Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ КОНФЛИКТОВ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ'

ВЛИЯНИЕ КОНФЛИКТОВ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
588
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНФЛИКТЫ / СТРЕСС / ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ / УПРАВЛЕНИЕ / КОНФЛИКТОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Устинов А. С.

Актуальные исследования отмечают, что с началом специальной военной операции в обществе возрос уровень тревожности и стресса. В свою очередь, это обстоятельство не могло не оказать влияние на рабочие отношения. В статье рассматриваются конфликты на рабочем месте, как важнейший фактор, влияющий на эффективность управления организацией. Приведены статистические данные исследований и опросов среди сотрудников и руководителей о роли конфликтов на трудовые отношения. Автор выявляет связь между неблагоприятным климатом на работе и организационными издержками, которые несут компании в связи с конфликтными ситуациями. В статье выделены основные причины конфликтов, перечислены основные организационный издержки из-за конфликтных ситуаций, влияющих на эффективность управления организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF CONFLICTS IN THE WORKPLACE ON THE EFFECTIVENESS OF ORGANIZATIONAL MANAGEMENT

Current research notes that with the beginning of a special military operation, the level of anxiety and stress in society has increased. In turn, this circumstance impacts on working relations. The article considers conflicts in the workplace as the most important factor affecting the effectiveness of the organization's management. Statistical data of research and surveys among employees and managers on the role of conflicts on labor relations are presented. The author identifies the connection between the unfavorable climate at work and the organizational costs incurred by companies in connection with conflict situations. The article highlights the main causes of conflicts, lists the main organizational costs due to conflict situations affecting the effectiveness of the management of organizations.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ КОНФЛИКТОВ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ»

Влияние конфликтов на рабочем месте на эффективность управления организацией

со см о см

со

Устинов Алексей Сергеевич

аспирант Базовой кафедры Благотворительного фонда поддержки образовательных программ «КАПИТАНЫ» «Инновационный менеджмент и социальное предпринимательство», ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», Ustinov.A1@edu.rea.ru

Актуальные исследования отмечают, что с началом специальной военной операции в обществе возрос уровень тревожности и стресса. В свою очередь, это обстоятельство не могло не оказать влияние на рабочие отношения. В статье рассматриваются конфликты на рабочем месте, как важнейший фактор, влияющий на эффективность управления организацией. Приведены статистические данные исследований и опросов среди сотрудников и руководителей о роли конфликтов на трудовые отношения. Автор выявляет связь между неблагоприятным климатом на работе и организационными издержками, которые несут компании в связи с конфликтными ситуациями. В статье выделены основные причины конфликтов, перечислены основные организационный издержки из-за конфликтных ситуаций, влияющих на эффективность управления организаций.

Ключевые слова: конфликты, стресс, организационные издержки, управление, конфликтология.

Согласно статистическим данным Верховного Суда РФ только в 2022 году, было зафиксировано 230 000 заявлений в суд по трудовым спорам [1]. Но еще больше людей не дошло до суда: Результаты опросов Всероссийского центра изучения общественного мнения показали, что только 6% граждан при возникновении конфликтов на работе обращаются в судебные органы [2]. За последнее десятилетие значительно расширились возможности для сотрудников обращаться за помощью в защите своих прав в различные официальные инстанции. Этому активно способствовали программы цифровизации. Так государственная инспекция труда в 2022 году зафиксировала 2299 обращений через свою онлайн-приемную. Работники также теперь более осведомлены о своих правах. Эта означает, что, если работодатели не справляются с конфликтом эффективно, последствия могут быть серьезными.

Внутренние ресурсы, привлеченные к урегулированию конфликтов в организации в стоимостном выражении существенно выше прямых судебных издержек. Менеджеры и HR-службы в среднем затрачивают около 7 дней на решение каждого конфликтного обращения - отмечается в докладе С^ от 2020 года «Управление конфликтами в современной рабочей среде» [3]. Для определения реальной стоимости конфликта следует учитывать прямые и косвенные издержки.

Так, например, негативно влияют на организацию отсутствие по болезни по причине стресса, а также текучка кадров. Эти косвенные издержки поддаются количественной оценке. Иные расходы, например, работа в состоянии болезни и снижение командного духа, когда сотрудники на работе, но не работают в полную силу из-за уровня стресса труднее определить, но их последствия также оказывают негативное воздействие на производительность труда.

Трудовые отношения периодически сталкиваются с конфликтными ситуациями. И несмотря на это важно понимать, что не каждая из них приводит к профессиональным или личным потерям, хотя и требует активизации физических, психологических и нравственных сил, конфликты -неотъемлемый и динамический элемент трудовых отношений. Они являются следствием противоположных точек зрения, подходов, оценок и идей.

