные отношения, способствующие развитию КНР на длительную перспективу.

Когда же Китай был недостаточно сильным, он старался сохранять мирные отношения с соседними странами. Из-за военного давления со стороны династии Цзинь (1115—1234 гг.) элиты династии Южная Сун (1127—1279 гг.) разделились на партии сторонников мирных переговоров и приверженцев силового противостояния. В связи с превалированием партии «мирных переговорщиков» внешняя политика династии Южная Сун опиралась главным образом на тактику подношения подарков и задабривания, благодаря чему и удавалось предотвращать войны и сохранять мир. Экономические и культурные достижения династии Южная Сун были весьма значительны26.

Когда Китай вышел из столетней войны (1840—1949 гг.), очевидным образом проявилось различие в уровнях развития Поднебесной и других государств. В связи с этим главным во внешней политике Китая стало создание и поддержание мирных условий для внутреннего развития. Будь то конфуцианские «хэ» и «чжун юн», «бездействие (неделание)» даосизма или «всеобщая терпимость» и «ненаступательность» Мо-цзы — все эти идеи использовались для обоснования необходимости мирной внешней среды для внутреннего роста. Только тогда у страны появляется энергия для решения собственных задач, когда ее внешнеполитическая деятельность не «зациклена» на проблемах напряженного межгосударственного противоборства. Только в этом случае страна может сосредоточиться на внутренних реформах для постепенного наращивания своего социально-экономического потенциала.

396

История внешней политики и экономических связей Китая

В эпохи Весен и осеней (Чуньцю) и Сражающихся царств (Чжаньго) войны велись на протяжении 500 лет, но когда военные действия между враждующими вассальными княжествами прекращались и наступал относительный мир, государство получало возможность проводить политические реформы и развивать экономику. Политические реформы вассальных княжеств, например таких правителей, как Ли Куй (реформа 422 г. до н.э., княжество Вэй), У Ци (386 г. до н.э., княжество Чу) и Шан Ян (356 г. до н.э., княжество Цинь), были проведены именно во время мирных «передышек».

В новейшей истории глобальное развитие не могло успешно продолжаться в периоды двух мировых войн, ибо положение и победителей, и побежденных оказывалось печально. Цена победы была весьма велика. Учитывая это, КНР ныне «держится в тени», ничем «не проявляет себя», но не остается безучастной к происходящему в мире, ибо именно в такой взвешенной линии она усматривает возможность для оптимальной ненасильствен-

« 27

ной защиты своих интересов .

31 марта 2011 г. на пресс-конференции по поводу публикации Белой книги «Национальная оборона КНР-2010» представитель Министерства обороны Китая подчеркнул, что сам путь развития КНР, основные задачи ее внешней политики и исторические и культурные традиции требуют проведения именно оборонной политики, направленной на обеспечение защиты государства. Дабы сгладить напряженность в международных отношениях и устранить у других стран ощущение угрозы, исхо-дящей-де от стремительного роста мощи КНР, китайская сторона на различных уровнях многократно подчеркивала сугубо оборонительный характер своей внешней и военной политики. XVIII съездом КПК было подтверждено, что Китай придерживается оборонительной концепции внешней политики и что цель его оборонного строительства заключается в охране суверенитета, безопасности и территориальной целостности государства, в обеспечении мирного развития страны28.

Экономический прогресс — главная задача современного Китая, нацеленная на повышение уровня жизни населения страны и поддержание благоприятной внешней среды. Через 35

Исторические корни концептуального обоснования...

397

лет после начала политики реформ и открытости хозяйственное развитие Китая достигло небывалых высот. Экономика КНР стала второй в мире после США. Уроки истории и приобретенный опыт показывают, что в условиях сложной и изменчивой международной ситуации Китаю необходимо как можно дольше и эффективнее проводить мирную внешнюю политику, ибо устойчивая неагрессивная международная среда является необходимой предпосылкой дальнейшего успешного развития КНР.

В заключение хотелось бы отметить, что развитым странам по обеим сторонам Атлантического океана присущи общие черты в том плане, что все эти государства на протяжении 500 лет после открытия Нового Света умели эффективно использовать особенности внешней международной среды для нужд своей исторической эволюции и экономического роста. И это стало «визитной карточкой» их дипломатической культуры. Развитие Китая также не может не опираться на опыт его истории и культуры. Разные философские школы вызревали в Китае в течение тысячи лет. Они постоянно проходили через испытания, совершенствование, обновление. В настоящее время их идеи творчески используются в комплексной дипломатии КНР: не принимаются те из них, которые не отвечают требованиям современного социально-экономического прогресса страны, но используются те положения и постулаты, которые соответствуют и способствуют задачам развития Китая. Внешнеполитические концепции КНР создаются путем интеграции сохранивших актуальность традиционных воззрений и требований современности.

