Научная статья на тему 'Анализ подходов к решению проблемы управления конфликтами в педагогическом коллективе в дошкольной образовательной организации'

Анализ подходов к решению проблемы управления конфликтами в педагогическом коллективе в дошкольной образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
308
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТ / СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ / РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ / МЕТОДЫ / МЕТОДОЛОГИЯ / УПРАВЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ / РУКОВОДСТВО / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ / ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ПЕДАГОГ / РУКОВОДИТЕЛЬ / CONFLICT / SOCIAL CONFLICT / PROFESSIONAL CONFLICT / RESOLVING THE CONFLICTS / METHOD / METHODOLOGY / MANAGEMENT IN MODERN EDUCATIONAL PROCESS / LEADERSHIP / TEACHING STAFF / PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION / TEACHER / MANAGER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грязнова Елена Владимировна, Гончарук Алексей Геннадьевич, Курмыскова Анастасия Дмитриевна, Соколина Анна Андреевна

Данная статья посвящена изучению проблемы управления конфликтами в профессиональной среде, в частности, педагогическом коллективе в дошкольной образовательной организации. Авторами данного исследования прослеживаются историко-социологические истоки увеличения числа конфликтных ситуаций в современном профессиональном сообществе. Идейной основой любого конфликта являются складывающиеся по тому или иному вопросу общественные отношения. Завершение прошлого столетия, основанного на «идеологическом» управлении в нашей стране, привело к необходимости возникновения новых подходов в коммуникативной и управленческой сфере. Расширение профессиональных групп, освободившихся от «идеологического» ига повлекло за собой увеличение разновидностей социальных интересов, что, в свою очередь, привело к увеличению конфликтов на рабочем месте. Современное профессиональное педагогическое сообщество стало остро нуждаться в новых методах и методиках разрешения конфликтных ситуаций. Немаловажную роль в успешном исходе конфликтных ситуаций играет позиция руководителя организации. Умение администрации создать благоприятную рабочую атмосферу содержит в себе залог успешной работы всего коллектива в целом. В этой связи, в настоящей работе анализируются подходы к решению конфликтов на рабочем месте. По результатам исследования был сделан вывод, что проблема управления конфликтами в педагогическом коллективе дошкольной организации является одной их важных в современном обществе. Авторами было определено, что существующие подходы к разрешению конфликтов в педагогической среде нуждаются в дальнейшем совершенствовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Грязнова Елена Владимировна, Гончарук Алексей Геннадьевич, Курмыскова Анастасия Дмитриевна, Соколина Анна Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF APPROACHES TO SOLVING THE PROBLEM OF MANAGING CONFLICTS IN THE PEDAGOGICAL TEAM IN THE PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION

This article is devoted to the study of the problem of conflict management in professional field and in the pedagogical team in a pre-school educational organization especially. The authors of this article have been traced the historical and social roots of increasing of conflict situation in professional society. The ideology of any conflict is the social relations of any kind of issue. The end of the previous age based on “ideological” management in our country brought to necessity of emerging of new approaches in communication and management. Increasing of professional groups free from “ideological” burden have influenced in increasing of social interests which in its turn have brought a higher number of conflicts in jobs. The modern professional pedagogical community needs in modern methods and methodology of solving conflicts. The position of a leader of the organization plays a very important role in a successful outcome of the conflict. The administration’ ability to create a good working atmosphere is a base of successful work of the whole staff. Due to this the approaches of solving of conflicts at the working place have been analyzed in the present work. During the research it has been concluded that the problem of conflict management in the pedagogical team of preschool organization is one of the most important in modern society. It has been stated by the authors that existing approaches for solving the conflicts needs in further improvement.

Текст научной работы на тему «Анализ подходов к решению проблемы управления конфликтами в педагогическом коллективе в дошкольной образовательной организации»

Gryaznova Elena Vladimirovna, Goncharuk Aleksey Gennadyevich, Kurmyskova Anastasia Dmitrievna and others ANALYSIS OF APPROACHES TO SOLVING THE PROBLEM OF MANAGING CONFLICTS ...

pedagogical sciences

УДК 37.015.3

АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

© 2018

Грязнова Елена Владимировна, доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой

«Философии и теологии» Гончарук Алексей Геннадьевич, кандидат философских наук, старший преподаватель

кафедры «Философии и теологии» Курмыскова Анастасия Дмитриевна, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №439», магистрант Соколина Анна Андреевна, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного

общеобразовательного учреждения «Детский сад №101»; магистрант Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603049, Россия, Н.Новгород, ул. Героя Ляхова, д.90, e-mail: [email protected])

Аннотация. Данная статья посвящена изучению проблемы управления конфликтами в профессиональной среде, в частности, педагогическом коллективе в дошкольной образовательной организации. Авторами данного исследования прослеживаются историко-социологические истоки увеличения числа конфликтных ситуаций в современном профессиональном сообществе. Идейной основой любого конфликта являются складывающиеся по тому или иному вопросу общественные отношения. Завершение прошлого столетия, основанного на «идеологическом» управлении в нашей стране, привело к необходимости возникновения новых подходов в коммуникативной и управленческой сфере. Расширение профессиональных групп, освободившихся от «идеологического» ига повлекло за собой увеличение разновидностей социальных интересов, что, в свою очередь, привело к увеличению конфликтов на рабочем месте. Современное профессиональное педагогическое сообщество стало остро нуждаться в новых методах и методиках разрешения конфликтных ситуаций. Немаловажную роль в успешном исходе конфликтных ситуаций играет позиция руководителя организации. Умение администрации создать благоприятную рабочую атмосферу содержит в себе залог успешной работы всего коллектива в целом. В этой связи, в настоящей работе анализируются подходы к решению конфликтов на рабочем месте. По результатам исследования был сделан вывод, что проблема управления конфликтами в педагогическом коллективе дошкольной организации является одной их важных в современном обществе. Авторами было определено, что существующие подходы к разрешению конфликтов в педагогической среде нуждаются в дальнейшем совершенствовании.

Ключевые слова: конфликт, социальный конфликт, профессиональный конфликт, разрешение конфликтов, методы, методология, управление в современном образовательном процессе, руководство, педагогический коллектив, дошкольная образовательная организация, педагог, руководитель

ANALYSIS OF APPROACHES TO SOLVING THE PROBLEM OF MANAGING CONFLICTS IN THE PEDAGOGICAL TEAM IN THE PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION

© 2018

Gryaznova Elena Vladimirovna, Doctor of Philosophy, Professor, Head of the Department

of Philosophy and Theology Goncharuk Aleksey Gennadyevich, Ph.D. in Philosophy, Senior Lecturer, Department of Philosophy and Theology Kurmyskova Anastasia Dmitrievna, tutor of the Municipal Budgetary Preschool Educational Institution "Kindergarten No. 439", Master Student Sokolina Anna Andreevna, Educator, Municipal Budgetary Preschool Educational Institution "Kindergarten No. 101"; Master Student Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (603049, Russia, N.Novgorod, Heroya Lyakhova str., d.90, e-mail: [email protected])

Abstract. This article is devoted to the study of the problem of conflict management in professional field and in the pedagogical team in a pre-school educational organization especially. The authors of this article have been traced the historical and social roots of increasing of conflict situation in professional society. The ideology of any conflict is the social relations of any kind of issue. The end of the previous age based on "ideological" management in our country brought to necessity of emerging of new approaches in communication and management. Increasing of professional groups free from "ideological" burden have influenced in increasing of social interests which in its turn have brought a higher number of conflicts in jobs. The modern professional pedagogical community needs in modern methods and methodology of solving conflicts. The position of a leader of the organization plays a very important role in a successful outcome of the conflict. The administration' ability to create a good working atmosphere is a base of successful work of the whole staff. Due to this the approaches of solving of conflicts at the working place have been analyzed in the present work. During the research it has been concluded that the problem of conflict management in the pedagogical team of pre- school organization is one of the most important in modern society. It has been stated by the authors that existing approaches for solving the conflicts needs in further improvement.

Keywords: conflict, social conflict, professional conflict, resolving the conflicts, method, methodology, management in modern educational process, leadership, teaching staff, pre-school educational organization, teacher, manager

Актуальность данной темы заключается в том, что проблема управления конфликтами в профессиональной среде, в частности, в дошкольной образовательной организации (ДОО), является одной из важных в современном мире. В организациях происходит множество проблем и в коллективе могут возникнуть разногласия по поводу их решения. В результате возникает разделение коллектива на несколько групп людей, которые начинают конфликтовать между собой и руководством. Это приводит к «накаленности» атмосферы в рабочем

коллективе, снижается эффективность работы коллектива в целом. Таким образом, необходимо осуществить комплексное изучение данного вопроса для выявления причин и способов выхода из конфликтных ситуаций.