Рыночная конкуренция, агрессивные условия внешней среды оказывают влияние на нормы взаимодействия между людьми. Поэтому важно рассматривать эту проблематику, как получение человеком психологического и жизненного опыта в ситуации жестких взаимоотношений.

О ш т х

<

т о х

X

Выделим основные причины конфликтов в организации:

1. Неэффективные коммуникации. Отсутствие обратной связи от руководства и коллег могут стать как катализатором конфликта. Не простроенные процессы общения приводят к разногласиям и снижению уровня доверия между сотрудниками.

2. Неясное распределение ролей и ответственности. Отсутствие четких должностных инструкций, протоколов и несогласованность рабочих процессов, особенно в сложных, многоуровневых организациях являются причинами конфликтов. Недостаточное обучение и развитие могут привести к тому, что

сотрудники не знают своих обязанностей и не могут эффективно работать вместе.

3. Различия в целях. Помимо индивидуальных целевых различий, со временем в организации могут появляться и групповые. Это связано с усложнением структуры и дифференциацией на специализированные отделы, которые отличаются большей самостоятельностью в формулировании своих целей. Иногда они вступают в конфликт с целями всей организации. В таком случае требуется регулярная сверка целевых показателей отделов и их корректировка.

4. Несправедливое распределение ресурсов и полномочий. Ограниченность ресурсов требует от менеджмента эффективного распределения финансовых, сырьевых, материальных и кадровых ресурсов между различными группами для достижения целей организации. Именно тонко ненастроенный баланс между полномочиями и ресурсной обеспеченностью ведет к снижению уровня конфликтов.

5. Различия в жизненном опыте, профессиональном уровне, образовании и поведенческие особенности. Чаще всех конфликтуют авторитарные, догматичные и безразличными к чужому мнению люди, отмечают психологи. Уровень сотрудничества и взаимопонимания напрямую зависит от сходств и различий сотрудников. Порой даже стиль одежды или внешний вид, индивидуальные привычки могут выступать фактором раздражения или личной неприязни.

6. Ценностные несовпадения сотрудников. Под воздействием ценностных установок сотрудники формируют собственные ожидания и представления даже об одних и тех же событиях. Их персональная интерпретация не позволяет людям объективно оценить ситуацию. Различия между реальностью и ожиданиями сотрудников — также наиболее распространенная причина конфликта.

Мы провели опрос на тему «Благоприятность климата на рабочем месте». Участниками фокус-групп стали менеджеры и наемные сотрудники.

Им было предложено охарактеризовать атмосферу на рабочем месте и подобрать подходящие дефиниции, в зависимости от того считают ли они ее благоприятной или нет. На рисунке 1 представлены результаты опроса о благоприятной обстановке на работе среди управленцев. Размер слова в облаке обозначает частоту его использования. Рисунок 2 отражает мнения наемных сотрудников по теме «неблагоприятный рабочий климат». Эти участники переживали конфликты на работе в течение последнего года и упоминали чаще всего слово «стресс». Также в создании культуры, основанной на уважении и доверии, важное значение отводится лидерству. Обобщая результаты опроса, можно заключить, что благоприятный климат на работе сопровождается культурой открытости, когда сотрудники обсуждают проблемы без страха. Также немаловажную роль в формировании бесконфликтной среды играют оформленные должностные инструкции и четкие правила поведения на рабочем месте.

Уважение

Активность Равноценность Доброжелательность Похвала команды

Сплоченность Прозрачность справедливость

Команда СлуШЯНЬС Значимость каждого Понимание Взаимовыгода

„ _ Открытость >-4

Обсуждение Сотрудничество

Взимная поддержка спокойствие ценосхь всех Доверие

Рисунок 1. Облако слов, показывающих «благоприятную атмосферу», по мнению менеджеров.

Недоверие

Безразличие Эгоизм Безответственность Разобщенность

Давление Несправедшвость

Отсутствие руководства

Неуважение * Неуверенность Фаворитизм

Пассивность ______ Враждебность

Завить

Отсутствие поддержки

Стресс

Рисунок 2. Облако слов, отражающее «неблагоприятную атмосферу» на рабочем месте, по мнению сотрудников, столкнувшихся с конфликтом.

Сервис по поиску работы и персонала «Работа.ру» в июне 2023 года провел исследование и выяснил, бывают ли у россиян на работе конфликты на работе, из-за чего и как они их решают [4]. В опросе приняли участие 1600 офисных сотрудников старше 18 лет из всех округов страны.