Примечания

1 См.: URL: http://www.doc88.com/p-38161402733.html.

2 Подробнее см.: «Сто школ». URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0 %A1%D1%8 2%D0%BE_%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB и смежные ссылки

3 Там же.

4 См.: Лао Цзы. Дао Дэ Цзин : [Ерань содержания]. Елава 30. URL: http://lib.guru.ua/POECHIN/lao5.txt

398

История внешней политики и экономических связей Китая

5 См.: Пять принципов мирного сосуществования. URL: http://ru. wikipedia.org/wiki/ Пять_принципов_мирного_сосуществования

6 Доклад Ху Цзиньтао на 18-м съезде КПК. URL: http://russian.people. com.cn/31521/8023974.html

7 См.: Лао Цзы. Указ.соч. Глава 31.

8 См.: Лао-Цзы. Указ. соч. Приводится по: URL: http://dialektika-eniol ogy.narod.ru/bibl-all/20.html

9 См.: Лао-цзы. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B0% D0%BE-%D1%86%D0% B7%D1%8B

10 См.: Лао Цзы. Указ.соч. Глава 64. URL: http://lib.guru.ua/POECHIN/ lao5.txt

11 Мо цзы (Мо-цзы). Яньцзи. 2001. С. 48.

12 Dong Zhitie. Ideal and Hankering of “Universal Love” and “Censure on War” and the Diplomatic Strategy and Practice of New China // Journal of Chongqing University of Technology (Social Science). Vol. 24. № 62010. P. 64-68.

13 Мо-цзы (Мо-цзы). Наньцзин, 2009. C. 51.

14 См.: Ху Синдоу. Го сюе пи пань: го сюе ин и мо сюе вэй хэ синь (Критика китаеведения: модизм является ядром китаеведения). URL: http:// www.chinavalue.net/Biz/Article/2008-4-13/109132.html

15 Цао Сун. Цзи хай суй : [Год «цзи-хай»] // Пэн Динцю. Цюань тан сы : [Стихи Династии Тан]. Яньцзи, 2004. С. 4460.

16 Доклад Ху Цзиньтао на 17-м съезде КПК (полный текст). URL: http://russian.china.org.cn/china/archive/shiqida/2007-10/25/content_9120930_ 21.htm

17 Доклад Ху Цзиньтао на 18 съезде КПК. URL: http://russian.people. com.cn/31521/8023974.html; URL: http://russian.people.com.cn/31521/802397 3.html

18 Переломов Л.С. Конфуций. Лунь юй. М.: Восточная литература, 1998. С. 369.

19 Титаренко М.Л. Геополитическое значение Дальнего Востока. Россия, Китай и другие страны Азии. — М: Памятники исторической мысли, 2008. С. 45.

20 Перевод И.И. Семененко. Приводится по: Семененко И.И. Конфуций. Я верю в древность. М.: Республика, 1995. С. 125. О многозначности перевода на русский язык понятий Щ (хэ) и Щ (тун) см.: Переломов Л.С. Конфуций. Лунь юй. М.: Восточная литература, 1998. С. 396—397.

21 Си Цзиньпин цзай ган го гун хэ го и хуй дэ юань цзян (цюань вэн) : [Речь Си Цзиньпина в Парламенте Республики Конго (полный текст)] от

Исторические корни концептуального обоснования...

399

30.03.2013. URL: http://www.fmprc.gov.cn/mfa_chn/ziliao_611306/zyjh_61130 8/t1026962.shtml (їеревод автора).

22 Чжоу Си. Сы шу чжан цзюй цзи чжу : [Комментирование глав «Че-тырехкнижия»]. Чэнду, 2002. С. 710.

23 Чжун юн : [Золотая середина и обыденность]. Глава 6 // Чжу Си. Сы шу чжан цзюй цзи чжу : [Комментирование глав «Четырехкнижия»]. Чэнду, 2002. С. 714.

24 Чжоу Юншен. Жу цзя сы сян юй го цзи гуань си : [Конфуцианство и международные отношения] // Лян Шоудэ. 21 ши цзи: дун я вэнь хуа юй го цзи гуань си : [21 век: Восточноазиатская культура и международный сообщество]. Пекин, 2002. С. 299.

25 См.: Чжэн Хэ. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%B6% D1%8D%D0%BD_%D0%A5%D1%8D

26 См.: Song Dynasty. URL: http://en.wikipedia.org/wiki/Song_Dynasty

27 Галенович Ю.М. К воїросу о российско-китайском глобальном їарт-нерстве / Россия и Китай — сотрудничество в условиях глобализации. М.: ИДВ РАН, 2005. С. 8—9.

28 См. Доклад Ху Цзиньтао на 18 съезде КПК (20). URL: http:// russian.people.com.cn/31521/8023972.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.