Проблема управления конфликтами рассматривалась многими отечественными и зарубежными учёными, такими как: В.Е.Щербак, Р.Х.Шакуров и другими. Управление конфликтами - это целенаправленное влияние по устранению (минимизации) причин, породивших конфликт, или на коррекцию поведения участников кон-

педагогические науки

Грязнова Елена Владимировна, Гончарук Алексей Геннадьевич, Курмыскова Анастасия Дмитриевна и другие АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ ...

фликта [1].

Так, В.Е.Щербак под управлением конфликтов понимал способность руководителя в сложившейся ситуации осуществить все необходимые действия по её решению [2]. В своей работе он утверждал, что в управлении конфликтов существует несколько стадий:

1. Восприятие конфликта и первичная оценка ситуации (на этой стадии происходит первичное осмысление конфликтной ситуации всеми участниками).

2. Исследование конфликта и поиск причин его возникновения (данная стадия подразумевает, что все стороны конфликта пытаются найти причину его возникновения для принятия дальнейших решений).

3. Поиск путей решения конфликта (в этом случае все стороны начинают совместными усилиями искать способы решения проблемы и обсуждают их на собраниях, педагогических советах).

4. Организационные меры по осуществлению принятых решений на совместных обсуждениях.

Особое внимание В.Е.Щербак обращает на то, что восприятие конфликтной ситуации должно быть адекватным [2]. В результате проведенных исследований автор делает вывод, что на протяжении всего конфликта педагогический состав общими усилиями решает сложившуюся проблему, выбрав определённый способ решения.

Р.Х.Шакуров в своих работах рассматривал само понятие конфликта и причины его возникновения. Исследователь разработал алгоритм анализа конфликтной ситуации, который включал в себя выявление сути конфликта, установление повода и причины его начала, вскрытие «болевых» точек организации, выяснение интересов и целей участников спора.

Важным моментом в этом алгоритме учёный выделил черты характера, которые связаны с решением коллективных задач. В них входят: оценка возможного исхода конфликта, альтернативные варианты достижения цели обеими сторонами, поиск точек соприкосновения, а так же общих интересов двух сторон [3].

Кроме этого, Р.Х.Шакуров под поиском путей решения конфликта понимал полное прекращение конфронтации, достижение компромисса. В результате он выяснил, что такой исход может привести к взаимному выигрышу обеих сторон. При этом, как отмечал исследователь, важно не допускать экстремальных ситуаций [там же].

Вопросом разрешения профессиональных конфликтов занимались также такие ученые, как Э.А.Уткин, В.Н.Кудрявцева, Д.А.Петровская, А.Н.Олейник, Л.Коу-зер и другие. В своих работах они выделили два типа разрешения конфликта в организации: авторитарный и партнёрский. Данные исследователи подробно раскрыли каждый из типов с точки зрения взаимоотношений между подчинёнными и руководством в организации. Раскроем их более подробно.

Первый тип - авторитарный. При его использовании разрешение конфликта происходит через применение властных полномочий со стороны руководителя. Такой управленец видит и слышит только себя и не обращает внимания на мнение окружающих. Взаимоотношения с коллективом строятся на безукоризненном подчинении начальству. В данном случае проявление конфликта рассматривается как человеческая слабость. Управление спором происходит только в интересах организации, который приводит к отрицательному рабочему настрою людей. Исследователи выделили следующие методы, которые руководитель данного типа использует в работе с подчинёнными:

1) убеждение и внушение. Подобные методы подразумевают, что руководитель использует своё положение в организации через диктат своей воли и воздействует на сознание людей. В результате в коллективе организации постоянно чувствуется большое давление и резко снижается работоспособность людей;_

2) попытка согласования непримиримых интересов. Данный приём является одним из тех, при котором конфликтующие стороны сближаются для уравновешенного разговора. Используя такой метод, руководитель вместе с подчинёнными организует собрание и общими усилиями решает все проблемные вопросы.

При этом, как отмечают исследователи, основным преимуществом авторитарного типа является экономия времени, а недостатком - дальнейшее развитие конфликта с большей силой.

Второй тип - партнёрский. При его использовании конфликт может быть разрешён с помощью конструктивных способов. Основной чертой данного типа является конструктивное взаимодействие руководителя с конфликтующими сторонами. Как отмечали исследователи, для того, чтобы аргументы руководителя были приняты, ему необходимо: вызвать к себе доверие, воспринять аргументы противной стороны, быть готовым к компромиссу, стремиться совместить личностные и организационные факторы, а также воспринимать конфликт как нормальный фактор деятельности коллектива.