Рисунок 3. Причины конфликтов

Рисунок 4. Способы решения конфликтов

Исследовательский центр портала Superjob также выделяет стресс, как перманентный фактор, сопровождающий рабочие отношения. «Только 6% россиян не испытывают стресс на работе, а 7% оценили свой ежедневный уровень стресса как очень низкий. 14% назвали уровень стресса низким, 36% -средним. Высоким свой уровень стресса считают 22% опрошенных, очень высоким - 18%. По шкале от 0 до 5 уровень стресса среднестатистического работающего составляет 3 балла», — следует из результатов исследования [5].

Современным компаниям свойственны сложность и динамичность развития. Организации объединяют людей со все более разнообразными мнениями, происхождением, ценностями и ожиданиями в отношении работы. И противоречия

х

X

О

ГО >

п.

X

го гп

о

2 о

N3

а

fO CS

о

CS cd

О Ш

m

X

3

<

m о x

X

неизбежно сопровождают рабочие отношения. Так, конфликты на работе являются обычным явлением, по мнению четверти (26%) опрошенных нами сотрудников, и так же считает каждый пятый работодатель (20%). 35% опрошенных сотрудников становились участниками конфликтных ситуаций на работе за последний год. И чаще всего это происходило с теми, с кем они проводят больше всего рабочего времени. Об испытанном неуважении в течение самых серьезных конфликтов, заявили 66% сотрудников, что составляет две трети опрошенных. Многие из них утверждали, что негативные последствия конфликтов такие как стресс, тревожность, апатия и отсутствие мотивации к труду длительное время оказывают разрушительное воздействие и мешают почувствовать себя уверенно и работать продуктивнее.

Организационные издержки в следствии конфликтов

Стресс и проблемы психологического здоровья стали номером один среди причин длительного отсутствия на рабочем месте. Психологический расстройства, вызванные стрессом, депрессия или повышенная тревожность - распространённые признаки вовлеченности в конфликт. А благополучие организации во многом зависят от производительности и здоровья своего персонала.

Сложные, проблемные отношения на работе оказывают значительное влияние на долгосрочные карьерные планы сотрудников. Если существует конфликт между людьми, страдает не только организация. Конфликты на работе могут перенестись на семейные отношения, создавая порочный круг. А если дело доходит до суда, это влечет значительные финансовые затраты для участников конфликта. Помимо этого, найдутся несколько коллег, которые станут свидетелями или будут втянуты в разногласия. Судебная тяжба не поможет наладить отношения между участниками и может поставить под угрозу совместную работу в будущем. Поэтому для решения рабочих проблем современная конфликтология все чаще предлагает медиацию. Герда Мета, ведущий специалист в этой области, так определяет свой предмет: «Медиация - это участие в конфликте нейтральной незаинтересованной стороны, которая авторитетна для всех конфликтующих участников, с целью выработки общего решения - выхода из конфликтной ситуации, который устроит все стороны» [6]. Привлечение посредников к решению конфликтов в целом оказывает влияние на эффективность управления организацией и позволяет снизить организационные издержки компании. Перечислим их:

• риск длительных судебных разбирательств по трудовым спорам;

• временные затраты руководства, потраченные на ведение конфликтных дел, вместо того, чтобы сосредоточиться на управлении;

• оплата больничных листов сотрудников, в связи с болезнями, вызванными регулярным стрессом;

• текучка кадров и повторный набор персонала, затраты на переподготовку, когда конфликт приводит к уходу пострадавших из компании;

• снижение морального духа персонала приводит к стремлению прилагать усилия по собственному усмотрению, что в свою очередь приводит к снижению производительности;

• плохие рабочие отношения внутри команды, затронутой конфликтом;

• потеря внимания к корпоративным целям и общим задачам, поскольку люди отвлекаются на разногласия;

• развитие культуры вины, а не культуры, ориентированной на продуктивность;

• риск компрометации внешней репутации компании, как работодателя.

О позитивном значении конфликтов

Известный российский медиатор Евгений Киселев считает, несмотря на то, что любой конфликт - это затрата ресурсов, его также следует рассматривать, как точку роста [7]. «Любой конфликт - это возможность получить либо новые отношения, либо новые ресурсы, или впрямую или косвенно». Действительно, конфликты содержат ресурсы к развитию, служат сигналом к назревшим изменениям, конструктивное преодоление конфликта может привести к укреплению деловых отношений и большей кооперации. Конфликт внутри организации способен выявить у участников противоречивые цели, ценности, ожидания и интересы. Поэтому он, восстанавливает необходимое равновесие, способствует новому согласованию. Конфликты зачастую приводят к формированию группировок внутри организации, что способствует взаимодействию и снижает разрозненность. Противостояние имплицитно содержит в себе функцию разрядки напряжения, перезагрузке отношений. И она может целенаправленно использоваться в управленческой практике, например, как инструмент влияния на отношения между сотрудниками.

Подводя итог, можно заключить, что эффективность управления организацией, коллективом сотрудников неизбежно зависит от благоприятной атмосферы в рабочем коллективе. Продуктивное преодоление конфликтов ведет к повышению эффективности управления, снижая тем самым организационные издержки компании. Конфликты несут в себе ресурс к развитию и обладают в том числе и позитивным значением, влияющими на рабочие отношения людей в коллективе.

Выводы

1. Проведенный анализ статистических данных и актуальных исследований в сфере рабочих отношений выявил ключевые факторы, связанные с конфликтами, снижающие эффективность управления организацией и влекущие прямые и косвенные организационные издержки.

2. Выделены основные причины конфликтов в организации

3. Определены и охарактеризованы основные организационные издержки, которые несут компании в следствии конфликтных отношений среди сотрудников

4. Приведены данные проведенного исследования среди сотрудников и менеджеров, отражающие характеристики благоприятной и неблагоприятной корпоративной культуры в компании. Выявлены ключевые слова-маркеры, относящиеся к конфликтной и бесконфликтно рабочей среде.

5. Выявлены позитивные функции конфликтов, определено их значение для повышения управленческой эффективности в организации.

Литература

1. Сводные статистические сведения о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей за 2022 год // Сайт судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации. [Электронный источник]. -URL:http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=7645 (дата обращения 22.08.2023)

2. ВЦИОМ// Трудовые права: кто на страже. [Электронный источник]. URL: https://wtiom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/trudovye-prava-kto-na-strazhe (дата обращения 22.08.2023)

3. CIPD, Report, January 2020// Managing conflict in the modern workplace. [Электронный источник]. URL:http://www.cipd.co.uk/Images/managing-conflict-in-the-workplace-2_tcm18-70655.pdf (дата обращения 23.08.2023)

4. Информационный портал «Известия» // Названы самые частые причины ссор между коллегами. [Электронный источник]. - URL: https://iz.ru/1531744/2023-06-21/nazvany-samye-chastye-prichiny-ssor-mezhdu-kollegami (дата обращения 24.08.2023)

5. Исследовательский центр Superjob/2023. Каждый третий россиянин испытывает сильный стресс на работе. [Электронный источник]. - URL: https://www.superjob.ru/research/articles/114093/te/ (дата обращения 24.08.2023)

6. Г. Мета, Г. Похмелкина. Медиация - искусство разрешать конфликты, Москва, «Verte», 2004, с.-35.

7. Киселёв Е.Э. Основы медиации. Ульяновск, «Первая образцовая типография», 2021

The impact of conflicts in the workplace on the effectiveness of organizational

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

management Ustinov A.S.

Plekhanov Russian University of Economics

JEL classification: B00, D20, E22, E44, L23, L51, L52, M11, M20, M30, Z33

Current research notes that with the beginning of a special military operation, the level of anxiety and stress in society has increased. In turn, this circumstance impacts on working relations. The article considers conflicts in the workplace as the most important factor affecting the effectiveness of the organization's management. Statistical data of research and surveys among employees and managers on the role of conflicts on labor relations are presented. The author identifies the connection between the unfavorable climate at work and the organizational costs incurred by companies in connection with conflict situations. The article highlights the main causes of conflicts, lists the main organizational costs due to conflict situations affecting the effectiveness of the management of organizations. Keywords: conflicts, stress, organizational costs, management, conflictology References

1. Summary statistical information on the activities of federal courts of general

jurisdiction and justices of the peace for 2022 // Website of the Judicial Department at the Supreme Court of the Russian Federation. [Electronic source]. - URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=7645 (accessed 22.08.2023)

2. VTslOM // Labor rights: who is on guard. [Electronic source]. URL:

https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/trudovye-prava-kto-na-strazhe (Accessed 08/22/2023)

3. CIPD, Report, January 2020// Managing conflict in the modern workplace.

[Electronic source]. URL: http://www.cipd.co.uk/Images/managing-conflict-in-the-workplace-2_tcm18-70655.pdf (accessed 08/23/2023)

4. Information portal "Izvestia" // The most common causes of quarrels between

colleagues are named. [Electronic source]. - URL: https://iz.ru/1531744/2023-06-21/nazvany-samye-chastye-prichiny-ssor-mezhdu-kollegami (accessed 24.08.2023)

5. Research Center Superjob/2023. Every third Russian experiences severe stress at

work. [Electronic source]. - URL:

https://www.superjob.ru/research/articles/114093/te/ (accessed 24.08.2023)

6. G. Meta, G. Pokhmelkina. Mediation is the art of resolving conflicts, Moscow, Verte,

2004, p.-35.

7. Kiselev E.E. Fundamentals of mediation. Ulyanovsk, "The first exemplary printing

house", 2021

X X О го А С.

X

го m

о

2 О

м

CJ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.