В использовании данного типа существует множество преимуществ, таких как: позволяет найти общие пути решения, использует интересы всех конфликтующих сторон, ближе к реальному решению проблемы [4].

Авторы Е.В.Грязнова и С.В.Афанасьев убеждены, что существует «матрица» социального (или профессионального) конфликта. В своих трудах ученые размышляют над типологизацией конфликтов. Для выработки типов конфликтов, в том числе происходящих на рабочем месте, следует обратиться к структуре самого конфликта [5]. Общественные отношения выступают базисом любой конфликтной ситуации. Питательной средой для актуализации конфликта являются виды общественных отношений: деятельность, общение и коммуникация.

Наиболее желаемым результатом конфликта, естественно, является его разрешение. При этом, по мнению Грязновой и Афанасьева, оно должно основываться не на «ручном» управлении людьми, а на управлении разными интересами социальных субъектов, нацеленным на создании условий достижения компромисса интересов. Компромисс интереса не означает исчезновения их разности. Таким образом, прямая и главная задача разрешения конфликта в обществе - не дать возможным социальным конфликтам, потенциал которых содержится в неустранимой разности интересов социальных субъектов, превратиться в актуальные конфликты [там же].

Исследователи С.М. Макарова, Н.М.Александрова и В.Г.Горлова в своих работах отмечают, что существующий уровень педагогических работников не отвечает заявленным задачам модернизации сферы образования. Выход из сложившейся ситуации они видят в необходимости развития и совершенствования коммуникативной функции профессиональных педагогов, «обладающих высокой мировоззренческой и профессиональной культурой, владеющих инновационными подходами к осуществлению педагогического и производственного процессов» [6, 7]. Внимание этих авторов привлекает также возможность педагога адаптироваться в профессиональном сообществе: «социализация личности выступает в качестве общественной, личностной ценности, обеспечивающей эффективность профессионально-педагогической деятельности» [там же]. Эффективность деятельности педагога подразумевает в себе в том числе, способность снижать или свести к минимуму уровень конфликтогенности в рабочем коллективе.

Методы управления конфликтами в рабочей среде достаточно разнообразны. Они находят свое развитие в результате развития самого общества. Начало обновления в проблематике профессиональных конфликтов можно увязать с системным и управленческим кризисом конца прошлого столетия, когда на смену социалистической партийной советской экономике пришла экономика капиталистическая, рыночная. Прежние системные

Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 4(25)

11

Gryaznova Elena Vladimirovna, Goncharuk Aleksey Gennadyevich, Kurmyskova Anastasia Dmitrievna and others ANALYSIS OF APPROACHES TO SOLVING THE PROBLEM OF MANAGING CONFLICTS ...

pedagogical sciences

методы в виде разрешения трудовых споров на комсомольских и партийных ячейках безвозвратно ушли в прошлое и их сменили новые методы, которые в некоторых научных кругах даже были названы «социально-организационной» и «управленческой революцией». Эта новая управленческая революция стала следствием информационно-технологической революции, связанной с приходом цифровых компьютерных технологий в сферу коммуникации и управления. Современный социум, вышедший «из-под контроля», привел к возникновению проблем в самой системе управления, в том числе и на рабочих местах. С приходом идеологической свободы появилось большое разнообразие общественных и частных интересов, что привело к повышению личной и производственной конфликтогенности. Причинность социальных конфликтов с различными интересами в обществе увязывается с фундаментальной основой возникновения любого социального конфликта - общественными отношениями. В данных условиях, руководитель любой организации, дошкольного учреждения в частности, должен изыскивать иные средства разрешения конфликтов. И здесь у него есть следующие инструменты: личностное урегулирование проблемной ситуации, издание локального нормативного акта, регулирующего профессионально-этические отношения между сотрудниками ДОО, а также коллективный договор, регулирующий, профессиональные отношения сотрудников и администрации дошкольной образовательной организации.

В результате проведенного исследования можно сделать вывод, что проблематика урегулирования конфликтов в профессиональной педагогической среде, в частности в ДОО, является актуальной. Совершенствование сферы российского образования должно происходить не только через непрерывность, интегрированность, системность, структурное совершенствование и интерактивность в образовательном процессе, но затрагивать и духовно-нравственное совершенствование личности педагога.

Проблемой конфликтов занимались многие отечественные и зарубежные учёные [8-29]. В своих работах они отмечали, что в организации необходимо стремиться к быстрому и эффективному способу решения конфликтных ситуаций. Методология изучения конфликтов в среде педагогов должна развиваться на основе новых социологических и социально-философских идей. Важным моментом в разрешении конфликтов является создание благоприятной атмосферы труда, доброжелательных взаимоотношений между членами педагогического коллектива, выбор наиболее верных методов разрешения конфликта. Это является одной из первостепенных задач каждого руководителя дошкольной организации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Маркова А.К. Психология профессионализма. — М.: «Педагогика», 2006. — 308 с.

2. Савченко Т.Н. Моделирование поведения в конфликтных ситуациях. — М.: «Стандарт», 2003. — 117 с.

3. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. — М.: Стандарт», 2001. — 128 с.

4. Поварин С.И. Спор. О теории и практике спора. — СПб.: «Питер», 2006. — 160 с.

5. Грязнова Е.В., Афанасьев А.В. Социальный конфликт в информационном обществе: к вопросу о типологии. «Конфликтология / nota bene». — 2016. — № 4. С. 227-237.

6. Маркова С.М., Горлова В.Г. Модель профессионально-педагогического образования педагога профессионального обучения / Вестник Мининского университета. — 2014. — №1. (https://vestnik. mininuniver.ru/jour/article/view/461/437).

7. Александрова Н.М., Маркова С.М. Проблемы развития профессионально-педагогического образования / Вестник Мининского университета. — 2015. — №1. (https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/ view/12/13).

8. Буева, Л. П. Человек: деятельность и общение / Л. П. Буева. — М.: Мысль, 1978. — 325 с.

9. Каган, М. С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений /М. С. Каган. — М.: Политиздат, 1988. — 319 с.

10. Каменская В.Г. Психологическая защита и мотивация в структуре конфликта. — СПб.: «Питер», 2009. — 144 с.

11. Акимова Е.Е. Педагогические основы использования конфлик-

та в образовательном процессе. — М.: «Педагогика», 2009. — 22 с.

12. Алексеева А.Н. Влияние самооценки на способ разрешения конфликтной ситуации. — СПб.: «Питер», 2010. — 19 с.

13. Борисова М.Ю. Русский афоризм: языковые, речевые и неречевые аспекты конфликтности // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 16-20.

14. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. О междисциплинарном подходе к изучению конфликта. — М.: «Стандарт», 2010. — 28 с.

15. Серафимович И.В. Некоторые аспекты профессионализации работников торговли: метакогнитивные проявления профессионального мышления и поведение в конфликте и стрессе //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 334-338.

16. Бабосов Е.М. Конфликтология. — М.: «Стандарт», 2000. — 164 с.

17. Масюк Н.Н., Бушуева М.А., Васюкова Л.К. Конфликтно-компромиссная методология как организационно-управленческая инновация в стратегическом и финансовом управлении // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 254-258.

18. Смирнов П.Ю. Гендерная дифференциация в проявлении речевой агрессии мужчин и женщин //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 191-193.

19. Зазыкин В.Г. Методические разработки по теме «Социально-психологический климат и проблема конфликтов в коллективе». — М.: «Стандарт», 2008. — 82 с.

20. Липинский В.К. Конфликт в жизни коллектива. Производственная социология, психология и педагогика. — М.: «Наука», 2009. - 186 с.

21. Чекалдин А.М. Причины организационных конфликтов и способы их устранения //Вестник НГИЭИ. 2015. № 9 (52). С. 73-77.

22. Бекоева М.И. Организационно-управленческие условия предупреждения конфликтов в коллективе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 277-280.

23. Борисова М.Ю. Русский афоризм: языковой конфликт и его формальные показатели // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 11-14.

24. Мосс, М. Общества. Обмен. Личность: Тр. по социал. антропологии /Пер. с фр. — М.: Вост. лит., 1996. — 360 с.

25. Мосс, М. Социальные функции священного/Пер. с фр. — СПб.: Евразия, 2000. — 446 с.

26. Расулова Л.Н. Совершенствование механизма управления социально-трудовыми конфликтами в инфокоммуникационной сфере // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 227-230.

27. Романова Е.А. Медиация как способ разрешения конфликтов: результаты исследований в зарубежной психологии // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 391-392.

28. Гофман, А.Б. Социальная антропология Марселя Мосса //Мосс М. Общества. Обмен. Личность: Тр. по социал. антропологии / Пер. с фр. — СПб.: Евразия, 2000. — 300 с.

29. Грязнова, Е.В. Информационная реальность и социум / Е.В. Грязнова. — Н.Н.: ННГАСУ, 2010. — 203 с.

Статья поступила в редакцию 16.10.2018 Статья принята к публикации 27.11.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.